ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
О.А. ВОРОБЬЕВА, соискатель каф. экономики и организации внешних связей МГУЛ
Глобализация мирового хозяйства в ее нынешних формах таит в себе угрозу ухудшения качества окружающей природной среды. Состояние окружающей среды становится решающим фактором национальной безопасности, т.к. экономика государства, вынужденная расходовать огромные средства на преодоление негативных последствий экологических катастроф, в условиях экономической глобализации не может конкурировать с экономиками других государств. Глобализация мирового хозяйства ускорила процессы смены среды обитания и жизнедеятельности человека. В ХХ в. в развитых странах мира (США, Япония, страны ЕС) произошла смена природной среды жизнедеятельности человека на искусственную техносферу. Ведущие экономические центры техносферы (США, Япония, ЕС) уже не могут развиваться без пространственно-ресурсного потенциала других государств.
В 1990-е гг. в большинстве стран Европы, а также в Северной Америке начата реформа системы управления лесами и лесным хозяйством. Они обусловлены двумя основными причинами. Во-первых, практическая реализация принятой на конференции в Рио-де-Жанейро парадигма устойчивого развития требует переориентации системы управления лесами и лесным хозяйством от многоресурсного к экосистемному менеджменту.
Во-вторых, резко возросшие за последние годы государственные расходы на социальную защиту требуют повышения эффективности производства и экономики бюджетных расходов.
В целях сочетания общественных и частных интересов правительства таких стран, как Германия, Австрия, Швеция и другие, возмещают частным лесовладельцам убыток и упущенные выгоды, связанные с обеспечением природоохранной роли лесов. Однако подобная мера далеко не всегда решает проблему.
Учитывая прошлый опыт, в настоящее время большинство государств проводят
политику если не расширения, то хотя бы сохранения площади общественных лесовла-дений. В этой связи нельзя не отметить, что в бывших социалистических странах и республиках бывшего СССР (Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Болгария, Эстония, Литва, Латвия и др.) приватизация лесных земель практически ограничивается возвратом их бывшим собственникам.
В составе частных лесовладений Германии, Австрии, Швейцарии, скандинавских стран и др. значительную долю составляют мелкие фермерские леса, которые по чисто экономическим соображениям являются неэффективными для ведения лесного хозяйства. Однако они выполняют важные социально-экономические и экологические цели, такие, как предотвращение монополий на лесные земли, сохранение природного ландшафта, производство экологически чистой продукции сельского и лесного хозяйства, сокращение миграции сельского населения, создание дополнительных рабочих мест, причем на длительные сроки. В целях повышения эффективности ведения хозяйства в фермерских лесах правительства европейских стран, США, Японии и др. осуществляют комплекс законодательных и экономических мероприятий, направленных на укрупнение мелких ле-совладений, а также их кооперирование путем создания различных ассоциаций и союзов.
Государственные леса играют решающую роль в обеспечении социальных и сре-дозащитных функций, сохранении биологического разнообразия растительного и животного мира. Государственная собственность предпочтительна с позиций обеспечения государственной лесной политики в интересах всего общества, долговременного сбалансирования спроса и предложения всего многообразия ресурсов и полезностей леса.
Лес - особый вид собственности, т.к. представляет собой часть национального богатства и выполняет роль стержневого элемента экологической безопасности. Сре-
дозащитные и социальные полезности леса относятся к так называемым общественным благам, обеспечение которыми гражданами является классической задачей государства. Обострение экологического кризиса на глобальном и региональном уровнях, а также неуклонный рост спроса на высококачественную древесину привели к необходимости расширения площади лесных земель в лесо-дефицитных странах и увеличению доли государственных лесов в странах с относительно высокой лесистостью, таких, как США, Германия и др. Государственные леса несут основную нагрузку по обеспечению средоза-щитных и социальных функций. Общественная соб-ственность на лесные земли имеет также ряд других преимуществ, таких, как обеспечение единой государственной лесной политики, оптимальное сочетание долгосрочных национальных интересов с краткосрочной конъюнктурой рынка.
По признанию канадских специалистов, действующая система владения лесами, которая обеспечивала промышленное развитие в условиях эксплуатации естественных лесов, не соответствует целям и задачам современной лесной политики. Непреодолимой проблемой остается слабая заинтересованность держателей лицензий в повышении эффективности лесохозяйственных мероприятий, в улучшении качественного состава и повышении продуктивности лесов [2].
