Юлия ИВАШКИНА
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
В статье даны практические предложения по разработке в Санкт-Петербурге семейной политики в отношении мигрантов: приоритеты, основные задачи и направления. Предлагаются конкретные шаги для дальнейшего развития в городе системы социальной поддержки семей и детей мигрантов.
The article gives practical suggestions for the development of migrant family policy in St. Petersburg, including priorities, main aims and trends. Concrete moves for the further development of social support system for migrant families and children in the city are suggested.
Ключевые слова:
иностранные граждане, мигранты, миграционная политика, семейная политика в отношении мигрантов; foreign citizens, migrants, migratory policy, migrant family policy.
ИВАШКИНА
Юлия
Юрьевна —
заведующий
редакциинни-
издательским
итделим СПб ГУ
«Региональный
центр «Семья»
Приоритетными направлениями государственной демографической политики РФ в области миграции является содействие добровольному переселению соотечественни -ков, стимулирование возвращения эмигрантов, привлечение ква -лифицированных иностранных специалистов на постоянное место жительства в Россию, в т.ч. выпускников российских вузов.
На практике в Санкт - Петербурге эти направления не развива -ются. Город не включен в государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Преобладающая часть иностранных граждан прибывает в целях получения работы (в 2010 г. — 175 079 чел.; в 2009 — 122 632 чел.) и занимает рабочие места, для которых характерны средняя и низкая квалификация труда. В 2010 г. 95% трудовых мигрантов составляли лица со средним и низким уров -нем квалификации. Наиболее востребованными были профессии подсобного рабочего, водителя автомобиля, грузчика, бетонщика, каменщика. Доля иностранных студентов в Санкт - Петербурге в 2010/11 уч. году составляла 4,1%'. Гражданство РФ за 2010 г., по данным УФМС, приобрели 4 843 чел. (в 2009 г. — 16 218 чел.), в т.ч. женщины — 966, несовершеннолетние — 1 395.
Таким образом, в структуре миграции ведущая роль оста -ется за трудовыми мигрантами, в основном из беднейших стран Центральной Азии — Узбекистана (в Санкт - Петербург в 2009 г. при -было 106 791 чел., в 2010 г. — 145 894 чел.) и Таджикистана (в 2009 г.
— 50 803 чел., в 2010 г. — 8 283 чел.)2.
Среди разнообразия и многогранности имеющихся в сфере миграции проблем необходимо отдельно выделить семейную поли тику в отношении мигрантов, разработка основных приоритетов и направлений которой чрезвычайно актуальна для Санкт - Петербурга в связи со значительным увеличением в структуре миграции доли женщин и детей. По результатам исследований, треть мигрантов из стран СНГ приезжают в Санкт - Петербург с семьями: 35% — с супру -
1 Исследование Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт- Петербурга по изучению миграционной ситуации в Санкт-Петербурге // http://www.zakon.gov.spb.ru/info/fed_migr_s
2 Информационно- аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге, подготовленные СПб ГУ «Региональный центр «Семья» // http:// www.homekid.ru
гами и 16% — с детьми. При этом боль -шинство приезжающих — молодые люди, причем среди тех, кто приехал с детьми, больше трети (36%) хотели бы навсегда остаться в России, получив гражданство1.
По информации Комитета по делам ЗАГС Санкт - Петербурга в 2010 г. зареги -стрировали брак 4 446 иностранных граж -дан, это практически каждый одиннадца -тый брак. Также органами ЗАГС в 2010 г. произведена государственная регистра -ция рождений детей у 505 граждан даль -него зарубежья и 3 906 граждан СНГ, что составляет около 8% от регистрируемых рождений в Санкт - Петербурге. При этом число детей, родившихся в 2010 г., увели -чилось на 3 516 по сравнению с 2009 г. (по данным Росстата)2.
