Вопросы отраслевой и региональной экономики
Д.К. Шевченко,
доктор экономических наук, профессор, Далърыбвтуз;
П.Т. Чмиль,
аспирант Дальрыбвтуза, генеральный директор РПК «Новый Мир»
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изложены основы методологии и принципы разработки планов инновационной деятельности предприятий рыбной промышленности. Приведена форма для оформления этих планов.
Определяющей функцией любой системы управления является планирование развития управляемого объекта, так как правильная, объективная оценка состояния объекта управления, выбор приоритетов и очередности его развития зависят от эффективности управления производством в целом. Учитывая, что основу планирования составляет система показателей, которые отражают цели, задачи управления и ожидаемые конечные результаты, то правильный их выбор определяет целенаправленность и эффективность развития планируемых процессов, объективность оценки ожидаемых результатов инновационной деятельности.
Вопросы планирования инновационной политики в условиях рынка еще слабо изучены, мало разработаны в трудах отечественных специалистов, нет и достаточного опыта российских предприятий. В зарубежной литературе вопросы планирования инноваций ограничены разработкой общих принципов планирования, прогнозами и перечнем приоритетных направлений инновационной деятельности. Сам же механизм планирования, система плановых показателей и организация планирования разработаны недостаточно, без учета специфики России. Поэтому планы инновационной деятельности зачастую носят бессистемный, поверхностный характер и не учитывают приоритетные направления современного развития НИОКР.
Планирование инновационных процессов неразрывно связано с анализом и оценкой достигнутого уровня НТП в исследуемой отрасли и дальнейшим углублением инноваций с целью обновления выпускаемой продукции, повышения ее технического уровня качества, снижения издержек производства, в совокупности обусловливающих повышение конкурентоспособности продукции.
Планирование инновационных процессов способствует быстрейшему внедрению достижений науки и техники, росту научно-технического потенциала фирмы, усилению связи науки с производством
и рынком. Оно включает в себя планирование развития научных исследований, проектно-конструкторских разработок, повышение организационно-технического уровня предприятия, освоение и выпуск новых видов продукции. Кроме того, в планы инноваций должны включаться мероприятия по повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. При планировании необходимо определить текущие и долгосрочные направления развития науки и техники, установить приоритеты в проведении исследований, опытно-конструкторских разработок и обновления производимой продукции. Нужны обоснование экономической эффективности такого обновления и соответствующие для него материальные, финансовые, кадровые, организационные и другие предпосылки.
Инновация носит многоцелевой, многофакторный характер и осуществляется в зависимости от сложившихся приоритетов и целей развития хозяйственной системы. Например, для повышения объемов выпуска продукции и прибыльности составляются и решаются одни вопросы НТП и эффективности производства; для повышения качества и конкурентоспособности продукции - другие, для экономической безопасности жизнедеятельности фирм - третьи и т.п.
Однако основной целью управления инновационной деятельностью является повышение конкурентоспособности продукции, обусловливающей решение главной задачи стратегического выживания фирмы -повышения объемов продаж, роста прибыли и эффективности (прибыльности) фирмы. Именно в этом показателе воплощены все основные приоритеты развития предприятия, так как конкурентоспособность зависит от качества продукции, себестоимости, рыночной конъюнктуры и других рыночных факторов формирования спроса, продвижения и сбыта товара.
В этой связи планирование инновационной деятельности служит для реализации технических факторов, что ведет к повышению качества продукции и снижению ее себестоимости с учетом мобилизации рыночных факторов, способствующих росту спроса на производимые товары и их сбыту. Исходя из этого, при планировании инновационной деятельности следует опираться на указанные факторы, обусловливающие повышение конкурентоспособности продукции. Нами предлагается концептуальная модель планирования инновационной деятельности в рыбной промышленности (см. рисунок).
Основу планирования инновационной деятельности составляет определение ее целей и задач, нахождение средства достижения этих целей и изыскание ресурсов, требуемых для их реализации. Для достижения главной цели фирмы (прибыльности) необходимо обеспечить решение задач по повышению конкурентоспособности продукции, обусловленной повышением ее качества, снижением издержек производства и расширением рынка сбыта. Эти направления являются определяющими для выработки общей стратегии фирмы, которая подразделяется на инновационную, производственную и коммерческую. Для их реализации фирме необходимо решить ряд задач. К ним относятся:
1. Комплексная стандартизация и унификация производства и выпускаемой продукции с целью внедрения в производство новейших достижений науки и техники, максимальной унификации отдельных изде-
лий, технических процессов и передовых методов организации производства.
