2012. № 1. С. 189-194.
14. Сафин Р.С., Сучков В.Н., Корчагин Е.А. Педагогическое проектирование с программами разработки моделей, концепции, модульных программ (учебное пособие) Казань: КГАСУ, 2011. 79 с.
15. Evgeniy A. Korchagin, Rais S. Safin, Ilfak E. Vildanov, Ruslan N. Abitov, Anastasia V., On the Designing of Curriculum for Flexible Vocational Training of Undergraduates at Engineering Universities. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. vol. 7, Issue 3. Pp. 429-434.
16. Проект ФГОС ВО по направлению подготовки 15.03.05 - Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (2017) - Сайт: fgosro.ru/fgosro/142/141/16/15 (дата обращения: 22.12.2017).
17. «О реестре профессиональных стандартов (перечень видов деятельности) / Российская газета. 2014.12.17. URL: http://rg/ru/2014/12/17/reestr-doc.html (дата обращения: 22.12.2017).
18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство. Утвержден приказом МОиН РФ 31 мая 2017 г. № 481.
Педагогика
УДК:378.4
кандидат педагогических наук, доцент Седых Екатерина Павловна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В работе раскрывается сущность и содержание проектного подхода, как ведущей научной идеи, обеспечивающей функционирование и успешное развитие университета, описываются характеристики проектного подхода, выделяются специфические черты организации деятельности в условиях проектного управления. Статья анализирует проблемы высшего образования и перспективы их решения, рассматривает возможные пути преобразования вуза как саморазвивающейся системы в новую формацию, обеспечивающую открытость, мобильность и востребованность образовательных услуг. Проектное управление рассматривается как ведущий способ реформирования и оптимизации деятельности вуза, позволяющий рационально использовать ресурсы, привлекать партнерские связи и сетевое взаимодействие, повышать качество деятельности.
Ключевые слова: проектирование, проектный подход, управление развитием образовательной системы, организация высшего образования, управление проектами.
Annotation. The essence and content of the project approach as the leading scientific idea ensuring the functioning and successful development of the university are described in the work, the characteristics of the project approach are described, specific features of the organization of activity are highlighted in the conditions of project management. The article analyzes the problems of higher education and the prospects for their solution, considers possible ways of transforming the university as a self-developing system into a new formation that ensures the openness, mobility and relevance of educational services. Project management is considered as the leading way of reforming and optimizing the activity of the university, allowing rational use of resources, attracting partnerships and networking, and improving the quality of activities.
Keywords: Projecting, project approach, management of the development of the educational system, organization of higher education, project management.
Введение. Современное образование представляет собой глобальную площадку для дискуссий и прогностических разработок. Кризисные явления в обществе, появление принципиально новых информационных форматов и новых социальных практик все более остро ставят проблему модернизации образования, создания новых возможностей развития человеческого потенциала.
Прогностические, научные и логистические комплексы, создаваемые разными экспертными сообществами по поводу будущего образования, сходятся, по крайней мере, в ряде принципиальных утверждений:
• нарастающие неостановимые процессы глобализации сопровождаются столь же неотъемлемым нарастанием острейшей глобальной конкуренции за человеческий капитал, и, как следствие, вузы должны стать центрами объединения лучших мировых практик на основе экспорта отечественной модели высшего образования;
• беспрецедентно возрастает роль регионов как концентраторов нового типа устойчивого развития, сочетающего традиционную национально-культурную основу в месте локального культурно-географического становления населения и потребности создания инновационного интеллектуального, технологического, технического продукта ради системного наращивания человеческого капитала;
• традиционные форматы образования и профессиональной подготовки, сформировавшиеся на протяжении XIX - XX в. и ранее, уступают место новым технологическим решениям, требующим переосмысления роли образовательных институций в социуме [28].
