Научная статья на тему 'Управление переменами: трансформация системы управления лесами за рубежом и в России'

Управление переменами: трансформация системы управления лесами за рубежом и в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клейнхоф И. А.

Клейнхоф И.А. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕМЕНАМИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ. Изложены методологические основы управления переменами. Разработаны предложения по творческому использованию лучшего зарубежного опыта в области управления процессами институциональных и экономических преобразований в лесном хозяйстве применительно к условиям России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kleinhof I.A. MANAGEMENT OF CHANGES: INSTITUTIONAL AND ECONOMIC REFORMS AS APPLIED TO THE FORESTRY IN FOREIGN COUNTRIES AND RUSSIA. This paper describes the main lines of the methodology for management of changes, and analyses the evolution of institutional arrangement in foreign countries. Recommendations for the creative use of the best world practises related to the management of changes are elaborated.

Текст научной работы на тему «Управление переменами: трансформация системы управления лесами за рубежом и в России»

ЭКОНОМИКА

В то же время растущая конкуренция на мировых рынках древесного сырья и готовых изделий обостряет необходимость срочного принятия мер по повышению конкурентоспособности латвийских лесопромышленных фирм. Значительный интерес представляет система управления качеством во всех подотраслях лесного сектора экономики.

Разработана и внедрена в практику система управления качеством, охватывающая лесопользование, воспроизводство лесных ресурсов, а также все отрасли лесопромышленного комплекса. В 2005 г. начато внедрение подсистемы управления качеством контроля выполнения лесного законодательства и надзора.

В ее основу положены международные стандарты: LVS EN ISO 9001: 2000 «Системы управления качеством. Требования» и LVS EN ISO/EC 17020: 2005 «Основные критерии институтам, осуществляющим инспектирование. По состоянию на 01.01.2007 г. разработаны и внедрены в практику основные процедуры управления качеством контроля и надзора [1].

В целях обеспечения устойчивого лесопользования разработаны правила и нормативы качества применительно к лесовосстановлению, рубкам ухода и другим мероприятиям по воспроизводству лесных ресурсов. Реформы способствовали развитию лесной инфраструктуры. Дороги, построенные АО «Латвияс межи», в отличие от значительной части дорог общего пользования могут быть использованы для вывозки древесины круглый год.

В результате довольно высоких темпов экономического роста за 2004-2006 гг. наметилась тенденция к сокращению объемов экспорта лесных товаров и соответствующе-

го увеличения емкости внутреннего рынка. В перспективе намечается существенный рост использования отходов деревообработки (примерно на 25 %), а также низкокачественной древесины, лесосечных отходов и отходов деревообработки в качестве энергоресурса.

С учетом различий в культурно-исторических традициях и истории экономического развития критическое использование зарубежного опыта представляет собой один из способов ускорения решения задачи построения эффективно функционирующей рыночной экономики лесного хозяйства применительно к условиям России. Заслуживает внимания системный подход к реформированию системы управления лесами и лесным хозяйством в Латвии. Суть его заключается в экономическом, социальном и экологическом обосновании целей развития лесного сектора экономики; разработке лесной политики и долгосрочной программы ее реализации; определении последовательности проведения отдельных этапов институциональных реформ; систематической оценке результатов реформ; создании правовой и экономической базы устойчивого лесопользования; формировании конкурентных рынков лесных товаров и лесных ресурсов; создании системы управления качеством продукции и работ в лесном хозяйстве и лесной промышленности.

Библиографический список

1. Growth ring.-Riga:”State Forest Service”, 2007. - 32 pp.

2. Kalvitis, A. Forest industry is ready to move on next quality level// Baltic Timber Journal. - 2005. - № 3. - P. 4-8.

3. Latvijas Valsts Mezha Dienesta rokasgramata.-Riga: LVMD, 2004, 398 pp.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕМЕНАМИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ

И.А. КЛЕЙНХОФ, доц. каф. менеджмента и маркетинга МГУЛ, канд. экон. наук

Стратегический подход к управлению изменениями призван обеспечить экономические результаты будущего и эффективность самих изменений. Парадигма любой общественной науки основывается на представлениях о реальности [1].

