© Попова А.Р., 2010
УДК 330.15 ББК 65.28
УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ С УЧЕТОМ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
А.Р. Попова
Рассматривается проблема управления природными ресурсами в контексте реализации стратегии развития Волгоградской области. Проведен анализ перспектив использования природных ресурсов для нужд регионального хозяйства.
Ключевые слова: природные ресурсы, устойчивое развитие, регион, природно-экологический потенциал, управление природными ресурсами.
На современном этапе природные ресурсы играют важную стратегическую роль в развитии российской экономики и обеспечении национальной безопасности страны. Основной массе российских регионов, как отмечают ученые [3], присущ средний уровень развития, что позволяет характеризовать их как «стандартный, типовой российский регион». Нерешенные проблемы регионов, как правило, похожи, а неиспользованные, порой нераскрытые возможности для дальнейшего продвижения вперед разные. В связи с этим справедливо утверждение о том, что «выбор стратегии управления - это всегда выбор способов принятия решений в некотором наборе ситуаций. Разнообразие можно использовать, отводя ему ту роль, которое оно уже имеет в природе, являясь условием любого развития» [7, с. 13]. Правильное использование этих возможностей, постановка обоснованных целей позволят в максимально короткие сроки обеспечить ускоренное развитие такого региона, который ранее входил в категорию «предкризисных территорий».
Опыт развития мировой экономической системы, в том числе опыт многих передовых стран, свидетельствует о необходимости обеспечения эффективного контроля использования природно-ресурсного потенциала. С учетом этого опыта целью
устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации должно быть недопущение снижения жизненного уровня населения и ухудшения экологической обстановки.
«Устойчивое развитие» - последняя по времени появления глобальная общественноэкономическая парадигма развития, в рамках которой в процессе экономического роста удовлетворяются нужды сегодняшнего поколения, не лишая при этом будущие поколения возможности удовлетворять их собственные нужды [2]. Сложность задачи заключается в нахождении таких управленческих решений, которые позволили бы переломить существующие негативные тенденции стагнации и спада. Концепция перехода к устойчивому развитию по существу учитывает широкий круг природно-ресурсных, политических, техникоэкономических, демографических, социальнокультурных, экологических и общественных аспектов развития. При этом наиболее важным является обеспечение баланса социальных и экономических интересов, природно-ресурсных возможностей и экологических требований.
Однако в настоящее время реализуется модель, при которой развитие многих регионов России в целом подчинено интересам роста финансового и промышленного капитала. С позиций достижения устойчивого развития такая модель бесперспективна, поскольку сами по себе интересы расширенного (устойчивого) воспроизводства финансово-промыш-
ленного капитала (по своей имманентной сущности) не только отличны от «интересов развития цивилизации», но и относительно краткосрочны.
В то же время вхождение России в мировой цивилизованный процесс, ориентирующийся на модель устойчивого развития, подчеркнуто в Концепции перехода РФ к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 01.04.1996 г. N° 440. К приоритетным задачам перехода страны к устойчивому развитию относятся обеспечение стабилизации экологической ситуации и коренное улучшение состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности [1].
Другими словами, в современных условиях «социум любого уровня развития исходит из того, что экономический рост должен, с одной стороны, привести к удовлетворению рационально обоснованных национальных потребностей, а с другой - не усиливать тенденцию к необратимым изменениям сложившихся глобальных социоприродных систем» [2, с. 51]. Вместе с тем специфика социально-экономического развития обусловливает тот реальный факт, что регионы имеют различные экономические возможности реализации стратегии устойчивого развития.
Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области демонстрирует приверженность общечеловеческим ориентирам как главной целевой установке развития в XXI в. и имеет не только региональное, но и общенациональное значение, исходя из роли области в экономике страны как крупного региона по размерам хозяйственного потенциала, численности населения, уровню социального и политического развития [7, с. 84].
Основу экономического потенциала области составляют промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля. Природные ресурсы региона достаточно разнообразны и имеют не только местное, но и общероссийское значение. Природно-экологический потенциал области достаточно велик и может положительно воздействовать на экономический рост и социальное развитие региона. На территории области сосредоточено значительное количество разнообразных по-
лезных ископаемых. В недрах в основном содержатся неметаллические полезные ископаемые, важнейшими из которых являются нефть, газ, калийные соли.