Изложение основного материала статьи. В своей работе «Будущее не ждет» Шелдон Ротблатт берет за основу тенденцию распространения массового высшего образования:
«Обучение студентов приобрело сходство с обслуживанием клиентов в ресторане быстрого питания: требовалось обучить как можно больше студентов в установленные сроки и при этом минимизировать издержки, связанные с их обучением» - и формирует на этом основании прогноз о распространении массовых практик обучения (онлайн-формы и другие). Автор также выделяет тенденцию ориентации на работодателя и повышение в связи с этим роли прикладных знаний и национальную пестроту университетских аудиторий, что говорит об универсальности образования и его независимости от национального сознания [1].
В свою очередь, Джон Никсон в своей работе «Университеты и общественное благо» [3] определяет основные направления трансформации образовательного пространства через комплекс условий: создание
новой практики обучения, позволяющей студентам работать в малочисленных группах, реализовать собственные интересы и не платить за учебу; формирование академической идентичности - университет должен не просто давать знания и навыки, но и включать молодых людей в академическое сообщество; разделение ответственности - профессорско-преподавательский состав должен быть вовлечен в принятие административных решений, чтобы видеть в университете не просто место работы, а общее дело, зависящее от собственных действий; развитие партнерских отношений - устранение барьеров, препятствующих межуниверситетской мобильности студентов. По мнению исследователя, данные условия обеспечат формирование системы университетского образования, которая гарантирует любому индивиду полноценную личностную самореализацию.
Анализируя современное состояние мировой образовательной системы, исполнительный директор Coursera, президент Йельского университета Ричард Левин также выделяет ряд ключевых трендов, определяющих слагаемые успеха современного университета.
Сочетание традиций и инноваций (многообразие в единстве) - изменение образовательных технологий и методик, с одной стороны, и сохранение, приумножение фундаментального знания- с другой.
Уникальность - в условиях повышенной конкуренции университеты должны превосходить предлагаемые стандарты, выделяя собственные уникальные качества, оправдывая и обосновывая свою конкурентоспособность. Лидерство должно пониматься как превосходство в группе похожих университетов.
Новое качество деятельности - студент университета является не только потребителем образовательных услуг, но и активным участником образовательной политики вуза, формирующим внутренние стандарты процесса обучения. Рост удовлетворенности студентов процессом обучения становится основным критерием эффективности деятельности образовательной организации и залогом ее успешного развития. Ключевой характеристикой становится соблюдение баланса между требованиями потребителя, с одной стороны, и сохранением динамики восходящего развития каждого субъекта, с другой.
Устранение разрыва между теорией и практикой - формирование модели «обучающееся общество», построение сопряженных траекторий теоретического и практического обучения, ранний «вход в профессию» для студентов и создание возможностей вариативного непрерывного повышения квалификации и развития для различных категорий людей [31].
В этих условиях наиболее актуальным становится поиск путей и управленческих решений, обеспечивающих успешную работу вуза в новых условиях. Проектный подход, как управленческий и организационный способ организации деятельности, является в данном случае наиболее оптимальным.
Большинство исследователей связывают понятие проекта с целенаправленным изменением какой либо системы и ее переходом из одного состояния в другое. Признак «изменение» при этом является важной характеристикой проекта, а сам проектный подход это ускоренный процесс эволюции систем - управляемый скачок на фоне монотонной операционной деятельности.
В такой трактовке проектное управление в вузе характеризуется следующими особыми признаками:
Уникальность - к этому признаку можно отнести отсутствие типовых решений при реализации проекта, наличие инновационных технологических решений или особых условий проектного окружения.
Целенаправленность - такая характеристика относится ко всем проектным измерениям и предполагает разработку оптимальной стратегии рациональной организации работ, поэтапно реализующих все поставленные задачи.
Персональная ответственность - характеристика организации взаимодействия между участниками, позволяющая точно определить логику действий команды, соотносить действия участников между собой и рационально управлять человеческими ресурсами.
Комплексности и разграничения - признак, означающий учет всех внутренних и внешних факторов прямо или косвенно влияющих на развитие и результаты проекта, управление всеми его областями [11].
Рассмотрим практику проектного управления на примере Мииниского университета.