Согласно исследованию, связанному с оценкой эффективности социальной работы с семьями социально уязвимых групп, семьи мигрантов, а также моло -дые семьи с детьми в межнациональных браках были выделены в качестве осо бой целевой группы, технологии работы с которыми находятся в стадии операциона лизации и требуют внедрения в практику деятельности социальных служб3. Из - за противоречий между провозглашенными направлениями миграционной политики и сложившейся в городе ситуацией ста новится чрезвычайно трудно определить приоритеты государственной поддержки семей мигрантов, тем более что социаль ная политика в отношении российских семей и детей также имеет свои противо речия, анализ которых находится за рам ками данной статьи.
Основами семейной политики в отно -шении мигрантов должны стать:
— обязательства России по обеспече -нию реализации международных право вых актов универсального характера, к
1 Исследование РОО «Центр миграционных исследований» по теме: «Возможности и пробле -мы социальной интеграции трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в России (на примере Москвы и Санкт- Петербурга)», рук. к.э.н. Е.В. Тюрюканова // http://migrocenter.ru/index. php)
2 Информационно- аналитические материалы о положении детей в Санкт Петербурге, подготов ленные СПб ГУ «Региональный центр «Семья» // http://www.homekid.ru
3 Безрукова О.Н., Курганова Г.С. Развитие семейной политики Санкт Петербурга на основе оценки эффективности системы работы с семья ми и детьми социального риска // Социальная политика и социология, 2009, № 6, с. 403.
которым она присоединилась, и взаимо -отношения России со странами исхода мигрантов;
— экономические возможности для при -ема и трудоустройства мигрантов, предо -ставления им социальных гарантий и мер социальной поддержки в сфере жилья, образования, здравоохранения, социаль -ного обслуживания;
— политическая составляющая, базовые направления миграционной и семейной политики, политическая воля законода -тельной и исполнительной власти для их реализации;
— нормативно - правовые основания для возможности осуществления семейной политики в отношении мигрантов;
— система эффективного управления семейной политикой;
— развитая инфраструктура организаций различной направленности, работающих в данной сфере;
— социальное партнерство с националь -ными объединениями, землячествами, национально- культурными сообществами, общественными организациями;
— квалифицированный, заинтересован -ный в работе с семьями и детьми мигран тов персонал, знающий специфику данной деятельности и имеющий навыки работы.
Основой обеспечения провозглашен -ных социальных гарантий является раз витие экономики. Но ограниченность ресурсов требует определения «границ» социального государства в России, его функций и выделения социальных при оритетов. Необходимо просчитать эко -номический эффект, который зависит от структуры, интенсивности и объема миграции, рассчитать экономические выгоды и издержки от различных видов миграции, выделить приоритеты и сделать политический выбор. С другой стороны, необходимо определить, насколько имею щиеся экономические ресурсы в состоя нии обеспечить социальные гарантии и меры поддержки семей и детей мигрантов. Не повлечет ли это отток ресурсов, преду смотренных для обеспечения социальных гарантий российских граждан, проживаю щих в Санкт - Петербурге?
Правовую основу семейной политики в отношении мигрантов составляют между народные, федеральные и региональные нормативные документы, которые декларируют предоставление основных соци -альных гарантий и включают достаточно
широкие возможности для иностранных граждан в получении разнообразных мер социальной поддержки и социального обслуживания наравне с российскими гражданами.
Прежде всего, постоянно проживаю щие на территории России иностранные граждане, получившие вид на жительство, а также беженцы имеют равные с гражда нами РФ права на социальное обслужи -вание. Иностранные граждане, имеющие место проживания (пребывания) в Санкт Петербурге, имеют право на получение всех социальных услуг, предусмотренных государственными стандартами, в т.ч. один из наборов услуг предусмотрен для беженцев и вынужденных переселенцев. Также они имеют право на получение пособий по беременности и родам, посо бий на ребенка, социальной поддержки, предусмотренной для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 2006 г. в Санкт Петербурге реализуется Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепле -ния толерантности в Санкт Петербурге (программа «Толерантность»), которая направлена на воспитание культуры толе рантности, содействие межкультурному и межконфессиональному взаимодей ствию, создание условий для языковой и социокультурной интеграции учащихся инофонов. К сожалению, программа не рассматривается в разрезе семейной поли тики города и не содержит положений по развитию социальной поддержки семей мигрантов.
