Научная статья на тему 'Ускорение инновации-важный фактор выхода страны из экономического кризиса'

Ускорение инновации-важный фактор выхода страны из экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
724
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Давид Кириллович, Ким Андрей Георгиевич

Рассмотрены экономическая сущность, виды, классификация инноваций, стадии ее фор- мирования по этапам диаграммы жизненного цикла товара (ЖЦК).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ускорение инновации-важный фактор выхода страны из экономического кризиса»

УДК 65.291.551 + 65.263.111

Д.К. Шевченко, А.Г. Ким

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет,

690087, г. Владивосток, ул. Луговая, 52б

УСКОРЕНИЕ ИННОВАЦИИ-ВАЖНЫЙ ФАКТОР ВЫХОДА СТРАНЫ ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Рассмотрены экономическая сущность, виды, классификация инноваций, стадии ее формирования по этапам диаграммы жизненного цикла товара (ЖЦК).

Ключевые слова: инновации.

D.K. Shevchenko, A.G. Kim SPEEDING UP THE PROCESS OF INNOVATION DEVELOPMENT -A SIGNIFICANT FACTOR FOR COUNTRY TO OVERCOME THE ECONOMIC CRISIS

The article analyzes economic elements. Kinds and classification of innovation, It’s developmental stages according to diagram of PLS (Product Life Cycle).

Key words: innovation.

В последние годы резко обострилась внутренняя производственная, экономическая ситуация и углубился экономический кризис, начавшийся в России после перехода страны на рыночное развитие экономики. Для преодоления проблемы Правительство РФ приняло программу антикризисных мер, в которой в качестве приоритетного направления было определено ускорение модернизации экономики страны на базе радикального повышения инновационного процесса и стимулирования ресурсосбережения. Инновация в этой программе рассматривалась как основа среднесрочной политики государства и решающего фактора выхода из кризиса, условие обеспечения повышения конкурентоспособности продукции. Был объявлен курс на модернизацию экономики.

С переходом экономики России на рыночные отношения роль науки и в целом научно-технического прогресса значительно возросла и рассматривалась как решающее условие наращивания темпов экономического развития и роста эффективности всей хозяйственной деятельности. Однако слабое развитие науки и техники в совокупности с устарелым хозяйственным механизмом управления экономикой стали причиной глубокого экономического кризиса, сопровождаемого снижением темпов экономического роста, прибыльности работы предприятий и внутреннего спроса на отечественную продукцию.

В этот период в разы снизились объемы производства, выросла инфляция, появилась безработица, что привело к снижению реальных доходов населения и в целом уровня жизни народа.

В 2008 г. разразился мировой экономический кризис, который значительно усугубил тяжелое экономическое состояние в стране, коснувшись в первую очередь инновационной деятельности, которая была практически свернута.

Принятая Правительством РФ программа антикризисных мер на 2009 и последующие годы предполагала комплексное решение проблемы. Среди мер по выходу из экономического кризиса в программе была предложена коренная модернизация всей экономики на основе радикального развития, ускорение инновационной деятельности во всех отраслях народного хозяйства [1]. Такой подход Правительства был обусловлен необходимостью обновления устаревших производственных фондов и применяемых технологий. По данным анализа Счетной палаты России, по состоянию на 2010 г. 80 % основных производственных фондов в стране были устаревшими и не обеспечивали

требуемого уровня качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности. Кроме того, темпы роста ВВП в стране за последние 10 лет (1999-2009 гг.) оказались ниже дореформенного уровня 1992 г. на 45-50 %. До настоящего времени этот уровень не достигнут.

Таким образом, на сегодняшний день в стране возникла крайняя необходимость возобновления и последующего ускорения развития инновационного процесса.

Рассмотрим и проанализируем научные подходы к вопросам инновационной деятельности. Большой вклад в становление и развитие теории и практики инновации внесли зарубежные деятели, в частности, П. Друкер, У. Джек Дункан, Т. Кано, Д. Мессер, М. Портер, Р. Уотерман, Й. Шумпетер, которые были планерами в этой области. Одним из первых исследователей в этой области считается известный немецкий ученый Й. Шумпетер, который впервые дал понятию «инновация» научно-техническое определение. Он писал, что под инновацией следует понимать процесс разработки и внедрения в среду хозяйственной деятельности новых организационно-технических комбинаций; использование передовых, прогрессивных методов в производстве продукции; открытие новых рынков; освоение новых источников сырья; построение отвечающей реальным условиям новой организационной структуры.

