УДК 343.83
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КУРСАНТОВ
Л. В. Шатохина, Т. В. Кириллова, Н. А. Тюгаева
Реферат: рассматривается актуальная проблема осуществления психолого-педагогического контроля межличностных отношений курсантов на примере Академии ФСИН России. В настоящее время совершенствование образовательной системы связывают с необходимостью управления качеством образовательных услуг в различных сферах деятельности, в том числе в пенитенциарной системе. Потребители образовательных услуг со своей стороны уделяют большое внимание их качеству, так как оно приобретает востребованность в широких социальных кругах. В современных психологических и педагогических исследованиях изучаются всевозможные пути и средства повышения качества образования в целом и качества воспитания в частности. Именно с этой позиции пересматриваются ключевые составляющие педагогического процесса. Существующие методы психолого-педагогического контроля не являются целостными. Данное обстоятельство напрямую связано с тем, что в практике педагогов и психологов недостаточно диагностических методов, позволяющих производить учет и сравнение показателей на объективном уровне с использованием количественных по© Шатохина Л. В., Кириллова Т. В., Тюгаева Н. А., 2017
казателей, которые дают возможность производить их сравнение между собой. Наряду с этим психолого-педагогический контроль позволяет оценивать эффективность педагогического воздействия на учебно-воспитательный процесс в целом. Обосновывается важность и необходимость соблюдения психологами и педагогами определенных условий, способствующих адекватному подбору мероприятий психолого-педагогической направленности, позволяющих улучшить отношения в социально значимую сторону, а также снизить уровень негативных влияний в курсантской среде. Психолого-педагогический контроль межличностных отношений курсантов может стать важнейшим средством повышения квалификации педагогов, совершенствования их специальных знаний и педагогического мастерства.
Ключевые слова: курсанты, психолого-педагогический контроль, межличностные отношения, учебно-воспитательный процесс, интегральные показатели.
В современном мире качество образовательных услуг имеет важное значение в разнообразных сферах деятельности, в том числе в образовательных организациях ФСИН России. В связи с этим возникает оправданная
необходимость в совершенствовании образовательной системы в целом, а также в управлении качеством предоставляемых образовательных услуг.
Изучение литературных источников по заявленной проблеме позволило нам установить, что в современных психолого-педагогических исследованиях изучаются пути и средства повышения качества образования и воспитания. Именно с данной позиции пересматриваются ключевые компоненты педагогического процесса. Независимо от выбранных технологий обучения и воспитания психолого-педагогический контроль считается важнейшим компонентом педагогического процесса и приобретает особую значимость именно как средство, позволяющее производить диагностику уровня межличностных отношений обучающихся. Благодаря данному виду контроля появляется возможность оценивать эффективность различного рода психологических и педагогических воздействий на образовательный процесс в целом. Необходимо отметить, что на практике существует прямолинейная связь между показателями обучения и воспитания от полной реализации функций контроля, от необходимого набора воздействий на обучающихся, а также от их ежедневного использования в образовательной деятельности.
Известные в науке методы психолого-педагогического контроля не являются целостными, поскольку не позволяют осуществлять учет и сравнение полученных показателей с использованием математического аппарата. Даже выставление обучающимся, в частности курсантам, заслуженных оценок в течение учебного занятия в рамках изучаемой ими дисциплины производится исключительно по ран-
говой шкале, которая по своей природе не предполагает получение объективных показателей. Намного сложнее обстоит дело с диагностикой и изучением межличностных отношений в учебном коллективе курсантов ввиду отсутствия объективных критериев их оценки как важного условия реализации контроля.
Несмотря на внушительное число научно-исследовательских работ в обозначенном направлении, к сожалению, пока не удается создать доступные к использованию методики для получения именно объективных данных и тем более внедрить их в повседневную практическую деятельность педагогов и психологов в образовательных организациях.
Известно, что в настоящее время имеются теоретические положения, обоснования и методики, использующие интегральные показатели, которые позволяют характеризовать уровень межличностных отношений в коллективе сверстников. Ни для кого не секрет, что основная задача обучения трактуется в психологической и педагогической науке как передача определенных знаний, а также их подтверждение различными способами.Что касается воспитательной работы, то часто ее расценивают как нечто вторичное, само собой разумеющееся, не требующее дополнительных вмешательств со стороны.
Анализируя опыт исследователей, занимающихся вопросами диагностики, формирования и развития межличностных отношений обучающихся, можно гипотетично полагать, что в современном социуме возникает необходимость именно в совместных усилиях педагогов и психологов с целью разрешения проблем, связанных с
эффективным контролем уровня межличностных отношений курсантов, со специализированной работой по воспитанию у них необходимых навыков коммуникативной культуры, с учетом психологического здоровья учебной группы при выполнении учебных и служебных задач.
