Инновационные процессы
Удк 330.1
сущность инноваций, инновационного процесса в ретроспективе и в современных условиях
В. В. МАНУЙЛЕНКО, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и финансов E-mail: vika-mv@mail. ru Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт
А. А. МИЩЕНКО, генеральный директор ООО «Анда Текнолоджи», г. Москва E-mail: andrewmish@mail. ru
В статье исследуются понятия «инновация», «инновационный процесс» в ретроспективе и в современном аспекте. Систематизируются подходы к понятию «инновация», предлагается альтернативная схема инновационного процесса. Обосновано, что в современных условиях инновацию следует рассматривать как процессную систему, отражающую все аспекты инновационного процесса, главной целью которой является достижение эффективности.
Ключевые слова: инновация, инновационная услуга, инновационный продукт, продуктовая инновационная линейка, инновационный процесс, стадии инновационного процесса, процессная система.
Актуальность исследования
В условиях возрастающей конкуренции при характеристике коммерческих структур основополагающая роль придается инновациям, которые занимают важнейшее место в хозяйственной жизни организации. Соответственно, изучение их сущности, содержания приобретает особое значение, что обусловливает актуальность исследования.
Различия между понятиями «новшество», «нововведение», «инновация»
Innovation (лат. - обновление, улучшение) является основой английского слова innovation, в переводе на русский язык имеет три значения: инновация, нововведение, новшество [2]. Понятие «инновация» (от англ. innovation) по смыслу идентично понятию «нововведение»; оно рассматривается как развивающийся комплексный процесс создания, распространения, использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности инновационной деятельности [2].
По мнению З. П. Румянцевой, инновация - это новшество, получившее новое качество с момента принятия к распространению [17].
Существует и кардинально противоположная точка зрения, согласно которой понятие «нововведение» означает прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее. Под инновацией подразумевается объект,
Новшество
Практическое использование
Нововведение
Доступная эффективность
Рис. 1. Взаимосвязь триады понятий «новшество», «нововведение»
«инновация»
внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога [17]. Отдельные ученые-экономисты дополняют рассматриваемое определение, подразумевая под инновацией объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль. По результатам проведения научного исследования или сделанного открытия он качественно отличается от предшествующего аналога.
Смысловые различия между понятиями «новшество», «нововведение», «инновация» определяет и Р. А. Фатхутдинов (рис. 1).
Так, этот исследователь новшество рассматривает как оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества оформляются в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, и т. д. Нововведение означает, что новшество используется. С момента появления на рынке новшество приобретает новое качество и становится инновацией [24]. «Инновация» - это более широкое понятие, чем «нововведение». Однако такое представление реализации инновации носит, на взгляд авторов, незаконченный характер, поскольку в цепочке взаимосвязи отсутствуют такие понятия, как «идея», «инновационная услуга», «инновационный продукт», «продуктовая инновационная линейка».
Большинство экономистов-практиков считают, что инновации - это прерогатива высокотехнологичных компаний, что верно лишь отчасти, поскольку в действительности инновации возможны
в любой области человеческой деятельности.
Исследователь В. Л. Макаров справедливо отмечает, что инновация есть форма разрешения противоречия, явление прогресса в любой сфере человеческой деятельности, а не только в технике и технологии [12]. Однако при этом ученый-экономист не рассматривает инновацию как составную часть жизненного цикла.
Исследователь Л. В. Канторович утверждает, что инновации - это научные открытия или изобретения, имеющие практическое применение и удовлетворяющие социальным, экономическим и политическим требованиям, дающие эффект в соответствующих областях [9]. Однако в этом определении не учитывается возможность риска при реализации инновации.
Понятие «инновация» в ретроспективе
Изучая понятие «инновация» в ретроспективе, следует отметить, что термин «инновация» впервые появился в научных исследованиях культурологов в XIX в., означая введение некоторых элементов одной культуры в другую. Как правило, речь шла об инфильтрации европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества.
В начале ХХ в. употребление понятия «инновации» стали связывать с изучением закономерностей технических нововведений. Фундамент междисциплинарного направления «инноватика» заложили в начале прошлого века работы экономистов и одновременно социологов-теоретиков Н. Д. Кондратьева и Й. А. Шумпетера [17, 25].
