Педагогика
УДК:378.4
доктор философских наук, профессор Фёдоров Александр Александрович
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
УНИВЕРСИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ
Аннотация. Современное образование переживает период радикальных изменений: происходит не только серьезное обновление содержания - меняются подходы к самой системе образования, ставятся новые задачи перед образовательными организациями, меняется роль вуза в обществе.
В работе раскрываются ключевые вызовы современного общества, описываются ведущие проблемы региональной системы образования: технологическая революция, кризис поколенческих ценностей, демографические проблемы, разбалансированность региональных экосистем. Рассмотрение глобальной образовательной повестки и наиболее значимых угроз развития образования приводят нас к пониманию роли вуза как центра образовательной экосистемы региона.
В работе раскрываются наиболее значимые дефициты в развитии региональной экосистемы, целевые ориентиры вуза нового типа и возможные организационные решения, обеспечивающие консолидацию образовательной системы региона, согласованность воздействий направленных на устойчивый рост, развитие и формирование принципиально новых, трансформирующих образование региона, воздействий.
В числе основных решений предлагаются: комплексное рассмотрение образовательной системы региона как системы взаимосвязанных элементов, характеризующихся взаимодействием и взаимным влиянием; создание регионального социально-образовательного кластера; формирование новой системы подготовки педагогических кадров и комплекса мер по сопровождению жизненного цикла педагогической профессии.
Ключевые слова: университет образования, развитие региона, проблемы современного образования, глобальная образовательная повестка.
Annotation. Modern education is undergoing a period of radical changes. Not only the serious updating of its content takes place but also the approaches to the education system are changing, new tasks are being set before the educational organizations, the role of the university is changing in the society.
The article reveals the key challenges from the modern society, describes the urgent problems of the regional education system such as the technological revolution, the crisis of generation values, demographic problems, the disbalance of regional ecosystems. Consideration of the global educational agenda and the most significant threats to the development of education lead us to understanding of the role of the university as the center of the educational ecosystem of the region.
The work discloses the most significant deficiencies in the development of the regional ecosystem, the target orientations of the university of a new type and possible organizational solutions that can ensure the consolidation of the educational system of the region, the coherence of the impacts aimed at sustainable growth, development and the formation of fundamentally new impacts that must transform the formation of the region.
The following solutions such as comprehensive review of the educational system of the region as a system of interrelated elements characterized by interaction and mutual influence; the creation of a regional social and educational cluster; the formation of a new system for the training of pedagogical personnel are proposed as well as a set of measures to support the life cycle of the pedagogical profession.
Keywords: University of education, regional development, problems of modern education, global educational agenda.
Введение. Глобальная образовательная повестка ставит новые проблемы, как для каждой образовательной организации, так и для региональных систем образования: формируются новые вызовы, требуется изменения в содержании образования и в самом образовательном процессе, новые подходы к взаимодействию педагога и обучающегося и к процессам подготовки педагогических кадров. Обозначим наиболее значимые ориентиры, обуславливающие формирование нового пространства образовательных трансформаций:
- технологическая революция (в терминологии К. Шваба - промышленная), которая формирует образ «проинвестированного» будущего и представление об эффекте «неизбежных технологических трендов» (К. Келли) [16]. Возникает конфигурация будущего и свойственных ему целевых ориентиров, которую игнорировать невозможно и следует рассматривать как область принятия оперативных решений. Как правило, они описываются терминами «цифровое обучение» или «цифровое образование». Принятой точкой зрения является характеристика ситуации как «периода радикальных изменений» в архитектуре не только процесса обучения, но образования вообще. Вызов, который формируется в этой позиции, двоякий: с одной стороны, очевидна необходимость существенных инвестиций в инфраструктуру образования; с другой -трансформация подготовки кадров для системы образования. Отсутствие реакции на этот вызов с плечом планирования 10-15 лет приведет к безвозвратному выходу из системы мирового образования [5];
- кризис поколенческих ценностей и новая занятость. При любом управленческом решении необходимо учитывать серьезный разрыв, возникший в периоде 10-15 прошедших лет, между доминирующим поколением и поколениями X и Y. Возникающая формация «решающих детей» (термин М. Серра) [14] представляет собой не только фундамент человеческого капитала в перспективе следующих 10-15 лет, но и серьезную угрозу для эффективного поколенческого взаимодействия;
- разобщенность - «отраслевой», «индустриальный» подход к системе; отсутствие системной кадровой политики; устаревшая система переподготовки, повышения квалификации и формирования управленческого резерва; отсутствие консолидированных логистик и всепроникающих сервисов [2];
- разбалансированность - явная и нарастающая диспропорция качества между «слабыми» и «сильными», «городскими» и «сельскими» образовательными системами; непрозрачное, неравномерное распределение ресурсов; отсутствие внимания к «медиане», массовому образовательному сегменту;
- нерефлексивность - отсутствие системных многогранных измерений, на основании которых появляется возможность строить прогнозы по развитию школ, особенностям взросления, когнитивным образам детства и принимать перспективные управленческие решения;
- релевантность - отсутствие идеологии устремленности и установок на опережающее развитие, недостаточное понимание уникальности и самобытности каждой региональной образовательной системы, ее конкурентных преимуществ.
