Abramova Irina Evgenevna, Shishmolina Elena Petrovna pedagogical
ALTERNATIVE ASSESSMENT AND EVALUATION ... sciences
УДК 37.02
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СПОСОБ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
© 2018
Абрамова Ирина Евгеньевна, доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков гуманитарных направлений Шишмолина Елена Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных направлений Петрозаводский государственный университет (185910, Россия, Петрозаводск, пр. Ленина, 33, e-mail: elena.shishmolina@yandex.ru)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации контроля и проведения оценивания по иностранному языку студентов нелингвистов и их влияния на мотивацию обучающихся к изучению неродного языка. Авторы отмечают важность и актуальность проблемы в контексте подготовки высококвалифицированных кадров, способных отвечать на новые профессиональные вызовы и взаимодействовать с широким кругом специалистов по всему миру. Анализируется корреляция механизмов оценивания с мотивацией к изучению английского языка и потребностью в иноязычном общении. Анализируются преимущества аутентичного критериального оценивания в высшем учебном заведении и описывается опыт применения такой системы на кафедре иностранных языков гуманитарных направлений Петрозаводского государственного университета. Предлагаемая в статье система оценивания по иностранному языку студентов Петрозаводского государственного университета включает в себя выполнение обучающимися письменных работ, творческих проектов, а также публичные выступления с презентацией результатов своего исследования на кафедральных открытых экзаменах в формате научно-практической междисциплинарной конференции или представление собственного группового видео проекта на Фестивале фильмов на иностранном языке. Авторы приводят результаты опросов студентов, проведённых в 2015 и в 2018 г.г., которые подтверждают положительное влияние описываемой системы оценивания на отношение студентов к иностранному языку в ВУЗе.
Ключевые слова: организация контроля по иностранному языку, иноязычное общение, оценивание, потребности и мотивация, студенты нелингвистических направлений, аутентичное оценивание, критериальное оценивание.
ALTERNATIVE ASSESSMENT AND EVALUATION: MOTIVATING NONLINGUISTIC STUDENTS TO LEARN THE ENGLISH LANGUAGE
© 2018
Abramova Irina Evgenevna, Doctor of philological sciences, associate professor, Head of the Chair of Foreign Languages for Students of Humanities Shishmolina Elena Рetrovna, Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the Chair of Foreign Languages for Students of Humanities Petrosavodsk State University (185910, Russia, Petrozavodsk, Lenin Avenue, 33, e-mail: elena.shishmolina@yandex.ru)
Abstract. The article deals with the organization of control, assessment and evaluation of non-linguistic students' educational achievements and their impact on motivation in foreign language learning. The authors note the importance of this problem in the context of training multi-skilled personnel capable of responding to new professional challenges and interact with specialists from different countries. The authors analyze the relationship between the evaluation mechanisms and motivation to learn and speak English. The advantages of the authentic criteria-based assessment at the University are examined and the experience of using such a system at the Department of foreign languages of Humanities at Petrozavodsk state University is described. The proposed system of foreign language assessment of Petrozavodsk State University students includes the implementation of written works, creative projects, as well as public speeches with the presentation of the their research results at the open exams in the format of scientific and practical interdisciplinary conferences or presentation of their own group video projects at the Mock Film festivals. The authors present the results of questioning among students conducted in 2015 and 2018, which confirm that a described system of assessment and evaluation fosters positive motivation among nonlinguistic students.
Keywords: organization of foreign language control, foreign language communication, assessment, needs and motivation, non-linguistic students, authentic assessment, criteria assessment.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Приоритетным направлением развития современной экономики Российской Федерации заявлены образование и подготовка высококвалифицированных кадров, способных отвечать на новые профессиональные вызовы [Программа «Цифровая экономика в Российской Федерации» (утверждена Распоряжением Правительства от 28 июля 2017 года №1632], формирование «человека знания», способного к саморазвитию, разносторонней творческой деятельности, к глобальной коммуникации и взаимодействию с широким кругом специалистов разных национальностей. В этой связи интерес вызывает задача повышения эффективности массового иноязычного образования в высшей школе, а также уровня владения россиянами английским языком как средством глобальной профессиональной коммуникации.
