УДК 37.013.8
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ* ETHNOCULTURAL SOCIALIZATION OF STUDENTS Н. М. Коршунова N. M. Korshunova
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье раскрываются сущность и структура этнокультурной социализации студентов, обосновываются этнокультурно-социализирующие возможности образовательной среды педагогического вуза. Представлено проектирование системы этнокультурной социализации студентов, обучающихся в педагогическом вузе. Выявлены педагогические условия эффективной этнокультурной социализации студентов. Исследуется использование этнокультурного потенциала образовательной среды вуза в этнокультурной социализации студентов.
Abstract. The article reveals the essence and structure of ethnocultural socialization of students, substantiates the ethnocultural socialization opportunities of the educational environment of a pedagogical university. The author provides the planning of the system of ethnocultural socialization of students studying at a pedagogical university, reveals the pedagogical conditions of effective ethnocultural socialization of students, and investigates the use of ethnocultural potential of university's educational environment in ethnocultural socialization of students.
Ключевые слова: этнокультура, социализация, этнокультурная социализация студентов, этнокультурный подход, этнокультурная компетентность, этническая социализация, этническая идентичность.
Keywords: ethnoculture, socialization, ethnocultural socialization of students, ethnocultural approach, ethnocultural competence, ethnic socialization, ethnic identity.
Актуальность исследуемой проблемы. В современных условиях развития общества перед педагогическим сообществом выдвигается важнейшая задача подготовки педагога к профессиональной деятельности в поликультурной среде. При этом особую актуальность приобретают проблемы формирования умений педагога сотрудничать и общаться с людьми разных национальностей, активизации процессов межкультурной коммуникации. В условиях полиэтнической среды, взаимодействия национальных культур в профессиональной подготовке педагога необходим учет особенностей этнического социума, так как этнокультурные факторы влияют на процесс развития личности в социуме.
* Работа выполнена при поддержке гранта ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
Проблема этнокультурной социализации студентов представляется актуальной в современном поликультурном и полиэтническом обществе. Необходимость исследования данной проблемы обусловлена особенностями этнической социализации на основе принципов диалога культур, мультикультурализма, способствующих позитивной этнической идентичности и развитию этнокультурной толерантности.
Для совершенствования профессиональной подготовки актуальны поиск и разработка педагогических технологий конструктивной этнокультурной социализации, формирования установок толерантного поведения. Профессиональная подготовка специалиста к работе в многонациональном коллективе требует от него понимания значения этно-культуры разных народов.
Этнокультурная социализация способствует формированию этнокультурной компетентности педагога, характеризующейся степенью усвоения им «традиционной культуры народа, интериоризации ее ценностей, оснований и смыслов, теоретической и практической готовности педагога к трансляции этих ценностей» [1, 25], и этносоциокультур-ной компетентности, характеризующейся «готовностью и способностью к межкультурному общению (взаимодействию, сотрудничеству) [2, 78].
В статье представлено научное обоснование содержания, уточнение структуры изучаемого феномена, проектирование системы и педагогических условий эффективной этнокультурной социализации студентов, обучающихся в педагогическом вузе.
Материал и методика исследований. В ходе исследования нами использован комплекс теоретических (анализ, синтез, конкретизация, абстрагирование) и эмпирических методов (анализ собственного педагогического опыта). Материалом исследования послужили научные труды отечественных ученых, посвященные проблеме этнокультурной социализации.
Результаты исследований и их обсуждение. Проблема этнокультурной социализации студентов - комплексная проблема, которая носит междисциплинарный характер, находясь на пересечении проблемных полей философии, этнологии, социологии, психологии и педагогики.
Изучение литературы свидетельствует о наличии множества определений таких понятий, как этнокультура, социализация, этническая социализация, этнокультурная социализация.