С нашей точки зрения, реализация эффективного психолого-педагогического контроля межличностных отношений курсантов будет возможной в том случае, если будут соблюдены определенные условия. В первую очередь педагоги и психологи образовательной организации на должном уровне должны владеть методами интегральной диагностики межличностных отношений в учебном коллективе. Сама методика интегральной диагностики межличностных отношений курсантов должна выступать в качестве необходимого условия достижения намеченных целей учебно-воспитательной практики. В исследовании необходимо использовать объективные количественные показатели, которые характеризуют уровень сформированности межличностных отношений курсантов.
Мы солидарны с мнением В. В. Беликовой, что формирование межличностных отношений непосредственно связано с процедурами выявления и оценки состояния этих отношений [1, с. 50]. Существующие методы диагностики межличностных отношений, на наш взгляд, нуждаются в совершенствовании в направлении ориентации их на использование показателей, имеющих количественную характеристику, что дает возможность оценивать состояние учебной группы курсантов с учетом всевозможных взаимных отношений. В качестве таковых можно применять ряд показателей: интеграль-
ный коэффициент дистанции общения, коэффициент корреляции, групповой коэффициент корреляции, индекс дружеских связей, симметрия парных взаимоотношений.
В решении заявленных проблем определенную помощь может оказать методика интегральной диагностики межличностных отношений курсантов в образовательной организации. Данная методика в течение нескольких лет проходила апробацию в Академии ФСИН России и показала свою эффективность [2, с. 12]. Результаты проведенных исследований отражены в монографии «Педагогический контроль межличностных отношений курсантов средствами интегральной диагностики» (2016 г.).
Рассмотрим краткую характеристику и возможности обозначенных выше интегральных показателей. Интегра-тивный показатель взаимоотношений в группе представляет собой специфический обобщенный показатель дружеской коммуникации, или интегральный показатель дистанции межличностного общения в учебной группе. Нами предлагается считать данный показатель интегральным коэффициентом дистанции общения. Он отражает качество межличностных отношений в среде обучающихся одной учебной группы, психологический микроклимат, а также уровень близости и дружелюбности среди сверстников [3, с. 296]. Количественное распределение выборов курсантов, полученных в нашем исследовании, отражено на рисунке 1.
Исследователь А. А. Ярышева утверждает, что уровень потребности человека быть принятым группой, зависимость и контроль со стороны важных для него лиц, неразборчивость в установлении эмоциональных отноше-
ний обусловливают становление нар-коаддикции в подростковом возрасте [4, с. 223]. В связи с этим изучение, формирование, развитие и контроль межличностных отношений обучающихся являются чрезвычайно важными задачами, стоящими перед психологами и педагогами.
Следующий показатель, используемый нами в изучении межличностных отношений курсантов, называется коэффициентом корреляции. Он представляет собой количественный показатель взаимосвязи между числовыми значениями двух различных показателей, которые являют собой экспериментальные результаты и могут сравниваться друг с другом с точки зрения наличия между ними определенной статистической зависимости. В данном случае речь идет об индивидуальном коэффициенте корреляции, показывающем соответствие выбранных нами показателей применительно к одному из обучающихся в учебной группе.
Для того чтобы в результате экспериментального исследования получить обобщенные показатели по учебной группе в целом, необходимо ввести понятие группового коэффициента корреляции. Данный показатель в нашем исследовании свидетельствует о соответствии внешнего запроса курсантов на межличностное общение, или статус, с их внутренними установками, или проекция. В том случае, когда происходит совпадение внешних и внутренних запросов респондентов на межличностное общение, коэффициент корреляции растет в диапазоне от -1 до +1. На рисунке 2 показаны значения коэффициента корреляции в различных учебных группах курсантов.
В ходе исследования нами получен рейтинг статуса курсантов по желаемой дистанции общения (рис. 3), рейтинг статуса курсантов по разности позитивных выборов (рис. 4), процентное выражение статусов курсантов (рис. 5). Диаграммы составляются обязательно и по показателю проекции курсанта. Разница между проекцией и статусом курсантов отражена на рисунке 6. Положительный вектор изменений численного значения коэффициента корреляции информирует нас об улучшении взаимоотношений сверстников. Одним из возможных результатов, полученных в ходе исследования, может быть совпадение индивидуальных показателей статуса и проекции, что говорит о симметричности во взаимоотношениях респондентов. В то же время имеется возможность проследить индивидуальные связи респондента с членами учебной группы (рис. 7).
Отношения курсантов внутри своей учебной группы отличаются многообразием их выражения. Например, отношение курсанта к своей группе и наоборот, отношение группы к каждому курсанту неодинаково. Как следствие, можно выделить еще один вариант индивидуально-групповых отношений. Например, отношение курсанта к одногруппникам и отношение одногруппников к курсанту могут совпадать. Нами предлагается называть это явление симметрией групповых отношений. Здесь наблюдается совпадение «встречных» оценок, в частности, курсанта к группе и группы к курсанту. Следует отметить, что далеко не всегда взаимоотношения курсантов предполагают симметрическую взаимность.