Тем не менее в городе постепенно скла -дывается социальная инфраструктура для семей мигрантов. Созданы и активно работают более 100 национальных обществ (негосударственных организаций, общин, национально - культурных автономий). Многие из них имеют возможность организации своей деятельности и сотруд-ничества с городскими структурами на базе СПб ГУ «Санкт- Петербургский Дом национальностей».
Образовательные учреждения города активно разрабатывают программы психолого - педагогической и лингвисти -ческой поддержки детей иностранцев, оказавшихся в русскоязычной речевой среде.
Проявляют активность и негосудар -ственные общественные организации:
«Красный Крест», «Ласточка», Ассоциация помощи беженцам, «Дом мира и ненаси лия», Санкт Петербургский совет мира и согласия, Антидискриминационный центр «Мемориал» и др., которые оказы -вают различные услуги беженцам и дру гим категориям мигрантов.
В Санкт - Петербурге имеются опреде -ленные ресурсы для выстраивания системы социального обслуживания семей и детей мигрантов. СПб ГУ «Социальный приют для детей «Транзит» является единствен ной службой в городе, которая оказывает комплексную медико психологическую, социально правовую помощь и предо ставляет временное убежище безнадзор ным несовершеннолетним, не имеющим регистрации в Санкт Петербурге и под лежащим возвращению к месту прожива ния родителей или законных представи -телей. Только в 2010 г. «Транзит» принял 100 несовершеннолетних граждан СНГ, в основном из Таджикистана и Узбекистана. Это — дети, оставшиеся на территории Санкт Петербурга без законных предста вителей (родители либо арестованы, либо пропали без вести, либо жестоко обраща лись с детьми), без средств к существова нию, не имеющие определенного места жительства на территории своего государ ства.
Помимо специализированных социаль ных служб в трех наиболее крупных город ских районах созданы профильные службы социальной помощи семьям мигрантов.
Однако семьи иностранных граждан редко обращаются в учреждения соци ального обслуживания семьи и детей. За помощью, по данным исследований, чаще всего они обращаются или в землячества (37,9%), или к родственникам, прожи -вающим в России (44,9%)'. А число ино -странных граждан, получивших едино временные компенсационные выплаты при рождении ребенка, в 2010 г. составило всего 6 чел.2 Связано это, прежде всего, с тем, что мигранты не доверяют государ
1 Исследование РОО «Центр миграционных исследований» по теме: «Возможности и пробле -мы социальной интеграции трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в России (на примере Москвы и Санкт- Петербурга)», рук. к.э.н. Е.В. Тюрюканова // http://migrocenter.ru/index. php
2 Информационно - аналитические материалы о положении детей в Санкт Петербурге, подготов ленные СПб ГУ «Региональный центр «Семья» // http://www.homekid.ru
ственным структурам, боятся, что их раз решительные документы не соответствуют требованиям и это может выясниться при обращении социальную службу. К тому же чаще всего они не информированы о возможности получить социальную под держку где либо и имеют мало времени, т.к. много работают.
В свою очередь, социальные службы тоже не спешат принимать на социальное обслуживание семьи и детей иностран -ных граждан. За 2010 г. социальные услуги получили около 175 семей. Причины в том, что не полностью нормативно урегулированы вопросы социального обслуживания и медицинской помощи иностранным гражданам, специалисты не владеют технологиями социальной работы с мигрантами, плохо знают спец ифику социальной работы с людьми раз личных национальностей. По мнению экспертов социальной сферы, в городе нет достаточно разветвленной сети спе циализированных учреждений, учиты вающих потребности клиентов разных социальных групп, в т.ч. мигрантов, а те, которые существуют, не имеют необхо димого спектра услуг и квалифицирован ных кадров, работающих с данной груп пой. В настоящее время недостаточно эффективна семейная политика, мало заинтересованности в решении социаль ных проблем у руководителей районных администраций, не разработаны кон цепция и программы профилактической работы с детьми и семьями мигрантов1.
