Научная статья на тему 'Обоснование эффективной стратегии управления восстановительным ростом экономики региона'

Обоснование эффективной стратегии управления восстановительным ростом экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исраилов Х. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование эффективной стратегии управления восстановительным ростом экономики региона»

Затраты на организацию такого типа опросов можно существенно снизить, если включить необходимый блок вопросов по страхованию в анкеты социологических, маркетинговых организаций, проводящих на регулярной основе репрезентативные опросы населения России.

Литература

1. www.socpol.ru

Ростовский государственный экономический университет 13 февраля 2006 г.

© 2006 г. Х.Л. Исраилов

ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫМ РОСТОМ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Важнейшую роль в реализации задач стратегического управления восстановительным ростом экономики региона должен играть соответствующий организационный механизм, включающий специализированную организационную структуру и совокупность методов и инструментов действий.

Данная структура представляет собой систему различных институтов и организаций, деятельность которых направлена на обеспечение функционирования механизма разработки и реализации стратегий развития экономики.

Целью ее формирования и развития является создание максимально благоприятных условий для эффективного осуществления мероприятий социально-экономического развития.

Выделим три теоретические альтернативы разработки организационных моделей формирования и реализации стратегического управления восстановительным ростом экономики Чеченской Республики.

1. Автономная модель ориентирована на то, что весь комплекс мер по разработке и реализации стратегий развития осуществляют непосредственно организации-исполнители (министерства, ведомства) республики. В связи со сложностью и многофункциональностью этих стратегий, а также с крайне сложным реальным положением экономики Чеченской Республики и ее ограниченными ресурсными возможностями восстановления, данная модель может рассматриваться лишь как теоретическая альтернатива.

2. Коалиционная модель направлена на привлечение отдельных партнеров (российских и зарубежных), осуществляющих ряд мероприятий или этапов по разработке и реализации стратегических мероприятий. Она имеет ряд преимуществ перед вышерассмотренной, однако, по нашему мнению, не может решить весь комплекс социально-экономических проблем восстановительного периода.

3. Модель непосредственного и активного участия государства в организации стратегического управления восстановительным ростом экономики региона является наиболее оптимальной, так как позволяет соединить в себе возможности рассмотренных выше моделей с применением

потенциала государства и на основе целевой государственной политики решать проблему восстановления экономики республики сбалансировано, включая и комплекс задач социально-экономического развития. Реализация данной модели возможна на базе разделения полномочий между федеральными и региональными органами управления.

Федеральные органы определяют рамочные условия реализации стратегического управления восстановительным ростом экономики региона, мониторинг и контроль исполнения принимаемых решений. Они могут оказывать содействие исполнителям программ и проектов стратегии развития региона в правовой защите, использовании налоговых льгот и льготных тарифов на транспорт и энергию. В ряде случаев осуществляется прямое бюджетное финансирование направлений развития отраслей экономики, социальной сферы [1, 2]. Как правило, государство инвестирует значительные средства в социальную и производственную инфраструктуру хозяйства региона (дороги, мосты, связь и другие инженерные коммуникации), создание которой предшествует реализации крупных региональных проектов.

Весьма перспективным может быть вариант государственного участия в создании промышленных объектов региона, например, в представлении гарантий под облигации займов и ценных бумаг, связанных с программой развития региона (или под образованные инвестиционные фонды, компании и т.д.) [3].

В функции региональных органов управления входит содействие координации управления программами и проектами развития, создание эффективных механизмов их реализации, включая обеспечение правового регулирования, оформление договорных отношений с муниципальными образованиями по делегированию им ответственности, в том числе в области зонального планирования; создание условий для объединения финансовых и материальных ресурсов; определение форм ответственности местных органов за реализацию программ и проектов и возможные негативные последствия (нарушение экологической среды, зонального земельного планирования и др.); установление связей с общественностью через СМИ для широкой демонстрации предлагаемой программы с целью ее поддержки общественными организациями и населением.

