Научная статья на тему 'Понятие и сущность академической мобильности студентов: теоретические основы'

Понятие и сущность академической мобильности студентов: теоретические основы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1539
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВИДЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ВИРТУАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY OF STUDENTS / EUROPEAN AREA OF HIGHER EDUCATION / GLOBALIZATION / KINDS OF ACADEMIC MOBILITY / VIRTUAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микова Ирина Миковна

В статье рассмотрены теоретические основы академической мобильности студентов. Уточнено понятие определения академической мобильности студентов. Автор характеризует виды академической мобильности студентов, раскрывает особенности их организации в вузах. Приводится анализ задач по организации академической мобильности студентов, стоящие перед российскими вузами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept and essence of academic mobility of students: theoretical bases

The article discusses theoretical bases of students' academic mobility. The concept of a phenomenon academic mobility is specified. The author describes kinds of students' academic mobility, reveals the peculiarities of their organization at high schools. The analysis of tasks on students' academic mobility organization, facing Russian high school is resulted.

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность академической мобильности студентов: теоретические основы»

технологии, в содержании образования акцентируются универсальные знания, паритет всех блоков культуры;

доминирование индивидуального сознания личности как субъекта культуры актуализирует проективный метод, формирование субъекта, способного к самоорганизации;

субъект-субъектные культурные связи порождают интегративный, проектный принцип преподавания;

открытые межкультурные коммуникации стимулируют поликультурность, глобальность, многовариантность, неограниченность образования8.

При сопоставлении характеристик личностной парадигмы, наиболее соответствующей требованиям информационного общества с тезисом о главенстве и ценности знаний как сущностном признаке информационного общества, неизбежно возникает вопрос: нет ли тут противоречия, не возвращаемся ли мы таким образом к столь критикуемой когнитивной, «зуновской» парадигме образования? Полагаем, что нет, поскольку речь идет не о знаниях как суммарном количестве прочитан-

ных книг, заученных правил, пересказанных текстов, а скорее - о готовности человека переводить стратегический знаниевый потенциал в актуальные возможности, способности к обучению на основе полученного образования, возможности порождения и распространения нового знания на основе имеющегося опыта и т. д. Фактически речь идет о так называемом универсальном (эпистемном) знании, направленном на осознание сущности любого предмета, на комплексное объяснение ситуации, на мир артефактов. Его развитие, по замечанию И. Е. Видт, возможно благодаря равному представительству в архитектуре педагогического пространства науки, морали и искусства9.

Полагаем, что освоение универсального знания, отражающего целостное пространство культуры, максимально соответствует характеристикам личностной парадигмы образования и содействует формированию человека-универсала, готового адаптироваться к изменениям, спровоцированным переходом общества на новый, информационный (знаниевый) этап своего развития.

Примечания

1 См.: Возчиков В. А. Философия образования и медиакультура информационного общества : автореф. дис. ... д-ра философ. наук. СПб., 2007.

2 Там же.

3 См.: Игнатьева Е. Ю. Менеджмент знаний в образовательном процессе высшей школы : автореф. дис. ... д-ра педагог. наук. Великий Новгород, 2008.

4 Бердяев Н. А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Педагогическая публицистика Российского зарубежья / сост.: Е. Г. Оссовский, В. П. Киржаева, О. Е. Оссовский. Саранск, 2006. С. 46.

5 См.: Даутова О. Б. Социокультурная обусловленность современной учебно-познавательной деятельности // Человек и образование. 2009. № 4 (21). С. 47-51.

6 Суртаева Н. Н. Обучающееся учреждение XXI века - вектор реформирования отечественного образования // Человек и образование. 2009. № 2. С. 12-15.

7 См.: Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования : компетентнос-тный подход. М., 2005.

8 См.: Видт И. Е. Культурологические основы образования. Тюмень, 2002.

9 Там же.

УДК378

И. М. МИКОВА

Рязанский государственный радиотехнический университет E-mail: [email protected]

Понятие и сущность академической мобильности студентов:

теоретические основы

В статье рассмотрены теоретические основы академической мобильности студентов. Уточнено понятие определения академической мобильности студентов. Автор характеризует виды академической мобильности студентов, раскрывает особенности их организации в вузах. Приводится анализ задач по организации академической мобильности студентов, стоящие перед российскими вузами.

Ключевые слова: академическая мобильность студентов, европейское пространство высшего образования, глобализация, виды академической мобильности, виртуальная мобильность.

© Микова И. М, 2011

I. M. MIKOVA

Concept and Essence of Academic Mobility of Students: Theoretical Bases

The article discusses theoretical bases of students' academic mobility. The concept of a phenomenon academic mobility is specified. The author describes kinds of students' academic mobility, reveals the peculiarities of their organization at high schools. The analysis of tasks on students' academic mobility organization, facing Russian high school is resulted.