Под инновацией он подразумевал различные изменения в производстве, связанные с обновлением или модернизацией действующей техники, технологий, организации производства и управления, а также продвижением и повышением сбыта товаров на рынке, влекущим увеличение прибыли.

В мировой науке и практике инновация рассматривается как средство превращения достижений НТП в реальные удовлетворенные потребности.

Большой вклад в развитие теории научно-технической инновации внесли советские и российские ученые В.М. Аньщин, В.В. Быстров, С.В. Валдайцев, Е.Ф. Денисов, В.В. Гончаров, Г.А. Краюхин, П.В. Лойко, А.И. Муравьев, Е.А. Олейников, Д.К. Шевченко. Так, С.В. Валдайцев и П.В. Лойко под инновацией понимают постоянное совершенствование, модернизацию и обновление товаров, разработку новых технологий, направлений НИОКР и их коммерциализацию.

Следует отметить, что в основу формирования науки инновации положена теория циклического развития экономики И.Д. Кондратьева, которая основывается на выделении длинных, средних и коротких волн. Длинный цикл начинается с устаревания технологий, вызывающего спад производства, депрессию, потом следует этап внедрения инноваций, наступает подъем, стабилизация производства и экономический рост.

На теории И.Д. Кондратьева базируются исследования немецкого ученого Г. Меньша, который утверждал, что по мере морального устаревания технологий возникает ситуация так называемого «технологического пата», вызывающего застой в экономике. Переход от одного технологического пата к другому характеризует переход экономики от депрессии к росту. При этом циклы совпадают между собой, и экономика подготовлена к переходу от базисных нововведений к нововведениям другого характера.

Здесь следует отметить что, необходимо подразделять понятия «новшество», «нововведение», «инновация» и «инновационная деятельность».

Под новшеством обычно понимается готовый к внедрению и оформленный результат фундаментальных или прикладных научных исследований, опытно-конструкторских и экспериментальных работ в какой-то сфере деятельности. При этом новшества принимают две формы:

1. Новшества после внедрения на предприятии, непосредственно проводившим исследования, переходят в форму инновации.

2. Новшества являются товаром и предназначены для продажи и получения прибыли.

Все новшества формируются в виде:

- рационализаторских предложений;

- изобретений, патентов, ноу-хау;

- научных подходов, принципов, концепций, понятий;

- инновационных проектов новых видов продукции, технологий, способов модернизации производственного процесса и управления организацией производства;

- стандартов, методик, рекомендаций.

Новшества могут осуществляться (разрабатываться) по любым направлениям производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также на всех стадиях жизненного цикла товара.

Инновация, или нововведение (русское название инновации), представляет собой полученный результат от разработки и внедрения новшеств с целью улучшения или изменения потребительских свойств продукта труда, получения экономического, социального, экологического и другого эффектов.

Нововведение - это новшество, используемое по назначению. С момента появления на рынке новшество приобретает новое качество и становится инновационным товаром.

Инновационная деятельность - процесс, включающий:

- проведение анализа и формирование прогноза направлений научно-технологического и инновационного развития экономики с учетом реальных условий рыночного потребления;

- развитие инфраструктуры инновационной системы; проведение экспертизы разработок, оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по выводу инновационной продукции на рынок внутренних новшеств;

- вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;

- технологическое переоснащение производства для выпуска инновационной продукции;

- выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ), создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования, применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и других видов инноваций.

Большое научное значение для правильной оценки и управления инновацией играет всесторонняя классификация инноваций по различным признакам.

Й. Шумпетер, предложивший подробную классификацию инноваций, писал: «Инновация - это новая комбинация, то есть развитие, изменение, переход экономической системы из достигнутого состояния на более высокий уровень; это непрерывная адаптация экономики к меняющимся условиям в динамике». Эти комбинации он подразделял на пять видов:

1) изготовление нового блага или создание нового количества какого-нибудь блага;

2) освоение нового рынка или расширение действующего;

3) внедрение нового метода ведения производства;

4) реорганизация производства и материально-технического обеспечения;

5) применение в производстве нового сырья, материалов, энергии.

Г. Меньш классифицировал инновации по трем видам:

1) базисные;

2) улучшенные;

3) псевдоинновации - не дающие существенного научно-технического и рыночного эффекта.