Мининский университет - один из ведущих педагогических вузов Российской системы образования, имеющий более чем столетнюю историю развития и деятельности. На проектное управление вуз перешел около 5 лет назад в связи с необходимостью форсировать изменения в организационной структуре и совершить радикальную оптимизацию деятельности [28].
Университет устойчив, обладает репутационным капиталом: является региональным лидером в сфере высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», вуз занимает лидирующие позиции в стране в области специальной психологии и философии, в университете обучаются студенты из 47 субъектов РФ, из всех стран СНГ и из 25 стран дальнего зарубежья [28].
Масштаб поставленных вузом целей и задач обусловливает необходимость изменения статуса университета: от вуза преимущественно ориентированного на образовательный процесс к вузу - экспертному центру, основными целями которого является формирование образовательной политики и социальной среды региона и продвижение наиболее перспективных решений в сфере образовательной политики на федеральном уровне.
В целях соответствия новой концепции Мининский университет осуществляет трансформацию по направлениям образовательной, научно-исследовательской, сетевой деятельности, социального партнерства, модернизации внутренних процессов в целях повышения эффективности и качества кадрового потенциала и менеджмента.
В вузе проведены мероприятия по переходу на систему управления образовательными программами: сформирован пул руководителей ОПОП, создан многофункциональный центр, предполагающий реализацию принципа «единого окна» для обслуживания студентов и преподавателей вуза, создаются новые пространственные решения для организации учебного процесса (зоны самостоятельной работы студентов, проектные аудитории). На очереди - формирование пула менеджеров ОПОП, создание STA-студии [26].
Сформирован комплекс мероприятий, связанных с закреплением в профессии и постдипломным сопровождением выпускников вуза: создана сеть Клинических баз практик, ежегодно формируются команды изменений для школ региона, внедряется новая модель целевой подготовки и контрактного сопровождения в сфере «Образование и педагогика», внедрен сервис расчета потребности в педагогических кадрах [17].
В направлении модернизации научно-исследовательской деятельности проводится комплекс мероприятий, ориентированный на создание современных условий для формирования научной и образовательной элиты региона и России, качественной профессиональной подготовки специалистов по
приоритетным направлениям развития науки и технологий, для совершенствования технологий научной деятельности и обеспечения трансфера ее результатов в реальный сектор экономики, развития академической мобильности, стажировок в ведущих российских и зарубежных научных и образовательных центрах, создания центра академического перевода и консультирования, внедрения сетевой программы научно-исследовательских семинаров с привлечением ведущих российских и зарубежных ученых, создания коллабораций, аккумулирующих российские и мировые научные достижения и ресурсы.
Рассмотрим наиболее значимые проекты реализуемые вузом:
Университет является участником комплексного проекта модернизации педагогического образования России в рамках федеральной целевой программы развития образования. В рамках проекта коллективом Мининского университета были разработаны и апробированы модули по программам специального (дефектологического) образования, разработана новая модель целевой подготовки педагогов в рамках образовательной области «Образование и педагогические науки», которая в настоящее время внедряется в сотрудничестве с регионом [23].
В настоящее время реализуется проект по созданию нового дизайна образовательной среды, который подразумевает единство учебно-научного и спортивно-рекреационного комплексов вузовского кампуса, включающего следующие ключевые элементы: учебно-научный блок (система многофункциональных информационно-пользовательских центров для самостоятельной работы обучающихся, для групповых и индивидуальных консультаций обучающихся и преподавателей, для занятий моделированием и техническим творчеством в учебных корпусах и в общежитиях вуза; аудитории для занятий проектной деятельностью (проектные аудитории) в учебных корпусах вуза; аудитория с системой видеоконференцсвязи; система учебных лабораторий); спортивно-рекреационный блок (тренажерные залы в общежитиях вуза; манеж с организацией специализированных зон для занятий легкоатлетическими видами спорта, гимнастикой и силовыми видами спорта).
