УДК 378
Микова Ирина Митковна
Соискатель кафедры педагогики и педагогических технологий Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, [email protected], Рязань
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Mikova Irina Mitkovna
Post-graduate student ofpedagogy and pedagogical technologies chair of Ryazan State University named after S.A.Esenin, [email protected], Рязань
CONCEPT AND ESSENCE OF ACADEMIC MOBILITY OF STUDENTS
Академическая мобильность рассматривается в рамках Болонского процесса в качестве обязательного условия формирования Европейского пространства высшего образования. Одним из основных направлений Болонского процесса является повышение уровня академической мобильности
- образовательного обмена студентов, преподавателей, исследователей и администраторов университетов.
В последние годы академическая мобильность, по словам В. А. Галичина признается одним из эффективных инструментов повышения качества человеческого капитала. С развитием глобализации стремительно растет обмен между странами в области науки и образования. Это способствует расширению и укреплению межнационального сотрудничества в данной сфере, усилению конкурентоспособности национальных систем образования [1, с. 8].
Положение о важности мобильности всегда присутствует в Болонских документах. В нашем исследовании для раскрытия понятия академической мобильности мы опирались на такие документы Болонского процесса, как Великая хартия университетов [2], Сорбонская декларация [3], Болонская декларация [5], Берлинское коммюнике (2003 года) [6], Приложение к рекомендации № R (95)
8 комитета министров совета Европы государствам - членам по академической мобильности (Страсбург, 2 марта 1995 года) [7], Лондонское коммюнике [8].
Анализ ряда публикаций по вопросам академической мобильности позволяет сделать вывод, что разные авторы по-разному трактуют это понятие.
В. И. Богословский, С. А. Писарева отмечают, что развитие академической мобильности российских студентов, преподавателей и администраторов является одним из важнейших направлений вхождения России в Болонский процесс, наряду с введением многоуровневой системы высшего образования и кредитно-модульной системы обучения, модернизацией государственной системы гарантий качества образования и разработкой внутривузовских систем управления качеством образования и новых форматов документов об образовании [9, с. 4].
О. О. Мартыненко определяет академическую мобильность как возможность для студентов (прежде всего), преподавателей, административноуправленческого персонала вузов перемещаться из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые почему-либо недоступны в своем вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы [10].
Н. С. Бринев, Р. А. Чуянов под академической мобильностью понимают период обучения студента в стране, гражданином которой он не является. Этот период ограничен во времени; также подразумевается возвращение студента в свою страну по завершении обучения за рубежом [11].
Академическая мобильность является одной из ключевых идей Болонского процесса, несмотря на наличие многочисленных проблем, возникающих при ее реализации [4].
Организационные условия называются в Приложении к рекомендациям комитета министров Совета Европы (Страсбург, 2 марта 1995 г., Я (95)8) в частности отмечается, что «академическая мобильность подразумевает период обучения, преподавания и /или исследования в стране другой, чем страна местожительства учащегося или сотрудника академического персонала. Этот период должен иметь ограниченную продолжительность, при этом предусмотрено, что учащийся или сотрудник возвращается в его или ее родную страну после завершения обозначенного периода» [8]. Таким образом, называются два основных условия: ограниченная продолжительность пребывания в вузе другой страны; возврат в родную страну.
В правовых актах и уставах вузов (МГУ им. Ломоносова, и др) академическая мобильность рассматривается как перемещение кого-либо, имеющего отношение к образованию, на определенный (обычно до года) период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований, после чего учащийся, преподаватель или исследователь возвращается в свое основное учебное заведение. Данное понятие не связано с эмиграцией или длительным периодом обучения (работы) за рубежом.
На основе анализа определений, данных в работах таких авторов, как О. О. Мартыненко [10], С. А. Писарева, В. И. Богословского [9], В. Н. Чи-стохвалова [12, с. 34], Я. Я. Клементовичус [13, с. 17], В. А. Галичина, можно выделить один общий признак академической мобильности - временное обучение в других вузах.
Нами уточнено определение понятия академическая мобильность студентов. Это форма (одна из форм) организации обучения студентов, связанная с перемещением в другой вуз на ограниченный во времени период, с возвращением в базовый вуз для завершения обучения.
В. И. Богословский, С. А. Писарева отмечают, что явление академической мобильности чрезвычайно многообразно и может быть подвергнуто классификации по разным основаниям. Так, В. И. Богословский,
С. А. Писарева [8, с. 34] различают мобильность по таким основаниям:
- по ее субъектам - преподавателей и студентов;
- по ее объектам - академическую, исследовательскую (для студентов); повышение квалификации (переподготовка), обмену опытом (преподавание), проведение исследований (для преподавателей и студентов);
- по формам реализации - реальную, виртуальную (физическую);
- по пространству реализации - региональную, межрегиональную, международную.