С учетом отмеченного выше во всех развитых странах права частной собственности на лесные ресурсы существенно ограничены. В общественных интересах правительства этих стран могут применить право государства на принудительное отчуждение частной собственности. Однако в этом случае частный собственник имеет право на соответственную компенсацию.
Анализ исторического развития различных форм собственности в США, Канаде, Японии, странах зарубежной Европы позволяет сделать следующие основные выводы: леса различных форм собственности, как правило, несопоставимы по продуктивности, местоположению, кругу выполняемых ими основных функций; различные социальные слои и группы населения по разному оце-
нивают преимущества той или иной формы лесной собственности; основной задачей анализа является выявление потенциала каждой формы собственности на лесные земли с тем, чтобы определить оптимальное сочетание различных форм собственности с учетом будущего социально-экономического и экологического развития каждой конкретной страны и мира в целом; построить эффективную систему управления лесами различных форм собственности; только многообразие форм собственности может обеспечить баланс интересов различных социальных слоев населения.
В условиях переходного периода необходимо извлечь уроки из опыта зарубежных стран с тем, чтобы не повторить их просчеты и недостатки, такие, как передача лесных земель в частную собственность без надлежащей правовой базы, необходимой для оптимального сочетания общественных и частных интересов; образование неоправданно большого числа мелких и частных лесовладе-ний; образование нерационального с позиции достижения общенациональных социальных и экологических целей соотношения различных форм лесной собственности; недоучет перспектив развития экологической ситуации на глобальном, национальном и региональном уровнях; переоценка от доходов приватизации лесов в сравнении с возможными будущими затратами государства на расширение площади государственных лесов и (или) на стимулирование частных лесовладельцев и общественных потребностей в нерыночных полезностях леса.
Отношения собственности на лесные ресурсы в мире носят динамический характер. Развитие социальной рыночной экономики и резко обострившийся за последние годы экологический кризис на региональном, национальном и глобальном уровнях привели к необходимости существенного изменения отношений собственности на природные ресурсы, в том числе лесные. В этой связи следует отметить: ограничение права частной собственности на лесные земли; создание правовой базы для участия общественности в принятии решений, связанных с использованием и воспроизводством лес-
ных ресурсов всех форм собственности. Конкретные ограничения прав собственности на лесные ресурсы непосредственно вытекают из целей лесной политики, при обосновании которой учитываются: место и роль лесного сектора в решении социально-экономических и экологических задач; соотношение различных форм владения и пользования лесными ресурсами; динамический баланс спроса и предложения лесных товаров и нерыночных полезностей леса. Основные общие для развитых стран ограничения прав собственности на лесные земли направлены на регулирование купли-продажи лесных земель, их трансформации под другие виды землепользования, ограничение размеров и технологии лесопользования в соответствии с лесоводственными и экологическими требованиями, обеспечение права граждан на посещение лесов всех форм собственности в целях рекреации, а также некоммерческой заготовки пищевых продуктов, лекарственного сырья, декоративных растений и некоторых других лесных ресурсов [3].
Более важное значение для эффективного функционирования рыночной экономики имеет четкое определение прав собственности и их защита.
Для перехода на устойчивое развитие лесного хозяйства многие страны внесли необходимые изменения в лесную политику и лесное законодательство. Основные изменения связаны с целями и методами управления лесами и лесным хозяйством, а также повышением роли общественности в управлении лесами. Все более широкое развитие получают экосистемный и ландшафтный менеджмент, природосберегающие технологии и принятие управленческих решений в лесном хозяйстве на основе консенсуса всех заинтересованных сторон - государства, лесопользователей, общественности в лице влиятельных общественных организаций. Значительное влияние на международном уровне уделяется разработке инструментов и механизмов, стимулирующих переход на устойчивое ведение лесного хозяйства, адаптации передового опыта в сфере лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов. В этой связи следует отметить прежде всего
лесную сертификацию, а также критерии и индикаторы устойчивого развития лесного хозяйства. Лесная сертификация предполагает использование рыночных механизмов для достижения целей устойчивого развития.
Критерии и индикаторы служат мерилом оценки прогресса, достигнутого на пути к переходу на устойчивое развитие. Следовательно, одной из центральных задач перехода на устойчивое развитие является формирование единого глобального рынка экологически чистых лесных товаров и услуг.
