УДК 338:312
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕБЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
заведующая кафедрой экономики и финансов, доктор экономических наук, профессор
Т. Л. Безрукова аспирант кафедры экономики и финансов И. И. Шанин ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»
Опираясь на проведенные исследования в мебельной промышленности, можно сделать вывод о том, что особое внимание следует уделить исследованию процессов управления инвестированием в инновационную деятельность следующих опытно-конструкторских, технологических и инновационных направлений: технология и конструирование изделий мебельной промышленности; технология производства изделий из древесины; технологические и производственные машины, оборудование и автоматические потоковые линии мебельной промышленности; дизайн (графический, помещений, мебельных конструкций); технология полиграфического и упаковочного производства; графика; реклама; техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования в мебельной промышленности [1, 2].
К методологическим основам управления инвестированием в инновационную деятельность в мебельную промышленность можно отнести:
- развитие инновационного рынка;
- наличие развитой базы данных о методах анализа механизмов распространения инновационных проектов;
- высокий потенциал совершенствования подходов по управлению инноваци-
онным развитием;
Инновационный рынок в РФ характеризуется следующими факторами:
1. Наличием мощного интеллектуального потенциала, сформировавшегося на основе научной системы образования и высокоразвитого уровня научно-технической деятельности;
2. Наличием опыта по созданию системы инновационных нововведений в производства с более низким научно-техническим потенциалом;
3. Присутствием многообразных форм и условий хозяйствования, и их способов нормативно-правового регулирования;
4. Имеющимся спросом на производимую наукоемкую продукцию промышленности на потребительском рынке и производственном секторе.
Наличие обширной базы данных о методах анализа подходов по введению инноваций показывает, что эффективность перехода к новой инновационной технологии оказывается на достаточно высоком уровне при обеспечении возможности применения следующих мер стимулирования:
- применение ускоренной амортизации для проектов, открывающих новое на-
правление в потреблении дает инвестору возможность снизить затраты в первые годы периода отдачи с капитала и тем самым повысить его заинтересованность в осуществлении проекта (то есть применение ускоренной амортизации позволяет повысить чистый дисконтированный доход (ЧДД));
- использование налоговых льгот на инвестиции и текущие расходы в инновационную деятельность. Обычно применяются льготы двух видов: полное освобождение от налогов в течение определенного срока (1-2 года) или льготы в начале периода реализации проекта с последующим повышением налоговой ставки до установленных налоговых сборов (использование налоговых льгот в течение первой половины срока реализации инновационного проекта также дает возможность увеличить чистый дисконтированный доход) [3, 9];
- улучшение условий инвестирования путем выбора наиболее привлекательных кредитных продуктов, что обуславливает доступность инвестиционного капитала, а инвестирование делает менее рискованным, что в свою очередь сказывается на повышении оценки эффективности инвестиционного проекта.
Известно, что при применении метода ускоренной амортизации, стимулирующей налоговой политики и улучшении условий инвестирования путем использования минимальных кредитных ставок можно достичь повышения ЧДД на 13-17 %.
Высокий потенциал совершенствования подходов по управлению инновационным развитием определяется двумя инвестиционными направлениями предпринимательских структур.
Первое направление связано с инвестиционным регулированием инновационных процессов таким образом, что производственно-экономическая система лишь поддерживается в так называемом состоянии равновесия на низком уровне, которое характеризуется тем, что большая часть ее ресурсов в той или иной форме расходуется на внутреннее потребление, оплату долговых обязательств и процентов по ним. При этом удовлетворяется часть спроса (иногда значительная), чем и достигается некоторое состояние равновесия, которое достаточно устойчиво в статистическом смысле и считается почти безрисковым с точки зрения основных финансовых показателей.
При этом в своей динамике предпринимательские структуры не могут сохранить свое положение среди других аналогичных конкурентных структур, поскольку среди них всегда найдутся такие, которые выделяют в более значительных объемах инвестиции на инновационное развитие, благодаря чему многие улучшают свои характеристики и, таким образом, выходят на более высокие уровни инновационного развития. Именно это второе направление при управлении инвестированием хозяйствующих субъектов считается предпочтительным [5, 6].