В Болонском процессе различают два вида академической мобильности: «вертикальную» и «горизонтальную» [14].
Под вертикальной мобильностью подразумевают полное обучение студента на степени в зарубежном вузе, под горизонтальной - обучение там, в течение ограниченного периода (семестра, учебного года).
С. А. Тыртый занимающаяся изучением формирования виртуальной мобильности преподавателя высшей школы в процессе повышения квалификации отмечает, что под виртуальной формой мобильности подразумевается возможность обучаться, преподавать и/или заниматься научными исследованиями в другом учебном заведении посредством дистанционных и телекоммуникационных технологий [16].
О. О. Мартыненко обращает наше внимание на то, что под термином «прямая мобильность» принято понимать перемещение студентов, аспирантов, преподавателей и исследователей своей страны за рубеж, соответственно, «обратная мобильность» - перемещение иностранных граждан с образовательными и исследовательскими целями в свою страну [18].
Анализ работ В. И. Богословского, В. А. Галичина, О. О. Мартыненко [8; 1; 16] по проблеме позволяет уточнить особенности академической мобильности студентов. Основными субъектами академической мобильности являются:
- студенты всех циклов высшего образования (бакалавриат, магистратура) и аспиранты;
- выпускники первого и второго циклов высшего образования;
Исследователи называют определенные требования к субъектам:
- студент должен прибывать в зарубежный вуз на стажировку по программам мобильности;
- свободное владение или английским языком, или языком страны пребывания.
В. И. Богословский пишет, что в случае годичной стажировки университетам рекомендуется первый семестр обучать иностранных студентов на английском, а второй - на языке страны пребывания, однако это, скорее всего, окажется приемлемым только для точных наук и инженерного образования, да и то в случае использования родственных языков.
В свою очередь, это ставит вопрос об организации углубленного изучения английского языка во всех российских вузах, не только языковых или гуманитарных.
Итак, академическая мобильность - исключительно важный для личного и профессионального развития процесс, так как каждый из его участников сталкивается с необходимостью решения жизненных ситуаций и одновременного анализа их с позиции собственной и иной, другой культуры.
Разные авторы классифицируют академическую мобильность по разным показателям, однако в контексте нашего исследования необходимо выделить три вида академической мобильности студентов: пространственная (или физическую); виртуальная; комплексная (комбинированная). Виртуальная мобильность является удобной формой осуществления академической мобильности средствами дистанционных технологий. Пространственная (или физическая) подразумевает очное обучение в учебном заведении. Комплексная (комбинированная) - очное обучение в вузе, с использованием коммуникационных возможностей ИКТ.
Содержание и формы академической мобильности студентов детерминированы ее целью и задачами.
Академическая мобильность позволяет студентам, как отмечают исследователи, достичь целого ряда целей и удовлетворить ряд потребностей. Цели и потребности могут быть чрезвычайно разнообразны и могут носить как рациональный (освоение новых компетенций), так и эмоциональный характер (уехать подальше от родителей).
В. И. Богословский считает, что основные задачи мобильности сегодня - дать студенту возможность получить разностороннее европейское образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить доступ в признанные центры образования и науки, где традиционно формировались ведущие научные школы, расширить познания студента во всех областях европейской культуры, привить ему чувство гражданина Европы [14].
В. А. Галичин считает, что мобильность также важна для решения других задач. Она необходима для личного развития, повышения уровня знаний и создания возможностей для трудоустройства людей. Она дает возможность аккумулировать новые знания, учиться у разных преподавателей и проверять себя, свои предложения и компетенции в новых ситуациях. Мобильность способствует изучению языков. Невозможно переоценить важность изучения иностранных языков как средства европейской интеграции и развития гражданственности, а также для функционирования единого рынка образовательных услуг [1, с. 142].
Т. А. Фугелова справедливо замечает, что не любая среда, сформированная в вузе, создает условия для формирования профессионально мобильного студента. Так, встает вопрос о необходимости создания в вузе условий для подготовки молодежи к вступлению в социальные отношения, построению жизненной и профессиональной карьеры [15, с. 106; 17].
Ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова В. А. Садовничий пишет, что студентов, осуществляющих академическую мобильность, направляют в партнерские вузы для: обучения в рамках совместных программ двойных дипломов (степеней); включенного обучения
в рамках межвузовского сотрудничества (без выдачи второго диплома), в том числе в рамках программ академического обмена; прохождение стажировки (в том числе языковой); прохождение учебной (исследовательской, производственной) практики; участие в летних школах (семестрах) [19].