А. Б. Панькин этнокультуру определяет как особую систему, включающую в себя «особенности ландшафта, флоры и фауны, мест проживания этноса, архитектуру, систему охраны здоровья, образование и воспитание, жилищный уклад, особенности исторических событий, религии, этнографии, ритуалов и обрядов, народно-прикладного творчества, фольклора, музыки, изобразительного искусства, культуры межличностного общения и этикета и др.» [10, 6]. По мнению автора, данная система включает в себя совокупность ценностей всех областей материальной и духовной жизни.
В трудах И. В. Кожанова [3], М. Б. Кожановой [4], Ю. В. Филиппова [15] указывается, что этнокультура является важнейшим фактором становления личности и представляет собой систему норм поведения, общения людей, совокупность традиционных для этноса нравов, обычаев, ценностей, верований, народного искусства и ремесел. Изучение нами педагогической литературы показало, что в научных исследованиях осуществлен анализ сущностных особенностей этнокультурной направленности и этнокультурного подхода в профессиональной подготовке специалистов в вузе (Н. М. Ахме-рова [1], С. Н. Федорова, [14], М. Г. Харитонов [16]), формирования этнопедагогической
культуры педагогов (В. А. Николаев [8]), взаимосвязи этнической социализации и этнической педагогики (Ю. В. Филиппов [15]), социализации студенческой молодежи в ходе этнокультурной подготовки (Л. П. Карпушина, Л. Е. Бабушкина [2]).
Несмотря на большое внимание ученых к проблеме этнокультурной подготовки специалистов [8], [14], [16], все еще остается ряд нерешенных вопросов, связанных с определением сущности этнокультурной социализации. Недостаточно изучен комплекс педагогических условий по повышению мотивации к профессиональной деятельности в этнокультурной среде.
Понятие «социализация» (от латинского <«оша^» - общественный) имеет множество определений. В философском словаре оно определяется как процесс «формирования человеческой личности на основе обучения и воспитания, усвоения социальных ролей, общественного и собственного опыта, который превращает человека в члена общества» [9]. В культурологическом словаре социализация рассматривается как «начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и культурных норм» [5, 541]. В своем труде «Этнология» А. П. Садохин, Т. Г. Груше-вицкая определяют социализацию как «процесс становления личности путем усвоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством» [11, 295]. В общем понимании, как подчеркивает Ю. В. Филиппов, социализация трактуется как процесс вхождения индивида в актуально данную социокультурную среду посредством усвоения культуры [15, 65].
В социологии этот феномен обозначает «процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе» [15, 66].
Подробный анализ терминологии «социализация» в социальной педагогике проводит А. В. Мудрик. Основываясь на субъект-субъектном подходе, он определяет данный феномен как «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными условиями жизни на всех возрастных этапах» [7, 9]. По мнению автора, сущность социализации состоит в сочетании приспособления (социальной адаптации) и обособления (процесса и результата становления человеческой индивидуальности) человека в условиях конкретного общества [7, 9]. В педагогике существуют следующие точки зрения на понимание сущности социализации. С помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как «процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам»; «процесс самоактуализации "Я-концепции", самореализации личностью своих потенций и творческих способностей»; «процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению» [13, 126].
Этническая социализация в педагогических исследованиях рассматривается как «система межпоколенной трансляции сложившегося этнического опыта социума» [15, 64].
Само словосочетание «этнокультурная социализация» вошло в научный оборот сравнительно недавно. Как одно из направлений социализации, «обеспечивающее включение личности в сферу этнических отношений», оно было анализировано в работах И. В. Кожанова, М. Б. Кожановой [3], [4]. Данное понятие они определяют, исходя из такой функции социализации, как усвоение этнокультурных социальных норм. Целью этнокультурной социализации, по их мнению, являются «формирование социально активной личности, действия которой регулируются этнокультурными нормами и интересами народа, а также воспроизводство общества в целом» [3, 70].