«Консорциум дефицитов» порождает ряд локальных разрывов, представляющих определенную угрозу для целостности образовательного пространства и способности системы к консолидации ресурсов для трансформаций.
Изложение основного материала статьи. Рассмотрим в качестве примера Нижегородскую область. Нижегородский регион - типичная система городских и сельских поселений, основа глобальной сетевой структуры - урбосистема, обеспечивающая устойчивое развитие человеческого сообщества. Его развитие происходит с позиций нелинейной динамики, синергетично, согласованно с теорией коэволюции геосфер. В такой ситуации город - ноосферное образование, источник нового знания, зона концентрации научной мысли, формирующий пространство и жизнедеятельность всего региона. Это живая экосистема, где существует сложная система прямых и обратных связей во взаимодействии человека и общества со средой, при этом именно человек является ведущей силой, не просто изменяющей природную среду, но и создающий принципиально иное ее качество.
В состоянии неустойчивого равновесия данная система имеет два варианта дальнейшего развития: благоприятный - формирование социально-экономических условий, способствующих прогрессу и развитию личности, концентрации творческого развития; нежелательный - ухудшение жизненно важных характеристик, сложный ритм жизни, загрязнение окружающей среды (заброшенные промзоны), проблемы скученности проживания и пр.
Ключевым фактором, способным определить дальнейший вариант развития является комфортность жизни населения, причем, при прочих равных факторах, речь идет о социальной комфортности условий проживания населения. Необходимо формирование благоприятных условий локального уровня, удовлетворяющих потребителя и создающих благоустроенность и безопасность жизни. Ведущим фактором при этом является образовательная система - доступность и качество этой части экосистемы региона касается жизни каждого человека, составляет важную часть комфортного существования семей с детьми и часто становится определяющим обстоятельством при выборе дальнейших вариантов постоянного проживания.
Исследования в области развития природно-антропогенных систем показывают их нарастающую сложность и темпы развития, растущее многообразие видов деятельности, осуществляемых на урбанистических территориях. Фундаментальным признаком этой среды становится ее нарастающее многообразие, позволяющее человеку максимально реализовывать свои устремления и возможности, концентрировать творческий потенциал и создавать условия для приобщения личности к различным формам жизни региона, формировать новые направления в науке, искусстве, культуре и пр.
Ведущими приоритетными условиями функционирования в этом случае становятся:
• формирование образовательного многообразия - моделей функционирования образовательных систем, отвечающих различным потребностям населения;
• переход к кластерному способу деятельности как форме преумножения ресурсов и создания синергетических эффектов;
• реализация образовательных проектов по трем векторам деятельности: 1) решение узкопрофильных задач образования (все виды коррекции и адаптации, социализация мигрантов, формирование базового минимально необходимого уровня развития человека для дальнейшего развития и адекватной жизнедеятельности в обществе); 2) создание центров разработки нового содержания образования и образовательных технологий, обеспечивающих высокий стандарт образования на всех его ступенях для абсолютного большинства населения Нижнего Новгорода; 3) глобальные разработки, обеспечивающие трансфер образования, выход на международный рынок отрасли.
Сложность образовательной сферы предполагает поиск неоднозначных, комплексных решений, которые реализуют ценности и миссию образования Нижнего Новгорода и области.
Миссию объединения региональной системы образования в монолитную конструкцию, согласованно реализующую образовательную повестку, мог бы взять университет как центр социально-образовательного кластера и источник трансферта образовательных технологий.
