В. КОЗЛОВ, канд. социол. наук, декан факультета СПО
Тенденции развития современной индустрии требуют корректировки социального заказа на содержание профессиональной подготовки, активного сотрудничества промышленных предприятий и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, широкого использования принципа «обучение на заказ», выработки корпоративных стандартов.
Однако реализация социального заказа затруднена наличием ряда существенных социально-экономических проблем.
1. Подавляющее большинство предприятий оснащены техникой, устаревшей физически и морально. Используются технологии, которые не позволяют выпускать конкурентную на мировом рынке продукцию. Как в этих условиях сформулировать заказ на содержание той профессиональной подготовки, которую должен иметь выпускник учреждения начального, среднего и высшего технического образования? Либо он должен готовиться к тому, чтобы поддерживать в рабочем состоянии давно устаревшие машины и механизмы, либо к тому, чтобы создавать и умело использовать самое передовое оборудование.
2. Значительная часть выпускников ориентирована на работу в сфере обслуживания, управления и торговли. Семья видит преимущества поступления на специальности гуманитарного профиля. Потребность же отечественной экономики в высококвалифицированных рабочих, техниках и инженерах не реализуется.
3. По данным уральских социологов, 93% выпускников в Свердловской области имеют четкую установку на обязательное получение высшего образования, что противоречит реальным потребностям региона в подготовке специалистов.
4. Сегодня единая система получения профессиональных знаний разорвана. В
Образовательная вертикаль
НПО дают рабочую профессию, в колледже - среднее профессиональное образование. Потом надо поступать в вуз, чтобы стать инженером.
В итоге у населения не формируется представление о целостной системе восхождения от простых знаний и умений к более сложным. Рабочая специальность не связывается напрямую с тем, что знает и умеет техник, а также инженер, нет стыковки учебных планов учреждений разного уровня.
Решение указанных проблем возможно путем создания нового типа образовательных учреждений, дающих разный уровень профессиональной подготовки в зависимости от потребностей самого студента, уровня имеющихся знаний и способностей, а также интересов тех предприятий, на которых он сможет работать после окончания обучения.
Система непрерывного образования, ядром которой является университетский комплекс, обеспечивает организационное и содержательное единство, преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, совместно и скоординированно решающих задачи общеобразовательной, политехни-
76
Высшее образование в России • № 1, 2007
ческой и профессиональной подготовки и воспитания. Университетский комплекс объединяет между собой учебные заведения и образовательные программы. В качестве его социальных партнеров выступают производственные предприятия и организации, органы исполнительной власти и местного самоуправления, социальные институты и отдельные граждане.
Примером уже наработанных интеграционных связей, являющихся по сути университетским комплексом, может служить Уральский горнопромышленный университетский комплекс и система территориально-образовательных комплексов, созданных УГГУ. Педагогической базой этих комплексов является вертикально-интегрированная система непрерывного образования, которая позволяет интегрировать не только формы и содержание образования разного уровня, но и создает условия для саморазвития и самореализации личности.
В связи с этим хотелось бы коснуться нескольких актуальных вопросов.
Целостный, непрерывный образовательный процесс: детский сад - школа -начальное профессиональное образование
- среднее профессиональное образование
- вуз, а также четко обозначенная перспектива дальнейшей достойной работы на предприятии, помогают человеку обрести пространство своих личных, собственных смыслов жизни, в том числе и оптимистический взгляд на мир.
Между тем на сегодня практически не решен вопрос профессиональной ориентации подростков на рабочие профессии, в том числе не определены психологические основания такого рода ориентации; совершенно не проработан вопрос о психологической предрасположенности к выбору профессии. Полноценное профессиональное становление возможно лишь при условии формирования профессиональной субъектности - способности быть «хозяином» и автором своего профессионального роста, а значит, потребности в этом профессиональном росте. Важно построить
такую систему профориентации, чтобы у каждого подростка был шанс не просто получить престижную или востребованную обществом профессию, а «найти себя» в выбранной профессии, сделать профессию пространством личностной самореализации.
Не секрет, что нынешняя система школьного образования ориентирована прежде всего на реализацию задатков к выполнению сложной интеллектуальной деятельности. В связи с этим возникает особая проблема самореализации талантливых подростков, «не помещающихся» в формат стандартизированного образования, в учеб-но-знаниевый шаблон. Ведь среди подростков, оказавшихся неуспешными с точки зрения общеобразовательных стандартов, есть необыкновенно талантливые! Сегодня практически не исследованы и не отработаны механизмы и модели образовательного развития таких детей.
