Научная статья на тему 'Unity with nature in the Korean garden and Park complex'

Unity with nature in the Korean garden and Park complex Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
135
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Корея / сад / парки / конфуцианство / даосизм / павильон / диалог культур. / the Republic of Korea / garden / Confucianism / Taoism / pavilion / dialogue of cultures.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мухаметзянов Рустем Равилевич, Гайнуллина Ляйля Айдаровна, Болотова Наталья Андреевна

Каждая этническая культура имеет свое восприятие окружающей природы, которое отражается в искусстве и традициях. Это может происходить и на уровне литературы, и в архитектуре и т.п., а также в идеологической сфере. Восточные культуры, в отличие от западных, демонстрируют уникальное мировосприятие. Овеществление этого отличия мы можем наблюдать в садово-парковых комплексах восточных цивилизаций. Садово-парковые комплексы Кореи возникли в глубокой древности. Уже на этапе своего зарождения корейские сады демонстрировали своеобразное толкование природного окружения. С началом политического, культурного влияния на корейский полуостров со стороны Китая происходит эволюция садов Кореи. И те изменения, произошедшие в эволюционном развитии садов и парков, которые мы можем отслеживать, демонстрируют нам большие возможности выбирать из чужого опыта то, что отражает собственные потребности, взгляды и вкусы, то, что нужно для своего самобытного развития. Именно в этом плане многогранная культура Кореи в своем проявлении в садово-парковых ансамблях, как архитектурных произведениях искусства, дает нам прекрасный материал для изучения феномена диалога культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ В КОРЕЙСКОМ САДОВО-ПАРКОВОМ КОМПЛЕКСЕ

Each ethnic culture has its own perception of nature, which is implemented in the culture. This can happen at the level of literature, in architecture, and in the ideological sphere. Eastern cultures, in contrast to Western cultures, demonstrate a unique perception of the natural environment. We can observe the reification of this difference in garden and Park complexes. Garden and Park complexes of Korea appear in ancient times. Already at this stage of their development, Korean gardens demonstrated a peculiar interpretation of the natural environment. With the beginning of influence on the Korean Peninsula from China, the evolution of gardens in Korea is taking place. However, the changes that we can track show us that a culture can choose from other people's experience what it needs for its development. In this regard, the culture of Korea and its garden and Park complexes provide us with excellent material for studying the phenomenon of cultural dialogue.

Текст научной работы на тему «Unity with nature in the Korean garden and Park complex»

MODERN ORIENTAL STUDIES

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

VOL.2 №3 2020

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

UNITY WITH NATURE IN THE KOREAN GARDEN AND PARK COMPLEX

ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ В КОРЕЙСКОМ САДОВО-ПАРКОВОМ КОМПЛЕКСЕ

Мухаметзянов Рустем Равилевич, к.и.н, доцент, Кафедра алтаистики и китаеведения,

Гайнуллина Ляйля Айдаровна, магистрант, Кафедра истории Татарстана, археологии и этнологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет

Болотова Наталья Андреевна, независимый исследователь

[email protected]

АННОТАЦИЯ

Каждая этническая культура имеет свое восприятие окружающей природы, которое отражается в искусстве и традициях. Это может происходить и на уровне литературы, и в архитектуре и т.п., а также в идеологической сфере. Восточные культуры, в отличие от западных, демонстрируют уникальное мировосприятие. Овеществление этого отличия мы можем наблюдать в садово-парковых комплексах восточных цивилизаций.

Садово-парковые комплексы Кореи возникли в глубокой древности. Уже на этапе своего зарождения корейские сады демонстрировали своеобразное толкование природного окружения. С началом политического, культурного влияния на корейский полуостров со стороны Китая происходит эволюция садов Кореи. И те изменения, произошедшие в эволюционном развитии садов и парков, которые мы можем отслеживать, демонстрируют нам большие возможности выбирать из чужого опыта то, что отражает собственные потребности, взгляды и вкусы, то, что нужно для своего самобытного развития. Именно в этом плане многогранная культура Кореи в своем проявлении в садово-парковых ансамблях, как архитектурных произведениях искусства, дает нам прекрасный материал для изучения феномена диалога культур.

