УДК 81'25
Денина О.О.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
условия повышения мотивации при изучении иностранного языка у студентов
НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИй ПОДГОТОВКИ
Воспитание положительного отношения к иностранному языку принадлежит к числу тех важных проблем, от которых в значительной мере зависит подготовка будущего инженера. Проблеме повышения мотивации при изучении иностранного языка у студентов нелингвистических направлений подготовки посвятили работы ряд учёных.
В данной статье приведены результаты исследования по формированию положительной мотивации при изучении иностранного языка у студентов архитектурно-строительного факультета Оренбургского государственного университета.
Задачей исследования было выявить: отношение студентов к иностранному языку; понимание ими его общественной значимости; причины, мешающие при его изучении; причины, влияющие на негативное отношение к иностранному языку и т. д.
Для этого респондентам была предложена анкета с интересующими нас вопросами. Некоторые из них предполагали выбрать один из вариантов ответов, другие же требовали обоснования точки зрения. Ответы студентов позволили сделать вывод по исследуемой проблеме и определить условия формирования мотивации при изучении иностранного языка студентов нелингвистических направлений подготовки.
Ключевые слова: иностранный язык, нелингвистические направления подготовки, студенты, мотивация, самостоятельность, учебно-познавательная деятельность, фактор, преподаватель.
Структура управления процессом учебно-познавательной деятельности студентов университета включает в себя ряд компонентов: мотивационный, ориентационный, содержательно-операционный, ценностно-волевой и оценочный компонент. В учебном процессе все эти компоненты связаны между собой, что обеспечивает согласованное взаимодействие различных сторон учебной деятельности студентов.
Остановимся на мотивационном компоненте. Он включает в себя потребности, интересы, мотивы, иными словами всё то, что обеспечивает включение студентов в процесс активного познания и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов познавательной деятельности.
Поскольку речь пойдёт о дисциплине «иностранный язык» и к тому же для студентов нелингвистических направлений подготовки, рассмотрим пути формирования у данных студентов положительной мотивации при изучении иностранного языка.
Сегодня мы наблюдаем в учебных группах как студентов явно равнодушных к изучению иностранного языка, так и студентов, желающих и готовых овладевать им в совершенстве. Вероятно, это связано со спецификой профессиональной деятельности, на которую они ориентируются в будущем, и потребностями исполь-
зования в ней иностранного языка [1]. Поэтому одна из задач преподавателя - заинтересовать студента, привить ему интерес к знаниям, к учёбе, мотивировать к обучению.
Недостаточная внутренняя мотивация студентов нелингвистических направлений подготовки, для которых иностранный язык лишь общеобразовательная дисциплина, а не основной предмет, а также их нежелание заниматься самоподготовкой - это трудности, с которыми приходится сталкиваться в процессе учебной деятельности [1].
Сейчас во всём мире уделяется особое внимание самостоятельной работе студентов. Немецкое слово «Selbstständigkeit» (самостоятельность) -слово сложное, состоит из двух составляющих: selbst (сам) и ständig (постоянно). Поэтому немцы говорят - «Самостоятельность означает работать самому и работать постоянно».
Новые учебные планы отводят небольшое количество часов на аудиторную работу. Поэтому для успешного изучения иностранного языка требуется активное участие в учебной деятельности самого студента, его мотивированный подход, самостоятельное изучение, активность.
Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать на занятиях условия, мотивирующие студента к такой деятельности.
денина О.О.
условия повышения мотивации при изучении иностранного языка .
Что для этого нужно? Ответ на этот вопрос попытались получить от самих студентов. В группах архитектурно строительного факультета мы провели анкетирование. Студентам было предложено назвать мотивы, побуждающие изучать иностранный язык. Как показали результаты исследования, наибольшее количество студентов (31,3%) изучают иностранный язык только для того, чтобы сдать зачёт или экзамен. Несколько меньшее количество (27,9%) осознают полезность иностранного языка для будущей специальности.14,3% студентов интересуются иностранным языком. Поэтому основной мотив, побуждающий изучать иностранный язык, для этих студентов - интерес. Затруднились ответить на вопрос 2,7% студентов. Среди опрошенных были и те, кто назвал несколько мотивов. Эти студенты составили 12,3% от общего числа опрошенных студентов. И, наконец, 11,5% указали на другие мотивы: «возможность общения с иностранцами», «для общего развития», «для получения образования», «для развития интеллекта», «полезность иностранного языка вообще в жизни», «возможность переезда в Германию на постоянное жительство».
Таким образом, у большинства студентов низкий уровень мотивации. Иностранный язык они изучают исключительно из-за того, что предмет этот предусмотрен учебным планом, и оценка идет в диплом. Другая группа студентов изучает иностранный язык только лишь потому, что требовательный преподаватель. Отдельные студенты дали даже некорректные ответы: «заставили», «у нас в университете есть такой предмет, вот и учу». Несмотря на то, что многие осознают полезность иностранного языка для будущей специальности, совершенно ничего не говорят об интересе к данному предмету.
