© Попова А.Р., 2011
УДК 330.15 ББК 65.28
УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ С УЧЕТОМ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
А.Р. Попова
Рассматривается проблема управления природными ресурсами, а также их значение в стратегии развития Волгоградской области. Проведен сопоставительный анализ перспектив использования природных ресурсов для нужд хозяйства и ограничение перспективных объемов использования на современном этапе развития региона. Предложен механизм совершенствования управления природными ресурсами региона в соответствии со стратегией социально-экономического развития Волгоградской области.
Ключевые слова: природные ресурсы, устойчивое развитие, регион, природно-экологический потенциал, управление природными ресурсами.
На современном этапе развития России именно природные ресурсы играют исключительно важную стратегическую роль в экономике и обеспечении национальной безопасности как страны в целом, так и отдельных регионов. Поэтому вполне допустимо рассматривать природно-ресурсный капитал как существенный источник дохода.
Сегодня, как отмечают ученые [3], основной массе российских регионов присущ средний уровень развития, что позволяет характеризовать их как «стандартный, типовой российский регион». Нерешенные проблемы у регионов, как правило, похожи, а вот неиспользованные, порой нераскрытые возможности для дальнейшего продвижения вперед разные. В связи с этим можно согласиться с мнением современных аналитиков о том, что «Выбор стратегии управления - это всегда выбор способов принятия решений в некотором наборе ситуаций. Разнообразие можно использовать, отводя ему ту роль, которое оно уже имеет в природе, являясь условием любого развития» [7, с. 13].
Правильное использование этих возможностей, постановка обоснованных целей позволяют в максимально короткие сроки обеспе-
чить ускоренное развитие такого региона, который еще вчера входил в категорию «предкризисных территорий». В связи с этим вполне уместен вопрос: «Какую роль играли природные ресурсы во время централизованно-плани-руемой экономики?» Можно без преувеличения сказать, что богатая природно-ресурсная база и огромная масса трудовых ресурсов были той базой, на которой создавалась индустриальная и военная мощь Советского Союза. При этом богатая ресурсная база не только обеспечивала потребности собственной экономики, но и позволяла экспортировать значительные объемы минерального сырья и леса.
В свое время наша страна была на первых местах в мире по производству, потреблению и экспорту многих видов природных ресурсов, но это не принесло ей процветания. Более того, база некоторых видов природных ресурсов была подорвана, а других - существенно ухудшена, что сказалось, прежде всего, на росте производственных затрат. В результате позиции России в конкурентной борьбе были ослаблены, она утратила значительную часть рентного потенциала.
В силу сложившихся исторических обстоятельств Россия, как вновь созданное государство, вынуждена сегодня формировать стратегические цели своего развития на несколько десятилетий вперед. Опыт развития мировой экономической системы, в том чис-
ле и опыт многих передовых стран, свидетельствует о необходимости реструктуризации социально-экономического уклада жизни всего общества, обеспечения эффективного контроля использования природно-ресурсного потенциала. Современное обращение к этому опыту ставит целью устойчивого социальноэкономического развития Российской Федерации недопущение снижения жизненного уровня населения и ухудшения экологической обстановки.
«Устойчивое развитие» - последняя по времени появления глобальная общественноэкономическая парадигма развития, в рамках которой в процессе экономического роста удовлетворяются нужды сегодняшнего поколения, не лишая при этом будущие поколения возможности удовлетворять их собственные нужды [2]. Сложность задачи заключается в нахождении таких управленческих решений, которые позволили бы переломить существующие негативные тенденции стагнации и спада. Концепция перехода к устойчивому развитию по существу учитывает широкий круг природно-ресурсных, политических, техникоэкономических, демографических, социальнокультурных, экологических и общественных аспектов развития. При этом наиболее важным является обеспечение баланса социальных и экономических интересов, природно-ресурсных возможностей и экологических требований.
Однако в настоящее время реализуется именно противоположная модель, при которой развитие многих регионов России в целом подчинено интересам роста финансового и промышленного капитала. С позиций достижения устойчивого развития такая модель бесперспективна, поскольку сами по себе интересы расширенного (устойчивого) воспроизводства финансово-промышленного капитала (по своей имманентной сущности) не только отличны от «интересов развития цивилизации», но и относительно краткосрочны.
Следует отметить, что признаков осознания обществом необходимости перехода на модель устойчивого развития уже немало. Вхождение Российской Федерации в мировой цивилизованный процесс, ориентирующийся на модель устойчивого развития, подчеркнуто в Концепции перехода РФ к устойчивому раз-
витию, утвержденной Указом Президента РФ от 01.04 1996 г. № 440. В соответствии с принятым Указом к приоритетным задачам перехода России к устойчивому развитию относятся обеспечение стабилизации экологической ситуации и коренное улучшение состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности [1].
