академии и просит всех горняков принять в этом участие, а также готов поддержать инициативные группы по подготовке книг по истории создания и работе горно-геологических предприятий с отражением в этой работе роли выпускников УГГГА.
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОКРАЩЕННОЙ
ПРОГРАММЕ В РАМКАХ УРАЛЬСКОГО ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Декан ФДП профессор ФРОЛОВ С.Г.
К концу 40-х годов на Урале сформировалась развитая сеть средних специальных учебных заведений, готовящих специалистов горно-геологического профиля. В настоящее время горных техников выпускают 13 учебных заведений (техникумов, колледжей): Уральский государственный им. И.И. Ползунова. Нижнетагильский горно-металлургический, Исовский геологоразведочный, Качканарский технологический лицей, Кизеловский горный, Соликамский горно-химический. Кумертауский горный, Саткинский горно-керамический. Миасский геологоразведочный, Коркинский горно-строительный, Копейский горный. Гайский филиал Орского индустриального колледжа. Однако до недавнего времени преемственности в получении среднего и высшего профессионального образования не было: выпускник техникума, имеющий значительную специальную подготовку, начинал занятия на общих основаниях со вчерашним школьником.
Начиная с 1992 года академия по решению Ученого совета в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" осуществляет подготовку дипломированных специалистов с высшим профессиональным образованием по сокращенной образовательной программе из числа лиц, имеющих среднее профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему избранному (избранной) в академии. Подготовка специалистов в вузах посокращенным программам (в сокращенные сроки) в последние годы получила широкое распространение как экономически целесообразная форма индивидуализации обучения с учетом предшествующего профессионального образования, что подтверждено письмом Минобразования России ректорам подведомственных вузов за №14-55-156 ин/15 от 30.03.99"0 подготовке специалистов по сокращенным программам".
Выпускники техникумов (колледжей) по результатам собеседования зачисляются на первый курс академии (рис. 1). Обучение данной категории студентов начинается в дополнительном (летнем) семестре по учебным планам, предусматривающим изучение базовых дисциплин по вузовским программам (математика, физика, информатика, теоретическая механика и др.) в объеме 500 часов аудиторных занятий, и сдачу соответствующих экзаменов. При успешной сдаче экзаменов студенты переводятся на 3-й курс (см. рис. 1) и в дальнейшем учатся по обычному учебному плану. Таким образом, они имеют возможность получить полноценное высшее образование в сокращенные сроки (2.5 года - бакалавр. 3.5 года - дипломированный специалист и 4.5 года - магистр).
Накопленный опыт обучения выпускников техникумов по сокращенной
84
образовательной программе позволил в 1994 году организовать Уральский горно-геологический образовательный комплекс (УГГОК), объединяющий в настоящее время 22 техникума и колледжа горно-геологического профиля, расположенных в Свердловской. Пермской, Челябинской, Кемеровской, Сахалинской областях, в Башкортостане и Казахстане. На рис.2 показано территориальное расположение учебных заведений, входящих в состав УГГОК.
Г од приема
Рис. 1. Данные о приеме выпускников техникумов, обучающихся по сокращенной образовательной программе (по годам)
В первые годы обучения (1992 - 1995 гг.) по сокращенней образовательной программе в академию было принято около 500 выпускников техникумов (колледжей), но ввиду "привлекательности" этой формы обучения прием резко возрос и с 1996 г. ежегодно составляет около 300 человек (см. рис.1). В табл.1 приведены данные о приеме и результатах подготовки в дополнительном (летнем) семестре выпускников техникумов, обучавшихся по сокращенной образовательной программе в 2001 г. Организация процесса обучения выпускников техникумов по сокращенной программе осуществляется последовательно деканатом довузовской подготовки и соответствующими факультетами (деканатами, выпускающими кафедрами) посредством тесного взаимодействия в учебном и методическом аспектах при строгом контроле администрации академии. Итоги этой работы регулярно заслушиваются на Методическом и Ученом советах академии. Представители академии ежегодно выезжают в техникумы (коллелжи). входящие в состав УГГОК. и на месте оперативно решают организационно-методические проблемы, согласуют вопросы приема на обучение по сокращенной программе. Преподаватели техникумов (колледжей) имеют возможность повысить свой профессионально-педагогический уровень, приобрести необходимую методическую и научную литературу в рамках краткосрочных стажировок на кафедрах академии.
