ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.013
Н.С. Бобла, Н.В. Гольцова
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В АСОЦИАЛЬНОЙ СЕМЬЕ
В статье представлен анализ возможности применения теоретических положений управления рисками в деятельности специалистов, работающих с асоциальными семьями, с целью обеспечения безопасного социального развития ребенка.
Безопасность, риск, управление, социальное развитие.
The article presents an analysis of the possibility of applying theoretical positions in risk management specialists' activity working with asocial families to ensure the social development of a child.
Safety, risk, management, social development.
Проблема обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности человека относится к одной из наиболее актуальных проблем современности. Безопасность - это явление, без которого не могут нормально развиваться ни государство, ни общество, ни отдельная личность. Безопасность ребенка обеспечивается в нашей стране документами различных уровней, среди которых: Конвенция ООН о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Федеральная программа «Дети России», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и т.д. К сожалению, можно с полным основанием утверждать, что ситуация, связанная с охраной и защитой прав детей, по-прежнему вызывает обоснованную тревогу, более того, угрожает национальной безопасности Российской Федерации.
Проблема обеспечения безопасности неизменно сопрягается с проблемой рисков, и самостоятельно (без учета последней) не может быть решена.
Начиная с конца XIX столетия, проблемой риска стали заниматься ученые различных научных сфер, а проблема риска приобрела междисциплинарный характер. Причина этого заключается в устойчивом росте многообразия и масштабов проявления риска. Исследованию проблем рисков посвящены работы многих отечественных и зарубежных исследователей. Значительный вклад в разработку категориального аппарата и методологии внесли такие зарубежные ученые, как: Н. Луман, Фг. Найт, К. Рэдхед, А. Тюнен, С. Хьюс, Д. Сэведж. Вопросам классификации рисков посвящены работы Д. Фишераи и С. Хьюса; оценка и прогнозирование рисков нашли отражение в исследованиях Р. Харрода, теории оптимального управления риском анализируются Э. Доланом, А. Линдсеем и К. Рэд-хэдом; методические подходы и практика риск-менеджмента рассмотрены в работах Ли Пушавера, Р. Экклеса и У. Роува [1].
Среди отечественных исследователей, занимающихся изучением проблемы рисков, необходимо отметить следующих: Я. Д. Вишнякова, Н.Н. Радаева,
И.Т. Балабанова, Г.Б. Клейнер, В.А. Тамбовцева, М.А. Рогова, М.М. Соловьева, П.Г. Грабовой, С.И. Полтавцева, Б.Б. Хрусталева, С.И. Яровенко, В.П. Севрук, Н.В. Хохлова, Г.В. Чернова. Большой вклад в изучение оценки риска и его отдельных составляющих внесли А.П. Альгин, В.И. Аркин, И.А. Бланк. Проблемы управления рисками представлены в работах А.Е. Величко, Н.Н. Гринева, М.Н. Крейни-ной, Е. С. Стояновой.
В настоящее время существует много различных определений риска. Согласно сведениям, представленным в толковых словарях русского языка, риск определяется как: 1) возможная опасность; 2) действие на удачу в надежде на счастливый исход; 3) возможный убыток или неуспех в какой-либо деятельности [10]. Мы будем придерживаться определения, данного Я. Д. Вишняковым. Риск понимается как сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятного события и как некоторая характеристика ситуации, имеющая неопределенность исхода при обязательном наличии неблагоприятных последствий, и как возможная опасность неблагоприятного исхода [1]. Категория «риск» имеет структурный характер и включает в себя ситуацию, оценку риска, степень ее осознанности субъектами риска, факторы риска, ситуацию выбора, границы и зону риска.
Риск существует везде, где есть неопределенность будущего и возможность причинения вреда либо недополучения ожидаемой выгоды. Это неизбежная реальность, поэтому им нужно управлять в интересах дальнейшего повышения безопасности. Риск как сложный феномен имеет объективную и субъективную составляющие. Возможность управления риском связана с наличием объективной составляющей.
По мнению Н.Н. Радаева, управление рисками состоит в заблаговременном выявлении связанных с риском опасностей, влияющих факторов и принятии мер по снижению риска путем целенаправленного изменения этих факторов с учетом эффективности принимаемых мер. Управление рисками включает
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
систему мероприятий, осуществляемых как до проявления негативного события, так и после его реализации.
Таким образом, под термином «управление риском» понимают разработку и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности.
В последние двадцать лет исследователи отмечают, что теория управления рисками применима и к управлению рисками социального развития ребенка. В данной статье мы проанализируем проблему управления рисками социального развития ребенка в неблагополучной семье.