Key words: academic mobility of students, European area of higher education, globalization, kinds of academic mobility, virtual mobility.

Академическая мобильность рассматривается в рамках Болонского процесса в качестве обязательного условия формирования европейского пространства высшего образования. Одним из основных направлений Болонского процесса является повышение уровня академической мобильности - образовательного обмена студентов, преподавателей, исследователей и администраторов университетов. В последние годы академическая мобильность, по словам В. А. Га-личина, признается одним из эффективных инструментов повышения качества человеческого капитала. С развитием глобализации стремительно растет обмен между странами в области науки и образования. Это способствует расширению и укреплению межнационального сотрудничества в этой сфере, усилению конкурентоспособности национальных систем образования1.

В нашем исследовании для раскрытия понятия «академическая мобильность» мы опирались на такие документы Болонского процесса, как Великая хартия университетов, Сорбоннская декларация, Болонская декларация, Берлинское коммюнике (2003 г.), Лондонское коммюнике, приложение к рекомендации № Я(95)8 Комитета Министров Совета Европы государствам - членам по академической мобильности (Страсбург, 2 марта 1995 г.)2.

Анализ ряда публикаций по вопросам академической мобильности позволяет сделать вывод, что авторы по-разному трактуют это понятие. В. И. Богословский и С. А. Писарева отмечают, что развитие академической мобильности российских студентов, преподавателей и администраторов является одним из важнейших направлений вхождения России в Болонский процесс, наряду с введением многоуровневой системы высшего образования и кредитно-модульной системы обучения, модернизацией государственной системы гарантий качества образования и разработкой внутривузовских систем управления качеством образования и новых форматов документов об образовании3.

О. О. Мартыненко определяет академическую мобильность как возможность для студентов (прежде всего), преподавателей, административно-управленческого персонала вузов перемещаться из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые почему-либо недоступны в своем вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы4. Н. С. Бринев и Р. А. Чуянов под академической мобильностью понимают период обучения студента в стране, гражданином которой он не является. Этот период ограничен во времени; также подразумевается возвращение студента в свою страну по завершении обучения за ру-бежом5.

Организационные условия академической мобильности обозначены в Приложении к рекомендациям Комитета Министров Совета Европы, в частности, отмечается, что «академическая мобильность подразумевает период обучения, преподавания и/или исследования в стране другой, чем страна местожительства учащегося или сотрудника академического персонала. Этот период должен иметь ограниченную продолжительность, при этом предусмотрено, что учащийся или сотрудник возвращается в его или ее родную страну после завершения обозначенного периода»6. Таким образом, выделены два условия: ограниченная продолжительность пребывания в вузе другой страны и возврат в родную страну.

В правовых актах и уставах вузов (МГУ им. Ломоносова и др.) академическая мобильность рассматривается как перемещение кого-либо, имеющего отношение к образованию, на определенный (обычно до года) период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований, после чего учащийся, преподаватель или исследователь возвращается в свое учебное заведение. Это явление не связано с эмиграцией или длительным периодом обучения (работы) за рубежом.

Как видим, в большинстве документов и исследований выделяется общий признак академической мобильности - временное обучение в других вузах. Нами уточнено определение этого понятия: это форма (одна из форм) организации обучения студентов, связанная с перемещением в другой вуз на ограниченный во времени период с возвращением в базовый вуз для завершения обучения.

B. И. Богословский и С. А. Писарева отмечают, что явление академической мобильности чрезвычайно многообразно и может классифицироваться по разным основаниям:

субъектам - преподаватели и студенты;

объектам - академическая, исследовательская (для студентов); повышение квалификации (переподготовка), обмен опытом (преподавание), проведение исследований (для преподавателей и студентов);

формам реализации - реальная, виртуальная;

пространству реализации - региональная, межрегиональная, международная7.

Выделяют также два вида академической мобильности: «вертикальную» и «горизонтальную»: под первой подразумевают полное обучение студента в зарубежном вузе, под второй - обучение там в течение ограниченного времени (семестра, учебного года).

C. А. Тыртый, занимающаяся изучением формирования виртуальной мобильности преподавателя высшей школы в процессе повышения квалификации, отмечает, что под виртуальной формой мобильности подразумевается возможность обучаться, преподавать и/или заниматься научными исследованиями в другом учебном заведении, используя дистанционные и телекоммуникационные технологии8.

О. О. Мартыненко обращает внимание на то, что под термином «прямая мобильность» принято понимать перемещение студентов, аспирантов, преподавателей и исследователей своей страны за рубеж, соответственно, «обратная мобильность» - перемещение иностранных граждан с образовательными и исследовательскими целями в свою страну9.