Мининский университет является федеральной инновационной площадкой, в рамках деятельности которой реализует проект: «Разработка программ ДПО и повышение квалификации для работников образовательных организаций разного уровня "Педагог будущего: новое разделение педагогического труда"». Вуз является университетским центром социального развития Нижегородской области [19].
Работая на достижение стратегических целей региона, Мининский университет позиционирует себя как ядро социально-педагогического кластера, отвечающего задачам развития научно-образовательного комплекса и инноваций.
На базе НГПУ им. К. Минина функционирует ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вуз является создателем и оператором федерального портала инклюзивного высшего образования.
Выводы. Проектный подход к деятельности позволяет университету реализовывать политику готовности к изменениям, открытости и гибких управленческих решений: разработки университета открыты, большинство из них внедрены и получили положительную оценку экспертного сообщества и потребителя.
Разработка и реализация проектов по наиболее важным направлениям деятельности позволяет вузу находиться в зоне опережающего развития, не только соответствуя имеющимся образовательным стандартам, но и превышая их по основным направлениям деятельности.
Проектная деятельность на разных уровнях управления университетом обеспечивает:
• капитализацию образовательных, научных и технологических результатов деятельности университета в отраслях региона;
• создает условия для реализации проектно-ориентированных образовательных программ различных профилей;
• обеспечивает гармонизацию тематик приоритетных разработок на базе университета со стратегией научно-технологического развития Российской Федерации;
• создает условия для системного взаимодействия с научными организациями региона, посредством создания базовых кафедр, реализации совместных образовательных программ и научных проектов, стимулирующих повышение эффективности научных исследований и технологических разработок;
• обеспечивает реализацию непрерывного образования, повышения информационной, финансовой и правовой грамотности граждан, развития профессиональной компетентности преподавателей;
• создает условия для формирования и развития регионального социально-педагогического кластера, объединяющего практический и исследовательский компоненты в деятельности университета.
Литература:
1. Барбер, М. Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция / М. Барбер, К. Доннелли, С. Ризви // Вопросы образования. - 2013. - № 3. - С. 152-229.
2. Бедный, Б.И. О некоторых направлениях развития системы подготовки научных кадров в высшей школе / Б.И. Бедный, Е.В. Чупрунов // Высшее образование в России. - 2012. - №11. - С. 3-15.
3. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование - 2030: аналитический доклад / под ред. В.С. Ефимова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. - 182 с.
4. Ефимов В.С., Форсайт высшей школы России - 2030: базовый сценарий - «конверсия» высшей школы / В.С. Ефимов, А.В. Лаптева // Университетское управление: практика и анализ. - 2013. - № 3(85). -С. 6-21.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. - № 1662-р. [Электронный ресурс] . - URL: httpHYPERLINK "http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"://HY PERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"www HYPERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/".HYP ERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"consul tantHYPERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8afD9d7244d8033c66928fa27e527/".HYP ERLINK
"http://wwwxonsultantru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af39d7244d8033c66928fa27e527/''ruHY PERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"/HYP ERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"docu mentHYPERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"/HYP ERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"consH YPERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"_HYP ERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"docH YPERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"_HYP ERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"LAW HYPERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"_8213 4/28HYPERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"cHYP ERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"7HYP ERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"fHYP ERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"9HYP ERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"eHYP ERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"359H YPERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"eHYP ERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"8HYP ERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"afHY PERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"09HY PERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"dHYP ERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"7244 HYPERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"dHYP ERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"8033 HYPERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"cHYP ERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"66928 HYPERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"faHY PERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"27HY PERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"eHYP ERLINK
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/"527/ (дата обращения 20.09.2018).
6. Ливанов, Д.В. Университет будущего: Ставка на новое содержание / Д.В. Ливанов, А.Е. Волков // Ведомости. - 2012. - № 165 (3179).
7. Ломовцева, О.А. Управление формированием инновационно ориентированных кадров в вузе / О.А. Ломовцева, И.А. Шумакова, И.Ю. Пахомова // Регионология. - 2012. - № 2. - С. 124-131.