Схема выработки плана инноваций в рыбной промышленности
2. Обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции на базе внедрения прогрессивных отечественных и мировых стандартов в соответствии с потребностями общества.
3. Повышение уровня механизации, автоматизации, роботизации, электронизации производственных процессов, направленных на рост производительности труда.
4. Внедрение безотходных, ресурсосберегающих технологий с целью повышения эффективности использования ресурсов и повышения прибыльности.
5. Защита окружающей среды на основе НТП и новейших достижений науки и техники, направленных на очистку воздушной, водной среды и индивидуальную защиту человека от негативного воздействия окружающей среды на его здоровье.
6. Улучшение производственных условий труда (ликвидация загазованности, шумов, вибраций, улучшение освещенности, отопления и т.п.).
7. Обеспечение стабильного, прибыльного функционирования предприятия.
8. Улучшение организации труда, производства и управления им.
9. Совершенствование материально-технического снабжения, продвижения и сбыта товара.
10. Подготовка и переподготовка научных кадров.
11. Финансирование инновационной деятельности.
12. Патентно-лицензионная работа.
Указанные цели и задачи - главные объекты инновационного планирования. Уяснив их, фирме необходимо выработать основные принципы этого планирования, среди которых выделяются:
1. Принцип приоритетности планирования инноваций.
2. Принцип эффективности планирования.
3. Принцип научно-технической обоснованности планов.
4. Принцип социальной ориентации планов.
5. Принцип преемственности планирования инноваций.
6. Принцип соответствования технического и организационного уровня материально-технической базы (МТБ) фирмы требованиям новейших стандартов качества, конкурентоспособности продукции.
7. Принцип стимулирования инноваций.
Рассмотрим их подробнее.
Принцип приоритетности планирования. Приоритетность планирования нововведений основана на учете ведущих, новейших тенденций научно-технического прогресса и развития передовой научной мысли, которые являются решающими на данном этапе развития экономики; а также на выборе приоритетных направлений инноваций, которым следует отдать предпочтение, исходя из новизны, эффективности и первоочередности их осуществления (без них невозможно обеспечить в данное время достижения главной цели фирмы, например, повышения качества комплектующих изделий, что поможет изготовить новую продукцию, снизить издержки и т.п.). При этом в план не должны включаться второстепенные новшества, без которых на данный период можно обойтись.
Принцип эффективности является решающим, оценочным, руководящим мотивом для оценки и экономического обоснования рассматриваемых и намечаемых к включению в план альтернативных вариантов новшеств. Этот принцип основан на сопоставлении затрат на инновационную деятельность и полученных от нее эффектов. В качестве критериев эффективности нововведений может служить максимум получения эффекта при минимальных затратах на повышение качества продукции, конкурентоспособности, снижение ресурсоемкое™ и т.п.
Опираясь на этот принцип, следует помнить что материальные затраты, планируемые на инновации, должны соизмеряться с эффектом от реализации новшеств, и только в этом случае принимается решение об экономической целесообразности и обоснованности их планирования.
Принцип научно-технической обоснованности нововведений базируется на оценке новизны и прогрессивности планируемых новшеств, их соответствии лучшим, прогрессивным (отечественным и мировым) стандартам, обусловливающим новизну и конкурентоспособность продукции. После научно-технического обоснования новшеств необходимо дать оценку их экономической эффективности, т.е. доказать экономическую и техническую целесообразность их реализации.
Принцип социальной ориентации планов предусматривает необходимость, кроме технических и экономических аспектов нововведений, планировать мероприятия, обеспечивающие социальный прогресс (улучшение условий труда, социальную защищенность и экологическую безопасность труда и быта трудящихся).
Принцип преемственности планирования обусловливает сочетания и преемственность текущих и стратегических планов инновационной деятельности, а в целом должен отражать общую стратегию фирмы, проводимую в области НТП и инноваций. При этом системы показателей текущих и стратегических планов должны обеспечить согласованную политику и тактику инновационного менеджмента, дополняя друг друга.
Принцип соответствия организационно-технического уровня МТБ предприятия требованиям лучших стандартов качества выпускаемой продукции, услуг, обеспечивающих их конкурентоспособность. Чтобы внедрить достижения науки и техники, осуществлять нововведения, направленные на выпуск новой, конкурентоспособной, наукоемкой продукции, а также осваивать прогрессивные, безотходные, в том числе лазерные и биологические технологии, предприятию необходимо иметь современную МТБ с высоким научно-техническим потенциалом и организационно-техническим уровнем.