По мнению исследователей, основными субъектами академической мобильности являются:

студенты всех циклов высшего образования (бакалавриат, магистратура) и аспиранты;

выпускники первого и второго циклов выс шего образования;

Исследователи называют определенные требования к субъектам:

студент должен прибывать в зарубежный вуз на стажировку по программам мобильности;

свободное владение или английским языком, или языком страны пребывания.

В. И. Богословский пишет, что в случае годичной стажировки университетам рекомендуется первый семестр обучать иностранных студентов на английском, а второй - на языке страны пребывания, однако это окажется приемлемым, скорее всего, только для точных наук и инженерного образования, да и то в случае использования родственных языков10. В свою очередь, это ставит вопрос об организации углубленного изучения английского языка во всех российских вузах, а не только в языковых или гуманитарных.

Итак, академическая мобильность - исключительно важный для личного и профессионального развития процесс, так как каждый из его участников сталкивается с необходимостью решения жизненных ситуаций и одновременного анализа их с позиции собственной и иной культуры.

Разные авторы классифицируют академическую мобильность по разным основаниям, однако в контексте нашего исследования необходимо выделить три вида академической мобильности студентов: пространственную; виртуальную; комплексную (комбинированную). Виртуальная мобильность является удобной формой осуществления академической мобильности средствами дистанционных технологий; пространственная подразумевает очное обучение; комплексная (комбинированная) - очное обучение в вузе с использованием коммуникационных возможностей информационно-компьютерных технологий.

Содержание и формы академической мобильности студентов детерминированы ее целью и задачами. Академическая мобильность позволяет студентам, как отмечают исследователи, достичь целого ряда целей и удовлетворить ряд потребностей. Цели и потребности могут быть чрезвычайно разнообразны и могут носить как рациональный (освоение новых компетенций), так и эмоциональный характер (уехать подальше от родителей).

В. И. Богословский считает, что основные задачи мобильности сегодня - дать студенту возможность получить разностороннее европейское образование по выбранному на-

правлению подготовки, обеспечить доступ в признанные центры образования и науки, где традиционно формировались ведущие научные школы, расширить познания во всех областях европейской культуры, привить ему чувство гражданина Европы11.

В. А. Галичин полагает, что мобильность также важна для решения других задач: для личного развития, повышения уровня знаний и создания возможностей для трудоустройства. Она дает возможность аккумулировать новые знания, учиться у разных преподавателей и проверять себя, свои предложения и компетенции в новых ситуациях; мобильность способствует изучению языков. Невозможно переоценить важность изучения иностранных языков как средства европейской интеграции и развития гражданственности, а также для функционирования единого рынка образовательных услуг12.

Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова В. А. Садовничий пишет, что студентов, участвующих в процессе академической мобильности, направляют в партнерские вузы для: обучения в рамках совместных программ двойных дипломов (степеней); включенного обучения в рамках межвузовского сотрудничества (без выдачи второго диплома), в том числе программ академического обмена; прохождения стажировки (в том числе языковой); прохождения учебной (исследовательской, производственной) практики; участия в летних школах (семестрах)13.

Таким образом, обучение студентов по программе академической мобильности включает разные по содержанию виды деятельности: учебная; исследовательская; сбор исследовательского материала; экспериментальная; работа в зарубежных лабораториях; изучение зарубежного опыта.

Необходимо отметить, что перед вузами, в свою очередь, также стоят задачи по организации академической мобильности студентов. Рассмотрим некоторые из них. В. И. Богословский и С. А. Писарева рассматривают следующие задачи вуза по организации академической мобильности:

введение сети национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности;

введение системы перезачета кредитов; приложение к диплому14. О. О. Мартыненко отмечает, что минимально необходимый круг задач управления мобильностью должен быть следующим:

информирование;

содействие в адаптации участников мобильности;

нормативно-методическое обеспечение мобильности;

фандрайзинг (формирование финансовых фондов для образовательных целей)15.

В соответствии с этими ключевыми задачами целесообразно формировать организационную структуру подразделения, обеспечивающего мобильность. Рассмотрим каждую из представленных задач более подробно. Развитие в вузе системы информирования о возможностях и проблемах академической мобильности должно стать одной из основных мер по ее поддержке и развитию. Для этого рекомендуется проводить семинары по определенным грантовым и обменным программам, встречи с представителями посольств по вопросам обучения за рубежом; на сайте вуза должна быть страница с информацией обо всех текущих подобных программах. Для усиления эффективности реализации мобильности рекомендуется ведение базы данных студентов, участвующих в программах мобильности. Наличие такой базы позволит более эффективно осуществлять мониторинг академической мобильности.

