Научная статья на тему 'Стратегия управления инновационными процессами на современном этапе развития'

Стратегия управления инновационными процессами на современном этапе развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия управления инновационными процессами на современном этапе развития»

На втором этапе достигается стабилизация и постепенный экономический рост. Он предусматривает создание долговременных стимулов развития, формирование льготных условий хозяйствования для наиболее перспективных отраслей и производств (например, освоение новых источников энергии, перспективных видов синтетических материалов, производство электронной техники, средств связи, расширение выпуска специализированных предметов потребления и т. д.).

Для достижения действительно стабильного развития и создания предпосылок долговременного и непрерывного экономического роста необходимо, чтобы структурные изменения подкреплялись активизацией инновационной деятельности. Структурные изменения должны быть направлены на увеличение выпуска высокотехнологичной, наукоемкой продукции при снижении удельного веса сырьевых отраслей, материалоёмких и экологически вредных производств.

Говоря о структурных преобразованиях регионального производства, необходимо определить место и роль в этом процессе государства, а также выбрать оптимальный вариант осуществления в регионе экономических преобразований.

Существует две точки зрения о путях проведения структурных преобразований. Первая делает акцент на саморегулирующийся рыночный механизм, вторая считает необходимым государственное регулирование структурных преобразований путем поддержки приоритетных отраслей или отдельных производств.

В дагестанском регионе преобладает первая точка зрения. Поэтому структурные сдвиги в экономике происходят в основном стихийно, путем межотраслевого перелива капитала на базе ликвидации большого количества предприятий, часть из которых могла бы продолжить работу, если бы пережила наиболее трудные времена. Главная проблема в том, что в результате стихийной структурной перестройки могут погибнуть многие промышленные предприятия

В развитых странах мира недостатки механизма саморегулирования рынка компенсируются с помощью системы стимулов и поддержки инновационной активности. Что касается крупных структурных преобразований, требующих больших затрат, то решение об их финансировании принимается с учетом рыночной конъюнктуры и тщательных научных расчетов, т.е. действует четкий механизм регулирования структурных изменений.

Возможен ли экономический рост в дагестанском регионе в специфических условиях переходного периода?

Автор статьи, является оптимистом и считает, что такой рост возможен, но нужны источники, которые смогли бы его обеспечить в современных условиях.

Особая роль в этом процессе принадлежит местным органам власти. Перед республиканскими органами управления остро стоит вопрос о выборе стратегии обеспечения экономического роста в регионе. И решать эту проблему, необходимо не откладывая в долгий ящик.

Гаджиев М.М.

Стратегия управления инновационными процессами на современном этапе развития

Развитие НТП - существенный фактор для изменения общества. Инновационные процессы определяют направления и пропорции будущего развития. Экономика страны не завоюет ведущих позиций в мире, если она не занимает первое место в развитии инновационной сферы.

Переход мировой экономики на новую ступень научно-технического развития потребовал усиления инновационной активности и нового подхода к нововведениям, соединяющим знания и технику с рынком. В 90-е годы прошлого столетия внесли новые моменты в процесс взаимодействия экономической среды и инновационной деятельности конкурирующих, самостоятельных хозяйствующих субъектов, вынужденных во многом изменить стереотипы своего поведения в этой области.

Именно инновации становятся главным фактором современной научно -технической революции, несколько оттеснив инвестиции, господствующие много лет в качестве главного фактора экономического роста. Принципиальное повышение роли нововведений вызвано в первую очередь изменением рыночной ситуации: характером конкуренции, переходом от привычной статичной к динамической конкуренции. Это обстоятельство во многом определило особенности взаимодействия инноваций и рынка на современном этапе.

Согласно теории длинных волн (долгосрочные циклы), основоположником которой был выдающийся российский ученый Н.Д. Кондратьев научно-техническая революция развивается волнообразно с циклом протяженностью 45-60 лет. Основа такого характера развития науки лежит волнообразная динамика технических и технологических нововведений, на них накладываются среднесрочные колебания (средние волны) 7-11 лет и краткосрочные 3-5 лет. Н.Д. Кондратьев фактически исключил экономику России, анализ был проведен им на основе обобщения данных за 140 лет по США, Англии, Германии и Франции (Рис.1).

Таким образом, Кондратьев практически предсказал кризис 60-70 годов ХХ в. На пиках волн в обществе происходят изменения техники и технологии и другие процессы.

В настоящее время человечество поднимается на новую волну научно-технического прогресса, которая может привести к радикальному изменению производительных сил современного общества. В работе В.Т. Рязанова Рис.2 приведены циклы России в свете теории длинных волн.

Рис. 1

Рис.2. Экономические реформы и контрреформы в России (СССР) и большие циклы мировой конъюнктуры (периоды реформ заштрихованы)

Прогноз развития длинных волн на предстоящие 45-60 лет представляется как инновационная деятельность научных достижений в области наноэлектроники женерии животных и человека, информатизации мультимедийной системы и т.д. На таб.1 приведена инновационная основа длинной волны до 2060 года. Какие наиболее характерные особенности можно обнаружить, изучая развитие России за минувшие более 200 лет.

