УДК 37.013.42
Т. В. Першина
Череповецкий государственный университет
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В СЕМЕЙНОЙ СРЕДЕ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА
Статья посвящена проблеме обеспечения безопасной социализации ребенка. Представлены результаты эмпирического исследования по выявлению влияния семей разных типов на социализацию ребенка. Предложена унифицированная модель проектирования содержания безопасной социализации ребенка в семейной среде на основе дифференцированного подхода.
Семейная среда, безопасная социализация, содержание безопасной социализации, дифференцированный подход, проектирование содержания безопасной социализации.
The article is devoted to the problem of providing safe socialization of a child. The results of empirical research to identify the influence of families of different types on the socialization of the child are presented. The unified model of designing the content of the child's safe socialization in the family based on a differentiated approach is proposed in the paper.
Family environment, safe socialization, content of safe socialization, differentiated approach, designing the content of safe socialization.
Введение.
Семья является персональной средой жизнедеятельности ребенка, призванной создавать условия для обеспечения его безопасности. Однако в современных условиях исследователи проблем семьи (И. В. Дубровина, Т. В. Лодкина, М. С. Мацковский и др.) говорят о кризисном состоянии семьи как социального института. Прогрессирующие кризисные явления в современной семье, в свою очередь, детерминируют тенденцию дифференциации семей по характеру реализации функции первичной социализации ребенка. Данное обстоятельство указывает на необходимость реализации дифференцированного подхода в работе с семьей по обеспечению безопасной социализации ребенка в семейной среде.
Основная часть.
Содержание и результаты социализации личности в детском возрасте напрямую зависят от типа семьи и особенностей семейной среды [8]. Из существующего множества типологий семьи задачам обеспечения безопасной социализации ребенка в семейной среде в большей степени отвечает комплексная типология, которая предусматривает выделение трех категорий семей, различающихся по степени воспитательных возможностей: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи [4]. В благополучной семье ребенок активно и полноценно усваивает социальный опыт, культуру общения и взаимодействия с внешним миром, что обеспечивает полноценную социализацию. В семье группы риска социальное функционирование затруднено, что ставит под угрозу процесс социализации ребенка. В неблагополучной семье социальное функционирование нарушено, это представляет явную угрозу социализации ребенка.
С целью обоснования влияния семей разных типов на социализацию ребенка обратимся к результатам эмпирического исследования, проведенного под нашим руководством на базе бюджетного учреждения социального обслуживания Вашкинского муни-
ципального района Вологодской области «Центр социальной помощи семье и детям» и на базе БОУ «Вашкинская средняя общеобразовательная школа» с. Липин Бор.
В качестве объекта эмпирического исследования выступила семья как микросреда социализации ребенка, а в качестве предмета - факторы риска социализации ребенка в семейной среде.
В исследовании приняли участие 30 семей и 30 детей (14-16 лет), воспитывающихся в них. Диагностика проводилась в логике дифференцированного подхода, т. е. обследование семейной среды на первом этапе предполагало констатацию типов семьи и выявление факторов риска безопасной социализации ребенка в разных типах семей. На втором этапе диагностического обследования необходимо было выявить уровень социализированности ребенка в разных типах семей.
На первом этапе диагностическое обследование носило комплексный характер и заключалось в изучении качества семейной среды, которое в свою очередь определяется следующими параметрами:
- демографический (структура семьи);
- социально-экономический (имущественные характеристики и занятость родителей);
- социокультурный (образовательный уровень членов семьи, образ жизни, традиции);
- технико-гигиенический (условия проживания);
- социально-психологический (психологический климат, отношения в семье);
- социально-педагогический (родительские установки, стиль воспитания).
Был использован комплекс диагностических методик: методика «Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания» (М. В. Шакурова); методика «Стиль семейного воспитания» (Р. В. Овчарова); методика «Опросник родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столин).
Обработка результатов обследования семейной среды предполагала отнесение семьи к определенному типу по следующим критериям: социальное благополучие семьи, гармоничность внутрисемейных отношений, степень реализации воспитательной функции.
