Научная статья на тему 'Управление инновационной деятельностью мебельных предприятий'

Управление инновационной деятельностью мебельных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
689
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безрукова Т. Л., Борисов А. Н., Шанин И. И.

Задачи организации и управления инновационной деятельностью мебельных предприятий обусловливают необходимость систематического изучения, обобщения и переосмысления действующих форм и методов управления предприятиями этого сектора экономики, что и определяет актуальность темы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Безрукова Т. Л., Борисов А. Н., Шанин И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление инновационной деятельностью мебельных предприятий»

32 (122) - 2012

Инновации

УДК 336.64

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЕБЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Т. Л. БЕЗРУКОВА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и финансов, Е-mail:bezrukova_t_l@mail. ги А. Н. БОРИСОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов E-mail:cfin@vglta. vm. Ш И. И. ШАНИН, аспирант кафедры экономики и финансов, Е-mail: kingoao@mail. ш Воронежская государственная лесотехническая академия

Задачи организации и управления инновационной деятельностью мебельных предприятий обусловливают необходимость систематического изучения, обобщения и переосмысления действующих форм и методов управления предприятиями этого сектора экономики, что и определяет актуальность темы исследования.

Ключевые слова: инновационная деятельность, промышленность, инвестиции, инновации, инновационный продукт.

В современных условиях научно-технический прогресс дает предпосылки предприятиям для обновления и модернизации машин и оборудования. При этом динамично изменяющиеся условия внешней среды вынуждают мебельные предприятия рассматривать и принимать стратегические решения на долгосрочную перспективу. Причем характеристики инновационных проектов часто отличаются непредсказуемостью эффективности

конечного результата, это определяет наличие инновационного риска. Масштабы рисков в инновационной деятельности предприятий промышленного производства таковы, что в среднем успеха достигают лишь 15—25 % подобных начинаний.

Основная цель исследования заключается в совершенствовании методических подходов к формированию и развитию системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть особенности построения системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий;

- провести оценку эффективности системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий.

Построение системы управления инновационной деятельностью на предприятии требует одновременного осуществления ряда мероприятий,

способствующих повышению эффективности инновационного процесса.

1. Разработки четко определенной стратегии предприятия. Достигнутые нововведения в случайных направлениях могут оказаться неэффективными. Главную роль в достижении успеха играют механизмы установления взаимосвязи вносимых изменений с общим направлением деятельности предприятия. Именно эти механизмы обеспечивают долговременность использования планируемых изменений.

2. Полнейшей переоценки основных технологических процессов предприятия. Для повышения эффективности производства в некоторых случаях рекомендуется использовать не частичную замену оборудования, а полный пересмотр технологической схемы на предприятии, результатом которого может стать абсолютно новая, более эффективная технология, которая выведет предприятие на новый уровень.

3. Необходимости инноваций за пределами предприятия. Так, к примеру, многие предприятия стремятся разработать эффективные организационные системы, для успеха которых необходимо взаимодействие с другими предприятиями, создание более быстродействующих и быстрореагирующих систем во всей цепи снабжения.

Инновации должны рассматриваться как непрерывный процесс даже в тех случаях, когда это может привести к неудаче. В рассмотренном подходе к построению системы управления инновационной деятельностью мебельного предприятия это выражено обратной связью между стадией анализа результатов и концепцией нововведения [1].

3 500

3 000

2 500

2 000

1 500

1 000

2007

2008

2009

2010

Рис. 1. Объем производства мебели в Воронежской области за 2007—2011 гг, млн руб.

Рассмотрим текущее состояние мебельной промышленности Воронежской области. Ключевые места в области по производству мебельной продукции занимают: ОАО «Графское», ООО ПК «Ангстрем», ОАО ХК «Мебель Черноземья», ЗАО «Кристина», ООО «Гефест-мебель», ООО «Мебель для офиса», ООО «Сомовчанка», ЗАО «Компания «Интелком».

На территории Воронежской области в 2010 г. мебельный рынок был представлен 101 организацией, из них 18 — малые предприятия.

До конца 2008 г. мебельный рынок сохранял положительную динамику, в 2009 г. объем мебельного производства начал снижаться, зафиксировано его падение на 20,1 %, и в 2010 г. он составил 3 183,4 млн руб., а в 2011 г. мебельный рынок Воронежской области показал динамику роста на 9,4 % (рис. 1).