1. Что все пять волн на Рис.1 и Рис.2 не изолированы друг от друга, а выступают звеньями единого процесса формирования мировой экономической системы.

2. Поэтому нет не дореволюционной экономики, ни социалистической, где рассматривали разрыв цепи единого процесса развития современного общества.

Инновационная основа долгосрочного цикла

Микроэлектроника, микропроцессорная —► Генная инженерия микроорганизмов, |-► Информатизация, ком- 1 пьютеризация, базы и |

Эко номика. У

чебник

Под ред. А.И. Арх1

:^пов и др. М

: Проспект, 19

)9. 800

I

генной ин-

Таблица 1.

техника

Робо-тотех-техника, гибкие системы

Мало-

отход-

ход-

ные

тех-

ноло-

гии,

эко-

техни

ка

Энергосберегающие технологии, гах, АЭС и т.д.

биотехнология

Новые материалы (композиты, керамика, пластмассы)

Про-мыш-ленные био-тех-ноло-гии

сети данных

Телекомму-ника-ции, космическая связь

Базы

данных,

инфор-

матиза-

ционные

системы

интернет

Компь-

ютери-

зация

науки,

САПР

Автома-тизиро-ванные системы управления

Компьютеризация медицины, лазерные технологии, биомедикаменты

Коммерческие информационные системы, информационные услуги

Информационные технологии в образовании и культуре

Бытовая радио электроника

3. По нашему мнению подъема 1995-2000 будет смещен на 10-15 лет в связи со структурными изменениями в экономике России.

4. Россия отстает по последствиям внедрения инновационных процессов от ведущих стран на 30-45 лет в зависимости от сфер народного хозяйства.

Пятая волна НТП опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, бионики, использовании новых видов энергии, эффекта сверхпроводимости, освоение космического пространства и др.

Проблема инноваций, рассматриваемых в качестве основного фактора динамики промышленности, не является новой. Только в начале ХХ века стали изучаться закономерности технических инноваций. В экономической литературе можно встретить два подхода к нововведениям: широкий и узкий. Й. Шумпетер1 в 1941 г. выделил особенности: 1) введение нового товара; 2) внедрение нового метода производства продукции; 3) открытие нового рынка; 4) завоевание нового источника сырья или полуфабрикатов; 5) внедрение новой организационной структуры в какой-либо промышленности. В одном из словарей2, основываясь на исследованиях, инновация определена как "осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового".

Таблица 2

_Инновационные основы прогноза длинной волны до 2060 г.

1 Шумпетер Й.Теория экономического развития:Пер. с нем. М.:Прогресс,1982. 456 с.

2 Collins National Dictionary. London and Glasgow, 1966. P.262.

Ряд авторов склоняются к узкому пониманию инновации, учитывающему чисто научно-техническую сторону, касающийся создания и производства новой продукции, нововведений в технологии. Происходящие изменения в секторе производства рассматриваются с организационными и техническими изменениями. Уменьшение области инноваций научно-техническими проблемами обусловлено огромной ролью их в хозяйственных процессах и социально-экономического развития общества в целом, так и отдельного предприятия.

Немаловажное значение имеет и большая простота достижения экономического эффекта при внедрении технических новинок по сравнению с организационными, экономическими и социальными, а также более широкая и глубокая проработка наукой проблем технических изменений.

В литературе наиболее распространены две точки зрения, когда инновация как процесс введения новых изделий, элементов подхода, принципов вместо действующих; в другом инновация - как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.

Среди ученых первого направления А. Харман, Й. Ален, Б. Санто и др. Понятие "инновация" появилось в начале 90-х годов при экономических рыночных реформах, проходивших в стране, и проблема стала охватывать российскую науку: В.И. Громеке, Г.А. Краюхин, Л.В. Лойко, В.Н. Лапин и др.

Другие ученые под инновацией понимают не процесс изменений, а его результат. Трактуя инновацию как результат творческого процесса, они используют понятия "нововведение" и "новшество". Отсутствие единого мнения в среде ученых по поводу сущности термина "инновация" приводит к тому, что эти разногласия закладываются в современные нормативные и методические материалы.

Приверженцы инвестиционной теории развития общества, вложение капитала главное условие социально- экономического прогресса, под "инновацией" понимают инвестиции в новую технику, технологию, научные исследования, обеспечивающие смену поколений техники и технологии, распределение ресурсов и фондов к созданию новых продуктов.

Мы считаем, что работы Краюхина Г.А. и др. Инновация - это изменение в продукте, технике, технологии, в котором материализуется новое научное знание, формирующее новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, либо создающее новые. Данное определение акцентирует внимание на конченом результате осуществляемых изменений.

