Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-05/ Дата публикации: 1.11.2017 № 5 (29). С. 53-56. УДК 376.24
А.В.Брехова, М.А.Гояубеба
Профориентационная работа с обучающимися старших классов на уроках технологии
Школьникам, оканчивающим школу необходима помощь в профессиональном выборе. Для этого в старших классах ведется определенная работа, нацеленная на профессиональную ориентацию обучающихся. В данной статье представлены примеры профориентационной работы с обучающимися старших классов на уроках технологии. Определены цель и задачи профессиональной ориентации в школе, показаны примеры заданий, позволяющих это сделать.
Ключевые слова: школа, обучающиеся, профессиональная ориентация, проектная деятельность, задания
Perspectives of Science & Education. 2017. 5 (29)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-05/ Accepted: 1 August 2017 Published: 1 November 2017 No. 5 (29). pp. 53-56.
A.V.Brehova, M.A.Golubeva
Career guidance with students of the senior classes at lessons of technology
Students complete school with the necessary assistance in vocational choice. To do this in high school certain work is conducted, aimed at the professional orientation of students. This article presents examples of career guidance work with pupils of the senior classes at lessons of technology. Defines the purpose and objectives of professional orientation of the school, showing examples of tasks, allowing you to do this.
Keywords: school, students, professional orientation, project activity, job
/1 / звестно, что правильный выбор про-I Л фессии - это залог достижения высоких С// показателей трудовой и общественной деятельности, это удовлетворенность процессом труда и соответственно, его результатами. В свою очередь, при этом для любого человека появляется возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления своих жизненных планов.
Возможность правильно профессионально определиться представляется обучающимся не только в специальных учебных заведениях, но и в школе, например, на уроках технологии.
Целью профориентационной работы в школе является оказание профориентационной поддержки учащимся в выборе профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Кроме того, немаловажной целью этой работы является выработка у школьников профессионального самоопределения с учетом
требований рынка труда в соответствии со своими возможностями и способностями.
Профессиональной ориентации учащихся может быть осуществлена в следующих направлениях: профессиональной просвещение; профессиональная диагностика или профессиональная консультация и др.
Урок технологии - это такой учебный предмет, на котором обучающиеся учатся на практике применять интегрированные знания, полученные ими при изучении других учебных предметов (физики, химии, геометрии, информатики). И поэтому учителя технологии должны обладать методиками проведения уроков, которые позволили бы им возбуждать познавательный интерес у обучающихся и организовывать их продуктивную самостоятельную работу.
Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить обучающихся со многими профессиями, воспитать и привить интерес к ним. Как отмечает Бондарев
В.П.: «Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но в процессе создания конкретных изделий они приобретают специальные умения и навыки, овладевают практической деятельностью, развивают профессиональные интересы и способности» [2, с. 62].
Перед учителем технологии стоит задача так организовать работу, чтобы у каждого ученика возник устойчивый интерес к выбору профессии.
Цель профориентации на уроках технологии - это выработка у школьников сознательного отношения к труду и выбору будущей профессии [4, с. 21].
Профориентационная работа может быть организована как на уроках, так и во внеурочное время. Однако, основной формой организации работы, позволяющей ориентировать детей в мире профессий в процессе трудового обучения служит урок. Какие же профориента-ционные задачи в ходе урока в зависимости от его содержания может решить педагог?
Одна из значимых задач — это воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения.
Другими не менее важными являются задачи по развитию самостоятельности, познавательной активности и творческого отношения к труду, наблюдательности и инициативы.
Опытный педагог так же отметит значимость формирования профессиональных качеств с учетом особенностями личности.
Некоторые педагоги отмечают в качестве важных задач такие как:
- научить обучающихся объективно выявлять уровень своих качеств и соотносить их с требованиями различных сфер трудовой;
- вооружить методами диагностирования своих интересов, способностей, склонностей и профессиональных намерений при выборе профессии;
- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности человека [1, с. 93].
К наиболее распространенным методам профориентации на уроках технологии являются:
- показ видеофильмов;
- решение заданий с практической направленностью;
- выполнение лабораторных или практических работ;
-проведение классных часов с приглашением людей той или иной профессии;
- проведение экскурсий [3, с. 114].