Рассмотренные Н. Д. Кондратьевым большие циклы конъюнктуры (длинные волны) инициировали последующее изучение причин этих циклов и их продолжительность. Наиболее важной причиной были признаны инновации. Соответственно, инновацию можно рассматривать в динамическом и статическом аспектах, в последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла.
Идеи Н. Д. Кондратьева оказали сильное влияние на австрийского экономиста Й. А. Шумпетера, которого считают родоначальником инноваций.
В 1911 г. Й. А. Шумпетером были выделены пять типичных изменений, обусловивших появление инновации. К ним относятся:
- использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);
- внедрение продукции с новыми свойствами;
- использование нового сырья;
- изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;
- появление новых рынков сбыта [25].
Впоследствии в 1939 г. в работе «Экономические циклы» Й. А. Шумпетер исследовал основные понятия теории инновационных процессов, рассматривая при этом нововведения как изменение технологии и управления, как новые комбинации использования ресурсов. При этом Й. А. Шумпетер подчеркивал роль предпринимателя в инновационном процессе, который, по его мнению, выступает существенным звеном между изобретением и нововведением.
Исследователь Й. А. Шумпетер характеризовал инновацию как экономическое воздействие технического изменения. Он пытался найти в рамках производственной функции сущность инновационного предпринимательства. «Производственная функция описывает количественное изменение продукта с учетом изменений во всей совокупности воздействующих на него факторов. Если в сумме факторов изменить форму функции, то получим инновацию» [25]. В итоге Й. А. Шумпетер определяет инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Инновация - это любое возможное изменение в целях внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции, и т. п. [25]. Существенным недостатком такого определения выступают:
- ограничение инновации только одним видом экономической деятельности;
- отсутствие возможности использования новых видов сырья;
-необходимость внесения изменений в качественный и количественный состав кадров;
- отсутствие обязательности достижения эффективности.
Известный американский экономист П. Ф. Дру-кер назвал Н. Д. Кондратьева «экономистом номер один XXI в.», и инновацию он характеризовал как особый инструмент предпринимателей, как средство, с помощью которого они используют изменения в качестве шанса по осуществлению нового вида бизнеса или услуг. Отталкиваясь от утверждения о том, что основной задачей руководителя является создание рынка, П. Ф. Друкер отмечает, что двумя основными функциями менеджера являются внедрение инноваций и осуществление маркетинговой деятельности. Ученый настойчиво критиковал компании, считающие, что инновации возникают по вдохновению, а успех в предпринимательстве зависит от удачи, и утверждал, что внедрение нововведений является наукой, которую можно освоить. По его мнению, введение инноваций является в первую очередь управленческой функцией. Он подчеркивал, что руководители должны полагаться на технологии, и считал, что технику надо использовать в качестве инструмента для внедрения инноваций [17].
Таким образом, исследования Н. Д. Кондратьева и Й. А. Шумпетера позволили очертить циклические закономерности научно-технического прогресса, обосновать идею взаимодействия технологических и институциональных сдвигов.
Понятие «инновация» в советский период
В советский период проблематика нововведений широко освещалась только в рамках исследований научно-технического прогресса, развития науки и техники. Российские специалисты рассматривали инновацию как универсальный метод, набор инструментов для обеспечения оптимального технологического прогресса организации за счет планируемого управленческого воздействия на социальную структуру организации [17]. Однако уже в 1988 г. на Всесоюзном семинаре в Институте экономики АН СССР инновация рассматривалась как новое приложение научных и технических знаний к рыночному успеху [14]. Экономист А. Левинсон в работе «Экономические проблемы управления НТП: опыт системного анализа» указывает, что инновация - это результат, итог предварительно проведенной научной, практической, организационной работы [11].
В исследовании Ю. В. Яковца «Ускорение НТП: теория и экономический механизм» инновация - это качественные изменения в производстве, которые могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления [26]. Однако в указанном определении не обозначен путь движения от идеи к конечному результату (реализация идеи на рынке).
Понятие «инновация» в рыночной экономике: российский опыт
В рыночной экономике понятие «инновация» получило широкое распространение. Термин «инновация» стал активно использоваться как самостоятельно, так и для обозначения некоторых родственных понятий: «инновационный процесс», «инновационная деятельность», и т. п.
