При этом государственное регулирование, по нашему мнению, должно быть направлено на решение следующих задач:
- социальное воздействие на все слои общества;
- обеспечение самостоятельности в экономическом плане субъектов и регионов страны;
- обеспечение выполнения доходной и расходной частей бюджета;
- управление процессами в инвестиционной, трансфертной областях;
- обеспечение паритета цен на продуктцию промышленного, сельскохозяйственного и топливно-энергетического комплекса;
- контроль во внешнеэкономической области;
- обеспечение согласования интересов на всех иерархических уровнях: общество - регион - предприятие - работник;
- включение экономики страны в международное разделение труда;
- контроль за объёмами иностранного капитала;
- защита интересов внутреннего производителя, особенно на начальных этапах его деятельности;
- обеспечение конкурентоспособности национальной продукции, особенно высокотехнологичной и в медицинской, электронно-вычислительной отраслях;
- проведение монетаристской политики.
Обеспечение выполнения задач, предусмотренных на уровне государственного регулирования, должно обеспечить, на наш взгляд, достижения глобальной стратегической цели - создание высокоэффективной экономики на современной технологической основе, как в целом по России, так и в Дагестане, в частности.
Г аджимагомедов Г.А.
У П Р А В Л Е Н И Е Федеральной целевой Программой стабилизации социально-экономического развития РД
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 1997 года № 1151 "О неотложных мерах по стабилизации и развитию экономики Республики Дагестан" разработана и утверждена федеральная целевая программа стабилизации социальноэкономического развития Республики на 1999-2001 годы. Программа предусматривает осуществление 447 инвестиционных проектов и программных мероприятий, в том числе 57 приоритетных. Реализация намеченных в Программе мероприятий должна дать свыше 80 тысяч новых рабочих мест и прирост объемов производства по всем отраслям экономики Республики в сумме 9,4 млрд. рублей. Дотационность республиканского бюджета намечается снизить с 75,6 % в 1997 году до 27,6% в 2002 году и 6,6% в 2003 году.
Проведение в жизнь намеченных Программой мероприятий является исключительно важным рубежом в жизни Дагестана и позволит региону выйти из глубокого экономического кризиса, создать экономический потенциал для развития экономики и повышения уровня жизни населения. Однако реализация программы требует огромной организационной работы по мобилизации всех внутренних ресурсов Республики; по привлечению необходимых средств из других регионов России и зарубежных стран; по созданию правовой, экономической, социальной и институциональной основы; по обеспечению политической стабильности в обществе.
В создавшейся чрезвычайно сложной ситуации в России в целом и особенно в Дагестане успех дела и эффективность Программы во многом зависит от четкой организации и координации действий всех участников и исполнителей работ, от рациональной, компетентной и действенной системы управления Программой.
В соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 594, ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию целевой программы несет государственный заказчик, определяемый решением Правительства РФ. Он же осуществляет управление исполнителями программы после ее утверждения.
Государственным заказчиком Федеральной целевой Программы стабилизации социально-экономического развития Республики Дагестан на 1999-2001 годы определено Министерство экономики РФ. Это министерство часть функций государственного заказчика на договорной основе делегировало Правительству Республики Дагестан. В соответствии с упомянутым договором Правительство РД несет всю ответственность за организацию своевременного выполнения мероприятий, намеченных Программой.
Правительство РД как государственный заказчик Программы берет на себя все функции по организации деятельности участников и исполнителей мероприятий, предусмотренных Программой, в частности:
а) осуществляет предконтрактный отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;
б) согласовывает с основными заинтересованными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
в) по мероприятиям. предусматривающим финансирование за счет собственных источников участников Программы, заключает соглашения (договоры) о намерениях или государственные контракты с предприятиями и организациями на финансирование целевой Программы;
г) организует при необходимости проведение специализированной и комплексной экспертизы инвестиционных проектов и других мероприятий и по результатам экспертизы принимает решение об их доработке.
Для выполнения перечисленных и других управленческих функций Государственного заказчика при Правительстве РД необходимо создать гибкую и эффективную организационную структуру управления. По нашему мнению, вместо существующего Главного управления Федеральной целевой программы социально-экономического развития РД целесообразно образовать Администрацию Программы с правами юридического лица, состоящую из представительного органа - Коллегии Программы и исполнительного - Дирекции Программы.
