Научная статья на тему 'Семейное неблагополучие как фактор формирования девиантного поведения детей и подростков'

Семейное неблагополучие как фактор формирования девиантного поведения детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5789
846
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / КРИЗИС / ВОСПИТАНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / БЕДНОСТЬ / FAMILY / A SOCIETY / SOCIAL INSTITUTE / UNSUCCESSFUL FAMILY / CRISIS / THE EDUCATION / A DEVIATING BEHAVIOUR / A STANDARD OF LIVING / POVERTY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Снимщикова Эмилия Викторовна

В статье рассматриваются актуальные проблемы семьи как фундаментального социального института, кризис семьи на современном этапе трансформации российского общества, влияние неблагополучного климата в семье на становление личности ребёнка и на формирование отклоняющегося поведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family trouble as the factor of formation of a deviating behaviour of children and teenagers

In clause actual problems of family as fundamental social institute are considered. Crisis of family at the present stage of transformation of the Russian society. Influence of a unsuccessful climate in family on becoming of the person of the child and on formation of a deviating behaviour

Текст научной работы на тему «Семейное неблагополучие как фактор формирования девиантного поведения детей и подростков»

социологии Российской Академии наук. М., 1996..

3. Например: Хубер Дж. Теория гендерной стратификации // Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000.

4. Осетрова Н. В. Учителя оправах женщин и равенстве полов // Социологические исследования. 2002. № 12.

5. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

6. Балабанова Е.С. Экономическая зависимость женщин: сущность, причины и последствия //Социологические исследования. 2006. № 4.

7. Барсукова С.Ю. Радаев В. В. Легенда о гендере. Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье //Мир России. 2000. № 4. -/http://www.hse.ru/jornals/wrldvol00_4/ barsukova.htm

8. Илышев А., Лаврентьева И., Эффективность социальной поддержки в сферах занятости и репродукции // Экономист. 2003. № 10.

9. Ильин В.И. Формирование социальной структуры советского и постсоветского общества: сравнительный анализ. Дис. ... д-ра соц. н. СПб., 1998.

10. Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев Д.В. Динамика регионального конфликтного процесса на юге России (экспертная оценка) // Социологические исследования. 2007. № 9.

11. Солдатова ГУ. Психология межличностной

напряженности М.: «Смысл». 1998.

12. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. вузов. Ростов - н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000.

13. Худавердян В.Ц., Вдовина М.В. Межэтническое взаимодействие в российской семье // Вестник Моск. университета. Сер. 18. Социология и политология. 2007. № 3.

14. Ушаков Д. В. Роль семьи в воспроизводстве этничности народов республики Алтай // Социологические исследования. 2009. №3.

15. Гумилев Л.Н. Гзография этноса в исторический период. Л., 1990.

16. Лыткина Т.С. Трансформация семьи и домашнего хозяйства. Опыт социоэтнологического описания жизни табасаранцев // Социологические исследования. 2008. № 5.

16

УДК 316.614 С-53

СнимщиковаЭмилия Викторовна

аспирант кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России тел. (928)273-45-57

Семейное неблагополучие как фактор формирования девиантного поведения детей и подростков

В статье рассматриваются актуальные проблемы семьи как фундаментального социального института, кризис семьи на современном этапе трансформации российского общества, влияние неблагополучного климата в семье на становление личности ребёнка и на формирование отклоняющегося поведения.

Ключевые слова: семья, общество, социальный институт, неблагополучная семья, кризис, воспитание, девиантное поведение, уровень жизни, бедность.

Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Находясь в движении, меняясь под воздействием социально-политическихусловий, и в силу внутренних процессов своего развития она является одним из главных объектов социальной работы.

Современная семья переживает сложный этап эволюции — переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное [9, с. 157].

Семья представляет собой фундаментальный социальный институт и в настоящий момент сталкивается с непониманием тех сил, которые формируют процесс ее развития.

Выступая в качестве социального института в последней инстанции, она обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяя своих членов чувством любви и общности, дает возможность делить с другими трудности и радости

жизни.

Сегодня вопросы уровня жизни, социальной и демографической политики явно вытесняются на второй план. Нынешнее состояние социальной защиты семей с детьми показывает отношение государства к институту семьи, степень его ответственности за воспроизводство населения, готовность поддержать семьи, в которых родились и воспитываются дети. Под угрозой оказались здоровье и благополучие самого ценного достояния нации — подрастающего поколения, будущего страны [22, с. 35].

