УДК 378.147.091.313:81'243:316.772.5:004.738.5(470.56)
Раптанова И.Н.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОММУНИКАЦИОННЫХ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ
Современного выпускника университета должны характеризовать такие качества, как:
- умение применять имеющиеся знания на практике;
- способность выдвигать новые идеи, мыслить неординарно;
- умение квалифицированно работать с потоком информации (найти нужную информацию, проанализировать ее, обобщить, сопоставить, установить закономерности, сделать выводы);
- умение осуществлять коммуникацию, работать в команде;
- способность к саморазвитию.
Другими словами, общество нуждается в самостоятельно мыслящих гражданах, способных к самореализации на основе объективной самооценки.
Количество студентов, осознающих жизненную необходимость самоутверждения и самореализации, постоянно увеличивается.
Помочь будущим выпускникам стать полноправными гражданами, отвечающим требованиям современности должен преподаватель, которому в настоящее время отводится роль помощника и консультанта в осуществлении самостоятельной познавательно-поисковой деятельности студентов. Деятельность преподавателя должна быть направлена не только на проверку знаний и умений студентов, а также на диагностику учебного процесса, чтобы своевременно оказать помощь, если возникают какие-либо трудности.
Изучение иностранного языка в университете сопряжено с формированием у студентов коммуникативной компетенции, под которой понимается способность сопоставлять языковые средства с определенными ситуациями, возможностями и целями общения. Овладение упомянутой компетенцией позволит выпускнику пользоваться иностранным языком в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
Внедрение в образовательный процесс коммуникационных Интернет-технологий значительно облегчит процесс формирования коммуникативной компетенции студентов. Именно новые информационные технологии позволят в полной мере раскрыть потенциальные возможности как преподавателей, так и студентов.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, телекоммуникация, иностранный язык, коммуникативная компетенция, самостоятельность, самостоятельная работа.
Расширение международных контактов в различных сферах человеческой деятельности, свободный доступ к информации, стремительное развитие телекоммуникационных технологий определили новые тенденции в сфере образования. Способность работать с большим объемом информации, умение быстро ее найти, проанализировать и в дальнейшем использовать - все это становится одним из основных видов познавательной деятельности современных студентов [5].
Информационные технологии превратились в мощный инструмент изучения окружающего мира. Развитие компьютерных телекоммуникаций в России, относительная доступность телекоммуникационных технологий в связи с появлением некоммерческих сетей формируют учебно-материальную базу для выполнения задач, поставленных перед российской системой образования.
Под телекоммуникацией в международной практике понимается «передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств» [4].
В России внедрение телекоммуникационных технологий в сферу образования происходит путем:
- информационного обеспечения образовательной системы (создание виртуальных библиотек, баз данных);
- совместной проектной деятельности студентов и преподавателей;
- свободных контактов между пользователями сетей.
Сегодня компьютерные телекоммуникации являются самым перспективным видом телекоммуникаций. Объясняется это всеобщей доступностью, удобным режимом работы, возможностью как получать, хранить информацию, так же как и обрабатывать ее [8].
Педагогический процесс, базирующийся на применении компьютерных и телекоммуникационных технологий, вызывает большой интерес, хотя и требует дополнительных усилий, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов [6].
Компьютерные телекоммуникации, информационные ресурсы и услуги Интернет при грамотном их использовании позволяют осуществить совершенно иной подход к обучению студентов, основой которого является:
- свободное общение, обмен мнениями, идеями, информацией, желание познать что-то новое, расширить свой кругозор;
- международные контакты;
- мотивация к овладению иностранными языками;
- способность к приобретению студентами и преподавателями сопутствующих навыков, включая навыки пользования компьютерными технологиями.
