УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ
О. О. Мартыненко, Н. В. Жукова
УПРАВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТЬЮ В ВУЗАХ
O. O. Martynenko, N. V. Zhukova Universities academic mobility management
The authors analyze the main problems of academic mobility development in the Russian Universities and propose measures for effective management of this important element of the international integration of higher education. Working on the project «Summarizing the experience of the implementation of the principles of Bologna process in the Russian universities», implemented by the National Training Foundation the authors developed the general recommendations how to manage the academic exchange programs at the higher education institutions and proposed the typical models of academic mobility management effective for the methodical maintenance of the mobility, fundraising, making the system of informing and adaptation of the participants of mobility. The authors also describe the developed and approved system of evaluation data which is the important instrument of the academic mobility management.
Проблемы развития академической мобильности и задачи вузов
6Г) современных условиях интеграция России в мировое, и в первую очередь европейское, образовательное пространство становится не столько необходимым, сколько неизбежным процессом, фактором жизнеспособности российских вузов. На общегосударственном уровне стоят задачи гармонизации образовательных систем, развития механизмов взаимного признания квалификаций и степеней, создания сопоставимых систем оценки качества образования. Однако конкретной реализацией этих принципов предстоит заниматься непосредственно университетам. Уровень участия российских вузов в этих процессах крайне неравномерен. Руководители вузов, достаточно давно вступивших в процесс международной интеграции, знают не только о приобретаемых при этом преимуществах и открывающихся новых возможностях, но и о возникающих проблемах и вопросах.
В процессе интеграции российских вузов и
науки в международное образовательное пространство важное место отводится академической мобильности студентов и преподавателей, которая, как ожидается, будет способствовать формированию качественно новых трудовых ресурсов, способных занять достойное место не только на национальном, но и мировом рынке труда. В Лондонском коммюнике, принятом по результатам встречи министров образования в Лондоне в мае 2007 г., подчеркивается: «Мобильность преподавателей, студентов и выпускников является одним из основополагающих элементов Болонского процесса, который создает возможности для личностного роста, развития международного сотрудничества между людьми и институтами, повышая качество высшего образования и научных исследований и вкладывая реальную жизнь в понятие европейского пространства». Таким образом, академическая мобильность существенно способствует повышению доступности, качества и эффективности образования, является важным инструментом формирования глобального образовательного простран-
© Мартыненко О. О., Жукова Н. В., 2008
ства и обеспечения мобильности человеческого капитала в целом.
В Национальном докладе РФ, подготовленном к саммиту министров образования стран — участниц Болонского процесса в Лондоне в мае 2007 г., дана развернутая характеристика развития академической мобильности в РФ, охарактеризованы масштабы мобильности. Так, свыше 2 тыс. российских граждан (студенты, аспиранты, преподаватели и научные работники) ежегодно проходят обучение в более чем 30 странах мира на основе международных договоров РФ, а также прямых партнерских связей российских и зарубежных учебных заведений по таким формам, как полный курс обучения, включенное обучение, стажировка, научная работа, повышение квалификации. По информации, полученной на сайтах некоторых российских вузов, в программах студенческих академических обменов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в 2006 г. участвовало 277 студентов, в МГТУ им. Баумана ежегодно около 200 студентов и аспирантов проходят обучение в зарубежных университетах, примерно такой же цифрой характеризуется мобильность студентов в Дальневосточном университете, в Иркутском университете — около 170 студентов и аспирантов. Владивостокский госуниверситет экономики и сервиса ежегодно отправляет на обучение и повышение квалификации около 100 студентов и преподавателей. Каждый год свыше 40 профессоров и преподавателей МГИМО проходят зарубежные стажировки в загранучреждениях МИД, зарубежных партнерских вузах, образовательных и исследовательских центрах. Томский сударственный университет ежегодно направ-ет за рубеж около 200 сотрудников на стажи-овки, конференции и для выполнения совмест-".1х проектов. Характеризуемые приведенными масштабы мобильности вряд ли свиде-ствуют о том, что в российских вузах фор-
ется значительная прослойка студентов и рудников, обладающих международным об-
овательным и культурным опытом, достаточ-
;
ная для того, чтобы качественно изменить ву зовскую среду.
В вышеупомянутом Национальном докладе РФ одним из главных вызовов (проблем), стоящих перед Россией в период формирования единого европейского образовательного пространства, названа «неготовность части российской высшей школы выступать равноправным партнером в программах мобильности (недостаточное финансирование, слабое знание иностран-
ных языков)». На наш взгляд, эта неготовность проявляется и в неразвитости нормативно-методической базы, организационных схем мобильности и систем информирования. Помимо этого ключевым для развития обратной мобильности является состояние учебно-материальной базы и инфраструктурное обеспечение. При этом финансовый фактор является ключевым, поскольку академическая мобильность представляет собой наиболее «финансовоемкое» направление Болонского процесса.