В условиях, когда государство не готово обеспечить социальные гарантии и меры поддержки всем законным мигрантам, а сами мигранты не стремятся ее получить, можно было бы продолжать проводить политику невмешательства и закрывать глаза на имеющиеся проблемы. Но каковы могут быть последствия увеличения числа семей с низким уровнем образования, проживающих в стесненных условиях, в постоянном страхе утратить правовой статус, плохо понимающих российскую культуру и не желающих интегрироваться в нее?
Думается, что при определении выбора приоритетов семейной политики в отно шении мигрантов необходимо сбалан -сированное сочетание государственной
1 Безрукова О.Н., Курганова Г.С. Указ. соч., с. 406.
поддержки определенных категорий мигрантов в определенных законодатель -ством случаях, поддержки национальных объединений и инициатив самопомощи мигрантов, а также привлечение нацио нальных бизнес структур к социальной поддержке своих соотечественников.
Основными задачами семейной поли тики в отношении мигрантов должны стать: профилактика маргинализации семей мигрантов; профилактика социаль ного сиротства детей; улучшение социаль ного функционирования семей; успешная социальная и психологическая адаптация; профилактика возникновения этнических конфликтов с коренным населением и защита от дискриминации, связанной с национальностью.
Можно выделить три основных направ ления семейной политики в сфере миграции. Первое направление связано с орга низацией первичной профилактической работы с семьями и детьми, которые переехали на временное или постоян ное место жительства в Санкт Петербург. Такие семьи можно отнести к группе социального риска. Переезд, смена места жительства, смена привычных климати ческих условий, потеря связей с привыч ным окружением, разрушение привычных социальных связей и контактов вкупе с национально культурными особенно стями — все это создает для ребенка мно -жество социальных рисков, а семья, кото рая должна обустроиться на новом месте, не всегда имеет достаточные жизненные ресурсы для создания необходимых усло -вий для развития ребенка. И при неблаго приятном развитии событий семья и ребе -нок могут попасть в трудную жизненную ситуацию. Помощь семьям на этом этапе должна быть организована для всех приез жающих в город семей. Это консультатив -ные услуги семье по правовым вопросам и вопросам социального обслуживания, трудоустройства и т.д., а также разноо -бразная деятельность, помогающая детям и их родителям быстрее адаптироваться в новой среде, выстроить новые соци альные связи, разобраться в социальной инфраструктуре мегаполиса и т.д.
Второе направление семейной поли -тики в отношении семей мигрантов свя зано с организацией социальной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизнен ной ситуации. К ним относятся семьи, имеющие круг проблем, с которыми они
не могут самостоятельно справиться: необустроенность, малообеспеченность, невозможность устроить детей в образова тельные учреждения, проблемы, связан ные с трудоустройством родителей, обу чением русскому языку, проблемы с уста новлением социально правового статуса, получением необходимой медицинской помощи.
Третье направление семейной политики в отношении семей мигрантов связано с организацией социальной помощи семьям и детям в социально опасном положе нии. Им необходимы реабилитационные услуги, направленные на восстановле -ние утраченных социальных функций, социально правового статуса, коррекцию поведения и т.д.; они нуждаются в помощи специалистов для преодоления кризисных ситуаций. Работа с такими семьями тре -бует более полного включения специали стов, большей интенсивности их деятель ности и, соответственно, больших финан совых затрат.
Чтобы система социальной поддержки семей и детей мигрантов могла быть
эффективной, необходимо также создать четкую управленческую структуру, вклю чающую в себя представителей (курато ров) данного направления деятельности во всех органах законодательной и испол нительной власти города, связанных с социальной сферой, т.е. образованием, здравоохранением, трудом и занятостью населения, социальным обслуживанием населения, культурой, молодежной поли тикой и т.д. Следует распределить их пол номочия по планированию, организации, координации, контролю, учету, анализу, прогнозированию и продумать систему их взаимодействия между собой, а также с миграционной службой, полицией, национальными объединениями, зем лячествами, национально культурными сообществами и общественными органи зациями.
Статья подготовлена поматериалам исследования, проведенного при поддержке гранта Тематического плана Санкт-Петербургского государственного университета на проведение фундаментальных исследований, шифр темы 1038167.2011.