• создать систему сравнительного анализа уровня перспективных научных исследований и экспериментальных разработок кафедр, сформировать систему научно-технической информации;
• отработать взаимовыгодные механизмы международной научной интеграции, в том числе с государствами СНГ.
За пределами 2010 года необходимо обеспечить дальнейшее развитие УрГУК, в том числе НПК УГГУ как неотъемлемой части социально-экономического и культурного потенциала Уральского региона и России.
УРАЛЬСКИЙ ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
ФРОЛОВ с. г.
Начиная с 1992 г. Уральский государственный горный университет (УГГУ) осуществляет ускоренную подготовку лучших выпускников техникумов и колледжей горного, геологического и нефтяного профилей (далее: техникумов), что отвечает веяниям времени [4, 5]. Сущность подготовки заключается в зачислении выпускников техникумов и колледжей (далее - техников) на первый курс и обучении в течение 4 месяцев математике, физике, информатике и другим дисциплинам в объеме вузовских программ. При успешном овладении необходимыми знаниями данные студенты переводятся на 3-й курс и продолжают учебу либо в составе «обычных» академических групп, проходящих обучение с 1-го курса, либо отдельными группами, по типовым учебным планам (переводятся на 3-й курс 92-96 % техников из общего числа принятых) [2].
Уже первые годы такой работы свидетельствуют о привлекательности данной системы обучения для всех заинтересованных сторон, что позволило создать в 1994 г. Уральский горно-геологический образовательный комплекс (УГГОК), в настоящее время объединяющий 22 техникума. Их «география» такова: с ссвсра на юг - от Интииского индустриального (Республика Коми) до Жит и кари не кого политехнического (Северный Казахстан); с запада на восток - от Октябрьского нефтяного (Башкортостан) до Сахалинского топливно-энергетического. По Челябинской области в состав УГГОК входят Копейский горно-экономический и Миасский геологоразведочный колледжи и Коркинский горно-строительный техникум [3]. В 2001 г. для координации региональной деятельности УГГОК и расширения сферы образовательных услуг, оказываемых комплексом, созданы представительства на базе Кизгловского горного техникума и Соликамского горно-химического колледжа.
Не являясь профессиональным педагогом, автор в большей степени попытался оценить реализуемую систему подготовки специалистов в свете ее практической значимости, что неизбежно затрагивает и нравственно-воспитательный аспект проводимой работы [1]. В начале остановимся на се положительных аспектах для всех заинтересованных сторон.
Техникум. Педагогические коллективы техникумов получили как минимум два положительных фактора:
1. Серьезный воспитательный рычаг [6], побуждающий обучаемых на возможность ускоренного (по времени - наравне с выпускниками средних школ) получения высшего профессионального образования. При этом част»! выпускников техникумов предоставляется возможность бесплитного обучения (решение по конкретным кандидатурам принимается педагогическим советом техникума).
2. Возможность повышения уровня про</)ессиона1ьно-педагогической подготовки посредством различных форм: стажировка на кафедрах УГГУ, аспирантура, взаимообмен опытом воспитательной работы со студенческой молодежью и пр. Добавим, что большинство техникумов внима-
тельно следят за процессом обучения своих выпускников в УГГУ, приглашают их для бесед со своими студентами, используют иные формы воспитательного характера.
Университет. УГГУ получает уже отобранный техникумами контингент студентов, характеризующийся, наравне с высоким уровнем профессиональной подготовки, как правило, высокими личностными качествами, на что в последний момент обращают внимание сотрудники всех кафедр, работающие с этими студентами. Существенным положительным моментом является также возрождение ранее традиционного для российских вузов духа «землячества», когда четко ощущается преемственность в передаче традиций между выпускниками и учащимися техникумов. Это поддерживается университетом: рациональное размещение в общежитии выпускников иногородних техникумов, поощрение принципов студенческого самоуправления и другие меры.
В результате реализации данной системы подготовки университетом в короткие сроки решс-ка проблема комплектации контингента студентов, в начале 90-х гг. стоявшая достаточно остро • связи с малой престижностью профессий горно-гсологнчсского профиля. В настоящее время доля техников среди общего контингента студентов составляет 22 %, 3-5-го курсов - 34 %. Существенно плпплирня учебно-методическая база, особенно выпускающих кафедр, материалами, привезенными студентами с производственных практик. Увеличилась доля выпускников-мужчиь (с 64-66 до "4-75 %), что немаловажно для специфических условий их работы на производстве.
Студент. Накопленный опыт показывает значительное сокращение периода адаптации данной категории студентов к условиям вуза, что является особенно важным в современной ситуации. Если у поступающих на 1-й курс в основном 17-летних юношей и девушек он занимает, как правило, 1-2 гола, то для 19-летних (преимущественно) выпускников техникумов - не превышает шести месяцев. Существенное преимущество такой адаптации отвечает интересам родителей и самих студентов.
Несомненна высокая эффективность реализуемой схемы в учебном процессе: обучение выпускников техникумов, начиная с 1-го курса, малопродуктивно в отношении освоения специальных дисциплин «с азов», которые они хорошо усвоили во время учебы в техникуме. Поэтому «обычная» схема нередко приводит к диссонансу в процессе обучения (трудное усвоение общетехнических дисциплин и отсутствие мотивации в постижении специальных), что ранее приводило к наиболее высокому проценту отчисляемых для данной категории студентов, нередко негативно влияло на микроклимат в академической группе (вплоть дс своеобразной «дедовщины»).
Продолжая оценку эффективности рассматриваемой системы обучения техникум-вуз, отметим следующее;
1. Общая оценка данной категории студентов со стороны профсссорско-прсподаватсльского состава академии положительна. Подчеркиваются более высокие (по сравнению с «обычными студентами») морально-волевые качества: например, большинство членов студенческого стряда по охране правопорядка являются выпускниками техникумов.
2. Выпускники техникумов охотнее проходят военную подготовку, желая тем самым получить вторую специальность, позволяющую (при желании) реализовать свои возможности в различных «силовых» структурах.
3. Трудоустройство выпускников УГГУ не вызывает затруднений: молодой специалист имеет три диплома - техника, бакалавра и дипломированного специалиста. Еще более повышается «ценность» выпускника, если в вузе он получил смежную специальность: например, горный электромеханик по техникуму и горный инженер-технолог по вузу (а с учетом военной подготовки, -все три).
Наконец, укажем, что в УГГУ апробированы и иные формы обучения, например, непосредственно по месту проживания студентов - как на базе техникумов (г. Асбсст), так и научно-исследовательских институтов (г. Челябинск). К сожалению, положительных результатов здесь добиться не удалось, во многом (по мнению самих студентов) из-за оторванности от самой студенческой, разнообразной, хотя и не осегда разумно регламентированной жизни.
Суммируя изложенное, подчеркнем жизнеспособность и высокую эффективность сквозной подготовки специалистов в системе техникум-вуз, имеющей помимо собственно профессиональной многостороннее воспитательное значение.