КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14564 УДК 372.8
Лебедева Е. Г. Практические задания с применением прикладных знаний о цвете на уроках технологии // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14564. -0,29 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14564.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Лебедева Елена Геннадьевна,
старший преподаватель кафедры дизайна и изобразительного искусства ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров zvetosfera@yandex. ru
Практические задания с применением прикладных знаний о цвете
на уроках технологии
Аннотация. В статье представлены анализ изучения возможностей применения знаний о цвете на уроках технологии в общеобразовательной школе, принципы формирования практических заданий с применением прикладных знаний о цвете на уроках технологии, содержание практических заданий для раздела «Кулинария» (5-8-е классы).
Ключевые слова: школьное образование, технология, прикладные знания о цвете, практические задания.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Знания о цвете являются универсальными и связаны со всеми сферами деятельности человека. Цветовая значимость окружающей среды стала актуальной не только для специалистов (архитекторов, дизайнеров, художников и т. д.), но и для общества в целом. Современному человеку необходимы чёткие ориентиры для аналитической оценки качества цветового содержания потребительских товаров и услуг, для компетентного решения повседневных цветовых ситуаций личного бизнеса, для организации индивидуальной гармоничной цветовой среды, сохраняющей здоровье. При этом выбор цвета для решения практических цветовых задач часто возникает спонтанно, без чёткого анализа цветовой ситуации. Современная система образования отстаёт от потребностей общества, что тормозит развитие личности обучаемого. Особое значение необходимо уделять вопросам обучения «цвету» как фактору, способствующему формированию с детства цветовой культуры, а также позитивно влияющему на индивидуальное и профессиональное развитие личности. В связи с этим возникла необходимость в создании базовой системы знаний о цвете и развитии колористических навыков практического применения цвета в условиях общеобразовательной школы. Такие знания и умения необходимы современному образованному человеку для формирования культуры применения знаний о цвете в повседневной жизни, чтобы правильно оценить цветовую ситуацию, влияющую на физиологическое и эмоциональное здоровье.
Сегодня необходимо постепенное освоение пространства науки о цвете в системе общего образования. Ключевая роль в этом отводится дисциплинам практической направленности, таким как изобразительное искусство и технология, которые имеют более гибкую программу, способную быстро адаптироваться к требованиям современной жизни. В то же время характер этих предметов даёт возможность практического осмысления решения цветовых задач, что в дальнейшем будет актуально для повседневной и профессиональной жизни молодого поколения.
Программа по изобразительному искусству массовой школы эту проблему не решит, так как сферы влияния цвета гораздо шире рамок этого предмета, а каждая сфера требует компетентного отношения. Также характер цветового образования учителей изобразительного искусства направлен на практическое применение цвета в сфере именно изобразительного искусства (видение цвета конкретного художника,
r\j Л r\j
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 14564 УДК 372.8
Лебедева Е. Г. Практические задания с применением прикладных знаний о цвете на уроках технологии // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14564. -0,29 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14564.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
цвет как средство выражения художественного образа, цветовые характеристики художественных материалов и т. д.) и поэтому не связан или мало связан с утилитарными вопросами повседневной жизни.
Единственным предметом школьной программы не абстрактно, а непосредственно связанным с повседневной жизнью человека является технология. Эта дисциплина способна дать основу знаний и умений во многих сферах жизнеобеспечения человека, к которым можно отнести знание и умение создания гармоничной цветовой среды. В современной школе на уроках технологии уделяется большое внимание художественному проектированию творческих объектов различного характера: декоративных панно в различных техниках, одежды, аксессуаров, дизайна интерьера и т. д. Наиболее значимым художественным средством выразительности таких объектов всегда является цвет. Для формирования прикладных знаний о цвете необходимо сформулировать и реализовать в процессе художественного проектирования основные принципы практического применения цвета: ассоциативная связь цвета с художественным образом объекта, независимость выбора цвета от личных предпочтений, оригинальность цветовых сочетаний, гармоничность цветовых сочетаний. Для того чтобы школьник мог уверенно предлагать цветовые решения в проектной деятельности, на уроках технологии необходимо дать ему навыки практического применения цвета через серию практических заданий для всех разделов области «Технология», имеющих единый алгоритм выполнения.
Важным этапом создания системы прикладных знаний о цвете для уроков технологии является определение принципов формирования практических заданий с применением прикладных знаний о цвете. Самый важный принцип - строгое соответствие содержанию программы образовательной области «Технология», то есть задания должны быть адаптированы практическим целям и задачам предмета по определённому разделу и иллюстрировать решение конкретного вопроса, связанного с цветовым оформлением. Второй по значимости принцип - практико-ориентированный подход (моделирование практической ситуации применения цвета) -также имеет значение и отражает прикладной характер образовательной области «Технология». Третий принцип - единый алгоритм выполнения заданий (подбор цветов, заполнение цветовой палитры, выполнение цветового решения), что позволит создать универсальный инструмент решения различных по содержанию цветовых задач. Четвёртый принцип - постепенное усложнение заданий - создаёт условия для своего рода тренинга от ознакомления, закрепления навыков применения цвета до уверенного использования навыков применения цвета.