В свою очередь, Е. В. Кузеванова отмечает о необходимости формирования исследовательской позиции студента. Эффективность процесса формирования исследовательской позиции обусловлена необходимостью создания исследовательской среды, представляющей собой систему педагогических условий [20, с. 47].
Таким образом, обучение студентов по программе академической мобильности включает разные по содержанию виды деятельности:
- учебная;
- исследовательская;
- сбор исследовательского материала;
- экспериментальная;
- работа в зарубежных лабораториях;
- изучение зарубежного опыта выдающихся ученых мира.
Необходимо отметить, что перед вузами в свою очередь также стоят задачи по организации академической мобильности студентов. Рассмотрим некоторые из них.
В. И. Богословский, С. А. Писарева рассматривают следующие задачи вуза по организации академической мобильности [14]:
- введение сети национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности;
- введение системы перезачета кредитов;
- приложение к диплому.
О. О. Макаренко отмечает, что минимально необходимый круг задач управления мобильностью должен быть следующим [10]:
- информирование;
- содействие в адаптации участников мобильности;
- нормативно - методическое обеспечение мобильности;
- фандрайзинг.
В соответствии с этими ключевыми задачами целесообразно формировать организационную структуру подразделения, обеспечивающего мобильность. Рассмотрим каждую из выше представленных задач более подробно.
Развитие в вузе системы информирования о возможностях и проблемах академической мобильности должно стать одной из основных мер по поддержке и развитию мобильности. Для этого рекомендуется проводить семинары по определенным грантовым и обменным программам, встречи с представителями посольств по вопросам обучения за рубежом. На сайте вуза должна быть страница с информацией обо всех текущих грантовых и обменных программах.
Для усиления эффективности реализации мобильности рекомендуется ведение базы данных по всем студентам, участвующим в программах мо-
бильности. Наличие такой системы позволит более эффективно осуществлять мониторинг академической мобильности.
Разработка внутривузовского нормативно - правового обеспечения академической мобильности должна стать одним из очевидных приоритетов в направлении развития академической мобильности. Внутривузовским нормативным актам должны быть свойственны однозначность, ясность и определенность, содержащихся положений и рекомендаций, в которых должны быть четко описаны алгоритмы действий участников. К важнейшим вопросам нормативно - методического обеспечения мобильности относится вопрос разработки совместных с зарубежными вузами программ, формирования индивидуальных планов и программ обучения «мобильных» студентов.
Эффективная система финансирования - не менее важный фактор развития академической мобильности в вузе. Данную задачу можно решить за счет привлеченных средств, для чего необходимо наладить работу по поиску грантов, программ кредитования и субсидирования мобильности.
Таким образом, перед вузами стоят непростые на первый взгляд задачи, решение которых требует серьезных изменений в самом вузе.
В результате анализа работ В. А. Галичина, В. И. Богословского,
О. О. Мартыненко [1; 8; 16] можно выделить общий круг задач, необходимый решить при организации академической мобильности на уровне вузов:
- создание и развитие системы грантов для студентов и преподавателей;
- совершенствование организационных механизмов и внутривузовского нормативно-методического обеспечения академической мобильности;
- обеспечить максимальную информированность студентов относительно содержания образования в странах и конкретных вузах;
- стимулирование изучения иностранных языков, международных отношений и страноведения;
- интегрирование обучения за рубежом с учебными планами высшего образования;
- поддержание сотрудничества между университетами;
- создание инфраструктуры для поддержки иностранцев;
- создание необходимых социально-бытовых условий;
- разработка внутривузовской системы оценки мобильности;
- организация и проведение конкурса на участие в программах академических обменов.
Только в результате реализации такой образовательной политики студенты станут полноправными участниками академической мобильности, будет обеспечен рост качества, привлекательности и конкурентоспособности образовательных программ.
Так, подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что академическая мобильность студентов в связи с модернизацией Российского образования становится распространенной формой организации учебного процесса, поэтому возникает вопрос, как оптимально организовать академическую мобильность.
Библиографический список
1. Галичин, В. А. Академическая мобильность в условиях интернационализации образования [Текст] / В. А. Галичин. - М.: Университетская книга, 2009. -460 с.
2. The Magna Charta of University. - Bologna, 18 September 1988. URL: bologna. mgimo.ru/fileserver/File/declarations/1988_magna-charta_eng/pdf
3. Sorbonne Joint Declaration on Harmonisation of the Architechture of the European Higher education System. - Paris,May 25, 1998. URL: http://www.bologna-bergen2005.no/Docs/00-Main_doc/980525sorbonne_declaration
4. Гафурова, Н. В. Возможности реализации Болонского процесса [Текст] / Н. В. Гафурова, Т. В. Твердохлебова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 8.- С. 25-32.