Опыт прошлых лет показывает, что из-за низкого технического уровня МТБ многие заводы бывшего СССР не могли обеспечить высокое качество продукции, изготавливаемой даже по новым зарубежным лицензиям или стандартам. Поэтому для освоения новых видов продукции, технологий следует постоянно обновлять, модернизировать оборудование, инструменты, приборы, технологии с целью приведения МТБ в соответствие с требованиями прогрессивных стандартов качества.
Этим принципом следует руководствоваться и при планировании нововведений, так как чем выше качество и конкурентоспособность продукции, тем выше должен быть технический и организационный уровень производства и в целом МТБ.
Принцип стимулирования инноваций - один из важнейших. Инновационная деятельность - это наукоемкий процесс разработки, внедрения и коммерциализации достижений науки и техники, который требует большой, напряженной интеллектуальной, организаторской деятельности и профессионального мастерства. Без мотивации этой деятельности и соответствующего ее стимулирования невозможно добиться успеха.
Рассматривая мотивацию как процесс побуждения коллективов (ученых, инженеров, менеджеров) к определенной инновационной деятельности для достижения конкретных целей, мы не должны забывать о стимулировании их труда и научных результатов. Поэтому при планиро-
вании инновационных мероприятий должны быть предусмотрены меры, заинтересовывающие исполнителей в разработке и внедрении в хозяйственную деятельность различных новшеств, повышающих качество и конкурентоспособность продукции.
Такими стимулами могут быть: установление более высоких окладов работникам, занятым нововведением; выдача премий за каждый выполненный в срок вид работ и в целом за конечный результат инновации. Так, японские фирмы «Мицубиси» и другие широко практикуют материальное и моральное стимулирование в виде повышения в должности, повышения квалификационного разряда рабочим, поэтапного премирования, выделения бесплатных поощрительных путевок в международный круиз и т.п.
Руководствуясь указанными принципами, можно приступить к формированию системы показателей планирования инновационной деятельности.
Показатели планирования инноваций
Система плановых показателей инновационного планирования слабо изучена, и в научной литературе пока нет единой системы таких показателей. Например, в работе P.A. Фатхудинова [4] раздел «Планирование» написан тезисно и вообще не приводится система показателей плана. В работе Ю.П. Морозова [3] этому вопросу также не уделено должного внимания.
Предлагаемая авторами статьи система плановых показателей разработана на основе общей методологии формирования системы показателей планов экономического и социального развития, научно-технического прогресса, а также целей внедрения НТП и инноваций.
В зависимости от задач, стоящих перед фирмой, применяется система показателей планирования инноваций, так как при планировании нововведений невозможно обойтись одним показателем.
Под системой показателей понимается комплекс взаимосвязанных технико-экономических, социальных и других заданий и расчетов к ним.
Инновационное планирования осуществляется в двух направлениях:
1. Планирование заданий по внедрению достижений науки и техники, организационно-технических, экономических мероприятий, обеспечивающих необходимый организационно-технический уровень производства, соответствующий требованиям выпускаемой новой, наукоемкой, конкурентоспособной продукции.
2. Планирование отдельных плановых показателей по повышению качества, эффективности, конкурентоспособности продукции, уровня технической оснащенности производства, а также по подготовке научных инженерных кадров и т.п.
Такое двустороннее планирование обусловлено задачей и принципом соответствования технико-организационного уровня МТБ требованиям выпускаемой продукции, оговоренным в новейших прогрессивных стандартах качества. План инновации должен состоять из двух разделов:
первого - включающего в себя мероприятия по внедрению в производство нового оборудования, оснащения, приборов, аппаратов, прогрессивных технологий; второго - содержащего плановые показатели.
Ряд авторов [1] в качестве основного оценочного планового показателя предлагают использовать общий показатель - организационно-технический уровень (ОТУ) и частные показатели - технический уровень (ТУ) предметов и средств труда, оценку уровня труда на предприятии. Однако методы и базы для расчета уровня труда не приводятся, поэтому применять эти показатели на практике невозможно. В работах [1, 2] предлагается оценивать только ТУ балльным методом, когда количество баллов устанавливается экспертом на основе анализа ТУ предприятий. При этом используется 11 частных показателей: электровооруженность труда, удельный вес прогрессивного оборудования, объем внедрения прогрессивных технологических процессов, уровень механизации, автоматизации и др.
При этом количество баллов сводной оценки ТУ завода изменяется от 1 до 100, что не всегда приемлемо из-за громоздкости расчетов, отсутствия информации.