Тем не менее, анализ статистических данных последних лет выявляет настораживающую тенденцию. Так, Всероссийский опрос «Левада-Центра» 2014 года показал, что 70 % россиян не владеют ни одним из иностранных языков [1]. По информации фонда «Общественное 128
мнение» 54 % населения РФ не испытывают необходимости в изучении иностранных языков, из них 43 % россиян совсем не могут изъясняться на неродном языке, а 40 % уверены, что это не требуется, 13 % сказали, что для жизни в России им вполне достаточно русского языка [2]. Компания EF, анализирующая мировые рейтинги по индексу владения английским языком EPI (Education First English Proficiency Index) на основе стандартизированного тестирования взрослых (EFSET), отмечает, что, в 2011 году Россия занимала 32-е место (с оценкой «низкий уровень владения английским языком») из 70 стран мира, а в 2017 году спустилась на 38-ю строчку среди 80 государств [3]. Можно предположить, что причинами такой статистики являются не только не отвечающие современным потребностям общества методики обучения иностранным языкам взрослых в условиях аудиторного билингвизма, но и отсутствие у большого количества россиян осознанной и острой необходимости применять английский язык в профессиональной и повседневной жизни, и как следствие, мотивации затрачивать серьёзные усилия на углублённое изучение иностранных языков. В данной статье будет рассмотрена проблема не Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Абрамова Ирина Евгеньевна, Шишмолина Елена Петровна АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СПОСОБ ...
только низкои мотивации к овладению англииским, но и связанная с этим проблема оценивания качества и результатов обучения английскому языку в массовом иноязычном образовании в ВУЗе.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Актуальность и значимость проблемы оценивания качества и результатов обучения в России признается на государственном уровне, что подтверждается созданием Общероссийской системы оценки качества образования, целью которои является совершенствование системы управления качеством образования в России, а также обеспечение всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о состоянии развития образования на различных уровнях. Эта национальная система включает совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений, а также качества образовательных программ на основе единой концептуально-методологической базы с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг [4]. Что касается оценки качества иноязычного образования, то механизмы оценивания являются не только важной составляющей образовательного процесса, но и инструментом воздействия на формирование мотивации к изучению иностранных языков, так как слабая мотивация большей части студентов-нелингвистов высшей школы, является одним из препятствий на пути к успешному овладению ими английским языком специальности.
Теоретико-методологическую основу описываемого исследования составили: 1) учение о языковом, коммуникативном (В. Н. Куницына, И. А. Зимняя, В. А. Ла-бунская, Е. Д. Бреус, Ю. А. Менджерицкая) и психологическом (Р. Х. Шакуров, Б. Д. Парыгин) барьерах при обучении иностранным языкам; 2) учение о потребностях и мотивации (А. Пьерон, Е. П. Ильин, Б. А. Сосновский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, P. Pimsleur, W. E. Lambert, А. А. Алхазишвили, И. А. Зимняя, Г. Н. Хамедова, G. Zimmerman); 3) основные положения лингводидак-тики и методики преподавания иностранных языков (А. А. Леонтьев, Н. И. Гез, Н. Д. Гальскова, И. А. Зимняя, Е. И. Пассов, А. А. Миролюбов, Е. Н. Соловова и другие) 4) концепция технологии обучения как фактора обеспечения качества образовательного процесса (В. В. Лебедев, В. В. Гузеев); 5) положения теории менеджмента качества образовательного процесса (Э. В. Минько, М. А. Николаева); 6) положения об организации контроля знаний и умений (В. С. Аванесов, О. Ю. Зябкина, В. И. Попова, В. Ю. Переверзев, Г. В. Ярочкина, Л. К. Шиян, А. Н. Щукин,); 7) концепция рейтинговой системы оценки знаний (В. В. Лебедев, М. И. Ковель).
Рамки статьи не позволяют подробно осветить все теоретические основания, которые легли в основу данного исследования, поэтому кратко проанализируем наиболее релевантные из них. Существенное значение для преодоления психологического и коммуникативного барьеров в говорении на английском языке имеет наличие потребности или необходимости участвовать в совместной с иностранцами профессиональной либо научной деятельности, что невозможно без владения языком межкультурного общении. Согласно классическому определению, потребность — это "нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности <...> человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности" [5, с. 518], "субъективное состояние, отвечающее объективной нужде в чем-либо, что человеку не принадлежит", "состояние, выраженное посредством мотивов, переживаний, желаний, интересов, ценностей, установок" [6, с.
77].