В организационную структуру стратегического управления восстановительным ростом экономики региона входит ряд специализированных и взаимосвязанных систем:

1) законодательного регулирования (региональный парламент и советы депутатов муниципальных образований);

2) административного управления (государственные и муниципальные структуры (организации, службы), обеспечивающие деятельность по разработке и реализации стратегий, программ, проектов и мероприятий). К их числу следует отнести: администрацию региона и муниципальных образований, базовые и головные организации (по программе или ее разделам), дирекции (программ или их разделов), организации-исполнители;

3) общественно-специализированного управления (различного рода комиссии и советы). Это могут быть комиссии министерств и ведомств; координационно-аналитические советы, научно-технические советы или комиссии других организаций-исполнителей.

Каждая организация и каждый орган управления реализуют ряд функций на различных этапах выполнения стратегии.

Правительство региона (министерство, ведомство) разрабатывает приоритетные социально-экономические направления, по которым целесообразно разрабатывать и осуществлять стратегии, программы и проекты; издает постановления, распоряжения, приказы и указания, определяющие перечень формируемых и выполняемых стратегий, кандидатуры их руководителей и головных организаций и дает свои рекомендации; контролирует и анализирует выполнение стратегий; вырабатывает рекомендации по принципам финансирования стратегий и нормам отчисления средств в фонды их поддержки.

Органы управления отрасли, т. е. министерство или ведомство, курирующее отдельное направление стратегии, готовит проекты приказов и распоряжений правительства по формированию и утверждению структуры социально-экономических проектов и программ развития, подбирает, согласовывает кандидатуры и назначает руководителей и базовые организации проектов и программ, научных руководителей и головные организации программ и проектов; определяет сроки формирования и выполнения мероприятий, схемы их финансирования; информирует подведомственные организации о формировании, выполнении и завершении работ; утверждает положения по стратегиям развития отрасли, в том числе их содержание, цели и задачи, составы советов, дирекции, исполнителей и др.; при необходимости создает совет программы или проекта, назначает базовую организацию, разрабатывает необходимую документацию; определяет объемы финансирования программ и проектов и обеспечивает их финансирование на всех этапах выполнения; контролирует ход выполнения работ; утверждает акты комиссий по приемке работ; ведет базы данных по курируемым стратегиям, программам и проектам.

Органы управления направлений стратегии, как правило, включают ряд подразделений, выполняющих специализированные функции управления.

Головной специализированный (например, научно-технический) совет программы, возглавляемый научным руководителем, формируется из числа ведущих специалистов министерств и других организаций по тематическим направлениям стратегии. Он работает, как правило, при головной организации по программе и обеспечивает оперативное управление, в том числе определяет порядок формирования стратегии, включая проведение экспертизы представляемых мероприятий, утверждает состав экспертных групп и результаты экспертизы; рассматривает и представляет на утверждение положение по стратегии, состав дирекции при необходимости её создания; а также информационные и методические материалы; готовит предложения по объемам финансирования мероприятий страте-

гии в рамках выделенных средств и распределению этих средств между исполнителями; рассматривает результаты выполнения мероприятий, входящих в стратегию, а также всей стратегии в целом и представляет отчет.

Головная организации по стратегии - это комитет, департамент, управление, центр, другая организация, подведомственная министерству и определяемая им для обеспечения организационного сопровождения. Эта организация под руководством совета организует сбор материалов по направлениям стратегии; создает информационную базу; организует экспертизу мероприятий и проектов; готовит и представляет на рассмотрение совета положение о стратегии; подготавливает необходимую документацию по стратегии; в случае финансирования через головную организацию выступает заказчиком и осуществляет финансирование исполнителей мероприятий за счет средств, выделенных на реализацию стратегии; организует оперативный контроль над выполнением мероприятий стратегии, информационное и методическое обеспечение программы (проекта), а также рекламно-информационную деятельность, проводит семинары, конференции и выставки по тематике стратегии.

