Интеллектуальное творчество - процесс создания нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и выходить за пределы стандартных требований деятельности. «...В зависимости от ситуации ребенок может преобразовывать способы решения задач (проблем)» [1].
И, наконец, интеллектуальная компетентность - это одна из базовых характеристик личности, обеспечивающая возможность принятия эффективных решений и способов достижения целей в определенной области деятельности. «...Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослыми, так и им самим» [1].
Библиографический список
В качестве резюме: интеллектуальное развитие и формирование интеллектуальных качеств дошкольников следует трактовать как комплекс мер и мероприятий, осуществляемых в образовательном учреждении, направленный на планомерное выявление актуальных, наличествующих объективно индивидуальных интеллектуальных способностей детей с целью компетентного управления развитием интеллектуальных качеств детей, на основе учета их возрастных, индивидуально-когнитивных особенностей, осуществляемого в рамках личностно-ориентированной модели взаимоотношений педагога с детьми, интеграции образовательных областей, организации интеллектуально-познавательной деятельности детей [6, с. 24].
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 г.
2. Савенков, А.И. Ваш ребенок талантлив: детская одаренность и домашнее обучение. - Ярославль, 2002.
3. Сикорский, И.А.. Душа ребенка. - СПб., 1901.
4. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - М.; Томск, 1996.
5. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. - СПб., 2002.
6. Яфаева, В.Г. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников. Программа-руководство. - Уфа, 2005.
Bibliography
1. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyjskoyj Federacii № 655 ot 23 noyabrya 2009 g.
2. Savenkov, A.I. Vash rebenok talantliv: detskaya odarennostj i domashnee obuchenie. - Yaroslavlj, 2002.
3. Sikorskiyj, I.A.. Dusha rebenka. - SPb., 1901.
4. Kholodnaya, M.A. Psikhologiya intellekta: paradoksih issledovaniya. - M.; Tomsk, 1996.
5. Yasyukova, L.A. Metodika opredeleniya gotovnosti k shkole: prognoz i profilaktika problem obucheniya v nachaljnoyj shkole. - SPb., 2002.
6. Yafaeva, V.G. Razvitie intellektualjnihkh sposobnosteyj starshikh doshkoljnikov. Programma-rukovodstvo. - Ufa, 2005.
Статья поступила в редакцию 07.01.12
УДК 159
Begantsova I.S., Markeeva M.V. PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE PROVISION OF STUDENTS PROFESSIONAL PERSONAL IDENTITY IN THE CONDITIONS OF INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION. The work presents modern methods of psychological and pedagogical activity in the provision of students professional personal identity in the sphere of higher education. Socio-pedagogical characteristics and psychological peculiarities of students of humanitarian specialties and training courses are defined.
Key words: professional personal identity, students, psychological diagnostic, psychological and pedagogical activity, professional training, psychological peculiarities, Institutions of Higher Education.
И.С. Беганцова, канд. психол. наук, доц. ФГБОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара», г. Арзамас, E-mail: [email protected]; М.В. Маркеева, канд. психол. наук, доц.
ФГБОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара», г. Арзамас, E-mail: [email protected]
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
В условиях модернизации российского образования особо акцентируется проблема обеспечения профессионального самоопределения студентов в условиях вуза. Актуальность проблемы обусловлена тем, что в настоящее время у многих выпускников современных вузов отмечается низкий уровень профессионального самоопределения, неуспешная интернализация студентами профессиональной роли, отсутствие профессиональных мотивов. По мнению ряда исследователей, в ближайшее время эти тенденции будут нарастать в силу ряда обстоятельств. Во-первых, в связи с явно наблюдаемой тенденцией увеличения среди поступающих абитуриентов представителей различных «групп риска». В этом смысле проблема профессионального самоопределения осложняется социально - педагогическими и личностными характеристиками поступающих в вуз студентов. Во-вторых, в связи с переходом к единому государственному экзамену и появившейся возможностью поступить в любой ВУЗ на любую специальность, независимо от наличия профессиональных интересов, профессионально важных качеств и способностей. В-третьих, в результате системных преобразований в высшей школе, обусловленных вступлением России в Болонский процесс и переходом к двухуровневой модели высшего (особенно педагогического) образования [1].
Теоретический обзор литературы свидетельствует, что проблемой профессионального самоопределения и адаптацией студентов высшего профессионального образования занимались такие исследователи, как (С.С. Гриншпун, И.Ю. Кузнецов,
И.В. Кузнецова, Л.М. Митина, З.А. Решетова, П.П. Шавир и др.). Психолого-педагогические аспекты обеспечения профессионального самоопределения студентов в рамках деятельности психолого- педагогической службы представлены в работах И.В. Дубровиной, Е.А. Варфоломеевой, В.С. Кисловой, Е.И. Метелько-вой, В.В. Рубцова, С.В. Чеботарева, Т.И. Чирковой и др.