Другими словами, сегодня «...социум любого уровня развития исходит из того, что экономический рост должен, с одной стороны, привести к удовлетворению рационально обоснованных национальных потребностей, а с другой - не усиливать тенденцию к необратимым изменениям сложившихся глобальных социоприродных систем» [2, с. 51]. Вместе с тем специфика социально-экономического развития обусловливает тот реальный факт, что регионы находятся на различных уровнях, обеспечивающих реализацию разных стратегий развития. Если отдельные регионы в современных условиях располагают подготовленным соответствующим экономическим фундаментом, то многие все еще не имеют реальных экономических возможностей, обеспечивающих реализацию стратегии устойчивого развития.
Разработав и приняв стратегию социально-экономического развития, Волгоградская область демонстрирует свою приверженность общечеловеческим ориентирам как главной целевой установке развития в XXI в., а сама стратегия приобретает не только региональное, но и общенациональное значение, исходя из той роли, которую область играет в экономике страны.
Волгоградская область имеет выгодное географическое положение, являясь главными воротами на юг России с выходом на Иран, Ирак через Кавказ и Индию через Республику Казахстан. Через территорию области проходят важные железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные трассы. Низовья Волги и Дона, связанные Волго-Донским судоходным каналом, создают благоприятные условия для транспортировки различных грузов через область и порты государств Европы в зоны судоходства Африки, Ближнего и Среднего Востока. Основу экономического потенциала области составляют промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строи-
тельство, торговля. Природные ресурсы региона разнообразны и имеют не только местное, но и общероссийское значение. Природно-экологический потенциал области достаточно велик, и, как ресурс, он может положительно воздействовать на экономический рост и социальное развитие региона. На территории области сосредоточено значительное количество разнообразных полезных ископаемых. В недрах в основном содержатся неметаллические полезные ископаемые, важнейшими из которых являются нефть, газ, калийные соли. По запасам нефти и горючего газа область занимает одно из важнейших мест не только в Поволжье, но и в стране.
Наличие значительных запасов природных ресурсов в Волгоградской области создает серьезные потенциальные преимущества перед другими регионами, о чем свидетельствуют данные многочисленных аналитических материалов [4; 5; 6; 9]. Данная в них характеристика основных социально-экономических проблем региона и потенциальных возможностей их решения позволяет определить комплекс форм и методов регулирования территориального развития, которые могут обеспечить наиболее эффективное использование всех видов ресурсов (включая природные) с учетом их специфических особенностей.
В связи с этим вполне понятна оценка специалистами той роли, которую играют отдельные регионы, в том числе и Волгоградская область, в экономике страны. «Это крупные регионы страны, одни из главных для нее по размерам хозяйственного потенциала, численности населения и, главное, по уровню социального и политического развития. Если бы вся Россия обладала такими социально-экономическими показателями и политическими пристрастиями, она давно бы приблизилась к самым передовым странам мира. Регионам этой группы свойственна самая высокая законодательная активность на федеральном уровне» [7, с. 84].
В связи с этим и исходя из Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области (2008-2025 гг.) становится очевидным, что для Волгоградской области переход на модель устойчивого развития будет предполагать [9]:
- кардинальное изменение структуры потребностей населения (согласно стратегии социально-экономического развития области, за счет повышения реальных доходов населения и увеличения объемов промышленного и сельскохозяйственного производства к 2025 г.);
- экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил (за счет формирования кластерной политики в регионе);
- проведение оптимальной демографической и социальной политики (улучшение жилищных условий населения области за счет увеличения уровня обеспеченности населения жильем с 19 до 25-26 кв. м на душу населения; повышение здоровья населения; совершенствование системы образования; развитие сферы культуры; создание условий для реализации государственной молодежной политики);
- формирование экологического мировоззрения через создание системы воспитания и образования населения;
- организацию системы особо охраняемых природных территорий, природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения и т. п. Следует отметить, что не только современное, но и будущее природопользование (с учетом стратегии развития Волгоградской области) объективно находится в достаточно жестких рамках, обусловленных ограниченностью природных ресурсов, что отражается на степени экономической свободы при-родопользователей. Кроме того, для обоснования перспективы социально-экономического развития требуется оценка глубины кризиса окружающей среды по таким проблемам, как загрязнение воздуха, воды, почв и т. д. По ним должны быть определены локальные особенности, которые необходимо учитывать на каждом уровне управления природными ресурсами региона.