Ключевые слова и фразы: Республика Корея, сад, парки, конфуцианство, даосизм, павильон, диалог культур.

Для цитирования: Мухаметзянов Р.Р., Гайнуллина Л.А., Болотова Н.А. Единство с природой в корейском садово-парковом комплексе. Современные востоковедческие исследования. 2020; 2(3): 76-79

ABSTRACT

Each ethnic culture has its own perception of nature, which is implemented in the culture. This can happen at the level of literature, in architecture, and in the ideological sphere. Eastern cultures, in contrast to Western cultures, demonstrate a unique perception of the natural environment. We can observe the reification of this difference in garden and Park complexes.

Garden and Park complexes of Korea appear in ancient times. Already at this stage of their development, Korean gardens demonstrated a peculiar interpretation of the natural environment. With the beginning of influence on the Korean Peninsula from China, the evolution of gardens in Korea is taking place. However, the changes that we can track show us that a culture can choose from other people's experience what it needs for its development. In this regard, the culture of Korea and its garden and Park complexes provide us with excellent material for studying the phenomenon of cultural dialogue.

This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS -2019-OLU-2250001).

Keywords and phrases: the Republic of Korea, garden, Confucianism, Taoism, pavilion, dialogue of cultures.

For citation: Muhametzyanov R.R., Gainullina L.A., Bolotova N.A. Unity with nature in the Korean garden and Park complex. Modern oriental studies. 2020; 2(3): 76-79

ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ В КОРЕЙСКОМ САДОВО-ПАРКОВОМ КОМПЛЕКСЕ

VOL.2 №3 2020

ISSN: 2686-9675

философия и КУЛЬТУРА / МУХАМЕТЗЯНОВ P.P., ГАИНУЛЛИНА Л. А., БОЛОТОВА Н.А. / [email protected] / УДК 94

ВВЕДЕНИЕ

История развития корейской культуры -это, прежде всего, история самой Кореи, которая представляет собои неотъемлемую часть становления и развития сокровищницы мировои культуры. Было бы ошибочным отрицать общность этнокультуры Кореи с культурами других государств дальневосточного региона. В этих странах существовали общие мировоззренческие и философские традиции, их народы стремились познать окружающии мир в единстве и многообразии его природных особенностей Именно здесь возникло отношение к природе как к объекту особого созерцания. Природа всегда помогала людям познать себя, достичь гармонии и постичь законы бытия. Стремление к достижению гармонии между природои и человеком и привело к появлению садово-парковых комплексов. Как и традиционная культура, так и сад служат записью истории определенного времени и определенного места.

Люди всего мира желают жить в раю, но описание рая варьируется в зависимости от культуры, и в этом видении есть четкие различия между Востоком и Западом. Так как их религии возникли на пустынном ландшафте, прототипом рая для людеи запада является особенное место — сад, наполненныи фруктовыми деревьями, окруженныи высокои стенои, через которую не могут пробраться недостоиные. Восточные верования, наоборот, видят раискии потенциал в каждом месте. Раи не является огороженным садом, но сам по себе складывается в природе так, чтобы его смогли обнаружить люди за счет познания истинои природы ве-щеи. В Корее традиционный сад включает в себя мир природы и взгляды на нее различных кореиских религиозных течении.

Но не только их. На кореискии сад оказал влияние и природно-географическии фактор.

Ввиду ограниченности территории жители Кореи не могли позволить себе создавать масштабные сады, как это делалось в Китае. Тем не менее, развитие садов под влиянием Поднебеснои и с сохранением собственного взгляда на природу продолжалось в течение многих столетии.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Парковые комплексы Кореи реализуют идею гармонии с природои в ее естественном состоянии. Для кореицев природа не только источник эстетическои красоты, но и познания абсолютных законов мира. Кореицы в силу своих религиозных взглядов воспринимали человека и природу в их нерасторжимом единстве.

