Герман АБДУЛЛАЕВ
УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА В МОДЕРНИЗИРУЕМОМ ОБЩЕСТВЕ
В статье рассматриваются принципы и основные направления, на которых строится социальная политика в рамках организации социального порядка. Определяются факторы, обеспечивающие устойчивость социального порядка.
This paper discusses the principles and guidelines on which social policy is built in the frameworks of the social order organization. The factors that ensure stability of social older are defined.
Ключевые слова:
социальный порядок, социальные институты, социальная политика, система социального управления; social order, social institutions, social policy, social management system.
АБДУЛЛАЕВ
Герман
Ибадуллаевич —
аспирант кафедры
социологии
Современной
гуманитарной
академии, г. Москва
Важным условием эффективного социального управления в современном российском обществе является формирова -ние новой системы социального порядка. Заметим, что сама категория «порядок» рассматривается как в нормативно - правовой и экономической, так и в социологической плоскости, поскольку лежит на их пересечении. Социальный порядок представляет собой совокупность правил и норм, регулирующих социальное положение индивидов и групп в обществе, а также экономически обоснованные социальные отношения между членами общества. Понимание социального порядка означает также нахождение общих принципов, законов, моделей взаимоотношений субъектов социального управления. Наличие социального порядка предпо -лагает, прежде всего, организованность общества, а значит при сутствие управляющего принципа. Обнаружение такого принципа управления означает также и выявление источника власти и под -чинения в обществе. Вопрос об основаниях социального порядка
— это вопрос о границах социального управления.
Специфика развития нашего общества в контексте 20 лет реформ проявляется во влиянии различных социальных рисков — нищеты, экономического кризиса, потери работы и т.д. В этих условиях обе -спечение и поддержание социального порядка является необходи мостью функционирования социальной системы, которая посред ством общеразделяемых ценностей и символов определяет склады -вающееся социальное взаимодействие.
Государство как основной социальный институт придает управ -лению социальными процессами свойство системности. Только при наличии сильного государства в обществе возможно достиже -ние необходимой согласованности, координации, целеустремлен -ности, эффективности в управлении. При этом одной из главных функций современного государства является обеспечение соци -ального порядка на основе стабильного и устойчивого развития общества.
Сокращение занятости в традиционных для России секторах эко -номики, увеличивающаяся безработица на фоне крайне низкого уровня заработной платы были и остаются результатом падения объемов производства товаров и услуг, сохранения неэффектив -ных, отсталых производств. Отсутствие стимулов к структурным социально - экономическим преобразованиям ведет к консервации значительной доли рабочих мест, не отвечающих современным тре -
бованиям безопасности и охраны труда1. Взятый курс на интенсификацию труда и эффективный трудовой договор не сможет решить всех проблем постиндустриальной экономики. Низкая правовая грамотность, размывание основополагающих принци пов жизни, дисфункции ряда социальных институтов также препятствуют стабиль ному развитию общества.
В этих условиях актуальным является формирование в обществе системы нового социального порядка, который позволил бы консолидировать интересы и потреб ности различных социальных групп и организаций в рамках осуществляемых социально экономических преобразова ний. Главным источником социальной защиты населения становятся солидар ность, развитие демократических прин ципов социального государства.
Очевидно и то, что вопросы поддержа ния социального порядка в России орга нически связаны с проблемой выработки эффективных механизмов его обеспече ния. К ним тесно примыкает и вопрос об особенностях выработки новой социаль ной политики, ориентированной на удо влетворение социальных потребностей населения.
В социальной политике вообще и соци альной защите в частности чрезвычайно важно соблюдать принцип обратной связи. Инструментом эффективного вза -имодействия социальной политики и общественного мнения является орга низация социальной работы, основные функции которой состоят в оказании социальной и психологической помощи, информировании населения о возможных вариантах поведения в трудных жизнен ных ситуациях.
Контроль — один из главных механизмов регулирования общественных отноше ний — играет ключевую роль в обеспече -нии стабильности общества. Посредством социального контроля органы управления проверяют действия отдельных субъектов управления в соответствии с социальными нормативами, ценностными стандартами, идейными ориентирами. Механизм соци -ального контроля не сводится только к воздействию на отдельного человека, к учету работы, аудиту, вообще к количе -ственной и качественной оценке имею
1 Российский рынок: образование, профессия, квалификация / под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. - М., 2011, с. 82-95.
щихся ресурсов. Его функция гораздо шире - обнаружение возможных откло нений от заданных целей, своевременное принятие упреждающих мер по ликвида -ции возникающих диспропорций. Меры социального контроля тем эффективнее, чем шире в его осуществлении участвует все общество: его гражданские институты и все граждане. В этом смысле средствами контроля и социального регулирования выступают формы непосредственной демократии (референдумы, запросы граждан, общественное мнение, органы пред ставительной власти и т.п.).