Именно стоимость программ, которая зачастую бывает значительной в развитых странах, является наиболее существенным фактором, ограничивающим мобильность российских студентов. Зачастую родители просто не в состоянии направить своих детей для обучения за рубеж. Даже если программа предусматривает освобождение от платы за обучение, то стоимость аренды жилья, расходы на проживание и транспортные расходы становятся непреодолимым препятствием для потенциальных участников. В этой связи стоит отметить, что «европейское» направление мобильности в Дальневосточном федеральном округе может получить развитие только при условии финансовой поддержки государства в части транспортных расходов на перемещение
студентов внутри страны, поскольку эти расхо-- . ^лзпВаНЛШ
ды зачастую сопоставимы и даже превышают расходы на поездку из центра страны (Москвы) за рубеж (в европейские страны). Решение этой проблемы актуально, поскольку должно быть обеспечено единство образовательного пространства всей страны, без исключения каких-либо ее регионов из Болонского процесса как процесса европейской интеграции. Помимо этого факторами, сдерживающими академическую мобильность, являются:
— недостаточное знание иностранных языков;
— недостаток подробной информации о возможностях участия в зарубежных программах;
— различия в структурах образовательных программ и курсов в зарубежных университетах;
— проблемы трансферта кредитов и оценок;
— несогласованность учебных планов меж-хКЯ
ду партнерскими университетами, в результате
чего студенты не заинтересованы в участии в
обменных программах, так как они увеличивают 5&>* * * •*,* * Л*' щншиишд
их индивидуальную учебную нагрузку и заставляют по возвращении наверстывать пропущен-
Вместе с тем неготовность российских ву-
в 2007 г. Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) в партнерстве с вузами, ВГУЭС
зов к равноправному партнерству в про мобильности связана, с нашей точки зр
только с недостаточным финансированием, но обобщил опыт дальневосточных вузов в органи и, как это ни парадоксально, с неопределеннос- зации программ академической мобильности и тью целей развития мобильности как на уровне выработал общие рекомендации по управлен отдельного вуза, так и на уровне страны в це лом. Принятие вузами ответственности за р витие мобильности должно быть подкреплено пониманием стратегической важности этой за
дачи непосредственно для конкретного вуза
В большинстве случаев «прямая» ность не только не приносит быстрых финансовых выгод вузу, но и ведет к дополнительным издержкам. Позитивный эффект от развития академической мобильности связан, как прави
рестиж вуза, которые прямог
академическими обменами в вузах.
В контексте общей цели развития акад ческой мобильности в РФ как одного из при-етных направлений Болонского процесса на ериод до 2010 г. постановка задач на уровне тдельного вуза может выглядеть следующим образом:
— ввести в практику целевое выделение в етах вузов средств для финансирования
ло, с работой на ими
приносят выгоды в долгосрочной перспективе и требуют систематической работы и вложений.
программ мобильности, реализуемых в
жвузовского сотрудничества
— совершенствовать организационные
низмы и внутривузовское нормативно-методи
Следовательно, можно предположить, что раз- кое обеспечение академической мобильности;
витие прямой академической мобильности явля- — развивать культуру формирования гибких
ется приоритетом в вузах, где выстроены сис- образовательных траекторий, механизмов при-
темы стратегического управления. В большин- знания и перезачета дисциплин и периодов обу-
стве вузов РФ прямая академическая мобиль- чения в других вузах, в том числе иностранных;
ность как не приносящий быстрых выгод про- — активно развивать прямое межвузовское
цесс отторгается системой. Отсюда бесконечные сотрудничество в образовательной и исследова
V.-ЛнННмП Ш
препятствия на пути отъезжающих за рубеж для
обучения студентов (требования оплаты за период отсутствия, отказ в выплате стипендий,
отказ в признании периодов обучения в зарубежном вузе и требования досдать пропущенные дисциплины в точном соответствии с российским учебным планом, вплоть до предупреждения об отчислении или предложения взять академический отпуск). Финансовое состояние многих «среднестатистических» российских вузов не является устойчивым, и, даже обозначив развитие мобильности в числе своих приоритетов, многие вузы не могут финансировать это направление из собственных внебюджетных средств.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), являясь совместно с Дальневосточным государственным университетом путей сообщения (ДВГУПС) дальневосточным вузом — координатором реализации принципов Болонского процесса, проводит большую работу по сбору материалов о достижениях дальневосточных вузов в области академической мобильности и анализу имеющихся у них проблем. В ходе реализации проекта «Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации принципов Болонско-го процесса», выполняемого в рамках ФЦПРО
тельской сферах, активизировать формирование совместных образовательных и исследовательских программ;
— разработать внутривузовскую систему оценки мобильности;
— развивать систему информирования студентов, преподавателей и сотрудников вузов о задачах, возможностях и проблемах, связанных с академической мобильностью;
— разработать механизмы мотивации к изучению иностранных языков; внедрить формы и методы обучения иностранным языкам, обеспечивающие существенное повышение уровня языковой подготовки студентов и преподавателей; формировать курсы и программы на иностранных языках;
— обеспечить социально-бытовые условия и гарантии безопасности обучения в российских вузах иностранных граждан;
— создавать инфраструктуру социальной и культурной поддержки и адаптации иностранных студентов, развивать систему консультационных услуг для приезжающих студентов;
— развивать (в дополнение к традиционным) дистанционные формы обучения иностранных студентов как наиболее экономически целесообразные.