Заслуживает внимания классификация инноваций А.И. Пригожина, который предлагает подразделять инновации по следующим признакам:

1) по распространенности - единичные и диффузные;

2) месту в производственном цикле: сырьевые, продуктовые, обеспечивающие;

3) преемственности: замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие;

4) охватываемой доли рынка: локальные, системные, стратегические.

В рыбной промышленности инновации следует классифицировать по следующим признакам:

1) степени новизны:

- принципиально новые виды продукции, технологий, орудий лова;

- усовершенствованные, улучшенные, модернизированные;

2) сферам деятельности:

- технические;

- технологические;

- экономические;

- организационные;

- социальные;

- рыночные (маркетинговые);

- управленческие;

3) видам и объектам нововведения:

- типам судов флота: добывающие, перерабатывающие;

- видам продукции;

- разновидностям ресурсов, сырья, материалов;

- экологическим признакам.

Эта классификация дает возможность правильно определить стратегию фирмы и всесторонне охватить сферу нововведений, включая создание новых и совершенствование действующих материальных благ и услуг; технологий организации производства; освоение новых рынков, а также использование новых видов сырья, материалов, энергии и т.п. В общем виде инновации можно квалифицировать по следующим признакам (рис. 1).

К основным критериям классификации инноваций можно отнести следующие:

- степень новизны инновации;

- характер инновационной концепции на основе формирующейся инновации и инновационная политика;

- интенсивность инновационной деятельности.

Критерий оценки по степени новизны очень важен, поскольку от новизны в большой степени зависит конкурентоспособность нововведения. Чем дальше фирма углубляется в новые области, тем выше становится стратегический риск.

Следует выделить три стадии градации риска:

1) рынок и технологии известны: риск минимален;

2) новый рынок, но применяется известная технология: риск в основном

коммерческий, и успех определяется маркетинговым ноу-хау фирмы;

3) новый рынок и новая технология: в этом случае риски суммируются, растут и обнаруживаются основания для стратегии диверсификации.

Рис. 1. Классификация инноваций Fig. 1. Classification of innovation

По степени новизны различают товары «мировой новизны» и «новые для фирмы», можно выделить нововведения с маркетинговой и технологической направленностью.

Следует учитывать характер инновационной концепции и технической политики предприятия при применении новых технологических, маркетинговых и коммерческих нововведений.

Применение технологических нововведений изменяет физические свойства товара на уровне производства, применение новых компонентов или нового материала позволяет создавать принципиально новые продукты, получать новые изделия, новое физическое состояние, новые комплексные системы. Часть технологических нововведений переходит в коммерческие и организационные формы.

Следует отметить, что нововведения с коммерческой или маркетинговой направленностью позволяют изменять товарную политику, влияют на ценообразование, сбыт и коммуникации как составляющие процесса коммерческой деятельности организации. Например, презентация нового товара, новая форма торговли, новый вид рекламы (плакаты, транспортные средства, обертка, тара и т.п.), новая комбинация эстетических и функциональных свойств. Основной целью развития инновации является повышение конкурентоспособности продукции и получение прибыли. Какого бы высокого качества ни была инновационная продукция, если по цене она недоступна для всеобщего потребления, ее нельзя признать конкурентоспособной, так как она имеет дефект: по своей стоимости она не удовлетворяет потребности потребителя.

Инновация должна обладать новизной и должной конкурентоспособностью, быть пригодной для производственного и личного потребления, пользоваться рыночным спросом, быть объектом коммерциализации, т.е. приносить прибыль производителю и потребителю нововведений. Это определение достаточно полно отражает экономическую сущность инновации, ее научно-техническую и коммерческую сторону.

Отдельные российские ученые считают, что инновация представляет собой общественный технико-научный процесс, приводящий через практическое использование идей и изобретений к улучшению изделий и оптимизации технологий и выражающийся в добавочном доходе. Другие ученые инновацию рассматривают как процесс, в котором изобретения или идеи приобретают экономическое содержание, выходят на рынки и приносят дополнительную прибыль.

В мировой науке и практике инновация рассматривается как средство превращения достижений НТП в реальные удовлетворенные потребности общества, воплощения их в новых товарах, средствах производства, технологиях, обеспечивающих конкурентоспособность товара и приносящих прибыль [2].

Учитывая различные точки зрения ученых, отталкиваясь от мировых стандартов, инновацию следует рассматривать как завершающую фазу НТП, получившую практическую реализацию в производстве в виде нового продукта, способах его распространения.