Современный зарубежный рынок характеризуется более выгодным положением потребителей продукции по сравнению с продавцами, превышением предложения товаров над спросом на них при фиксированной цене. В России было присуще превышение спроса на товар над его предложением, а меры принимаемые в стране имеют целью преодоление рынка продавца и его преобразование в рынок покупателя. Таким образом, рынок покупателя, становясь источником стимулирования инноваций, решительно воздействует на производство новых (или модернизированных товаров). В работах Ю.В. Яковца, А.Г. Фонотова и других ученых считают, что более 75% прироста валового внутреннего продукта создается за счет инновационной деятельности. Инновации становятся основным видом деятельности, именно они обеспечивают переход экономики на инновационный тип развития. Основными движущими силами этого процесса стали исследования и достижения в ряде областей науки. Изменение взглядов и новые открытия в этих областях знаний ведут к изменению структуры экономики. Ежегодно в стране регистрируются десятки открытий и десятки тысяч изобретений (фундаментальные и другие исследования), которые по оценке составляют порядка 200-400 млрд. долл.

Новшества, возникающие в результате воздействия рынка, характеризуются более высоким уровнем современности, чем новации, связанные с потребностями производственного процесса. Вместе с тем известно, что новинки, создаваемые в результате научных исследований обладают значительной большей степенью оригинальности, по сравнению с новшествами, вызываемыми спросом. В социалистической экономике термин инновация не использовался, потому что главной целью при создании и внедрении новой техники выступала научная и техническая новизна, поэтому данные процессы зачастую выступали самоцелью научно-технической деятельности, а их результаты потреблялись народным хозяйством в незначительных количествах. Главной силой борьбы за НТП составляла русская интеллигенция, с которой тесно связаны научные работники. Понятно поэтому, что и на них тяжело ложились перипетии этой борьбы, Н.Д. Кондратьев репрессирован в 30-е годы; ленинградское дело - К.М. Великанов и т.д. Все это создало те условия жизни, которые не дали возможности сложиться традициям научной работы и не позволяли поддерживать ее преемственность. Непрерывность хода научного развития России, достигался постоянно возникали ростки научной мысли и научной деятельности, заменялись погибшие. Эти ростки всходили на неблагоприятной почве, часто гибли, но брали своим количеством и непрерывностью появления. Процесс пошел, как стихийный природный процесс: рост научной работы брался большим количеством работающих.

Благодаря этому Россия относилась всегда к инновационно ориентированным странам.

В целом осуществить задачу интеграции науки и экономики в советский период не удалось. Несмотря на многочисленные решения об "ускорении НТП" и его стимулировании в формировании эффективного инновационного механизма сколько-нибудь заметного продвижения не было.

Кризис науки в России являлся составной частью глобального научного кризиса, однако он наиболее глубокий и болезненный. По общему размеру научных расходов (последние данные за 1996 г.) мировыми лидерами являются американские корпорации General Motors (9 млрд. долл.), Ford (7 млрд. долл.) и т.д. Каждая из них тратит на науку больше чем вся Россия из государственного бюджета. Рынок покупателя обусловливает поглощение только тех новшеств (созданного научного задела), которые обладают потребительской полезностью, заключающейся в способности товара удовлетворить те или иные общественные потребности. Научно-техническая новизна в данном случае играет второстепенную роль.

Новшество, как новый способ удовлетворения имеющейся в обществе потребности должно доказать свои преимущества по сравнению с другими способами удовлетворения этой потребности. Признание пользователем полезных свойств новой потребительной стоимости и ее преимуществ перед альтернативными стоимостями осуществляется посредством рынка. В случае, когда технологический процесс, разработанный и применяемый в рамках предприятия, признание полезности данного новшества также определяется через рынок.

Новшество может быть признано полезным, если на рынке имеет спрос на товар, произведенный с помощью новой технологии, которые позволяют новатору повысить прибыль и снизить затраты на производство, улучшить качество продукции и т.д.

Если в основе нового продукта лежат несколько изобретений, то полученный инновационный продукт обладает еще и научно-технической новизной. Потребителя не интересует степень оригинальности идеи, составляющий принцип функционирования или применимости того или иного новшества. Потребителя привлекает полезный эффект, соотнесенный с размером ресурсов, которые затрачиваются для получения этого эффекта, а за счет каких инноваций в области науки и техники такой эффект достигается, для потребителя новшества не так важно. Точно так же для производителя степень новизны инновации интересна лишь поскольку он может монополизировать право на эту

идею при помощи патентов или других факторов, он оказывается единственным производителем исключительного по своим свойствам товара, который предоставляет значительно больший полезный эффект на единицу цены, чем прежние способы удовлетворения соответствующей общей потребности. В конченом счете производителя интересует лишь как средство обеспечения рыночной новизны товара.

Связь инноваций с удовлетворением общественных потребностей отмечают ученые Ю.П. Морозов, Г.А. Краюхин и др. Из этого следует, что инновации ориентированы на рыночный успех и удовлетворение конкретного спроса. Реализация системных инноваций в процессе производства (обладающие научно-технической новизной) в целом способствуют НТП и развитию общества.

Инновации выступают движущей силой развития техники, технологии и экономики как в отдельно взятой стране, регионе, так и мировой экономике в целом.

