УДК 371
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ
МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Л.А. Шибанкова1
'Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания р/21 в сфере научных исследований
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена усилением роли образовательных организаций в процессе взаимодействия представителей разных культур и религий. В связи с этим статья направлена на выявление педагогических условий, способствующих коррекции межэтнических отношений в образовательной среде. Автором проведена систематизация и дана характеристика педагогических условий по четырем уровням (концептуальный, содержательный, технологический и уровень кадрового потенциала).
Ключевые слова: поликультурная образовательная среда, педагогические условия, межэтнические отношения.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CORRECTION OF
INTERETHNIC RELATIONS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT
L. Shibankova
Abstract. The research study is considered to be relevant due to the strengthening of the role of educational establishments as consequence of interaction between representatives of various cultures and religions during educational processes. The article is aimed at revealing the pedagogical conditions that contribute the correction of interethnic relations in the educational environment. The author systematizes and characterizes the pedagogical conditions according to four levels: conceptual, informative, technological and human resources.
Keywords: multicultural educational environment, pedagogical conditions, interethnic relations.
Одним из важнейших принципов, представленных в Законе «Об образовании в Российской Федерации», является принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях
многонационального государства [6]. Перед отечественной системой образования возникают, с одной стороны, задачи возрождения и сохранения культурного потенциала каждого этноса, а с другой - формирование толерантности и общероссийской идентичности, преодоление ксенофобии, решение актуальной проблемы межэтнических отношений.
Сегодня мы можем говорить об усилении роли образовательных организаций как наиболее эффективного канала влияния на молодежь в условиях сложной геополитической ситуации, вследствие взаимодействия представителей разных культур и религий в ходе образовательных процессов; необходимости развития культуры межнационального и межконфессионального общения; активного личностного, информационного, и культурного развития.
В современных педагогических
исследованиях, которые связаны с проблемами совершенствования функционирования
педагогических систем, повышения
эффективности образовательного процесса в
области межэтнических отношений; одним из аспектов, вызывающих достаточно большой интерес, являются выявление и характеристика педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности.
Остановимся на положениях, которые важны для нашего исследования:
- педагогические условия выступают как один из компонентов педагогической системы и отражают совокупность возможностей образовательной среды, которые воздействуют на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивают, в нашем случае, ее эффективное функционирование в области коррекции межэтнических отношений;
- организационно-педагогические условия представляют собой совокупность сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, лежащих в основе управления функционированием и развитием процессуального аспекта педагогической системы [3;10].
Нами выявлена и проведена систематизация педагогических условий, способствующих успешной коррекции межэтнических отношений в образовательной среде в полиэтническом регионе, по четырем уровням: концептуальному,
содержательному, технологическому и на уровне кадрового потенциала.
Концептуальный уровень отражает создание толерантной поликультурной образовательной среды; благоприятный социально-
психологический климат, который способен предупредить культурную депривацию; единство и целостность педагогической системы межкультурного образования, включающей взаимосвязанные компоненты, которые позволяют проектировать и корректировать межэтнические отношения учащихся общеобразовательных учреждений и учащейся молодежи в период профессиональной подготовки; культура межэтнических отношений - интегральное личностное качество, которое позволяет взаимодействовать с представителями другого этноса на основе учета их ценностей.
Как было отмечено выше, педагогические условия формирования и коррекции межэтнических отношений предполагают создание толерантной поликультурной образовательной среды. Необходимо отметить, что новые целевые установки государственной политики сформулированы в ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Содержание образования должно
содействовать взаимопониманию и
сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными социокультурными ценностями» [6].
Политические и социально-экономические преобразования в России, а также становление новой системы образования, предусматривающей вхождение в мировое образовательное пространство, актуализирует вопрос формирования межэтнической толерантности обучающихся в поликультурной
образовательной среде. Особая значимость данного вопроса заключается в том, что формирование толерантности и национально-гражданской идентичности является важным этапом становления социальной личности, способной конструктивно взаимодействовать с окружающими в условиях культурного многообразия общества, обладающей развитым
чувством эмпатии, эмоциональной
устойчивостью и т.д.