Такая институция должна быть сформирована в рамках федерально-регионального взаимодействия с включенными функциями регионального института развития образования при участии ведущих вузов региона и ведущих экспертных центров в области образования России.
В рамках кластерного решения Университет образования совместно с образовательными комплексами при непосредственном участии ведущих вузов и экспертных образовательных организаций при реализации ФГОС и Профстандарта обеспечит формирование декады принципиальных содержательных и технологических средовых изменений, отвечающих лучшим глобальным практиками определяющих тренды развития образования в глобальном будущем с плечом планирования до 15 лет:
- развитие технологий продвинутого/передового обучения (Advanced Learning Technologies);
- создание среды и технологий для зоны прорывных инноваций;
- внедрение технологий машинного обучения и когнитивных технологий в образовании;
- адаптированное и персонализированное обучение на основе технологий (Adaptive and Personalized Technology-Enhanced Learning);
- создание технологичных обучающих сред и технологии организации учебного процесса на основе LMS;
- совершенствование системы оценки качества образования;
- виртуальная, дополненная и смешенная реальность в образовании;
- проектно-ориентированное обучение;
- онлайн-обучение и онлайн-педагогика;
- анализ больших данных в обучении и учебная аналитика.
Для соответствия этим требованиям образовательная система региона должна быть частью общей экосистемы, развиваться по ее законам, принять для себя законы ее развития.
Ключевым ориентиром для системы образования становится персональный успех каждого участника образовательного процесса, удовлетворенность личности как процессом образования, так и достигнутыми результатами.
Выводы. Образовательная экосистема региона работает со всеми категориями населения и должна соответствовать всем запросам - от элитных до минимально базовых. Результат минимум - успешная социализация и профессионализация человека в общество, закрепление его как созидательной единицы в социально-экономической системе города и региона. Результат максимум - развитие уникальности личности, персональный прорыв.
Литература:
1. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование - 2030: аналитический доклад / под ред. В.С. Ефимова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. - 182 с.
2. Ефимов, В.С. Форсайт высшей школы России - 2030: базовый сценарий - «конверсия» высшей школы / В.С. Ефимов, А.В. Лаптева // Университетское управление: практика и анализ. - 2013. - № 3(85). -С. 6-21.
3. Кузьминов, Я.И. Направления развития образования в России / Я.И. Кузьминов // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. - М.: НИУ ВШЭ, 2012. - Кн. 1. - C. 75-87.
4. Кутузов, В.М. Формы и методы взаимодействия вузов с рынком труда / В.М. Кутузов, Н.Н. Семенов, М.Ю. Шестопалов // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Третьей Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (25 - 26 октября 2006 г.). Кн. II. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. - С. 54 - 59.
5. Лукша, П. Новые кадры для новой экономики: результаты Форсайта «Компетенции - 2030» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.slideshare.net/PavelLuksha/skills-of-the-future-for-russia-2030 (дата обращения 20.09.2018).
6. Лукша, П. Будущее образования: глобальная повестка [Электронный ресурс] / П. Лукша, Д. Песков. - URL: https://edu2035.org/pdf/GEF.Agenda_ru.pdf (дата обращения 20.09.2018).