Динамика мирового развития показывает, что на протяжении длительного периода времени практически во всех развитых странах основу мебельной промышленности составляли малые предприятия. В этих условиях гибкость и адаптивность малых предприятий к стремительно меняющемуся спросу обеспечивала им кон-
курентные преимущества на фоне более производственно-инерционных средних и крупных предприятий. Однако современная специфика производства продукции мебельной промышленности предполагает предложение на рынке товара, качественные характеристики которого максимально приближены к ожидаемым потребителями, а иногда и опережают их. Кроме того, продукция мебельной промышленности должна отражать инновационное развитие не только демонстрирующее влияние креативных тенденций, но и предполагающее формирование последних.
В этих условиях преимущества получают те предприятия, которые:
- имеют возможность выделить достаточно ресурсов на инновационные исследования;
- располагают высококвалифицированным персоналом, способным быстро внедрить инновации в производство;
- имеют мощные источники инвестирования для масштабного развития высокотехнологичного производства, способного достичь мирового уровня.
Перечисленным условиям, безуслов-
но, удовлетворяют крупные предприятия, именуемые как «двигатели» инновационного развития.
Таким образом, первая инновационная трансформация в мебельной промышленности носит организационный характер и связана со смещением центра тяжести в отрасли от малых предприятий к крупным.
Именно знание высоких технологий коллективом предприятия в сочетании с инициативностью их развития обеспечивает перспективы развития мебельной промышленности [8, 9].
Крупномасштабное производство способно не только решать стратегические задачи развития производства, добиваться экономических результатов, достаточных для расширенного воспроизводства и непрерывного обновления основных фондов, разработки и внедрения инновационной продукции, но и позволяет обеспечить высокое качество продукции на основе отработки технологии производства с учетом анализа статистических показателей. Все это в совокупности позволит значительно увеличить стоимость нематериальных активов мебельных предприятий.
Таблица 1
Объем инновационных товаров, работ, услуг, по субъектам Российской Федерации _(млн р.)_
Отгружено товаров собственного производства
всего в том числе инновационные товары
2009 2010 2011 2009 2010 2011
1 2 3 4 5 6 7
Российская Федерация 20 711959,3 25 794618,1 33 407 033,4 934 589,0 1 243 712,5 2 106 740,7
Центральный федеральный округ 5 441 768,5 6 762 785,7 8 732 426,6 241 621,3 290 757,6 480 327,4
Белгородская область 252 305,7 361 039,7 416 541,1 10 437,5 9 391,6 15 457,4
Брянская область 80 898,5 94 908,7 96 807,5 9 913,6 4 434,4 5 807,6
Владимирская область 146 954,5 212 680,1 229 833,5 4 665,0 4 958,0 17 029,9
За 2011 год, по сравнению с предшествующим периодом, в целом по стране индекс отгруженных инновационных товаров собственного производства составил 129,5 %.
Окончание табл. 1
1 2 3 4 5 6 7
Воронежская область 163 472,8 189 996,7 245 604,9 7 505,1 13 431,8 15 588,5
Ивановская область 50 205,8 70 590,5 81 465,8 1 619,6 2 479,9 2 492,8
Калужская область 162 126,3 257 091,1 338 762,4 4 386,6 7 190,6 15 667,6
Костромская область 54 498,2 68 810,0 95 558,0 2 095,8 2 159,2 3 299,0
Курская область 132 031,8 174 348,4 190 036,8 467,7 1 007,7 4 738,5
Липецкая область 251 680,5 323 191,4 374 396,5 31 491,9 31 511,2 37 106,0
Московская область 916 968,6 1 114 847,3 1 512 928,6 86 496,6 90 231,3 104 854,7
Орловская область 43 653,7 59 125,4 68 955,1 2 033,3 5 868,9 5 288,8
Рязанская область 108 244,9 136 909,9 162 734,7 5 436,3 4 497,5 5 891,5
Смоленская область 112 995,2 104 215,2 159 092,9 4 417,5 2 367,0 2 400,2
Тамбовская область 52 087,9 58 725,3 69 308,0 3 161,7 2 104,6 3 667,2
Тверская область 149 049,0 163 274,0 192 895,9 16 679,6 14 948,3 18 257,8
Тульская область 200 508,7 249 736,6 336 617,9 3 328,2 8 395,6 39 152,4
Ярославская область 147 750,7 175 597,9 216 173,7 11 742,1 21 237,0 24 735,2
г. Москва 2 416 335,5 2 947 697,5 3 944 713,2 35 743,1 64 543,2 158 892,6
Применение высоких технологий производства требует наряду с подбором высокопрофессиональных кадров применения новых технологий управления. Инвестирование в инновационное развитие основных фондов должно осуществляться в полной мере на основе данных не физического, а морального износа. При этом в качестве меры морального износа должно рассматриваться отставание от высоких технологий как от мирового уровня технологического обеспечения производства.
