Научная статья на тему 'Становление социальной компетентности и этнической идентичности студентов вуза в условиях поликультурного образовательного пространства'

Становление социальной компетентности и этнической идентичности студентов вуза в условиях поликультурного образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / СТУДЕНТЫ ВУЗА / UNIVERSITY STUDENTS / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIAL COMPETENCE / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чермит Казбек Довлетмизович, Аутлева Асиет Нурбиевна, Вержбицкая Елена Григорьевна

Раскрываются педагогические подходы, направленные на обеспечение становления целостной личности студента вуза, в которой органично сопряжены социальная компетентность и этническая идентичность как сущностные её характеристики. Моделирование поликультурного образовательного пространства вуза выступает фактором развития и самореализации личности студента на основе интеграции воспитательных сил микросреды. Становление социальной компетентности студента вуза предполагает полноценное включение в воспитательно-образовательный процесс всего педагогического потенциала и возможностей социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чермит Казбек Довлетмизович, Аутлева Асиет Нурбиевна, Вержбицкая Елена Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE AND ETHNIC IDENTITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE

The paper reveals pedagogical approaches aimed at ensuring the formation of an integral personality of a university student, in which the social competence and ethnic identity are intrinsically linked as essential its characteristics. Modeling the multicultural educational space of the university is a factor in the development and self-realization of the student's personality on the basis of the integration of the educational forces of the micro environment. The formation of the social competence of the student of the university assumes the full inclusion in the educational process of the entire pedagogical potential and capabilities of the society.

Текст научной работы на тему «Становление социальной компетентности и этнической идентичности студентов вуза в условиях поликультурного образовательного пространства»

УДК 37.035.6:316.75 ББК 74.002.5 Ч 48

К.Д. Чермит

Доктор педагогических наук, доктор биологических наук, профессор кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университета; E-mail: chermit@adygnet.ru

А.Н. Аутлева

Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и педагогических технологий факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: asiet-aytleva@list.ru

Е.Г. Вержбицкая

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: egv1809@mail.ru

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

(Рецензирована)

Аннотация. Раскрываются педагогические подходы, направленные на обеспечение становления целостной личности студента вуза, в которой органично сопряжены социальная компетентность и этническая идентичность как сущностные её характеристики. Моделирование поликультурного образовательного пространства вуза выступает фактором развития и самореализации личности студента на основе интеграции воспитательных сил микросреды. Становление социальной компетентности студента вуза предполагает полноценное включение в воспитательно-образовательный процесс всего педагогического потенциала и возможностей социума.

Ключевые слова: воспитание, студенты вуза, социальная компетентность, поликультурное образовательное пространство, этническая идентичность.

K.D. Chermit

Doctor of Pedagogy, Dr.Sci.Biol., Professor of Department of the General Pedagogy, the Adyghe State University; E-mail: chermit@adygnet.ru

A.N. Autleva

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies of Faculty of Pedagogy and Psychology, the Adyghe Sstate University; E-mail: asiet-aytleva@list.ru

E.G. Verzhbitskaya

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Health Safety of Institute of Physical Culture and Judo, the Adyghe State University; E-mail: egv1809@mail.ru

FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE AND ETHNIC IDENTITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE

Abstract. The paper reveals pedagogical approaches aimed at ensuring the formation of an integral personality of a university student, in which the social competence and ethnic identity are intrinsically linked as essential its characteristics. Modeling the multicultural educational space of the university is a factor in the development and self-realization of the student's personality on the basis of the integration of the educational forces of the micro environment. The formation of the social competence of the student of the university assumes the full inclusion in the educational process of the entire pedagogical potential and capabilities of the society.

Keywords: education, university students, social competence, multicultural educational space, ethnic identity.