Данные обстоятельства требуют переосмысления теоретических и организационно-практических основ профессиональной подготовки в контексте обеспечения профессионального и личностного самоопределения студентов в вузе. Кроме этого, существующий разрыв между требованиями личностно-ориентированной парадигмы высшего профессионального образования и унифицированным характером подготовки специалистов делает необходимым более глубокого изучения проблемы обеспечения профессионального самоопределения студентов на этапе обучения в вузе.
В практике работы психолого-педагогической службы пси-холого-педагогического факультета ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара» содействие в обеспечении профессионального и личностного становления студентов, оказание психологической помощи всем субъектам образовательного пространства и социально-профессионального партнерства являются основными направлениями деятельности. Одним из направлений работы психолого-педагогической службы психолого-педагогичес-кого факультета ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара» является содействие в обеспечении профессионального самоопределе-
ния студентов, оказание психолого-педагогической помощи всем субъектам образовательного пространства. Особое место отводится изучению социально-педагогических характеристик и психологических особенностей студентов-первокурсников, обучающиеся по специальностям «Педагогика и психология», «Психология», «Социальная педагогика», «Социальная работа», «Социально-культурный сервис и туризм». Основной состав студентов представлен выпускниками школ южных районов Нижегородской области, в большинстве своем проживающих в сельской местности.
На первых этапах работы с вновь поступившими студентами проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика, которая позволяет составить целостный социально-психологический портрет первокурсников, а также учесть индивидуально-личностные особенности студентов, поступивших на разные специальности, выявить общие тенденции, характеризующие особенности профессионального самоопределения современных студентов. Анализ результатов диагностики многолетних наблюдений за студентами первого курса, в период их адаптации к новым условиям обучения в вузе, позволяют констатировать рост числа студентов, имеющих низкий уровень учебной мотивации (с первого курса отмечаются пропуски занятий студентов, пренебрежение учебной деятельностью, невнимательность, систематическая неподготовленность, потеря интереса к учебе, отсутствие заинтересованности в изучении нового материала); низкий уровень профессиональной мотивации (основной мотив поступления в вуз «Хочу получить диплом о высшем образовании, не важно, по какой специальности»; второстепенным мотивом является «Чувствую призвание к профессии»; стойким мотивом для юношей является отсрочка исполнения воинского долга); личностные дисгармонии (повышенная тревожность и напряженность, неадекватность самооценки, неуверенность в себе, незащищенность, инфантилизм, закрытость, агрессивность, враждебность, демонстративность); проблемами в адаптации к новой социальной среде, к новому коллективу (боязливость, тревожность, замкнутость или наоборот - повышенная конфликтность, враждебность); склонностью к употреблению ПАВ (тяга к алкоголю, наркотикам, одурманивающим веществам, курению). В ходе проведения комплексной психологопедагогической диагностики используются методики изучения мотивационной сферы А.А. Реана и В.А. Якунина, самооценки Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн, определения типа акцентуации К. Леонгарада, статуса и отношений в группе «Социометрия» Дж. Морено. Анализ результатов диагностики изучения мотивационной сферы показывает, что в период с 2005-2009год ведущими мотивами учебно-профессиональной деятельности у 70%. студентов первого курса являлись такие как, «приобрести глубокие, прочные знания; расширить свой кругозор, быть в числе лучших студентов». С 2010 года отмечаются изменения в мотивации выбора профессии. Если студенты, специальностей «Педагогика и психология», «Психология», с учетом снижения процента (с 65% до 55%) еще настроены приобретать глубокие и прочные знания, интересуются основными предметами по специальности, то студенты специальности «Социальная педагогика» и «Социальная работа» мотивируют выбор вуза и профессии желанием (необходимостью) получить высшее образование (увеличение с 10% до 35%), сам же выбор профессии осуществляется ими в большинстве под влиянием мнения референтной группы.
В 2007 году на факультете открыта новая специальность «Социально-культурный сервис и туризм». До 2009 г. 36% студентов, поступивших на данную специальность, мотивировали свой выбор призванием и желанием стать образованным человеком. К 2010 году наметилась выраженная тенденция выбора данной профессии, в связи с возросшими ее популярностью и престижем (71%). Второстепенными мотивами выбора студентов стали желание получить диплом о высшем образовании, хорошие отзывы о факультете. В целом, результаты изучения мотивов выбора профессии студентов гуманитарных специальностей, в период с 2005 по 2010 гг. обращают внимание на некоторое смещение акцентов, с желания получать глубокие и прочные знания и развивать свои способности, в сторону приоритета популярности и престижности профессии в обществе, желания получить диплом о высшем образовании.