Мы согласны с мнением "инновация" и "нововведения", что это введение чего-либо нового в ранее существующую систему, т.е. изменение. А изменение - это подразумевает инновацию. В работах произведена классификация инноваций. Можно выделить много разных оснований классификации инноваций, создающих целую систему в зависимости от решаемых задач. Именно поэтому ученые и предлагают множество классификаций, использующих различные наборы переменных. Некоторые специалисты предлагают до 25 оснований, структурирующих инновации. В качестве основных признаков (критериев) классификации используются: уровень (степень) новизны или степень радикальности; сфера применения или предметное содержание; масштабность и степень воздействия на эффективность инновационных процессов; характер использования; роль в воспроизводственном процессе, назначение; уровень регуляции и управления; характер общественных целей; стимул (источник) появления; характер инноваций и др.

Однако и в рамках одного критерия ученые видят разные типы нововведений. По уровню новизны различают: новые, усовершенствованные и требующие капитальных вложений; базисные, улучшающие и псевдоинновации; радикальные, ординарные, усовершенствующие. В зависимости от сферы применения выделяют: товарные, технологические, организационные, экономические общественные инновации; технические, социальные; правовые (юридические), политические.

Обзор по инновационным проблемам, а также поставленная цель исследования позволяют нам ограничиться наиболее важными, классификационными признаками, играющими значения в решении поставленной задачи, предложить следующую классификацию инноваций (рис. 5.).

Рис. 5. Классификация инноваций.

Исходя из того, в какой области осуществляются изменения, можно выделить инновации продуктовые, технологические и НОУ (организационно-управленческие). Продуктовые инновации связаны с изменениями, вносимыми в продукцию, производимую в сфере материального производства и потребляемую в качестве средства производства либо предметов потребления. Технологические инновации затрагивают изменения в технологии (способах) создания, производства и потребления выпускаемой или новой продукции. Организационно-управленческие связаны с внедрением новых методов организации каких-либо систем и управления ими.

Перечисленные нововведения неизбежно вносят изменения в социально-экономическую жизнь общества и сопровождаются правовыми, политическими инновациями.

По степени новизны следует различать радикальные и имитирующие инновации, они связаны с теорией длинных волн развития и подразумевают инновации революционного типа, реализующие крупные изобретения или их кластеры, и эволюционного типа, возникающие и действующие внутри существующих технологических систем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Радикальные инновации определяют поворотные точки в длинных волнах развития и становятся основой формирования новых поколений и направлений, техники и технологии. Й. Шумпетер назвал изменение, которое вызывает дальнейшие инновации, "решающим звеном цепи". Он подчеркивал, что к последующим взаимосвязанным инновациям следует подходить именно как к звеньям единой цепи. Это значит, что они должны осуществляться на таком уровне и в такое время, как это требует достижение необходимого эффекта от исходного изменения.

В некоторых литературных источниках инновации иногда трактуются как открытия и изобретения. Они существенно различаются по нашему мнению, т.к. понятие изобретательства тесно связано НИР, а понятие инновация появляется на стадии практического использования результатов научных исследований, что обусловливает изменения в самих продуктах и производственных процессах.

Как следует из теории длинных волн радикальная инновация, осуществленная в какой-либо стране, может способствовать переходу всех стран мира на новый технологический уровень. При этом новшество, полученное в результате данной инновации, не копируется один к одному, а постоянно совершенствуется с целью улучшения технических и эстетических параметров, потребительской полезности. Именно поэтому помимо радикальных инноваций следует выделять еще и имитирующие инновации, который в свою очередь, можно подразделить на улучшающие и псевдоинновации. Улучшающие инновации (путем модернизации и модификации) обычно реализуют мелкие и средние изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла. Псевдоинновации направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и обычно тормозят общественное развитие.

По масштабности распространения нововведения можно подразделить на глобальные и локальные. Глобальные изменения составляют основу революционных преобразований в обществе, когда происходят коренные, качественные перемены в средствах производства и предметах потребления, частичные (в отдельных областях) или общие научно-технические революции, означающие переход к новым технологическим принципам, которые затем распространяются эволюционно, представляя локальные изменения. Локальные инновации не оказывают принципиального влияния на экономику (короткие волны), организацию и социальные условия жизнедеятельности общества. В тех-

ническом плане они связаны с появлением новых моделей и модификацией машин, улучшением отдельных параметров, совершенствованием используемых технологических процессов и т.п. Локальные инновации позволяют в полной мере использовать потенциал существующей техники и подготовить условия для скачка в ее развитии. Если глобальные изменения затрагивают жизни общества в целом и оказывают несомненное влияние на всю мировую экономику (и сообщество), то локальные инновации могут касаться отдельных видов техники, технологии, отдельных производителей и потребителей, отдельных рынков сбыта.

Инновации могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Нововведение прогрессивна, когда оно является результатом целенаправленной, сознательной деятельности людей, обеспечивающей поступательное развитие той или иной системы. Инновация регрессивна, когда в хозяйственном организме происходят процессы дегенерации, а также когда процессы, протекающие стихийно и нецеленаправленно, выступают тормозом общественного развития.