Психологи признают, что потребности человека лежат в основе формирования мотива, который и является движущей силой деятельности человека. Мотивы человека порождают, в свою очередь, интерес к определенным видам деятельности, в том числе и речевой. Безусловно, мотивация придаёт любой деятельности направленность, избирательность, осмысленность и динамичность. Проблема повышения мотивации субъектов образовательного процесса — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике и давно исследуется как отечественными, так и зарубежными специалистами, изучающими различные виды мотивации, влияющие на успешность обучения неродному языку. Учебная мотивация формируется иерархией мотивов, ключевыми из которых могут быть внутренние мотивы, связанные с содержанием деятельности и её выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью индивида занять определённую позицию в системе общественных отношений [7; 8]. Несмотря на то, что достижение наилучших результатов в процессе обучения, как правило, обусловливается сформированной внутренней мотивацией, внешние мотивирующие факторы также имеют немаловажное значение на пути к успешному овладению знаниями, умениями и навыками.
Формирование целей статьи (постановка задания). Как уже отмечалось, важную роль в становлении мотивации в образовательном процессе играет оценивание, функции которого заключаются в осуществлении обратной связи между обучающимися и педагогами, а также в регулировании системы образования. Кроме того, система оценивания направляет процесс обучения на достижение разнообразных образовательных результатов: предметных (знания, умения и навыки), мета-предметных (когнитивных, коммуникативных, решение проблем в жизненных ситуациях и т. п.), личностных (система ценностей, интересов, мотивации и др.) [9]. Сложность современного этапа в обучении (в том числе иностранным языкам) состоит в том, что традиционные виды контроля и способы аттестации имеют множество недостатков: низкая объективность оценивания, личное (субъективное) отношение преподавателя к студенту, которое часто проявляется при проведении любого вида контроля. Кроме того, существующая в российском образовании система оценивания не способна удовлетворить требованиям, заложенным в Государственных стандартах, поскольку до сих пор не выработана корректная технология использования критериального подхода к оцениванию результатов деятельности. Это выражается в том, что студенты получают оценку за конкретное выполненное задание, тест, устный ответ и так далее, а не за достигнутый результат своей иноязычной деятельности. Следует также признать, что в массовом обучении иностранному языку не существует чётких методов отслеживания и оценивания динамики и уровней сфор-мированности коммуникативной компетенции. По результатам предварительного исследования тревожность, вызванная возможным некорректным оцениванием со стороны учителя, является одним из факторов снижения мотивации студентов к изучению иностранного языка [10]. Следовательно, актуальным является поиск альтернативных форм оценивания, которые будут отражать реальный уровень владения иностранным языком студентов-нелингвистов и последовательно фиксировать их достижения, а также обеспечат системный контроль процесса обучения, способствуя при этом повышению мотивации обучаемых к овладению иностранным языком в ВУЗе.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Одним из способов решения данной задачи в рамках компетентностного подхода представляется использование аутентичного оценивания, которое представля-
Abramova Irina Evgenevna, Shishmolina Elena Petrovna pedagogical
ALTERNATIVE ASSESSMENT AND EVALUATION ... sciences
ет собой вид оценивания в практико ориентированном образовании, предусматривающий оценивание умений и навыков учащихся в учебных ситуациях, максимально приближенных к реальной жизни - профессиональной или академической. В обучении на основе компетент-ностного подхода аутентичное оценивание направлено на выявление уровней сформированности компетент-ностей [11, с. 153] и является критериальным - то есть представляет собой процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования и понятными для учащихся, родителей и педагогов [12]. Критериальное оценивание может быть формативным и суммативным. Формативное (формирующее) оценивание непрерывно сопровождает процесс обучения и определяет текущий уровень усвоения знаний и формирования навыков в результате ежедневной работы в аудитории. Преимущество состоит в его независимости от баллов (часто проводится анонимно), постоянной обратной связи с учащимися и ориентированности на все виды образовательных результатов (предметные, мета-предметные и личностные) [13]. Его задачей является предоставление преподавателю и обучающемуся информации о степени корректности выполнения заданий в процессе освоения нового материала, и необходимости внесения исправлений в индивидуальную траекторию обучения. В процессе такого оценивания студенты играют активную роль, что обеспечивает им более глубокое погружение в материал и способствует устранению повышенного уровня тревожности по поводу своих ошибок, развитию навыков само- и взаимооценивания и росту учебной мотивации [13]. Суммативное оценивание, как правило, предусматривает проверку уровня знаний и сформированности навыков по окончании изучения темы, раздела или иного блока учебной информации. В отличие от формирующего, суммативное оценивание обычно проводят внешние органы согласно определенным нормативным документам и с использованием общепринятой шкалы [14, с. 172]. Положительными сторонами применяемых в образовательной практике форм критериального аутентичного оценивания являются возможность продемонстрировать практические результаты деятельности учащихся, поддержать их активность и готовность к личностному развитию и работе над собой для достижения новых целей [15].