Об эффективности исследуемого меха -низма следует говорить применительно к его основной цели, которую возможно спроецировать и на деятельность субъ -ектов социального управления по охране и защите прав и свобод гражданина. Эффективность деятельности субъектов социального управления достигается только в том случае, когда все их цели (бли жайшие, отдаленные, конечные) выпол нены с наименьшими экономическими затратами и своевременно, с соблюдением принципов законности, гуманизма, спра ведливости и др.
Очевидно, что сильная социальная политика в сочетании с раскрепощением инициативы самой активной части насе ления призвана сбалансировать интересы и консолидировать российское общество на основе надежных социальных гаран тий и уверенности в завтрашнем дне. В основу социальной политики должны быть положены следующие новые прин ципы:
- взаимная солидарная ответственность всех субъектов этой политики (государ ство, неправительственные объединения, предприниматели, граждане) за резуль таты социального развития;
- добровольность и многообразные формы участия людей в формировании и проведении социальной политики;
- ее открытость и подконтрольность обществу, человеку;
- межнациональная, межконфессио нальная, межгрупповая и межличностная терпимость;
- защита трудоспособного населения от социальных рисков, преимущественно на страховых принципах;
- гарантированное закрепление ранее приобретенных социальных прав за людьми, которые фактически пользуются
этими правами, во многом определяю -щими их материальное положение;
— развитие системы социального обе -спечения нетрудоспособных граждан путем поддержки соответствующих инфраструктур (как государственных, так и негосударственных);
— стимулирование активного участия людей в формировании собственного благосостояния и в общественной жизни через создание соответствующих право вых, финансово экономических и орга низационных условий.
В последние годы стало очевидно, что установление социального порядка воз можно лишь на основе широкой под -держки целей и действий органов власти, социальной консолидации различных слоев общества. Добиться же такой кон -солидации и массовой поддержки можно лишь при условии, что реальным приори тетом развития государства и экономики станет обеспечение благополучия, безо пасности и достойной жизни граждан. При этом следует учитывать, что россий -ское общество крайне неоднородно, а интересы социальных групп существенно отличаются друг от друга. Усилия органов власти должны вести к тому, чтобы боль -шинство населения на собственном опыте ощутило сдвиг к лучшему.
Формирование системы нового социаль -ного порядка должно быть адекватно про исходящим социально - экономическим преобразованиям, деятельности институ тов социального управления. Реализация социального порядка во многом зависит от того, насколько полно не только учи -тываются социально значимые интересы и потребности личности, но и получают развитие новые методы социальной под держки различных слоев населения, рас ширяется спектр социальных служб, пре доставляющих бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социальной защиты.
Очевидно, что роль государства в рамках формирования определенного социаль -ного порядка должна сводиться к защите интересов участников рынка и контролю за действиями работодателей, исключаю щему чрезмерные риски. И новая система социального страхования как таковая не должна исключать механизм накопления
и элементы конкуренции в управлении социальными фондами. При этом приори тетные задачи институтов гражданского общества сводятся к оптимальному регули -рованию отношений потенциальных стра хователей с финансовыми институтами.
Устойчивость социального порядка зависит от его легитимности. Очевидно, что чем меньше легитимность, тем больше требуется ресурсов внешнего принужде ния и наоборот. Легитимность порядка зависит от ценностной приверженности граждан конституции государства и выра жается в их политическом конформизме. Утрата легитимности порядка происходит в период решения обществом адаптацион ных проблем и неспособности правящей власти решить эти проблемы. В резуль -тате конфликта элит возникает неэф фективный социальный контроль ради кальных движений, что может привести к трансформации нормативного порядка. При утверждении нового нормативного порядка общества проблема его устойчи вости вновь актуализируется.
Устойчивость нового порядка в период модернизации общества возможна, если социальная система содержит механизмы взаимного приспособления интересов и управления внутренними конфликтами, которые угрожают общественной инте грации. В этом случае возникает адаптив ная новизна, которая вызывает внутриси стемные изменения при сохранении нор мативных основ общества.
Складывающийся социальный поря док должен быть связан с повышением роли государства в компенсации асим метрии в формирующихся социальных отношениях. Государство в этом случае не просто берет на себя дополнительные обязательства по удовлетворению соци альных потребностей и созданию усло -вий для обеспечения социальных прав, но и становится необходимым условием, формирующим эффективные меха -низмы их реализации. Другими словами, социальная ответственность государства является неизбежным ответом на возни кающие в обществе вызовы, связанные с повышением значения социальных прав для человека и их развитием. Государство при этом признает себя ответственным за условия жизни людей, их развитие.