Научная статья на тему 'Уроки технологии как средство здоровьесбережения учащихся при выборе профессии'

Уроки технологии как средство здоровьесбережения учащихся при выборе профессии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
524
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чигарских И. А.

Уроки технологии играют важную роль в осуществлении профориентационной работы в школе. Содержание предмета даёт благоприятную возможность осуществлять просвещение, консультирование в рамках урока и формирование у обучающихся осознанного выбора профессии с учётом здоровьесбережения. Построение и реализация системы профориентационной работы педагога с учётом здоровьесбережения учащихся основывается на включении дополнительного содержания к основному. Элементы занимательности позволяют формировать устойчивый интерес обучающихся к своему здоровью при выборе будущей профессии. Так, в разделе «Кулинария» обязательное содержание урока «Профессии, связанные с получением и обработкой пищевых продуктов» целесообразно дополнить сведениями по здоровьесбережению и занимательными заданиями для обучающихся. В статье представлена модель урока для обучающихся 7-8 классов, дополнительный материал к урокам и тесты по здоровому питанию и профориентации в соответствии с темами раздела «Кулинария» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уроки технологии как средство здоровьесбережения учащихся при выборе профессии»

уровень воды в нем падает со скоростью примерно 1м в год. Предлагаю вычислить какой уровень воды будет в конце этого года.

Спасиб о за урок и пожелать я Вам хочу хотя бы раз в жизни совершить путешествие к Мертвому

____морю.____

Список литературы:

1. Учебник: Математика 6. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.

Издательство «Мнемозина», 2010.

УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Чигарских И. А.,2017 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 70», Киров

Аннотация: Уроки технологии играют важную роль в осуществлении профориентационной работы в школе. Содержание предмета даёт благоприятную возможность осуществлять просвещение, консультирование в рамках урока и формирование у обучающихся осознанного выбора профессии с учётом здоровьесбережения. Построение и реализация системы профориентационной работы педагога с учётом здоровьесбережения учащихся основывается на включении дополнительного содержания к основному. Элементы занимательности позволяют формировать устойчивый интерес обучающихся к своему здоровью при выборе будущей профессии. Так, в разделе «Кулинария» обязательное содержание урока «Профессии, связанные с получением и обработкой пищевых продуктов» целесообразно дополнить сведениями по здоровьесбережению и занимательными заданиями для обучающихся. В статье представлена модель урока для обучающихся 7-8 классов, дополнительный материал к урокам и тесты по здоровому питанию и профориентации в соответствии с темами раздела «Кулинария» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии.

Ключевые слова: технология, профориентация, здоровьесбережение.

Модель урока «Кулинарных дел мастера» 7 класс

Объект проектирования: профессии работников пищевой промышленности.

Концептуалные основы:

-знакомство с описанием профессий поможет в будущем в выборе профессии;

- специалисты в медицине: диетолог и нутрициолог обеспечивают организацию работы по здоровому питанию.

Техники и технологии, используемые на уроке:

- проблемный вопрос о качестве общественного питания; важности и престижности рабочих профессий, необходимости работы специалистов по здоровому питанию на этапе актуализации знаний;

- ролевая игра «Выбери профессию» на этапе практической работы;

- цифровой образовательный ресурс - презентация «Кулинарных дел мастера»;

- объяснительно-иллюстративный метод обучения на этапе изучения нового материала;

- частично-поисковый метод при тестировании на этапе первичного усвоения знаний и разгадывании кроссворда на этапе закрепления знаний.

Тема урока: «Кулинарных дел мастера»

Цели учителя:

- организация деятельности детей по формированию знаний о профессиях пищевой отрасли; изучению отличительных особенностей основных кулинарных профессий; расширение кругозора в профориентации;

- развитие у учащихся творческого мышления, грамотной речи и познавательного интереса;

- воспитание у учащихся интереса к выбору профессии и культуре труда, убеждённость в необходимости качественного результата труда.

Цели учащихся:

- познакомиться с описанием профессий пищевой промышленности;

- выбрать по описанию понравившуюся профессию и выполнить практическое задание по данной профессии;

- усвоить особенности профессий пищевой промышленности.

Тип занятия: изучение и закрепление нового материала.

Структурные элементы урока:

1. Актуализация знаний учащихся о профессиях пищевой промышленности.

2. Мотивация: полезная пища на предприятиях общественного питания зависит от качества работы и квалификации специалистов по питанию.

