Уральский государственный горный университет - первое высшее учебное заведение Урала - был учрежден 3 (16) июля 1914 года законом, утвержденным императором Николаем II, как Екатеринбургский горный институт.
За более чем 90 лет своей деятельности вуз подготовил для работы на горнодобывающих и геологоразведочных предприятиях, в научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтах отрасли почти 60 000 горных инженеров, талантом и трудом которых создавался Уральский горнопромышленный комплекс.
УГГУ успешно готовит специалистов по всем уровням профессионального образования: по 4 специальностям начального, 21 специальности среднего и 35 специальностям высшего профессионального образования, 8 направлениям бакалавриата и магистратуры. В аспирантуре университета ведется подготовка в 6 отраслях наук по 27 научным специальностям, открыта докторантура и функционируют 3 диссертационных совета по 9 научным специальностям. Высокое качество подготовки специалистов обеспечивают 84 доктора наук, профессоров и 276 кандидатов наук, доцентов.
В структуре университета 4 очных факультета: горно-технологический, горно-механический, инженерно-экономический и институт геологии и геофизики. Кроме того, в университете функционируют: факультет заочного обучения, факультет довузовской подготовки, институт дополнительного профессионального образования, институт сокращенной подготовки и колледж.
Среди окончивших вуз - 5 Героев Советского Союза и Герой России, 12 Героев Социалистического Труда, 8 действительных членов и членов-корреспондентов
АНСССР и РАН, 7 Заслуженных деятелей науки и техники, 3 заслуженных изобретателя, 19 лауреатов Ленинской премии и более 70 лауреатов Государственной премии, заслуженные работники отраслей, государственные деятели, руководители крупнейших горнодобывающих предприятий России и государств СНГ.
В ноябре 2004 г. Уральский государственный горный университет стал лауреатом премии «Российский национальный олимп» в номинации «Здравоохранение. Образование. Культура. Спорт» за выдающийся вклад в историческое развитие России.
О развитии горного образования на Урале мы беседуем с ректором УГГУ, профессором, доктором технических наук Николаем Петровичем Косаревым.
- Николай Петрович, высшее образование на Урале берет начало с вашего вуза. Как бы вы определили роль Уральского государственного горного университета в сегодняшнем региональном образовательном пространстве. Это с одной стороны. А с другой - как вуз позиционирует себя в числе отраслевых, профильных вузов? Какова роль УГГУ для горного образования в стране?
- С чего начать? С нашей эксклюзивности? Уникальности? Роли в педагогическом сообществе? УГГУ, действительно, первое высшее учебное заведение Урала. Учредительные документы, которые мы получили из государственного архива, свидетельствуют о том, что наш вуз был образован 3 июля 1914 г., когда император Николай II подписал указ о создании Уральского горного института. В 1917 г. Николай II даровал ему свое покровительство: мы получили статус император-
ского вуза, что свидетельствовало о его исключительно важном значении для хозяйства России. С тех пор профессорско-преподавательский коллектив работает, живет и готовит высококвалифицированные кадры не только для России, но и для всего мирового сообщества. Уникальность нашего вуза заключается в том, что он является полнопрофильным горно-геологическим вузом: у нас есть геологи, геофизики, механики, технологи, экономисты, сопутствующие профессии. Таких вузов в России всего два: Санкт-Петербургский, созданный во времена Екатерины Великой, и Екатеринбургский. В Московском горном нет геологов и геофизиков.
В каждом регионе, в каждой области РФ есть политехнический вуз, есть классический университет, педагогический, медицинский институты и т.д., а горных в России только три. Между тем горная отрасль определяет в России почти все: и экономику, и безопасность, и жизнедеятельность, и налоги. Ответственность, конечно, очень большая.
С 2004 г. мы стали Уральским государственным горным университетом, подтвердив высокие показатели. До этого были академией. За прошедшие 90 с лишним лет подготовлено более 50 тыс. специалистов, которые работают по всему миру и во всех отраслях народного хозяйства. Я это объясняю тем, что мы даем не только достаточно высокий уровень подготовки по уникальным специальностям, но и общее фундаментальное образование, позволяющее человеку найти себя в любой сфере.