Для реализации первого принципа было проанализировано содержание серии учебников по технологии для 5, 6, 7 и 8-х классов авторского коллектива О. А. Кожиной, Е. Н. Кундаковой, С. Э. Маркуцкой, которые пользуются популярностью у учителей и отражают качественное изложение материала [1; 2; 3; 4]. В данной статье проиллюстрируем этот процесс на примере раздела «Кулинария». На уроках технологии с 5-го по 8-й класс в разделе «Кулинария» изучаются следующие темы.
5- й класс - основы рационального питания; правила санитарии, гигиены и безопасной работы; кухонная посуда; интерьер кухни-столовой; оборудование кухни; приготовление бутербродов и горячих напитков; приготовление блюд из яиц; сервировка стола к завтраку; овощи в питании человека; заготовка продуктов.
6- й класс - физиология питания; молоко, блюда из молока; кисломолочные продукты и блюда из них; рыба, блюда из рыбы; морепродукты; рыбные консервы; сервировка стола; приготовление обеда в походных условиях, заготовка продуктов.
IV О rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14564 УДК 372.8
Лебедева Е. Г. Практические задания с применением прикладных знаний о цвете на уроках технологии // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14564. -0,29 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14564.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
7-й класс - понятие о микроорганизмах; виды теста, приготовление теста; приготовление холодных десертов; приготовление горячих сладких блюд; сервировка
десертного стола; консервирование плодов и ягод.
8-й класс - физиология питания; расчёт калорийности блюд; блюда из птицы; блюда национальной кухни; сервировка стола к обеду; консервирование плодов и
ягод; упаковка пищевых продуктов и товаров.
Далее были определены темы, в которых есть необходимость цветового решения, а к ним уже предложены темы и практические задания, формирующие прикладные знания о цвете, что наглядно отражено в таблице.
№ п/п Темы раздела «Кулинария» Формирование теоретических знаний о цвете Формирование практических цветовых умений и навыков
5-й класс
1 Кухонная посуда Влияние цвета посуды на восприятие пищи
2 Сервировка стола к завтраку Правила цветовой сервировки стола Цветовое решение сервировки стола к завтраку. Цветовое решение сервировки стола к ужину
3 Овощи в питании человека Цвет пищи и его влияние на организм человека
6-й класс
4 Сервировка стола Цвет в тематическом оформлении стола Цветовое решение тематической сервировки стола
7-й класс
5 Сервировка десертного стола Цвет в праздничном оформлении стола Цветовое решение праздничной сервировки стола
8-й класс
6 Сервировка стола к обеду Правила цветового решения сервировки стола в национальном стиле Цветовое решение сервировки стола в национальном стиле
Следующим этапом создания системы прикладных знаний о цвете для уроков технологии является разработка единой модели практического задания с учётом практико-ориентированного подхода для подготовки школьника к успешной практической деятельности и на уроках технологии, и в повседневной жизни. Визуальная часть единой модели практического задания с применением прикладных знаний о цвете на уроках технологии содержит следующие части:
- Тема урока.
- Палитра цветов.
- Схема сервировки стола.
- Формулировка задания.
В формулировке задания отражена содержательная часть единой модели, в которой заключается единый алгоритм выполнения действий:
- Подбор цветов.
- Заполнение цветовой палитры.
- Выполнение цветового решения.
В качестве примера реализации предложенной модели приводим задание для 5-го класса «Цветовое решение сервировки стола», с помощью которого школьник закрепляет полученные новые теоретические знания о цвете в практической деятельности и знакомится с алгоритмом выполнения задания (рис. 1).
3 ~
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 14564 УДК 372.8
Лебедева Е. Г. Практические задания с применением прикладных знаний о цвете на уроках технологии // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14564. -0,29 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14564.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Рис. 1. Практическое задание «Цветовое решение сервировки стола» из рабочей тетради для уроков технологии в 5-м классе
В 6-м классе практическое задание «Цветовое решение тематической сервировки стола» состоит из трёх самостоятельных частей, направленных на последовательное освоение алгоритма выполнения задания. На первом этапе иллюстрируется последовательность действий: выбор образа темы - определение палитры цветов -применение цветов из палитры в цветовом решении сервировки стола (Рис. 2).
6 класс
Цветовое решение теютической сервировки стола
Тема к Морской стиле»
Палитра цветов
декоратиэ! ве элементы морсиом тематики:
* Ракушки
* Платощие eeew*
* Кораблики
* Салоетчи с морским декором
* Дееоржтегье компоякции с морскими элементами
* Дехорат>»1 те салоегчм 9 силе сетки
Рис. 2. Практическое задание «Цветовое решение тематической сервировки стола» из рабочей тетради для уроков технологии в 6-м классе
IV ^ rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14564 УДК 372.8
Лебедева Е. Г. Практические задания с применением прикладных знаний о цвете на уроках технологии // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14564. -0,29 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14564.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
На втором этапе с помощью предложенных темы и палитры цветов самостоятельно выполняется цветовое решение сервировки стола (рис. 3).