Сравнительным анализ опыта вузов в реализации академическом мобильности. Типовые модели управления академической мобильностью в вузах
частие вузов Дальневосточного федераль-
»• * гГ? - ДЯД^ДВг '* '1*
ного округа в Болонском процессе имеет свою специфику, продиктованную, прежде всего, географической удаленностью нашего региона от
ропы. В соответствии с этим для вузов Даль-
Востока Б
олонский процесс — это не столько прямая «физическая» интеграция в европейское
азовательное пространство, сколько новый вектор развития, определенный основными целями Болонского процесса. Естественно-географические предпосылки задают отнюдь не европейское направление развития академической
видуальных и коллективных грантов, помощь в оформлении заявок на гранты, для иностранных студентов — оформление документов на въезд в РФ, регистрация по месту пребывания, продление виз, оформление медицинских страховок. В целях более эффективной организации программ академической мобильности внутри ФП целесообразно создать отделы (секторы), курирующие те или иные формы мобильности: отдел обменных программ, отдел организации стажировок и т. д. Сотрудники отделов — это обычно консультанты по определенным вопросам (именно так они и называются), кроме того, предусматривается большой штат волонтеров из числа студентов, которые уже имеют опыт участия в программах студенческой мобильности. ФП непосредственно взаимодействует с академическими подразделениями вуза через регулярные ин-
мобильности для дальневосточных вузов. Абсо- формационные семинары, сессии по определен-лютное большинство планов и намерений даль- ным грантовым и обменным программам, дру-невосточных вузов в отношении международно- гие информационные ресурсы.
го сотрудничества связываются с территориаль но более близкими вузами стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Соответственно, в этом же направлении преимущественно развивается академическая мобильность. При этом необходимо отметить, что асимметричный характер международной мобильности в ДВФО проявляется сегодня гораздо в меньшей степени, чем в России в целом. Это связано, в первую очередь, с наличием такого соседа, как Китай, с его пока еще не полностью удовлетворенным спросом на услуги высшего образования. Большинство участников программ обратной мобильности дальневосточных вузов — граждане КНР, причем в последние годы есть тенденция преобладания (по количеству участников) «вертикальной мобильности», т. е. обучения в российских вузах по полной программе.
На основании анализа опыта многих дальневосточных вузов были выявлены две типичные модели управления академическими обменами. Первая модель, которая может быть условно названа «централизованной», предусматривает создание в вузе функционального подразделения (управления или отдела, в зависимости от масштабов вуза и его международной деятельности, далее — ФП), в задачи которого входит в том числе организация академических обменов.
Для студентов и профессорско-преподавательского состава ФП оказывает следующие виды услуг: организация стажировок, оформление документов для поездок за границу, поиск инди-
Такое централизованное управление процессом академической мобильности позволяет вовлечь в процесс мобильности студентов, преподавателей и администраторов всего вуза, без видимого предпочтения каких-то факультетов или пециальностей. Практика управления мобильностью в соответствии с первой моделью является наиболее распространенной в вузах.
Например, во ВГУЭС ключевым подразделением, управляющим академической мобильностью, является управление международных связей (УМС), в состав которого входят три отдела. Протокольный отдел занимается документальным сопровождением прямой и обратной мобильности, отвечает за прием иностранных делегаций. В сфере ответственности отдела международных программ находится организация обменных программ для студентов и ППС, помощь в организации и проведении международных семинаров, конференций, администрирование договоров с вузами-партнерами, поддержка международной страницы сайта ВГУЭС. Информационно-аналитический отдел занимается поиском и анонсированием грантов, оказывает помощь в написании заявок на гранты, составляет отчеты о международной деятельности. Помимо управления международных связей, во ВГУЭС создан институт международного образования, который занимается организацией обучения иностранных студентов, включая подготовку по русскому языку. С целью создания инфраструктуры для адаптации и информирования иностранных студентов в структуре управления внеучеб-
ной работой во ВГУЭС создан международный центр культурного сотрудничества, который реализует различные адаптационные программы, проводит культурные мероприятия для иностранных студентов, способствует их приобщению к российской культурной среде.
Вопросами формирования учебных планов совместных программ, индивидуальных планов мобильных студентов занимаются соответствующие кафедры и институты совместно с учебным управлением. Учебное управление также отвечает за выдачу участникам мобильности документов об образовании, в том числе приложений к дипломам европейского образца, совместно с приемной комиссией ведет работу с документами, выданными иностранными учебными заведениями.