То есть, в преподавательской деятельности
учитель технологии должен использовать различные формы и методы обучения. Эти формы и методы должны обеспечивать наибольшую активность и самостоятельность обучающихся в овладении знаниями и особенно практической направленности.
Например, знакомя детей с профессиями, учитель дает информацию по экономике, организации, технике и технологиям производства, и подсказывает пути освоения профессии. При этом, необходимо наблюдать за каждым учеником, следить за его отношением к выполняемой работе, выявлять интересы, способности, так как, это важно при проведении профориен-тационной работы.
В 10 классе в разделе «Технологии и труд как части общечеловеческой культуры» изучаются темы «Современные технологии материального производства и непроизводственной сферы», «Технологии индустриального производства и агропромышленного производства», «Технологии сервиса и социальной сферы». В процессе их изучения, обучающиеся узнают о новых технологиях, освоенных современным производством и именно здесь важно акцентировать их внимание на ту или иную профессию.
Чтобы понять, в чем состоит труд, надо, прежде всего, основательно изучить содержание понятий производственной и непроизводственной сферы, индустриального и агропромышленного комплекса. Знания, полученные на уроках технологии, помогут ученикам сделать выбор в пользу той или иной отрасли при дальнейшем выборе своего трудового пути.
Например, на уроке «Технологии индустриального производства и агропромышленного производства» ученики знакомятся с понятиями «промышленное производство», «сельское хозяйство», знакомятся с технологиями агропромышленного комплекса, с современными технологиями земледелия и животноводства. А также с профессиями для растениеводства, животноводства, мелиорации, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта машин, механизмов и оборудования, хранения и переработки сельскохозяйственных продуктов, которых множество.
Следует обратить внимание на раздел «Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг» программе по технологии для 10 класса. При изучении данного раздела ученики учатся разрабатывать и защищать проекты, составлять технологические карты, развивать качества, необходимые для профессионала в любой области.
Учащимся можно предложить разработку проекта «Моя будущая профессия», в процессе работы над которым они выявляют свои способности и интересы, выбирают учебные заведения для дальнейшего обучения. Структура проекта может быть следующей:
Perspectives of Science & Education. 2017. 5 (29)
1. Цели и задачи проекта.
2. Мотивация и обоснование выбора профессии.
3. Исторический экскурс в профессию.
5. Качества, которым должен обладать представитель профессии.
6. Значимость и привилегии профессии.
7. Куда пойти учиться.
В рабочую программу по технологии для 11 класса включен раздел «Организация производства». В нем рассматриваются такие темы как «Сфера профессиональной деятельности», «Нормирование и оплата труда», «Культура труда». Учащиеся получают знания о характере производства на различных предприятиях.
При изучении организации производства с учениками можно провести игровые занятия. На таких занятиях они получают несколько заданий, которые требуют творческого подхода детей и знакомят с множеством профессий.
В первом задании учащимся можно предложить по описанию трудовой деятельности угадать профессию:
а) Приготовление из обработанного сырья различных блюд. (Повар).
б) Ведение документации по приему и выдаче денег, учет информации для руководства предприятием, проведение экономического анализа и т. д. (Бухгалтер).
в) Изготовление лекарств, их отпуск знание правил санитарии и гигиены. (Фармацевт).
г) Воспитание, обучение, руководство учебной деятельностью обучающихся. (Учитель).
Второе задание предлагает описание содержания труда какой-либо профессии, а учащиеся должны угадать, о чем идет речь.
Третье задание предполагает составление кроссвордов, загадок, поговорок или написание четверостишия для той или иной профессии.
При изучении темы «Культура труда» можно предложить ученикам выполнить практическую работу «Эргономика моего рабочего места» по заранее заданному плану:
1. Оборудование и рациональное размещение необходимых для работы предметов.
2. Микроклимат и освещение рабочего места.
3. Требования научной организации труда и эстетики к рабочему месту.