Администрацию Программы целесообразно создавать решением (распоряжением) Правительства РФ. Она должна функционировать в соответствии с положением, утвержденным Правительством РФ. Только в этом случае можно рассчитывать что такой орган будет обладать необходимыми правами и нести всю полноту ответственности за реализацию Программы.
Администрация Программы должна обладать широкими полномочиями, самостоятельностью и правами юридического лица. Основными ее функциями являются:
* разработка и реализация мероприятий по мобилизации финансовых, кредитных, материальных, трудовых и других видов ресурсов для решения поставленных Программой задач;
* распоряжение финансовыми средствами, выделенными из всех источников целевым назначением для реализации проектов и мероприятий, предусмотренных Программой;
* создание по согласованию с органами исполнительной власти Республики структурных подразделений и механизмов, обеспечивающих реализацию Программы, подготовка соответствующих законодательных и нормативных актов, а также других документов;
* организация подготовки проектов и мероприятий по исполнению Программы, оценка затрат и эффективности;
* разработка в установленном порядке проекта сводной бюджетной заявки Программы с необходимыми обоснованиями о выделении средств
для её реализации в очередном финансовом году из федерального бюджета и бюджета Республики;
* руководство научно-информационным обслуживанием Программы, организация разработки проектно-сметной документации, проведение тех-
нико-экономических и экспертных исследований проектов и мероприятий, предусмотренных Программой, размещение заказов и распределение финансовых средств по ним;
* координация Программы с другими программами, реализуемыми на территории РД;
* организация и координация действий и деятельности всех участников Программы с целью обеспечения достижения ее целей в намечен-
ные сроки.
При создании органа управления надо исходить из того, что многие принципиальные и сложные вопросы по реализации Программы невозможно решить без активного и заинтересованного участия Правительства и органов власти Российской Федерации. Поэтому крайне важно, чтобы
в структуре управления Программой были представители центральных органов РФ. Таким органом может быть Коллегия Программы, являющаяся представительным органом, состав которой должен формироваться на паритетных началах Правительствами РФ и РД из числа ответственных работников исполнительной власти. Председателем Коллегии целесообразно назначить Председателя Правительства РД, а сопредседателем - представителя Правительства РФ.
Коллегия Администрации должна обеспечивать согласование интересов Российской Федерации и Республики Дагестан при реализации Программы в целом и каждого её мероприятия. Она обсуждает и формирует основные цели и приоритеты в процессе реализации Программы, рассматривает и координирует отдельные отраслевые подпрограммы, распределяет ресурсы по направлениям и инвестиционным проектам, готовит предложения по развитию и изменению Программы, создает организационный, экономический и правовой механизмы ее исполнения, обеспечивает увязку текущей деятельности федеральных и республиканских министерств и ведомств, имеющих отношение к Программе, представляет Программу в органах законодательной и исполнительной власти РФ и РД, организует и контролирует деятельность Дирекции Программы.
При Коллегии на постоянной и/или временной основе следует создавать экспертные группы из компетентных специалистов по профилю Программы, привлекая, в том числе и работников соответствующих федеральных и республиканских министерств и ведомств, ведущих ученых и специалистов.
Структуру, персональный состав, функции, права и ответственность Дирекции Программы должна определять Коллегия Программы. В состав дирекции целесообразно на контрактной основе привлекать высококвалифицированных менеджеров, Генерального директора, а также председателя и сопредседателя Коллегии Программы следует утверждать решением (распоряжением) Правительства РФ.
Дирекция Программы как исполнительный орган должна осуществлять общее и текущее административное руководство реализацией Программы. В составе Дирекции целесообразно создавать ограниченное число функциональных и отраслевых подразделений по планированию, оперативному управлению, подготовки и анализу проектов, информационному обеспечению и т.д.
Формирование и налаживание действенной системы управления - первое и важнейшее условие реализации Программы. Не решив этой задачи, трудно рассчитывать на успешное осуществление всего намеченного. Разумеется, могут быть другие альтернативные подходы. Но так или иначе решение этой проблемы не терпит отлагательства, так как с 1999 г. предстоит развернуть широким фронтом работы по реализации Программы.