Управление. Моделирование. Информатика
DOI: 10.12737/3374 УДК: 338.012
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МЕБЕЛЬНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
заведующая кафедрой экономики и финансов, доктор экономических наук, профессор
Т. Л. Безрукова
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и финансов
А. Н. Борисов
кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономики и финансов И. И. Шанин ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия» bezrukova t [email protected], [email protected]
Влияние внешних факторов на процесс совершенствования и внедрения системы управления эффективным инновационным развитием предприятий приобретает все большую активность и конкретную направленность воздействия (рис. 1).
Управление инновационной деятельностью на мебельных предприятиях предполагает развитие рыночной инфраструктуры, которая характеризуется стимулированием и поддержанием всей инновационной структуры предприятия, а также осуществлять текущие изменения в технологическом процессе. Таким образом, проблема рационального и эффективного использования инновационных разработок в сложившихся в нашей стране социальноэкономических условиях приобретает особое значение и требует разработки новых альтернативных подходов для построения системы управления эффективным инновационным развитием предприятий. Также стоит отметить, что инновационное развитие на предприятиях необходимо для совершенствования процесса производства в отрасли и повышения ее инвестиционной привлекательности [1].
Построение системы управления эф-
фективным инновационным развитием мебельных предприятий для производства мебельной продукции, новой с инновационной точки зрения, в определенной степени может базироваться на накопленном потенциале российских инновационных разработок. При этом возникает проблема нехватки инвестиционного капитала для доведения этих разработок до конечного результата -выпуска инновационной продукции. С одной стороны, внедрение и разработка новых инновационных материалов и более долговечных комплектующих требует инвестирование значительных денежных средств. А с другой стороны, инвестирование в российские инновационные разработки характеризуется определенными рисками в условиях постоянного интенсивного выхода на конкурентный рынок новейшей зарубежной инновационной продукции, которая по своим характеристикам более привлекательна потребителю.
В настоящее время основными направлениями при организации и управлении эффективным инновационным развитием основными направлениями мебельных предприятий выступают: разработка мебельной плиты, ДСтП, комплектующих
Лесотехнический журнал 1/2014
229
Управление. Моделирование. Информатика
Рис. 1. Элементы процесса совершенствования и внедрения системы управления эффективным инновационным развитием предприятий
и отделочных материалов. Новые инновационные материалы должны характеризоваться значительной экологичностью, долговечностью, термо- и вибростойкостью. В итоге готовый инновационный продукт должен получить потребительскую привлекательность, ряд новых свойств, таких как: долговечность, потеря веса изделия, быстрота и простота сборки.
Процесс организации инновационной деятельности для создания новых разрабо-
ток в мебельной промышленности требует координированных совместных усилий специалистов, которыми одно мебельное предприятие может не располагать. При этом желательно иметь в портфеле ряд разработок, так как это даст возможность снизить риск неудачи.
Наиболее перспективной формой привлечения работников к управлению эффективным инновационным развитием становятся группы для решения производ-
230
Лесотехнический журнал 1/2014
Управление. Моделирование. Информатика
ственных проблем, сформированные из рабочих и служащих разных производственных подразделений и штабных служб предприятия мебельной отрасли, которым оказывает постоянное внимание и поддержку руководство предприятия. Эти группы получили разные названия в разных странах: группы контроля качества, группы по повышению производительности, группы по совершенствованию производства [7].
При рассмотрении системы управления эффективным инновационным развитием мебельных предприятий удалось выявить два основных ключевых момента актуальной необходимости улучшения организационных аспектов функционирования системы управления эффективного инновационного развития мебельных предприятий:
1. Рост уровня требований к полноте исследований со стороны собственников и как следствие потребителей инновационного продукта;
2. Достаточно высокий уровень внутренней конкуренции предприятий между собой.
Дальнейшая судьба инновационного продукта, в которую мебельное предприятие-инноватор вкладывает средства, не имеет стопроцентного успешного внедрения на рынок, на рис. 2 рассмотрены этапы, участвующие в создании нового инновационного мебельного продукта.
