УДК 343.83:159.9
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
Реферат: рассматривается проблема диагностики межличностных отношений курсантов в психологическом измерении. Обосновывается необходимость использования интегральных методов изучения взаимоотношений с целью получения объективных показателей. Проведен анализ научного вклада отечественных и зарубежных ученых в изучение вопросов диагностики межличностных отношений в коллективе. Представлена структура межличностных отношений в группе (позиция, статус, внутренняя установка, роль). Обозначены перспективные направления исследований межличностных отношений курсантов.
Ключевые слова: курсанты, межличностные отношения, интегральная диагностика, малая группа, статус, проекция, внутренняя установка.
В настоящее время в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний учебный процесс направлен на объединение знаний в области различных отраслей с целью получения единой теории психического развития человека и понимания сущности его личности. Важную роль в обеспечении реализации данной проблемы играют отрасли психологической науки, которые способствуют поиску новых технологий и оптимальных условий самоактуализации личности. На этом
© Шатохина Л. В., Калашникова М. М., 2017
Л. В. Шатохина, М. М. Калашникова
фоне становится актуальным проведение диагностических исследований на интегральном уровне.
Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, одной из задач, связанных с профессиональной подготовкой работников УИС, является изменение качества научного и методического обеспечения деятельности практических психологов, что требует внедрения новых методов психодиагностической, психокоррек-ционной и психотерапевтической работы. Учитывая сложность обозначенной проблемы, необходимо начинать осуществлять подготовку практических психологов на этапе обучения курсантов в ведомственных вузах. С целью формирования коммуникативной культуры будущих сотрудников УИС важно проводить исследования межличностных отношений, посредством чего должны реализовываться современные гуманитарные технологии.
Проблемой исследования вопросов межличностных отношений занимались такие ученые, как Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Л. П. Буева, А. Б. Добрович, А. И. Донцов, Я. Л. Ко-ломинский, И. С. Кон, В. Н. Куницина, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов, А. Маслоу, Н. Н. Обозов, А. А. Оганесян, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.
Выявление причин и условий взаимоотношений курсантов в коллективе образовательных организаций ФСИН
России стало центром научных исследований Н. А. Тюгаевой, В. М. Литвиш-кова, В. М. Позднякова, А. И. Ушатико-ва, Д. В. Сочивко, А. М. Лафуткина и др.
Изучением особенностей межличностных отношений, базирующихся на симпатиях и антипатиях обучающихся друг к другу, занимались Я. Л. Коломин-ский, И. П. Волков и др.
Приоритетной задачей психологии во все времена являлось исследование межличностных отношений личности и коллектива в целом. Учитывая это, для использования в научных целях учеными были предложены разнообразные методические средства, пути, приемы, базирующиеся на использовании методов и методик, направленных на оценку отношений обучающихся к своим сверстникам, психоэмоциональных состояний, социально-психологического климата в коллективе, а также построение на их основе целенаправленных корректирующих программ психологического сопровождения [4].
Проблему психолого-педагогической диагностики межличностных отношений в коллективе рассматривали Н. В. Бахарева, А. С. Горбатенко, Р. Игня-тович, Н. Н. Луковников, Е. А. Михайлы-чев, Дж. Морено, П. Фюрстер, В. В. Шпа-линский, У. Эссер, Ю. В. Янотовская и др.
Основными методами исследования в данном направлении считаются социометрия, наблюдение, анкетный опрос. С нашей точки зрения, указанные методики не являются совершенными в силу того, что в них не учитывается весовой коэффициент, вносимый каждым обучающимся в интегрированные показатели, а также отсутствует объективность в оценке различных показателей всего коллектива, характеризующих уровень развития межличностных состояний. Значимым вектором психологических исследований
выступает изучение индивидуальных интегральных характеристик респондентов как единой всеобъемлющей характеристики их свойств в системе групповых отношений. В основу же методик и технологий реализации такого подхода должно быть положено творчество психолога, формирование особой среды для наиболее полной реализации психологических инноваций.
В прошлом веке в науке доминировал эмпирический подход к изучению малых групп, которые представляют среду непосредственного общения человека. Психология и социология малых групп изучается отечественными и зарубежными научными школами, представителями которых выступают Я. Л. Коло-минский, А. И. Донцов, А. В. Петровский, К. К. Платонов, Дж. Морено, Л. И. Уман-ский и др. Анализ исследований указанных ученых обнаруживает интерес к изучению межличностных отношений в производственных группах (бригады, отряды, отделы) и в педагогических системах (школьные классы, курсантские взвода, студенческие группы). Наше исследование предполагает рассмотрение особенностей отношений в учебных группах курсантов.