Студенческая молодежь - это стратегический ресурс общества, становление социальной компетентности представляется актуальной в профессиональной подготовке. Приоритетная роль в формировании социальной компетентности студентов вуза принадлежит дисциплинам гуманитарного и социально-экономического блока, которые дают знания об общих законах функционирования современного общества и прививают навыки анализа социально-экономических процессов, без которых молодому человеку сложно адаптироваться в современном динамично развивающемся социуме. Воспитание как сложная социальная система обладает рядом признаков, важнейшими из которых являются целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие со средой, с системами более высокого порядка. В таком случае воспитательная система вуза является целостным динамическим единством взаимосвязанных элементов; воспитательных целей и задач; деятельности, обеспечивающей их реализацию; субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих; возникающих в деятельности и общении отношений, интегрирующих субъекты в некую общность; управления, обеспечивающего интеграцию компонентов в систему и развития этой системы. Развитие образовательной системы - процесс управляемый, который требует четкого представления закономерностей, тенденций и этапов этого процесса.

Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет учитывать особенности социально-политической, экономической и демографической ситуации и формировать у студентов профессиональную и жизненную позицию активного противостояния идеологии экстремизма, попыткам прямого вовлечения в противоправную деятельность. Содержание федеральных государственных стандартов ориентировано на формирование общекультурных, профессиональных и личностных компетенций, которые являются составляющими социальной компетентности личности обучающегося.

Поликультурность как принцип воспитания в условиях образовательного пространства вуза основан на идее сохранения, принятия этнических культурных традиций как нравственных норм, регулятор поведения субъектов поликультурного пространства. Это открывает перед студентами новые культурные перспективы, ориентируя на культурное разнообразие; формирует у студента готовность принять культурные традиции как инварианты различных культур. При этом появляется определенная открытость в отношениях межкультурного взаимодействия субъектов поликультурного образовательного пространства; студенты знакомятся с традициями и тенденциями развития других культур, сравнивают с культурными нормами своей культуры. В этом случае образовательное пространство, основанное на этнических этических нормах, ценностях, взглядах,

представлениях, придает содержанию бытия обучающихся не только нравственный смысл, но и создает предпосылки для межкультурной коммуникации, диалога культур.

В.В. Путин в своей речи на Валдайском форуме (2013) обозначил следующее направление в развитии России: «Необходимо историческое творчество, синтез лучшего национального опыта и идеи, осмысление наших культурных, духовных, политических традиций с разных точек зрения с пониманием, что это не застывшее нечто, данное навсегда, а это живой организм. Только тогда наша идентичность будет основана на прочном фундаменте, будет обращена в будущее, а не в прошлое. <...> Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство. И мы считаем естественным и правильным эти ценности отстаивать.> ... <При этом у нас накоплен уникальный опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур. Эта поликультурность, полиэтничность живет в нашем историческом сознании, в нашем духе, в нашем историческом коде.> ...» [1].

При воспитании студентов вуза в условиях такого полиэтнического, поликультурного региона, как Северный Кавказ, где традиционные национальные ценности, обычаи задают границы нравственного и безнравственного, важно выделить императивы в национальных ценностях, выступающие как нравственные предписания поведения, отношений.

Высоким уровнем гражданской идентичности является общероссийская идентичность - «единая для всех граждан страны российская общность, достижение и укоренение которой обеспечивается государством на правовом, идейном, культурном, нравственном, этическом

уровнях» [2]. Характерологическим свойством российской идентичности является ее «традиционность, консервативность, приверженность соборным ценностям, базовой среди которых является российскость как полиэтничная, многокультурная, многоконфессиональная, всеобщая «субстанция» [3].

«Именно в рамках российской идентичности (российскости), как отмечает В.А. Тишков (2010), формируется и трансформируется содержание таких категорий, как «народ», «нация», «национальное государство» [4].