По степени социального благополучия выявлено равное соотношение благополучных семей, неблагополучных семей и семей группы риска (по 33 % соответственно). По степени гармоничности внутрисемейных отношений 46 % обследованных семей отнесены к категории благополучных; 27 % - к категории семей группы риска и 27 % - к категории неблагополучных семей. По степени реализации воспитательной функции 30 % семей респондентов следует отнести к категории благополучных, 37 % - к категории семей группы риска, 33 % - к категории неблагополучных семей.
Сопоставление индивидуальных результатов обследования семей по степени социального благополучия, гармоничности внутрисемейных отношений и степени реализации воспитательной функции выявило количественное соотношение семей разных типов: благополучные семьи - 20 %; семьи группы риска - 47 %; неблагополучные семьи - 33 %.
Качественный анализ компонентов семейной среды позволил выделить типичные риски социализации ребенка в разных типах семей. Так, в благополучных семьях присутствует риск воспитательных ошибок родителей, риск ухудшения детско-родительских отношений, риск утраты семейных ценностей и традиций. В семьях группы риска вероятна опасность ухудшения семейной ситуации и перехода семьи в категорию неблагополучных. Неблагополучные семьи аккумулируют комплекс рисков социализации ребенка: риск воспитательной несостоятельности родителей, жестокого обращения и насилия в семье; невыполнения родителями обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка; асоциального поведения и образа жизни родителей.
Таким образом, типичные риски социализации ребенка существуют в семье каждого типа. Если в неблагополучных семьях риски социализации ребенка явно выражены, имеют системный характер и проявляются комплексно, то в семьях группы риска и благополучных семьях компоненты семейной системы содержат потенциальные риски. В случае несвоевременного выявления рисков и недостаточно эффективной профилактики, направленной на обеспечение безопасной социализации, они могут представлять реальную опасность для социального развития ребенка.
Целью второго этапа диагностического обследования было выявление уровня социализированности детей в разных типах семей по следующим показателям: адаптированность, социальная активность и автономность, приверженность нравственным нормам, самооценка, навыки волевой саморегуляции, тревожность. Обработка результатов проводилась индивидуально по каждому ребенку с последующей дифференциацией результатов в зависимости от типа семьи, в которой воспитывается ребенок.
Результаты методики «Экспресс диагностика уровня самооценки личности» (Н. П. Фетискин) показали, что большинство детей, имеющих низкий уровень самооценки, воспитываются в неблагополучных семьях (60 %) и семьях группы риска (64 %); в благополучных семьях количество детей с низким уровнем самооценки составило 33 %.
Методика «Изучение социализированности личности» (М. И. Рожков) позволила выявить специфику проявлений социальной активности, адаптирован-ности, автономности, нравственной воспитанности детей, воспитывающихся в разных типах семей. Установлено, что большинство детей, имеющих высокий уровень социальной адаптированности, воспитываются в благополучных семьях (66 %) и наибольший процент детей с низким уровнем социальной адаптированности воспитываются в неблагополучных семьях (40 %). Дети из благополучных семей имеют высокий и средний уровень автономности (по 50 % соответственно). Низкий уровень автономности выявлен у детей, которые воспитываются в неблагополучных семьях (10 %) и семьях группы риска (29 %). В благополучных семьях также не выявлено детей с низким уровнем социальной активности, тогда как высокий уровень социальной активности ребенка характерен для 83 % благополучных семей. Большинство детей с низким и средним уровнем социальной активности (10 и 60 % соответственно) воспитываются в неблагополучных семьях. В семьях группы риска выявлено 7 % детей с низким и 50 % детей со средним уровнем социальной активности. Показательно, что в благополучных семьях не выявлено детей с низким уровнем нравственной воспитанности, тогда как в неблагополучных семьях, наоборот, нет детей с высоким уровнем приверженности нравственным нормам, а количество детей с низким уровнем нравственной воспитанности составляет 30 %.
В ходе обработки и интерпретации результатов по методике «Исследование волевой саморегуляции» (А. В. Зверьков и Е. В. Эйдман) были получены данные, свидетельствующие о том, что большинство детей из благополучных семей имеют высокий уровень волевой саморегуляции (66 %), в то время как дети, имеющие низкий уровень волевой саморегуляции, преимущественно воспитываются в неблагополучных семьях (40 %). Среди детей из семей группы риска преобладает средний уровень волевой саморегуляции (43 %).