Следует иметь в виду, что в курсантских учебных группах проявляются процессы, которые носят психологический и социальный характер и оказывают непосредственное воздействие на психоэмоциональное самочувствие каждого субъекта межличностных отношений и в целом на социально-психологическое здоровье коллектива.
Понимая важность и необходимость формирования и развития межличностных отношений, психолог ставит определенные задачи. В частности, важным представляется получение первичной информации о коллективе, обоснование выбора соответствующего содер-
жания, форм, методов и стиля организации психолого-педагогической работы с курсантами. Психологам и педагогам необходимо владеть знаниями в области интегральной психодиагностики для оценки уровня сформированно-сти коллектива.
Ученый Э. Богардус (1925) стал первооткрывателем в области количественного измерения межличностных отношений [1]. Он приобрел популярность, разработав шкалу социальной дистанции, которая понималась им как степень приемлемости человека к представителям других социальных общностей. Выделенная им шкала широко применялась для измерения и сравнения личностных установок людей и групп. Шкала социальной дистанции предполагает один вопрос, обращенный к испытуемому: «Я согласен иметь дело с представителями определенной расы:
1) в качестве близких по браку;
2) в качестве личных друзей в моем клубе;
3) в качестве жителей моей улицы;
4) в качестве моих сослуживцев;
5) в качестве граждан моей страны;
6) только в качестве туристов».
В дальнейшем Л. Терстоун (1928) предложил шкалу равных интервалов, внеся теоретическую новизну в принципы конструирования различных шкал. Немаловажную роль в измерение отношений к религии внесли Л. Терстоун и Э. Чейв, применив шкалу равных интервалов. Отличительной особенностью данной шкалы можно выделить пункты, ранжированные от «высшей» до «низшей» благожелательности. Это явилось значимым условием для создания многочисленных шкал личностных установок.
С целью диагностики доминирующего типа коллективных отношений в
малых группах применяется методика Тимати Лири. С ее помощью возможно оценить индивидуальные социальные ориентации испытуемого: диктаторство-зависимость, дружественность -агрессивность и т. д. Методика включает в себя 128 суждений, раскрывающих 16 поведенческих характеристик. В практической работе обозначенная методика имеет обширную область использования в сфере изучения коллективных отношений: структурирует картину групповых отношений; при поднятии духа корпоративности и улучшения взаимоотношений в трудовых и учебных коллективах, определяет объективного лидера группы и иерархию отношений. Однако обозначенная методика не оценивает вес каждой связи в системе парных отношений.
Для изучения взаимоотношений наиболее эффективным является социометрический метод [2]. Социометрический тест отражает вектор предпочтения или установку индивида в процессе общения с другими субъектами в группе. Результаты некоторых психолого-педагогических исследований свидетельствуют, что картина социометрических предпочтений иногда носит ярко выраженный ситуативный характер, затрагивает в первую очередь сферу взаимоотношений, основанных по типу «симпатия - антипатия» и порой очень трудно соотносима с характером реального взаимодействия в контактной группе. Исходя из полученных в социометрическом исследовании данных определяются коэффициенты на основе выборочных связей, которые распространяют на коллектив в целом. Такой способ, на наш взгляд, обладает значительной ошибкой при ограниченном числе респондентов, так как в малой группе значения выборок не подчиняются нормальному закону распределения,
что противоречит смыслу воспитательной деятельности, поскольку не учитывает людей, оказавшихся за пределами какого-либо показателя точности, например дисперсии. Именно поэтому диагноз группы, полученный при помощи социометрии, не может считаться полным, поскольку не дает интегральных показателей для группы в целом, являющихся ориентиром для выбора целенаправленных учебно-воспитательных мероприятий и прогнозирования позитивного результата. Таким образом, социометрия является точным и в то же время односторонним методом. На наш взгляд, назрела необходимость совершенствования социометрического теста как наиболее эффективного метода в изучении межличностных отношений. В образовательных учреждениях ФСИН России недостаточно глубоко исследуются аспекты, связанные с межличностными взаимодействиями, поскольку отсутствуют соответствующие методы для их диагностики.
По мнению А. И. Ушатикова и Б. Б. Казака, разработке методов по совершенствованию и регулированию межличностных отношений, а также созданию благоприятных предпосылок для повышения эффективности формирования организационного поведения сотрудников УИС в целом способствуют следующие факторы [3]:
регламентация поведения должностных лиц и функциональных групп (служб) УИС;
психологические особенности личности сотрудника и руководителя УИС;
уровень взаимоотношений между сотрудниками и руководителями УИС; организационные контакты; особенности должностных обязанностей сотрудников УИС.