Интерес к проблемам этнокультурной социализации среди отечественных ученых появился в конце 90-х гг. ХХ века в связи с внедрением национально-регионального компонента в образовательный процесс, появлением факторов, повлиявших на формирование ценностных ориентаций молодежи.
Анализ психолого-педагогической литературы по этнокультурной социализации показывает, что в основе данного понятия, по мнению Л. П. Карпушиной, Л. Е. Бабушкиной, лежит процесс «приобщения личности к культуре как своего народа, так и культурам других народов, населяющих регион, страну, мир» [2, 78].
В определении сущности этнокультурной социализации другие авторы берут за основу «функцию инкультурации и трансляции культуры как целенаправленный педагогический процесс усвоения идеалов культуры, социальных норм и ценностей, выработки собственных культурных потребностей и установок, жизненной ориентации и этнокультурной самоидентификации, необходимых для успешной жизнедеятельности в конкретном обществе» [6].
В ходе исследования мы опирались на определение этнокультурной социализации, в котором подчеркивается, что данный процесс «двухсторонний: с одной стороны, происходит усвоение этнокультурного социального опыта, - это характеристика того, как этническая среда воздействует на обучающегося; с другой стороны, в ходе этнокультурной социализации личность воздействует на этническую среду посредством отношений, деятельности и общения, - это характеризует момент избирательного отношения личности к этнокультурным нормам и ценностям» [3, 70]. Наше определение понятия «этнокультурная социализация» учитывает новые факторы, проявившиеся в социокультурной сфере общества, необходимость совершенствования поликультурного педагогического образования, переход к компетентностной модели подготовки педагога, обладающего этнокультурно значимыми качествами, такими как этнокультурная толерантность, этно-патриотизм и др.
При формулировке понятия «этнокультурная социализация» студентов педагогического вуза мы основывались на исследованиях отечественных ученых [3], [5]. Определили данный феномен как процесс усвоения будущими педагогами этнокультурных социальных норм, этнокультурного социального опыта (знаний, умений, ценностей), формирования этнокультурно компетентной личности, способной не только к эффективной педагогической деятельности, но и обладающей этнокультурно значимыми качествами, с целью оптимального включения по окончании вуза в систему социокультурных, межнациональных отношений, их успешной адаптации и интеграции в поликультурную образовательную среду.
Рассматривая систему этнокультурной социализации личности, И. В. Кожанов, М. Б. Кожанова в структуре данного процесса выделяют три компонента: познавательный, ценностно-ориентационный, деятельностный. Основываясь на этих компонентах, мы выделяем следующие компоненты структуры процесса этнокультурной социализации студентов, которые раскрывают основное содержание данного процесса: когнитивный, ценностный, деятельностный. Когнитивный компонент формирует систему этнокультурных знаний, представлений и понятий о способах функционирования этнопедагогической системы, межкультурных отношений. Эти знания влияют на систему ценностных ориен-таций в этнокультурной сфере, мотивацию профессиональной деятельности. Ценностный компонент заключается в соотнесении полученной информации с личным социальным опытом человека. Деятельностный компонент предполагает включение в этнопедагоги-
ческую деятельность, дает опыт применения этнокультурных знаний и умений для достижения этнокультурных целей. Соглашаясь с мнением вышеуказанных авторов, из представленных ими функциональных компонентов системы этнокультурной социализации (когнитивный, коммуникативный, деятельностный, коррекционный) межкультурные коммуникации в данной системе мы рассматриваем как связующее звено всех компонентов.
Этнокультурная социализация студентов в вузе протекает как спонтанно, так и как специально организованная деятельность в системе профессионального педагогического образования. Образовательный процесс, где осуществляется целенаправленная этнокультурная социализация студентов, рассматривается нами как развитие педагогической системы этнокультурной социализации. Основными структурными элементами данного процесса являются этнокультурная социализация в процессе изучения этнокультурных дисциплин (этнокультурное обучение), управляемая этнокультурная социализация (этнокультурное воспитание), педагогически контролируемая стихийная этнокультурная социализация.