8. Лукша, П. Новые кадры для новой экономики: результаты Форсайта «Компетенции - 2030» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.slideshare.net/PavelLuksha/skills-of-the-future-for-russia-2030 (дата обращения 20.09.2018).
9. Лукша, П. Будущее образования: глобальная повестка [Электронный ресурс] / П. Лукша, Д. Песков. -URL: https://edu2035.org/pdf/GEF.Agenda_ru.pdf (дата обращения 20.09.2018).
10. Маркова, С.М. Педагогическое проектирование в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования / С.М. Маркова. - Н.Новгород: ВГИПИ, 1999. - 88 с.
11. Маркова, С.М. Системный подход к проектированию целостного педагогического процесса / С.М. Маркова. - Н. Новгород: ВГИПА, 2002. - 44 с.
12. Мялкина, Е.В. Система управления профессиональным развитием научно-педагогических работников в ВУЗЕ / Е.В. Мялкина, Е.П. Седых, В.А. Житкова // Современные наукоемкие технологии. -2016. - № 11-1. - С. 143-147.
13. Мялкина, Е.В. Система оценки деятельности факультетов в условиях реализации стратегии развития ВУЗА / Е.В. Мялкина // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - № 1. - С. 135-139.
14. Не бывает услуг в медицине, образовании, культуре - Васильева О. [Электронный ресурс]. - URL: https://regnum.ru/news/society/2184807.html (дата обращения 20.09.2018).
15. Перспективы развития системы непрерывного профессионального образования / под.ред. Б.С. Гершунского. - М.: Педагогика, 1999. - 224 с.
16. Песков, Д. Образование 2030: дорожные карты будущего. Результаты первого российского этапа исследования [Электронный ресурс] / Д. Песков, П. Лукша, И. Савчук, М. Кожаринов, Е. Картаева. - URL: http://www.myshared.ru/slide/214897/ (дата обращения 20.09.2018).
17. Портрет педагога. Основа моделирования образовательных программ: монография [Электронный ресурс] / А.А. Федоров [и др.]; под ред. А.А. Федорова, Г.А. Папутковой. - Н. Новгород: Мининский университет, 2017. - 202 с. - URL: httpHYPERLINK "http://book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-html/page-1.html"://HYPERLINK "http://book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-html/page-1.html"bookHYPERLINK "http://book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-html/page-1.html".HYPERLINK "http://book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-html/page-
1.html"mininuniverHYPERLINK "http://book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-html/page-1.html".HYPERLINK "http://book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-html/page-1.html"ruHYPERLINK "http://book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-html/page-1.html"/HYPERLINK "http://book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-html/page-1.html"booksHYPERLINK
"http://book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-html/page-1.html"/HYPERLINK "http://book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-html/page-
1.html"FedorovHYPERLINK "http://book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-
html/page-1.html"_HYPERLINK "http://book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-html/page-1 .html "PortretHYPERLINK
"http://book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-html/page-1.html"_HYPERLINK "http://book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-html/page-
1 .html "pedagogaHYPERLINK "http html/page-1.html"/HYPERLINK "http html/page-1 .html "filesHYPERLINK "http html/page-1 .html "/HYPERLINK "http html/page-1 .html "assetsHYPERLINK
//book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-//book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-//book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-//book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-
"http "http "http "http "http "http "http "http
//book.mininuniver
ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-html/page-1.html"/HYPERLINK
//book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-html/page-1.html"basicHYPERLINK //book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-html/page-1.html"-HYPERLINK //book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-html/page-1.html"htmlHYPERLINK //book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-html/page-1.html"/HYPERLINK //book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-html/page-1.html"pageHYPERLINK //book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-html/page-1.html"-1.HYPERLINK //book.mininuniver.ru/books/Fedorov_Portret_pedagoga/files/assets/basic-html/page-1.html"html (дата
обращения 20.09.2018).
18. Седых, Е.П. Логико-структурный подход к управлению образовательными проектами / Е.П. Седых // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 2 (19). - С. 6.