3. Изучение нового материала в виде беседы с аудио и видео сопровождением (презентация). Знакомство с классификаторов профессий.

4. Первичная проверка понимания - тестирование (установление соответствия между понятиями и описаниями профессий).

5. Закрепление нового материала в форме кроссворда.

6. Включение учащихся в практическую игровую деятельность по выполнению творческих заданий для каждой профессии.

6. Представление учащимися индивидуальных результатов.

7. Оценка и самооценка деятельности на уроке.

8. Домашнее задание.

Прогнозируемый результат: ознакомление учащихся с профессиями пищевой промышленности и расширение кругозора учащихся.

Дополнительный материал к урокам по профориентации раздела Кулинария.

Приложение 1.

Профессии пищевой промышленности.

Аппаратчик пищевого производства

Работает на предприятиях, которые занимаются пастеризацией разнообразных видов герметически упакованной, фасованной продукции . Контролирует качество продуктов при помощи автоматизированной системы управления технологическими процессами, которая включает в себя автоматические регуляторы, контрольно-измерительные приборы, систему защиты и сигнализации.

Аппаратчик пастеризации и охлаждения молока.

Работает на предприятиях по переработке молока, выпуска молочной продукции, хладокомбинатах. Контролирует качество молока и молочных продуктов с помощью автоматизированной системы

управления технологическим процессом, включающей в себя контрольно-измерительные приборы, автоматические регуляторы, систему сигнализации и защиты. Работа противопоказана людям с заболеваниями: сердечно-сосудистой системы; органов пищеварения; почек; мочевых путей; органов дыхания; опорно- двигательного аппарата; нервной системы; аллергическими заболеваниями; заболеваниями носящие инфекционный характер; низкий уровень слуха.

Валеолог. От лат. Valeo - здравствовать - специалист, который занимается вопросами сохранения здоровья человека. Работает в области эргономики, охраны труда и психогигиены. Специалист может работать в научных лабораториях Институтах новых технологий в области образования, институтах повышения квалификации работников образования и т.п.

Эта работа противопоказана людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и всех видов нервно-психических расстройств.

Профессию можно получить в учебных заведениях высшего профессионального образования.

Врач-инфекционист. Инфекционные болезни — раздел клинической медицины, изучающий причины возникновения, механизмы развития и клинические проявления инфекционных болезней, вызываемых болезнетворными микроорганизмами, а также разрабатывающий методы их лечения и профилактики. Специалист в этой области называется инфекционистом. Выявляет, диагностирует и лечит больных с инфекционными заболеваниями, а также проводит профилактические мероприятия по предупреждению дальнейшего распространения инфекционных болезней среди населения. Рано распознает больных с инфекционными заболеваниями, оказывает медицинскую помощь при неотложных состояниях, проводит противоэпидемические мероприятия в инфекционных очагах и диспансеризацию лиц после перенесения таких заболеваний.

Официант занимается обслуживанием посетителей в кафе, ресторанах, принимает заказы посетителей и получает расчет за услуги. Убирает после ухода посетителей столы и заново их сервирует. Несет материальную ответственность за сохранность выручки и посуды.

Повар. Специалист-кулинар, занимающийся приготовлением разнообразных блюд. Знает правила хранения продуктов и организовывает их хранение соответственно санитарно-гигиеническими нормам. Помнит уже существующие и изобретает собственные рецепты приготовления разнообразных блюд. Придает им эстетический вид. Работает в помещении в условиях повышенной температуры.

Пчеловод. Присматривает за пчелами целый год. Ремонтирует пчеловодческий инвентарь и ульи, изготовляет рамки для новых сот. Создает новые семьи пчел. Переводит пчел на опыление и медосбор сельскохозяйственных культур. Заменяет и выводит маток. Перерабатывает восковое сырье и откачивает мед. Проводит племенную работу. Осуществляет ветеринарные и санитарно-гигиенические мероприятия. Готовит пчелам корм на зимний период.

Тестодел- работник, готовящий из муки тесто. Должен знать правила эксплуатации и принцип работы опрокидывательных и тестомесильных машин, сорта муки, правила и способы готовки теста, методы определения его готовности к разделке.

Технолог общественного питания. Рассчитывает количество продуктов для получения готовых блюд, определяет их качество, составляет меню, отвечает за качество готовых блюд и исправность оборудования, распределяет обязанности между поварами и контролирует их работу.