В настоящее время в России наблюдается весьма значительное количество неблагополучных семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения, нуждаются в помощи со стороны государственной системы защиты и социального обслуживания. Это семьи малообеспеченные; беженцев и вынужденных переселенцев; с избыточной иждивенческой нагрузкой (многодетные или имеющие в своем составе инвалида), в которых на одного работающего приходится более одного иждивенца; воспитывающие детей-инвалидов; полные; военнослужащих срочной службы; ведущие аморальный образ жизни. Одновременно возникают новые категории семей: безработных; военнослужащих-контрактников;

проживающие в неблагополучных регионах; члены которых работают на предприятиях и в учреждениях, годами не выплачивающих заработную плату.

Можно сказать, что комплекс проблем всех типов семей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Возникнув как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточила в себе все основные функций по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку семья постепенно избавлялась от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными институтами, в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности, мешающий только семье.

Современная семья сталкивается с множеством разнообразных проблем - социально-экономическими; социально-бытовыми; социально-психологическими; проблемами рождаемости и планирования семьи; проблемами семейного воспитания. Отдельно можно выделить социально-экономические проблемы семей «группы риска». Это проблемы, связанные с пониманием жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных и молодых семей, государственной системой

материальной помощи [11, с. 127].

В современной России удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума весьма значителен, и они по-прежнему остаются основной группой бедного населения. Уровень благосостояния семей напрямую связан с численностью детей, воспитывающихся в них.

Наиболее сложным оказалось положение семей с двумя и более детьми, неполных семей, которые скатились за черту бедности. Как пишет Г.И. Осадчая, среди многодетных в категорию нищих попали 84% семей, среди неполных 75% семей. Выигрывали семьи с одним ребёнком, а также городские семьи, чья обеспеченность в 2,03 раза превышала аналогичный показатель сельских семей [16, с. 8].

Эти тенденции показывают, что есть все основания для нарастания застойной бедности и более того воспроизводства её в новых поколениях. Снижение возможностей у бедных семей может привести к потере части интеллектуального потенциала страны.

Низкий уровень заработанной платы, не обеспечивающий потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат от роста стоимости жизни являются фактами, обуславливающими широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними.

Поскольку семья и родственные отношения являются неотъемлемой частью жизни любого человека, то семейная жизнь в свою очередь полностью определяет эмоциональный опыт человека. Семейные отношения — между женой и мужем, родителями и детьми, братьями и сестрами, или между дальними родственниками — могут быть теплыми и удовлетворительными во всех отношениях. Но также они могут быть наполнены самыми острыми разногласиями и проблемами, доводящими людей до отчаяния, глубочайшего чувства тревоги и вины [4, с. 56].

«Теневая сторона» семейной жизни обширна, и противоречит тем розовым картинкам гармонии, которыми нас «угощают» телевидение и другие средства массовой информации. Существует множество непривлекательных сторон семейной жизни, включая конфликты и противоречия, которые ведут к разводу и распаду семьи. Некоторые психические заболевания также влияют на характер семейных отношений. Однако наиболее тяжелыми по своим последствиям являются инцесты с детьми и насилие в семейной жизни.

Характеристика неблагополучных семей очень разнообразна — это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, ведут аморальный образ жизни,

эксплуатируют детей, бросают их, запугивают «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т. д. В свою очередь, семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.

Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь. Тяжелые последствия вызывают наказания, которые используют родители с применением силы. Любой вид жестокого обращения с членами семьи ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно - ущерб для здоровья или опасность для жизни.

Практически все дети, проживающие в неблагополучных семьях, отличаются определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Большинство родителей, у которых девиантные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запечатлевается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте,

и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают общественность. Эти особенности свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, несут в себе зачатки и истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим людям, обществу в целом.

Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются.

Отклоняющееся поведение детей и подростков, с одной

стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование.

Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, необходимо помнить, что одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида, и наоборот. Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими однократно или систематически. В последнем случае изменения в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявлений этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранением исчезают [15, с. 79].