Исходя из вышеизложенного, считаем, что число частных показателей ТУ целесообразно сократить до 6, к ним следует отнести:
1) техническую вооруженность труда;
2) уровень механизации и автоматизации производства в общем объеме работ;
3) удельный вес внедренных прогрессивных и ресурсосберегающих технологий;
4) удельный вес нового прогрессивного оборудования, в том числе гибких автоматизированных производств, уровень поточных линий, станков с ЧПУ;
5) удельный вес погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых механизированным и автоматизированным способом, в общем объеме работ;
6) организационный уровень предприятия.
По каждому из этих показателей (коэффициентов) необходимо устанавливать нормативный уровень в баллах по 4-балльной системе оценок на основании оценочных коэффициентов:
Оценка «отлично» соответствует 0,86-1.
Оценка «хорошо» - 0,71-0,85.
Оценка «удовлетворительно» - 0,45-0,69.
Оценка «неудовлетворительно» - ниже 0,45.
При сопоставлении фактического и нормативного уровня дается балльная оценка каждому частному показателю.
Сводная оценка ТУ предприятия выводится на основе комплексного показателя с учетом коэффициентов значимости каждого частного показателя, установленного методом экспертных оценок.
Общий коэффициент технического уровня предприятия (Уту) можно определить по формуле
п
^Г Уизд • Кизд
^ ТУ п >
^Кизд
где Ушд - уровень механизации частного показателя, в долях единицы;
Кизд - объем изготовления продукции механизированным способом, в % от общей трудоемкости предприятия;
п - число основных изделий, по которым определяют технический уровень.
В соответствии с этой формулой общий технический уровень предприятия рассчитывается как средневзвешенная величина частных коэффициентов технического уровня изготовления основных изделий с учетом удельного веса объемов работ (Кизд), выполненных по каждому из этих изделий (работ), в общем объеме производства.
В настоящее время организационный уровень производства не рассчитывается, поэтому его предлагается устанавливать ориентировочно, в зависимости от уровня ритмичности производства, размеров потерь рабочего времени и простоев производства.
На основе изучения существующих подходов к оценке организации производства его уровень можно также рассчитывать по степени ритмичности и размеров внутрисменных и цельнодневных простоев. Для этого предлагается устанавливать следующие нормативные балльные оценки (по 4-балльной системе оценок) организационности уровня производства (Уорг) при определенном уровне потерь рабочего времени цеха или участка:
1) «отлично» - при уровне потерь менее 10%, при этом Уорг = 0,91;
2) «хорошо» - при потерях 10-12%, Уорг = 0,88;
3) «удовлетворительно» - при потерях 13-15 %, Уорг = 0,85-0,87;
4) «неудовлетворительно» - при потерях свыше 15 %.
Общезаводской организационный уровень рассчитывается как
средневзвешенная величина оценок с учетом удельных весов объемов работ, выполняемых каждым цехом (участком) по формуле
п
^ Уоргц • Ку
гМ_
п п 5
1>2>
п=1 /7—1
где Уоргз - коэффициент организационного уровня завода;
Уоргц - коэффициент организационного уровня цеха или участка при безцеховой структуре управления;
Ку - удельный вес объемов работ, выполненных в цехе, участке, в общем объеме работ завода, %, тонн, штук, руб.; п - число цехов, участков.
Общий организационно-технический уровень завода (Уорз) предлагается рассчитать по формуле
Уорг=У ту К]+Уорг К2,
Уоргз
где К], К2 - коэффициенты весомости технического и организационного уровня соответственно: К1=0,7, К2=0,3.
Здесь общая оценка организационно-технического уровня определяется путем сложения технического и организационного уровня с учетом их весомости.
В первый раздел плана рекомендуется включать следующие подразделы:
1) укрепление материально-технической базы до определенного организационно-технического уровня, допустим, до 0,75-0,85;
2) научно-исследовательские и экспериментальные работы;
3) организационно-технические работы по повышению организации производства труда, качества продукции, снижению издержек производства и т. п.;
4) механизация и автоматизация трудоемких ручных и опасных работ.
Во втором разделе рекомендуется планировать конкретные показатели, к которым относятся:
1) освоение новых видов продукции;
2) освоение новых технологий;
3) покупка лицензий за границей, у других фирм;
4) продажа своих лицензий;
5) стандартизация и унификация;
6) повышение качества продукции;
7) подготовка и переподготовка научных кадров;
8) финансирование инноваций;
9) повышение конкурентоспособности продукции;
10) повышение эффективности производства и инновационной деятельности;
11) повышение безопасности труда и снижение травматизма профзаболеваний.
