Научная статья на тему 'Система подготовки специалистов по сокращенной программе в рамках Уральского горно-геологического образовательного комплекса'

Система подготовки специалистов по сокращенной программе в рамках Уральского горно-геологического образовательного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система подготовки специалистов по сокращенной программе в рамках Уральского горно-геологического образовательного комплекса»

академии и просит всех горняков принять в этом участие, а также готов поддержать инициативные группы по подготовке книг по истории создания и работе горно-геологических предприятий с отражением в этой работе роли выпускников УГГГА.

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОКРАЩЕННОЙ

ПРОГРАММЕ В РАМКАХ УРАЛЬСКОГО ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Декан ФДП профессор ФРОЛОВ С.Г.

К концу 40-х годов на Урале сформировалась развитая сеть средних специальных учебных заведений, готовящих специалистов горно-геологического профиля. В настоящее время горных техников выпускают 13 учебных заведений (техникумов, колледжей): Уральский государственный им. И.И. Ползунова. Нижнетагильский горно-металлургический, Исовский геологоразведочный, Качканарский технологический лицей, Кизеловский горный, Соликамский горно-химический. Кумертауский горный, Саткинский горно-керамический. Миасский геологоразведочный, Коркинский горно-строительный, Копейский горный. Гайский филиал Орского индустриального колледжа. Однако до недавнего времени преемственности в получении среднего и высшего профессионального образования не было: выпускник техникума, имеющий значительную специальную подготовку, начинал занятия на общих основаниях со вчерашним школьником.

Начиная с 1992 года академия по решению Ученого совета в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" осуществляет подготовку дипломированных специалистов с высшим профессиональным образованием по сокращенной образовательной программе из числа лиц, имеющих среднее профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему избранному (избранной) в академии. Подготовка специалистов в вузах посокращенным программам (в сокращенные сроки) в последние годы получила широкое распространение как экономически целесообразная форма индивидуализации обучения с учетом предшествующего профессионального образования, что подтверждено письмом Минобразования России ректорам подведомственных вузов за №14-55-156 ин/15 от 30.03.99"0 подготовке специалистов по сокращенным программам".

Выпускники техникумов (колледжей) по результатам собеседования зачисляются на первый курс академии (рис. 1). Обучение данной категории студентов начинается в дополнительном (летнем) семестре по учебным планам, предусматривающим изучение базовых дисциплин по вузовским программам (математика, физика, информатика, теоретическая механика и др.) в объеме 500 часов аудиторных занятий, и сдачу соответствующих экзаменов. При успешной сдаче экзаменов студенты переводятся на 3-й курс (см. рис. 1) и в дальнейшем учатся по обычному учебному плану. Таким образом, они имеют возможность получить полноценное высшее образование в сокращенные сроки (2.5 года - бакалавр. 3.5 года - дипломированный специалист и 4.5 года - магистр).

Накопленный опыт обучения выпускников техникумов по сокращенной

84

образовательной программе позволил в 1994 году организовать Уральский горно-геологический образовательный комплекс (УГГОК), объединяющий в настоящее время 22 техникума и колледжа горно-геологического профиля, расположенных в Свердловской. Пермской, Челябинской, Кемеровской, Сахалинской областях, в Башкортостане и Казахстане. На рис.2 показано территориальное расположение учебных заведений, входящих в состав УГГОК.

Г од приема

Рис. 1. Данные о приеме выпускников техникумов, обучающихся по сокращенной образовательной программе (по годам)

В первые годы обучения (1992 - 1995 гг.) по сокращенней образовательной программе в академию было принято около 500 выпускников техникумов (колледжей), но ввиду "привлекательности" этой формы обучения прием резко возрос и с 1996 г. ежегодно составляет около 300 человек (см. рис.1). В табл.1 приведены данные о приеме и результатах подготовки в дополнительном (летнем) семестре выпускников техникумов, обучавшихся по сокращенной образовательной программе в 2001 г. Организация процесса обучения выпускников техникумов по сокращенной программе осуществляется последовательно деканатом довузовской подготовки и соответствующими факультетами (деканатами, выпускающими кафедрами) посредством тесного взаимодействия в учебном и методическом аспектах при строгом контроле администрации академии. Итоги этой работы регулярно заслушиваются на Методическом и Ученом советах академии. Представители академии ежегодно выезжают в техникумы (коллелжи). входящие в состав УГГОК. и на месте оперативно решают организационно-методические проблемы, согласуют вопросы приема на обучение по сокращенной программе. Преподаватели техникумов (колледжей) имеют возможность повысить свой профессионально-педагогический уровень, приобрести необходимую методическую и научную литературу в рамках краткосрочных стажировок на кафедрах академии.