Социально-бытовые условия для прибывающих в вуз иностранных студентов обеспечиваются подразделениями студгородка. Управление международных связей, учебно-методическое управление являются параллельно-подчиненными структурами, замыкающимися в иерархии управления на первого проректора. Вся инфраструктура обратной мобильности (общежития, служба питания, досуг) находятся в подчинении проректора по общим вопросам. м образом, в процесс работы с участниками мобильности во ВГУЭС вовлечено достаточно большое число подразделений и руководство вуза уделяет большое внимание формированию горизонтальных связей между ними, вводит элементы проектного управления. Такая схема, по нашему мнению, пользуемая в ДВГУ схема управления междуна-
в большей степени способствует развитию вов- родной деятельностью и мобильностью, при ко-
леченности персонала, соответствует общему торой в ведении и ответственности международ-
стратегическому приоритету университета на ного департамента находится не только вся ву-
развитие и существенное расширение масшта- зовская инфраструктура поддержки мобильнос-
бов международного сотрудничества и академи- ти, но и сами совместные программы, обеспечи-
ческой мобильности. Это позволило за неболь- вает высокую оперативность, согласованность
шой промежуток времени достичь достаточно действий и в конечном итоге — высокие резуль-
высоких результатов. Число иностранных учас- таты по направлению «академическая мобиль-
тников мобильности в вузе к началу 2008 г. до- ность». Такая структура может быть классифи-
студенты, цирована как дивизиональная со всеми прису-
обучающиеся по реализуемой в партнерстве с щими данному типу организационных структур
------------------недостатками. К последним
публики Корея (университет Санг Мен, Дебуль-ский университет, колледж иностранных языков Еннам, колледж Чеджу Хала), КНР (Государственный университет Линьи, Харбинский политехнический университет) и вузами Японии (Тоямский институт международных исследований), в рамках которых студенты выезжают в вузы-партнеры на один-два семестра. Студентам и аспирантам ВГУЭС предлагается большой выбор языковых стажировок (Великобритания, Чехия, Франция, Германия, Нидерланды, Испания, Италия, Тайвань, Австралия, Новая Зеландия, Япония).
В другом ведущем вузе региона — Дальневосточном государственном университете (ДВГУ) — международный департамент работает более 20 лет. Его штат составляет 65 человек и включает, помимо сотрудников административно-управленческого персонала, преподавателей русского языка как иностранного, обслуживающий персонал общежитий и учебных помещений, в которых проживают и обучаются иностранные участники мобильности. Среди наиболее успешных программ мобильности ДВГУ — программы двойных дипломов, реализуемых совместно с университетами США и Австралии, администрирует эти программы российско-американский факультет института менеджмента и бизнеса ДВГУ. Также в вузе действует совместная программа двойных дипломов по модели «2 + 2» с Даляньским институтом иностранных языков и Хэйлунцзянским университетом. Ис-
граммы, 20 выпускников продолжают образование в магистратуре ВГУЭС. В университете ствуют совместные российско-американская и российско-новозеландская программы двойных
стигло 1500 человек, в основном это сту,
й в партг
несколькими китайскими вузами образователь ной программе подготовки бакалавров по моде- относится прежде всего ее сравнительно более ли «2 + 2». К 2008 г. состоялось два выпуска про- высокая затратность.
Однако администрирование мобильности в вузе может реализовываться и в соответствии с другой моделью, локализуясь на одном из факультетов вуза. В роли такого подразделения может выступать, например, факультет международных образовательных программ и академи-
дипломов по направлениям «менеджмент» и «маркетинг». Успешно развиваются многочисленные обменные программы с университетами Рес-
ческих
г- -г Г
обменов. Такая схема управления мобиль-
ностью может быть оправдана спецификой вуза, когда возможности мобильности студентов разных специальностей и направлений подготовки, реализуемых в вузе, не одинаковы по причинам, связанным чаще всего с разными традициями подготовки в России и за рубежом и низкой совместимостью соответствующих программ. В качестве примера можно привести Дальневосточный государственный университет путей сообщения, в котором достаточно успешно реализована вторая модель. В ДВГУПС создан факультет международных образовательных программ и академических обменов, в состав которого входят дирекция по работе с российскими студентами, поступающими на совместные образовательные программы; дирекция по работе с иностранными студентами; центр языкового тестирования; отдел международных связей. В вузе с 1996 г. успешно работает российско-американская программа с университетом Аляски (Анко-ридж, США). Помимо этой программы, с 2000 г. в ДВГУПС действует китайско-российская программа подготовки бакалавров, а с 2005 г. реа-
ни
верситетом Вусонг. В ун программы двойных д лениям, как менеджмент, роэнергетика.
Независимо от того, какая управления мобильностью
минимально необходимый круг задач управле ния мобильностью должен быть следующи
— информирование,
— содействие бильности,
— нормативно-методическое обеспечен мобильности,
— фандрайзинг
В соответствии с эти
ми целесообразно формировать организационн структуру подразделения, обеспечивающего бильность. Рассмотрим содержание каждой и задач более подробно.