Инновация, в отличие от НТП, должна отвечать следующим требованиям:

- обладать научной новизной;

- быть пригодной для производственного и личного потребления;

- удовлетворять потребности общества;

- обладать конкурентоспособностью и рыночным спросом;

- приносить прибыль изготовителю и полезный эффект потребителю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инновация всегда обладает новизной и удовлетворяет определенные потребности общества, в противном случае, если она непригодна для удовлетворения личных и производственных (общественных) потребностей, она не может являться инновацией. Инновация должна быть конкурентоспособной и пользоваться рыночным спросом. Инновацию нельзя признать, если она не приносит прибыль. Следует учитывать, что товары, обладающие новизной, подразделяются на товары мировой новизны и новые товары для фирмы и внутреннего рынка, поэтому в практике выделяются новшества с маркетинговой и технологической направленностью [3].

К технологическим относятся нововведения, которые благодаря применению новых материалов или отдельных компонентов изменяют физические свойства товаров или отдельные потребительские качества, особенности производства, позволяют создавать принципиально новые или модернизированные виды продукции.

Нововведения с коммерческой направленностью связаны с изменениями конъюнктуры рынка сбыта, управления и коммуникации как составляющих процесса управления и реализации товара. Например, презентация товара, новая форма торговли, новый вид рекламы, новая комбинация эстетических и функциональных свойств; новое применение известного товара, новое средства платежа (кредитная карточка, пластиковая карточка), новый способ продаж с доставкой на дом, место потребления и т.п.

Коммерческие нововведения касаются любой деятельности, связанной с доведением товара от изготовителя до конечного пользователя. Они возникают в результате применения науки о психологических свойствах человека, являются организационными и не связаны с научно-техническим прогрессом в узком смысле этого понятия. Для их генерации больше необходимо творческое воображение, изобретательность сотрудников, чем финансовые ресурсы. Тем не менее некоторые ноу-хау, например, касающиеся освоения компьютерной сети, могут потребовать значительных средств.

Технологические нововведения часто приводят к нововведениям коммерческим, организационным, но возможна и обратная последовательность, когда некоторые организационные новшества способствуют внедрению технологических нововведений. Уровень риска, связанного с внедрением технологической инновации, зависит от характера идеи новшества.

Все инновации следует разделить на следующие этапы:

1) фундаментальные научные исследования и нахождение нового технического и маркетингового решений;

2) проведение НИОКР;

3) освоение опытного образца товара;

4) налаживание серийного производства продукции;

5) маркетинговая подготовка и организация сбыта товара;

6) внедрение нового товара на рынок и коммерциализация;

7) закрепление на новых рынках путем постоянного совершенствования технологии и повышения конкурентоспособности продукта.

Такое рассмотрение инновационного процесса обусловлено необходимостью исследования технико-экономического и жизненного цикла товара с целью совершенствования планирования и управления НТП и инновационной деятельностью на всех этапах НИОКР (разработок, освоения, производства и потребления продукции).

Производство продукции носит циклический характер и является важнейшей частью всего жизненного цикла товара (ЖЦТ), так как от него зависят длительность нахождения товара на рынке и сохранение его конкурентоспособности, сбыт и получение прибыли.

При длительности ЖЦТ (доходящего до 15-20 лет) промышленных и наукоемких видов продукции, каковыми являются добывающий, поисковый и обрабатывающий флот в рыбной промышленности, потребителя в первую очередь интересует главное - циклы устойчивого производства и сбыта продукции и максимального сокращения такой фазы ЖЦТ, как разработка и освоение опытных образцов, потому что это дорого обходится фирме.

Приведенные этапы инновации показывают тесную связь инновационной деятельности с маркетингом, конкурентоспособностью, сбытом товаров и охватывают технические, экономические, маркетинговые и социальные вопросы. В этой связи организация и совершенствование управления инновационной деятельностью требуют комплексного системного подхода и базируются на маркетинговой основе. Это обусловлено тем, что в рыночных условиях вся сфера производства и потребления ориентированы на рынок качественных и недорогих товаров, где только потребитель дает окончательную оценку продукции и ее конкурентоспособности, покупая или отвергая тот или иной товар. В этой связи инновацию рассматривают:

- как основу наиболее полного удовлетворения потребностей общества;

- средство повышения технического уровня и качества продукции;

- условие обеспечения и поддержания на должном уровне конкурентоспособности;

- важнейший фактор снижения издержек производства и повышения ценовой конкурентоспособности;

- средство увеличения прибыли предприятия.