Для оценки эффективности подготовки специалистов по сокращенной образовательной программе в 1997 г. был проведен выборочный сравнительный анализ сдачи весенней сессии 1995-96 учебного года (3-й курс, 6-й семестр) студентами, пришедшими на 3-й курс из

85

техникумов после обучения в дополнительном летнем семестре и поступившими на 1-й курс академии из числа абитуриентов (табл.2).

I - административные территории Уральского экономического района (в кружках): 1 - Свердловская область, 2

- Пермская область, 3-Башкортостан, 4 - Оренбургская область, 5-Челябинская область, 6-Курганская область; II - г. Екатеринбург (У 1ТГА): III -техникумы и колледжи: 1 -Уральский государственный им. И.И. Ползунова: 2-Асбестовский горный; 3- Нижнетагильский горно-металлургический: 4- Исовский геологоразведочный; 5- Качканарский технологический (лицей);6-Кизеловский горный;7-Соликамский горно-химический; 8 - Кумертауский горный; 9-Саткннский горно-керамический; 10- Миасский геологоразведочный: 11 -Коркинскийгорно-строительный; 12-Копейскийгорный; 13-Анжеро-Судженский

горный; 14—Ленинск-Кузнецкий горно-технический; 15-Сахалинский топливно-энергетический; 16-Октябрьский нефтяной: 17- Нефтекамский нефтяной; 18-Сибайский политехнический; 19-Житикаринский политехнический: 20-Семипалатинский геологоразведочный; 21 -Интинский индустриальный

Результаты показали, что студенты из числа выпускников техникумов, обучающихся по сокращенной программе, не уступают, а по многим предметам (особенно по специальным дисциплинам) превосходят своих коллег, поступивших в академию из числа абитуриентов.

Установленные в рамках работы УГГОК тесные связи академии с техникумами (колледжами) играют большую взаимообогащающую роль, заключающуюся в следующем:

1. Техникумы нацеливают своих учащихся уже с первых лет обучения на возможность ускоренного получения полноценного высшего образования. Повышенный интерес к рассматриваемой системе подготовки специалистов со стороны учащихся техникумов подтверждается постоянным ростом числа желающих обучаться по сокращенной программе. Таким образом, конкурсный

Рис.2. Учебные заведения УГГОК (территориальное расположение):

отбор дает возможность руководителям техникумов направлять в академию для продолжения обучения только самых лучших выпускников. Естественно, это усиливает позиции педагогических советов техникумов во всех аспектах воспитательной работы.

Таблица I

Количество выпускников техникумов, принятых на обучение по сокращенной обрате нательной программе

в 2001 г. и переведенных на третий курс

ГМФ ГТФ И НО- 1 ИЭФ Втч | поаого» _

Гзсимальмостъ/ техникум. коллелж ОПИ ГРМ ГЭМ ЭП1 ГМК АСГ АГП ОРМ РРМ РПМ шс МД ВД ГИГ РМ ТТР РО иис ЛСУ МР Итого

1юсеро<Сулаеиский горный 1 -

Дсб«стоккиА горный 5/4 1 з 1 6 1 1 3 1*1» )р\ 1 ;

: «4тернн6> ргеанй транспортного гтроителкстаа 1 1 I 2

Жнтимриисаий региональный 1 2 3

(иткжкнй июVСТридяь и ы й 7 7 3

<со»сч1н «еологорамедочный 6/5 6 1 4 17/16 1«9 1

Сачкан>р<аий тпнмчкаий .1И1КЙ 4 2 1 2 9 6

Снаелоаский горный 6 1 1 1 9 ' 1

Сооейский горный 2 1 3

Сорамнский гор построите льны й 5 4 1 10

СуыертаусамП горный 1 1 2

1емимск-Ку]иеикнП гормо-течнологч-некий 1 5 6 1

МикмпА геологора» »елочный 2/1 1 3 6/5 1

-(ефтекамский нефтаяой 6 4 4 1 15 9 1

4кжнетагнл ьский горно-мегаллургн-•еский 2 3 3/2 %п • 1

Эктабркскмй нефтаной 3 16 6 26

Гаткннсхий горно-керамический 5 6 13 X

Сахалинский топли»но->нергетмчес-оЛ 1 1 1

емнпалатинский гсоаогоримдоч-<ый 2 1 4 7

Гнбайский политехнический 1 ч 2 1 1 7 4

Гонихамскнй горно-химический 1 ^ 7 1 2 13 X

Уральский государственный 9 1 12 2 4 4 5 1 3/2 41/40 20

И тою по У Г ГОК 9Я 2И/27 1* 19 36 7 •> 13 М/23 20- 7 3/2 3 4/3 3 5 25 2 6 1224/219