Становится очевидным, что по углеводородному сырью, приносящему в консолидированный бюджет области более 30% от общего объема налоговых поступлений, прогнозируется снижение добычи. Критерии, ограничивающие в перспективе на территории области добычу углеводородного сырья, раз-
личны. Однако основным, на наш взгляд, является значительный износ основных фондов в данной отрасли. Поэтому, чтобы это национальное богатство приносило доход и государству в целом, и региону, надо не только разрабатывать и совершенствовать системы налогообложения нефтяных компаний, но и создавать такие условия для инвесторов, чтобы им на протяжении длительного времени было выгодно вкладывать частные средства в разработку государственных недр.
Что касается базы запасов строительного сырья, то здесь, несмотря на положительную динамику роста объемов добычи минерально-сырьевых ресурсов, основным сдерживающим фактором достижения запланированных объемов добычи являются, и в настоящее время, и в перспективе, ограничения по ряду объективных причин, в том числе темпов строительства, что отрицательно сказывается на социально-экономическом положении региона.
Реки и озера Волгоградской области играют существенную средообразующую роль. Однако, как показал анализ качественных изменений водных ресурсов под влиянием хозяйственной деятельности в 2007 г., из 330 анализов водных источников в 316 было обнаружено повышенное содержание нитратов, нитритов, аммиачного азота и хлориона. При этом основной процент загрязненных стоков, сбрасываемых в водоемы области, приходится на жилищно-коммунальное хозяйство (87 %) [5; 9, с. 302]. Кроме того, выполнение водными объектами различных функций неизбежно порождает острые противоречия. Типичным примером водохозяйственных конфликтов могут служить столкновение интересов гидроэнергетики, сельского хозяйства и промышленности области. Десятилетия назад, согласно планово-командной системе, водохозяйственные проблемы решались в рамках отраслевой организации экономики. В этих условиях отрасли, считавшиеся стратегически важными (в первую очередь гидроэнергетика), навязывали свою волю всем остальным пользователям водных ресурсов, как правило - с ущербом для них. В стратегии развития следует учесть, что последствия такой практики будут сказываться еще долгие десятилетия, так как созданную мощную инф-
раструктуру области (плотины, ГЭС, каналы) в обозримом будущем нельзя перестроить.
Достаточно неблагополучной видится перспектива использования в Волгоградской области такого экоресурса, как воздух. Здесь и без того достаточно сложная ситуация осложняется общественным характером данного блага, которое по своей сути не может находиться в собственности и к которому возможен открытый и бесплатный доступ. При этом, однако, данное природное благо, формально не являясь товаром и находясь вне рыночной системы, тем не менее, становится производственным фактором, то есть попадает в эту систему, принося чистую прибыль. В целях снижения негативного воздействия на воздушную среду в области проводятся работы по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников. Однако трудность реализации цели заключается в том, что в последнее время в результате структурных изменений в экономике и промышленности региона происходит разукрупнение производственных объектов, переформирование производств, на территориях крупных промышленных предприятий размещаются десятки мелких производств разного профиля.
Среди региональных проблем, обусловленных антропогенным воздействием, по значимости масштабам выделяется проблема сохранения и рационального использования почвенного покрова. Сельскохозяйственные угодья Волгоградской области имеют площадь 8,8 млн га, из них 5,9 млн га пашни. По размерам сельхозугодий в составе субъектов РФ область занимает третье место после Алтайского края и Оренбургской области. Таким образом, по обеспеченности земельными ресурсами регион находится и, очевидно, будет находиться в благоприятном положении. В значительной мере такое положение - результат долговременной политики экстенсивного развития отечественного сельского хозяйства, при которой увеличение производства достигалось преимущественно за счет расширения обрабатываемых площадей.
В настоящее время оценка состояния почв Волгоградской области свидетельствует о различной степени загрязнения значимого природного компонента, воздействие кото-
рого на определенные среды (воздух, воду, растения) может проявляться рядом негативных последствий. Следует отметить, что в современных условиях на территории области практически не проводятся работы по оценке подвижных форм тяжелых металлов в городских почвах, которые являются наиболее биологически активными. Поэтому степень загрязнения почв с учетом подвижных форм тяжелых металлов будет характеризоваться более высокой степенью загрязнения и повышенным риском негативного воздействия на другие природные объекты.