В ходе нашего исследования были выявлены и использованы этнокультурно-социализирующие возможности образовательной среды вуза. Возможность этнокультурной социализации в вузе достигается использованием этнокультурного потенциала музеев Чувашского государственного педагогического университета (организуются экскурсии в музеи И. Я. Яковлева, Материнской славы, истории вуза и др.); приглашением профессиональных мастеров при освоении разработанного нами спецкурса «Этнокультурная социализация студентов».
Формирование у будущих педагогов позитивного отношения к истории, обычаям и традициям своего народа осуществляется нами при изучении дисциплины «Английский язык», где студентам предлагаются задания этнокультурного содержания. На этих занятиях они овладевают знаниями народных традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, этно-этикета, ценностных ориентаций и умениями организовать народные игры; проявляют интерес к песням, частушкам, танцам, скороговоркам, пословицам, поговоркам и др.
Занятия по дисциплине «Иностранный язык», направленные на этнокультурную социализацию, состояли из следующих блоков: когнитивного, ценностного и деятель-ностного.
Когнитивный блок предполагал ознакомление студентов с этнокультурной компетентностью, с культурой страны изучаемого языка во всех его аспектах, т. к. когнитивный компонент этнокультурной социализации включает в себя формирование способности и готовности понимать ментальность носителей изучаемого языка, а также особенности коммуникативного поведения народа этой страны. Формирование когнитивного компонента осуществлялось преимущественно при обучении таким видам деятельности, как аудирование и чтение.
Ценностный блок тесно связан с когнитивным. Для этнокультурной социализации учитывались этнокультурные ценности, отражающие сосуществование людей: их социокультурные нормы и стереотипы поведения, нравы, отношения, способствующие взаимопониманию между людьми разных этнических общностей, развитию этнокультурной толерантности. Формирование ценностного компонента этнокультурной социализации студентов осуществлялось преимущественно при обучении говорению.
Деятельностный блок строился на основе решения кейсов, проигрывания ситуаций, написания курсовых работ. Например, нами использовались исследования социокультурного аспекта употребления зоонимов в чувашском, русском и английском языках.
Эффективность этнокультурной социализации по дисциплине «Иностранный язык» зависит от сочетания аудиторной деятельности с разнообразной внеаудиторной. Со студентами был проведен целый ряд внеаудиторных занятий, способствующих развитию этнокультурных умений и навыков, необходимых педагогу в профессиональной работе с детьми в поликультурном образовательном пространстве. Проводились конкурсы, викторины. Студенты выезжали в детские дома.
Апробация системы этнокультурной социализации осуществлялась в ходе опытно-экспериментального исследования. Для этого нами был разработан специальный методический комплекс развития этнокультурной социализации, включающий программу спецкурса, сборник ситуаций и кейсов. Процесс этнокультурной социализации студентов протекает успешно при создании следующих педагогических условий:
1. Обоснование и внедрение в учебный процесс модели системы этнокультурной социализации студентов. Данная модель включает цель, задачи, принципы, содержание, формы организации учебного процесса, методы и средства обучения. Целевой компонент системы обеспечивает регионально-этническую, этнокультурную направленность образовательно-воспитательного процесса на развитие этнокультурной социализации. Содержательный компонент системы реализовывается поэтапно. Выделялись учебные дисциплины, обеспечивающие когнитивный, деятельностный, коммуникативный компоненты этнокультурной социализации студентов. Поэтапное формирование исследуемого явления предусматривает использование разнообразных этнокультурных форм, методов и средств. Результатом является повышение уровня этнокультурной со-циализированности студентов. Деятельностный компонент системы предусматривал организацию образовательно-воспитательного процесса, в котором осуществляется этнокультурное образование.