И т.ч. по логоаору 1Л> 17/16 $ 7 21 5 1 2 12 1 2 - 1 - 1 1* 1 3 ИМ/102

1того по техникумам. не «ходящим ■ УГГОК - 3 3/2 2 Л 1 4/3 1 1 - 2 - - - 1 3 - 1 3 - 2426

3 т ч по лоюасуу - - 2/1 2 ? 1 - - - 1 - - -

ВСКГО 9/8 Л/30 21/2о1 21 29 1 6/5 14 гУ241 20 9 1/2 3 4/3 4 « 25 5 6 252/245

8 т.ч. по дог»«ору 1/0 17/16 7/6 9 24 5 1 2 12 » 3 3 1 1 1» 1 1 1 .11/1.01

Примечание. В числителе - принятые на обучение по сокращенной образовательной программе, в знаменателе переведенные на третий курс.

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов сдачи весенней сессии 1995 96 учебного года (6-й семестр) группами, состоящими из выпускников техникумов, обучающихся но сокращенной образовательной программе (Т), и студентов, поступивших на 1-й курс ю числа абиту риентов (А)

г Кол-во студентов Средний балл сдачи

Группа Детали машин ТММ(кр) Электротехника Стаи машины Трансп машины Социология Экономика

ГРМ-93-1 (А) 17 4.24 3.65 3.82 4.41 3.82 4.00 3.59

I РМ-93-2 (Т) 14 4.21 4.36 4.00 4.29 3.86 4.07 3.86

Группа Кол-во студентов Средний балл сдачи

Машины и механизмы Эдектролримл Материаловедение Шахтно: стр-во Горно-проходч. машины Политэкономия Основы эконом теории

ШС-93-1 (А) 24 3.25 3.79 3.29 3.46 4.13 4.29 3.83

ШС-93-2 (Т) 18 3.17 4.33 4.06 3.61 4.11 4.22 4.17

2. Академия получает уже отобранный техникумом контингент студентов, характеризующийся, как правило, не только хорошим уровнем профессиональной подготовки, но и высокими личностными качествами. Существенным положительным моментом является также возрождение ранее традиционного для российских вузов духа "землячества", когда четко ощущается преемственность в передаче традиций между выпускниками техникума, обучающимися в академии по сокращенной программе, и учащимися техникумов, собирающимися поступать на данную форму обучения после его окончания.

3. Опыт обучения выпускников техникумов посокращенной образовательной программе показывает значительное уменьшение периода адаптации данной категории студентов к условиям вуза, что является особенно важным в современной ситуации. Если у поступающих на 3-й курс - в основном 17 летних юношей и девушек период адаптации занимает в основном от одного до двух лет. то для 19-летних выпускников техникумов он не превышает шести месяцев.

4. Подготовка академией специалистов по сокращенной образовательной программе в короткие сроки способствует решению проблемы комплектации контингента студентов, стоявшей достаточно остро в начале 90-х годов в связи с малой престижностью профессий горно-геологического профиля. В настоящее время доля выпускников техникумов, обучающихся посокращенной программе, среди общего контингента студентов составляет 22 % (для 3 - 5-го курсов - 34 %).

5. Работа УГГОК способствует подготовке кадров инженерно-технического корпуса для горных и нефтедобывающих предприятий Урала и Западной Сибири. В этой связи необходимо отметить, что нет затруднений в трудоустройсгве прежде всего для выпускников УГГГА, подготовленных по сокращенной программе, имеющих два диплома: техника и дипломированного специалиста. "Ценность" выпускника повышается, если в вузе он получил смежную специальность: например, горный электромеханик (по техникуму) и горный инженер-технолог- по вузу.

Резюмируя изложенное, подчеркнем жизнеспособность и высокую эффективность системы подготовки специалистов по сокращенной образовательной программе, имеющей помимо собственно профессиональной многостороннее воспитательное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.