Анализ существующих и развивающихся процессов управления инвестированием в инновационную деятельность и мебельных предприятий позволил выявить следующие их особенности.
Во-первых, управление инвестированием в инновационную деятельность на мебельных предприятиях, реализуемое на современном этапе крупными предприятиями, тесно увязано с региональной ин-
вестиционной политикой, мобилизующей инвестиционные ресурсы на направления наиболее эффективного и рационального их использования в интересах региона с учетом:
- привлекательности продукции для местных потребителей,
- проводимой в регионе экономической и социальной политики,
- привлекательности региона для иностранных инвесторов,
- программ развития промышленной и инвестиционной инфраструктуры;
- реально складывающихся условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций;
- достигнутого уровня и тенденций интеграции регионального рынка с международным рынком мебельной продукции.
Во-вторых, инвестиционная политика мебельных предприятий зачастую сводится к определению общего объема инвестиро-
вания в предстоящем периоде, исходя из анализа динамики общего объема инвестирования капитала в прирост активов в предшествующем периоде и уровня освоения инвестиционных ресурсов (то есть исходя из принципа «от достигнутого»).
Проведенные исследования показали
необходимость разработки критериев оценки эффективности управления инвестированием в инновационную деятельность мебельных предприятий. Традиционно эффективность инвестиций оценивается по различным показателям, представленным в табл. 2.
Таблица 2
Показатели оценки инвестиций в инновационную деятельность_
№ Название Расчет
1 Первоначальные инвестиции (IC): IC=(1-Y>Co (1) где IC - чистые первоначальные вложения; С0 - планируемая инвестиция; Y - ставка налога.
2 Текущая стоимость будущих поступлений (PV) PV - A Т(1 + R)T "Я LR ■(1 + R)T J (2) где А - средние поступления за период, R - ставка дисконтирования, T - период инвестирования.
3 Чистый приведенный эффект (NPV) NPV=PV-IC (3)
4 Период окупаемости инвестиций (РР) у CFt _у It ^ т - PP ¿0(1 + R) t-0(1 + R) , (4) где CFt - доходы, генерируемые инвестициями в t-м году, It - инвестиционные затраты в t-м году.
5 Индекс доходности (PI) У CFt PI - «0+R)t У It -с+R)t (5)
6 Внутренняя норма доходности (IRR) т CF т Т У CFt t -У 1 t ^ R - IRR ¿0(1 + R) ¿0(1 + R) (6)
7 Модифицированная внутренняя норма доходности (MIRR) У NPVt MIRR - (1 + R) ■ T ^ < 1 ' MO + R)T ■I (7)
8 Чистая терминальная стоимость (NTV) NTV - У CFt (1 + R )T -t - IC (1 + R )T t-1 (8)
9 Учетная норма прибыли (ARR) PN ARR - , , (9) 2 (ic+RV) где PN - чистая прибыль, RV - остаточная или ликвидационная стоимость.
Для характеристики процессов инновационного развития суммарная величина требуемых инвестиций 1С определяется по следующей формуле:
1С _ Соб • N + Стр + См + Спн • N + Апл + СНИР + СПКР
, (1) где Соб - цена единицы оборудования;
N - количество требуемых единиц оборудования;
Стр - транспортные расходы;
Ссм - стоимость строительно-монтажных работ;
Спн - стоимость пусконаладочных работ;
Апл - аренда (стоимость) производственной площади;
СНИР - затраты на научно-исследовательские работы;
СПКР - затраты на проектно-конструкторские работы;
Сиф - стоимость создаваемой инфраструктуры, обслуживающей инновационное развитие производства.
Однако рассмотренные критерии не отражают эффективность управления инвестированием в инновационную деятельность мебельных предприятий. При формировании указанного критерия за основу была взята стандартная многофакторная технология.
Предлагаемый критерий оценки эффективного инвестирования в инновационную деятельность мебельных предприятий (Этп) фактически учитывает вид производственных технологий, типы внедряемых инноваций и характер создаваемой продукции:
Э _ г/г \.АС^/(>-)/^ ^)! ал тп г И (А/гЩ) ^ , (2)
где K - количество используемых технологических операций при реализации про-
_дСукции,
иф Д/г(0 - приращение инвестиций в инновационное развитие по ьй технологической операции в период I,
- инвестиции в инновационное развитие производства в период ^ учитывающие все составляющие затрат выражения (10),
ACFi(t) - приращение доходов, генерируемых приращением инвестиций в /-ую технологическую операцию в период t,
CF(t) - доходы, генерируемые инвестициями в инновационное развитие производства в период t,
Qi - корректирующий коэффициент оценки внедряемых технологий принимаемый равным:
0,7 - если в результате инновационного развития технология уступает мировому уровню,
1,1 - если соответствует мировому уровню (высокие технологии),
1,5 - если превышает мировой уровень.