Анализ результатов самооценки свидетельствует о преобладании степени ее адекватности в общем массиве данных по всем специальностям. К 2009 году у значительной части студентов (58 %) наблюдается завышенная самооценка, особенно по шкалам «злой - добрый», «больной - здоровый», «неблагополучный - благополучный», «любимый - нелюбимый» и др. В этой связи завышенная самооценка, свидетельствующая об определенной инфантильности, усугубляет ситуацию преобладания внешней мотивации профессионального выбора будущими специалистами. Важно, что оценивание себя студентами нередко противоречиво: студент может считать себя счастливым и благополучным, но при этом невезучим и некрасивым. Несколько благополучнее в этом отношении специальность «Психология» (27%). Хотя в целом, наличие противоречий в представлениях о себе и отношении к себе в ранней и поздней юности вполне допустимо, ибо свидетельствует о длящемся этапе завершения кризиса идентичности (по Э. Эриксону) и открывает значительные возможности для оказания индивидуальной и групповой психологической помощи студентам в личностном и профессиональном самоопределении.
Результаты психологической диагностики и наблюдений с 2009 г. показывают увеличение в выборке респондентов количества менее тревожных студентов (уровень тревожности у студентов всех специальностей снижается практически в 2 раза (с 70% до 36%). В то же время отмечен рост числа студентов (с 56% до 63%), использующих демонстративное поведение, желание привлечь к себе внимание любым способом. Особо выделяются в этом плане студенты специальностей «Социальная педагогика» и «Социальная работа» (с 40% до 65%).
Следует отметить, что по сравнению с предыдущими годами возрос уровень агрессивности студентов практически всех специальностей (с 14% до 40%). Агрессивность носит как вербальный, так и невербальный характер, активнее используется защитная форма поведения.
Изучение личностных особенностей свидетельствует о росте числа студентов с акцентуациями характера по аффективно-экзальтированному типу, которым свойственен большой диапазон эмоциональных состояний. Данная группа студентов легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных, испытывают трудности с саморегуляцией психических состояний. Наблюдения и психодиагностика свидетельствует, что увеличилось число студентов с демонстративным типом личности, которым свойственен эгоцентризм, потребность в признании, приукрашивание собственной персоны, постоянном внимании со стороны окружающих.
Отмечается увеличение количества студентов с проявлением социального инфантилизма, что в частности выражается в постоянной потребности в поддержке, опеке, помощи и контроле со стороны взрослых в сфере осуществления, как учебной деятельности, так и организации воспитательной работы. В ходе организации какого-либо мероприятия им необходим постоянный и пошаговый контроль выполнения деятельности со стороны куратора и четкое, поэтапное отслеживание ее промежуточных результатов. Такие студенты, как правило, демонстрируют постоянное отвержение учебной деятельности, систематически не готовы к учебным занятиям, объясняя, что не знали, что нужно готовиться, не нашли вопросы или нужный материал, формально присутствуют на занятиях, часто проявляя протестные и защитные реакции.
Анализ результатов изучения межличностных отношений в студенческих группах 1 курса свидетельствует о том, что снизился индекс групповой сплоченности на первых этапах развития группы. Это может свидетельствовать о том, что в последние годы в вуз приходят студенты, имеющие индивидуалистические тенденции и не нацеленные на выстраивание позитивных межличностных отношений в группе, что существенно осложняет освоение ими профессиональной деятельности в сфере «человек - человек». В результате содержательного анализа полученных данных, констатируется явно выраженная психологическая неоднородность поступивших на первый курс студентов, выбравших гуманитарные специальности, которая требует существенных изменений в построении учебно-воспитательного процесса в учреждении высшего профессионального образования. В составе студентов-первокурсников в течение последних 5-6 лет почти половина будущих специалистов характеризуется
вполне оптимальным начальным стартовым уровнем мотивации освоения выбранной профессии. Это подтверждается 50% сту-дентов-первокурсников, имеющих достаточный уровень профессионального самоопределения, и 8% студентов с высоким уровнем профессионального самоопределения. В то же время около трети состава первокурсников, начинающих осваивать профессиональную деятельность, демонстрируют скорее достаточный уровень профессионального самоопределения. Выявленный процент студентов с такими характеристиками профессионального выбора и мотивации освоения профессии позволяет прогнозировать достаточно серьезные осложнения в адаптации к учебно-профессиональной деятельности в вузе и последующем профессиональном развитии.