7. Мялкина, Е.В. Моделирование ключевых показателей эффективности в образовательной организации высшего образования: опыт Мининского университета: учебно-методическое пособие / Е.В. Мялкина, Е.П. Седых, В.А. Житкова. - Н. Новгород: федеральное HYPERLINK
"https "https "https "https "https "https "https "https "https "https "https "https "https "https "https "https "https "https "https "https "https "https "https "https "https "https "https "https
// elibrary.ru/publi sher_about. asp ?pubsid= // elibrary.ru/publi sher_about. asp ?pubsid= // elibrary.ru/publi sher_about. asp ?pubsid= // elibrary.ru/publi sher_about. asp ?pubsid= // elibrary.ru/publi sher_about. asp ?pubsid= // elibrary.ru/publi sher_about. asp ?pubsid= // elibrary.ru/publi sher_about. asp ?pubsid= // elibrary.ru/publi sher_about. asp ?pubsid= // elibrary.ru/publi sher_about. asp ?pubsid= // elibrary.ru/publi sher_about. asp ?pubsid= //elibrary.ru/publisher_about.asp?pubsid= //elibrary.ru/publisher_about.asp?pubsid= //elibrary.ru/publisher_about.asp?pubsid= //elibrary.ru/publisher_about.asp?pubsid= //elibrary.ru/publisher_about.asp?pubsid= //elibrary.ru/publisher_about.asp?pubsid= //elibrary.ru/publisher_about.asp?pubsid= //elibrary.ru/publisher_about.asp?pubsid= //elibrary.ru/publisher_about.asp?pubsid= //elibrary.ru/publisher_about.asp?pubsid= //elibrary.ru/publisher_about.asp?pubsid= //elibrary.ru/publisher_about.asp?pubsid= //elibrary.ru/publisher_about.asp?pubsid= //elibrary.ru/publisher_about.asp?pubsid= //elibrary.ru/publisher_about.asp?pubsid= //elibrary.ru/publisher_about.asp?pubsid= //elibrary.ru/publisher_about.asp?pubsid= //elibrary.ru/publisher_about.asp?pubsid=
0743"
0743 "государственноеHYPERLINK 0743"
0743" бюджетноеHYPERLINK 0743"
0743 "образовательноеHYPERLINK 0743"
0743 "учреждениеHYPERLINK 0743"
0743 "высшегоHYPERLINK 0743"
0743 "профессиональногоHYPERLINK 0743"
0743 "образованияHYPERLINK 0743"
0743" "НижегородскийHYPERLINK 0743"
0743 "государственныйHYPERLINK 0743"
0743 "педагогическийHYPERLINK 0743"
0743"университетHYPERLINK 0743"
0743 "имениHYPERLINK 0743"
0743 "КозьмыHYPERLINK 0743"
HYPERLINK
HYPERLINK
HYPERLINK
HYPERLINK
HYPERLINK
HYPERLINK
HYPERLINK
HYPERLINK
HYPERLINK
HYPERLINK
HYPERLINK
HYPERLINK
HYPERLINK
HYPERLINK
10743"Минина". - 2015.
8. Мялкина, Е.В. Система комплексной оценки административно-управленческого персонала в ВУЗЕ: практика и особенности / Е.В. Мялкина, В.А. Житкова // Вестник Мининского университета. - 2018. -Т. 6. -№ 1 (22). - 2 с.
9. Песков, Д. Образование 2030: дорожные карты будущего. Результаты первого российского этапа исследования [Электронный ресурс] / Д. Песков, П. Лукша, И. Савчук, М. Кожаринов, Е. Картаева. - URL: http://www.myshared.ru/slide/214897/ (дата обращения 20.09.2018).
10. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание) [Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/12/26/professionalnyy-standart-pedagoga (дата обращения 20.09.2018).
11. Седых, Е.П. Логико-структурный подход к управлению образовательными проектами / Е.П. Седых // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 2 (19). - 6 с.
12. Седых, Е.П. Теоретические основы независимой оценки качества деятельности образовательной организации / Е.П. Седых // Теоретические основы и инструментарий ^офессиологической экспертизы качества педагогического образования (для специалистов системы общего и профессионального образования): Сборник научных статей / под ред. С.И. Назаровой. - Санкт-Петербург: Институт управления образованием Российской академии образования (Москва). - 2015. - С. 56-64.
13. Седых, Е.П. Тренажер «Дополненной педагогической реальности»: теоретическое обоснование / Е.П. Седых, А.А. Федоров // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 2 (19). - С. 1.
14. Серр, М. Девочка с пальчик / М.Серр. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. - 72 с.
15. Федоров, А.А. Модель независимой оценки качества деятельности образовательных организаций: монография / А.А. Федоров, Е.П. Седых. - Н. Новгород: Мининский университет. - 2015. - 178 с.
16. Федоров, А.А. Новое педагогическое образование от поддержки и сопровождения жизненного цикла профессии «учитель» к конвенции поколений / А.А. Федоров // АккредитацияHYPERLINK "http://elibrary.ru/contents.asp?id=34828019" HYPERLINK "http://elibrary.ru/contents.asp?id=34828019"вHYPERLINK "http://elibrary.ru/contents.asp?id=34828019" HYPERLINK "http://elibrary.ru/contents.asp?id=34828019"образовании. - 2016. - №HYPERLINK "http://elibrary.ru/contents.asp?id=34828019&selid=32317706" HYPERLINK "http://elibrary.ru/contents.asp?id=34828019&selid=32317706"8HYPERLINK
"http://elibrary.ru/contents.asp?id=34828019&selid=32317706" HYPERLINK
"http://elibrary.ru/contents.asp?id=34828019&selid=32317706"(92). - С. 18-21.