Университет имеет лицензированные программы по всем уровням профессиональной подготовки. Кроме лицензии на высшее профессиональное образование, включая послевузовское и подготовку кадров высшей квалификации, мы имеем лицензию на среднее профессиональное образование: у нас есть свой колледж. Мы располагаем также лицензией на начальное профессиональное образование: имеем 5 лицензированных программ. По специальностям, традиционно связанным с камнеобработкой, готовим рабочих. В колледже ведем подготовку по 21 специальности СПО. Высшее профессиональное образование предоставляем в объеме 34 специальностей, которые друг друга дополняют.
- Николай Петрович, как удалось поднять престиж профессии горного инженера, на первый взгляд, столь тяжелой и трудной? Ведь сегодня большинство выпускников предпочитают получать более легкие управленческие специальности - финансистов, юристов, экономистов... Как вы находите дорогу к своему абитуриенту?
- Мы создали так называемую образовательную вертикаль. Может быть, в этом состоит уникальность Уральского горного университета, осуществляющего методическое руководство всеми уровнями образовательного процесса начиная с дошкольного. Многие ректоры сетуют на низкий уровень абитуриентов: дескать, нет культуры, «входной материал» сырой и неподготовленный и т.п. Мы взялись за формирование своего абитуриента самостоятельно, не дожидаясь, пока кто-то его подготовит - государство, семья или школа.
Образовательную вертикаль мы сформировали в виде некоммерческого партнерства «Уральский горнопромышленный университетский комплекс» (УрГУК). Мы пригласили педагогические коллективы, в том числе и дошкольных образовательных учреждений, с целью методически согласовать технологию переходов от одного уровня образования к другому. Что касается количественных показа-
телей, то сейчас в нашей системе функционируют порядка двух десятков детских садов, 81 профильный класс в общеобразовательных школах. По Свердловской области мы имеем договоры с 24 колледжами нашего профиля по всей России.
Мы поставили задачу непрерывно готовить молодых людей к жизни, дав им необходимый уровень корпоративной культуры (вообще, термин «корпоративность» для нас является ключевым) и этики. Методически прописав переходы от одного уровня к другому, мы попытались сделать так, чтобы молодой человек, попав в эту вертикаль, чувствовал себя комфортно. Сейчас в обществе доминирует представление о том, что все выпускники школы повально должны идти в университеты. Нет мотивации учиться в ПТУ, средних специальных учебных заведениях, это не престижно, а между тем экономике требуются и рабочие кадры, и руководители среднего звена. Мы в университете взяли на себя функцию профориентации и подготовки таких специалистов, отвечая при этом за профессиональный рост каждого из них в соответствии со способностями.
- Как участвует в этом процессе бизнес-сообщество?
- Второй субъект такой образовательной политики - это работодатель. Мы заключили более 100 генеральных договоров с крупными компаниями и промышленными предприятиями и начинаем прописывать совместные требования к человеку, обучающемуся в системе УрГПУК.
Работодатель в этой системе чувствует себя причастным к образовательному процессу, ответственной стороной, заинтересованной в его финансировании. Часто работодатели сетуют, что качество подготовки специалистов низкое, что молодому специалисту, приходящему на работу, приходится доучиваться, затрачивать дополнительное время и деньги. А мы попросили работодателя сформулировать требования, предъявляемые к специалисту: если государственный образовательный стандарт не соответствует вашим требованиям, давайте внесем коррективы. Мы предложили нашим контрагентам совместно разрабатывать корпоративные образовательные стандарты. Но за дополнительные образовательные услуги, занятия, курсы, за изменения нормативов, в том числе и производственных практик, работодатель должен платить. Это могут быть повышенно комфортные жилищные условия для студентов, целевой прием с дополнительным финансированием по корпоративной этике. Почувствовав интерес, работодатель довольно активно включается в эти процессы, и мы начинаем получать дополнительные средства на финансирование как образовательных, так и, подчеркну, воспитательных программ.