Разработка внутривузовского нормативно-правового обеспечения академической мобильности должно стать приоритетным в ее развитии. Внутривузовские нормативные акты, однозначные, ясные и определенные, в которых четко описаны алгоритмы действий, помогут участникам этого процесса. К важнейшим вопросам нормативно-методического обеспечения мобильности относится разработка совместных с зарубежными вузами программ и формирование индивидуальных планов и программ обучения.

Эффективная система финансирования -не менее важный фактор развития академической мобильности в вузе. Данную задачу можно решить за счет привлеченных средств, для чего необходимо наладить работу по поиску грантов, программ кредитования и субсидирования.

Таким образом, перед вузами стоят непростые, на первый взгляд, задачи, решение которых требует серьезных изменений в самом вузе, а именно:

создания и развития системы грантов для студентов и преподавателей;

совершенствования организационных механизмов и внутривузовского норматив-

но-методического обеспечения академической мобильности;

информирования студентов относительно содержания образования в странах и конкретных вузах;

стимулирования изучения иностранных языков, международных отношений и страноведения;

интегрирования обучения за рубежом с учебными планами высшего образования;

поддержания сотрудничества между университетами;

создания инфраструктуры для поддержки иностранцев;

разработки внутривузовской системы оценки мобильности;

организации и проведения конкурса на участие в программах академических обменов.

Только в результате реализации такой образовательной политики студенты станут полноправными участниками этого процесса, будут обеспечены рост качества и конкурентоспособности, привлекательность образовательных программ.

Итак, можно сделать вывод, что академическая мобильность студентов в связи с модернизацией российского образования становится распространенной формой организации учебного процесса, поэтому возникает вопрос, как ее оптимально организовать.

Примечания

1 См.: ГаличинВ. А. Академическая мобильность в условиях интернационализации образования. М., 2009.

2 См.: The Magna Charta of University. Bologna, 18 September 1988. URL: http://bologna.mgimo.ru/fileserver/File/ declarations/1988_magna-charta_eng/pdf (дата обращения: 15.06.2011) ; Sorbonne Joint Declaration on Harmonisation of the Architechture of the European Higher education System. Paris, 25 May 1998. URL: http://www.bologna-bergen2005. no/Docs/00-Main_doc/980525sorbonne_declaration/pdf (дата обращения: 15.06.2011) ; Bologna declaration. Joint Declaration of the European Ministers of education Convented in Bologna on the 19th of June 1999. URL: http://www.bologna-bergen2005.no/Docs/00Main_doc/990719bologna_declaration.pdf (дата обращения: 15.06.2011) ; Realising the European Higher Education Area : communique of the Conference of Ministers Responsible for Higher Education in Berlin. 19 September 2003. URL: http://www.rciabc.vsu.ru/bologna/2003berlineng.doc (дата обращения: 15.06.2011) ; Лондонское коммюнике министров высшего образования «К Европейскому пространству высшего образования : откликаясь на вызовы глобализованного мира». 18 мая 2007 г. URL: http://bologna-centr.at.ua/PDF/2007_London.pdf (дата обращения: 15.06.2011) ; Рекомендация Совета Европы от 2 марта 1995 г № R(95)8 «Рекомендация Комитета Министров Совета Европы государствам-членам по академической мобильности». URL: http://www.lexed.ru/doc.phpid=3846# (дата обращения: 15.06.2011).

3 См.: Богословский В. И., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Развитие академической мобильности в многоуровневом университетском образовании : метод. рекомендации для преподавателей. СПб., 2007.

4 См.: Мартыненко О. О., Жукова Н. В. Проблемы развития академической мобильности и задачи вузов. URL: http://www.vvsu.ru/UserFiles/File/bp/publication/upravl_mobil.doc (дата обращения: 22.06.2011).

5 См.: БриневН. С., ЧуяновР. А. Академическая мобильность студентов как фактор развития процесса интернационализации образования. URL: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o60/html (дата обращения: 22.06.2011).

6 Рекомендация Совета Европы от 2 марта 1995 г. № R(95)8.

7 См.: Богословский В. И., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Указ. соч.

8 См.: Тыртый С. А. Формирование виртуальной мобильности преподавателя высшей школы в процессе повышения квалификации. Ростов н/Д, 2009.

9 См.: Мартыненко О. О. Отчет по проекту «Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации принципов Болонского процесса». URL: http://www.primgis.ru/UserFiles/File/bp/product/ATT00010.doc (дата обращения: 22.06.2011).

10 См.: Богословский В. И., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Указ. соч.

11 См.: Там же.

12 См.: Галичин В. А. Указ. соч.

13 См.: Садовничий В. А. Примерное положение об индивидуальной академической мобильности. URL: http:// inpro.msu.ru/files/an/individual.doc (дата обращения: 22.06.2011).

14 См.: Богословский В. И., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Указ. соч.

15 См.: Мартыненко О. О. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.