Учитывая эти требования, специалистами кафедры иностранных языков гуманитарных направлений Петрозаводского государственного университета (далее - кафедра ИЯГН ПетрГУ) была создана модель единого иноязычного пространства (далее - ЕИП) и система единого контроля и оценивания (далее - СЕКиО), основная задача которой заключается в том, чтобы мотивировать, вдохновлять и стимулировать интерес студентов нелингвистических направлений подготовки к углублённому изучению английского языка для профессиональных и академических целей. Цель статьи заключается в описании опыта применения системы аутентичного оценивания, которая используется на кафедре иностранных языков гуманитарных направлений Петрозаводского государственного университета, а также в попытке проанализировать её влияние на уровень мотивации студентов нелингвистических специальностей к изучению иностранного языка в ВУЗе. Предпосылкой для разработки СЕКиО стало понимание специалистами кафедры ИЯГН, что относительно низкие результаты в массовом иноязычном обучении студентов-нелингвистов обусловлены как несформированностью потребности широко использовать английский язык в повседневной и профессиональной жизни, так и низкой мотивацией к его углублённому изучению, что характерно для большого количества россиян и подтверждено большим массивом статистических данных, что отмечалось ранее. Эта тенденция была также подтверждена нами в результате 130
обработки данных первичного анкетирования студентов гуманитарных факультетов ПетрГУ в 2015 году, результаты которого будут представлены далее.
Для решения задач исследования использовались как общенаучные методы, так и методы эмпирического исследования: наблюдение, анкетирование, экспериментальное обучение. Следует пояснить, что описываемое исследование проводилось в рамках лонгитюдного экспериментального обучения (2008-2018 г.г.), в котором приняли участие 1760 (N=1760) студентов нелингвистических направлений подготовки ПетрГУ в возрасте от 17 до 24 лет и 17 преподавателей (N=17). В эксперименте по выявлению влияния методов оценивания результатов иноязычного обучения на мотивированность студентов нелингвистических направлений к изучению английского языка приняли участие в общей сложности 350 (N=350) учащихся. Эксперимент реализовывался в несколько этапов. На первом этапе в 2015 году было проведено первичное анкетирование учащихся с целью выяснить наличие/отсутствие потребности применять английский язык в дальнейшей жизни, установить предполагаемые сферы использования иностранного языка студентами-нелингвистами, а также определить мотивацию и возможные проблемы либо барьеры, осложняющие процесс изучения английского языка в ВУЗе. Опрос проводился среди двухсот студентов (N=200) нелингвистических направлений подготовки ПетрГУ (исторический и юридический факультеты, кафедра туризма). Он показал, что значительная часть информантов (65 % от общего числа опрошенных) отмечают необходимость изучения иностранного языка с целью применять полученные компетенции для коммуникации исключительно во время зарубежных туристических поездок. Однако, большинство респондентов не видят перспектив использования иностранного языка после окончания обучения в ВУЗе для продолжения образования за рубежом либо для будущей профессиональной деятельности и не рассматривают его как фактор карьерного роста. На вопрос «Иностранный язык мне необходим для успешной профессиональной деятельности» утвердительно ответили 28 % обучающихся, а на вопрос «Иностранный язык мне необходим для продолжения учебы» положительные ответы были получены лишь от 1% опрошенных студентов. Анализ первичных данных позволил сделать вывод, что у многих студентов-нелингвистов ПетрГУ, как одного из региональных ВУЗов, отсутствует выраженная потребность повышать свой уровень владения английским языком и мотивация говорить на нем, что, в свою очередь, обусловило необходимость вносить изменения, в том числе, и в систему оценивания результатов обучения, делать её более объективной и одновременно щадящей, что позволило бы повысить заинтересованность студентов нелингвистических специальностей в изучении английского языка.
На втором этапе специалистами кафедры ИЯГН была разработана и апробирована развернутая многокомпонентная система единого контроля за результатом обучения иностранным языкам и его аутентичного оценивания. Единообразно стало контролироваться и оцениваться выполнение таких видов работ, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций, как: 1) письменные работы или творческие проекты в письменной форме (типы письменных работ определяются, исходя из социального заказа и рекомендаций работодателя); 2) творческие проекты, обеспечивающие контроль за сформированностью навыка академического письма: написание аннотации, эссе, научного доклада; 3) устные публичные выступления на кафедральных открытых экзаменах, проводимых в формате научно-практической междисциплинарной конференции с презентацией результатов своего исследования либо в формате Фестиваля фильмов на иностранном языке. Письменные работы, индивидуальные и групповые проекты, а также устные работы, записанные на цифровые Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Абрамова Ирина Евгеньевна, Шишмолина Елена Петровна АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СПОСОБ ...