Для оценки эффективности подготовки специалистов по сокращенной образовательной программе в 1997 г. был проведен выборочный сравнительный анализ сдачи весенней сессии 1995-96 учебного года (3-й курс, 6-й семестр) студентами, пришедшими на 3-й курс из
85
техникумов после обучения в дополнительном летнем семестре и поступившими на 1-й курс академии из числа абитуриентов (табл.2).
I - административные территории Уральского экономического района (в кружках): 1 - Свердловская область, 2
- Пермская область, 3-Башкортостан, 4 - Оренбургская область, 5-Челябинская область, 6-Курганская область; II - г. Екатеринбург (У 1ТГА): III -техникумы и колледжи: 1 -Уральский государственный им. И.И. Ползунова: 2-Асбестовский горный; 3- Нижнетагильский горно-металлургический: 4- Исовский геологоразведочный; 5- Качканарский технологический (лицей);6-Кизеловский горный;7-Соликамский горно-химический; 8 - Кумертауский горный; 9-Саткннский горно-керамический; 10- Миасский геологоразведочный: 11 -Коркинскийгорно-строительный; 12-Копейскийгорный; 13-Анжеро-Судженский
горный; 14—Ленинск-Кузнецкий горно-технический; 15-Сахалинский топливно-энергетический; 16-Октябрьский нефтяной: 17- Нефтекамский нефтяной; 18-Сибайский политехнический; 19-Житикаринский политехнический: 20-Семипалатинский геологоразведочный; 21 -Интинский индустриальный
Результаты показали, что студенты из числа выпускников техникумов, обучающихся по сокращенной программе, не уступают, а по многим предметам (особенно по специальным дисциплинам) превосходят своих коллег, поступивших в академию из числа абитуриентов.
Установленные в рамках работы УГГОК тесные связи академии с техникумами (колледжами) играют большую взаимообогащающую роль, заключающуюся в следующем:
1. Техникумы нацеливают своих учащихся уже с первых лет обучения на возможность ускоренного получения полноценного высшего образования. Повышенный интерес к рассматриваемой системе подготовки специалистов со стороны учащихся техникумов подтверждается постоянным ростом числа желающих обучаться по сокращенной программе. Таким образом, конкурсный
Рис.2. Учебные заведения УГГОК (территориальное расположение):
отбор дает возможность руководителям техникумов направлять в академию для продолжения обучения только самых лучших выпускников. Естественно, это усиливает позиции педагогических советов техникумов во всех аспектах воспитательной работы.
Таблица I
Количество выпускников техникумов, принятых на обучение по сокращенной обрате нательной программе
в 2001 г. и переведенных на третий курс
ГМФ ГТФ И НО- 1 ИЭФ Втч | поаого» _
Гзсимальмостъ/ техникум. коллелж ОПИ ГРМ ГЭМ ЭП1 ГМК АСГ АГП ОРМ РРМ РПМ шс МД ВД ГИГ РМ ТТР РО иис ЛСУ МР Итого
1юсеро<Сулаеиский горный 1 -
Дсб«стоккиА горный 5/4 1 з 1 6 1 1 3 1*1» )р\ 1 ;
: «4тернн6> ргеанй транспортного гтроителкстаа 1 1 I 2
Жнтимриисаий региональный 1 2 3
(иткжкнй июVСТридяь и ы й 7 7 3
<со»сч1н «еологорамедочный 6/5 6 1 4 17/16 1«9 1
Сачкан>р<аий тпнмчкаий .1И1КЙ 4 2 1 2 9 6
Снаелоаский горный 6 1 1 1 9 ' 1
Сооейский горный 2 1 3
Сорамнский гор построите льны й 5 4 1 10
СуыертаусамП горный 1 1 2
1емимск-Ку]иеикнП гормо-течнологч-некий 1 5 6 1
МикмпА геологора» »елочный 2/1 1 3 6/5 1
-(ефтекамский нефтаяой 6 4 4 1 15 9 1
4кжнетагнл ьский горно-мегаллургн-•еский 2 3 3/2 %п • 1
Эктабркскмй нефтаной 3 16 6 26
Гаткннсхий горно-керамический 5 6 13 X
Сахалинский топли»но->нергетмчес-оЛ 1 1 1
емнпалатинский гсоаогоримдоч-<ый 2 1 4 7
Гнбайский политехнический 1 ч 2 1 1 7 4
Гонихамскнй горно-химический 1 ^ 7 1 2 13 X
Уральский государственный 9 1 12 2 4 4 5 1 3/2 41/40 20
И тою по У Г ГОК 9Я 2И/27 1* 19 36 7 •> 13 М/23 20- 7 3/2 3 4/3 3 5 25 2 6 1224/219
И т.ч. по логоаору 1Л> 17/16 $ 7 21 5 1 2 12 1 2 - 1 - 1 1* 1 3 ИМ/102
1того по техникумам. не «ходящим ■ УГГОК - 3 3/2 2 Л 1 4/3 1 1 - 2 - - - 1 3 - 1 3 - 2426
3 т ч по лоюасуу - - 2/1 2 ? 1 - - - 1 - - -
ВСКГО 9/8 Л/30 21/2о1 21 29 1 6/5 14 гУ241 20 9 1/2 3 4/3 4 « 25 5 6 252/245
8 т.ч. по дог»«ору 1/0 17/16 7/6 9 24 5 1 2 12 » 3 3 1 1 1» 1 1 1 .11/1.01
Примечание. В числителе - принятые на обучение по сокращенной образовательной программе, в знаменателе переведенные на третий курс.
