Данилова Марина Владимировна,
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, кандидат педагогических наук, доцент, г.Владимир
Трофимова Виктория Валерьевна,
Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, кафедра социальной педагогики и психологии, студент, г.Владимир
Семейное неблагополучие как актуальная социально-педагогическая проблема современности
Семья выступает как главный институт воспитания. Именно в ней формируются нормы поведения и индивидуальные качества ребенка, закладываются основы нравственного воспитания через усвоение ценностей, традиций, стереотипов поведения и общения. Семейное воспитание имеет множество положительных характеристик: создание
благоприятного эмоционально-психологического климата в семье, атмосферы любви, взаимопонимания, заботы и поддержки, неоднократный положительный пример взрослых подрастающему поколению.
Последнее время многие исследователи отмечают падение престижа семейных ценностей, нарушение семейного психологического климата, снижение педагогического потенциала семьи и другие проблемы. Все это свидетельствует об увеличение числа неблагополучных семей. По данным ОП №3 (по Фрунзенскому району) г.Владимира за октябрь 2013г. насчитывается 145 неблагополучных семей. Среди них выделяют те, в которых родители пребывают в местах заключения свободы, имеют судимость, употребляют алкоголь, наркотические и психотропные вещества, жестоко обращаются с детьми и т.д. В таких семьях деформируется личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются следствием появления социального сиротства.
Проблематика семейного неблагополучия и его влияние на развитие ребенка неоднократно рассматривалась в работах таких исследователей, как В.М.Целуйко, Т.И.Шульга, Е.М.Таболова, Н.Иванова. Поэтому актуальность и значимость данной проблемы остается неизменно острой на протяжении всего развития как теории, так и практики.
Под неблагополучной семьей принято понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети [2,с.9].
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, наиболее часто встречаемые типы неблагополучных семьей представлены следующим образом (таблица №1).
Таблица 1
Классификация неблагополучных семей
Исследователь Тип семьи Характерные черты
В.М. Целуйко 1. Семьи с явной открытой формой неблагополучия. 2. Семьи со скрытой формой неблагополучия. - конфликтные семьи; - проблемные; - асоциальные; - аморально-криминальные; - семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности неполные). В таких семьях ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей. - внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и реакции со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями.
И.Ф.Дементьева 1 .Безусловно-асоциальные семьи. 2. Семьи с латентными признаками неблагополучия. - алкогольные семьи (пьянство, алкоголизм, асоциальный образ жизни родителей); - наркотические семьи (потребление наркотиков, токсичных веществ, риск заболеваний, передаваемых половым путем (гепатит, ВИЧ), отсутствие средств на содержание детей); - криминальные семьи (судимость, пребывание в местах заключения, делинквентные формы поведения родителей). - педагогически-несостоятельные (ограничение возможностей личностного развития ребенка, завышенная критика и требовательность, непоследовательность воспитательных действий); - дезорганизованные семьи (низкая доверительность и поддержка, отчуждение, отсутствие эмпатии); - неполные семьи (отсутствие в семье образца для половой идентификации, низкий социальный контроль и слабая поддержка); - многодетные семьи (дефицит любви, ограничение возможностей личностного развития ребенка); - семьи родителей-инвалидов (низкий уровень жизни, социальная невключенность родителей).
В.С.Торохий 1.Неблагополучные семьи. - конфликтные семьи (сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния супругов); - проблемные семьи (характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака); - кризисные семьи (непримиримые или даже враждебные позиции членов семьи по отношению друг к другу).
Исходя из анализа классификаций, можно судить о том, что многие типы неблагополучных семей повторяются в различной интерпретации авторов. Наиболее содержательной по нашему мнению является классификация, предложенная И.Ф.Дементьевой, поэтому в своем эмпирическом исследовании мы берем ее за основу.
В 2013 году нами был проведен мониторинг неблагополучных семей по г.Владимиру. Было исследовано 953 семьи. По результатам исследования были выявлены безусловно асоциальные семьи (семьи с алкогольной и наркотической зависимостью - 1,6 %); семьи с латентными признаками неблагополучия (малообеспеченные - 31,9%; неполные - 52,4%, семьи, в которых родители жестоко обращаются с детьми - 0,4%; многодетные - 12,7%; семьи с родителями-инвалидами - 1%). Все это свидетельствует об актуальности проблемы и неблагоприятном воздействии семейной атмосферы на развитие и воспитание детей.
Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, в каждом типе семей ребенок испытывает неблагоприятное воздействие негативных факторов, в связи с этим дети из неблагополучных семей обладают следующими личностными особенностями:
- высокий уровень тревожности;
- занижение самооценки и неуверенность в себе;
- высокий показатель агрессивности;
- низкая успеваемость и трудности в освоении школьной программы;
- частая смена настроений, безразличие к окружающим;
- отчужденность и др.
Актуальность данной тематики, статистические данные и количество исследований по рассматриваемой проблеме позволяет делать вывод, что дети из неблагополучной семьи нуждаются в социально-педагогическом сопровождении.
Социально-педагогическое сопровождение это совместное движение (взаимодействие) социального педагога (сопровождающего, субъекта сопровождения) и воспитанника, его родителей (сопровождаемого, объекта сопровождения) на основе прогнозирования субъектом перспектив поведения и самопроявления в ситуации развития, направленного на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки [1,с.5].
Анализ исследований показывает, что социально-педагогическое сопровождение неблагополучных семей начинается после выявления определенной проблемы, но не направлено на ее профилактику.
В качестве основных задач социально-педагогического сопровождения детей из неблагополучных семей выделяют:
- выявление неблагополучных семей, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение необходимой работы;
- контроль межличностных взаимоотношений между членами семьи;
- социально-педагогический патронаж данной категории семей;
- проведение тренингов, направленных на коррекцию детско-родительских отношений;
- психолого-педагогическая помощь, как самому ребенку, так и родителям;
Таким образом, успешная организация социально-педагогического сопровождения неблагополучных семей должна быть направлена на предупреждение отклонений в развитии каждого ребенка, на создание благоприятного психологического климата в семье, учитывая при этом эмоциональный комфорт, уровень тревожности ребенка, место проведения досуга семьи, а также устранение тех или иных негативных факторов, которые отрицательно сказываются на семейных взаимоотношениях.
Литература
1.Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации: // Педагогическое образование и наука. 2010. №6: [Электронный ресурс] иКЬ: http://www.manpo.ru/manpo/publications/ped_obraz/n2010_06.pdf (Дата обращения: 19.11.2013).
2.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. М.: ВЛАДОС -ПРЕСС, 2006. 271 с.