Так, в приложении к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» понятия «инновация», «нововведение», «инновационный продукт» отождествляются и характеризуются как результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового продукта, услуги и технологии и/или новой организационно-экономической формы, обладающий явными качественными преимуществами при использовании в проектировании, производстве, сбыте, потреблении и в утилизации продуктов, обеспечивающий дополнительную по сравнению с предшествующим продуктом или организационно-экономической формой экономическую (экономия затрат или дополнительная прибыль) и/или общественную выгоду [16].
По мнению В. И. Винокурова, инновация - это результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду [17]. То есть в представленном определении обозначается эффект от достижения инноваций.
Существенным вкладом в развитие инновационной теории считают разработку российскими экономистами концепций технологических укладов. Ученый С. Ю. Глазьев и другие экономисты выде-
ляют 5 технологических укладов. В экономически развитых странах идет интенсивное перераспределение ресурсов из 4-го в 5-й технологический уклад. В России 5-й технологический уклад существует в основном в оборонных секторах промышленности. При этом инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, всегда должна рассматриваться как сложный процесс, обеспечивающий определенный технический, социально-экономический эффект [6]. Таким образом, инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы (от идеи до внедрения). Определение сочетает понятие «инновации» как результата и процесса, однако не принимается возможность риска при реализации инновации.
Отечественные ученые Д. В. Соколов,. А. Б. Титов, М. М. Шабанова определяют инновацию как итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), который удовлетворяет конкретные общественные потребности и дает ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический) [17]. В представленном определении присутствует фактор учета эффекта от введенных изменений.
Инновация как результат и как процесс характеризуется С. Д. Бешелевым и Ф. Г. Гурвичем, которые отмечают, что инновация - это как сам реализованный в общественном производстве научный или технический результат, так и процесс его получения [1]. Указанная трактовка ориентирована на то, что инновация - это особый элемент предпринимательства.
Исследователь И. Н. Молчанов утверждает, что инновация - это результат научного труда, направленный на совершенствование общественной практики и предназначенный для непосредственной реализации в общественном производстве [13]. Однако в этом определении не прослеживается путь от идеи до ее реализации на рынке.
Несколько иначе определяет инновацию Э. А. Уткин, по мнению которого инновация - это объект, внедренный в производство в результате проведения научного исследования или открытия, качественно отличный от предыдущего аналога; характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услугами по сравнению с предыдущим продуктом; производственная, финансовая, научно-исследовательская, учебная и другие сферы,
обеспечивающие экономию затрат или условие для экономики [23].
В этом определении, в отличие от предыдущих, отмечается сочетание инновации как результата и услуги, продукта, товара. Однако здесь также не рассматривается фактор выхода «объекта» на рынок.
Более широко определяет понятие «инновация» А. С. Буймов, который рассматривает инновацию как конечный результат инновационного процесса, который получил воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо заключается в новом подходе к социальным услугам (носит рациональный характер для потребителя (увеличение полезности либо повышение соотношения полезности и стоимости), либо является новым по отношению ко всем продуктам, технологиям или процессам предыдущего поколения продукта на уровне организации, сектора, рынка [17]. В этом определении учтены 3 основных признака инновационности: конечная реализация, рациональный характер для потребителя и новизна продукта, применяемых технологий или подхода к социальным услугам.
Как считает В. Н. Лапин, инновация - это комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для лучшего удовлетворения известной потребности людей [10]. Подобная трактовка исключает рассмотрение инновации как конкретного материального объекта, поскольку инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.
Понятие «инновация» в рыночной экономике: зарубежный опыт
Исследователь Ф. Валента рассматривает инновацию как изменение в первоначальной структуре производственного механизма, т. е. переход его внутренней структуры к новому состоянию (это касается продукции, технологии, средств производства, профессиональной и квалификационной структуры рабочей силы организации), а также как изменения с положительными или отрицательными
последствиями [4]. Однако в данной трактовке не оговаривается возможность использования новых видов сырья, новых рынков сбыта, отмечена вероятность отрицательных последствий, которые лишают инновацию смысла.