19. Седых, Е.П. Тренажер «Дополнителльной педагогической реальности»: теоритическое обоснование / Е.П. Седых, А.А. Федоров // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 2 (19). - С. 1.
20. Седых, Е.П. Управление эффективностью персонала в условиях проектного ВУЗА: монография / Е.П. Седых, Е.В. Мялкина, В.А. Житкова. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «ФЛИНТА», 2017. -136 с.
21. Серр, М. Девочка с пальчик / М. Серр. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. - 72 с.
22. Стронгин, Р.Г. Роль проектного управления в обеспечении учебно-научных взаимодействий подразделений вуза и его партнеров / Р.Г. Стронгин // Инженерное образование для новой индустриализации: программа и сборник докладов международной научной школы (Казань, 23-28 сен. 2013 г.) / под ред. В.Г. Иванова, В.В. Кондратьева. - Казань: Изд-во КНИТУ, 2013. С. 243-253.
23. Федоров, А.А. Анализ системы инклюзивного высшего образования в Российской Федерации // А.А. Федоров, Г.А. Папуткова, С.Н. Каштанова, И.Ф. Фильченкова, А.В. Гришина // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов. Мининский университет. - 2017. - С. 5-19.
24. Федоров, А.А. Моделирование процессов целевого обучения и трудоустройства в системе педагогического образования / А.А. Федоров, Е.П. Седых // Психологическая наука и образование. - 2015. -Т. 20. - № 5. - С. 93-98.
25. Федоров, А.А. Модель независимой оценки качества деятельности образовательных организации (монография) / А.А. Федоров, Е.П. Седых. - Н.Новгород, 2015. - 185 с.
26. Федоров, А.А. Проектирование нового дизайна образовательной экосистемы ВУЗА в контексте модернизации отечественного образования / А.А. Федоров, Г.А. Папуткова, Э.К. Самерханова, И.Ф. Фильченкова, Н.Н. Демидова // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23. - №1. - С. 52-63.
27. Федоров, А.А. Три шага к публичной образовательной корпорации / А.А. Федоров // Аккредитация в образовании. - 2013. - № 7 (67). - С. 26-28.
28. Федоров, А.А. Управляя будущим, или как выжить в мире образовательных корпораций с помощью педагогического образования // А.А. Федоров // Аккредитация в образовании. - 2015. - № 5 (81). - С. 12-14.
29. Щедровицкий, П.Г. Педагогика свободы / П.Г. Щедровицкий // Философия образования. - М., 1994.
30. Barber, M. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead / M. Barber, K. Donneliy, S. Rizvi // Institute for Public Policy Research, 2013.
31. Barber, M. Oceans of innovation: The Atlantic, the Pacific, global leadership and the future of education [Electronic resource] / M. Barber, K. Donneliy, S. Rizvi. - URL :http://www.ippr.org/publication/55/9543/oceans-of-innovation-the-atlantic-thepacific-global-leadership-and-the-future-of-education (date of access 20.09.2018).
32. Hameed-Ur-Rehman, B.M. Teachers' opinion/ perception about the National professional standards for teachers (npst-2009) in Pakistan // Interdisciplinary Journal of Contemporary Research in Business [serial online]. -2012. - № 3 (12). - P. 262-277.
33. Hanushek, E. A. The economic value of higher teacher quality [Electronic resource] / E.A. Hanushek // Economics of Education Review. - 2011. - Vol. 30 (3). - P. 466-479. - URL: http://www.urban.org/UploadedPDF/1001507-Higher-Teacher-Quality.pdf (date of access 20.09.2018).
34. Leonard, S. Professional conversations: mentor teachers' theories-in-use using the Australian National professional standards for teachers / S. Leonard // Australian Journal of Teacher Education [serial online]. - 2012. -№ 37 (12). - P. 46-62.
35. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions / S.M. Markova, E.P. Sedykh, S.A. Tsyplakova // Life Science Journal. - 2014. - Vol. 11. -№11. - P. 489-493.