17. Al-Dajeh, H.I. Jordanian vocational, secondary education teachers and acquisition of the National professional standards / H.I. Al-Dajeh // Education [serial online]. - 2012. - № 133 (1). - P. 221-232.
18. Barber, M. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead / M. Barber, K. Donneliy, S. Rizvi // Institute for Public Policy Research, 2013.
19. Barber, M. Oceans of innovation: The Atlantic, the Pacific, global leadership and the future of education / M. Barber, K. Donnelly, S. Rizvi. - URL: http://www.ippr.org/publication/55/9543/oceans-of-innovation-the-atlantic-thepacific-global-leadership-and-the-future-of-education (date of access 20.09.2018).
20. Darling-Hammond, L. Teacher and Leader Effectiveness in High-Performing Education Systems / L. Darling-Hammond, R. Rothman. - Washington, 2011.
21. FedorovHYPERLINK "https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=735604",HYPERLINK "https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=735604" HYPERLINK "https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=735604"A.A. Model for employer-sponsored education of teachers: opportunities and challenges / А.А. Fedorov, G.A. Paputkova, E.Y. Ilaltdinova, I.F. Filchenkova, M.Y. Solovev // Man in India. - 2017. - Vol. 97. - N 11. - P. 101-114.
Педагогика
УДК 373.2
аспирант Филатова Юлия Салихьяновна
Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко (г. Глазов)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Аннотация. Одним из затруднений образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, реализующей инклюзивное образование, является широкий диапазон индивидуальных возможностей и вытекающих из них образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их совместное пребывание со сверстниками, не имеющих таковых. Реализация инклюзивного образования возможна лишь при создании специальной инклюзивной образовательной среды. Внедрение различных информационных технологий в определенную сферу человеческой деятельности принято называть информатизацией этой сферы. Понятие «информационно-образовательная среда образовательной организации» сопряжено с особым его пониманием, принятым в педагогике. Оно характеризуется способом оперирования информацией с применением IT-средств. Применение технических средств при реализации инклюзивных процессов, призвано помочь педагогу в преодолении определённых трудностей. В статье уточняется значение информатизации инклюзивного дошкольного образования, конкретизируется понятие специальной (инклюзивной) информационно-образовательной среды дошкольной образовательной организации, в контексте её структурно-функциональной характеристики раскрыты направления применения IT-средств, определены технологические компоненты модели специальной (инклюзивной) информационно-образовательной среды, представлены условия её эффективной реализации. Фактором эффективного функционирования СИОС ДОО выступает единство информационно-образовательного пространства ДОО с выстраиванием инфраструктуры и взаимодействие структурной единицы с внешней средой.
Ключевые слова: специальная информационно-образовательная среда; инклюзивное образование; дошкольная образовательная организация; дети с ограниченными возможностями здоровья.
Annotation. One of the difficulties of the educational process in the pre-school educational organization implementing inclusive education is a wide range of individual opportunities and the resulting educational needs of children with disabilities, as well as their joint stay with peers who do not have such. Implementation of inclusive education is possible only when creating a special inclusive educational environment. The introduction of various information technologies in a certain sphere of human activity is called Informatization of this sphere. The concept of "information and educational environment of an educational organization" is associated with its special understanding adopted in pedagogy. It is characterized by the way of information handling with the use of IT-tools. The use of technical means in the implementation of inclusive processes is designed to help the teacher to overcome certain difficulties. The article clarifies the importance of Informatization of inclusive preschool education, concretizes the concept of special (inclusive) information and educational environment of preschool educational organization, in the context of its structural and functional characteristics, discloses the directions of application of IT-tools, identifies the technological components of the model of special (inclusive) information and educational environment, presents the conditions for its effective implementation. The factor of the effective functioning of the Doo SIOS is the unity of the information and educational space of the Doo with the construction of infrastructure and the interaction of the structural unit with the external environment.
Keywords: special information and educational environment; inclusive education; pre-school educational organization; children with disabilities.
Введение. Актуальность процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья (физического, психического) (ОВЗ) в дошкольной образовательной организации (ДОО) заключается в гарантии реализации их прав на получение доступного и качественного образования [1].