Научная статья на тему 'Развитие корпоративного подхода к управлению лесами и лесным хозяйством'

Развитие корпоративного подхода к управлению лесами и лесным хозяйством Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
233
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОРПОРАТИВНЫЙ / КОММУНИКАЦИИ / ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Клейнхоф И. А.

Клейнхоф И.А. РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ЛЕСАМИ И ЛЕСНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ. Рассматриваются вопросы корпоратизации управления лесами и лесным хозяйством в развитых странах мира и оцениваются перспективы использования лучшей зарубежной практики в условиях России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kleinhof I.A. COLLABORATIVE AND PARTICIPATORY PROCESSES AS A NEW INSTITUTIONAL FORMS OF GOVERNANCE IN FORESTRY. The basic argument of this paper is that participatory process and collaboration are generating new forms of emergent governance institutions as applied to the forestry

Текст научной работы на тему «Развитие корпоративного подхода к управлению лесами и лесным хозяйством»

ЭКОНОМИКА

Анализ импорта Японией российских лесоматериалов показал, что спрос на круглые лесоматериалы за последний год сократился на 5,9 %. Объемы импорта лесоматериалов за 2006 г. увеличились на 19 %.

Япония импортирует пиломатериалы только хвойных пород, наибольшим спросом пользуются пиломатериалы, вырабатываемые из сосны, ели и пихты, лиственницы.

Республика Корея за последние двадцать лет динамично развивается, но бедна природными ресурсами. Объем товарооборота между этой страной и Россией с 1990 г. увеличился в 2,6 раза. Общее потребление древесных материалов в пересчете на круглый лес составляет в этой стране 32-34 млн м3 в год, 95 % от этого объема обеспечивается за счет импорта. Спрос на круглые лесоматериалы составляет около 9 млн м3, на пиломатериалы - 6-7 млн м3.

Россия экспортирует в Республику Корея только древесину хвойных пород. За 2006 г. объемы поставок в эту страну несколько снизились. Этот показатель перекрыт за счет возросшей на 6 % цены на древесину.

Основу российского лесного экспорта до последнего времени составляли необработанные лесоматериалы. Что же касается глубины переработки древесины и рационального использования наших природных богатств то, например, валютная выручка Финляндии в расчете на 1 тыс. м3 заготовленной древеси-

ны за счет преобладания в экспорте продукции глубокой переработки превышает отечественную в 17 раз.

Точного учета вырабатываемых у нас пиломатериалов в настоящее время нет. Однако можно считать, что доля производимых пиломатериалов составляет примерно до 20 % от заготавливаемой древесины и к 2010 г. ее необходимо довести до 50 %.

За последние годы просматривается курс на снижение вывоза круглых лесоматериалов, а это вызывает необходимость развивать переработку древесины в различные виды лесопродукции: пиломатериалы, щепу, плиты, черновые заготовки, клееный брус и другую продукцию.

Библиографический список

1. Шейнгауз, А.С. Лесной комплекс российского Дальнего Востока: Ситуационный анализ / А.С. Шейнгауз, В.П. Каракин, В.А. Тюкалов. - Хабаровск - Владивосток: ДВО РАН, 1996. - 63 с.

2. Белозеров, И.Л. Рациональный раскрой пиловочного сырья Дальневосточного региона: автореф. дис. ... д-р техн. наук / И.Л. Белозеров. - М., 1999.

- 47 с.

3. Белозеров, И.Л. Сравнительный обзор рынка сбыта лесоматериалов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона / И.Л. Белозеров, С.И. Кибякова // Деревообрабатывающая промышленность. - 1999.

- № 3. - С. 27-28.

4. Кибякова, С.И. Повышение эффективности производства экспортной пилопродукции в условиях Дальнего Востока: автореф. дис. ... канд. техн. наук / С.И. Кибякова. - Красноярск, 2001. - 23 с.

РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ЛЕСАМИ И ЛЕСНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

И.А. КЛЕИНХОФ, доц. каф. менеджмента и

Одним из следствий глобализации является обострение борьбы за мировое лидерство. Сейчас определяются структура и расстановка сил на длительное время и каждая страна, каждый хозяйствующий субъект стремится занять возможно более выгодные и влиятельные плацдармы в глобальном хозяйстве с тем, чтобы обеспечить принятие выгодных для лидера стандартов и правил игры.