Расположенная в зоне сухих степей, Волгоградская область относится к малолесным районам. Поэтому ценность лесного фонда обусловлена не только ее географическим положением, экономическим значением лесов, но, в основном, социально-экологической ролью лесных насаждений в жизни общества. Чтобы ответить на вопрос, каким же образом необходимо распорядится лесным фондом региона, следует, прежде всего, учитывать ожидаемое усиление экологического значения леса в Волгоградской области в связи с неизбежным ростом эмиссии углекислого газа и происходящими глобальными изменениями климата.
Из приведенного обзора аналитического материала можно сделать вывод, что в целом Волгоградскую область следует отнести к регионам, богатым природными ресурсами. Вопрос в том, как ими распорядиться, для данного исследования является особенно актуальным ввиду разработанной стратегии развития региона. В этой связи необходимо учитывать, что все виды природных ресурсов, о которых шла речь в данном контексте, являются сами по себе не потребительским благом, а только средством для его получения. Чем богаче экономика, тем разнообразнее пути получения тех конечных благ, которые первоначально производятся с использованием природного сырья. Если и дальше продолжать наращивать производство природных ресурсов в условиях стагнирующей экономики, вся выручка от реализации сырьевой продукции и весь эффект от использования этих ресурсов в экономике региона уйдут на «латание дыр». Это подтверждает весь предшествующий опыт широкомасштабного использования природных ресурсов области.
Таким образом, анализ существующих социально-экономических и экологических проблем Волгоградской области приводит к необходимости переосмысления сущности как экономического роста, базой которого является процесс производства, а ресурсы - его факторами, так и общих положений стратегии развития региона, а именно:
- социально-экономическое развитие региона, скорее, связано с поступательным прогрессом на высших этапах регионального развития, чем с преодолением депрессии региональной системы;
- повышение устойчивости региональной системы означает повышение степени активного преодоления ею неблагоприятных, в том числе случайных, вариаций и факторов внешней среды;
- высшей формой устойчивой организации региональной системы является такая, при которой система способно устойчиво развиваться, саморегулироваться, са-моуправляться, самосовершенствоваться, максимально используя внутренние и внешние ресурсы.
В связи с этим в современных условиях возникает необходимость анализа существующего, а также формирования нового подхода к управлению природными ресурсами на региональном уровне, ориентированном на стратегию развития региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Газеев, Н. X. Региональные аспекты реализации концепции устойчивого развития / Н. X. Га-зеев // Использование и охрана природных ресурсов в России : бюллетень. - 2006. - N° 2. - С. 132-136.
2. Гуриева, Л. Стратегия устойчивого развития региона / Л. Гуриева // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 2. - С. 46-57.
3. Денисов, В. Долгосрочная стратегия социально-экономического развития региона необходима / В. Денисов, О. Асмус // АПК: Экономика, управление. - 2008. - № 3. - С. 30-32.
4. Доклад о состоянии окружающей среды Волгоградской области в 2006 году. - Волгоград : Панорама, 2007. - 256 с.
5. Доклад о состоянии окружающей среды Волгоградской области в 2007 году. - М. : Глобус, 2008. - 384 с.
6. Морозова, И. А. Влияние природно-климатических условий и уровня развития сельскохозяйственного производства на формирование человеческого капитала Волгоградской области / И. А. Морозова // Региональные проблемы природопользования : материалы круглого стола, г. Волгоград, 21 апр. 2003 г. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2003. - 170 с.
7. Региональная политика России: адаптация к разнообразию : аналит. докл. / Г. А. Сатаров
[и др.]. ; под общ. ред. Г. А.Сатарова. - М. : Фонд ИНДЕМ, 2004. - 190 с.
8. Россия в цифрах: 2006 г. : крат. стат. сб. / Федер. служба гос. стат. России. - М., 2006. - 476 с.
9. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области (2008-2025 гг.) / авт. коллектив: О. В. Иншаков (рук. авт. коллектива) [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. О. В. Иншакова ; РАН, Отд-ние обществ. наук, Юж секция содействия развитию экономики, ВолГУ. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2008. - 356 с.
NATURAL RESOURCES MANAGEMENT WITH REGARD TO STABLE REGIONAL DEVELOPMENT
A.R. Popova
The article deals with the problem of natural resources management and with its value (significance) in the strategy of Volgograd region development. The perspectives of natural resources use for household needs and the restriction of perspective use capacity are comparatively analyzed at the contemporary stage of regional development. In accordance with the strategy of Volgograd region social and economic development the mechanism of improving natural resources management is suggested.
Key words: natural resources, stable development, region, natural ecological potential, natural resources management.