Исследователь Л. Дж. Волдачек «связывает» определение «инновация» с принадлежностью к организации, по его мнению инновация - это целевое изменение в функционировании организации как системы (количественное или качественное изменение) [17]. Однако в его трактовке, так же как и в трактовке Й. А. Шумпетера и Ф. Валента, не учитываются такие факторы, как новое сырье, новые виды товаров и услуг, новые рынки сбыта и эффект от внесенных изменений.
Исследователь В. Ш. Раппорт характеризует инновацию посредством практического осуществления качественно новых решений [19]. Однако в таком определении не оговаривается возможность использования инноваций.
Исследователь И. П. Пиннинго утверждает, что инновация - это новые способы и методы работы; распределение ресурсов и фондов в организациях; процесс внедрения новых продуктов, услуг и производственных процессов [18]. В этом определении учитывается, что инновация в своем развитии меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Кроме того, инновация рассматривается как сочетание процесса, услуги и продукта.
Методология описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах. Так, в 1963 г. для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была образована Группа национальных экспертов по показателям науки и техники, которая разработала так называемое «руководство Фраскати» (предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок) [17].
В соответствии с указанным международным стандартом инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Следует отметить, что такие международные стандарты об инновациях, разработанные применительно к
новым продуктам, техническим изменениям и социальным услугам, не охватывают нововведения в области организации и управления. Ведь необходимо, чтобы идея прошла от возникновения до реализации. Кроме того, без упоминания о развитии определение не является полным [17]. Исследователь Л. М. Гохберг дает аналогичное определение инновации [8].
В 1992 г. появилось Руководство Осло, разработанное Евростатом, ОЭСР и представляющее интерес в современных условиях. Это руководство рассматривает инновацию как введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях. Минимальным признаком инновации является требование того, чтобы продукт, процесс, метод маркетинга или организации был новым (или значительно улучшенным) для практики данной организации. Это включает в категорию инноваций продукты, процессы и методы, которые организации создали первыми, и/или продукты, процессы и методы, заимствованные от других организаций (общим признаком инновации является факт ее введения в употребление (она должна быть внедрена). Новый или усовершенствованный продукт является введенным в употребление после того, как он появился на рынке. Новые производственные процессы, методы маркетинга или организационные методы являются введенными в употребление (внедренными) после того, как они стали реально использоваться в деятельности организации [20].
Большинство зарубежных ученых-экономистов также характеризуют инновацию как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТ П) в реальный процесс, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
Несколько иначе рассматривает инновацию Ф. Никсон, по его мнению, инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования [17].
Кратко определяет инновацию А. Койре, по его мнению, инновация - это экспериментирование, объект, внедренный в производство [17].
По Х.-Д. Хауштайну инновация - это внедрение в практику, осуществление и использование идеи,
предложения, научно-исследовательского решения, модели [17]. Очевидно, что в определении не рассматриваются фактор продвижения идей до рынка, возможность изменения в структуре организации производства, в составе кадров, а также фактор обязательной эффективности принятой идеи.
Исследователь З. Д. Нолбек рассматривает инновацию как законченное действие в виде «идеи, практического результата или материально-вещественного объекта, который был изобретен или рассматривается как новация, независимо от его внедрения» [17].
В наиболее абстрактной форме определение инновации дал английский профессор В. Р. Спенс, по мнению которого инновация - это нечто совершенно новое применительно к конкретной ситуации, что можно использовать, когда начинаешь осознавать это [17]. Несмотря на его абстрактность, это определение включает три важных момента: инновация - это новое явление для людей, имеющих какое-то отношение к этому явлению; инновация -осознанное нами новое явление; инновация - новое явление, которое можно использовать. То есть инновации - это усовершенствования, обеспечивающие экономию затрат, создающие условия для увеличения прибыли или снижения цены и создающие дополнительный потребительский спрос.
В следующей группе определений инноваций отмечается, что обязателен положительный эффект, а также то, что идея должна быть реализована на рынке.