Б класс
Цветовое- решв***втв&нтическои с-врвироеки стола Твма «&ес-внн№ цветы»
Палитра цветов цветовое решение сервировки
“ С рОСГКТЫэИЬгЫ
Aftopou,
■ Де-ФэротаЕные комлсетцнн ■
мееш-ей тгматн*к
Задание/ испзпьзуя цвета из п титры зыпзпни 4*еитюем решение сервироехи слила
Рис. 3. Практическое задание «Цветовое решение тематической сервировки стола» из рабочей
тетради для уроков технологии в 6-м классе
Третий этап направлен на закрепление алгоритма выполнения задания и осознанное использование прикладных знаний о цвете. На основе предложенной темы необходимо самостоятельно заполнить палитру цветов, с помощью которых выполнить цветовое решение сервировки стола (рис. 4).
Рис. 4. Практическое задание «Цветовое решение тематической сервировки стола» из рабочей тетради для уроков технологии в 6-м классе
r>J
~ 5
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 14564 УДК 372.8
Лебедева Е. Г. Практические задания с применением прикладных знаний о цвете на уроках технологии // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14564. -0,29 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14564.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
В 7-м классе практическое задание «Цветовое решение праздничной сервировки стола» даёт возможность школьнику применения и закрепления уже известного алгоритма выполнения задания (рис. 5).
Рис. 5. Практическое задание «Цветовое решение праздничной сервировки стола» из рабочей
тетради для уроков технологии в 7-м классе
В 8-м классе, выполняя практическое задание «Цветовое решение сервировки стола в национальном стиле», школьник самостоятельно использует алгоритм выполнения задания и закрепляет данный опыт для практики в повседневной жизни (рис. 6).
& класс
Сервировка «______________________________»
ПАЛИТРА ЦВЕТОВ
Задание:
‘выбери национальный стиль *запиши название сервировки *заполни палитру цветов соответственно выбранному национальному стилю
* используя выбранные цвета, выполни цветовое решение сервировки стола
Рис. 6. Практическое задание «Цветовое решение сервировки стола в национальном стиле» из рабочей тетради для уроков технологии в 8-м классе
r>J
6 ~
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14564 УДК 372.8
Лебедева Е. Г. Практические задания с применением прикладных знаний о цвете на уроках технологии // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14564. -0,29 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14564.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Таким образом, при сохранении едиными модели и алгоритма выполнения практических заданий с применением прикладных знаний о цвете формируется си-
стема применения прикладных знаний о цвете на уроках технологии для раздела «Кулинария», а также для других разделов предметной области «Технология», связанных с применением цвета. Данная система цветовой подготовки школьников на уроках технологии позволит им более уверенно и грамотно применять полученные в школе знания о цвете в учебной, практической и проектной деятельности в рамках школьного образования, а перспективе успешно решать все вопросы, связанные с применением цвета в повседневной жизни и профессиональной сфере.
Ссылки на источники
1. Кожина О. А., Кудакова Е. Н., Маркуцкая С. Э. Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. - М.: Дрофа, 2011. - 238 с.
2. Кожина О. А., Кудакова Е. Н., Маркуцкая С. Э. Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. - М.: Дрофа, 2011. - 238 с.
3. Кожина О. А., Кудакова Е. Н., Маркуцкая С. Э. Технология. Обслуживающий труд: 7 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. - М.: Дрофа, 2013. - 254 с.
4. Кожина О. А., Кудакова Е. Н., Рыкова Н. Б. Технология. Обслуживающий труд: 8 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. - М.: Дрофа, 2011. - 222 с.
Elena Lebedeva, issn 2304-120Х
Senior lecturer at the chair of design and fine arts, Vyatka State University of Humanities, Kirov [email protected]
Practical tasks based on applied knowledge of color at technology lessons
Abstract. The principles of formation of practical tasks based on applied
knowledge of color at technology lessons, the maintenance of practical tasks for 9 772304 120142
the section "Cookery" for 5-8 grades, the analysis the analysis of color application at technology lessons in
comprehensive school are presented in article.
Key words: school education, technology, applied knowledge of color, practical tasks.
References
1. Kozhina, O.A., Kudakova, E.N., Markuckaja S.Je. (2011) Tehnologija. Obsluzhivajushhij trud: 5 klass: ucheb. dlja obshheobrazovat. uchrezhd., Drofa, Moscow, 238 p. (in Russian).
2. Kozhina, O.A., Kudakova, E.N., Markuckaja S.Je. (2011) Tehnologija. Obsluzhivajushhij trud: 6 klass: ucheb. dlja obshheobrazovat. uchrezhd. Drofa, Moscow, 238 p. (in Russian).
3. Kozhina, O.A., Kudakova, E.N., Markuckaja S.Je. (2013) Tehnologija. Obsluzhivajushhij trud: 7 klass: ucheb. dlja obshheobrazovat. uchrezhd., Drofa, Moscow, 254 p. (in Russian).
4. Kozhina, O.A., Kudakova, E.N., Rykova, N.B. (2011)Tehnologija. Obsluzhivajushhij trud: 8 klass: ucheb. dlja obshheobrazovat. uchrezhd., Drofa, Moscow, 222 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ««Концепт»
(V Т rw