Одним из важнейших и стратегических направлений реализации государственной образовательной политики, на сегодняшний день, является подготовка специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. В этой связи закономерно обостряется проблема профессионального самоопределения будущих специалистов, связанная с готовностью первокурсников в целом к выбору ими освоению профессии. В 2011 г. нами было проведено сравнительное исследование, выявляющее уровень профессионального самоопределения у студентов, поступивших на 1 курс психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара» направлений подготовки «Психолого-педаго-гическое образование» (профили «Психология и социальная педагогика», «Психология образования») и специальность «Педагогика и психология девиантного поведения».
На основании проведенной диагностики мотивационной сферы, было выявлено, что для студентов направлений подготовки «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология и социальная педагогика») в большей степени (68%) характерна внешняя мотивация обучения, с упором на получение формального результата в виде получения диплома. Они, поступая в вуз, в отличие от студентов специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» и направлений подготовки «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология образования») не ориентировались в будущей профессиональной деятельности и не были нацелены на глубокое освоение профессии. Студенты других направлений подготовки «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология образования») и специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» хотя и не имеют четко дифференцированных представлений о будущей профессии, но нацелены на получение глубоких знаний по выбранной профессии. Анализ
результатов диагностики личностных особенностей свидетельствует, что студенты направления подготовки «Психолого-педа-гогическое образование» (профиль «Психология и социальная педагогика») демонстрируют несколько более выраженные агрессивность и демонстративность во взаимодействии с партнерами по общению, в сравнении со студентами других направлений и специальностей гуманитарного образования. Такое профессионально важное качество, как готовность к сотрудничеству, в большей степени выражено у студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование (профиль «Психология образования») и специальности «Педагогика и психология дивантного поведения» (48%). У студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология и социальная педагогика»), оно несколько ниже (37%). При этом в процессе взаимодействия с партнерами по общению они менее тревожны, возможно, это объясняется их демонстративностью, и более инфантильны. Анализ результатов изучения самооценки показал, что студентам практически всех направлений и специальностей подготовки (в меньшей степени «Психология образования») свойственна завышенная самооценка своих личностных и профессиональных качеств (67%), что говорит о недостаточно сформированной способности к рефлексии, осознанию себя.
В целом студенты, осваивающие направления профессиональной подготовки «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология и социальная педагогика»), в сравнении со студентами того же направления, но другого профиля («Психология образования») и специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» имеют менее дифференцированные представления о содержании будущей профессиональной деятельности. Выявленные характеристики свидетельствуют о низком уровне сформированности профессионального самоопределения студентов-первокурсников названных направлений (специальностей) профессиональной подготовки. Анализ результатов исследований и практика работы в системе высшего гуманитарного образования позволяют констатировать, что студенты с низким уровнем профессионального самоопределения представляют собой так называемую «группу риска» в освоении профессиональной деятельности.
Таким образом, анализ результатов проведенного исследования, многолетние наблюдения на психолого-педагогическом факультете, позволяют сделать вывод об эффективности деятельности психолого-педагогической службы в обеспечении профессионального самоопределения студентов, с учетом их реальных социально-психологических характеристик, специфики осваиваемой профессии и воспитательного потенциала вузовского этапа профессиональной подготовки.
Библиографический список
1. Завражнов, В.В. Педагогическое обеспечение профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов в вузе: дис...канд. пед. наук. - Пенза, 2010.
2. Маркеева, М.В. Психолого-педагогическая служба как одно из успешных условий сопровождения студентов в условиях вуза // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: VII Всероссийская научно-практическая конф., 16 декабря 2011г. - Арзамас, 2011.
3. Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии.
- 1997. - № 4.
Bibliographiya
1. Zavrazhnov, V.V. Pedagogicheskoe obespechenie professionaljnogo samoopredeleniya buduthikh pedagogov-psikhologov v vuze: dis.kand. ped. nauk. - Penza, 2010.
2. Markeeva, M.V. Psikhologo-pedagogicheskaya sluzhba kak odno iz uspeshnihkh usloviyj soprovozhdeniya studentov v usloviyakh vuza // Adaptaciya uchathikhsya vsekh stupeneyj obrazovaniya v usloviyakh sovremennogo obrazovateljnogo processa: VII Vserossiyjskaya nauchno-prakticheskaya konf., 16 dekabrya 2011 g. - Arzamas, 2011.
3. Mitina, L.M. Lichnostnoe i professionaljnoe razvitie cheloveka v novihkh socialjno-ehkonomicheskikh usloviyakh // Voprosih psikhologii. - 1997.
- № 4.
Статья поступила в редакцию 10.01.12
УДК 159.923 Bolshunova N.J. CHARACTER AS A UNITY OF PHYSICAL, MENTAL AND SPIRITUAL. This paper presents a comparative analysis about the character of the national psychology (Soviet and Russian religious), definition of character is formulated.
Key words: character, personality, way of life, Christian anthropology, spirit - soul - body.