В мире образовались глобальные и региональные центры силы. Основным экономи-

маркетинга МГУЛ, канд. экон. наук

ческим показателем для их выделения принят объем ВВП. Глобальным центром силы сегодня являются США, а в качестве региональных в Европе выступает Евросоюз ( ЕС), а в Азии - Япония. Россия значительно уступает мировым лидерам по объему ВВП, а по темпам экономического развития и новым потенциальным мировым лидерам, таким как Китай и Индия. Еще большую тревогу вызывает качественная структура экономического роста, в которой преобладает сырьевая составляющая.

112

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2008

ЭКОНОМИКА

Несмотря на определенный прогресс, достигнутый в первые годы нового столетия, экономическое и технологическое отставание российского лесного сектора экономики от мировых лидеров по ряду позиций продолжает увеличиваться. В связи с этим следует отметить незначительные объемы внедрения инновационных технологий, низкие темпы роста производства добавленной стоимости в расчете на единицу заготовленной древесины, а также несовершенство системы управления лесами и лесным хозяйством.

По институциональному обеспечению деятельности в отрасли, по степени разработанности и реализации стратегии и политики устойчивого развития лесного сектора экономики Российская Федерация отстает не только от стран с развитой лесной промышленностью, но и от бывших социалистических стран (Чехия, Словения, Польша), начавших реформирование экономики немногим ранее России.

В названных выше странах сформирован развитый, конкурентный рынок лесных товаров и лесных ресурсов, созданы экономические стимулы интенсификации лесопользования и роста эффективности использования древесных ресурсов.

В настоящее время в России осуществляется очередной этап реформирования системы управления лесами, целью которого является повышение эффективности лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов путем формирования конкурентной среды и организации независимого контроля в лесохозяйственной деятельности. Однако далеко не все подсистемы и элементы, созданные в результате предшествующих этапов реформирования системы управления лесами и лесным хозяйством, функционируют эффективно. Подобная ситуация обусловлена отсутствием национальной лесной политики, а также должной координации институциональных реформ, проводимых в лесном хозяйстве и отраслях лесопромышленного комплекса; неудовлетворительным выполнением отдельных задач институциональных преобразований в лесном хозяйстве; нарушением последовательности реформ [1].

Настала необходимость глубокой реорганизации системы государственного управления лесами, обеспечивающей переход на инновационное развитие лесного сектора экономики. Оптимальное решение данной задачи требует учета лучшей зарубежной практики в области управления лесами. При этом необходимо иметь в виду, что проблема эффективного использования основных инструментов лесной политики выходит за рамки национальных границ.

В каждой стране система управления лесами и лесным хозяйством формируется под влиянием истории, культуры, традиций и менталитета населения. В то же время явственно обозначились тенденции к возникновению единого экономического и информационного пространства в планетарном масштабе, к интенсивному обмену знаниями и технологиями. Под влиянием глобализации формируются универсальные принципы и подходы к управлению лесами, которые находят применение на практике все большего числа стран. К ним следует отнести механизмы устойчивого экономического, социального и экологического управления лесами, партнерство между государством, бизнесом и общественностью при разработке и реализации управленческих решений; интегрированную систему управления качеством лесных ресурсов, лесных товаров, природной и деловой среды, здоровья и безопасности работающих в лесном секторе экономики [3, 6].

Для перехода на устойчивое развитие лесного сектора экономики многие страны внесли необходимые изменения в лесную политику и лесное законодательство. Основные изменения связаны с целями и методами управления лесами и лесным хозяйством, а также созданием правовой базы для повышения роли общественности в управлении лесами. Лесное законодательство государств ЕС, США, Канады, Японии и ряда стран переходной экономики устанавливает требования к экономической, социальной и экологической устойчивости лесного сектора экономики. В качестве примера можно привести соответствующие статьи лесного закона Баварии, являющейся одной из федеральных земель Германии. Согласно Лесному закону Бава-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2008

113

ЭКОНОМИКА

рии, экономическими задачами устойчивого управления лесами являются:

- ориентация пользования древесными и другими рыночными ресурсами леса на получение прибыли;

- развитие существующих и создание новых доходных направлений многоресурсного лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов.

Экологическими требованиями устойчивости лесного хозяйства:

- выполнение задач по охране окружающей природной среды, защиты лесного ландшафта и обеспечению рекреационных, водоохранных и почвозащитных функций леса;

- максимально возможное использование естественных процессов роста и развития лесных экосистем в процессе лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов.