Сегодня мы комплектуем минералогические коллекции в детских садах и школах, ежегодно по 16 номинациям проводим конкурсы среди школьников и дошколят, организуем интеллектуальные лагеря (в этом году таких лагерей уже было 9 по области), проводим «Визитные карточки» наших «горных» классов в школах.
Словом, мы пытаемся найти приемлемые формы для выравнивания подготовки в разных школах, которая часто определяется финансовым положением родителей учащихся на той или иной территории. Нам больно и обидно, что в маленьких городах и поселках ребенок не может получить качественного образования из-за того, что родители не могут оплатить образовательные услуги и поддержать школу. В результате различных конкурсов и на базе значительных для нас финансовых вливаний (в прошлом году мы по-
тратили на это более 2 млн. рублей собственных средств) мы нашли возможность подтянуть школьников на территориях к тому уровню, который имеется в больших городах.
Такая система вызывает интерес работодателя, потому что университет выступает в роли гаранта кадрового продвижения своих подопечных. Так, готовя молодого человека в системе начального профессионального образования, мы учитываем прежде всего требования работодателя. Скажем, если молодой человек проработал у станка в течение года, то затем по рекомендации работодателя он имеет право поступить на 3-й курс нашего колледжа по заочной схеме и за счет работодателя получить в течение двух лет среднее специальное образование. После этого он становится мастером; а если выполняет определенные условия, то через два года получает возможность поступить на заочное отделение в системе ВПО, причем сразу на 3-й курс и тоже за счет средств работодателя. Если условия выполняются, то кадровое продвижение весьма вероятно. Прежде всего, это выгодно и рационально для работодателя, поскольку он планирует поступление рабочих кадров и специалистов на предприятия своей компании. Он не ждет, пока центры занятости направят к нему специалиста, который может оказаться случайным человеком.
По такой схеме мы работаем с УГМК (Уральской горно-металлургической компанией) вот уже 5 лет. Нынче состоялся первый выпуск их направленников -подготовлено 37 специалистов. На вручении дипломов был гендиректор УГМК, представители УМО во главе с ректором МГГУ Л.А. Пучковым. Мы поделились опытом, а ректоры УМО порадовались за нас.
- В какой мере ваш подход влияет на региональную политику?
- Образовательная вертикаль в областном масштабе превратилась в интересный проект - создание территориальных образовательных комплексов. Большой проблемой для нашего региона является то, что в маленьких городах подчас невозможно получить профессиональное образование. Молодые люди после окончания средней школы уезжают в крупные города для получения образования и в конце концов там остаются. Происходит оскудение территорий, отток молодежи. Между тем в нашей горной отрасли очень много градообразующих предприятий, сосредоточенных именно в малых городах - Североуральске, Асбесте, Карпинске, Краснотурьинске, Качканаре. Отток молодежи пагубно сказывается на всей их жизнедеятельности: они превращаются в поселения пожилых людей, где нет демографического прироста, сворачивается сеть школ.
Мы предложили образовательный проект, который после долгого обсуждения получил поддержку в Законодательном собрании областной думы и правительстве Свердловской области, и создали экспериментальный территориальный образовательный центр в Североуральске. Это наиболее удаленная от Екатеринбурга территория, где находятся уникальные бокситовые рудники и расположено градообразующее предприятие алюминиевой промышленности «Сев-уралбокситруда» (СУБР). Мы создали там филиал УГГУ; Федеральное агентство по образованию, понимая важность задачи, дало лицензию. Мы пролицензиро-вали Северный горный колледж. Вместе с главой администрации, руководством СУБРа и управлением муниципального образования мы создали программу подготовки кадров, дав возможность молодежи, проживающей на территории, получить профессиональное образование вплоть до высшего. Рядом с Североу-
ральском находятся Ивдель, Серов, Краснотурьинск, Карпинск - это северный округ нашей области, который сегодня привлекает к себе внимание тем, что молодежь может получить там образование. Администрация выделила трехэтажное здание бывшей школы, а «СУАЛ- Холдинг» - средства на капитальный ремонт. На территории школы мы построили прекрасные спортивные площадки, открыли общежитие. Мы ведем здесь подготовку не столько путем стандартного набора, сколько по заказам промышленных предприятий. Руководство СУБРа в этом году направило 125 человек из числа своих рабочих для получения среднего специального и высшего образования по заочной схеме и попросило нас сформировать «скамейку запасных» специалистов из молодежи для мастеров и бригадиров. Молодые люди, находясь на рабочих местах, видят, что, с одной стороны, работодатель заботится об их профессиональной подготовке, а с другой -система образования в них заинтересована. Таким образом, меняется сам подход к получению образования. Мы нашли возможность совместить интересы учащегося, работодателя и системы образования в созданном территориальном образовательном комплексе.