Для выявления субъективного восприятия детьми рисков социализации в семейной среде была выбрана методика «Измерение уровня тревожности» (Дж. Тейлор). Индивидуальные результаты анализировали в зависимости от особенностей семейной среды ребенка: благополучная, условно благополучная, неблагополучная. Установлено, что наиболее безопасно ощущают себя дети в благополучной семейной среде: высокий уровень тревожности не выявлен, средний и низкий уровень тревожности - по 50 % соответственно. Характерно, что в семьях группы риска низкий уровень тревожности не зафиксирован, а преобладающим является средний уро-
вень тревожности (86 %). В неблагополучных семьях 40 % детей воспринимают свое положение в семейной среде с позиции высокого уровня тревожности, ни один ребенок не чувствует себя в полной безопасности.
В целом по итогам эмпирического исследования сделан вывод о влиянии семейной среды на ход и результаты социализации ребенка. Дети из неблагополучных семей наиболее подвержены негативному влиянию семейной среды. Процесс их социализации сопровождается многочисленными рисками, источником которых выступает неблагоприятная семейная среда. В результате ребенок приобретает негативный социальный опыт. Риски социализации сопровождают социальное становление ребенка и в условиях благополучной и условно благополучной семейной среды. Однако эти риски затрагивают отдельные компоненты семейной среды и не приводят к дезорганизации семейной системы в целом, как в ситуации неблагополучия.
Поэтому актуализируется проблема обеспечения безопасной социализации ребенка в семейной среде на основе дифференцированного подхода. Педагогический смысл обеспечения безопасной социализации ребенка в семье заключается в проектировании со-
держания безопасной социализации, которое, в свою очередь, обусловлено особенностями микросреды конкретной семьи. Сущность проектирования содержания безопасной социализации ребенка в семейной среде заключается в создании комплекса условий, обеспечивающих комфортное существование, безопасную жизнедеятельность и полноценное социальное развитие ребенка [7].
В создании таких условий семье требуется помощь специалистов. Это, прежде всего, социальные педагоги образовательных учреждений, специалисты по социальной работе учреждений здравоохранения и социальной защиты. Практика проектирования содержания безопасной социализации ребенка в семье затруднена в силу ряда обстоятельств: во-первых, закрытый характер семейной системы предполагает ограниченное вмешательство в микросреду семьи; во-вторых, обеспечение безопасной социализации ребенка в семейной среде осуществляется, главным образом, на основе интуиции. Данные обстоятельства обусловили необходимость построения унифицированной модели проектирования содержания безопасной социализации ребенка в семейной среде (см. рисунок).
Обеспечение безопасной социализации ребенка в семейной среде
Выявление рисков (комплексное обследование и факторный анализ семейной среды)
Прогнозирование рисков
I
Проектирование содержания
безопасной социализации (создание комплекса условий)
Дифференциация семей по типам
Благополучная семья Семья группы риска Неблагополучная семья
Выбор стратегии работы с семьей
__
Стратегия поглощения рисков Стратегия минимизации рисков Стратегия снижения и нейтрализации рисков
и 1. -1 1
Выбор ведущей тактики работы с семьей
J^ J Л. 1.
Технология социально-педагогической поддержки Технология оказания помощи, технология работы с сетью социальных контактов семьи Технология кризисной интервенции, технология реабилитации
31Е
Комплекс условий безопасной социализации ребенка в семейной среде
Рисунок. Модель проектирования содержания безопасной социализации ребенка в семейной среде
Модель структурирована на основе технологического подхода в логике процесса обеспечения безопасной социализации ребенка в семейной среде, который последовательно реализуется в совокупности этапов: выявление рисков, прогнозирование рисков и проектирование условий безопасной социализации.
На начальном этапе необходима диагностика семьи на предмет выявления рисков социализации ребенка в семейной среде. Выявление рисков социализации означает проведение комплексного обследования и факторный анализ семейной среды с позиции оценки ее качества [3]. На основе полученной информации осуществляется дифференциация семей по типам: благополучная семья, семья группы риска, неблагополучная семья.