Организация планирования нововведений
Разработка плана нововведений осуществляется в двух направлениях.
1. Вначале нужно сделать анализ потенциальных возможностей предприятия (его МТБ) и задач, требующих внедрения достижений научно-технического и экономического прогресса, без чего невозможно повысить качество, конкурентоспособность продукции и прибыльность предприятия.
2. Необходимо провести анализ рыночной конъюнктуры и определить конкурентоспособность выпускаемой продукции (изучить спрос, цены, сегменты и емкость рынка продукции, перспективы его расширения и другие маркетинговые показатели).
Для осуществления планирования инноваций на предприятии нужно создать инициативную группу из числа ведущих специалистов цехов, служб, в состав которой следует ввести представителя профсоюзной организации для планирования вопросов социального прогресса.
Возглавляет творческую группу главный инженер предприятия. Его заместителем назначается начальник службы новой техники, маркетинга. Такой состав группы подбирается не случайно, а с целью анализа и выявления «узких мест» всех цехов, участков, складов, а также оборудования, технологий или видов продукции, требующих совершенствования, модернизации, автоматизации или обновления с целью повышения производительности, безопасности, облегчения труда, повышения качества и снижения затрат на производство.
В процессе анализа определяется достигнутый организационно-технический уровень механизации, автоматизации и роботизации трудовых производственных процессов, уровень непроизводительных затрат и потерь рабочего времени, отходов сырья и материалов, простоев оборудования, уровень тяжести труда, механизации трудоемких и ручных работ, условий труда и техники безопасности, а также уровень качества продукции и ее конкурентоспособности.
Одновременно должны быть проанализированы рационализаторские предложения, изобретения своего предприятия и родственных фирм, сделан анализ новейших достижений науки и техники и передового опыта. На этой основе составляется перечень проблем, новшеств, которые можно внедрить на предприятии, для обсуждения и выбора первоочередных направлений, нововведений, без осуществления которых теряется качество, привлекательность и конкурентоспособность продукции или прибыльность фирмы.
Затем проводится анализ конъюнктуры рынка. Его задачей является выявление уровня конкуренции, а также конкурентоспособности продукции, выявление резерва улучшения качества. Это позволит в перспективе осуществить ряд инновационных мероприятий, обеспечивающих конкурентное превосходство анализируемых видов продукции. Здесь целесообразно использовать хорошо зарекомендовавший себя в зарубежной практике 8\\ЮТ-анализ.
Цель этого анализа - определение сильных и слабых сторон фирмы, выявление конкурентных слабостей и преимуществ, прогнозирование ликвидации угроз, повышение конкурентоспособности продукции и конкурентных преимуществ фирмы для закрепления в своих нишах рынка и освоения новых.
Всю организаторскую работу по планированию на предприятии должна осуществлять служба (бюро, отдел, группа) по новой технике. Если ее нет, то нужно временно создать новую группу, состоящую из двух-трех человек, а для разработки плана инновационных процессов на 1-1,5 месяца привлечь все заинтересованные цеха, отделы, службы предприятия.
Окончательно отобранные и обсужденные приоритетные новшества включаются в план инноваций, утверждаются руководством предприятия. Для его реализации должны быть выделены финансовые и материально-технические ресурсы.
Содержание такого плана (портфеля инноваций), его формы приведены в таблице.
План инновационной деятельности (рекомендуемая форма)
Наименование инновационных мероприятий Цель внедрения новшеств Сроки внедрения Затраты на внедрение Экономический эффект от внедрения Место внедрения Прибыльность
Начало Окончание
При расчете экономических эффектов последние следует подразделить на экономические, научно-технические, социальные и экологические, как это рекомендуется в специальной литературе.
С целью своевременной качественной разработки и внедрения новшеств на предприятии следует разработать систему мотивации и стимулирования, обеспечивающую максимальную заинтересованность коллективов и отдельных исполнителей в реализации планов инновационной деятельности.
При использовании данных методологических рекомендаций создаются необходимые предпосылки для проектирования систем управления инновационной деятельностью и улучшения всей инновационной работы.
Литература
1. Демченко В.М. Технический уровень производства и перевооружения предприятий (экономические проблемы перевооружения предприятий машиностроения). М, 1975. С. 14-15.
2. Методические рекомендации по оценке организационно-технического уровня производства в Минсельзохмаше. М., 1983.
3. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1997. 151 с.
4. Фатхудинов P.A. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа», 1997. 304 с.