Студентам было так же предложено ответить, какие факторы негативно влияют на их отношение к изучению иностранного языка.
Полученные ответы можно разбить на три основные группы. К первой группе (29,9%) мы отнесли тех студентов, которые не усвоили программу средней школы, поэтому в университете, не зная азов, им трудно обучаться по программе для студентов, требуется много времени для изучения этого предмета, поскольку есть большие
пробелы в знаниях. Именно это обстоятельство и вызывает негативное отношение к иностранному языку.
Вторую группу (26,3%) составили студенты, которые, хотя и не имеют пробелов в знаниях, иностранный язык изучают с трудом, он им трудно даётся.
К третьей группе (11,7%) мы отнесли студентов, у которых большой перерыв между школой или техникумом и вузом.
Также небольшое количество студентов (14,1%) считает, что иностранный язык не пригодится в жизни, ещё (10,2%) указывают сразу на два или три фактора из уже перечисленных. И, наконец (7,8%) дают различные ответы: «отсутствие преподавателя в школе», «таких факторов нет», «проблем с изучением нет», «не хватает времени», «все зависит от стремления и интереса человека к изучению, а факторов нет».
Мы обобщили ответы студентов и выделили несколько факторов, отрицательно влияющих на мотивацию при изучении иностранного языка:
1 Пробелы в знаниях.
Процесс учебной деятельности может сопровождаться противоречием между выдвигаемыми преподавателем учебными и практическими задачами и уровнем знаний и умений первокурсников. Такие противоречия могут возникать из-за слабого владения материалом, предусмотренным программой средней школы, неправильного отношения к самому предмету; отсутствия привычки и умения работать самостоятельно вне аудитории.
2 Неправильное отношение к иностранному языку.
Многие студенты не осознают важность знаний по иностранному языку, считают, что он не пригодится в их будущей профессии.
3 Неумение работать самостоятельно.
4 Отсутствие интереса.
5 Помимо факторов, отмеченных студентами, следует указать ещё на один. Учебный процесс в ВУЗе в значительной степени отличается от учебного процесса в школе. Вместо школьных уроков появляются пары, вместо четвертей - модули. На практических занятиях по иностранному языку в университете появляются совершенно новые виды работ, незнакомые первокурснику по школе.
Педагогические науки
Исходя из перечисленных факторов, мы выделили условия повышения мотивации студентов нелингвистических направлений подготовки при изучении иностранного языка:
1 Период адаптации. Необходимо помогать студентам адаптироваться к новым условиям обучения, поощрять стремление усвоить иностранный язык.
2 Индивидуализация обучения. Это важное условие обусловлено разным уровнем исходных знаний и разным отношением к иностранному языку. Оно позволяет использовать индивидуальные возможности студентов как в условиях коллективной работы на аудиторных занятиях, так и в самостоятельной работе
во внеаудиторное время для ликвидации пробелов в знаниях.
3 Формирование сознательного отношения к изучению иностранного языка, воспитание потребности активного участия в учебном процессе.
4 Развитие у студентов навыков самостоятельного обучения [5].
5 Развитие интереса к иностранному языку. Этому способствует включение в учебный процесс современных технологий и применение интерактивных методов обучения (мы использовали ролевые игры и метод коллективного взаимодействия).
9.12.2015
Список литературы:
1. Алексеева, Т.Д. Проблемы теории и методики языковой подготовки в ВУЗе. Модульный принцип обучения иностранному языку в условиях разноуровневой системы высшего образования / Т. Д. Алексеева // Вестник Российского гос. ун-та им. И. Канта, 2009. Вып.2. - С. 74
2.Денина, О.О. Условия эффективности обучения студентов нелингвистических специальностей иностранному языку / О.О. Денина //Филологические науки. Вопросы теории и практики. Научно - теоретический и прикладной журнал. Тамбов 2013. -№6 Часть 2. С.81-83
3. Соболева, А.В. Межкультурное общение как особый вид межличностного взаимодействия и комплексная цель иноязычного образования в Вузе / А.В. Соболева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. Тамбов 2013.- №6 Часть 2. С.182-185
4.Соболь, Н.В. Проблемы обучения иностранному языку в условиях расширения коммуникаций в современном мире / Н.В. Соболь // Высшее образование сегодня, 2012.-№5.-С.57-60
5. Шакирова, Т.В. Организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранных языков. Презентация [Текст] / Т.В. Шакирова, Е.Б. Еренчинова / Молодой учёный.- №16.- С. 376-378
Сведения об авторе:
Денина Ольга Оскаровна, доцент кафедры немецкой филологии и методики преподавания немецкого языка факультета филологии и журналистики Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент 460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, E-mail: [email protected]