Несмотря на всю значимость, представления о действительности редко подвергаются анализу, изучению и пересмотру. Для общественной науки, каковым является менеджмент, представления о действительности гораздо важнее, чем для естественных

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

101

ЭКОНОМИКА

наук. Общественные науки имеют дело с поведением человека и общественными институтами. Следовательно, практики от менеджмента действуют так, как им подсказывают представления о действительности, лежащие в основе теории менеджмента. В социальном мире предмет изучения меняется непрерывно. А это означает, что представления, которые были справедливы вчера, могут в один момент стать несостоятельными и, более того, ложными. В качестве примера можно назвать следующие положения менеджмента: менеджмент - это менеджмент бизнеса; существует одна правильная организационная структура управления; существует или должен существовать один правильный способ управления персоналом; технологии, рынки и конечное использование товаров заданы; область деятельности менеджмента определена юридически. Настало время пересмотреть их и попытаться сформулировать новые представления в соответствии со стремительно меняющейся реальностью [1].

Трансформация системы управления происходит как реакция на перемены во внешней среде. Эти перемены происходят все быстрее, и необходимо эффективно и с опережением реагировать на них.

Одним из ключевых элементов управления изменениями является человеческий фактор. На любом предприятии люди являются носителями как изменений, так и сопротивления переменам (поскольку опасаются, что изменения затронут их положение в организации, работу). Залогом успеха являются следующие шаги:

- проанализировать, какое сопротивление может встретить планируемое изменение;

- минимизировать это сопротивление (потенциальное и реальное);

- довести до сведения сотрудников, что именно, каким образом, в какие сроки, в какой последовательности будет изменено и роль каждого в этом процессе. Новые идеи, структуры, нормы отношений должны быть приняты всеми сотрудниками. Необходимо, чтобы все члены организации осознали, что создание новых идей - это единственный способ создания богатства как для компании, так и для самих себя. Важно обеспечить всемерное стимулирование

креативного мышления, приоритетное поощрение тех, кто успешно проявлял себя в новых проектах. Максимум того, что талантливый сотрудник привнесет в стабильный бизнес, будет лишь незначительной частью вклада, который он смог бы внести в венчурный проект.

Модели бизнеса постоянно меняются. Для крупных компаний инновации превратились в насущную необходимость, но никто не хочет оказаться на месте компаний, потерявших миллиарды долларов на играх в «новые технологии» [1].

Задача топ-менеджмента в современных условиях не сводится лишь к выработке стратегии и контролю за выполнением. Необходимо построить организацию, которая сможет постоянно генерировать новые идеи развития бизнеса и при этом быть стабильной и устойчивой(1). Выполнение стратегии предполагает проведение необходимых изменений, без которых даже самая хорошо проработанная стратегия может потерпеть провал.

Стратегический подход к управлению изменениями призван обеспечить экономические результаты будущего и эффективность самих изменений. Факторы, обеспечивающие стратегический системный подход к управлению изменениями:

- формирование высокой степени заинтересованности, корпоративного духа и умения решать проблемы коллегиально с начала внедрения изменений;

- подготовка принятия стратегических решений. Принятию решения предшествует его обсуждение всеми заинтересованными сторонами, что снижает вероятность ошибок;

- ориентация на долгосрочные тенденции и долгосрочный результат, рассмотрение возможных вариантов изменений задолго до их наступления. При выборе между достижением краткосрочных и долгосрочных целей преимущество должны иметь последние;

- организационная структура управления должна следовать за стратегией;

- на каждой менеджерской позиции проявить инициативу и делегирование больших полномочий, сопряженных с высокой степенью ответственности;

- создание независимых структур для осуществления запланированных изменений;

102

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

ЭКОНОМИКА

- обеспечение последовательности при проведении перемен.

Исключительно важное значение имеет последовательность преобразований, согласованность действий по разрушению или видоизменению старых и созданию новых управленческих структур. В России реформирование системы управления лесами происходит противоречиво, без должной последовательности. Несмотря на то, что неудовлетворительно решены задачи на предшествующем этапе, происходит переход к следующему этапу. Это следствие неразработанности программы перемен, определяющей цели и задачи, основные этапы, последовательность и сроки проведения мероприятий.

Система управления, функционирующая в быстро меняющейся среде, испытывает большее давление перемен, чем в более стабильном окружении. Причем некоторые ее подсистемы испытывают более значительное влияние, чем другие. Хотя на всех уровнях управления должны реагировать на изменения, эффект изменений и форма реакции на разных уровнях различны [3]. Перемены связаны с изменениями структуры управления, организационной структуры, технологий.

Самый эффективный способ управления переменами - это опережать их. Для этого необходимо выработать стратегическую политику, которая заставляет настоящее работать на будущее. Необходимо своевременно улавливать тенденции изменений и в зависимости от ситуации либо приспосабливаться к ним, либо пытаться противостоять им, а также использовать открывающиеся благоприятные возможности.