Развитие в вузе системы информирования о возможностях и проблемах академической мобильности и вовлечения студентов, преподавателей и сотрудников вузов как потенциальных участников должно стать одной из основных мер по поддержке и развитию мобильности. Необходимо создание постоянно действующей многоуровневой специализированной информационной сети, служащей интегратором и распространителем для всех участников процесса достоверной и полной информации. Для этого рекомендует-
даптации участников м
ключевыми задача-
ся проводить регулярные семинары, сессии по определенным грантовым и обменным программам, встречи с сотрудниками консульств и посольств по вопросам обучения за рубежом. На сайте вуза должна быть страница с информацией обо всех текущих грантовых и обменных программах и обменные программы. Также рекомендуется создать в вузе специальный стенд, на котором еженедельно должна размещаться информация о текущих программах академической мобильности.
Для информирования участников обратной мобильности должен быть разработан комплект информационных материалов на иностранных языках, прежде всего на английском. Информацию рекомендуется размещать на сайте вуза, распространять в форме буклетов, фильмов, презентаций в партнерских вузах либо через агентские сети.
Для усиления эффективности реализации мобильности рекомендуется создать базу данных по всем студентам (в том числе обменным и стажерам, которые приезжают на небольшой срок), участвующим в программах мобильности. Ведение и поддержка этой информационной системы осуществляется подразделением, курирующим академическую мобильность в вузе, а ее пользователями будут все учебные подразделения вуза. Наличие такой системы позволит более эффективно осуществлять мониторинг академической мобильности.
Основная задача сектора внеучебной работы (возможно, отдела) — помощь в социокультурной адаптации участников программ мобильности как с иностранной, так и с российской стороны, проведение различных культурных мероприятий и адаптационных программ, развитие системы консультационных услуг. Кроме того, задачами такого подразделения могут являться:
— создание социокультурного пространства для адаптации и комфортного психологического состояния иностранных студентов;
— воспитание навыков межкультурного общения, активизация межкультурных связей, развитие, взаимодействие, взаимопроникновение культур;
— удовлетворение потребности к изучению языка и постоянному языковому тренингу в ходе совместной культурной деятельности;
— приобретение и пополнение знаний и навыков в области национальных культур через совместное проведение занятий, дискуссий, мастер-классов, деловых игр, посещение театров, музеев, выставок, концертов.
Одним из очевидных приоритетов в направ- приходится сталкиваться с конфликтными си-
лении развития академической мобильности должна стать разработка внутривузовского нормативно-правового обеспечения академической мобильности, которое будет учитывать особенности как самого образовательного учреждения, так и механизмов реализации различных форм академической мобильности с учетом положений национального законодательства и международного права.
Представляется целесообразной следующая классификация типовых локальных актов вуза, регулирующих различные аспекты академической мобильности:
— нормативные акты, устанавливающие общие условия реализации программ академической мобильности и четко определяющие понятие мобильности для данного конкретного вуза (устав образовательного учреждения);
— нормативные акты, которые определяют организацию конкретных форм академической мобильности (положения о включенном обучении, программах обмена, стажировках студентов и преподавателей, выделении грантов для участия в международных программах и т. д.);
— нормативные акты, принимаемые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
— отдельные локальные акты вуза, обеспечивающие академическую мобильность: договоры вуза с другими образовательными учреждениями, научными и иными организациями (общие (рамочные) договоры и договоры по конкретным формам академической мобильности), с обучающимися; стипендиальные и грантовые программы для российских и зарубежных участников.
Внутривузовским нормативным актам, с нашей точки зрения, основанной на опыте разработки и использования этого вида документов, должны быть свойственны однозначность, ясность и определенность содержащихся положений и рекомендаций, в них должны быть четко описаны алгоритмы действий участников и заинтересованных сторон в тех или иных типичных ситуациях.
В условиях отсутствия однозначного и официально принятого толкования термина «академическая мобильность» и связанных с обозначенным им процессом понятий имеет смысл достаточно однозначно определить их в нормативных документах вуза, поскольку на практике
туациями, вызванными именно разным толкованием и пониманием одного и того же явления (в нном случае — мобильности) разными людь-. Разрабатываемые документы должны содер-ать совершенно конкретные определения тех и иных схем академической мобильности, про-сывать четкие механизмы реализации каждо-процесса, однозначно разъяснять статус и по-ядок действия всех его субъектов. Дополнительно рекомендуется приводить приложения, иллюстрирующие конкретные формы документов, поминаемых в тексте (бланки, образцы прика-распоряжений и т. д.). Возможны два подхода к разработке норма-
вных актов:
I
окумен-как для
ог
ание
мической м
— унификация каждого отде а, предполагающая его исполь рямой, так и для обратной ак ильности;
— создание отдельных комплектов ов для регулирования каждого из выш ых процессов.