носители, видеофильмы и т. д. стали составной частью электронного языкового портфолио каждого студента как инструмента аутентичного оценивания его достижений и уровня сформированности компетенций, предусмотренных стандартом. В системе единого контроля и оценивания используется балльно-рейтинговая система оценки, предполагающая учет всех результатов работы студента в течение семестра или учебного года. Кроме того, применяется сочетание традиционных форм оценивания - письменного тестирования, устного опроса, диктанта, практических, лабораторных, самостоятельных или контрольных работ и других альтернативных традиционным аутентичных форм оценивания - кейс-измерителей, проектов, портфолио, контекстных задач, учета активной работы на занятии и других форм.
Как показала практика, наиболее удачной формой контроля и оценивания стало использование наряду с вышеописанными процедурами, открытых публичных экзаменов в форме междисциплинарной научно-практической конференции и фестиваля фильмов на иностранном языке, снятых студентами. Прежде всего, следует отметить, что эти формы экзаменов отличаются системным характером, то есть студенты работают над проектами по подготовке фильма и презентации сначала на начальном, а потом на продвинутом этапах обучения. На начальном этапе обучения студенты выступают на экзаменационной междисциплинарной конференции с информационными профессионально-ориентированными докладами, на продвинутом этапе обучения - с более сложными академическими презентациями результатов индивидуального исследования. Для обеспечения наибольшей объективности оценивание ответов носит комплексный характер и предполагает оценку ведущего преподавателя (баллы за каждый вид работы в течение семестра, выставленные в оценочном листе, который предоставляется преподавателем к экзамену), взаимооценивание (со стороны студентов, присутствующих на экзамене), и экспертной оценки членов жюри, в которое входят наиболее квалифицированные преподаватели кафедры. Критерии оценивания для взаимного и экспертного оценивания одинаковы и охватывают логику, структуру и ясность изложения; понятность (дикцию, произношение, интонацию); уровень владения языком (лексика, грамматика, фонетика); воздействие на аудиторию.
Третий этап исследования (2018 г.) предполагал проведение анкетирования с целью выявления степени влияния разработанной модели обучения и системы оценивания на уровень мотивации и потребности в иностранном языке. Был проведен опрос ста пятидесяти (N=150) студентов гуманитарных направлений ПетрГУ (институт истории, политических и социальных наук; институт экономики и права; институт физической культуры, спорта и туризма). Он осуществлялся методом группового анкетирования и содержал вопросы открытого (вариант ответа информант формулировал сам) и закрытого (с предложенными вариантами ответов) типов. Полученные ответы отличались от итогов опроса 2015 года, наметилась положительная динамика. Так, 9% обучающихся отметили необходимость владения иностранным языком в академических целях, для продолжения учёбы в зарубежных ВУЗах. В 42 % ответов был получен положительный ответ на вопрос о востребованности иностранного языка для успешной профессиональной карьеры, 49 % респондентов рассматривают иностранный язык только с целью туристических поездок. В качестве примеров можно привести типичные ответы студентов: «Английский язык необходим мне и в сфере профессиональной деятельности, и в повседневной жизни», «Английский язык необходим мне для дальнейшей жизни, так как он дает дополнительные возможности для самореализации и карьеры». «Обязательно пригодится при устройстве на работу». Давались и более развернутые ответы: «Английский язык необходим мне, в первую
очередь, для учебы, работы. Это расширяет границы и возможности. А также он очень необходим для туризма. Хотелось бы посетить, многие страны, но без владения английским языком делать это бесполезно. У меня был опыт поездок, в которых возникало много казусных ситуаций, не хотелось бы их повторения»; «Экзамен в форме конференции даёт хороший стимул для дальнейшего занятия языком. Я поверила в свои силы, и что я смогу овладеть этим языком в необходимой для меня степени. В процессе обучения были трудности, состояние стресса и неуверенности в себе, но постепенно все прошло»; «Раньше мне казалось, что мой уровень не достаточен для выполнения сложных заданий, но потом я понял, что у меня стало получаться, я научился не бояться выступать перед аудиторией и мне хотелось бы продолжать работать над своим языком дальше». Ниже, в паблице 1 представлен сравнительный анализ результатов двух опросов (2015 и 2018 годов).