Для улучшения организационных аспектов функционирования эффективного инновационного развития мебельных предприятий возможно заключение лизингового договора. На основе лизинга необ-
ходимо предпринять следующие меры, обеспечивающие сокращение срока создания нового инновационного продукта:
1. Создание для субъектов лизинга со стороны государства благоприятных условий в налоговой и кредитной сфере, путем снижения налоговых и кредитных ставок, напрямую влияющих на привлекательность лизинга. При этом на мебельных предприятиях лизинг должен использоваться, в первую очередь, для осуществления высокоэффективных инноваций, результатом которых является получение высокой нормы прибыли, достаточной для покрытия всех издержек по осуществлению лизинговой сделки.
2. Со стороны государства требуется существенное упрощение государственных разрешительных процедур в области организации и осуществления лизинговой деятельности, а также ликвидация противоречий в законодательстве, регламентирующем лизинговую сферу. Со стороны мебельных предприятий, в свою очередь, необходима тщательная проработка различных вариантов лизинговых схем обновления производственной базы.
3. Восстановление производства с помощью государственного доверия между субъектами лизинговых отношений, путем осуществления институциональных преобразований, направленных на защиту прав собственности, укрепление правопорядка и институтов государственной власти.
Рассмотрим процесс оценки эффективного инновационного развития мебельных предприятий, который имеет довольно сложную структуру, направленную на привлечение инвестиций именно в разви-
Лесотехнический журнал 1/2014
231
Управление. Моделирование. Информатика
Рис. 2. Основные этапы создания нового инновационного продукта
тие производственного направления мебельных предприятий (рис. 3).
Рассмотренная оценка эффективного инновационного развития мебельных предприятий имеет конечную цель определить степень воздействия реализуемых
проектов и нововведений:
1. На повышение конечных результатов за счет экономии трудовых, материальных затрат, уменьшения затрат на амортизацию и прочих расходов, снижения себестоимости продукции;
232
Лесотехнический журнал 1/2014
Управление. Моделирование. Информатика
Рис. 3. Оценка эффективного инновационного развития мебельного предприятия
2. На улучшение конкурентоспособности продукции и улучшение финансового состояния мебельных предприятий за счет повышения уровня рентабельности продукции и увеличения дохода и доли прибыли;
3. На изменение рентабельности имущества, внеоборотных активов и собственного капитала.
При оценке эффективного инновационного развития мебельных предприятий важную роль играет выявление тенденции в масштабе влияния реализуемых проектов и нововведений на изменение обобщающих и частных показателей, характеризующих эффективность производственной, финансовой и инвестиционной деятельности исследуемых предприятий в целом [10].
Оценку эффективного инновационного развития мебельного предприятия необходимо проводить в следующей после-
довательности:
На первом уровне необходимо построить схему взаимосвязей между показателями эффективности производственной, финансовой и инвестиционной деятельности мебельного предприятия в целом с соответствующими показателями эффективности реализации проектов и внедрения инноваций.
На втором уровне рассчитываются обобщающие и частные показатели производственной, финансовой и инвестиционной эффективности реализуемых проектов и внедренных инноваций.
На третьем уровне необходимо рассчитывать изменение обобщающих и частных показателей производственной, финансовой и инвестиционной эффективности в целом по предприятию за счет совместного действия всей совокупности технических и
Лесотехнический журнал 1/2014
233
Управление. Моделирование. Информатика
экономических факторов, включая реализуемые проекты и внедренные инновации.
На четвертом уровне определяется изменение обобщающих и частных показателей производственной, финансовой и инвестиционной эффективности мебельного предприятия в целом за счет каждого фактора реализации проектов и внедрения инноваций в отдельности.
На пятом уровне определяется удельный вес эффективного инновационного развития в общее изменение обобщающих и частных показателей, характеризующих эффективность хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности мебельного предприятия в целом.
При оценке эффективного инновационного развития мебельного предприятия устанавливается степень изменения обобщающих и частных показателей эффективности развития исследуемого предприятия за счет суммарного действия всех факторов и каждого фактора реализации проектов и внедрения инноваций в отдельности [8, 9].
При процессе разработки стратегии развития инновационной деятельности мебельных предприятий, необходимо включить ряд процедур при выборе и принятии решений, направленных на повышение инновационного потенциала исследуемых предприятий. В рамках этого процесса руководство должно определить наиболее целесообразный набор инструментов повышения инновационного потенциала мебельных предприятий на основе экспресс диагностики уровня их конкурентоспособности и качества производимых мебельных изделий.