Дирекция (исполнительная дирекция) стратегии проводит основные мероприятия по ее осуществлению. К ней могут частично или полностью перейти функции головной организации. Функции дирекции, ее задачи, полномочия и статус определяются положением по конкретной стратегии или положением о дирекции, утверждаемым заказчиком.

Органы управления разделом стратегии создаются в случае осуществления сложной или крупной программы на принципах делегирования полномочий органов управления. Например, совет стратегии может передавать часть своих функций специальному совету по определенному разделу, головная организация по программе - соответствующим головным организациям по разделам. При необходимости создается дирекция (исполнительная дирекция) раздела, к которой частично или полностью переходят функции головной организации.

Органы экспертизы представляют собой структуры, обеспечивающие углубленное исследование и оценку отдельных качественных характеристик стратегий с целью выявления наиболее высокоэффективных и обоснования их целесообразности и реализуемости.

Исполнители (разработчики) - это группа специалистов, привлекаемых на временной или постоянной основе на этапах разработки или реализации. Они выполняют комплекс работ по стратегии и по отдельным ее разделам в соответствии с техническим заданием и календарным планом; несут ответственность за качество работ, сроки выполнения и стоимость; предоставляют отчетность за выполняемые работы; отвечают за целевое расходование выделяемых средств, их учет и финансовую отчетность.

Система управления государственным имуществом, представленная соответствующими структурами, осуществляет деятельность по распоря-

жению ресурсами и благами, находящимися в ведении общества и подлежащими общественному и государственному надзору.

Система финансово-инвестиционного обеспечения стратегии включает соответствующие структуры, в задачу которых входит привлечение и мобилизация инвестиционных ресурсов и их использование при реализации мероприятий. Основными элементами данной системы являются: государственные и коммерческие банки; страховые компании, фонды страхования предпринимательских рисков; пенсионные и инвестиционные фонды; специализированные и залоговые фонды, фонды ипотечного кредитования; специализированные венчурные и лизинговые фонды, лизинговые компании; инвестиционные компании; фонды льготного кредитования, общества взаимного кредитования и др.

Система информационного обеспечения и поддержки стратегического управления восстановительным ростом экономики региона представляет собой организационно-технологический комплекс методических, технических, программных и информационных средств, направляемый на поддержку и повышение эффективности процессов планирования, мониторинга и управления. В качестве основных направлений формирования системы информационной поддержки процесса формирования и реализации стратегии развития региона можно выделить разработку информационных технологий поддержки производственной, экономической, финансовой и коммерческой деятельности сельхозпредприятий, строительства и других отраслей (например, предоставление информации по рынку труда, товарному рынку, фондовому рынку, законодательным актам и т.д.), информационные технологии схем формирования, развития и размещения производительных сил и т. д.

Поддерживающие структуры создаются или привлекаются органами управления региона, а также исполнителями для различного рода работ и мероприятий, которые не могут быть выполнены непосредственными участниками. Это вузы, центры обучения, консультационные фирмы; исследовательские и научно-технические центры; фонды поддержки; органы независимой экспертизы и аудиторские фирмы; органы лицензирования и сертификации; патентно-лицензионные органы; предприятия, временные коллективы и т.д.

С учетом вышесказанного, на наш взгляд, в структуре органов власти Чеченской Республики целесообразно формирование специальной организационной структуры в форме (условное наименование) Совета при Президенте по стратегическому развитию (ССР). При этом создается региональный механизм стратегического управления восстановительным ростом экономики Чеченской Республики, интегрированный и сопряженный со стратегиями социально-экономического развития ЮФО и Российской Федерацией.