Покупатели больше доверяют российским производителям мебели (56 % среди опрошенных), нежели зарубежным или местным (21 и 25 % соответственно). Наиболее востребованной мебелью на момент исследования была корпусная, в особенности возрос спрос на шкафы-купе, шкафы для прихожей. Причинами здесь могут служить некоторое увеличение площади жилья, а также более привлекательные в экономическом плане модели шкафов (встраиваемые, функциональные, вместимые и др.). Среди кухонной мебели спросом в настоящее время пользуются обеденная зона, шкафы и обеденные столы [4].

Потребители очень чувствительны к степени комфорта при совершении покупок. Главными критериями выбора места покупки выделяют доступные цены, качество товара, сервисное обслуживание, причем в сервисе выделяют главным образом доставку до дома, сборку мебели и только затем услуги дизайнера и гарантийное обслуживание.

При выборе основных элементов системы управления инновационной деятельностью предприятия мебельной промышленности и обеспечения их эффективной взаимосвязи необходимо проанализировать внешние факторы предприятия, так как это дает возможность выявить ключевые проблемы взаимодействия

2011

и обеспечить адаптацию предприятия к требованиям рынков.

Система управления инновационной деятельностью предприятия зависит от внешних факторов в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. При построении и использовании системы управления предприятие должно своевременно реагировать на изменения, выявлять определяющие эти изменения факторы, находить необходимые способы адаптации к условиям эффективного функционирования.

В настоящее время внешняя среда активно влияет на процесс построения и функционирования системы управления инновационной деятельностью предприятия (рис. 2).

Управление инновационной деятельностью на мебельных предприятиях предполагает создание рыночной инфраструктуры, которая призвана стимулировать и поддерживать данный процесс. Таким образом, проблема рационализации и эффектив-

ности использования инновационной продукции в сложившихся в нашей стране социально-экономических условиях приобретает особое значение и требует новейших подходов к построению системы управления инновационной деятельностью на предприятиях, совершенствования инновационного процесса в данном секторе экономики и повышения ее инвестиционной привлекательности [2].

Построение системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий для производства мебельной продукции, новых с инновационной точки зрения, в определенной степени может опираться на накопленный потенциал российских разработок. При этом проблема заключается в нехватке объемов инвестирования для доведения этих разработок до конечного результата — инновационного продукта. С одной стороны, доведение и разработка новых материалов и комплектующих требуют значительных денежных средств. С другой — вложения в российские

Предприятие-инноватор

Организационные элементы системы

Выбор формы организации юридического лица с установленными в государственном порядке правами и обязанностями

Выбор организационно-правовой формы

Юридические элементы системы

- Выбор необходимой формы собственности

'- Определение количества ресурсных единиц

Функциональные элементы системы

- Определение состава и структуры производственных подразделений

- - Выбор необходимого числа уровней организационной структуры

Технико-технологические элементы системы

Выбор стратегии коммуникаций с государством, партнерами, поставщиками, заказчиками, конкурентами, инвесторами

- Разработка стратегии диверсификации

Построение системы рабочих машин и оборудования, подстроенных под производственные мощности выпускаемой продукции

Финансовые элементы системы

Увеличение или уменьшение основных и оборотных фондов

Увеличение или уменьшение уровня капиталовложений

Регулирование стоимости предприятия (стоимость, устанавливаемая и изменяемая рынком, новые отношения, складывающиеся между собственниками, управляющими и наемными работниками)

Элементы кадровой политики

Развитие или изменение корпоративной культуры

Улучшение или сокращение мероприятий в области управления персоналом

Улучшение или ухудшение кадровой и социальной политики

Увеличение или сокращение мер в области обучения и переподготовки персонала

Рис. 2. Схема построения и функционирования системы управления инновационной деятельностью

мебельного предприятия

разработки имеют определенные риски в условиях постоянного интенсивного выхода на рынок новых иностранных инновационных материалов, которые по своим характеристикам более привлекательны для потребителя.

В настоящее время основными направлениями организации и управления инновационной деятельностью являются разработки мебельной плиты, ДСтП и отделочных материалов. Новые материалы должны быть более экологичными, долговечными, термо- и вибростойкими. В итоге готовый продукт получает потребительскую привлекательность, новые свойства, такие как долговечность, уменьшение веса, быстрота сборки [3].

Процесс организации инновационной деятельности для создания новых разработок в мебельной промышленности требует координированных совместных усилий специалистов, которыми одно мебельное предприятие может не располагать. При этом желательно иметь в портфеле ряд разработок, так как это даст возможность снизить риск неудачи.