- Как вы решаете вопросы обеспечения его профессорско-преподавательскими кадрами?
- Это довольно сложная проблема. Сюда же относится и вопрос материально-технической базы. Проблема ППС касается прежде всего подготовки технических специалистов. Подготовка технических кадров затратна, иногда малопрестижна, между тем она определяет все! На СУБРе работают 2 доктора и 6 кандидатов технических наук, там есть свой проектный институт, кроме того, мы организуем выезды нашей профессуры. По этой схеме мы охватываем общеобразовательные и общетехнические циклы, которые студенты проходят на пер-вом-третьем курсах. Что же касается четвертого и пятого курсов, когда изучаются спецдисциплины, потребуется либо дополнительное кадровое обеспечение на месте, либо выезд студентов на аудиторные и лабораторные занятия по спецдисциплинам в Екатеринбург.
Кстати, у нас есть свой комплекс спутниковой связи, который позволяет нам связаться с любой точкой мира, имеющей такие же приемники. По дистанционному каналу мы ведем консультации заочников для наших зарубежных партнеров из Узбекистана, Монголии, Казахстана. Однако, как ректор, я считаю, что непосредственное общение преподавателя и студента не может заменить никакая другая система, ведь передача знаний включает и воспитательный аспект.
- Получается, что вы реализуете одновременно две образовательные модели -вертикальную и горизонтальную?
- Да, мы осуществляем, по сути, два образовательных проекта: это, с одной стороны, УрГУК как образовательная вертикаль, включающая в себя все уровни образования и предполагающая участие работодателя, а с другой - создаем территориальные образовательные центры, позволяющие получать профессиональное образование, а также развивать другие его уровни на территориях. Для этого нами разработаны соответствующие образовательные технологии. У нас в коллективе есть большая группа педагогов-новаторов - специалистов начального и среднего профессионального образования. Есть центр камнеобработки примерно на 100 рабочих мест, где мы ведем подготовку, в том числе и через центр
занятости. Школьникам интересны камнерезные специальности, а мы готовим кадры для ювелирной промышленности и уже заключили ряд договоров с уральскими предприятиями этого профиля с обязательствами с их стороны поставлять нам новое технологическое оборудование. Есть договор с Уральским ювелирным заводом по подготовке рабочих кадров высокой квалификации.
Такой подход, как мне кажется, дает нам надежду, что ожидаемые к 2008 г. демографические проблемы нас минуют. По прогнозам, по Свердловской области общее количество выпускников упадет с 39 тыс. до 24 тыс., при том, что система образования Свердловской области должна принять 32 тыс. Это может привести к тому, что вузы будут биться за каждое бюджетное место, чтобы не допустить снижения бюджетного финансирования из-за отсутствия обучающихся. Система начального образования уже вступила в эту фазу.