Шев-повар - контролирует производственные процессы на кухне ресторана.

Титестер - дегустатор чая, оценивает по 50-60 образцов в день. Он должен оценивать чай по вкусу, цвету листьев, аромату заварки.

Приложение 2.

Что нужно знать о здоровье, выбирая профессию?

Все мы знаем, что проблема профессионального самоопределения является сложной в жизни каждого молодого человека, однако особенно труден выбор профессии для лиц, имеющих хронические заболевания или отклонения в состоянии здоровья. Это связано как с неосведомленностью многих подростков о необходимости учитывать состояние здоровья при выборе профессии и наличии каких-либо законодательных ограничений при этом, так и с переоценкой своих сил и возможностей, нежеланием считаться с имеющимися нарушениями

здоровья как причиной этих ограничений. Кроме того, многие молодые люди недостаточно осведомлены о санитарно-гигиенических особенностях труда в разных, в том числе и наиболее массовых профессиях. О возможном отрицательном влиянии производственных факторов на течение имеющихся у них заболеваний и нуждаются в квалифицированной помощи врачей и физиологов. Не имея четких представлений о характере профессий, а также не учитывая состояние здоровья, многие подростки делают ошибки в своем профессиональном выборе.

С чем же связано ограничение возможности выбора профессии при наличии каких либо заболеваний? Во-первых, сама профессия предъявляет определенные требования к состоянию здоровья, и, прежде всего, к анализаторам. Например, работа с мелкими деталями требует хорошей остроты зрения. Имеется также целая группа работ, при выполнении которых необходимо различение цвета, т.е. требуется сохранность функции цветоощущения. С другой стороны, известно, что любая профессиональная деятельность осуществляется в определенных производственных условиях, которые в ряде случаев оказывают отрицательное влияние на организм и могут привести к обострению имеющихся заболеваний. К неблагоприятным производственным факторам относятся большие физические нагрузки, вынужденная рабочая поза, значительное нервно-психическое напряжение, неблагоприятный микроклимат (высокие или низкие температуры, повышенная влажность), пыль, шум, вибрация, токсические вещества. Для того, чтобы помочь молодым людям, имеющим хронические заболевания или функциональные отклонения в состоянии здоровья, правильно выбрать профессию и избежать негативного влияния производственных факторов на организм, в центре профориентации осуществляется профессиональное консультирование, включающее подбор профессий и специальностей для профессионального обучения с учетом состояния здоровья. Ниже приводится примерный перечень противопоказанных факторов производственной среды и трудового процесса, влияние которых необходимо учитывать при выборе

профессии подросткам, имеющим хронические заболевания и отклонения в состоянии здоровья.

Болезни Противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса

органов дыхания неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия (повышенные температура, влажность, давление воздуха, пониженная температура), пыль, токсические вещества раздражающего и сенсибилизирующего действия, значительное нервно-эмоциональное и физическое напряжение

сердечнососудистой системы выраженное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, предписанный темп работы, длительная ходьба, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические факторы, токсические вещества, повышенные уровни шума и вибрации, работа на высоте

нервной системы значительное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, контакт с токсическими веществами, повышенная опасность травматизма, шум, вибрация

органов пищеварения значительное физическое напряжение, токсические вещества, шум, вибрация, неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия, вынужденное положение тела, связанное с напряжением брюшного пресса, невозможность соблюдения режима питания

почек значительное физическое напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, вынужденная рабочая поза, воздействие вибрации, контакт с токсическими веществами, невозможность соблюдения режима питания

костно-мышечной системы значительное физическое напряжение (подъём и переноска тяжестей), длительное пребывание на ногах, длительное фиксированное положение тела с отсутствием возможности перемены положения для снятия напряжения с группы длинных мышц спины

органа зрения работа, связанная с повышенным напряжением зрения, вынужденная (резко согнутая) рабочая поза, значительное физическое напряжение; работы, в которых не допускается использование корригирующих очков

органа слуха работа, требующая хорошего слуха; повышенные уровни интенсивности шума и вибрации

кожи токсические и раздражающие кожу вещества, пыль, неблагоприятные метеорологические условия; необходимость в процессе работы постоянного увлажнения, загрязнения и охлаждения рук.

Кроссворд «Профессии пищевой промышленности». Впишите ответы по вертикали в кроссворд.