Среди функционально несостоятельных семей, не справляющихся с воспитанием детей, большинство составляюттакие, которые характеризуются неблагоприятными социальнопсихологическими факторами, так называемые конфликтные семьи, где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений. Наблюдаются самые разнообразные стили неправильных детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педантичноподозрительный, увещевательный, непоследовательный, отстраненно-равнодушный, попустительски-снисходительный и др. Как правило, родители с социально-психологическими и психологопедагогическими проблемами осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, однако далеко не всегда без помощи специалиста способны справиться с ними, понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или другого конфликта.

Вместе с тем есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых, тем не менее, столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с криминальными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей,

подростков в преступную и антиобщественную деятельность.

Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. К ним можно отнести криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.

Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психологопедагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений, это так называемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей.

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственнообщественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований.

Конфликтная семья - это та, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения.

Педагогически несостоятельные, как и конфликтные, семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентации у детей в этих семьях происходит потому, что за счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль.

Педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, негативно воздействующих на детей, чаще всего характеризующиеся наиболее типичными, неправильно сложившимися педагогическими стилями в функционально несостоятельных семьях, не справляющихся с воспитанием детей.

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи.

Семейное неблагополучие, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

В целом социально-психологические последствия трансформации российского общества оказались для семьи гораздо более трагическими, чем социально-экономические. Именно ими были в первую очередь обусловлены социально-демографические сдвиги. Общемировые тенденции в специфических условиях России проявились значительно острее и выпуклее, предначертав для неё более драматический исход социальных преобразований, чем в других странах бывшего социалистического лагеря [10, с. 85].

Вплоть до наших дней семья выполняет посредническую роль между индивидуумом и обществом, объединяя различных субъектов деятельности - личность, семейную группу и социум. Можно сказать, что, сделав шаг из общества «развитого социализма», экспроприировавшего частную собственность, в общество «рыночное», начавшее её возвращение, институт семьи вынужден трансформироваться из полуфеодального (социализм сохранял патриархальные условия) в постсовременное состояние.

Теперь ценности культуры должны занять своё почётное место в семье, так как именно она закладывает основы личности и индивида. И вновь возникает проблема взаимодействия и взаимовлияния личности и семьи, семьи и социума. Сегодня культурное пространство российского общества охватила бездуховность. И возвращение к истокам духовности будет невозможным до тех пор, пока этот процесс не будет взят под контроль государства. Чтобы достичь данной цели, необходимо, прежде всего, предложить семье и другим социальным группам духовные ценности и только потом рассчитывать на их восприятие цели.

Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового

поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно сказываются на психологии людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жесткость и насилие. К сожалению, в настоящее время отмечается рост отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп, и в связи с этим необходимо отметить тот факт, что эти процессы не обошли стороной и семью.

Таким образом, сложившиеся условия требуют формирования эффективной комплексной системы государственной поддержки семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, а самое главное социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществление социальной профилактики девиантного поведения и организации работы с неблагополучными семьями.

Литература:

1. Беличева С.А. Основы превинтивной психологии. М., 1993.

2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988.

3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб., 2001.

4. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1998.

5. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии. СПб., 2001.

6. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. 2002. № 6.

7. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. Ростов на Дону, 2005.

8. Дубрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? М., 1985.

9. Зритнева Б.И. Социология семьи. М., 2006.

10. Карцева Л.В. Российская семья на рубеже двух веков: Монография. Казань, 2001.

11. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России. М., 2004.

12. Макаренкова И. В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционнопрофилактической работы) М., 2004.

13. Макеев Г.А. Семейная жизнь и дети. Волгоград, 1987.

14. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) // Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю., Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева А.А. М., 2003.

15. Олифиренко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2002.

16. Осадчая Г. И. Современная российская семья // Проблемы женщин и семьи глазами социологов / Отв. ред. Е.Г. Мешкова. М., 1997.

17. Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М., 2003.

18. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993.

19. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л.А. СПб., 2001.

20. Смирнова Е.О. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3.

21. Социальная психология / Под ред. М., 1987.

22. Хижаева Т. М. Роль социально-трудовой реабилитации в социализации личности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации // Отечественный журнал социальной работы. 2003. № 3.

23. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2000.

24. Эйдемиллер Э.Г. и др. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. СПб., 2003.

25. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.