Зоя ЕГОРОВА, Алексей ИГЛИН
ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН КАК ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В РОССИИ
Социальная защита граждан Российской Федерации представлена в статье в качестве одной из основных функций государства. Выделяются основные аспекты финансово-правового регулирования политики в данной области.
Social protection of citizens of the Russian Federation is presented in the article as one of the main functions of a state. Main aspects of financial and legal regulation of the policy in the given field are revealed.
Ключевые слова:
социальная защита граждан, государственные внебюджетные фонды, Пенсионный фонд, социальное и медицинское страхование; social protection of citizens, state off-budget funds, Pension Fund, social and medical insurance.
ЕГОРОВА
Зоя
Александровна —
аспирант,
старший
преподаватель
кафедры
государственного и административного права юридического факультета УлГУ [email protected]
ИГЛИН
Алексей
Владимирович — к.ю.н., доцент кафедры
государственного и административного права юридического факультета УлГУ [email protected]
Социальная защита граждан Российской Федерации является одной из основных функций государства, предоставляется в различных формах, гарантируется государством и защи -щается законодательством РФ. При применении различных форм социальной защиты граждан РФ учитываются различные критерии их правового статуса. Социальная защита как совокупность право -вых норм направлена на «предупреждение и компенсацию соци -ального риска, который может нарушить условия жизнедеятель -ности человека»1, а также на решение определенных социально -экономических проблем в этой сфере. Поэтому общественные отношения, возникающие в сфере государственного регулирова -ния социальной защиты, могут быть применены при реализации различных отраслей права.
«Основные направления социальной политики должны быть ориентированы на следующие перспективные цели:
— достижение уровня и качества жизни населения, соответствующего национальным идеалам и стандартам экономически разви тых государств, в том числе — в области получения образования, здравоохранения, чистоты окружающей среды, воспитания детей, обеспечения экономических прав и свобод граждан, защиты от пре -ступности их личности и имущества;
— обеспечение устойчивых и высоких темпов экономического роста и научно - технического прогресса, конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и зарубежном рынках, восстановление положения России в качестве одной из ведущих научно - промышленных держав, эффективная интеграция ее экономики в мирохозяйственные связи;
— обеспечение благоприятных экономических условий для укре -пления суверенитета, территориальной целостности, национальной безопасности и обороноспособности, международного авторитета и влияния России, в том числе в странах — бывших союзных республиках, защита законных прав и интересов российских граждан и организаций за рубежом;
— развитие человеческого потенциала, гармонизация социальных
1 Федорова М.Ю. Современные тенденции развития российского законода -тельства о социальной защите населения. Материалы II Пермского конгресса ученых-юристов. 28—29 октября 2011 г. / отв. ред. О.А. Кузнецова. — Пермь, ПГНИУ, 2011, с. 280.
отношений (то есть обеспечение условий для образования системы социальных групп и устойчивых связей между ними; создание системы, в которой домини руют отношения взаимодополняемости и сотрудничества, а не конфликта и борьбы, высокая социальная мобильность насе ления, поддержка социально приемле мой самореализации каждой личности), ослабление социальной поляризации и предотвращение дезинтеграции общества, чрезмерного усиления социальной диф ференциации, сдерживание перехода про тиворечий интересов между социальными группами в антагонистическую форму»1.
Социальная защита граждан РФ кон тролируется Министерством здравоохра -нения и социального развития России, которое координирует деятельность го сударственных внебюджетных фондов на территории РФ: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ, обеспе чивающих, в свою очередь, социальную защиту граждан. В соответствии со ст. 147 Бюджетного кодекса РФ2 расходы бюд -жетов государственных внебюджетных фондов осуществляются в соответствии с бюджетами указанных фондов исключи тельно на цели, определенные законода тельством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного соци ального страхования (пенсионного, соци -ального, медицинского).