Исследователь Б. Твисс определяет инновацию как процесс передачи научного или технического знания непосредственно в сферу нужд потребителя. Продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после «увязки» самой технологии и удовлетворяемой потребности. Инновация - это процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание [22]. Схожее определение дает Т. Брайан, по мнению которого инновация -это процесс, в котором интеллектуальный товар -изобретение, информация, ноу-хау или идея — приобретает экономическое содержание [3].
Следует подчеркнуть, что Й. А. Шумпетер, Б. Твисс и др. трактуют понятие «инновация» по-разному в зависимости от объекта и предмета своего исследования, но анализ этих определений приводит к выводу, что специфическое содержа-
ние инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
По мнению М. Маркиза, инновация - это процесс, который «движется от концепции или новой идеи, разрабатываемой для решения конкретных проблем, к фактическому использованию новации как элемента, обладающего экономической или социальной ценностью» [17].
Дополняет, уточняет указанные определения Б. Санто, который рассматривает инновацию как общественно-технико-экономический процесс, практическое использование идей, изобретений, что приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий и ориентировано на экономическую выгоду, прибыль, добавочный доход, а также охватывает весь спектр видов деятельности -от исследований и разработок до маркетинга [21]. Такая трактовка, так же как и определения Ф. Валента, И. Н. Молчанова, Э. А. Уткина, ОЭСР, Х.-Д Хауштайна, Д. М. Гвишиани, не рассматривает движение продукции по рынку, кроме того, в ней не учтены производственные кадры, производственные и транспортные средства, структура производства.
Характеристика инновации Д. М. Гвишиани дополняет определение В. Н. Лапина, в котором инновация рассматривается как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для новой (или для лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности (одновременно это и процесс сопряженных с данных новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл) [7].
В экономической литературе встречается характеристика инноваций с позиции следующих подходов:
1) инновация в широком смысле (в том числе и в общественной жизни) - это позитивное изменение, являющееся результатом целенаправленной деятельности конкретных лиц, коллективов, организаций;
2) инновация на уровне функционирования относительно обособленных систем (хозяйствующих субъектов, регионов) - это изменение, позволяющее повысить эффективность функционирования системы, конкретных лиц, коллективов, организаций;
3) инновация на уровне личности - это результат интеллектуальной деятельности, востребованный
обществом (в отличие от научного знания, которое ценно самим фактом своего существования).
В отдельных определениях (национальное, международное законодательство, В. И. Винокуров, Э. А. Уткин, Б. Твисс) справедливо отмечается, что инновация получает воплощение в виде новой услуги, продукта. В теории инноваций существуют конкретные определения, которые связывают инновацию с услугой, продуктом.
Так, С. В. Валдайцев характеризуют инновацию как освоение новой продуктовой линии, основанной на специально разработанной оригинальной технологии, которая способна вывести на рынок продукт, удовлетворяющий не обеспеченные существующим предложением потребности [5]. Однако представленное определение не рассматривает путь от идеи до результата (выход на рынок, возможность внесения изменений в состав кадров и структуру производства).
По мнению Н. И. Лапина, инновация - это конструирование новых способов и продуктов [10].
В Руководстве Осло отождествляются понятия «инновационная услуга» и «инновационный продукт». Так, транспортная компания, разработав новые транспортные услуги, по сути, предлагает инновационный продукт. Кроме того, в международном законодательстве используется понятие «продуктовые инновации в сфере услуг», которые могут включать в себя значительные усовершенствования в способах их предоставления (с точки зрения эффективности и быстроты), дополнение уже существующих услуг новыми функциями или характеристиками или внедрение совершенно новых услуг [20]. Согласно Руководству Осло понятие «продукт» включает изменения в дизайне и упаковке, производимые для повышения привлекательности продукта или представление его на новом рынке или сегменте рынка [20].
В экономической литературе существует точка зрения, что побочным или потенциальным инновационным продуктом называют увеличенный инновационный потенциал.
Некоторые ученые-экономисты рассматривают инновационный продукт как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, или нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [17]. Инновационный продукт - это продукт, конкурен-
Рис. 2. Подходы к определению понятия «инновация» в российской и международной инновационной теории и практике
тные преимущества которого в течение инновационной стадии обусловлены его временной новизной и временной уникальностью.