Рабочая программа по технологии для 11 класса с целью профориентации и самоопределения содержит темы «Профессиональный рост» и «Самопрезентация».
При изучении темы «Профессиональный рост» одно из заданий может быть посвящено составлению личного плана своей профессиональной карьеры, т.е., как подросток видит свое будущее с точки зрения профессии. Ответив на приведенные ниже вопросы, у обучающегося сложится представление о том, что же он хочет в дальнейшем:
1. В че ты видишь смысл и цель своей жизни?
2. Какую или какие профессии ты планируешь?
3. Какое образование по содержанию и уровню предлагаешь получить?
4. Если это рабочая профессия, то каковы ее плюсы?
5. О какой должности ты мечтаешь?
6. Каковы желаемый размер оплаты твоего труда?
7. Где мечтаешь проживать и о каких жилищных условия?
Итогом занятия может быть беседа по результатам работы, обучающиеся о том, каким образом можно построить сою профессиональную карьеру и какие положительные качества личности она дает.
На уроке по теме «Самопрезентация» дети учатся составлять свою автобиографию и резюме. При этом учителем задается вопрос «Чем сможет твоя автобиография заинтересовать работодателя?». Можно предложить сделать практическую работу «Моя визитная карточка».
Необходима так же, постоянная работа с родителями которая предполагает проведение родительских собраний (общешкольных, классных), индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Таким образом, значимость профориента-ционной работы велика. Она необходима для обучающихся особенно старших классов, так как, мир профессий разнообразен и велик. От того, насколько учебное заведение уделяет этому внимание, зависит дальнейшая судьба выпускника, его дальнейший профессиональный маршрут и успех нашего общества в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии / А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич, С.Э. Маркуцкая. - М.: Дрофа, 2003. - 224 с.
2. Бондарев В.П. Успешный выбор профессии / В.П. Бондарев, С.О. Кропивянская. - М.: ВАКО, 2015. - 144 с.
3. Грецов А. Выбираем профессию / А. Грецов. - СПб.: Питер, 2005.
4. Некрасова Г.Н. Деловые игры на уроках технологии / Г.Н. Некрасова, Н.Ю. Ивкина. - Киров: Изд-во ВытГГУ, 2002. - 91 с.
5. Шустов С.М. Педагогическое руководство проектной деятельностью старшеклассников / С.М. Шустов. -Киров: Изд-во ВПГУ, 2003. - 55 с.
REFERENCES
1. Beshenkov A.K. Technology. Technique of training of technology / A.K. Beshenkov, A.V. Bychkov, V.M. Kazakevich, S.E. Markutskaya. - M.: Bustard, 2003. - 224 pages.
2. Bondarev V. P. Successful choice of profession / Accusative Bondarev, S.O. Kropivyanskaya. - M.: WACO, 2015. - 144 pages.
3. Gretsov A. We choose a profession / A. Gretsov. - SPb.: St. Petersburg, 2005.
4. Nekrasova G.N. Business games at technology lessons / G.N. Nekrasova, N.Yu. Ivkina. - Kirov: Publishing house of VYTGGU, 2002. - 91 pages.
5. Shustov S.M. Pedagogical leadership in design activity of seniors / S.M. Shustov. - Kirov: VPGU publishing house, 2003. - 55 pages.
Информация об авторах Брехова Алла Витальевна
(Россия, г. Воронеж) Кандидат педагогических наук, доцент Доцент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин Воронежский Государственный педагогический университет
Information about the authors Brehova Alla Vitalievna
(Russia,Voronezh) Candidate of pedagogical Sciences Associate Professor Associate Professor of technology and natural Sciences; Voronezh State pedagogical University E-mail: [email protected]
Голубева Мария Александровна
(Россия, г. Воронеж) Магистрант 3 курса физико-математического
факультета направление «Педагогическое образование», профиль "Профессиональное образование" Воронежский Государственный педагогический университет
3 course of physics and mathematics faculty direction
Voronezh State pedagogical University; E-mail: [email protected]
Golubeva Maria Аleksandrovna
(Russia, Voronezh) Master
"Pedagogical education", profile "Professional education"