Следовательно, уровень развития межличностных отношений выступа-
ет важным условием развития организационного поведения сотрудников УИС. Чтобы сформировать высокий уровень коммуникативных умений будущего работника ведомственного учреждения, которые обеспечили бы ему эффективное общение с сослуживцами (подчиненными и начальниками) и лицами, отбывающими наказание, необходим системный подход к осуществлению данного процесса. Основы их закладываются системой вузовского образования.
Образ жизни курсантов в образовательных организациях ФСИН России осуществляется за счет четких, регламентированных нормативно-правовых документов и т. д.
Межличностные отношения, безусловно, сказываются на жизнедеятельности учебной группы. Известно, что служебные отношения развиваются на почве взаимного доверия, личностных симпатий, целенаправленной психолого-педагогической деятельности. Организационную структуру группы выявить очень просто, так как она зависит от распределения обязанностей. Гораздо сложнее дело обстоит с изучением неофициальной структуры, связанной с особенностями межличностных отношений.
Структура межличностных отношений показывает место индивида. С целью понимания структуры отношений в учебной группе необходимо пользоваться понятиями: «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль» [5; 6].
1. Позиция - характеризует официальное положение субъекта в межличностных отношениях. Ее можно определить с помощью формальных взаимодействий с представителями одноименного коллектива. Степень формального воздействия субъекта на членов коллектива определяет по-
зицию человека в коллективе. Иными словами, позиция представляет собой внутреннее субъективное отношение к статусу.
2. Статус - это неформальная, социально-психологическая характеристика личности в структуре взаимоотно-шений,представляет собой ее авторитетность для представителей данного коллектива. Применительно к нашему исследованию статус обозначает положение индивида в ранжированном списке, то есть рейтинг.
3. Внутренняя установка показывает восприятие человеком своего личностного положения в группе (статуса). Речь идет о том, как сам человек понимает свою роль, как к нему относятся другие члены коллектива и как он сам может воздействовать на них.
4. Роль - отражает психологическую структуру коллектива и является образцом ожидаемого поведения человека в зависимости от его позиции, статуса и внутренней установки. Не вызывает сомнения, что роль может определяться и официальным местом, которое занимает субъект в коллективе. В качестве примера можно выделить роль командира учебной группы, которая может быть избранной по воле самого курсанта, а также на основе назначения руководством учебно-строевых подразделений.
В обозначенной нами структуре, на наш взгляд, не хватает такого важного показателя, как проекция, показывающая, насколько субъект сам стремится к своему окружению.
Таким образом, получены нужные ориентиры, необходимые для понимания механизмов взаимодействия в системе межличностных отношений, анализе статусных различий, а также процессов группообразования.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы.
В психологии, ориентирующейся на формирование миропонимания, становление духовно богатой и нравственно ценной личности, способной к самообразованию и самореализации, заложено понятие интегральности, предполагающее наличие интегральных количественных показателей, положенных в основу интегральной педагогической диагностики.
В результате анализа структуры межличностных отношений в учебной группе средствами методики интегральной диагностики получены ориентиры, отражающие механизмы взаимодействия всех связей в группе, с целью определения своеобразия каждой личности и ее места в системе межличностных отношений, а также для совершенствования всей системы учебно-воспитательной работы.
В современном обществе в связи с развитием идей интегральности назрела необходимость в решении проблем по следующим направлениям: осуществление эффективного контроля за состоянием межличностных отношений курсантов, проведение специальной работы по воспитанию у них необходимых навыков общения, учет социально-психологического климата в коллективе при решении учебно-воспитательных задач. Значительную помощь в решении перечисленных проблем способна оказать разработанная методика интегральной педагогической диагностики межличностных отношений курсантов в образовательном учреждении [7].
Список литературы
1. Bogardus E. S. Measuring social distance // J. of applied sociology. 1925. Vol. 9.
2. Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958. 289 с.
3. Ушатиков А. И. Психология деятельности личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений. Рязань, 1999. 198 с.
4. Калашникова М. М., Калашникова Т. В. Исторический опыт педагогического сопровождения несовершеннолетних осужденных в России // Вестник Кузбасского института. 2016. № 3 (28). С. 158-165.
5. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учеб. пособие. Минск. : Тетра Си-стемс, 2000. 432 с.
6. Шатохина Л. В. Развитие коммуникативной компетенции сотрудников ФСИН России на этапе вузовской подготовки // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 9 (124). С. 29-34.
7. Шатохина Л. В. Особенности формирования межличностных отношений курсантов в воспитательном процессе // NovaInfo.Ru. 2016. № 53-2. С. 296-304.