Таблица 1 - Востребованность иностранного языка в жизни студентов-нелингвистов (2015 и 2018 г.г.)
Вопрос Год опроса
2015 2018
Иностранный язык мне необходим для продолжения учебы 1 % 9 %
Иностранный язык мне необходим для успешной профессиональной деятельности 28 % 42 %
Иностранный язык мне необходим только для туристических поездок 65 % 49 %
Таким образом, сопоставив результаты опросов, можно отметить наметившуюся положительную динамику в отношении студентов к изучению иностранного языка, а также изменения в оценивании возможных сфер его применения в жизни.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Полученные результаты опроса свидетельствуют о том, что разработанная в ПетрГУ альтернативная система единого контроля результатов иноязычного обучения студентов-нелингвистов и их оценивания положительно влияет на отношение студентов к иностранному языку в ВУЗе. Показателями достижений обучающихся в описанной системе являются личностные приобретения учащихся, их индивидуальный прогресс в образовательном процессе, формирование метапредметных образований и компетенций. Комбинирование разных видов оценивания, позволяющее проследить динамику личностного развития и индивидуального продвижения в изучении и применении неродного языка студентов-нелингвистов, уровень сформированности основных метапредметных навыков и компетенций, дает возможность повысить объективность оценивания, что, в свою очередь, стимулирует развитие интереса к предмету «иностранный язык», потребности его использования в значимых для обучаемых ситуациях, а также мотивирует дальнейшую работу студентов над совершенствованием своего уровня владения языком. Мультиплицирование описанной практики оценивания результатов обучения английскому языку и применение ее на других нелингвистических направлениях подготовки является перспективой наших дальнейших изысканий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Исследование Левада-Центра: 70 процентов россиян не владеют иностранными языками. // Гуманитарные технологии: аналитический портал [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — 2014. — 28.05. URL : http://gtmarket.ru/news/2014/05/28/6787 — (26.06.2018).
2. Российская газета [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — 2013. —24.07. URL : https://rg.ru/2013/07/24/ yazik-site.html — (26.06.2018).
3. Индекс владения английским языком (2015)
Abramova Irina Evgenevna, Shishmolina Elena Petrovna ALTERNATIVE ASSESSMENT AND EVALUATION .
pedagogical sciences
[Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — 2015 — URL : https://www.ef.ru/epi/regions/europe/russia/ — (26.06.2018).
4. Концепция общероссийской системы оценки качества образования / под ред. А. Н. Лейбовича. — Москва : Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2006.
5. Философский энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1983.
6. Сосновский Б. А. Психология. / под ред. Соснов-ского Б. А. — Москва : Высшее образование, 2008. — 660 с
7. McCaslin, M. (2009). Co-regulation of student motivation and emergent identity. Educational Psychologist, 44 (2), 137-146.
8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. / под редакцией Д. И. Фельдштейна / 2-е изд. Москва : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.
9. Болотов, В. А. Российский опыт проведения процедур оценки качества общего образования в международном контексте [Электронный ресурс] / Болотов В. А.
— Электрон. ст. — [Москва], 2015. — URL : http://www. edu54.ru/sites/default/files/images-2/file.. — (26.06.2018)
10. Абрамова, И. Е. Тревожность как негативный фактор при изучении иностранного языка студентами-нелингвистами / И. Е. Абрамова, О. М. Шерехова, Е. П. Шишмолина // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 3. С. 168-171
11. Новикова, Т. Г. Портфолио и изменение концепции деятельности школы, содержания и методов обучения / Т. Г. Новикова, Е. Федотова // Вопросы образования. 2010. № 2. С. 152-163
12. Cockey, S. W. (Ed.). (2014). Teaching world languages: a practical guide [Электронный ресурс]— Электрон. ст. — Washington : NCLRC URL : http://studylib.net/ doc/18347435/teaching-world-languages--a-practical-guide
— (26.06.2018).
13. Пинская, М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб.пособие / М. А. Пинская. — Москва : Логос, 2010. — 264 с.
14. Бойцова, Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе / Е. Г. Бойцова // Человек и образование. 2014. № 1 (38). С. 171-175.
15. Кирьянова, Е. А. Портфолио (портфель учебных достижений): становление аутентичного способа оценивания [Электронный ресурс] / Е. А. Кирьянова — Электрон. ст. — [Россия] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № S13. — С. 31-37. — URL: http://e-koncept.ru/2016/76155.htm. — (26.06.2018).
Статья поступила в редакцию 18.06.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018
132
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)