Формирование же такой социальной личности особенно актуально в современной поликультурной образовательной среде, ключевыми функциями которой отмечаются:
- развитие (реализация потенциала каждого субъекта и учреждения в целом; содействие личностному развитию; приобретение статуса субъекта собственного развития в многокультурном мире);
- выбор ценностей (выработка личностного ценностно-смыслового контекста восприятия действительности);
- регуляция (регулировка деятельности субъектов на основе выработанных общих норм и правил организации жизнедеятельности);
- безопасность (благоприятное существование обучаемого; механизм защиты субъектов от деструктивных тенденций);
- облегчающее взаимодействие (согласование интересов и ценностей её субъектов; комфортное взаимодействие между её субъектами как внутри образовательного учреждения, так и вне его) [2].
Таким образом, создание поликультурной образовательной среды, в которой реализуются представленные функции, будет способствовать формированию толерантной личности обучающегося, коррекции межэтнических отношений.
Необходимо отметить, что культурная самобытность личности является значимой для поликультурной среды современной
образовательной организации. Создание благоприятного социально-психологического климата должно способствовать формированию социокультурной и жизненной установки обучающегося, стремящегося к
самосовершенствованию и самодостаточности. Социально-психологический климат в образовательной среде должен создавать комфорт бытия и, в итоге, предупредить культурную депривацию.
Мы являемся приверженцами позиции Е.А. Конопацкой в том, что поликультурная образовательная среда, представляющая собой систему межкультурных социальных и образовательных взаимоотношений по интериоризации национальной культуры, способствует формированию мировоззрения личности обучающегося, его культурной идентичности, эмоционально-ценностному отношению к представителям других народов и культур [8].
Выполняя функции социализации личности, социально-психологической адаптации и
социальной защиты, благоприятный социально-психологический климат поликультурной образовательной среды способствует формированию у обучающихся высокого уровня гражданственности, самоуважения, уважения мнения представителей других этносов, способность ориентироваться в мире духовных ценностей и т.п.
Единство и целостность педагогической системы этнокультурного образования обеспечиваются вариативностью и
многофункциональностью структуры, которая включает в себя такие компоненты, как цель, принципы, содержание, средства, методы. Данные компоненты являются
взаимосвязанными и позволяют проектировать и корректировать процесс формирования межэтнических отношений учащихся общеобразовательных учреждений и учащейся молодежи в период профессиональной подготовки.
Этнокультурное образование является частью меж/поликультурного образования; они соотносятся между собой как часть и целое. Поликультурное образование учитывает поликультурность современного общества, разнообразие и этнических культур, и социальных субкультур.
Педагогическая проблема заключается в том, что необходима гармонизация полиэтнического и моноэтнического подходов в процессе образования. Опираясь на исследования А.Б. Афанасьевой, мы считаем, что идеальная модель этнокультурного образования должна строиться на понимании единства в многообразии и таким образом, чтобы гармонически развитая личность вбирала в себя этническое и полиэтническое начало, с одной стороны, а также российское начало как суперэтническое и региональное как субэтническое начало [1].
Современной образовательной среде присуща социальная неоднородность, что заостряет проблему межэтнических отношений. Также педагоги в поликультурной образовательной среде решают проблему формирования одновременно и этнической идентичности, которая отличает обучающегося одной этнической принадлежности от других, и российской идентичности, выполняющей объединяющую функцию.
Решение вышеуказанных проблем напрямую связано именно с содержанием образования. Таким образом, мы переходим к следующему уровню педагогических условий коррекции межэтнических отношений в образовательной среде - содержательному уровню.
Общей для всего содержания основой является наша концептуальная идея, связанная с необходимостью формирования культуры межнациональных отношений обучающихся в поликультурной образовательной среде, формирования социальной личности
обучающегося, готового к конструктивному взаимодействию с окружающими в условиях культурного многообразия общества [4].
Исследуя проблемное поле этнокультурного образования, а именно содержания этнокультурного образования, следует обратиться к шестикомпонентной структуре содержания этнокультурного образования, представленной А.Б. Афанасьевой. В структуре содержания этнокультурного образования представлены такие компоненты, как: этнокультурологический, лингвистический, полиэтнический, историко-культурный,
культурно-региональный, этнопсихолого-
педагогический [1].