Социальный аспект устойчивости лесного хозяйства предполагает:

- формирование высококвалифицированного и мотивированного управленческого персонала и непрерывное его обучение;

- организацию конструктивного диалога со всеми группами интересов;

- увеличение вклада лесного хозяйства в развитие сельских районов[2].

Следует отметить, что создание условий для устойчивого развития сельских районов является одним из центральных вопросов лесной стратегии ЕС. Лесное хозяйство играет исключительно важную роль в сохранении окружающей природной среды, повышении благосостояния сельского населения, рационального землепользования и диверсификации экономики в сельских районах[5].

Процесс и процедуры корпоратизации управления лесами можно рассмотреть на примере разработки и реализации лесной политики. В течение последних трех десятилетий по мере более глубокого осознания роли природных экосистем в обеспечении устойчивого развития планеты осуществляется формирование новых принципов, организационных структур и процессов разработки и реализации лесной политики. Поворотным пунктом в формировании нового понимания лесной политики по праву считается десятый Мировой лесной конгресс, состоявшийся в

1991 г. в Париже. В докладах конгресса обращалось внимание на приоритетное значение долгосрочных интересов устойчивого развития перед сиюминутными экономическими выгодами; необходимость разработки интегрированной лесной политики применительно ко всему кластеру лесных отраслей, включая лесную промышленность, энергетику, сельское, рыбное и водное хозяйство, а также общественные организации и другие группы интересов [7].

Сегодня во многих странах создана правовая база и разработаны процедуры участия всех групп интересов в подготовке управленческих решений по основным социальным, экологическим и экономическим вопросам ведения лесного хозяйства и осуществления контроля выполнения задач лесной политики. Таким образом, речь идет о качественно новом уровне участия всех групп интересов в разработке и реализации лесной политики. В зарубежной специальной литературе в этих целях все чаще применяют термин корпоративный подход [«collaboration»], соединяющий коммуникации, генеративную политику и новые организационные формы многосекторного, многоуровнего управления лесами. Данный подход генерирует новые формы связи между группами интересов, новые управляющие институты и обеспечивает увязку глобальных принципов управления лесными экосистемами с конкретными мероприятиями по их реализации на местном уровне. Корпоративный подход предполагает регулярное участие групп интересов в разработке и реализации лесной политики, включая оценку достигнутых результатов и, в случае необходимости, их корректировку [6].

Значительный положительный опыт по созданию необходимых для осуществления корпоративного подхода процедур и организационного механизма выработки и реализации лесной политики накопили страны Европейского Союза (ЕС), США, Канады [2, 3, 6].

Страны ЕС входят в число основных торговых партнеров Российской Федерации. Для них характерен опережающий рост производства и экспорта лесных то-

114

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2008

ЭКОНОМИКА

варов с высокой добавленной стоимостью. ЕС занимает весьма скромную долю в мировых лесных ресурсах. Однако благодаря значительным объемам импорта древесного сырья (53,1 млн м3), в основном из России, а также эффективному использованию древесины и всей биомассы леса, ЕС обеспечивает высокие душевые нормы потребления пиломатериалов, фанеры, бумаги, картона и других лесных товаров и кроме того является крупнейшим их экспортером. ЕС является абсолютным мировым лидером по экспорту бумаги и картона (55,8 % мирового объема) и занимает ведущие позиции по экспорту пиломатериалов и лиственных древесных материалов - соответственно 37,4 и 34,8 % мирового их объема.

Стратегическая лесная политика развития кластера лесных отраслей непосредственно вытекает из целостной стратегии развития ЕС, направленной на экономический рост и устойчивое социальное и экологическое развитие на базе производства новых знаний и инновационных технологий. Согласно технологической платформе, принятой в Брюсселе 15 февраля 2005 г., в качестве основной движущей силы развития лесного кластера рассматриваются научные исследования и инновации.

Страны ЕС характеризуются высокой степенью интернационализации лесной политики. В основу стратегической лесной политики ЕС положены следующие основополагающие принципы:

- следование каждой страной ЕС генеральным целям общеевропейской лесной политики;

- обеспечение выполнения международных соглашений, заключенных между государствами-членами и Евросоюзом;

- в социальной сфере - сбалансирование интересов общества и владельцев леса в использовании социальных полезностей леса и в развитии трудовых отношений в лесном секторе;

- в сфере защиты окружающей среды - сохранение и поддержание биологического разнообразия на текущем уровне;

- в области экономики - обеспечение устойчивого лесопользования и максимально

возможного прироста добавленной стоимости в лесном секторе экономики;