Таблица 2
Сравнительный анализ результатов сдачи весенней сессии 1995 96 учебного года (6-й семестр) группами, состоящими из выпускников техникумов, обучающихся но сокращенной образовательной программе (Т), и студентов, поступивших на 1-й курс ю числа абиту риентов (А)
г Кол-во студентов Средний балл сдачи
Группа Детали машин ТММ(кр) Электротехника Стаи машины Трансп машины Социология Экономика
ГРМ-93-1 (А) 17 4.24 3.65 3.82 4.41 3.82 4.00 3.59
I РМ-93-2 (Т) 14 4.21 4.36 4.00 4.29 3.86 4.07 3.86
Группа Кол-во студентов Средний балл сдачи
Машины и механизмы Эдектролримл Материаловедение Шахтно: стр-во Горно-проходч. машины Политэкономия Основы эконом теории
ШС-93-1 (А) 24 3.25 3.79 3.29 3.46 4.13 4.29 3.83
ШС-93-2 (Т) 18 3.17 4.33 4.06 3.61 4.11 4.22 4.17
2. Академия получает уже отобранный техникумом контингент студентов, характеризующийся, как правило, не только хорошим уровнем профессиональной подготовки, но и высокими личностными качествами. Существенным положительным моментом является также возрождение ранее традиционного для российских вузов духа "землячества", когда четко ощущается преемственность в передаче традиций между выпускниками техникума, обучающимися в академии по сокращенной программе, и учащимися техникумов, собирающимися поступать на данную форму обучения после его окончания.
3. Опыт обучения выпускников техникумов посокращенной образовательной программе показывает значительное уменьшение периода адаптации данной категории студентов к условиям вуза, что является особенно важным в современной ситуации. Если у поступающих на 3-й курс - в основном 17 летних юношей и девушек период адаптации занимает в основном от одного до двух лет. то для 19-летних выпускников техникумов он не превышает шести месяцев.
4. Подготовка академией специалистов по сокращенной образовательной программе в короткие сроки способствует решению проблемы комплектации контингента студентов, стоявшей достаточно остро в начале 90-х годов в связи с малой престижностью профессий горно-геологического профиля. В настоящее время доля выпускников техникумов, обучающихся посокращенной программе, среди общего контингента студентов составляет 22 % (для 3 - 5-го курсов - 34 %).
5. Работа УГГОК способствует подготовке кадров инженерно-технического корпуса для горных и нефтедобывающих предприятий Урала и Западной Сибири. В этой связи необходимо отметить, что нет затруднений в трудоустройсгве прежде всего для выпускников УГГГА, подготовленных по сокращенной программе, имеющих два диплома: техника и дипломированного специалиста. "Ценность" выпускника повышается, если в вузе он получил смежную специальность: например, горный электромеханик (по техникуму) и горный инженер-технолог- по вузу.
Резюмируя изложенное, подчеркнем жизнеспособность и высокую эффективность системы подготовки специалистов по сокращенной образовательной программе, имеющей помимо собственно профессиональной многостороннее воспитательное значение.