Наличие значительных запасов природных ресурсов в Волгоградской области создает серьезные потенциальные преимущества перед другими регионами, о чем свидетельствуют данные многочисленных аналитических материалов [6; 9; 4; 5]. Представленная в них характеристика основных социально-экономических проблем региона и потенциальных возможностей их решения позволяет определить комплекс форм и методов регулирования территориального развития, которые могут обеспечить наиболее эффективное использование всех видов ресурсов с учетом их специфических особенностей.
Исходя из Стратегии социально-экономического развития на 2008-2025 гг., для Волгоградской области переход на модель устойчивого развития будет предполагать:
-кардинальное изменение структуры потребностей населения (согласно стратегии социально-экономического развития области, за счет повышения реальных доходов населения и увеличения объемов промышленного и сельскохозяйственного производства к 2025 г.);
- экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил (за счет формирования кластерной политики в регионе);
- проведение оптимальной демографической и социальной политики (улучшение жилищных условий населения области за счет увеличения уровня обеспеченности населения жильем с 19 до 2526 кв. м на душу населения; повышение здоровья населения; совершенствование системы образования; развитие сферы культуры; создание условий для реализации государственной молодежной политики);
- формирование экологического мировоззрения через создание системы воспитания и образования населения;
- организацию системы особо охраняемых природных территорий, природ-
ных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения и т. п. [9].
Не только современное, но и будущее природопользование (с учетом стратегии развития Волгоградской области) объективно находится в достаточно жестких рамках, обусловленных ограниченностью при-
родных ресурсов (см. таблицу), что отражается на степени экономической свободы природопользователей. Кроме того, для обоснования перспектив социально-экономического развития требуется оценка глубины кризиса окружающей среды по таким проблемам, как загрязнение воздуха, воды, почв и т. д.
Таблица
Характеристика современного и перспективного использования отдельных природных ресурсов в Волгоградской области *
Наименование природного ресурса, его характеристика для области Объемы добычи/ использования (2006 г.) Перспективы добычи/ использования для нужд хозяйства Ограничения перспективных объемов добычи/ использования
Углеводородное сырье. Область относится к старым неф-тедо бывающим районам со сравнительно высоким освоением ресурсов 1. Нефть - 3,6 млн т. 2. Газ - 700,0 млн куб. м Объем добычи нефти -3,0 млн т. При сохранении благоприятной конъюнктуры рынков нефти и нефтепродуктов - стабильные налоговые отчисления в консолидированный бюджет области 1. Снижение темпов проведения геологоразведочных работ. 2. Неустойчивые цены на мировых рынках. 3. Отсутствие у нефтеперерабатывающих предприятий утвержденных региональных нормативов допустимого остаточного содержания в почвах нефти и нефтепродуктов ее трансформации, что затрудняет объективную оценку реализации мероприятий по экологической безопасности
Т вердые полезные ископаемые. Составляют надежную сырьевую базу по подавляющему большинству нерудных полезных ископаемых. Основными пользователями являются предприятия стройиндустрии, включающей все виды строительной деятельности: капитальное и жилищное строительство, оборудование мелиоративных сооружений, сельское и автодорожное строительство 1. Камни строительные - 268 тыс. куб. м. 2. Мел на известь -54 тыс. т. 3. Керамзитовое сырье - 36,0 тыс. куб. м. 4. Пески для строительных работ - 1 267,1 тыс. куб. м. 5. Кирпично-черепичное сырье -91,0 тыс. куб. м 1. Камни строительные -959 тыс. куб. м. 2. Мел на известь -137,3 тыс. т. 3. Керамзитовое сырье -343 тыс. куб. м. 4. Пески для строительных работ - 2082,3 тыс. куб. м. 5. Кирпично-черепичное сырье - 136,0 тыс. куб. м 1. Изъятие пахотных, лесных и других земель из сельхозобо-рота. 2. Создание техногенного рельефа. 3. Повышенный уровень шумовых нагрузок. 4. Изменение гидрогеологических условий. 5. Нарушение ландшафта. 6. Газо- и пылевыделения. 7. Эрозия отвалов. 8. Возникновение обвалов. 8. Низкие темпы развития строительства в регионе
Водные ресурсы. Используются в целях сельскохозяйственно -го и промышленного производства, рыбоводства, речного транспорта, энергетики, в целях рекреации, спорта и туризма Объем забора воды из природных источников - 1 416 млн куб. м Возможно увеличение объемов водопотребления в связи с прогнозируемыми параметрами развития жилищно-коммунального хозяйства региона, увеличения объемов промышленного и сельскохозяйственного производства 1. Качество воды не соответствует нормативным требованиям. 2. Увеличение общего объема сброса загрязненных вод. 3. Значительный износ объектов инфраструктуры отрасли
* Составлено автором по: [9; 4; 5].