Таким образом, предлагаемый критерий оценки эффективного инвестирования в инновационную деятельность мебельных предприятий (Этп) представляет собой интегральный показатель пооперационного получения запланированных доходов, генерируемых приращением инвестиций в каждую технологическую операцию, к относительному приращению инвестиций в каждую из этих операций. При этом весо-
мость каждого сомножителя определяется относительной интенсивностью роста S-кривых главной производственной функ-
ции, описываемых кривыми замещения Перла или Гомперца.
Рис. 1. Подсистема управления инвестированием в инновационную деятельность
предприятий
В рамках общей системы управления подсистема управления инвестированием в инновационную деятельность была сформирована с участием подсистем стратегического планирования на предприятиях, исследования и разработок, экономики и финансов, основывающаяся на государственных, частных и собственных инвестициях (рис.1). При этом внешние инвестиции привлекаются как в форме финансов, так и в форме прав на высокие технологии и ноу-хау.
В процессе исследования был разработан комплекс методических рекомендаций по применению системы управления инвестированием в инновационную деятельность мебельных предприятий. В ка-
честве варианта решения проблемы управления инвестированием в инновационную деятельность мебельных предприятий необходимо создать инновационное подразделение на предприятиях. В функции этого подразделения входят:
1) Диагностирование состояния предприятия:
- анализ организационной структуры и кооперации с другими предприятиями как области, так и других регионов;
- оценка состояния продаж и маркетинговые исследования (спроса, платежеспособного спроса, цен, покупательских предпочтений, поставщиков, конкурентов, стратегических партнеров и т.д.),
- оценка производственных возмож-
ностей (состояния оборудования, уровня качества, потенциала технологий, гибкости ассортимента и т.п.),
- анализ состояния трудовых ресурсов (численность, укомплектованность, квалификация специалистов и кадровый потенциал предприятий отрасли)
- оценка финансового состояния предприятий (ликвидность, платежеспособность и устойчивость);
2) Разработка программы инновационного развития предприятия:
- обоснование необходимости создания инновационного дизайн-центра;
- создание плана маркетинга, производственно-технологического, финансового плана и плана минимизации рисков.
Библиографический список
1. Безруков Б.А., Борисов А.Н. Структурное построение инвестиционно-инновационного развития предприятий // Социально-экономические явления и процессы. 2009. № 4. С. 13-15.
2. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Классификация показателей оценки эффективности экономической деятельности промышленного предприятия // Общество: Политика, Экономика, Право. 2012. № 1. С. 73-80.
3. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Управление инновационной деятельностью мебельных предприятий // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 32. С. 41-47.
4. Шанин И.И. Развитие промышленного производства и внедрение инноваций в восстановительный послекризисный период // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2011. Т. 7. № 10. С. 155-158.
5. Анисимов Ю.П. Управление инновационной деятельностью. Монография. В 4-х книгах. Кн. 2. Инновационно-инвестиционная деятельность предприятий / Ю.П. Анисимов, Ю.В. Журавлев, С В. Свиридова, И.В. Усачева. Под ред. Ю.П. Анисимова. Воронеж: ВГУИТ, ВГУ, 2011. 556 с.
6. Анисимов Ю.П. Управление инновационной деятельностью. Монография. В 4-х книгах. Кн. 3. Управление инновационным бизнесом / Ю.П. Анисимов, Ю.В. Журавлев, С.В. Свиридова, И.В. Усачева. Под ред. Ю.П. Анисимова. Воронеж: ВГУИТ, ВГУ, 2011. 557 с.
7. Попкова Е.Г., Бешанова Ю.М. Факторы, влияющие на устойчивое развитие предпринимательских структур // Современная экономика: проблемы и решения. 2010. Т. 10. № 10. С. 51-62.
8. Богомолова И.П., Рукин Б.П., Стукало О.Г. Проблемы развития хлебопекарной промышленности // Финансы и кредит. 2006. № 14. С. 51-53.
9. Смольянова Е.Л., Малицкая В.Б. к вопросу о классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности предприятия // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 2. С. 336-344.