К важнейшим вопросам нормативно-методи-мобильности относятся раз-бежными вузами про-идуальных планов бильных» студентов, р признания и перезаче-ов обучения, пройден-кже признание иностранных документов об образовании и выдача в вузе приложений к дипломам европейского образца. Данный круг вопросов решается во взаимодействии нескольких подразделений вуза, прежде всего международного и учебного управления (либо иных подразделений с аналогичными функциями), кафедр и факультетов.
Успешное развитие академической мобильности в вузе во многом зависит от эффективности системы ее финансирования. Данную задачу можно решить за счет привлеченных средств, для чего необходимо наладить работу по поиску грантов, программ кредитования и субсидирования мобильности. В структуре ФП рекомендуется создать подразделение, которое будет осуществлять активный фандрайзинг — поиск и анонсирование грантов, оказание помощи студентам и преподавателям в написании заявок на гранты. Как показал анализ опыта ведущих вузов ДВФО, используются следующие источники финансирования мобильности:
— средства зарубежных фондов и университетов (грантовые программы, обменные про-
граммы с вузами-партнерами, программы мо, дежных обменов по линии правительств за^ ^ бежных стран);
— средства российских фондов и ведомственные (программы командирования за рубеж, программы обменов по линии Министерства образования и науки)
— собственные
аджетные и внебюджетные шдирование лучших студ оправляющего вуза, финаг выдающихся иностранных
У '
едства участников мобиль ровки).
средства вуза (ко тов и ППС за счет сирование обучени студентов);
— собствен ности (платные
Немаловажным является вопрос кадров обеспечения академической мобильности. Расширение масштабов академической мобильности в вузе в конечном итоге должно привести к изменению качества самого вуза, что, в свою очередь, требует от всех сотрудников определенной степени готовности к решению их должнос-
^чИмгг .-'V
тных задач с учетом международного уровня в
Поэтому необходимо систематичес: ние квалификации и специализированное
.{V, --' ./V I
чение сотрудников, и не только но задействованных в обеспечен (сотрудники международной с управления, приемной комиссии
работе со студенческими документами, препода» *
вателей, сотрудников деканатов), но и сотруд-
ников вспомогательных служб (общежития, вне-учебные подразделения). Например, во ВГУЭС, где достижение международного уровня образования объявлено одним из стратегических приоритетов развития, существует комплексная программа обучения персонала, связанного с целями развития мобильности. В интересах формирования устойчивой мультиязычной среды и повышения уровня владения иностранными языками в университете реализуются языковые программы для ППС (английский, китайский языки). Ежегодно проводятся семинары по работе с иностранными студентами и тренинги по развитию этнокультурной толерантности. Действует постоянный научно-практический семинар по проблемам обучения иностранных студентов, на котором ставятся и обсуждаются методологические и методические проблемы, ведется поиск их решения, разрабатываются рекомендации для принятия управленческих решений руководством вуза. Практически во всех вузах региона существует практика систематического повышения квалификации сотрудников подразделений, курирующих международную деятельность, и пре-
подавателей через зарубежные стажировки и специализированную курсовую подготовку.
Создание и внедрение системы показателей развития академической мобильности в вузе
С целью внешнего стимулирования российских вузов к развитию мобильности имеет смысл ввести систему оценочных показателей, направленную на формирование и повышение собственной ответственности вузов. Известно, что в число показателей государственной аккредитации в последние годы уже были включены сведения, характеризующие масштабы академической мобильности в вузе. Решая задачу развития академической мобильности, данный инструмент следует развивать и дорабатывать.
Для сравнения разных вузов, когда речь идет о количественных показателях, имеет смысл пользоваться относительными (удельными), а не абсолютными величинами, которые сильно зависят от масштаба вузов и не позволят их корректно сравнивать. В то же время для оценки степени продвижения системы ВПО РФ в целом и ее отдельных сегментов (отраслевых, региональных и т. п.) по рассматриваемому направлению Болонского процесса необходимо использовать не только усредненные по совокупности вузов относительные значения, но и совокупные абсолютные значения, изменение которых во времени будет характеризовать динамику развития. Многие показатели вводятся в пересчете на семестровые программы. Этот прием использован для модельного «выравнивания» длительности программ мобильности, что позволяет сравнивать масштабы мобильности, реализуемой через программы различной длительности. Численность участников мобильности предлагается характеризовать как абсолютными, так и относительными показателями. Первые важны для оценки масштабов мобильности в целом по вузу, системе ВПО и ее отдельным сегментам, а вторые в большей степени служат для корректного сравнения уровня развития мобильности в разных вузах. Причем рассчитывается отношение «мобильных» студентов именно к общему контингенту, включающему все формы обучения, а не только очную — это представляется более правильным, поскольку нивелирование различий между формами обучения в большей степени соответствует международной практике. Важно, на наш взгляд, и абсолютное число студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников вуза,
выехавших за рубеж с образовательными и исследовательскими целями по направлению вуза. Оно характеризует и масштабы мобильности, и изменение качества самого вуза в плане формирования в нем контингента людей, обладающих международным опытом.