По мнению авторов, необходимо четко разделять понятия «инновационная услуга» и «инновационный продукт». Услуга в отличие от продукта характеризуется следующими основными особенностями: она представляет собой процесс живого труда, а не его результат; производство услуги, как правило, совпадает с ее потреблением. Услуга первична, впоследствии она может превратиться в продукт. Продуктовая инновационная линейка представляет совокупность услуг и продуктов.
Подводя итог ранее изложенному, а также в зависимости от объекта и предмета исследования следует выделить некоторые подходы к определению инноваций (рис. 2).
Следуя логике исследования, целесообразно изучить родственное инновациям понятие «инновационный процесс», которые отнюдь не однозначны.
содержание инновационного процесса
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. в понятие «инновационный процесс» вкладывается более широкое на уровне государства понятие, характеризующее комплекс мероприятий и участников, задействованных в работе с инновациями [15].
Большинство ученых-экономистов рассматривают инновационный процесс на микроуровне как процесс преобразования научного знания в
инновацию, который можно представить через последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Поэтому только на инновационном пути развития возможен подъем экономики.
Существует точка зрения, согласно которой инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете, ориентированные на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок, взял на себя основной риск и реализовал свой коммерческий интерес. Таким образом, инновационный процесс обеспечивает внедрение научно-технического результата и интеллектуального потенциала для получения новой или улучшенной продукции (услуги) и максимальный прирост добавленной стоимости.
Итак, инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. То есть инновацию как результат необходимо рассмат-
ривать неразрывно с инновационным процессом. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на повышение конкурентоспособности, создание новшества, которое будет признано уникальным в определенной области.
Принимая во внимание различия в понятиях «новшество», «нововведение», «инновация», необходимо отметить, что составной частью инновационного процесса является распространение и создание нововведений.
Различают три логические формы инновационного процесса:
1) простой внутриорганизационный (или натуральный) процесс - он предполагает создание и использование новшества внутри одной организации (новшество в этом случае не принимает товарной формы);
2) простой межорганизационный (товарный) процесс - новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя;
3) расширенный процесс - он проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество - технологический процесс, тогда его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
Для перехода простого инновационного процесса в товарный необходимы две фазы:
1) создание новшества и его распространение;
2) диффузия нововведения.
Первая фаза - это последовательные этапы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), организация опытного производства и сбыта, коммерческого производства. В первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. Во второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.
Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации. В Руководстве Осло распространение инноваций определяется как способ продвижения инноваций через рыночные и нерыночные каналы с момента первого применения где-либо в другие страны, регионы, сектора, на другие рынки и компании [20].
Диффузия инновации - это процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики. Непрерывность нововведенческих процессов определяет скорость и границы диффузии нововведений в рыночной экономике. Исследователь Й. А. Шумпетер в теории нововведений диффузию нововведений определяет как процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведения вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли [25].
Субъекты инновационного процесса разделяются на следующие группы:
1) новаторы;
2) имитаторы: ранние реципиенты, раннее большинство; отстающие.
Новаторы выступают генераторами научно-технических знаний - это индивидуальные изобретатели, исследовательские организации, заинтересованные в получении части дохода от использования изобретений.
В качестве ранних реципиентов могут быть предприниматели, первыми освоившие новшество, стремящиеся к получению дополнительной прибыли за счет скорейшего продвижения новшеств на рынок («пионерские» организации).
Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль. Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией,
когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели.
По мнению С. Ю. Глазьева, инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете, ориентированы на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации ученый-экономист считает наличие самого инноватора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, а также лидера-предпринимателя, который, рискуя, взялся за проект, нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок и тем самым реализовал свой коммерческий интерес [6].
Таким образом, сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь действий по инициации инновации, разработке новых продуктов и операций, их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.
формирующий базу для создания последующих инноваций (новая идея). При этом выделяют следующие стадии инновационного процесса:
1) инициация идеи;
2) первичное маркетинговое исследование;
3) первичная оценка инновационного потенциала организации;
4) разработка проекта;
5) вторичная оценка инновационного потенциала согласно разработанному проекту, при недостаточности ресурсов проект меняется;
6) вторичное маркетинговое исследование согласно разработанному и утвержденному проекту, далее учитывается как стадия разработки опытного образца, так и последующего массового производства с учетом коммерциализации и диффузии нового разработанного продукта;
7) нововведение;
8) коммерциализация;
9) диффузия;
10) формирование новых идей исходя из наработанного потенциала и новых веяний рынка.