Суммарное выражение взаимности представляет собой значимый параметр, который позволяет оценивать
межличностные отношения в группе курсантов. Несомненно, обсуждаемый показатель является весьма существенным, если вести разговор об эмоциональном состоянии курсантов в группе. В связи с этим одним из направлений нашей исследовательской деятельности стало изучение симметрии парных взаимоотношений в учебных группах, например, на рисунке 8 можно увидеть попарные связи курсантов, а на рисунке 9 - симметричные связи респондента как разность «я к нему» - «он ко мне».
Индекс дружеских связей в нашем исследовании предстает как показатель «дружности» членов учебной группы. Мы попытались выявить среднее число близких друзей, приходящихся на курсанта как субъекта деятельности. Полученные нами результаты показывает значительное различие в данных от группы к группе, что может говорить о возможностях изменения групповых взаимоотношений. Данную информацию необходимо использовать педагогам и психологам с целью оказания помощи курсантам, связанной с преодолением трудностей и уменьшением дистанции в межличностных отношениях.
Использование интегральных показателей позволяет оценивать учебную группу курсантов по целому ряду параметров. Анализируя и интерпретируя показатели, педагоги и психологи образовательной организации смогут принять своевременное решение о необходимости проведения целенаправленных коррекционных мероприятий в области воспитательной работы по сплочению всей группы в целом, а также поведения отдельных курсантов. На важности изучения особенностей обучающихся акцентируют внимание Н. А. Тюгаева и И. Э. Чурикова [5, с. 140].
Учет обозначенных условий реализации психолого-педагогического контроля межличностных отношений курсантов в определенной степени позволит педагогам и психологам уйти от личностных оценок посредством внедрения в практику интегральных показателей.
Интегральные показатели могут использоваться для изучения изменений в формировании межличностных отношений курсантов при моделировании эффективности запланированных мероприятий. Объективность количественных показателей вытекает из применения в исследовании интервальной шкалы измерений, предполагающей получение этих показателей, и их объективного сравнения в разных учебных коллективах. Результаты, полученные в ходе изучения межличностных отношений курсантов, способствуют адекватному подбору мероприятий психолого-педагогической направленности, позволяют улучшить отношения в социально значимую сторону, снизить уровень негативных влияний в курсантской среде.
На наш взгляд, педагогический контроль со своими специфическими методами может стать важнейшим средством повышения квалификации педагогов и психологов, совершенствования их специальных знаний и профессионального педагогического мастерства. Полученные данные могут оказать большую помощь в выборе психолого-педагогическихтехнологий воспитательной работы с курсантами образовательных организаций ФСИН России.
Список литературы
1. Беликова В. В. Педагогическая диагностика формирования межлич-
ностных отношений в учебной группе // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2008. № 74-2. С. 50-52.
2. Шатохина Л. В., Шатохин Д. Д. Психолого-педагогическая оценка межличностных отношений в учебных коллективах образовательных организаций ФСИН России с использованием методов интегральной диагностики // Глобальный научный потенциал. 2016. № 11 (68). С. 12-14.
3. Шатохина Л. В. Особенности формирования межличностных отношений
курсантов в воспитательном процессе // NovaInfo.Ru (Электронный журнал).
2016. № 53-2. С. 296-304.
4. Ярышева А. А. Межличностные отношения как социально-психологическая детерминанта наркозависимого поведения у подростков // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4-2. С. 221-223.
5. Тюгаева Н. А., Чурикова И. Э. Психологические основы педагогического взаимодействия в образовательном процессе высшего учебного заведения // Человек: преступление и наказание.
2017. № 2. С. 138-141.
Рис. 2. Коэффициент корреляции между статусом и проекцией
□ Среднее значение
Рис 3. Рейтинг статуса курсантов по желаемой дистанции общения
% выборов дистанции данного типа
ооооооооооо
Значение статуса от -100% до +100%
-к К) к> о оэ
0.8
0.6
о ч
н
о г г г ¡с ф
0 о.
с
ф
г £
ф т га
1
СО
0,4 0,2 40 -0,2
-0.4
-0,6
-0.8
6 7 8 9 10
П1
1213
1718
<»20 21 2223 2425'.'.(>
I Разность между проекцией и статусом
Рис 6. Разница между проекцией и статусом курсантов
Рис 7. Индивидуальные связи респондента с членами группы
Респонденты
Рис. 8. Попарные связи респондента
1
0.3 0.6 0.4 0.2 О -0,2 -0.4 -0.6 -0,8 -1
1 6 8 10' 12 13 14 Г ' 117'Г ' 120 21 22 23 24 25:1»
1
Респонденты
Рис 9. Симметричные связи респондента как разность отношений «я к нему» - «он ко мне»