Импульсом возникновения и развития инноваций выступают как известные законы прибыли и диверсификации потребностей, так и достижения фундаментальных наук. Погоня за прибылью, стремление обеспечить себе монопольное рыночное положение, острота конкурентной борьбы, хозяйственная деятельность государства в значительной степени определяют расширенное воспроизводство нововведений в странах рыночной экономики. Обострение проблемы сбыта объективно заставляет каждого производителя приспосабливаться к спросу, выявлять и даже самому формировать новые потребительские предпочтения. Подобный эффект в западной экономической литературе получил название "подтягивание спросом", а суть его была сформулирована почти 100 лет назад Ф. Энгельсом: "Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десять университетов".

Во многих случаях создание новой технологии (техники) или научной продукции не влечет за собой появление спроса на них, поскольку рынок еще не осознал возможностей этой новинки.

Разрыв во времени между научным открытием и превращением его в нововведение1_

Научное открытие Период Время превращения открытия в нововведение, лет

Фотография 1727-1839 112

Телефон 1820-1876 56

Радио 1867-1902 35

Радиолокация 1925-1940 15

Телевидение 1922-1936 14

Транзистор 1948-1953 5

Интегральная схема 1958-1961 3

Компакт диск 1982-1984 2

Аудиокассеты 1987-1988 1

Так, появление телевидения или разработка новых медицинских препаратов на основе современных научных изысканий служат примером того, что научно-технические достижения первоначально остаются невостребованными рынком2. В подобных случаях первые проявления новых потребностей (спроса) должны стимулировать технологическим "подталкиванием" новой продукции на рынок. Однако по мере того, как рынок (общество) становится все более разборчивым и требовательным, повышается степень обратного воздействия рынка, который, в свою очередь, определяет последующие этапы (направления) разработки научной продукции. В научном приборостроении на потребителей приходится 77% нововведений, а в некоторых отраслях по производству пластмасс - 90%3. Во многих зарубежных исследованиях отмечается, что соотношение инноваций, вызванных новыми потребностями и новыми технологическими возможностями, составляет 3:1.

1 Ковалев Н.Р., Пирожков В.А. Нововведение в рыночной экономике. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1998. 159 с.

2 Управление исследованиями и инновациями. М.: Наука, 1993. 144 с.

3 Лойко Л.В. Жизненный цикл инновации // Практика и вопросы изобретательской работы: ДНТП. СПб., 1992. С.63-65.

Потенциальные потребители новой научной продукции - люди и когда речь идет о "тотальных потребительских свойствах" продукции, подразумевается высшее возможное ее качество и надежность, так называемые неуловимые, непостижимые свойства (дизайн, бездефектность, способность служить человеку), которые превращаются в более важные факторы, чем собственно технологические свойства вещей.

Вместе с тем, очевиден и тот факт, что наука и технология способны оказывать глубокие воздействия на условия жизни общества (наличие телекоммуникаций, связь и т.д.) и на его экономическое развитие.

Заключительным классификационным признаком мы считаем конечную ориентацию производимых изменений. Когда инновации ориентированы на средства и способы производства, можно говорить о производственных нововведениях. Изменения, вносимые в товары, удовлетворяющие потребности человека, следует относить к потребительским.

Исходя из предложенной классификации нас интересуют инновации продуктовые и технологические, глобальные и локальные, радикальные и улучшенные, прогрессивные, обусловленные любой потребностью или являющиеся результатом творческой мысли человека, производственные и потребительские. Вместе с тем, конечный результат исследования будет представлен организационно-управленческими нововведениями (на предприятиях, регионе). Несмотря на ограничение, следует констатировать, что инновации многообразны и различны по содержанию. Следовательно и способы воздействия на них также должны отличаться многообразием.

Высказывая различные точки зрения по поводу термина "инновация", ученые и экономисты почти единодушны в определении сущности инновационного процесса, рассматривая его как совокупность этапов, стадий, мероприятий, действий, процессов, объединяющих науку, технику, экономику, предпринимательство и управление.

Мы согласны с теми авторами, которые понимают сущность инновационного процесса с реализацией изменений (инноваций). Таким образом, инновационный процесс представляет собой подготовку и постепенное осуществление инновационных изменений или, точнее, - цепь событий, в ходе которых новшество вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике либо удовлетворяет потребности человека.

На наш взгляд, инновационный процесс можно трактовать двояко. С позиции закономерности длинных волн развития (цикличности инновационных колебаний) инновационного процесса представляет собой реализацию совокупности изменений в продукте, технике и технологии, основанных на радикальных инновациях, влекущих за собой появление качественно новых продуктов, изменение структуры издержек, условий производства, потребления.