- построение своей деятельности в соответствии с принципами свободного обращения товаров и свободной конкуренции;

- признание основополагающей роли кластера лесных отраслей в обеспечении устойчивого развития стран Европы, включая создание благоприятной для здоровья людей среды обитания и сохранение биоразнообразия;

- повышение конкурентоспособности лесного сектора экономики ЕС;

- увеличение вклада в приумножение потенциала лесных ресурсов для благосостояния последующих поколений и повышение уровня занятости в сельских и промышленных районах в рамках формирования устойчивого общества;

- следование принципам интеграции, устойчивого развития и охраны окружающей среды в рамках реализации лесной политики;

- сохранение и защита леса в качестве важнейшей составной части окружающей природной среды в Европе с учетом основных положений Стратегии сохранения биоразнообразия в Европейском Союзе и Конвенции по изменению климата на планете [5].

Одним из проявлений корпоративного подхода является делегирование государственными органами власти части полномочий по управлению лесами регионам, а также более широкое вовлечение их в разработку и реализацию лесной политики. Применительно к государственным лесам функции собственника переданы корпоративно ответственным коммерческим организациям. В качестве примера можно назвать государственные акционерные общества в Австрии, Германии, Финляндии, Латвии.

Изменились роль и значение основных инструментов лесной политики: нормативноправовых (законы, подзаконные акты, распоряжения), финансовых (налоги, субсидии, кредиты), информационных (планы, прогнозы).

Прямое администрирование в виде нормативно-правовых актов и запретов сохранило свое значение в сфере защиты прав собственности на лесные ресурсы, включая предотвращение незаконных рубок и применение истощительных технологий лесозаготовок [3].

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2008

115

ЭКОНОМИКА

Ключевым процессом корпоративного подхода к управлению лесами являются коммуникации. Это означает, что представители различных общественных организаций выступают в качестве представителя населения и отстаивают интересы большинства населения.

Суть коммуникаций заключается в согласовании существенных вопросов ведения лесного хозяйства посредством ряда шагов, подлежащих документированию. Межличностные коммуникации являются одним из лучших способов обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью или носящих конфликтный характер.

Коммуникации включают:

1. Информирование представителей групп интересов.

2. Обсуждение существенных аспектов ведения лесного хозяйства путем организации семинаров, дискуссий, круглых столов.

3. Обобщение предложений и подготовка информации о принятых управленческих решениях.

4. Документирование процесса и результатов.

5. Оценку результатов реализации лесной политики, включая выполнение национальных программ развития лесного сектора экономики [4, 6].

Группы интересов включают государственные организации, представителей лесопромышленного комплекса и других отраслей лесного кластера, местные самоуправления, деловых партнеров, негосударственные организации, включая средозащитные организации. При этом указывают, где и у кого можно ознакомиться с сущностью вопросов, подлежащих согласованию.

В процессе коммуникаций уточняют перечень вопросов, по которым проведение консультаций является обязательным. Среди наиболее важных документов, подлежащих обсуждению, является проект плана лесопользования и ведения лесного хозяйства.

Перечень документов и вопросов, по которым необходимо регулярно информировать общественность: стратегический план развития лесного хозяйства; лесное законодательство; акты оценки результатов хозяйственной деятельности (рубки главного пользова-

ния, мероприятия по воспроизводству лесных ресурсов, рубки ухода и др.); права предпринимателей и населения пользования лесными ресурсами; состояние ценных насаждений; сохранение биоразнообразия; состояние особо охраняемых природных территорий [1].

В соответствии с нормативными документами коммуникации с группами интересов необходимо начинать своевременно, до принятия окончательного решения. Например, публичная часть проекта плана развития лесного хозяйства применительно к государственным лесам должна быть представлена для обсуждения не позднее, чем за две недели до его утверждения. Коммуникации могут быть проведены в письменном (переписка, опрос, анкетирование, абонентные почтовые ящики) или в устном виде (беседы, семинары, «дни обсуждения»).

С учетом предложений и возражений групп интересов формируются окончательные решения по обсуждаемым вопросам, о чем информируют представителей групп интересов. Информирование общественности происходит напрямую посредством семинаров, круглых столов, писем или с помощью средств массовой информации [4].

Влияние качества и результативности мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов, заготовке лесоматериалов и строительству инфраструктурных объектов на окружающую природную среду учитывают уже на стадии стратегического и оперативного планирования. Предотвращение или минимизация отрицательного влияния лесохозяйственных мероприятий на природную среду является одной из задач планирования. Установлен порядок актуализации планов развития лесного хозяйства, который определяет процедуру, сроки актуализации каждого раздела плана, а также конкретные должностные лица, ответственные за выполнение того или иного мероприятия.