Альтернативная схема инновационного процесса
Инновационный процесс (рис. 3) схематично представлен как трансформация идеи, актуальной (на основе маркетингового исследования) и возможной к реализации (на основе оценки инновационного потенциала) в инновационный продукт, принятый рынком (коммерциализация и дифференциация) и
Нитерпретация понятий «инновация», «инновационный процесс» в современных условиях: авторский взгляд
В современных условиях, на взгляд авторов, инновацию следует рассматривать как процессную систему, отражающую все аспекты инновационного процесса, где идея в первый раз превращается в коммерческую реальность, находящуюся при этом
,а ,-,,,,» Новшество
Идея ОЦЕНКА (проект) НОВОВВЕДЕНИ
Новшество (образец)
Диффузия
РЫНОК
Новая продуктовая линейка
Рис. 3. Альтернативная схема инновационного процесса
в постоянном взаимодействии с внешней средой, внутренней средой хозяйствующего субъекта, спецификой самого инновационного процесса, способствующую успешному внедрению услуг или продукта на рынок, главной целью которой является достижение эффективности (экономического, производственного, социального, экологического или иного полезного эффекта). Тем самым признается, что инновация развивается во времени и имеет отчетливо выраженную стадийность. То есть инновация - это целостная, сложная, внутренне противоречивая и динамичная система, которая обеспечивает определенный эффект и имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера.
Соответственно, под инновационным процессом, по мнению авторов, следует понимать комплексный процесс формирования качественно нового состояния системы, а также связей между ее элементами, направленных на повышение эффективности ее функционирования.
В части теоретического понимания сути дефиниции «инновация» трактовка, изложенная ранее, создает методологическую основу для формирования системы оценки инноваций на каждой стадии их реализации; позволяет обеспечить необходимую универсальность, научность понятия, опирающуюся при этом на его сущностную характеристику.
Таким образом, в исследовании рассмотрено и дополнено содержание инноваций и инновационного процесса в современном аспекте.
Список литературы
1. Бешелев С. Нововведения и мы / С. Бешелев, Ф. Гурвич. М.: Наука, 1990.
2. Большой экономический словарь / под. ред. А. Н. Азрилияна. 7-е изд., доп. М.: Институт новой экономики, 2008.
3. Брайн Т. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.
4. Валента Ф. Управление инновациями. М.: Прогресс, 1985.
5. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инновации. М.: Филин, 1997.
6. Глазьев С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: Владар, 1993.
7. Гвишиани Д.М. Диалектико-материалис-тические основания системных исследований / Диалектика и системный анализ. М.: Наука, 1986.
8. Гохберг Л. М. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь. М., 1996.
9. Кантарович Л. В. Системный анализ и некоторые проблемы научно-технического прогресса / Диалектика и системный анализ. М.: Наука, 1986.
10. Лапин В. Н. Социальные аспекты управления нововведениями. Таллин, 1981.
11. Левинсон А. Экономические проблемы управления научно-техническим прогрессом: опыт системного анализа. М.: Экономика, 1973.
12. Макаров В. Л. Внедрение нетехнических нововведений // Экономика и организация промышленного производства. 1983. № 10. Новосибирск: Наука.
13. Молчанов И. Н. Инновационный процесс. Спб., 1995.
14. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.
15. Нововведения и эксперименты в управлении экономикой: тезисы докладов и выступления на Всесоюзном семинаре. М.: Институт экономики АН СССР, 1988.
16. Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу. URL: http://www. snto. ru.
17. Официальный сайт информации по инновациям. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id= 341389.
18. Пиннинго И. П. Новая технология и организационные структуры. М.: Экономика, 1990.
19. Раппорт В. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. М.: Экономика, 1988.
20. Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям / ОЭСР, Евростат. 3-е изд. М., 2010.
21. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990.
22. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями / пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
23. Уткин Э. А. Инновационный менеджмент. М.: Акапис, 1996.
24. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
25. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
26. Яковец Ю. В. Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический анализ. М.: Экономика, 1988.