5. Расширяет системы профессиональной работы и повышения качества профессионального обучения.
6. Организует систему повышения уровня квалификации как кадров специалистов промышленных предприятий, так и педагогических кадров, обеспечивающих реализацию учебных программ по единым
планам сквозной комплексной подготовки по требуемым специальностям.
7. Разрабатывает методическое обеспечение образовательного процесса.
Такой нам видится модель профессионального образования в условиях малого города, которая реализуется сегодня в г. Зеленодольске.
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Р.Р. Шакиров, кандидат педагогических наук, преподаватель Набережночелнинского государственного педагогического института
Ключевые слова: педагогическое общение, средства общения, коммуникативная система.
Без оптимального общения как проявления творчества личности невозможен успех учебного занятия, беседы, экскурсии. Без него нет благоприятных условий для развития эмоциональной и интеллектуальной сфер обучающегося, становления его как личности.
Увеличение количества студентов с высоким уровнем тревожности, эмоциональная и социальная пассивность обусловлены, главным образом, низким качеством межличностных отношений в системе: педагог — студент, родители — ребенок, студент — студент. Педагогу, который заинтересован в развитии личности, необходимо обратить внимание на технологию профессионального общения.
Можно сказать, что воспитание и обучение представляют единый процесс и результат оптимального педагогического общения.
Исследователи часто кладут в основу определения общения подмеченное ими свойство, подчеркивая его
доминантность. Например, общение определяется как процесс установления и поддержания контакта; как обмен ценностями; как обмен деятельностями, представлениями, чувствами и др.; как связь и отношения между индивидами; как источник знаний о человеческой сущности; как форма общественно-коммуникативной деятельности; как социальное взаимодействие и др.
В основу своего понимания общения мы положили концепцию деятельности, разработанную А.Н. Леонтьевым и развитую А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, П.Я. Гальпериным. Деятельность есть реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций, основное отличие одной деятельности от другой состоит в специфике их предметов.
Особое внимание уделяется тем формам активности субъекта, которые изменяют предмет деятельности, превращая ее в результат. Предмет-
19
ность деятельности рассматривается как ее основная констатирующая характеристика.
Проанализировать совместную учебную деятельность преподавателя и студентов означает указать, в чем состоит ее предмет, выяснить побуждающие ее потребности и мотивы, описать разновидности составляющих деятельность действий и операций. Мы считаем, что общение есть форма человеческой деятельности.
Если деятельность — это процесс взаимодействия человека с миром вещей, природой, животными и людьми, то общение — это процесс взаимодействия людей друг с другом. Поэтому гносеологической «клеточкой» понятия «общение» мы считаем непосредственное взаимодействие человека с человеком — субъект-субъектное взаимодействие.
Общение как вид деятельности должно быть обусловлено общественной природой человека и является условием учения и труда, условием формирования системы мировоззренческих ценностей.
Большинство исследователей отмечают, что через общение в педагогическом процессе складывается система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения, т.к. создает определенные благоприятные отношения в коллективе.
Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б.Д. Па-рыгин, И.С. Кон), психолингвистов (А.А. Леонтьев), специалистов по социальной психологии (Б.Ф. Порш-нев, Г.М. Андреева).
Большой вклад в анализ понятия общения внесли психологи П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, филологи М.М. Бахтин, Л.В. Щерба и др.
За рубежом исследованием групповых взаимодействий в совместной учебной деятельности занимаются Д. Тейлор, Д. Креч, Ф. Фидлер и др.
Разработки социальной психологии ознаменованы тенденцией рассмотрения ребенка в коллективе не только в качестве объекта воспитания, но и как субъекта межличностных отношений.
Л.С. Выготский отмечал, что развитие личности ребенка выступает как функция от развития его коллективного поведения, что везде наблюдается один и тот же закон перенесения социальных форм поведения в сферу индивидуальных приспособлений, во внутренний мир ребенка.
Известна классификация воспитательных функций общения школьников: нормативная функция (отражающая освоение школьниками норм социально-типического поведения, т.е. общение как нормативный процесс), познавательная (приобретение школьниками индивидуального социального опыта в процессе обучения, т.е. общение как познавательный процесс), эмоциональная (отражающая общение как эффективный процесс), актуализирующая (отражающая реализацию в общении типических и индивидуальных сторон личности школьника, т.е. общение как способ и средство социального утверждения личности).
Средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения.
20
Под средствами общения понимаются и основные коммуникативные операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком. Выделяют три основные категории средств общения: экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела и др.); предметно-действенные (приближение, удаление и др.); речевые (высказывания, вопросы, ответы, реплики и др.).
Педагог Е. Ильин отмечает, что урок — прежде всего встреча, то есть общение. В.А. Кан-Калик подчеркивает, что общение с людьми — это всегда творчество, и, как любым творчеством, овладеть им сложно, а в творчестве учителя на первое место выходит умение организовать педагогическое общение.
Педагогическое общение как психологическая деятельность включает взаимоотношения субъектов педагогического процесса, где предметом взаимодействия становятся психологические (субъектные) качества личности.
В процессе обучения решаются три основные задачи: обучающая, воспитывающая, развивающая. Как же здесь действует общение? Можно предположить следующее: при решении обучающей задачи общение обеспечивает психологический контакт с учащимися (рациональный), формирует положительную мотивацию обучения; создает творческую обстановку коллективного, познавательного поиска и совместных обсуждений.
При решении воспитательной задачи с помощью общения устанав-
ливается психологический (эмоциональный) контакт между субъектами учебной деятельности, преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения и познавательная направленность обучающихся.
При решении развивающей задачи через общение создаются условия мыследеятельностного развития обучающихся.
Общение в процессе обучения — это единство информационно-коммуникативной психологической деятельности, процесс регуляции взаимодействия преподавателя и учащихся посредством обмена знаниями, отношениями и чувствами.
Оптимальное педагогическое общение, обладающее наибольшим воспитывающим потенциалом, по своим нормам организации и психологическому содержанию можно отнести к уровню, известному под названием «диалогического».
Педагогическое общение — целостная система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
В отечественных исследованиях педагогического общения как сложной междисциплинарной проблемы можно выделить следующие направления:
— место педагогического общения в структуре педагогической деятельности (Ш.А. Амонашвили, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик и др.);
— психологические характеристики личности учителя как фактора педагогического общения (Н.В. Кузьмина, С.В. Кондратьева и др.);
21
— педагогическое общение и педагогические отношения (А.А. Андреев, А.А. Леонтьев и др.);
— социально-психологический анализ педагогического общения (В.А. Кан-Калик, Б.Ф. Ломов и др.);
— межличностные отношения и педагогическое общение (Н.Н. Обозов, С.В. Сергеева, А.И. Щербаков и др.);
— общение учащихся друг с другом, подготовка учащихся к педагогическому общению (А.И. Донцов, И.С. Кон, С.Г. Якобсон и др.).
Педагогическое общение можно представить как процесс непрерывно развивающихся и изменяющихся форм общения, которые образуют динамическую коммуникативную систему. При этом педагогическое общение будет являться системой бесчисленного ряда коммуникативных задач, образующих непрерывную, целостную коммуникативную структуру урока. Актуальным является понимание пе-
дагогического общения как контактного межличностного взаимодействия учителя — субъекта профессиональной педагогической деятельности с учащимися — субъектами учебной деятельности.
Таким образом, оптимизация учебно-воспитательного процесса предполагает оптимальное педагогическое общение преподавателя с учащимися, которое обладает наибольшим воспитывающим потенциалом и которое по своим нормам организации и психологическому содержанию можно отнести к уровню, известному под названием «диалогического».
Литература:
1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.— М., 1996.
2. Кузьмина Н.В. Основы профессиональной психодиагностики.— М., 1989.
3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение.— М.: Знание, 1989.
РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л.Н. Журбенко, доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики, Е.Д. Крайнова, ассистент кафедры высшей математики, Казанский государственный технологический университет им. Кирова
(КГТУ), г. Казань
Ключевые слова: компетентность, проектно-конструктивная способность, метод проектов, самостоятельная математическая деятельность.
Компетентность инженера зависит от полноты и целостности знаний и достаточного для решения проблем уровня развития проектноконструктивных (ПК) способностей в области его деятельности [1]. В зависимости от трансформации
22
проблемы проектно-конструктивные способности в [2] подразделяются на формализационные, конструктивные и исполнительские. Формализацион-ные (А) способности человека проявляются в фазах деятельности по исследованию проблемы, по выбору