Разработка стратегии развития инновационной деятельности мебельных пред-
приятий проводится с целью обеспечения перехода мебельных предприятий с более низкого к более высокому уровню развития менеджмента и более качественному управлению в результате построения и функционирования эффективного инновационного развития предприятий. Стратегия развития инновационной деятельности мебельных предприятий представляет собой детальный всесторонний комплексный анализ, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление и достижение конечных целей предприятий. Процесс разработки стратегии может включать несколько этапов:
1. Оценка ситуации в долгосрочной перспективе развития мебельной промышленности.
2. Прогнозирование дальнейшего развития.
3. Анализирование сильных и слабых сторон.
4. Обобщение стратегических целей.
5. Выбор оптимальной стратегии.
Исследовательский процесс на мебельных предприятиях строится на основе стратегии перспективного развития его инновационной деятельности, разрабатываемой с использованием различных производственно-экономических методов, которые в совокупности составляют научнофинансовую методологию формирования данной стратегии предприятий.
Производственно-финансовая методология представляет собой систему общих правил-принципов, а также специальных приемов и методов экономического исследования. Они составляют теоретическую базу теории инновационного менеджмента.
234
Лесотехнический журнал 1/2014
Управление. Моделирование. Информатика
Стратегия развития инновационной деятельности мебельных предприятий разрабатывается в соответствии с целями его функционирования, в этой связи все научные и исследовательские проекты должны рассматриваться как один из основных способов достижения главной цели на исследуемых предприятиях.
Библиографический список
1. Безрукова, Т. Л. Производственное и инновационное развитие промышленных предприятий на основе повышения эффективности экономической деятельности [Текст] / Т. Л. Безрукова, И. И. Шанин // Общество: Политика, Экономика, Право. -2012. - № 2. - С. 52-59.
2. Безрукова, Т. Л. Управление эффективным развитием экономической деятельности мебельных предприятий на основе инвестиционной деятельности [Текст] / Т. Л. Безрукова, А. Н. Борисов, И. И. Шанин // Экономика, предпринимательство и право. - 2012. - № 5 (16).
3. Борисов, А. Н. Инвестиционная привлекательность современных инновационных проектов как механизм повышения эффективности экономической деятельности на промышленном предприятии [Текст] / А. Н. Борисов, Т. Л. Безрукова, И. И. Шанин // Финансы и кредит. - 2012. - № 20. - С. 16-26.
4. Шанин, И. И. Развитие промышленного производства и внедрение инноваций в восстановительный послекризисный период [Текст] / И. И. Шанин // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2011. - Т. 7. -
№ 10. - С. 155-158.
5. Шанин, И. И. Методические основы оценки эффективности деятельности мебельного предприятия [Электронный ресурс] / И. И. Шанин // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). - 2012. - № 4. - С.23-23.
- Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-
ru/issues/2012/4/shanin.pdf.
6. Сироткина, Н. В. Механизм формирования эффективных интегрированных структур в АПК [Текст] / Н. В. Сироткина, А. А. Рублёвская // Вестник Тихоокеанского государственного университета. -2012. - № 1. - С. 221-230.
7. Сироткина, Н. В. Системный подход к оценке эффективности аппарата управления промышленного предприятия [Текст] / Н. В. Сироткина, Д. Н. Лесных, А. И. Матвеев // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 2. - С. 55-56.
8. Гурьянов, П. А. Малый и средний бизнес: международная практика оценки [Текст] / П. А. Гурьянов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2007.
- Т. 22. - № 53. - С. 80-83.
9. Морковина, С. С., Панявина Е.А. Особенности анализа малых предприятий в промышленном секторе экономики [Текст] / С. С. Морковина, Е. А. Панявина // Инновационное развитие экономики. -
2011. - № 4. - С. 87-91.
10. Демченко, А. Ф. Развитие отношений менеджмента в системах регионального управления [Текст] / А. Ф. Демченко, Е. А. Яковлева, А. В. Белоусов [и др.] // АПК: Экономика, управление. -
2012. - № 4. - С. 23-27.
Лесотехнический журнал 1/2014
235