Наиболее перспективной формой привлечения работников к управлению инновационной деятельностью становятся группы для решения производственных проблем, сформированные из рабочих и служащих разных производственных подразделений и штабных служб предприятия мебельной отрасли, которым оказывает постоянное внимание и поддержку руководство предприятия. Эти группы получили разные названия в разных странах: группы контроля качества, группы по повышению производительности, группы по совершенствованию производства.

При рассмотрении системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий удалось выявить два основных ключевых момента необходимости улучшения организационных аспектов функционирования системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий.

1. Рост уровня требований к полноте исследований со стороны собственников и, как следствие, потребителей инновационного продукта.

2. Достаточно высокий уровень внутренней конкуренции предприятий между собой.

Дальнейшая судьба инновационного продукта, в который мебельное предприятие-инноватор вкладывает средства, не имеет стопроцентного успешного внедрения на рынке. Этапы создания нового инновационного мебельного продукта, представлены на рис. 3.

Для улучшения организационных аспектов функционирования системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий на основе лизинга необходимо предпринять следующие меры, обеспечивающие сокращение срока создания нового инновационного продукта:

1) создание для субъектов лизинга со стороны государства благоприятных условий в налоговой и кредитной сфере путем снижения налоговых и кредитных ставок, напрямую влияющих на привлекательность лизинга. При этом на мебельных предприятиях лизинг должен использоваться для осуществления высокоэффективных инноваций, результатом которых является получение высокой нормы прибыли, достаточной для покрытия всех издержек по осуществлению лизинговой сделки;

2) со стороны государства требуются существенное упрощение государственных разрешительных процедур в области организации и осуществления лизинговой деятельности, а также ликвидация противоречий в законодательстве, регламентирующем лизинговую сферу. Со стороны мебельных предприятий, в свою очередь, необходима тщательная проработка различных вариантов лизинговых схем обновления производственной базы;

3) восстановление доверия между субъектами лизинговых отношений путем осуществления институциональных преобразований, направленных на защиту прав собственности, укрепление правопорядка и институтов государственной власти.

Процесс оценки эффективности системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий имеет довольно сложную структуру, направленную на привлечение инвестиций именно в развитие производственных возможностей исследуемых предприятий (рис. 4).

Рассмотренная оценка эффективности системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий имеет конечную цель определить степень воздействия реализуемых проектов и нововведений на:

- повышение конечных результатов за счет экономии трудовых, материальных затрат, уменьшения затрат на амортизацию и прочих расходов, снижения себестоимости продукции;

- улучшение конкурентоспособности продукции и улучшение финансового состояния мебельных предприятий за счет повышения уровня рентабельности продукции и увеличения дохода и доли прибыли;

Потребности и возможности рынка

Организационные аспекты системы |

Уровень 1. Исследования потребительского спроса

| Рыночные исследования | | Проектирование производственных возможностей

| Содержание нового инновационного продукта

Уровень 2. Анализ и обработка информации

Анализ и контроль за рыночной ситуацией Анализ концепции нового продукта инноваций: мебельная доска, ДСтП, отделочные материалы, комплектующие, упаковка, цена

| '

Анализ потенциального сектора рынка для нового инновационного продукта; выбор рынка (рынков)

1

Анализ конкурентоспособности мебельной продукции

Моделирование внутренних возможностей и ресурсов

Предыдущий анализ затрат

| Анализ первой партии | | Диализ объемов производства 1

Научно-технический анализ

| Анализ потребителей

| Анализ целей маркетинга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-| Проектирование прибыли |

| Первая партия инновационного продукта |

Уровень 3. Оценка

I

]

Комплексная оценка потребления

Оценка реального размера сектора рынка

Оценка объемов продаж

Оценка спроса

I

Уровень 4. Планирование

Продвижение товара на рынок

Удержание или расширение сектора

Интенсивность и направленность рекламной кампании

Повышение конкурентоспособности и _рост продаж_

Внедрение нового товара

Рис. 3. Основные этапы создания нового инновационного продукта

Рис. 4. Оценка эффективности системы управления инновационной деятельностью мебельного предприятия

- изменение рентабельности имущества, внеоборотных активов и собственного капитала.

При оценке эффективности системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий важную роль играет выявление тенденции в масштабе влияния реализуемых проектов и нововведений на изменение обобщающих и частных показателей, характеризующих эффективность производственной, финансовой и инвестиционной деятельности исследуемых предприятий в целом [6].