Педагогика
УДК: 371.321.1
кандидат педагогических наук, доцент Серёгина Олеся Станиславовна
Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)
ФЕНОМЕН КОНСПЕКТА УРОКА: ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕГО СОЗДАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются жанрообразующие признаки конспекта урока как особого коммуникативного феномена. Выявляется, что он представляет собой текст сценарного плана, имеет определенную структуру, композицию, языковые средства выражения замысла педагога; обладает категориальными признаками, присущими тексту как синтаксической единице. Указываются общие закономерности конспекта урока (фактор интенции, фактор коммуникантов, фактор формы, фактор объема), позволяющие тщательно продумывать языковое оформление школьного урока еще на этапе его подготовки.
Ключевые слова: педагогическое образование, конспект урока, урок, подготовка к уроку, профессиональная деятельность учителя, жанры речи учителя.
Annotation. The article deals with the genre-forming features of the lesson's summary as a special communicative phenomenon. It is identified, that text of a scenario plan has a certain structure, composition, language means of expression of the teacher's intent; has categorical attributes inherent in the text as a syntactic unit. The general regularities of the lesson summary (the factor of intention, the factor of communicants, the factor of form, the factor of amount) are indicated, which allow to think carefully about the language design of the school lesson at the stage of its preparation.
Keywords: pedagogical education, lesson summary, lesson, preparation for the lesson, teacher's professional activity, teacher's speech genres.
Введение. Одной из актуальных проблем в высшей педагогической школе является проблема обучения будущих учителей - словесников созданию конспекта урока как речевого произведения, поскольку за рамками профессиональной подготовки остается без внимания тот факт, что необходим риторический подход к созданию конспектов уроков, где будут заложены основные элементы ситуации будущего общения на уроке. Изучение педагогической и лингвистической литературы (исследования Л.Г. Антоновой, М.М. Бахтина, А. Вежбицкой, Л.М. Майдановой, Т.В. Шмелевой и т.д.) позволяет рассматривать конспект урока как особый феномен с выделением общих закономерностей (жанрообразующих признаков), которые «дают схему, направление поисков при доказательстве жанровой принадлежности» [1, с. 53]: 1) фактор интенции; 2) фактор коммуникантов (адресанта/адресата); 3) фактор формы (структурно-композиционной и языковой); 4) фактор объема.
Изложение основного материала статьи. Обратимся к характеристике общих закономерностей конспекта урока как коммуникативного феномена, указывающих на его жанрообразующие признаки.
Фактор коммуникативной интенции графически фиксируется в конспекте урока в особом разделе: «Задачи урока». Часть из них - это педагогические интенции (задачи), решение которых связано с передачей обучающимся некой суммы знаний; при этом происходит повторение, закрепление, обобщение, систематизация и др. определенных теоретических сведений и усовершенствование, формирование, проверка и т.д. практических навыков. Результатом усилий педагога при решении такого вида задач является определенный комплекс знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть школьники. Но вместе с тем решить эти педагогические задачи возможно лишь при условии организации эффективного общения коммуникантов, взаиморасположения собеседников. Поэтому особое значение приобретает коммуникативная интенция (задача), благодаря которой возможно вызвать у учеников интерес к изучаемой теме, создать эмоциогенную ситуацию, стимулировать мыслительную и речевую активность учащихся, воздействовать на чувства адресатов и т.д. Диапазон коммуникативных задач учителя - составителя конспекта урока обширен и многообразен, так как уже на этапе его подготовки педагог должен заложить в него основные элементы ситуации будущего общения: содержание речи учителя и класса, характер отношений между собеседниками и пр. Выделение фактора коммуникативной интенции в ряду жанрообразующих признаков конспекта урока вполне правомерно и позволяет говорить о том, что подготовка конспекта урока начинается, с одной стороны, с разграничения, а с другой стороны, с взаимосвязи двух видов интенций: педагогической и коммуникативной, которые создают особые условия для решения задач урока.