Речь идет о принципиально новом глобальном рынке. Во-первых, в отличие от зарождающихся в настоящее время изолированных глобальных рынков отдельных товаров, таких, как рынок сертифицированной древесины, предполагается формировать единый глобальный рынок, доступ к которому будут иметь страны и фирмы, производящие только экологически чистые товары и соблюдающие предельно допустимые нормы загрязнения атмосферного воздуха и водных источников, а также загрязнения и деградации земельных угодий. Подобные нормативы должны носить долгосрочный прогрессирующий характер, имея в виду последовательное снижение предельно допустимые количественные и качественных характеристик антропогенных нагрузок на окружающую природную среду.
Во-вторых, требования к экологическим характеристикам товаров и услуг, а также нормативам предельно допустимых воздействий на окружающую среду будут в равной мере обязательными как для производителей, так и для стран и фирм-покупателей. В случае несоблюдения экологических нормативов фирма или страна-покупатель обязана платить специальный экологический налог, назначение которого - возмещение.
Переход на устойчивое ведение лесного хозяйства требует преобразования структуры лесов с тем, чтобы повысить их экологическую устойчивость и увеличить производство крупномерной высококачественной древесины. Решение этой задачи связано с максимально возможным использованием естественной производительной способности лесов, переходом на выборочную систему хозяйства.
Формирование экологически устойчивых высокопродуктивных лесов требует разработки и внедрения природосберегающих технологий заготовки древесины и воспроизводства лесов, обеспечивающих сохранение лесной среды, предотвращение эрозии почвы, повреждения оставляемых деревьев.
Действующая концепция формирования рынка сертифицированной древесины довольно односторонне трактует теорию устойчивого развития современного общества. Значительная часть лесов мира подвержена отрицательному влиянию промышленных выбросов, химизации сельского хозяйства, ненормированного выпаса скота и других антропогенных факторов. Леса России подвержены вредному воздействию транспортного переноса промышленных выбросов, прежде всего из стран Западной Европы.
Однако никаких международно принятых ограничений по промышленным выбросам и другим отрицательным воздействиям на природную среду пока не существует. В этих условиях не может быть решена задача введения компенсационных выплат со стороны виновников загрязнения и деградации природной среды.
В обозримой перспективе сохранит силу тенденция опережающего роста цен на лесоматериалы и на древесный запас на корню ценных твердолистных и хвойных пород для производства высококачественного фанерного шпона, пиломатериалов и других изделий. В качестве первого этапа важно не допустить ухудшения качественного состава лесов, особенно на лучших по местоположению участка лесного фонда.
Таким образом, формирование эффективно функционирующей экономики лесного хозяйства требует разработки и реализации единой лесной политики применительно к лесному сектору экономики в целом. Лесная политика, чтобы быть эффективной, должна быть согласована с государственной стратегией социально-экономического и научно-технического развития.
Для обеспечения преемственности задач лесной политики за длительный период лесовыращивания, а также исключение принятия различными структурами представительной и исполнительной власти несогласованных правовых и экономических решений государственная лесная политика должна быть законодательно утверждена.
Одним из направлений совершенствования управления и планирования лесного хозяйства в США, Германии, Чехии и других странах является контроллинг. Контроллинг представляет собой систематический анализ и оценку деятельности предприятия с тем, чтобы постоянно совершенствовать методы управления, организации и технологию производства и осуществлять опережающую разработку корректирующих мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей, несмотря на изменение социально-экономической ситуации [1].
В то же время лесная политика, а соответственно и программа формирования эффективно функционирующей экономики лесного хозяйства носит динамический характер и требует корректировки с опережением изменения социально-экономической ситуации на глобальном и национальном уровнях.
Достижение генеральной цели экономических реформ требует решения вопросов, связанных с формированием институциональной среды, адекватной рыночной экономике, и интеграцией воспроизводства лесных ресурсов в систему рыночных отношений.
Библиографический список
1. Ясин, Е. Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России / Е. Ясин, А. Косицина // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 4. - С. 74-79.
2. Glawson, M. The economics of national forest management / M. Glawson // Resources for the future. Washington: 1997, 117p.
3. Forest resources assessment 1990 global synthesis. FAO 1995. Roum. 124 p.