У нас нынче 25 выпускных классов, мы получили 750 адаптированных абитуриентов при бюджетном приеме в 730 мест. Плюс заявки со стороны предприятий на целевой прием. Все это внушает надежду на сохранение целостности нашей вертикали. А с другой стороны, это благотворно влияет на формирование производительных сил региона. Вместе с работодателями мы регулируем потребность региона в производительных силах, ведь распределение у нас проходит уже на 4-м курсе. Мы не можем удовлетворить почти половину заявок! На 1100 студентов 4-го курса в прошлом году мы получили 1600 заявок. Процесс распределения выпускников идет в виде ярмарки: студент выступает как товар. Рыночный путь подготовки специалиста требует определения стоимости подготовки горного инженера, и компании должны быть готовы к тому, что мы назовем свою цену. Наша задача - дать такое качество «товара», чтобы цена была максимально высокой. В течение года, когда студент проходит производственную и преддипломную практику, у работодателя есть возможность присмотреться к будущему специалисту, а тому, в свою очередь, к работодателю. Студент выполняет реальные курсовые и дипломные проекты под то предприятие, где он предполагает работать, и приходит уже адаптированным на рабочее место.
В сфере инновационной деятельности мы сейчас реализуем весьма многообещающую модель технопарка и начинаем участвовать в различных промышленных проектах. Что касается научных исследований, то на сегодняшний день официально зарегистрировано 16 научных школ, в вузе преподают 69 профессоров, докторов наук, 208 доцентов, кандидатов наук.
- Два года назад Уральская горно-геологическая академия стала университетом. Николай Петрович, в чем суть концепции горного университета? Как представлена в нем гуманитарная составляющая?
- Мы являемся техническим университетом, и для меня как руководителя очень важным представляется аспект воспитательный, который учитывает многие элементы гуманитарной подготовки и гуманитарного образования. Мне представляется, что молодого человека нужно рассматривать прежде всего как личность, обладающую духовными, нравственными качествами. Мало наполнить ее информацией, собранием формул, схем - надо дать такое образование и воспитание, чтобы он получил импульс к самосовершенствованию, саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, дать заряд самодостаточности. И мы стремимся развивать его творческое начало. Для этой цели мы создали творческий факультет, имеющий четыре направления подготовки: музыкальное, хореографичес-
кое, хорового пения, режиссуры. Руководят отделениями признанные мастера, заслуженные деятели культуры. Вокруг них формируется наш художественный бомонд. Каждый первокурсник проходит собеседование в студенческом культурном центре, где рассказывает о своих художественных способностях и вступает в один из творческих коллективов. На первом курсе каждый студент заводит свою собственную страничку на сайте университета, куда вносятся все его достижения и победы, отзывы и рекомендации преподавателей. Работодатель изучает эти «портфолио» и видит «товар лицом».
Мне думается, что задача современного образовательного учреждения - не только открыть человеку истины (которые могут быть и спорны), но и дать ему возможность целостного развития, обретения внутреннего содержательного пути. И в этом плане у нас тоже выработаны свои педагогические приемы. Прежде всего, мы заранее готовим молодых людей к тому моменту, когда начинается их профессиональное образование. Мы разработали документ, который называется «Образ абитуриента». Здесь сформулировано наше представление о том, каким мы видим нашего студента, его внутренние качества (уважение к старшим, патриотизм, любовь к родному краю).
Горный инженер - профессия очень ответственная. Она предполагает не только умение нажимать кнопку, но и адекватное представление обо всех последствиях, к которым могут привести его профессиональные действия. Мы не случайно являемся свидетелями разного рода катаклизмов, катастроф, которые проистекают из варварского отношения и к природе, и к окружающей среде, и к людям. Поэтому стремимся сформировать такие качества, которые вывели бы молодого человека на созидательный путь.
И здесь тоже сложились свои подходы. Прежде всего, для выработки стратегии воспитательной работы с молодежью мы вышли на различные конфессии. Естественно, в расписании нет занятий, связанных с вероучением, а вот элементы воспитательной деятельности, которые несет в себе церковь, мы активно и эффективно используем. В нашем здании были две дореволюционные церкви, одну из которых мы сейчас восстанавливаем. Я знаю, что Министерство образования и науки разрешило факультативно ввести курс «Основы мировых религий», есть проект «Основы православной культуры». Мы в университете проводили несколько конференций на эту тему. Я в принципе поддерживаю идею изучения этой культуроведческой дисциплины. Знание элементов культуры другого народа или другого вероисповедания обогащает человека, ведь именно незнание вызывает отторжение, приводит к межнациональным, межконфессиональным противоречиям.