Показатель 1.1.2 (см. табл.) может быть дополнительно детализирован по категориям студентов различных циклов ВПО (отдельно бакалавриат, магистратура, аспирантура), при желании — по направлениям подготовки, курсам и т. п., в зависимости от потребности конкретного исследования.
Целесообразно выделить группы основных и дополнительных показателей. Первые характеризуют рассматриваемое направление в целом, определяют долгосрочные стратегические приоритеты в его развитии. Вторые носят более локальный характер и характеризуют степень выполнения отдельных мероприятий среднесрочных и краткосрочных планов.
Приведем пример расчета показателей. Рассчитаем показатель 1 для модельного вуза. Допустим, в этом вузе общий контингент российских студентов (все формы обучения) в 2006/ 07 уч. г. по данным формы госстатотчетности 3-НК составил 7568 человек. В программах мобильности в течение этого года принимали участие всего 43 российских студента, из них 10 человек обучались в зарубежном вузе в течение семестра (20 недель), 10 человек — в течение года (40 недель), 10 человек — в течение 10 недель, 13 человек — в течение 4 недель. Длитель-
ность семестра составляет 20 недель. Тогда показатель 1 будет равен:
П1={10•(20/20)+ 10•(40/20)+ 10•(10/20)+ + 13 • (4/20)}/7568 = {10 + 20 + 5 + 2,6} / / 7568 = 37,6/7568 = 0,005 (0,5 %).
Абсолютное число студентов, принявших участие в программах мобильности в течение учебного года, в перерасчете на семестровые программы будет составлять, как видно из расчета, 37,6 человек.
Дополнительные показатели данной группы, сформулированные в наиболее общем виде, могут быть рекомендованы вузам в дополнение к основным для осуществления внутреннего мониторинга процесса академической мобильности и формирования условий, способствующих развитию мобильности. К дополнительным показателям можно отнести количество читаемых в вузе курсов на иностранных языках; уровень знания иностранных языков среди студентов и ППС (в соответствии с общепринятыми стандартами типа ТОЕБЬ); наличие и степень достаточности внутривузовской нормативной базы, регулирующей вопросы организации мобильности, порядок признания дисциплин и периодов обучения за рубежом; общий объем привлеченных для поддержки мобильности финансовых средств, включая индивидуальные гранты.
Для того чтобы обеспечить корректность, необходимо провести апробацию показателей в реальном мониторинге, в ходе которой уточнить все используемые источники информации, включаемой в базу для расчетов.
Основные показатели развития вузов РФ по направлению «академическая мобильность»
№ Наименование показателя Единицы измерения Способ получения значения показателя
1 Интегральные показатели, характеризую щие масштабы мобильности -
1.1 Участники программ мобильности
1.1.1 Общее число российских участников мобильности в вузе (все категории) за учебный год Чел. Учитываются участники любых программ мобильности, все категории участников (студенты всех циклов, преподаватели, сотрудники, исследователи)
Распределение по категориям:
1.1.2 Общее число российских студентов — участников мобильности в вузе (все категории) за учебный год Чел. Учитываются студенты всех циклов высшего образования
1.1.3 Общее число российских преподавателей — участников мобильности в вузе (все категории) за учебный год Чел. Учитываются все преподаватели, участвовавшие в программах мобильности
Окончание табл.
№
1.1.4
1.1.5
1.2 1.2.1
1.2.2
1.3 1.3.1
2
2.1 2.1.1
2.1.2
2.1.3
Наименование показателя
Общее число российских сотрудников-участников мобильности в вузе (все категории) за учебный год
Число приглашенных иностранных преподавателей, занятых в учебном процессе вуза в течение учебного года (в перерасчете на семестровые программы)
Совместные программы
Число действующих (имеющих контингент студентов) совместных образовательных программ высшего образования Общий контингент студентов совместных программ
Финансовая поддержка мобильности
Объем внешнего (по отношению к вузу) финансирования совместных образовательных и исследовательских проектов Относительные (удельные) показатели Участники программ мобильности Доля российских студентов всех циклов, направленных для обучения за рубеж в течение учебного года, в их общем контингенте (в перерасчете на семестровые программы)
Доля иностранных студентов всех циклов, принятых вузом по программам мобильности в течение учебного года, в общем контингенте студентов вуза (в перерасчете на семестровые программы)
Доля российских преподавателей, участвовавших в программах мобильности в течение учебного года, в их общем контингенте (в перерасчете на семестровые программы)
Единицы измерения
Чел.
2.2 2.2.1
Финансовая поддержка мобильности
Объем финансирования программ мобильности из собственных средств вуза за учебный год (доля средств в консолидированном бюджете вуза)
Способ получения значения показателя
Учитываются сотрудники всех категорий, кроме преподавателей (исследователи, администраторы и т. п.)