7 2 А.Р. Попова. Управление природными ресурсами с учетом стратегии развития региона
Окончание таблицы
Наименование природного ресурса, его характеристика для области Объемы добычи/ использования (2006 г.) Перспективы добычи/ использования для нужд хозяйства Ограничения перспективных объемов добычи/ использования
Почвенные ресурсы -природный ресурс, используемый в качестве естественного средства производства Сельскохозяйственные угодья - 8.8 млн га, пашни - 5.9 млн га; редкие почвы, исчезающие почвы Возможно увеличение пахотных земель в связи с прогнозируемым увеличением объемов производства сельскохозяйственной продукции к 2025 г. в 2 раза в сопоставимых ценах; ввод новых мелиоративных земель на более совершенной технической и технологической основе 1. Недостаток и высокий износ сельскохозяйственной техники. 2. Увеличение площадей, подверженных водной и ветровой эрозии. 3. Снижение плодородия пашни; 4. Сокращение численности сельского населения. 5. Сохраняющийся диспаритет цен. 6. Низкий уровень инвестиций в сферу агропромышленного производства
Лесной фонд, ценность которого обусловлена географическим положением области Общая площадь земельного фонда -697,8 тыс. га Ожидаемое усиление социально-экологического значения леса для области 1. Метеорологические условия. 2. Отсутствие жесткого государственного контроля за вырубкой. 3. Недостаточные объемы работ по восстановлению и расширению лесного фонда
По углеводородному сырью, приносящему в консолидированный бюджет области до 30 % от общего объема налоговых поступлений, прогнозируется снижение добычи. Факторы, ограничивающие в перспективе добычу углеводородного сырья на территории области, различны. Прежде всего это значительный износ основных фондов в данной отрасли. Что касается запасов строительного сырья, то здесь, несмотря на положительную динамику роста объемов добычи минерально-сырьевых ресурсов, основным сдерживающим фактором достижения запланированных объемов добычи является снижение темпов строительства, что отрицательно сказывается на социально-экономическом положении региона.
Реки и озера Волгоградской области играют существенную средообразующую роль. Однако, как показал анализ качественных изменений водных ресурсов под влиянием хозяйственной деятельности в 2007 г., из 330 анализов водных источников в 316 было обнаружено повышенное содержание нитратов, нитритов, аммиачного азота и хло-риона. При этом основной процент загрязненных стоков, сбрасываемых в водоемы области, приходится на жилищно-коммунальное хозяйство (87 %) [5; 9, с. 302]. Кро-
ме того, выполнение водными объектами различных функций неизбежно порождает острые противоречия. Типичным примером водохозяйственных конфликтов могут служить столкновение интересов гидроэнергетики, сельского хозяйства и промышленности области. Этот фактор также необходимо учитывать в реализации стратегии развития области.
Достаточно неблагополучна перспектива использования в Волгоградской области такого экоресурса, как воздух. Данное природное благо, формально не являясь товаром и находясь вне рыночной системы, тем не менее, становится производственным фактором. В целях снижения негативного воздействия на воздушную среду в Волгоградской области проводятся работы по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников. Однако трудность реализации этой цели заключается в том, что в последнее время в результате структурных изменений в экономике и промышленности региона происходит разукрупнение производственных объектов, переформирование производств, на территориях крупных промышленных предприятий размещаются десятки мелких производств разного профиля.