Применительно к жизненному циклу конкретного новшества инновационный процесс можно трактовать как цепь событий по реализации изменения, формулирующего новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, либо создающего новые. Инновационный процесс складывается из взаимосвязанных и взаимообусловленных отдельных элементов, которые образуют единое комплексное целое. Результатом этого процесса является новшество как реализованное, использованное изменение.

В зарубежное литературе1 различается четыре последовательных моделей инновационного процесса.

В 50-е годы модель "технологический толчок", 60-е годы "рынок (потребности) - движущая сила". В обеих моделях НИР рассматривался как основной побуждающий фактор, а рынок - как пассивный элемент.

В 70-е годы сформировалась новая модель "объединяющая модель" как комбинация двух первых. Согласно этой модели инновационный процесс - логически последовательный, хотя и необязательно непрерывный процесс, который подразделяется на функционально различные, не взаимодействующие и независимые стадии. При этом инновационный процесс представляет собой сложную совокупность внутри- и межорганизационных связей, объединяющих различные функциональные подразделения внутри предприятия и эти подразделения с научно-техническим сообществом в целом и с рынком. Таким путем обеспечивается слияние технологических возможностей предприятия и потребностей рынка. В этой модели технологии не являются главным элементом: технологическая инновация должна сопровождаться инновациями в области организации, управления, производства, маркетинга.

В конце 80-х годов возникла "интегральная модель", в которой инновационный процесс рассматривается не как последовательный, а как параллельный процесс, когда этапы НИР, разработки прототипа, производства и т.д. осуществляется одновременно. Особый акцент при этом делается на вертикальных связях между поставщиками и потребителями и на горизонтальном сотрудничестве (венчурные соглашения, стратегические альянсы и т.д.). Первые перешли на эту модель корпорации Японии, где инновации

1 Rothwell R. Successful industrial innovation: critical factors for the 19990's // R and D Manag. 1992. 2. №33. P.221-239.

возникают все в большей мере в случае взаимодействия многих компаний (сети компаний) в самых различных областях и формах. Стратегическую роль в этих сетях кампаний играет компания, занятая окончательной сборкой продукта. В Японии такие сети объединяют крупные компании и множество мелких поставщиков-подрядчиков.

Россия, значительно отстав в своем развитии от большинства зарубежных стран, только подходит к осмыслению инновационного процесса как необходимого условия дальнейшего развития экономики на основе рыночных отношений. Большинство ученых в своих исследованиях ориентируется на первую модель инновационного процесса, модель "технологического толчка", зарождающегося в сфере науки, а завершающегося в сфере потребления, вызывая в ней прогрессивные изменения.

Инновационный процесс тесно связан с научно-техническим процессом (НТП), является ее результатом. В связи с этим НТП несомненно имеет более широкий охват по сравнению с инновационным процессом. НТП трактуется большинством ученых как процесс совершенствования средств производства, технологических способов и форм организации труда и производства на основе широкого использования достижений науки, обеспечивающих повышение производительности труда, более полное удовлетворение потребности общества, всестороннее развитие личности работника.

Инновационный процесс, как процесс подготовки и осуществления инновации, сливается с техническим прогрессом (ТП), т.е. одной из составляющих ТП является совокупность инновационных процессов.

Термин "нововведение" тесно связан с новшеством и нередко эти термины рассматриваются как синонимы и отождествления. Однако в большинстве случаев в литературе эти термины разграничиваются и нововведения характеризуются с различных позиций. Анализ литературы выявил следующие направления конкретизации уточнения понятия нововведения. Оно интерпретируется1 как процесс создания новшеств, изменения существующего положения, в некоторых случаях - как новшества (новые виды продукции, технологические процессы). Следует заметить, что в какой бы форме и какими бы словами не выражались сущность инновации или нововведения в работах отечественных ученых, общими чертами этих понятий, как и у зарубежных авторов, являются изменения, элементы новизны и применимость.

Отсюда видно, что по содержанию термины инновация и нововведения могут быть рассмотрены как синонимы и отождествлены. В некоторых работах делаются попытки отождествления этих понятий.

Инновационные процессы характеризуются этапностью, т.е. наличием определенных этапов (стадий) в продвижении идеи до ее практической реализации в новшество и его потреблении. Представление инновационного процесса как совокупность составляющих его отдельных звеньев (этапов, стадий) не имеет в настоящее время однозначной трактовки. Наметились две позиции по этому вопросу. Согласно первой позиции инновационный процесс рассматривается как совокупность стадий "наука-техника-производство" с выделением внутренних этапов или без него, согласно второй - как совокупность и взаимосвязь звеньев "наука-техника-производство-потребление". При этом в среде ученых нет единства по вопросу количества стадий и их наименованию. Исследование фундаментального и поискового характера, носят теоретическую ориентацию и служат открытию частных и всеобщих законов или закономерностей природы, главным стимулом научной деятельности служит получение новых знаний как таковых вне зависимости от их коммерческой значимости и возможностей практической полезности. Эти исследования намного обгоняют инновационные процессы, предшествуя и обеспечивая последние. Проработки прикладного порядка, наряду с открытием узких (локальных) закономерностей обеспечивает техническое решение будущего искусственно воспроизводимого материального объекта, который получает свое выражение, как правило, в форме изобретения. Использование накопленных наукой знаний имеет принципиальное значение. Оно является необходимым, а часто ключевым элементом инноваций наряду с влиянием общественных потребностей. Инновации связаны с материализацией результатов исследований в целях удовлетворения существующих или потенциальных потребностей, поэтому необходимо вывести фундаментальные и прикладные исследования за рамки инновационного процесса, отметим при этом зависимость от потенциала науки и потребностей рынка.