Главная цель ССР - определение и реализация основных направлений социально-экономической политики региона на базе формирования мас-

сива соответствующих стратегических мероприятий, мониторинга и контроля над их выполнением. Основные его функции следующие:

- помощь региональным и местным властям и иным заинтересованным сторонам в формировании стратегии развития региона;

- диагностика, мониторинг и оценка стратегии развития;

- организация тендеров проектов, в том числе обеспечение процедур их оценки;

- поддержка и мониторинг отдельных мероприятий и проектов;

- осуществление подготовки и экспертной оценки мероприятий и проектов, нормативных актов, регулирующих процессы стратегии развития; подготовка рекомендаций по содержанию и методам реализации стратегии развития;

- обеспечение согласования и координация действий государственных, общественных, коммерческих структур и хозяйствующих субъектов в процессе реализации стратегии;

- сотрудничество с региональными структурами управления по вопросам формирования, отбора проектов, мониторинга и оценки программ стратегического развития;

- развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей региона, привлечение иностранных инвесторов для финансирования программ и проектов.

В рамках Совета целесообразно формирование системы информационного обеспечения деятельности всех участников, в связи с чем предлагается создание автоматизированной информационной системы учета и анализа экономического потенциала республики, функционирующей в режиме мониторинга с учетом формирования рыночных механизмов и структур. Информационная система должна осуществлять информационную поддержку мониторинга производственно-технического уровня предприятий республики по основным срезам (идеи, разработки, внедрение и т.д.); обеспечения разработки и реализации программ и проектов, в том числе и совместных с зарубежными партнерами (формирование управленческих команд, поиск имеющихся заделов); принятия решений в области структурной инвестиционной политики, в частности, установление ранга (уровня квалификации, уровня сложности) организации и работ (проектов); разработки прогнозов развития, выявления его перспективных направлений и оценки целесообразности их финансирования [4].

Ключевыми направлениями восстановительного роста экономики, требующими решения на основе стратегического управления, являются:

1. Создание необходимой нормативно-правовой базы в экономической сфере.

2. Снижение уровня безработицы.

3. Восстановление трудового потенциала республики.

4. Восстановление инфраструктуры.

5. Восстановление приемлемых объемов производства и оптимальной структуры экономики.

6. Диверсификация экономики.

В качестве основных секторов экономики, которые целесообразно развивать в Чеченской Республике и которые будут приносить основной доход в её бюджет, помимо нефтедобычи и нефтепереработки, можно выделить: строительство; промышленность (индустрия строительных материалов, легкая и пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, полиграфия); агропромышленное производство (производство зерновых, свеклы, подсолнечника, овощей, фруктов и винограда, разведение крупного рогатого скота, овцеводство, птицеводство); транспорт (железнодорожный, автомобильный, в перспективе - трубопроводный и авиационный).

Литература

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М., 2000.

2. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 1999.

3. Исраилов Х.Л. Некоторые вопросы совершенствования инвестиционной политики в промышленности региона // Актуальные социально-экономические проблемы региона: Сб. науч. тр. СКГМИ (ГТУ). Владикавказ, 2005.

4. Промышленность Чечни: как идет восстановление? www.chechnyafree.ru.

Институт переподготовки и повышения квалификации при РГУ 20 февраля 2006 г.

© 2006 г. Е.И. Муругов

БУХГАЛТЕРСКАЯ МОДЕЛЬ УЧЕТА РЕЗЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Предпринимательская деятельность постоянно сопровождается риском, который может повлечь за собой непредвиденные потери. Возрастающая неопределенность внешней среды и необходимость управления рисками требуют создания и регулирования резервной системы предприятия (РСП) с постановкой соответствующих агрегатов, функционирующих через показатель чистых пассивов.

Указанная система представляет собой комплекс резервных агрегатов, взаимодействующих между собой и направленных на защиту собственности хозяйствующего субъекта от различных рисков и продолжение его деятельности: управление активами и пассивами; хеджирование; страхование; резервирование на базе счетов резервов; увеличение валовых сбережений; увеличение чистых активов; участие работающих в прибыли; определение достаточности капитала; гарантийные обязательства; прогнозирование; регулирование соответствующих позиций; блокирование имущества; скрытые резервы.

Каждый из этих агрегатов характеризуется особенностями образования, направленностью действия в отношении защиты собственности на величину активов или пассивов, сроков, процентных ставок или рисков, отражением в учете на основе производных балансовых отчетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.