2. Этнокультурная направленность профессионально-педагогического обучения студентов, наполненность этнокультурным содержанием учебных дисциплин, этнокультурная насыщенность и отбор содержания разделов и тем различных предметов по принципу их целевого назначения для этнокультурной социализации студентов. Осваиваемые этнокультурные знания должны способствовать успешной этнокультурной социализации студентов, позволяют применять этнокультурные знания, умения и навыки, полученные студентами в процессе освоения различных учебных дисциплин, в будущей профессиональной педагогической деятельности.
3. Использование этнокультурно ориентированных кейс-технологий в педагогическом процессе. Примеры кейсов: «Ситуация: студенты, представители разных этносов, организуют вечер-презентацию своих культур, а ряд студентов не желает приходить на этот вечер из-за негативного отношения к представителям некоего этноса. Задача: выяснить причину действий отрицательно настроенных студентов, найти верное решение после проведенного анализа ситуации, чтобы привлечь их к участию в вечере-презентации» [12, 80].
4. Направленность образовательного процесса на развитие этнокультурной мобильности как условие социальной, профессиональной и личностной самореализации студентов.
5. Разнообразие форм, методов и средств этнокультурной социализации студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза, способствующих формированию мотивов и потребностей студентов к осуществлению этнокультурной деятельности, реализации этнотолерантной установки педагога на этнокультурные ценности.
Развитию этнокультурной социализации способствовали лекционные формы организации учебного процесса, проведение семинарских и лабораторных занятий, организация самостоятельной работы, индивидуальных консультаций. Формами внеаудиторной работы были: проведение конкурсов, организация вечеров-встреч с народными умельцами, проведение бесед, выполнение проектов, участие в научно-практических конференциях, проведение круглых столов, дискуссий и др. Методами, способствующими активному усвоению этнокультурных знаний, овладению практическими умениями и навыками, выступали методы проблемного изложения, исследовательский, методы формирования сознания личности, организации деятельности.
Резюме. Таким образом, опыт работы показал, что этнокультурное образование способствует воспитанию у будущих педагогов уважения к национальной культуре и культуре межнационального взаимодействия в поликультурном образовательном пространстве вуза. Разработанный нами комплекс педагогических условий направлен на успешное формирование этнокультурной и этносоциокультурной компетентностей педагога в поликультурном образовательном пространстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмерова Н. М. Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - М., 2004. - 282 с.
2. Карпушина Л. П., Бабушкина Л. Е. Социализация студенческой молодежи в ходе этнокультурной подготовки в вузах // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2011. - № 2. - С. 77-82.
3. Кожанов И. В., Кожанова М. Б. Этнокультурная социализация учащихся: теоретические аспекты // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2012. - № 2 (74), ч. 2. - С. 64-70.
4. Кожанова М. Б. Регионально-этническая направленность воспитания как системообразующий фактор педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2006. - 264 с.
5. Кравченко А. И. Культурология : словарь. - М. : Академический проект, 2001. - 671 с.
6. Мироненко А. В. Этнокультурная социализация подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05. - Орел, 2014. - 193 с.
7. МудрикА. В. Социальная педагогика. - М. : Академия, 2005. - 200 с.
8. Николаев В. А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - М., 1998. - 411 с.
9. Новейший философский словарь / В. А. Кондрашова и др. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 668 с.
10. Панькин А. Б. Формирование этнокультурной личности. - М. : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 280 с.
11. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология. - М. : Академия, 2000. - 314 с.
12. Серякова С. Б. Этнокультурная компетентность педагога дополнительного образования. - М. : МПГУ, 2005. - 132 с.
13. Сластенин В. А. и др. Педагогика. - М. : Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
14. Федорова С. Н. Системный подход к этнокультурологической подготовке будущих педагогов. -Йошкар-Ола : Марийский государственный университет, 2008. - 436 с.
15. Филиппов Ю. В. Взаимосвязь этнической социализации и этнической педагогики. - Н. Новгород : ННГАСУ ГХИ, 2008. - 242 с.
16. Харитонов М. Г. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - М., 1998. - 409 с.