1 Монгаев Н. Разработки и нововведения: Пер. с болг. М.: Прогресс, 1978. 175 с.; Лапин Н.И. К разработке теоретических основ нововведений. Таллин, 1979. 11 с.; Большая советская энциклопедия. Т.20. М., 1975. 428 с.; Экономика предприятия / Под ред. Горфинкеля В.Я., Куприянова Е.М. М.: Бизнес и банки, ЮНИТИ, 1996. 321 с.; Тушко А., Хаскелович С. Научные исследования - организация и управление. Сокр. пер. с польск. М.: Прогресс, 1971. 230 с.; Перлаки И. Нововведение в организациях: Пер. с словац. М.: Экономика, 1981. 144 с.; Медынский В.Г., Шаршунова Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. 237 с.; Словарь-справочник предпринимателя. М.: Фирма "Зевс", 1992. 84 с.; Научно-технический прогресс: Словарь/сост.: В.Г. Горохов, В.Ф. Халипов. М.: Политиздат, 1987; Уткин Э.А., Морозова Н.И., Морозова Г.И. Инновационный менеджмент. М.: АКАЛИС, 1996.

Этап проектирование и конструирование представляет собой совокупность опытно-конструкторских, проектно-технологических и организационных работ, обеспечивающих получение специфического и информационного продукта в виде научно-технической документации, являющейся основой конструирования изделия, либо разработки новой технологии. Вещественным результатом данного этапа является документация (комплекты, чертежи, проекты, организационные схемы, стандарты, инструкции, технологические режимы и т.д.), а также опытный образец новшества. Он не обязательно идентичен тому, что будет осваиваться массовым производством, скорее образец несет информационные функции и является своеобразным эталоном, по которому в производстве будут тиражироваться изделия. Однако изготовление опытного образца позволяет испытать его качество и осуществить, в случае необходимости, соответствующую доработку технической документации. В целях учета требований рынка при создании новшества необходимо первый этап инновационного процесса предварить маркетинговыми исследованиями, связанными с изучением рыночной конъюнктуры, конкретной среды, сегментирования рынка, актуальных и перспективных его потребностей, а после ее завершения провести планирование. В настоящее время широко признанным фактором является то, что внедрение новшеств, которое не сопровождается разработкой продуманной стратегии в области бизнеса, являются весьма дорогими ошибками.

Вторым этапом инновационного процесса выступает опытное производство. В отличие от ряда авторов, понимающих под опытным производством изготовление первых образцов изделий или их оригинальных узлов с целью испытания качества и соответствия техническому заданию, стадия как изготовление первой партии новшества с целью рыночного испытания. Образец запускается на рынок, изучается и оценивается с точки зрения удовлетворения потребностей покупателей и производственных возможностей. Если нововведение пользуется спросом и обладает рыночной новизной, гарантирующей стабильные доходы в определенном промежутке времени, оно запускается в массовое производство. Это и будет третий этап инновационного цикла, которое есть коммерческое производство, т.е. производство, ориентированное на коммерческий успех. Этот процесс является главным в инновационном процессе. Производство, образно говоря, штампует, тиражирует в нужных потребителям количествах образцы новой продукции высокого качества в объеме, соответствующем общественным потребностям, при минимальных издержках. Быстрый рост продажи изделий насыщает рынок. Поэтому наряду с рекламой и образовательной деятельностью важной функцией маркетинга на данном этапе выступает недопуск затоваривания рынка и регулирования доходности производства путем своевременного сокращения его объема и вывода продукта с рынка, учитывая жизненный цикл продукта, изделия и т.д.

Несмотря на разногласия ученых по поводу наименования последнего четвертого этапа инновационного процесса, все они единодушны в одном - новшество поступает к потребителю, эксплуатируется и по истечении срока морального или физического износа выводится из потребления с соответствующим демонтажом и утилизацией. В нашей стране этот этап мало учитывался, необходима структура по обслуживанию, эксплуатации новинки у потребителя и утилизации после выхода из потребления.

Сфера технического обслуживания снабжает производителей информацией, которые используются при доработке продукции (надежность, технологичности в обслуживании и т.д.). Потребление нередко становится стимулом для усовершенствования продукции, а в цепи инновации источником идей.