Эффективное применение телекоммуникаций предполагает понимание сущности обучения, роли преподавателя и студентов в образовательном процессе. Существенно меняется характер взаимоотношений между преподавателем и студентом. Если при традиционном процессе обучения преподаватель имел доминирующую позицию, то уже с применением различных информационных технологий он превращается в наблюдателя и фасилитатора (от англ. facilitator - человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию) [14]. Функция преподавателя при таком обучении заключается в помощи студентам ориентироваться в большом потоке информации, в направлении их в нужное русло и в дальнейшей помощи при ее систематизации.
Так как в современном мире востребован профессионал, обладающий самостоятельностью, инициативностью, гибкостью мышления, необходимо, чтобы выпускник был готов к самообучению, самоорганизации, саморазвитию, самообразованию [2].
Другими словами, преподаватель должен научить студентов самостоятельно критически мыслить, определять проблему и находить пути ее решения, используя современные информационно-коммуникативные технологии.
Кроме того, ему необходимо:
- сформировать мотивацию у студентов к обучению с использованием информационных технологий;
- формировать и развивать компетенции;
- организовать образовательный процесс и взаимодействие между студентами;
- осуществлять контроль образовательного процесса.
Обучение с помощью телекоммуникационных технологий становится для университета объективной необходимостью, обусловленной глобальной информатизацией образования и требованиями ФГОС ВО 3+ в условиях значительного сокращения аудиторных занятий и значительного увеличения объема самостоятельной работы студентов.
Ранее, при реализации ГОС второго поколения, самостоятельная работа студентов не подлежала обязательному структурированию, что в настоящий момент стало в ОГУ обязательным. Изменение роли самостоятельной работы находит свое отражение в учебных рабочих программах нового поколения.
Констатируя тот факт, что практически 98% студентов имеют персональные планшеты, компьютеры, смартфоны и что все они круглосуточно имеют доступ к сети Интернет, чего нельзя сказать о многих наших университетах, целесообразно пересмотреть отношение к самостоятельной работе и, соответственно, к ее организации.
Сегодня проблема самостоятельной работы студентов приобретает особую актуальность. Она рассматривается как обязательное условие и средство развития индивидуальности студентов, их творческой и познавательной активности, будущей профессиональной самостоятельности [9].
Успешная организация самостоятельной работы студентов с использованием информационных технологий стало предметом ряда отечественных исследований (Е.Г. Медянкина, Т.А. Куликова. Н.А. Александрова, Е.В. Захарова). В данных работах рассматриваются возможности использования информационных технологий, их роль в организации самостоятельной работы.
Сложность заключается в том, как с педагогической точки зрения наиболее грамотно
раптанова И.Н.
Изучение иностранного языка с использованием..
использовать существующий огромный потенциал информационных технологий.
Сущность современных информационных и коммуникационных технологий - в их универсальности и многофункциональности. Но при всех своих больших возможностях эти технологии предоставляют только средства, потенциально позволяющие сделать более эффективной деятельность человека. В том, как раскрыть этот потенциал именно для образовательного процесса, и состоит главная проблема совершенствования образования на базе информационных технологий [3].
Главная цель, которую ставит перед собой преподаватель иностранного языка - это сформировать у студентов коммуникативную компетенцию.
Под коммуникативной компетенцией мы понимаем способность осуществлять межкультурное взаимодействие.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе [7].
Отличительной чертой преподавания дисциплины «иностранный язык» является то, что главным компонентом содержания обучения являются не сами науки, а способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму [1].
Поскольку обучение любому виду деятельности происходит в процессе её выполнения, то преподавателю необходимо создать условия для ее практической реализации. Другими словами, необходимо найти возможность погрузить студентов в атмосферу живого иноязычного общения [13].
Так на помощь приходят компьютерные телекоммуникации, посредством которых студент и вступает в живой диалог (письменный или устный) с реальным партнером - носителем языка [15].
Интернет создаёт уникальную возможность для создания естественной языковой среды.
К современным коммуникационным Интернет технологиям, посредством которых осуществляется процесс обучения иностранному языку, относятся:
- средства синхронной коммуникации (позволяющие, общаться в режиме реального времени, такие как чат, форум, видео- и аудио-конференции);
- средства асинхронной коммуникации (позволяющие обмениваться информацией с задержкой во времени, такие как форумы, электронная и аудио-почта, сайты, блоги, wiki) [11].