5. Bologna declaration. Joint Declaration of the European Ministers of education Convented in Bologna on the 19th of June 1999. URL: http://www.bologna-bergen2005. no/Docs/00Main_doc/990719bologna_declaration
6. Realising the European Higher Education Area.-Communique of the Conference of Ministers Responsible for Higher Education in Berlin. - 19 September 2003. URL: www.rciabc.vsu.ru/bologna/2003berlineng.doc
7. Лондонское коммюнике министров высшего образования «К Европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глобализованного мира» 18 мая 2007 года. URL: http://bologna-centr.at.ua/PDF/2007_London.pdf
8. Рекомендация Совета Европы от 02 марта 1995 года № R (95) 8 «Рекомендация Комитета Министров Совета Европы государствам-членам по академической мобильности». URL: http://www.lexed.ru/doc.php?id=3846#
9. Богословский, В.И. Развитие академической мобильности в многоуровневом университетском образовании: метод .рекомендации для преподавателей [Текст] / В. И. Богословский, С. А. Писарева, А. П. Тряпицына. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2007. - 95 с.
10. Мартыненко, О. О., Жукова, Н. В. Проблемы развития академической мобильности и задачи вузов. URL: http://www.vvsu.ru/UserFiles/File/bp/publication/ upravl_mobil.doc
11. Бринёв, Н. С., Чуянов, Р. А. Академическая мобильность студентов как фактор развития процесса интернационализации образования. URL: http://www. prof.msu.ru/publ/omsk2/o60/html
12. Чистохвалов, В. Н. История развития академической мобильности в странах «Болонской зоны» [Текст] / В. Н. Чистохвалов // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 9 . - C. 33-43.
13. Клементовичус, Я. Я. Академическая мобильность в рамках Болонского процесса: учебно-методическое пособие [Текст] / Я. Я. Клементовичус. - СПБ: ГУЭФ, 2006. - 78 с.
14. Богословский, В. И., Писарева, С. А., Тряпицына, А. П. Академическая мобильность: реализация в Болонском процессе.URL: http://window.edu.ru/window_ catalog/pdf2txt?p_id=34949&p_page=6
15. Фугелова, Т. А. Мобильный студент - субъект воспитательно-развивающей среды вуза [Текст] / Т. А. Фугелова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 5. - С. 106-116.
16. Тыртый, С. А. Формирование виртуальной мобильности преподавателя высшей школы в процессе повышения квалификации [Текст]: Автореф. дис.
.. ..канд. пед.наук / С. А. Тыртый. - Ростов-на-Дону, 2009. 29 с.
17. Мищенко, В. А. Национальный менталитет как особый фактор формирования профессиональной мобильности [Текст] / В. А. Мищенко // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 8. - С. 128-136.
18. Мартыненко, О. О. Отчет по проекту «Обобщение опыта участия вузов российской Федерации в реализации принципов Болонского процесса».URL: http:// www.primgis.ru/UserFiles/File/bp/product/ATT00010.doc
19. Садовничий, В. А. Примерное положение об индивидуальной академической мобильности. URL: http://inpro.msu.ru/files/an/individual.doc
20. Кузеванова, Е. В. Формирование исследовательской позиции студентов педагогического вуза [Текст] / Е. В. Кузеванова // Сибирский педагогический журнал. - 2010.
- № 3. - С. 47-52.
УДК 378.01
Овсянников Александр Олегович
Доцент кафедры французского и испанского языков Лингвистического центра РГПУ им. А. И. Герцена, [email protected], Санкт-Петербург
К ВОПРОСУ О ЖАНРОВОЙ ТЕМАТИКЕ ТЕКСТОВ, ОТБИРАЕМЫХ ДЛЯ ИНФОРМАТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА ВТОРОМ ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
Ovsiannikov Aleksandr Olegovich
Doctor of Linguistics of Linguistic center of Herzen University, [email protected], St. Petersburg
THE CHOICE OF THE GENRES OF LITERATURE OF THE TEXTS DESTINED TO SECOND LANGUAGE INFORMATIVE READING
Проблема учебного чтения неразрывно связана с тематикой текстов, их жанровой принадлежностью. Отдавая предпочтение оригинальным текстам перед специально сконструированными (продвинутый этап обучения иностранному языку - ИЯ), попытаемся обосновать свою позицию как по этому вопросу, так и по вопросу отбора аутентичных текстов.
Оригинальная литература в отношении к процессу обучения имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Против её использования говорит