В контексте обеспечения безопасной социализации ребенка важна оценка динамики развития семейной ситуации и прогнозирование на этой основе потенциальных рисков [7]. Прогнозирование означает выявление потенциальных рисков на основе знания качественных характеристик семейной среды и типичных рисков социализации ребенка в благополучной, неблагополучной и условно благополучной семейной среде. Дифференциация семей позволяет с достаточной степенью достоверности спрогнозировать потенциальные риски.
Следующим этапом является проектирование содержания безопасной социализации, которое сводится к созданию условий жизнедеятельности ребенка, способствующих гармонизации его физического и психического здоровья, формированию социально значимых качеств личности, социально одобряемых способов поведения, интериоризации общечеловеческих ценностей, становлению индивидуальности [1]. Для этого необходимо выбрать оптимальную стратегию и тактику работы с семьей. В целях обеспечения оптимального уровня социального функционирования благополучной семьи эффективно применение механизма поглощения рисков и технологии социально-педагогической поддержки. С категорией семьи группы риска в целях предупреждения перехода семьи в категорию неблагополучная необходимо использовать механизм минимизации рисков, который предполагает применение технологии оказания помощи семье и технологии работы с сетью социальных контактов семьи. При работе с неблагополучной семьей целесообразен механизм снижения и нейтрализации рисков с использованием технологии кризисной интервенции и технологии реабилитации [6].
В рамках выбранной стратегии и тактики индивидуальной работы с семьей предполагается создание определенного комплекса условий безопасной социализации ребенка в семейной среде. Поэтому далее выделим комплекс условий безопасной социализации детей в разных типах семей:
- благополучная семья: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, ока-
зание консультативной помощи по запросу родителей, совершенствование воспитательных возможностей, укрепление традиций и ценностей семьи, помощь в организации семейного досуга;
- семья группы риска: активизация воспитательного потенциала родителей, оказание консультативной помощи родителям в решении проблем, связанных с воспитанием детей, помощь в гармонизации психологического климата в семье, поддержание традиций и ценностей семьи, оказание консультативной помощи в сфере жизнеобеспечения, организации быта, внешних коммуникаций семьи;
- неблагополучная семья: формирование психолого-педагогической грамотности родителей, коррекция стиля семейного воспитания и неадекватных родительских установок, оказание помощи в решении проблем социального функционирования семьи, коррекция детско-родительских отношений, консультирование родителей по социально-правовым вопросам, формирование и поддержание мотивации родителей на взаимодействие со специалистами.
Выводы.
Предложенная модель является средством обеспечения безопасной социализации ребенка в семейной среде на основе дифференцированного подхода.
Литература
1. Безопасность развития личности в процессе социализации: Словарь-справочник / под ред. В. Г. Маралова, Н. В. Гольцовой. - Череповец, 2010.
2. Дубровина, И. В. Семья и социализация ребенка / И. В. Дубровина // Мир психологии. - 1998. - №1. - С. 5457.
3. Иванова, Н. П. Ребенок в неблагополучной семье: показатели диагностики / Н. П. Иванова, И. А. Бобылева, О. В. Заводилкина // Социальная педагогика. - 2010. - №3.
- С. 97-105
4. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства / Т. В. Лодкина - М., 2003.
5. Мацковский, М. С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики / М. С. Мацковский. - М., 1989.
6. Першина, Т. В. Организационно-педагогические условия обеспечения безопасного социального развития детей из асоциальных семей / Т. В. Першина, А. В. Шишо-ва // Психологическая коррекция как фактор обеспечения безопасности развития личности / под ред. В. Г. Маралова.
- Череповец, 2011. - С. 166-204.
7. Першина, Т. В. Проектирование программы управления рисками социализации ребенка в неблагополучной семье / Т. В. Першина // Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. - №1(54). -2014. - С. 89-94.
8. Солодникова, И. В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни / И. В. Соло-довникова // Социс. - 2007. - №2. - С. 32-38.