Оценку эффективности системы управления инновационной деятельностью мебельного предприятия необходимо проводить в определенной последовательности.

На первом уровне необходимо построить схему взаимосвязей между показателями эффективности производственной, финансовой и инвестиционной деятельности мебельного предприятия в целом с соответствующими показателями эффективности реализации проектов и внедрения инноваций.

На втором уровне рассчитываются обобщающие и частные показатели производственной, финансовой и инвестиционной эффективности реализуемых проектов и внедренных инноваций.

На третьем уровне необходимо рассчитывать изменение обобщающих и частных показателей производственной, финансовой и инвестиционной эффективности в целом по предприятию за счет совместного действия всей совокупности технических и экономических факторов, включая реализуемые проекты и внедренные инновации.

На четвертом уровне определяется изменение обобщающих и частных показателей производственной, финансовой и инвестиционной эффективности мебельного предприятия в целом за счет каждого фактора реализации проектов и внедрения инноваций в отдельности.

На пятом уровне определяется удельный вес эффективности управления инновационной деятельностью в общем изменении обобщающих и частных показателей, характеризующих эффективность хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности мебельного предприятия в целом.

При оценке эффективности системы управления инновационной деятельностью мебельного предприятия устанавливается степень изменения обобщающих и частных показателей эффективности развития исследуемого предприятия за счет суммарного действия всех факторов и каждого фак-

тора реализации проектов и внедрения инноваций в отдельности [5].

В процесс разработки стратегии развития инновационной деятельности мебельных предприятий необходимо включить ряд процедур при выборе и принятии решений, направленных на повышение инновационного потенциала исследуемых предприятий. В рамках этого процесса руководство должно определить наиболее целесообразный набор инструментов повышения инновационного потенциала мебельных предприятий на основе экспресс-диагностики уровня их конкурентоспособности и качества производимых мебельных изделий.

Разработка стратегии развития инновационной деятельности мебельных предприятий проводится для обеспечения их перехода с более низкого к более высокому уровню развития менеджмента и более качественному управлению в результате построения и функционирования системы управления инновационной деятельностью предприятий. Стратегия развития инновационной деятельности мебельных предприятий представляет собой детальный всесторонний комплексный анализ, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление и достижение конечных целей. Процесс разработки стратегии может включать несколько этапов:

- оценку ситуации в долгосрочной перспективе развития мебельной промышленности;

- прогнозирование дальнейшего развития;

- анализ сильных и слабых сторон;

- обобщение стратегических целей;

- разработку оптимальных критериев;

- выбор оптимальной стратегии.

Исследовательский процесс строится на основе

стратегии перспективного развития мебельного предприятия, его инновационной деятельности, разрабатываемой с использованием различных производственно-экономических методов, которые в совокупности составляют научно-финансовую методологию формирования данной стратегии предприятий.

Производственно-финансовая методология представляет собой систему общих правил и принципов, а также специальных приемов и методов экономического исследования. Они составляют теоретическую базу инновационного менеджмента.

Стратегия развития инновационной деятельности мебельных предприятий разрабатывается в соответствии с целями его функционирования, в этой связи все научные и исследовательские

проекты должны рассматриваться как один из основных способов достижения главной цели предприятий.

Список литературы

1. Безрукова Т. Л., Борисов А. Н., Шанин И. И. Классификация показателей оценки эффективности экономической деятельности промышленного предприятия // Общество: Политика, Экономика, Право. 2012. № 1.

2. Безрукова Т. Л., Борисов А. Н., Шанин И. И. Формирование и основные элементы механизма повышения эффективности экономической деятельности предприятия мебельной промышленности // Лесотехнический журнал. 2012. № 1.

3. Безрукова Т. Л., Шанин И. И. Производственное и инновационное развитие промышленных

предприятий на основе повышения эффективности экономической деятельности // Общество: политика, экономика, право. 2012. № 2.

4. Борисов А. Н., Безруков Б. А. Структурное построение инвестиционно-инновационного развития предприятий // Социально-экономические явления и процессы. 2009. № 4.

5. Борисов А. Н., Безрукова Т. Л., Шанин И. И. Инвестиционная привлекательность современных инновационных проектов как механизм повышения эффективности экономической деятельности на промышленном предприятии // Финансы и кредит. 2012. № 20.

6. Шанин И. И. Развитие промышленного производства и внедрение инноваций в восстановительный послекризисный период // Вестник ВГТУ 2011. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.