Среди региональных проблем, обусловленных антропогенным воздействием, по значимости, масштабам выделяется проблема сохранения и рационального использования почвенного покрова. Сельскохозяйственные угодья Волгоградской области имеют площадь 8,8 млн га, из них 5,9 млн га пашни. По размерам сельхозугодий в составе субъектов РФ область занимает третье место после Алтайского края и Оренбургской области. В значительной мере современные проблемы - результат долговременной политики экстенсивного развития отечественного сельского хозяйства, при которой увеличение производства достигалось преимущественно за счет расширения обрабатываемых площадей. Оценка состояния почв Волгоградской области свидетельствует о различной степени загрязнения значимого природного компонента, воздействие которого на определенные среды (воздух, воду, растения) может проявляться рядом негативных последствий. Следует отметить, что на территории области практически не проводятся работы по оценке подвижных форм тяжелых металлов в городских почвах, которые являются наиболее биологически активными. Поэтому степень загрязнения почв с учетом подвижных форм тяжелых металлов будет более высокой, а риск негативного воздействия на другие природные объекты - повышенным.
Расположенная в зоне сухих степей, Волгоградская область относится к малолесным районам. Поэтому ценность лесного фонда обусловлена не только географическим положением области, экономическим значением лесов, но, в основном, социально-экологической ролью лесных насаждений в жизни общества. Следует учитывать ожидаемое усиление экологического значения леса в Волгоградской области в связи с неизбежным ростом эмиссии углекислого газа и происходящими глобальными изменениями климата.
Повышение устойчивости хозяйственной системы Волгоградской области будет означать повышение степени активного преодоления ею неблагоприятных, в том числе случайных, вариаций и факторов внешней
среды; а высшей формой устойчивой организации региональной системы станет такая, при которой система способна устойчиво развиваться, саморегулироваться, са-моуправляться, самосовершенствоваться, максимально используя внутренние и внешние ресурсы. Это обусловливает актуальность разработки нового подхода к управлению природными ресурсами на региональном уровне, ориентированном на стратегические цели развития региона в контексте его устойчивости, конкурентоспособности и безопасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Газеев, Н. X. Региональные аспекты реализации концепции устойчивого развития / Н. X. Газеев // Использование и охрана природных ресурсов в России : бюллетень. - 2006. - № 2. - С. 132-136.
2. Гуриева, Л. Стратегия устойчивого развития региона / Л. Гуриева // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 2. - С. 46-57.
3. Денисов, В. Долгосрочная стратегия социально-экономического развития региона необходима / В. Денисов // АПК: Экономика, управление. -2008. - № 3. - С. 30-32.
4. Доклад о состоянии окружающей среды Волгоградской области в 2006 году. - Волгоград : Панорама, 2007. - 256 с.
5. Доклад о состоянии окружающей среды Волгоградской области в 2007 году. - М. : Глобус, 2008. - 384 с.
6. Морозова, И. А. Влияние природно-климатических условий и уровня развития сельскохозяйственного производства на формирование человеческого капитала Волгоградской области / И. А. Морозова // Региональные проблемы природопользования : материалы круглого стола, г. Волгоград, 21 апр. 2003 г - Волгоград : Изд-во ВолГУ 2003. - 170 с.
7. Региональная политика России: адаптация к разнообразию : аналит. докл. / [Г. А. Сатаров и др.] ; под общ. ред. Г. А.Сатарова. - М. : Фонд ИНДЕМ, 2004. - 190 с.
8. Россия в цифрах-2006 : крат. стат. сб. / Федер. служба гос. статистики России. - М., 2006. - 476 с.
9. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области (2008-2025 гг.) / авт. коллектив: О. В. Иншаков (рук. авт. коллектива) [и др.] ; под ред. д-ра экон. наук, проф. О. В. Инша-кова ; РАН, Отд-ние обществ. наук, Юж. секция содействия развитию экономики ; ВолГУ. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2008. - 356 с.
74
А.Р. Попова. Управление природными ресурсами с учетом стратегии развития региона
NATURAL RESOURCES ADMINISTRATION WITH THE REGARD FOR STEADY REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGY
A.R. Popova
The article deals with the issue of natural resources administration in the context of the Volgograd oblast’ development strategy and its implementation. The analysis is focused on finding out ecological potential of natural recourses for the needs of regional management.
Key words: natural resources, sustainable development, region, ecological environment potential, natural resources administration.