Причем в основании системы находится этнокультурологический компонент,
отражающий внутреннюю структуру этнокультуры. Данный компонент определяется входящими в содержание образования элементами этнокультуры. Здесь важно отметить, что структура содержания этнокультурного образования исходит из структуры самой этнокультуры. Речь идет о таких областях, как этнофилологическая, этнохудожественная, поведенческая, которая проявляется в обычаях, традициях, нормах этноэтикета, и мировоззренческая область, которая наиболее полно проявляется в эмпирических представлениях об отношении человека к природе, человеку, социуму, основам воспитания и морали, что представляется важным для нашего исследования. Так как в современном поликультурном пространстве особо актуализируется поведенческая область, что и определяет важнейшей целью освоение личностью нормы культуры, формирование установок толерантного поведения с сохранением духовно-нравственных ценностей.
Лингвистический компонент вычленяется из этнокультурологического как самый важный для коммуникации. Полиэтнический компонент представляет совокупность знаний об этносах в этнологическом и этногеографическом плане и этнических ценностях. Историко-культурный -это область знаний об историческом развитии этнокультуры, о вхождении ее в национальную и мировую культуру. В культурно-региональном компоненте отражается этнокультурный материал в конкретном регионе. Этническую идентичность обучающихся, менталитет,
процесс аккультурации и инкультурации, а также освоения ценностей этнокультуры учитывает компонент этнопсихолого-педагогический.
В сегменте учебного предмета/дисциплины педагогические условия коррекции
межэтнических отношений на содержательном уровне отражают:
а) необходимость интеграции содержания межкультурного аспекта с содержанием дисциплин общего и профессионального образования на основе межпредметных связей;
б) введение поликультурных доминант в содержание общего и профессионального образования;
в) необходимость этнопедагогического просвещения подрастающего поколения и учащейся молодежи с целью расширения и углубления этнокультурных знаний, ознакомление с этнокультуроведческим материалом, интегрированным в дисциплины общеобразовательного цикла;
г) введение в содержание образования национально-регионального компонента;
д) введение спецкурсов, отражающих национальную духовную культуру и историю представленных в образовательной организации этнических групп;
е) расширение этнокультурологического содержания в вариативно-дополнительные формы внеучебной образовательной деятельности;
ж) обеспечение деятельности системы дополнительного образования детей в образовательном учреждении.
Технологический уровень предполагает системность и поэтапность установки на формирование межэтнических отношений. При этом необходимо:
- оптимальное сочетание аудиторной и внеаудиторной работы;
- использование многообразных форм и интерактивных методов формирования межэтнических отношений;
- включение учащейся молодежи в активное межкультурное взаимодействие;
- проведение коррекции межэтнических отношений на основе технологии воспитания у учащейся молодежи межнационального взаимодействия.
Одним из условий формирования таких качеств, как понимание и принятие другой культуры, национальное и гражданское сознание, эмпатия, интеркультурное
миропонимание, является введение
инновационных технологий, что способствует повышению уровня информированности
обучающихся о сущностных и содержательных характеристиках толерантности; формированию толерантности в личной сфере ценностей подрастающего поколения и ее превращению в регулятивный принцип их профессиональной и непрофессиональной деятельности. При этом и процесс воспитания базируется на учёте культурных и воспитательных потребностей национальных и этнических меньшинств, на взаимосвязи культур и предусматривает межнациональное и межэтническое
взаимодействие, развитие чувства солидарности и взаимопонимания между субъектами. Согласно исследованию Н.Д. Колетвиновой, субъектам поликультурного воспитания могут быть присущи три основные характеристики: культурная общность; языковая общность; статус национального меньшинства или большинства [7]. В поликультурном воспитании задействованы два субъекта: ведущий и малый этносы, непременным свойством которых является культурное взаимодействие. Необходимо отметить, что основной функцией поликультурного воспитания, прежде всего, является устранение противоречия между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств - с другой. Необходима взаимная адаптация этнических групп, отказ этнического большинства от культурного диктата.
Уровень кадрового потенциала определяется условиями, связанными с совершенствованием кадрового обеспечения педагогов общего и профессионального образования; развитием компетентности и готовности педагога реализовать концепцию поликультурного образования; углублением профессионального сознания с учетом особенностей профессиональной деятельности по
поликультурному воспитанию; расширением профессиональных знаний, умений и навыков; развитием способности к преодолению различных барьеров в восприятии учащегося.
Важность роли педагога в современной поликультурной образовательной среде заставляет задуматься о наличии у педагога необходимых знаний, навыков, умений, установок и поведенческих ориентаций, а также поликультурной образованности в качестве составляющей профессиональной
компетентности. Актуальным стал вопрос подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации специалистов, работающих с учащейся молодежью, в соответствии с экстремистскими проявлениями в молодежной среде [9].