В современной России в области общей политики, в том числе политике образования, обозначился государственный заказ в реализации идеи духовно-нравственного воспитания личности, готовой к активному участию в политической, экономической и культурной жизни государства. А это напрямую связано с вопросами структуры общества, его этнических и национальных особенностей. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость рефлексии человеком образования с точки зрения его возможностей для осознания своей культурной, этнической идентичности, их реализации в образовательной системе, а также формирования уважения к другим культурам. Учет особенностей мировосприятия и миропонимания, сформированных в условиях конкретного региона и национального окружения, является определяющим в воспитательной работе педагогов и направлен на самоактуализацию и саморазвитие личности воспитуемого. Ориентация образовательной политики на социо-, этнокультурные и региональные особенности влияет на приоритеты развития образовательного процесса в субъектах Российской Федерации.

Поликультурность как инвариантная реалия современности определяет во многих странах мира и в России вектор социально-политического устройства и развития.

В этой связи особую актуальность приобретает воспитательный потенциал национальных ценностей этнокультурного опыта субъектов поликультурного образовательного пространства, который заключен в традициях, обычаях, в ментальных установках как основа нравственного воспитания личности студентов -будущих педагогов.

В Адыгейском государственном университете организована система мониторинга социальной компетентности и этнической идентичности будущих педагогов. По результатам опроса о значимости таких понятий, как «Безопасность», «Историческая память», «Патриотизм», «Этнические ценности», «Родина», «Малая родина», «Гражданственность», «Моя страна», в жизни респондентов, о влиянии этих понятий на формирование жизненной позиции респондентов показали, что опрошенные студенты выделили в первую группу приоритетов понятия безопасности, исторической памяти, патриотизма и этнические ценности.

Результаты опроса о влиянии ценностных гражданско-патриоти-ческих понятий на формирование жизненной позиции респондента показали:

1. Безопасность (41,3%)

2. Историческая память (40,9%)

3. Патриотизм (36,2%)

4. Этнические ценности (36,1%)

5. Родина (33,5%)

6. Малая Родина (31,7%)

7. Гражданственность (29,9%)

8. Моя страна (28,9%).

Таким образом, приоритет таких ценностей, как «Безопасность», «Историческая память», «Патриотизм»» Малая родина», «Этнические ценности», конечно же, связан с социокультурными особенностями поликультурной Республики Адыгея.

В современной России заметно возрастание значимости патриотизма как консолидирующей основы общества, т.к. именно патриотическое сознание человека определяет

его гражданскую позицию и социальную активность, причем «гражданин России» является приоритетной идентификацией для 47,9% участников опроса.

Однако среди «мы - идентификаций» ведущую роль играют отождествления себя с «товарищами по работе, учебе» (61,3%), с «людьми, разделяющими взгляды на жизнь» (55,8%), с «представителями своего поколения» (54,2%). Определяют себя как «россияне», как часть российского социума лишь 37,7% респондентов, то есть идентификация «мы» как «россияне» («мы - это россияне») стоит на шестой ступени в десятиступенчатой идентификационной иерархии участников опроса.

Анализ результатов ответов на вопрос о роли национальных традиций в обществе свидетельствует об актуальности этого вопроса в поликультурном обществе. 44,4% опрошенных студентов считают, что национальные традиции в современном обществе - это то, «что сплачивает общество, обеспечивает социальный мир и согласие», 20,9% выбрали варианты ответа: «национальные традиции сегодня имеют декоративный характер и практически не влияют на жизнь общества», 20,7%: «в современном обществе национальные традиции разделяют общество, порождают многочисленные конфликты». Такая поляризация мнений содержит в себе угрозу нестабильности в межнациональных отношениях в регионе.

Важным ресурсом целенаправленного формирования образовательной среды студентов, способствующей развитию их гражданских установок, являются курсы по выбору, позволяющие выбирать структуру и содержание вариативных курсов: «Этнопедагогика», «Граж-дановедение», «Краеведение», «Поликультурное образование», «Современные проблемы воспитания в поликультурном образовательном пространстве», Межкультурные коммуникации в поликультурном

мире», «Социальная компетентность младших школьников»; спецсеминары «Формирование этнической толерантности», «Нравственные ценности в молодежной культуре» и др.) и педагогические тренинги «Я-гражданин», «Диалог культур в полиэтническом пространстве».