Чел. {2 [N3 • (шЭ/пЭ)]}, где
N3 — количество приглашенных преподавателей, занятых в учебном процессе вуза в учебном году в течение определенного периода длительности п1;
п3 — длительность занятости преподавателя в учебном процессе вуза в неделях; т3 — число недель в семестре
Шт. Критерием отдельной образовательной программы могут являться присваеваемые выпускникам степень и квалификация
Чел. Численность всех студентов (российских
и иностранных), обучавшихся по совместным программам в течение учебного года
Руб. Учитываются средства из внешних по отношению к вузу источников, полученные непосредственно на счета вуза
{S [N • (m/n)]} / Q-100%, где
N — количество российских студентов вуза, обучавшихся за рубежом в течение учебного года по программам определенной длительности n; n — длительность программы обучения в неделях; m — число недель в семестре; Q — общий контингент российских студентов в вузе {S [N1 • (m1/n1)]}/ Q1 • 100 %, где N1 — количество иностранных студентов, принятых вузом в течение учебного года по программам мобильности определенной длительности n1; n1 — длительность программы обучения в неделях; m1 — число недель в семестре; Q1 — общий контингент студентов в вузе
{S [N2 • (m2/n2)]}/ Q2 • 100 %, где
N2 — количество российских преподавателей, участвовавших в программах мобильности определенной длительности n1 в течение учебного года;
n2 — длительность программы мобильности в неделях;
m2 — число недель в семестре; Q2 — общее число штатных единиц преподавателей в вузе
(S1/S)•100 %,где
S1 — объем средств, затраченных на финансирование программ мобильности в учебном году; S — консолидированный бюджет вуза в учебном году
Выводы
Специфика и проблемы академической мобильности в России заключаются в неплановом характере этой деятельности, отсутствии материально-финансового обеспечения, нехватке специалистов в этой области, в неразработанности специальных методов и механизмов академических обменов, недостаточном количестве и качестве совместных программ, отсутствии инфраструктуры, обеспечивающей эффективное сотрудничество. Развитие академической мобильности невозможно без решения на международном уровне таких проблем, как синхронизация программ обучения по курсам и специальностям, признание российских документов об образовании и степеней за рубежом.
России необходимо рассматривать образование как стратегическую сферу своих международных интересов и в первую очередь разработать в рамках концепции модернизации системы ВПО международную образовательную политику, призванную решать задачи превращения обучения за рубежом в неотъемлемый компонент высшего образования, развития межвузовских международных связей, формирования имиджа страны, привлекательной для иностранных студентов и ученых. Для решения этих задач необходимо:
• обеспечить возможность продолжения обучения за рубежом хотя бы для 10 % российских студентов, получающих дипломы университетов в РФ;
• обеспечить максимальную и адекватную информированность студентов, преподавателей и общественности относительно содержания образования в странах и конкретных вузах;
• стимулировать изучение иностранных языков, международных отношений и страноведения; ввести требования обязательного владения по окончании вуза иностранным языком и глубоких знаний хотя бы об одной стране;
• расширять возможности для профессорско-преподавательского состава в приобретении опыта и знаний в сфере международного и регионального бизнеса и иностранных языков;
• интегрировать обучение за рубежом с учебными планами высшего образования
• поддерживать сотрудничество между уни-
верситетами, ведущее к получению совместных степеней и других форм автоматического признания, что повышает уровень доверия между вузами и способствует взаимному признанию квалификаций;
• либерализовать политику обучения и трудоустройства иностранных студентов, с предоставлением им возможности работать в период обучения и трудоустраиваться на российские предприятия после прохождения полного курса обучения;
• устранить для иностранных студентов барьеры, проявляющиеся в сложностях оформления визовых документов (особенно краткосрочных, для посещения страны в рамках учебных обменов и конференций), ограничениях на проведение научных исследований.
Только в результате реализации такой образовательной политики российские студенты, преподаватели и сотрудники станут полноправными участниками академической мобильности, будет обеспечен рост качества, привлекательности и конкурентоспособности образовательных программ.
Литература
1.Что такое академическая мобильность? Сайт РУДН. 2006. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:/ /www.rudn.ru/?pagec=255 [Дата обращения — окт. 2007 г.].
2. Розина Н. М. Международная мобильность и Бо-лонский процесс в России // Экономика и образование сегодня: Электрон. журн. 2007. 12 марта. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://is.park.ru/doc. jsp?listno =2167142&listcd=22&listmd=59&listfile=pub&urn= 9781513
3. Бринев Н. С., Чуянов Р. А. Академическая мобильность студентов как фактор развития процесса интернационализации образования / Ассоциация «Профессионалы за сотрудничество». 2006. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o60. htm [Дата обращения — окт. 2007 г.].
4. Шабалин Ю. Е. Академическая мобильность: региональное измерение прогнозируемых последствий / Науч.-просвет. портал «Образование 3000». 2007. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://region.edu3000.ru/ favorite.htm [Дата обращения — окт. 2007 г.].
5. Рекомендация № R (95) 8 Комитета министров Совета Европы государствам — членам по академической мобильности / Федеральный центр образовательного законодательства. 2006. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.lexed.ru/mpravo/razdel4/Pdoc14.html