У нас учатся представители 19 национальностей, но мы считаем, что все они россияне. У нас разные культуры, разные подходы, разные традиции, и это хорошо. Они должны обогащать, развивать друг друга. Этого мы и пытаемся достичь в воспитательном процессе. И, как мне кажется, это получается. Мы создали Центр содействия национально-культурным объединениям в Свердловской области; в этот центр входят 14 национально-культурных объединений. Среди них представители разных народов: немцы, башкиры, евреи, таджики, грузины, армяне. Мы ежемесячно встречаемся, проводим различные мероприятия: национальные праздники республик, праздники национальной кухни, национальной одежды, концерты этнической музыки. Праздники проходят в виде межнациональных форумов; студенты с удовольствием участвуют в этих мероприятиях,
впитывают в себя элементы межнационального мира, великой многонациональной культуры России. У нас нет разделения по принципу «я коренной, а ты пришлый». Центр содействия национально-культурным объединениям сформировал национальные спортивные команды, между которыми проводятся состязания, например футбольные турниры. Нынче осенью «Кубок наций» выиграла команда из азербайджанской диаспоры. Подобные мероприятия помогают не на словах, а на деле создать ту поистине гуманитарную среду, которая необходима для формирования личности. Мы стремимся дать человеку не только знание, но и нравственную опору.
- Наш традиционный и в то же время актуальный сегодня вопрос: как в вашем университете осуществляются болонские преобразования?
- Мы не испытываем каких-либо затруднений в связи с вхождением в Болонский процесс. У нас есть и двухуровневая система, есть подготовка кадров высшей квалификации. Я думаю, что подобные реструктуризации - это не механический процесс. Если педагогический коллектив университета не может найти внутреннего резерва, для того чтобы выстроить учебный процесс в зависимости от требований времени, то грош цена такому коллективу. Умение найти ту единственную дорогу, которая ведет к Истине, - это способность, которая формируется благодаря образованию и воспитанию. То же относится и к педагогическому коллективу. Как ректор я потребности перехода к Болонскому процессу не ощущаю. Наших специалистов воспринимают в любой стране адекватно. К примеру, недавно мы принимали посла ЮАР, которая заинтересована в подготовке специалистов именно у нас. В настоящее время мы ведем подготовку кадров для Канады. Когда я поинтересовался, почему обратились к нам, ведь подготовка горных инженеров ведется и в США, и во Франции, канадские представители ответили, что заинтересованы в специалистах уральской горной школы. Нынче наши студенты поехали на практику в Австралию, и принимающая фирма платила им стипендию 1,5 тыс. долларов в месяц. Это ли не оценка качества подготовки наших специалистов? В этом году мы набрали выпускников из школ с углубленным изучением иностранных языков, с тем чтобы начать подготовку кадров для иностранных компаний. Мировое сообщество нас знает и без Болонского процесса, а тем требованиям, которые он предъявляет к учебным заведениям, мы вполне отвечаем. Суть в том, чтобы создать систему, которая жизнеспособна, которая дает плоды. Мы у себя сформировали систему, которая дает нам возможность зарабатывать, быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг. Для нас вопросы государственного финансирования уже второстепенны, мы вырабатываем собственные системы жизнеобеспечения.
- Николай Петрович, спасибо за откровенный разговор. И последний вопрос: каков ваш сегодняшний студент?
- Нормальный человек, которому интересно жить, у которого в глазах огоньки. Ему нравится учиться в горном университете, нравится дружить, играть с ректором в хоккей. Наш студент - человек благодарный и воспитанный: входя в университет, он снимает головной убор и вытирает ноги. Он театрал и меломан, сам играет в спектаклях и вообще чувствует себя полезным гражданином.