Мы считаем крайне важным в процессе образовательной деятельности соблюдение педагогом профессионально обоснованной дистанцированности, недопущение им крайних взглядов и проявления радикального настроения.
В современной образовательной
организации педагог должен быть:
- готовым к толерантному восприятию культурных различий;
- готовым к конструктивному взаимодействию с окружающим миром независимо от признаков принадлежности к той или иной социальной группе;
- способным профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности, использовать возможности региональной культурной образовательной среды.
Это в целом свидетельствует о необходимости наличия у педагога профессиональных, когнитивных и эмотивных компетенций, которые позволят ему быть готовым к работе в поликультурной образовательной среде и содействовать реализации ее функций:
- помогать обучающемуся обрести способность становиться и быть субъектом собственного развития в многокультурном мире;
- способствовать выработке общего ценностно-смыслового контекста восприятия действительности;
- регулировать деятельность субъектов на основе выработанных общих норм и правил организации жизнедеятельности;
- служить механизмом защиты субъектов от деструктивных тенденций;
- вести к согласованию интересов и ценностей её субъектов и т.д.
Формирование данных компетенций можно осуществлять на нескольких уровнях. А именно: при подготовке педагогических кадров в соответствующих профильных образовательных организациях; при подготовке по программам дополнительного профессионального
образования (повышение квалификации); на институциональном уровне; при подготовке по программам дополнительного
профессионального образования
(профессиональная переподготовка) [5].
Таким образом, реализация совокупности педагогических условий позволит сформировать позитивные межэтнические отношения в образовательной среде, культуру понимания и восприятия различных этносов,
межнационального взаимодействия.
Образовательная организация, в которой будет создана поликультурная образовательная среда, создаст благоприятные возможности для межкультурной рефлексии, социальной активности и вступления в конструктивный межкультурный диалог и межэтнические отношения.
Литература:
1. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы // А.Б. Афанасьева. - СПб.: Университетский образовательный округ СПб и ЛО, 2009.
2. Башмакова Н.И., Рыжова Н.И. Поликультурная образовательная среда: генезис и определение понятия / Н.И. Башмакова, Н.И. Рыжова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2.
3. Беликов В.А. Педагогические условия как цель педагогических исследований / В.А. Беликов // Проблемы образования и развития личности учащихся. - Магнитогорск: МаГУ, 2001. - С. 69-73.
4. Гутман Е.В., Шибанкова Л.А., Захарова П.И. Формирование толерантности в поликультурной образовательной среде вуза / Е.В. Гутман, Л.А. Шибанкова, П.И. Захарова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1(108). - С. 57-62.
5. Доронин С.П., Шибанкова Л.А., Грузкова С.Ю. Проблема готовности педагога к обеспечению безопасности поликультурной образовательной среды / С.П. Доронин, Л.А. Шибанкова, С.Ю. Грузкова // Казанский педагогический журнал. -2015. - № 6. - С. 61-65.
6. Закон об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 7акопг£ Мо^акоп-оЬ -0Ьга70уапИ-у-йУ
7. Колетвинова Н.Д., Габдулхаков В.Ф. Об особенностях поликультурного языкового образования в России и Татарстане / Н.Д. Колетвинова, В.Ф. Габдулхаков // Поликультурное образовательное пространство Поволжья: интеграция регионального и международного опыта: сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции; под ред. Г.Ж. Фахрутдиновой. - Казань: Отечество, 2014. - С. 150-158.
8. Конопацкая Е.А. Формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров в поликультурном образовательном пространстве ВУЗа (на примере профессиональных дисциплин гуманитарной направленности): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Конопацкая Екатерина Александровна. - Казань. - 2015. - 226 с.
9. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Проектирование деятельности образовательных организаций по профилактике вовлечения молодежи в экстремистские организации / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6. - С. 48-51.
10. Сверчков А.В. Организационно- будущих спортивных педагогов / А.В. Сверчков //
педагогические условия формирования Молодой ученый. - 2009. - № 4. - С. 279-282.
профессионально-педагогической культуры
Сведения об авторе:
Шибанкова Люция Ахметовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт проблем национальной и малокомплектной школы РАО», e-mail: [email protected]
Data about the author:
L. Shibankova (Kazan, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor, senior research officer at the Institute of the Problems of National and Ungraded School of Russian Academy of Education, e-mail: [email protected]