Синхронная коммуникация влияет, главным образом, на мотивационную и эмоциональную сферу учебной деятельности, асинхронная играет большую роль в развитии когнитивных и рефлексивных умений. Объясняется данный факт тем, что в процессе асинхронного взаимодействия студенты располагают большим временем на обдумывание, осмысление информации, оформление своих мыслей. При синхронной коммуникации, осуществляющейся в режиме реального времени, от студента требуется быстрая ответная реакция, которая обязательно сопровождается различными эмоциями и мотивами [12].
Данные проведенного нами анкетирования 274 студентов 1-2 курсов финансово-экономического факультета и факультета экономики и управления (ОГУ) показали, что абсолютное большинство респондентов хотят изучать иностранный язык с применением коммуникационных Интернет-технологий и видят в этом только положительные стороны. Студенты успешно используют ИКТ в своей учебной деятельности (74,6%), полагают, что ИКТ облегчает им учебу (88,2%), считают обучение с применением ИКТ более привлекательным (89,8%).
Следовательно, мы считаем, что последующее интегрирование информационных технологий в учебный процесс с целью изучения иностранного языка является весьма перспективным направлением в сфере образования.
08.02.2017
Список литературы:
1. Денина, О.О. Условия эффективности обучения студентов нелингвистических специальностей иностранному языку / О.О. Денина // Филологическиие науки. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. - Тамбов 2013. - 13. - №6. - Часть 2. - С. 81-83.
2. Зайцева, Е.Н. Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.Н. Зайцева. - Москва, 2003. - 21 с.
3. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. -192 с. - ISBN 5-7695-1239-3.
4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Код-жаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 247 с.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат и др.; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272 с. -ISBN 5-7695-0811-6.
6. Раптанова, И.Н. Образовательные технологии при изучении иностранного языка в контексте модернизации высшего профессионального образования / И.Н. Раптанова // Филологическиие науки. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. - Тамбов, 2016. - №6 (60). - Часть 3. - С. 203-206.
7. Сахарова, Н.С. Развитие иноязычной компетенции студентов университета: монография / Н.С. Сахарова. - Москва,
2003. -206 с.
8. Соболь, Н.В. Проблемы обучения иностранному языку в условиях расширения коммуникаций в современном мире / Н.В. Соболь // Высшее образование сегодня. - 2012. - №5. - С. 57-60.
9. Терехова, Г.В. Самостоятельная деятельность студентов в условиях уровневого образования / Г.В. Терехова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург: ОГУ - 2014. - С. 2768-2771.
10. Шакирова, Т.В. Организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранных языков. Презентация [Текст] / Т.В. Шакирова, Е.Б. Еренчинова // Молодой ученый. - №16. - С. 376-378.
11. Anderson, T. Theory and Practice of Online Learning / T. Anderson, F. Eloumi. - Athabaska, CA: Athabaska University, 2004. -421 p.
12. Hrastinski, S. Asynchronous and Synchronous E-Learning [Электронный ресурс] / Stefan Hrastinski // Educause Quarterly. - 2008.-Режим доступа: http://net.educause.edu/ir/library/pdl7EQM0848.pdf and Creativity: The art of common talk. London, Routledge,
2004.
13. Lander, D. Online Learning: Ways to Make Tasks Interactive [Электронный ресурс] / D. Lander- Режим доступа: http://ultibase. rmit.edu.au/ Articles/may99/lander2.htm
14. Online Etymology Dictionary [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.etymonline.com
15 What is E-Learning [Электронный ресурс] // 2010 e-learning Consulting. - Режим доступа: http:// www.e-learningconsulting.com/ consulting/what/e-learning.html (Дата обращения 06.09.2015).
Сведения об авторе:
Раптанова Ирина Николаевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета филологии и журналистики Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 20614, тел. (3532) 372433, e-mail: [email protected]