Приложение 3.

©

0

1.Кто изготавливает изделия из различных видов пищевого сырья - торты, пирожные, печенье, рулеты, кексы и т.п.? (Кондитер)

2.Он знает всё о продукте: его состав, цвет и вкус, страну изготовления, срок годности и технологию производства. (Дегустатор)

3. Кто составляет рацион лечебного питания? (Диетолог)

4. Он составляет меню, заявки на продукты и полуфабрикаты; определяет готовность блюд и изделий по внешнему виду, запаху, цвету, вкусу. Производит художественное оформление блюд. (Официант)

5. Специалист по питанию, который изучает законы влияния пищи и процесса потребления на здоровье человека. (Нутрициолог)

6. Он владеет технологией приготовления пищи и эксплуатацией оборудования. (Повар)

7.Специалист по выпеканию хлеба и хлебобулочных изделий разных сортов. (Пекарь)

Приложение 4.

Тестовые задания к разделу 1.Установить соответствие между названием и характеристикой профессии:

(2) (I) 2)

®

©

К У л и н А Р И я

1. Повар А. Специалист по выпеканию хлеба и хлебобулочных изделий разных сортов.

2. Кондитер Б. Владеет технологией приготовления пищи и эксплуатацией оборудования.

3. Дегустатор В. Составляет меню, заявки на продукты и полуфабрикаты. Определяет готовность блюд и изделий по внешнему виду, запаху, цвету, вкусу. Производит художественное оформление блюд.

4. Диетолог Г. Контролирует соблюдение последовательности и качества операций, сопровождающих процесс приготовления пищи.

5. Пекарь Д. Знает все о продукте: его состав, цвет и вкус, страну изготовления, срок годности и технологию производства.

б.Официант Е. Составляет рацион лечебного питания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.Технолог по приготовлению пищи Ж. Изготавливает изделия из различных видов пищевого сырья -торты, пирожные, печенье, рулеты, кексы и т.п.

Ответ: 1 - Б, 2 - Ж, 3 - Д, 4 - Е, 5 - А, 6 - В, 7- Г. Отметьте знаком «+» правильный ответ

2. Верно ли утверждение?

Нутрициолог - специалист, который занимается подбором различных видов питания и их обоснованием.

а) □ да; б) □ нет.

Ответ: а

3. Специальность нутрициолога можно получить в:

а. □ кулинарном техникуме; б. □ медицинской академии;

в. □ медицинском колледже. Ответ: б

Отметьте знаком «+» правильные ответы

4. Профессии, в которых необходимо медицинское образование.

а. □ дегустатор;

б. □ технолог;

в. □ диетолог;

г. □ нутрициолог. Ответ: в, г.

5. К основным профессиям общественного питания относятся:

а. □ повар; б. □ кондитер;

в. □ бармен; г. □ мясник.

Ответ: а, б.

6. К профессиям по производству пищевых продуктов относятся:

а. □ тестомес; б. □ пчеловод;

в. □ рыбак; г. □ птицевод.

Ответ: б, в, г.

7. К профессиям по обработке пищевых продуктов и приготовлению блюд относятся:

а. □ официант; б. □ технолог;

в. □ диетолог; г. □ пекарь.

Ответ: б, г.

Отметьте знаком «+» правильный ответ

8. Диетолог выполняет работу по:

а. □ оформлению блюд; б. □ приготовлению блюд;

в. □ составлению рациона лечебного питания. Ответ: в.

Отметьте знаком «+» правильные ответы

9. Повар работает в условиях повышенной:

а. □ температуры; б. □ физической нагрузки;

в. □ внимательности; г. □ запылённости.

Ответ: а, б, в.

10. Специалистами по сохранению здоровья человека через питание являются:

а. □ диетолог; б. □ дегустатор; в. □ валеолог; г. □ нутрициолог. Ответ: а, в, г.

Список литературы:

1. Барылкина Л.П., С.Е. Соколова. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы:5-9 класс-М. 2006 г.

2. Бочкарева Н. А. Здоровое питание для школьников.: Самара. 2007

3.http://festivaL1september.ш/artides/508737/

4. http://www.profvibor.ru/node/255353. http://ryabininasite.ucoz.ru/

5. http://tehno.langmmc.edusite.ru/p3aa1.html

б. http://www.edu.ru/abitur/act.22/index.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.