Деятельность Пенсионного фонда РФ как одного из звеньев финансовой системы государства является важней шим элементом осуществляемых в совре менной России структурных преобразо ваний в экономике и социальной поли тике. Как крупнейший резерв денежных средств, способный выступать в качестве мощного инвестиционного ресурса эко номики, Пенсионный фонд в последние годы служит источником столкновения финансовых интересов различных субъ -ектов общественных отношений: госу -дарства, кредитно финансовых структур, населения. Это подтверждает высокую социальную и экономическую значимость финансовой деятельности Пенсионного
1 Чичканов А.В. Социальная политика России: Проблемы развития // Чиновник, 2005, №1(35).
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // Российская газета, 1998, № 153—154, 12 авг.
фонда РФ, которая обусловливает необ ходимость тщательного правового регули -рования всей совокупности отношений, возникающих в процессе взаимодействия Пенсионного фонда РФ с властными структурами, управляющими компани ями, населением и т.д.
Пенсионный фонд РФ является орга низацией, управляющей внебюджетным фондом финансовых средств социального назначения, призванным обеспечить реа лизацию одной из важнейших социальных гарантий — государственного пенсион -ного обеспечения, т.е. материального обе -спечения граждан при наличии соответ ствующих социальных страховых рисков и наступлении соответствующих страхо -вых случаев3. Пенсионный фонд осущест -вляет единую стратегию управления пен сионной системой на всем социальном пространстве России, являясь одной из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской вла сти. Пенсионный фонд РФ наделен значи -тельными полномочиями по проведению государственной политики в социальной сфере, по своему правовому положению близок к органам исполнительной власти, при этом в систему федеральных органов исполнительной власти не входит.
Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируе мых средств государственным внебюджет -ным фондом. Он создан в целях обеспече ния государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием указанных средств. В соот ветствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О Фонде социального страхования Российской Федерации»4 Фонд социального стра -хования является специализированным финансово кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, который управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Денежные сред
3 Забарчук С.Е. Актуальные вопросы административно правового статуса
Пенсионного фонда Российской Федерации // Административное право и процесс, 2006, № 2, с. 30.
4 Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 (ред. от 12.08.2011) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Российская газета, 1994, № 35, 22 февр.
ства и иное имущество находятся в опера тивном управлении Фонда социального страхования и являются федеральной соб ственностью.
Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на полу чение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в ст. 41 Конституции Российской Федерации. Медицинское страхование является формой социаль -ной защиты интересов населения в охране здоровья. Основным нормативным пра вовым актом, регулирующим обязатель ное медицинское страхование, является федеральный закон РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»1.
Для реализации государственной поли тики в области обязательного медицин ского страхования граждан РФ созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В соответствии федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Федеральный фонд обязательного медицинского стра хования является страховщиком в сфере обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхова ния.
Территориальные фонды обязатель -ного медицинского страхования — это некоммерческие организации, созданные субъектами РФ для реализации государст -венной политики в сфере обязательного
1 Федеральный закон от 29.11.2010 № 326- ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета, 2010, № 274, 03 дек.
медицинского страхования на территориях субъектов РФ. Они осуществляют отдель ные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязатель ного медицинского страхования.
В целях обеспечения устойчивого социально экономического развития РФ одним из приоритетов государственной политики в настоящее время является сохранение и укрепление здоровья граждан РФ на основе повышения доступ -ности и качества медицинской помощи. «Решение значительной доли проблем в области финансово правового механизма защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь находится в пло скости права. Изменения законодатель -ной базы российского здравоохранения, особенно появившиеся в последние 10—15 лет, позволили в определенной степени урегулировать общественные отношения в сфере медицины»2.
Таким образом, в настоящее время го сударство реализует одну из основных социальных функций, выражающуюся в обеспечении нормальных условий жизни граждан РФ посредством выделе ния необходимых средств на здравоохра нение, иных видов помощи гражданам. Избранный государством финансово правовой механизм регулирования ока зывает значительное влияние на право вой статус и взаимоположение субъектов финансовых отношений, способы защиты и восстановления их нарушенных прав.
2 Пищита А.Н. Защита прав пациентов в России: досудебные способы // Государство и право, 2007, № 5, с. 91.