Образовательные программы Адыгейского государственного университета соответствуют требованиям не только интернационализации информации, но и требованиям учета определенной региональной этнокультурной специфики. Реализация таких подходов в программах университетского образования реально способствует социализации этнических групп, их включению в общий контекст российской и мировой культуры, чему в значительной степени способствует обучение на русском языке. Именно обучение на русском языке является важнейшим условием успешности формирования российской гражданской идентичности. Так в АГУ открыта общеуниверситетская кафедра русского языка для студентов всех направлений подготовки.

Задача формирования социальной компетентности и этнической идентичности студентов вуза как носителей общероссийской гражданской идентичности требует разработки соответствующих прикладных гуманитарных и социальных технологий, которые позволят точно определять параметры, механизмы, методики воспитательного воздействия на личность студента с учетом оптимального сочетания трех иден-тичностей: российской, региональной, этнической.

Педагогическая система профессиональной подготовки будущих педагогов включает три концептуальных направления: педагогическая концепция формирования этнической толерантности обучающихся в условиях полиэтнического образовательного пространства; педагогическая концепция нравственного воспитания на основе

базовых ценностей этнопедагоги-ки; педагогическая концепция системы социализации личности на основе нравственных императивов национальных ценностей в контексте интеграционных тенденции в поликультурном, социально дифференцированном российском обществе. Одним из индикаторов таких тенденций является динамика и соотношение гражданской, этнической, региональной идентичности и уровень этнической толерантности, взаимопонимания и адаптации взаимодействующих этнокультурных и социальных групп.

Основными педагогическими условиями реализации педагогической системы формирования социальной компетентности и этнической идентичности будущих педагогов в условиях полиэтнического образовательного пространства вуза являются: создание образовательной среды в условиях актуализации национальных традиций, обычаев, ценностей; интегрированное и единонаправленное взаимодействие всех социальных институтов с использованием этнокультурных средств и традиций; создание возможностей для практического участия обучающихся в моделировании традиций и обычаев разных народов через организацию воспитательных событий, вызывающих у субъектов полиэтнического образовательного пространства общественный резонанс; привлечение общественных, студенческих, военно-патриотических организаций, сообщества исторической реконструкции.

Таким образом, становление социальной компетентности студентов обусловливает формирование общегражданских ценностей обучающейся молодежи на принципах включенности социальных институтов в образовательное пространство и синергии их воздействия на личность обучающегося с целью наполнения общегражданских ценностей национальными ценностями, смыслами, императивами.

Приоритетным направлением воспитания для Адыгейского государственного университета является реализация последовательной системной политики средствами образования, науки, культуротворче-ской деятельности по стабилизации

ситуации в регионе, что закономерно обеспечит на тактическом уровне формирование российской гражданской идентичности, общекультурной компетентности, высокого уровня правовой культуры в студенческой среде.

Примечания:

1. Путин В.В. Доклад в Валдайском дискуссионном клубе. 2013. URL: htt:// ru - an.info/nevs/2555.

2. Кортунов С.В. Национальная идентичность. Постижение смысла. М.: Аспект-Пресс, 2009.

3. Аствацатурова М.А. Северный Кавказ: перспективы и риски. Трансформация регионального этнополитического пространства. М.: Academia, 2011. С. 10.

4. Тишков В.А. Российский народ. М.: Просвещение, 2010. 165 с.

References:

1. Putin V.V. Report in Valdai Discussion Club. 2013. URL: htt: // en-an.info/ nevs/2555.

2. Kortunov S.V. National identity. Comprehension of meaning. M.: Aspect-Press, 2009.

3. Astvatsaturova M.A. North Caucasus: prospects and risks. Transformation of the regional ethnopolitical space. M.: Academia, 2011. P. 10.

4. Tishkov V.A. The Russian people. M.: Prosveshchenie, 2010. 165 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.