Инновационная деятельность здесь тесно связана с конкурентоспособностью, прибыльностью и удовлетворением потребностей общества. Поэтому потребности следует рассматривать в тесной взаимосвязи как факторы роста спроса и прибыльности предприятий, фирм.

На рис. 2 приведена диаграмма ЖЦТ, на которой рассматривается динамика роста и снижения производства продукции (Р), сбыта (С) или продаж и прибыли (П), полученной от производства и сбыта продукции.

Фазы ЖЦТ

Рис. 2. Динамика ЖЦТ, объемов выпуска продукции, сбыта, прибыли и конкурентоспособности товара по позициям 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8: 1 - разработка товара; 2 - освоение и выход на рынок;

3 - рост серийного производства; 4 - зрелость; 5 - насыщение рынка; 6 - спад;

7 - модернизация, реконструкция и рост; 8 - спад, ликвидация Fig. 2. This diagram of life cycle product reflect the make quantity, sales volume, profit and competitiveness. The competitiveness move up and down by steps from 1 till 8:

1 - is a product creation; 2 - is a market entry; 3 - is growing repetition work level;

4 - is the completeness of product; 5 - is a market satiation; 6 - is recession;

7 - are improvement, reconstruction and growth; 8 - are recession and elimination

Здесь ЖЦТ рассматривается как время, в течение которого проектируется (создается), производится и потребляется товар. ЖЦТ состоит из стадий проектирования, производства, обмена (продаж) и потребления. Поэтому его длительность зависит от качества осуществления каждой стадии, и в частности:

1) от прогрессивности проектно-конструкторских решений;

2) качества, надежности, эффективности изготовления;

3) маркетингового обеспечения и продвижения товара на рынке;

4) правильности эксплуатации продукции в процессе потребления.

На диаграмме наглядно прослеживаются закономерности роста и зрелости новой конкурентоспособной продукции (товара) после ее освоения. Если новая продукция изготовлена качественно и отвечает мировым стандартам, то покупатель признает этот товар, и сбыт его идет быстро, следовательно, растет прибыль, которая напрямую зависит от объемов продаж.

На фазе зрелости обычно наступает насыщение рынка и незначительное снижение объемов сбыта, так как именно здесь товар становится традиционным. В результате снижается спрос и темпы роста прибыли. На этой фазе продвижения товара встречаются препятствия сбыту товара из-за роста конкуренции, которая возникает после появления на рынке новых конкурентоспособных товаров.

На пятой фазе «насыщения» рост продаж заметно сокращается.

При обострении конкуренции возможно снижение цен для обеспечения сбыта и поддержки конкурентоспособности. В этих случаях неизбежно снижаются темпы роста прибыли и начинается спад объемов производства (Р). Для повышения конкурентоспособности и сбыта усиливается инновационная деятельность, ищутся пути ее поддержки, осуществляется модернизация, улучшаются потребительские свойства товара (фаза 7) и усиливается реклама его новых качеств, улучшается сервисное обслуживание, усиливается работа по продвижению товара.

Толчком для повышения качества и конкурентоспособности является инновация, с помощью которой устаревшая продукция модернизируется, а с помощью маркетинга рекламируется преимущество модернизации. После модернизации снова растет объем

сбыта, продаж и прибыль (фаза 7) и идет насыщение рынка обновленным товаром. По мере его наполнения товар переходит в стадию традиционного, и все повторяется: обостряется конкуренция, падает сбыт, производство и прибыль.

Инновационная деятельность является важнейшим фактором и средством повышения качества и конкурентоспособности продукции, обусловливает значительную стабилизацию ЖЦТ, повышает спрос на него, увеличивает объемы реализации и прибыльности работы фирм. В этой связи проблему повышения конкурентоспособности продукции и прибыльности работы фирм следует увязывать с НТП и инновационной деятельностью фирм.

Список литературы

1. Друкер Питер. Инновация и предпринимательство. - М., 1992.

2. Программа антикризисных мер Правительства РФ по 2009 год // Аргументы и факты. - 2009. - 21 марта.

3. Шевченко Д.К. Основы управления инновационной деятельностью в рыбной отрасли [Текст] / Д.К. Шевченко, П.Т. Чмиль. - Владивосток: Дальрыбвтуз, 2000. - 123 с.

Сведения об авторах: Шевченко Давид Кириллович, доктор экономических наук, профессор;

Ким Андрей Г еоргиевич, соискатель ученой степени кандидата экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.