Окончание инновационного цикла этапом потребления предполагает, что производство функционирует не само по себе и ради достижения собственной цели, а является лишь средством решения задачи удовлетворения материальных, духовных и других потребностей общества. Производство по отношению к этой главной задачи лишь средство ее решения. Первично не производство средств производство ради получения средств производства, как это было до этого, а производство средств производства и предметов потребления ради удовлетворения общественных потребностей - это основа инновационного процесса в современном обществе. Технический прогресс будет способствовать повышению благосостояния человека, причем его результатом является, прежде всего, экономический рост на основе более глубокого разделения труда и увеличения емкости рынка, отмечал Адам Смит.

Из анализа литературы почти все авторы связывают НТП с развитием и совершенствованием производительных сил общества, обуславливающим его экономический рост и решение возникающих проблем. Как в эту систему вписывается инновационный процесс, он является одним из частей НТП. Технический прогресс, обусловливающий развитие производительных сил общества, - понятие более широкое по сравнению с инновационным процессом, ориентированным на удовлетворение текущих или перспективных потребностей. Вместе с тем, он увеличивает значимость общественных потребностей, стимулирует совершенствование техники и технологии, способствуя тем самым более интенсивному протеканию НТП. Учитывая важность инновационного процесса в удовлетворении общественных потребностей и прогрессу человечества, мы полагаем, что государство не вправе отдавать их на откуп стихийных рыночных сил. Оно обязано организовывать и управлять ими, подчиняя их избранным приоритетам (оборонные, экономические, экологические и т.д.) и направлениям развития современного общества. Материальным результатом инновационных процессов выступает нововведение как реализованные, использованные изменения.

По уровню новизны нововведения можно подразделить на две группы: радикальные, не выпускающиеся ранее на рынок и имитентные, имитирующие радикальную новацию путем улучшения ее потребительских свойств. Вводя данную классификацию, следует оговориться о масштабности распространения новшества. Радикальная новация

(продукт или технология) является результатом радикальной, глобальной, прогрессивной инновации, осуществленной каким-либо субъектом и повлекшей формирование новых поколений техники во всем мировом сообществе. Имитентное нововведение (имитент) выступает результатом улучшенных локальных, производственных или потребительских инноваций, реализованных в отдельной стране, отрасли, регионе либо хозяйствующим субъектом и преобладающих на фазах роста и замедления инновационной волны. Мы не считаем это разделение обоснованным, т.к. изобретения прошлого века, при новом уровне развития производительных сил могут совершить ряд радикальных новшеств пар-паровой двигатель-пароход-паровоз-ТЭЦ или искусственный интеллект (ИН)-робот-ГПС-ГПС (безлюдные производства). Это изобретение ИН также может вызвать к жизни большое количество радикальных нововведений, формирующих новый технологический уровень мирового сообщества или согласно теории длинных волн, вхождения в новый цикл общественного развития. Практически не имеет значения, где в какой стране мира происходит появление радикальной новинки, ее распространение и совершенствование в имитентном виде неизбежно.

Инновационный процесс базируется на инновационной деятельности человека. Некоторые авторы смешивают эти понятия, трактуя их одинаково.

Инновационная деятельность - совокупность работ по созданию нововведения и распространения в хозяйственной системе. При этом деятельность по распространению новинки в народном хозяйстве не менее важна в инновационной процессе, чем ее создание.

Инновационная деятельность предприятия, региона характеризует его инновационную активность - интенсивность реализуемых нововведений. Среди побудительных сил инновационной активности специалисты выделяют внутренние и внешние мотивы. К внутренним относятся необходимость замены технологии или оборудования и др., однако они не всегда срабатывают. Так, крупные корпорации, добивающиеся преобладания на рынке мало заинтересованы в риске, связанном с нововведениями. В данном случае решающими мотивами выступают факторы внешнего характера, основными среди которых являются конкурентная среда хозяйствования и государственное регулирующее воздействие.

Инновационная активность в значительной степени обусловлена инновационной восприимчивостью социально-экономической системы любого уровня, способность к быстрому и эффективному освоению новшества, к пробуждению, созданию и внедрению новаций, к восприятию инноваций в целях удовлетворения потребительского спроса.

Инновационная восприимчивость зависит от разнообразных экономических, организационных, психологических, социальных и технических факторов. Определяющую роль играют факторы, связанные с наличием рыночных отношений, характеризующиеся законом спроса и предложения; развитостью товарно-денежных отношений и состоянием финансово-экономической системы; социально-экономическим и политическим положением общества; развитостью соответствующей инфраструктуры, а также с системой мотивации, организационной структурой субъекта, инновационным климатом, стилем управления, технической оснащенностью, профилем выпускаемой продукции, уровням квалификации коллектива, его финансово-экономическим положением.

Нами рассмотрены основные понятия, связанные с инновационной деятельностью в Республике Дагестан. Уточнен терминологический аппарат, а также раскрыта структура, особенности и содержание инновационных процессов могут быть заложены в основу стратегии управления инновационными процессами на современном этапе развития, основополагающими моментами которой во многом зависят от понимания сущности нововведения и содержания процессов его реализации.

Мудунов А.С., Кадырова А.О.

Сущность и роль малого бизнеса в экономике

Как явствует из самого названия, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: численность персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.