Результаты оценки хозяйственной деятельности вносят в акт утвержденной формы. Акт оценки хозяйственной деятельности является неотъемлемой частью договора о покупке лесосеки.

В акте фиксируют случаи, связанные с нарушением правил защиты почвы и водных

116

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2008

ЭКОНОМИКА

объектов, разливом горюче-смазочных материалов, оставление мусора и др.

В процессе приемки работ служащие органов государственного управления лесами проверяют и устраняют факты и условия, которые в будущем могут оказывать отрицательное влияние на окружающую природную среду.

При подведении результатов лесохозяйственной деятельности за год обобщают материалы, характеризующие нарушения правил охраны окружающей природной среды. На их основе планируют мероприятия по устранению отрицательных последствий лесопользования. Согласно процедуре оценки обязательным условием приемки работ является устранение указанных в акте недостатков.

Одним из способов достижения консенсуса между участниками коммуникаций по поводу вопросов дискуссионного характера является конфликтный менеджмент. В качестве примера можно привести опыт Финляндии по решению спорных вопросов, возникших в процессе разработки национальной программы развития лесного сектора экономики Финляндии, рассчитанной на период до 2010 г. Проводится документирование различий во мнениях между отдельными участниками по принципиальным вопросам. По спорным вопросам проводятся дискуссии. В случаях, когда консенсус оказывается недостижим, противоположные концепции или мнения в письменном виде передают на рассмотрение Национального лесного совета, в состав которого входят четыре министра, представители лесного профсоюза, лесной промышленности, ассоциации частных собственников лесов, средозащитных и женских организаций [6].

Отсутствие в России согласованной со всеми группами интересов и официально принятой государственной лесной политики приводит к отсутствию уверенности в том, что начатые сегодня мероприятия по воспроизводству лесных ресурсов будут продолжены завтра. В подобной ситуации имеют место случаи, когда различные структуры представительной и исполнительной власти принимают несогласованные правовые и экономические решения, касающиеся управления лесами.

Введение в действие 1.01.2007 г. нового Лесного кодекса РФ можно рассматри-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вать в качестве первого этапа формирования правовых и организационных основ для развития корпоративного подхода к управлению лесами и лесным хозяйством.

Впервые сформирован механизм участия общественных организаций и отдельных граждан в управлении лесами. В Министерстве природных ресурсов создана Лесная коллегия, на которой рассматривают и обсуждают сотни предложений по доработке нормативных документов при активном участии руководителей всех субъектов Российской Федерации. Разработана процедура согласования Лесного плана с представителями общественных организаций.

Однако еще предстоит значительная работа по формированию эффективного государства, одной из задач которого является выработка стратегической государственной, а в ее составе и лесной политики на партнерской основе с участием представителей всех субъектов лесных отношений и групп интересов [1]. Творческое использование лучшей зарубежной практики может ускорить внедрение корпоративного подхода к разработке и реализации управленческих решений в лесном секторе экономики.

Библиографическая список

1. Моисеев, Н.А. Ключевые проблемы лесного сектора экономики / Н.А. Моисеев // Труды международной научно-практической конференции «Национальная лесная политика России». - М.: Министерство науки и образования РФ, 2007. - С.40-49.

2. Ammer,Ch., Schmidt,O. Bavaria // Forests and Forestry in European countries //. - Warsaw: IBL, 2006. - P. 138-146.

3. Krott, M. Forest Policy within a Europe in Change // Труды международной научно- практической конференции «Национальная лесная политика России» - М.: Министерство науки и образования РФ. - 2007. - С. 6-23.

4. Latvijas Valsts Mezha Dienesta rokasgramata.- Riga: LVMD, 2004. - 398 pp.

5. Lazdinis,M. The EU Forestry Strategy and Rural Development // Forests and Forestry in European countries.-Warsaw: IBL, 2006. - P.465-485.

6. Ollonqvist, P. Collaboration in the Forest Policy Arena in Finland-from Neo-Corporatist Planning to Participatory Program Preparation //EFI Proceedings No. 44. - P. 7-26.

7. Pardo, R. Formulating Policies for Sustainable Forestry Development// Proceedings from the 10-th World Forestry Congress,-Paris: 1991. - P. 99-105.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2008

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.