В процессе принятия решений об изменениях, топ-менеджмент может проявить себя проактивным или реактивным т.е. либо самостоятельно проявлять активность, либо реагировать на требования сложившейся ситуации. Анализируя и прогнозируя изменения одной переменной, следует помнить об их взаимозависимости. Реформы, сконцентрированные только на одной переменной, менее эффективны, чем направленные сразу на несколько переменных [3]. В первую очередь, топ-менеджментом должна быть осознана необходимость изменений и проведения подготовительной

стадии. На данном этапе осуществляется сбор и анализ информации, выявляются причины возникновения проблем, наличием которых обусловлено проведение изменений.

Стратегическая лесная политика имеет исключительно важное значение для социально-экономического и экологического развития народного хозяйства и отдельных его отраслей. При этом имеется в виду влияние стратегической лесной политики на структуру и объемы инвестиций в человеческий и физический капитал, устойчивое природопользование, направления и темпы технического прогресса.

Проводимая в настоящее время во многих странах мира реформа управления лесами и лесным хозяйством является ответной реакцией на изменения во внешней среде. Следует обратить внимание на принципиальные различия в управлении переменами в России и развитых зарубежных странах. Последние уже построили развитую рыночную экономику, тогда как Россия по ряду важных позиций еще находится на стадии переходной экономики. На данном этапе основной задачей является повышение эффективности функционирования рыночных механизмов и оптимальное сочетание с мерами государственного регулирования лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов. Следовательно, речь идет о совершенствовании системы управления лесами и лесным хозяйством по мере изменений во внешней среде. В начале XXI века основные изменения во внешней среде связаны с обострением демографической ситуации в развитых странах, глобальной конкуренцией и растущим несоответствием между политическими и экономическими реалиями. Перечисленные выше перемены обусловили рост затрат на социальную защиту населения. Одним из источников их покрытия является экономия бюджетных средств, в том числе на ведение лесного хозяйства. Решение подобной задачи потребовало комплекса мер по совершенствованию системы управления лесами и лесным хозяйством.

Разработку программы реализации стратегии реформ в каждой отдельной стране осуществляют с учетом национальных особенностей, общественного мнения, при-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2007

103

ЭКОНОМИКА

родно-экономических условий, исторических традиций, а главное - максимально возможной отдачи от тех или иных мероприятий. Примером тому является одобренная странами-членами ЕС стратегическая задача повышения эффективности затрат на воспроизводство лесных ресурсов путем управления лесами. Решения задачи в отдельных странах ЕС далеко не одинаковые. В Швеции, Австрии, Латвии, Германии провели или собираются провести разделение функций государственного управления лесами и хозяйственных функций. В то же время в Финляндии, Литве, во Франции и в некоторых других странах решили сохранить действующую единую систему управления лесами и лесным хозяйством. Главный вопрос не в том, по какому из этих двух путей следует идти России, а в творческом использовании зарубежного опыта. В Германии, Швеции, Финляндии и других развитых странах выработана стройная система принятия решений о проведении мероприятий по совершенствованию системы управления лесами по мере изменения внешней среды. Основными ее составляющими являются: разработка стратегии институциональных и экономических преобразований; детальный анализ действующей системы управления; разработка лесной политики и правовой базы реформ; участие общественности в подготовке и принятии решений; социальное, экономическое и экологическое обоснование тех или иных преобразований.

Подобная мера западными учеными и специалистами вовсе не рассматривается в качестве очередной ступени развития рыночных отношений в лесном хозяйстве, как это у нас нередко преподносится. Опыт Финляндии, Швеции, Латвии, Эстонии и отдельных земель Германии довольно убедительно доказывает, что разделение хозяйственных и административных функций производят лишь при условии успешного выполнения задач предыдущих этапов институциональных реформ, когда необходим поиск новых путей и методов роста эффективности лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов.

Институциональные преобразования как важнейшая часть экономических реформ оправданы лишь при условии, что их прове-

дение обеспечит рост эффективности производства, улучшит правовую и экономическую базу устойчивого лесопользования. В связи с этим возникла необходимость совершенствования методологии оценки влияния институциональных преобразований на эффективность производства [6].

Подобная задача может быть успешно решена только при наличии следующих основных факторов и условий: высокого уровня развития рыночных отношений в лесопользовании и лесохозяйственной деятельности; эффективно функционирующей системы государственного регулирования лесных отношений; наличии морально-этических норм, поддерживаемых большинством общества. Кроме того, как показал опыт Германии, Латвии и других стран, разделение хозяйственных и административных функций в лесах преимущественно средозащитного значения не оправдывает себя ни с экологических, ни экономических, ни социальных позиций.