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что первостепенную и решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья. Именно окружение родных и близких людей обеспечивает физическое, умственное, эмоциональное развитие человека. Семья играет важную роль в овладении человеком социальными нормами и формировании фундаментальных ценностных ори-ентаций человека и в целом в процессе социального развития ребенка.
В нашем исследовании под социальным развитием мы будем понимать процесс качественных изменений, ведущих к осознанию и утверждению себя как человека в соотнесении и взаимодействии с другими людьми. Основу социального развития ребенка составляет положительный социальный опыт, присвоенный человеком в процессе его социализации и воспитания [9]. Для полноценного социального развития ребенка должны быть созданы благоприятные условия.
Являясь значимым фактором социального развития ребенка, семья может не только способствовать эффективному освоению детьми положительного социального опыта и социальных связей, но и таить в себе определенные риски, оказывающие негативное влияние на социализацию детей. В зависимости от качества реализации семьей воспитательной функции семейная среда будет либо способствовать полноценному социальному развитию личности, либо явится для него опасной средой. В асоциальных семьях ребенок, как правило, становится жертвой неблагоприятных условий социализации и приобретает негативный социальный опыт. Как показывает статистика, во многих асоциальных семьях неблагополучие достигает такого социально-опасного уровня, что создается прямая угроза не только социальному развитию ребенка, но и его жизни и здоровью [12]. Совокупность таких негативных жизненных условий, как: деформированная структура семьи, асоциальные типы личностей родителей, их аморальный и антисоциальный образ жизни, конфликтные детско-родительские отношения - являются факторами деструктивного влияния на социальное развитие ребенка. Положение ребенка в таких семьях не является безопасным, а сама семейная ситуация требует коренных изменений. Поэтому аккумулирующая в себе различные риски микросреда асоциальной семьи становится объектом профессиональ-
ной деятельности специалистов различного профиля по ее оздоровлению и нормализации в интересах ребенка. В отношении таких семей возникает необходимость работы по преобразованию семейной среды в направлении минимизации рисков и активизации внешних и внутренних ресурсов семьи.
Несмотря на то, что проблема профилактики семейного неблагополучия и насилия в целом достаточно широко представлена в научной литературе, управление рисками социального развития ребенка в неблагополучных семьях не является объектом специального социально-педагогического изучения.
Таким образом, выявляется противоречие между объективной необходимостью предупреждения риска опасного социального развития ребенка в неблагополучной семье и недостаточной изученностью сущности процесса управления рисками социального развития ребенка в подобной ситуации. Можно говорить о том, что изучение этого вопроса требует дальнейшего детального рассмотрения и изучения.
Литература
1. Вишняков, Я.Д. Общая теория рисков / Я.Д. Вишняков, Н.Н. Радаев. - М., 2008.
2. Гандюрина, Н.П. Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия / Н.П. Гандюрина // Социальная педагогика. - 2002. - № 4. - С. 62 -64.
3. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н.Ф. Дивицына. - Ростов н/Д., 2005.
4. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования / Е.С. Заир-Бек. - СПб., 1995.
5. Иванова, Н.А. Неблагополучие семьи как причина трудной жизненной ситуации детей / Н.А. Иванова // Социальная педагогика. - 2008. - № 2. - С. 25 - 27.
6. Иващенко, Г.М. Как работать с проблемной семьей / Г.М. Иващенко, Ф.А. Мустаева // Социальная педагогика. - 2004. - № 2. - С. 60 - ?.
7. Магрупова, З.М. Управление рисками и экономическая безопасность / [З.М. Магрупова и др.]. - Череповец, 2012.
8. Маралов, В.Г. Прогнозирование угроз развития ребенка в микросреде жизнедеятельности / В.Г. Маралов, Н.В. Гольцова. - Череповец, 2013.
9. Междисциплинарный подход к решению проблем обеспечения безопасности живых, неживых систем и процессов / под ред. В.Г. Маралова. - Череповец, 2011.
10. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1986.
11. Петряева Е.А. Категории семей, находящихся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска, и работа с ними / Е. А. Петряева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1999. - № 4. - С. 51 - 55.
12. Психологическая коррекция как фактор обеспечения безопасности развития личности / под ред. В. Г. Мара-лова. - Череповец, 2011.
13. Сафронова, В.М. Методика оценки риска семейного неблагополучия / В.М. Сафронова, Л.А. Осьмук. - Новосибирск, 2011.
14. Социальный менеджмент / под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. - М., 2002.
15. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. - М., 2006.