В частности, необходимо обеспечить позитивную форму самореализации личности на основе склонностей к ручным видам работ и использованию технических систем. Молодой человек получает возможность почувствовать гордость за то, что он достигает успеха при осуществлении сложных ручных операций, умело применяет соответствующие инструменты, приобретает общественное признание и желаемый уровень материального благополучия.
Одновременно происходит профилактика возможных асоциальных форм самоутверждения, связанных с нарушением моральных и правовых норм. Успешная учеба на основе реализации природных задатков и способностей позволяет сформировать не только квалифицированного работника, мастера горного дела, но и гражданина, приносящего пользу своей стране.
Со всеми этими проблемами мы научились справляться. Сегодня силами УГГУ создаётся такая система профориентации, которая позволит молодым людям правильно выбирать будущую профессию. Возрождены кружки технического творчества,
школы юных техников, смотры научно-технического творчества, молодежные конструкторские бюро и многое другое, что помогает детям постигать тайны инженерного творчества и вырастать в мастеров своего дела. Вызывает большой интерес организация научно-практических конференций, в которых участвуют школьники и учащиеся НПО, студенты техникумов и первых курсов вуза: в 2003 г. их было 26 человек, в 2006 г. - 948.
Особым примером профориентации в рамках Уральского горнопромышленного университетского комплекса стали так называемые «интеллектуальные лагеря». В прошлом учебном году они были проведены в Асбесте, под Екатеринбургом и в Башкирии. В общей сложности здесь отдохнули 170 человек. В них активно работали и общались более 30 преподавателей вуза, школьники и студенты. В текущем году было организовано уже пять подобных лагерей: в Качканаре, Нижнем Тагиле, Севе-роуральске, Екатеринбурге с общим охватом 750 человек. Муниципальные образования предоставляют для этого площади, а заинтересованные предприятия оплачивают значительную часть расходов.
Создание образовательной среды не только позволяет осуществлять целенаправленную профессиональную ориентацию, но и формирует лучшие чувства -любовь к родине, заботу о природе, гордость за родной край. Примером могут служить филиалы Геологического музея университета, создаваемые в профильных классах школ. Часть экспонатов ребята находят сами. Так, в интеллектуальном лагере под Уфой школьники собрали большое количество минералов, провели их систематизацию, сформировали первые стенды своих музеев. Хорошо укомплектованный музей может дать начало юношескому геологическому движению, послужить дополнительным стимулом для формирования у школьников потребности в технических знаниях.
Важное место в жизни каждого подро-
стка имеет досуговая деятельность. Наши школьники участвуют практически во всех спортивных и культурных мероприятиях вуза. В каждой школе создана своя команда КВН, литературные и театральные студии. Расширяется юношеское геологическое движение. Издаются газеты, соучредителями которых стали коллективы школ и студенты университета. В рамках Ассоциации горных классов проводятся выставки технического творчества, поделок, конкурсы сочинений, рефератов и т.д.
Что это даёт? Сокращается так называемая «группа риска». Происходит системная профилактика преступности и наркомании. Как известно, максимальный выброс подростковой и юношеской энергии -с 14 до 24 лет: много соблазнов, хочется «выглядеть» перед другими, «доказать» себя. В школе сейчас этой профилактикой занимаются в основном женщины. В университетском комплексе к этой работе подключена целая армия мужчин - преподавателей и студентов.
Зачастую нам приходится слышать некоторую иронию в голосах оппонентов по поводу раннего знакомства с миром профессий. Университет работает сегодня не только со школами, но и с детскими садами. В частности, объявлены две номинации: первая - для дошколят - «Моя будущая машина», «Я хочу пить чистую воду», «Город, в котором я живу», а вторая - для воспитателей и методистов по созданию сюжетно-ролевых игр, сценариев праздников, посвященных производству. Психологические основания такой работы очевидны.
Еще сравнительно недавно в нашей стране постоянно подчеркивалась значимость рабочих профессий. Тот вклад, который вносили рабочие, техники и инженеры в повышение экономического потенциала страны, отмечался различными наградами. В последние годы престиж работы с машинами и механизмами, ручным инструментом существенно упал. Значительно реже отмечают заслуги рабочих, техников и инженеров на уровне местной и центральной
78
Высшее образование в России • № 1, 2007
власти. Нередко заработок данной категории работников уступает тем, кто трудится в сфере обслуживания.