Вполне закономерно, что страны переходной экономики приступают к решению задачи разделения хозяйственных и административных функций только по мере соответствия лесного сектора экономики вышеназванным показателям. Латвии для этого потребовалось более десяти лет, причем в течение всего периода проводилась систематическая, последовательная работа по разработке лесной политики, лесного законодательства, формированию конкурентных рынков лесных ресурсов и лесных товаров, преобразованию старых и формированию новых институтов. При этом значительное внимание уделялось достижению консенсуса между различными слоями населения по основным положениям лесной политики. Практика предыдущих этапов реформ показала, что исправить упущения при подготовке реформ весьма сложно, а порой даже невозможно. Институциональные и экономические преобразования в лесном секторе экономике России осуществляют в основном путем догоняющего развития. Однако зарубежный опыт далеко не всегда используется наилучшим образом. Примерами служат искажение зарубежного опыта при формировании рынков лесных ресурсов, а также нарушение последователь-

104

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

ЭКОНОМИКА

ности институциональных преобразований. У нас сформировались монопольные рынки лесных товаров и лесных ресурсов. Сохранились элементы директивного ценообразования в сфере лесопользования. Минимальные ставки лесных податей в России более чем на порядок ниже в сравнении с платой за право пользования лесными ресурсами ряде стран переходной экономики, таких как Латвия, Эстония, Чехия. Вышеотмеченные причины делают весьма проблематичным достижение роста эффективности лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов. В результате разрыв в эффективности лесопользования и переработки лесных ресурсов между развитыми странами и Россией увеличивается. В расчете на единицу потребленного древесного сырья Россия производит в 5-8 раз меньше лесных и целлюлозно-бумажных товаров. Вышеотмеченное обостряет недостатки и угрозы использования модели догоняющего развития.

Особого внимания заслуживают способы и методы управления процессами институциональных и экономических преобразований. Необходимо иметь в виду, что в долгосрочном плане предложение лесных ресурсов характеризуется высокой эластичностью. Есть значительные возможности увеличения размера неистощительного многоцелевого лесопользования посредством мероприятий по улучшению качественного состава и повышению продуктивности лесов, а также более эффективному использованию лесных ресурсов. Однако ввиду длительности лесовыращивания подобные мероприятия должны быть проведены с опережением социально-экономического и экологического развития. Убедительным примером неуклонного роста размера неистощительного лесопользования за последние 50 лет является Финляндия. Финский опыт не менее ценен в отношении разработки и реализации лесной политики в качестве органической части научно-технической, социально-экономической и экологической политики государства. Без постоянного накопления человеческого капитала, развития инфраструктуры, формирования адекватной рыночной экономики институциональной среды даже крупные од-

норазовые инвестиции в лесное хозяйство не могут принести ожидаемого эффекта. Нельзя не отметить, что социально-экономическое и экологическое значение инвестиций в лесной сектор выходит далеко за отраслевые рамки.

Примером всестороннего комплексного подхода к проведению реформ в лесном хозяйстве может служить Германия. Лесная политика Германии требует, чтобы управление лесным хозяйством было социально и экологически ориентированно, то есть учитывало бы интересы всего общества и способствовало сохранению окружающей среды. В качестве объединяющего начала для многообразных составляющих устойчивого развития выступает территориальный комплекс, представляющий собой федеральную землю. При этом учитываются его пространственно-временные связи с другими землями и соседними странами. Подобный подход закреплен в действующей правовой инфраструктуре страны.

Планы территориального развития определяют пространственную структуру соответствующей территории и прежде всего целевую структуру размещения населения, охраняемых и резервных территорий, инфраструктуры. Планы развития отдельных земель подлежат обязательному согласованию с федеральным правительством, а также соседними регионами. Главной целью ведения лесного хозяйства является обеспечение наивысшей выгоды для общества. При этом имеется в виду непрерывное обеспечение социальных, средозащитных и экономических запросов общества в оптимальном их сочетании. В соответствии с принципом экономической эффективности достижение поставленных целей должно быть с наименьшими затратами.

Следует обратить внимание на основательную подготовку реформы, включающей социальное, экономическое и экологическое обоснование ее цели, задач и ожидаемых последствий, а также последовательное, поэтапное решение поставленных задач и систематический контроль достигнутых результатов. При этом обеспечивается максимально возможное сохранение положительных аспектов действующей системы управления лесами и лесным хозяйством.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2007

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.