Поэтому важной педагогической задачей горного университета становится подъем и укрепление авторитета рабочего человека, тех людей, которые трудятся в горнодобывающей промышленности и обеспечивают реальный подъем отечественной экономики.
Уральский государственный горный университет является единственным на Урале образовательным учреждением горного профиля мирового уровня, призванным и способным внести свой важнейший вклад в обеспечение горной промышленности высококвалифицированными кадрами. Для этого УГГУ имеет одну из самых сильных в России и Европе школ и систем горнопромышленного образования с широкими возможностями оптимально совмещать теоретическую подготовку и получение практических навыков в реальных горнодобывающих и перерабатывающих производствах.
УГГУ еще в 2003 г. выступил инициатором создания системы вертикального непрерывного образования. Два года понадобилось для отработки системы в цепочке: «детский сад - школа - колледж - университет - предприятие», для создания взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти, территориальными центрами занятости населения, промышленными предприятиями, научными организациями, учебными заведениями.
Сегодня университет объединяет 23 техникума, 18 училищ, 14 детских садов, более 150 предприятий; в соответствии с соглашением между Министер-
ством образования Свердловской области и университетом в горняцких городах открыт 81 профильный горный класс. Правом пройти ускоренную подготовку в течение 3,5 лет пользуются выпускники колледжей, входящих в состав комплекса.
Наряду с допрофессиональной подготовкой в университетском комплексе выстраивается и постпрофессиональная подготовка, а также послевузовское образование. Обучением занимается Институт дополнительного образования.
Однако производственные компании нуждаются не только в инженерных кадрах, но и в техниках, и в квалифицированных рабочих, поэтому важным звеном университетского комплекса являются профессиональные училища, которые поставляют в университет профессионально ориентированных абитуриентов.
Учреждения профессионального образования, объединенные в университетский комплекс, совместно с социальными партнёрами вносятдополнения в имеющиеся госстандарты и выходят на конкретные заказы. Сегодня работодатель готов оплачивать так называемые «короткие программы».Завтра, при условии устойчивости промышленного развития региона, возможны «длинные программы», комплексно решающие перспективу кадрового вооружения производства. Наличие корпоративных стандартов, стыковка
программ, сбалансированный переход в рамках вертикали образования со ступени на ступень изменяют срок обучения. Диалог с работодателями, как правило, получается весьма продуктивным.
Создание образовательного холдинга, то есть многоуровневой иерархической структуры, в которой каждый предыдущий уровень обеспечивает эффективное функ-
ционирование каждого последующего, способствует возрастанию роли профессионального образования в ходе любых хозяйственных перестроек региона, повышению инвестиционной привлекательности образования по всей образовательной вертикали, создает предпосылки для повышения качества образования в целом, формирует культурного человека.
О. ОШКОРДИН, профессор, общественный руководитель Центра содействия национальнокультурным объединениям при УГГУ
Уральский горный с момента его основания характеризовала социальная заря-женность, признание особой миссии университета как интеллектуального центра общества. Недаром первый, «дореволюционный» ректор Петр Петрович фон Веймарн стал одним из первых почетных граждан Екатеринбурга за особый вклад в просвещение и культурное благоустройство города. Развивая художественно-промышленное направление (с середины 90-х гг. в университете реализуются образовательные, научно-производственные и художественно-творческие программы в области ювелирного и камнерезного искусства), руководство и преподаватели университета со-прикоснулисьс удивительной самобытностью Уральского края.
Огромное многообразие природных ландшафтов и климатических условий связано с субширотным простиранием Уральской горной системы. От условий Заполярья до пустынь Средней Азии Урал создает своим жителям широчайшую гамму условий жизнедеятельности: горные массивы, озерные системы, разнообразные типы лесов, степные зоны, не встречающиеся нигде в мире, многообразие геологических феноменов и минеральных форм. Непрос-
Центр содействия национальнокультурным объединениям
тое соединение земель Европы и Азии в один гигантский континент, слияние западной и восточной цивилизаций, переплетение культур сотен народов - это Урал, признанная мировая камнесамоцветная провинция и один из мировых исторических центров камнерезного искусства.
Ювелирное и камнерезное искусство, относящееся к декоративно-прикладным видам, непосредственно связано с бытом, повседневным укладом жизни людей. В нем отражено богатство форм и видов минерального царства, различия природных ус-