Единство с природои в мироощущении кореица не рассматривается как отказ от цивилизации, оно рассматривается как эволюцион-ныи шаг к более высокому состоянию разума, позволяющии насладиться самым лучшим подарком, которыи может предложить природа.

Традиция сада в Корее зарождается в эпоху Древнего Чосона, когда появляются места, называвшиеся Божественными садами [1]. Особенность этих мест заключалась не только в их религиозном предназначении, но и то, что при-родныи ландшафт этого места оставался практически нетронутым человеком. Это были такие особенные места, которые давали духовные силы и подчеркивали единство человека с природои и с миром.

Знакомство с культурои Китая привело к тому, что многие культурные комплексы, архитектурные ансамбли Кореи существенно изменились. Китаи на продолжительное время оказывается своеобразным донором для Кореи. Но элементы культуры Китая заимствовались и переносились не полностью, они менялись и подстраивались под культуру Кореи. Буддии-скии и даосскии взгляд на природу, как на

MODERN ORIENTAL STUDIES U0L 2 №3 2020

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

божественное пространство, которое нельзя трансформировать, был воспринят кореицами и дополнен стремлением слиться с ним [2]. Отсюда и вытекает то, что кореискии сад создавался с минимальным воздеиствием на природу. Люди позволяют рукотворным элементам сада сливаться с природои и процветать. Природная естественность - это главная черта ко-реиских садов.

Олицетворением этои естественности служит павильон. Именно в нем природа и ис-кусственныи ландшафт становятся единым целым. Так и произошло в павильоне Доквиро храма Бончжонса. Становление одним целым с природои, что внесено в павильон, может быть интерпретировано через концепцию течения и гармонии, которая была разработана в даосизме. Человек может стать одним целым с природои через взаимодеиствие между течением и гармониеи. Течение может быть определено как «свобода стать одним целым с безмятежным небом и зелеными лесами» [3, С.107]. Павильон существует как часть природы, а природа становится внутреннеи частью павильона.

Гармония - это важное условие для перехода в состояние течения. Течение как состояние духовнои свободы - это риск стать пассивным, удариться в бегство от жизни. Гармония подразумевает более активное состояние, которое позволяет преодолеть эту опасность. Гармония позволяет достигнуть истинного течения путем устранения ненужных, маловажных второстепенных элементов бытия и ведет нас к нашеи настоящеи сущности.

Оживленность - это типичное состояние течения. Подлинное определение оживленности - это наслаждение свободои, когда ты един с безмятежным небом. Это воля, чтобы испытать посредством активного сопереживания радость быть в гармонии с природои. Оживлен-

ность - это путь к свободе. Течение - это символ пути к свободе.

Конечная цель оживленности достигнуть свободного, беспрепятственного состояния разума через границы норм поведения, что нам навязали. Удовольствие, которое мы получаем от оживленности, не приносит практическои выгоды. Удовольствие - это согласованность с нашеи врожденнои художественнои натурои. Отсюда вытекало и то, что павильон - это иде-альныи тип сооружения для игр.

Пустое прозрачное состояние, созданное павильоном, минимизирует внешние формальности, и таким образом гарантирует максимальную свободу в эмоциях и человеческом опыте. Свобода эмоции и опыта - это предпосылка к духовнои свободе, к которои так стремились буддисты. В их философии только через духовную свободу люди могут стать едины с природои. Человек должен быть подготовлен умственно и духовно, чтобы стать одним целым с природои. Поэтому игры в павильоне были чрезвычаино распространены среди кореи-скои интеллигенции.

Важныи аспект, которыи человек может испытать, находясь в павильоне, это сама природа. Тени - это другои важныи объект, которыи можно обыграть. С точки зрения тенеи, пустые места в павильоне - это самые идеальные места, чтобы проявить себя. Павильон предоставляет самое лучшее физическое состояние для тени, чтобы она показала себя в своих самых совершенных и захватывающих формах, а также дает возможность людям насладиться и поиграть с неи. Здесь также можно вспомнить колонны павильона Доквиро храма Бончжонса. Именно в этом храме можно наблюдать причудливую игру тенеи.

Но эта игра становится возможна только благодаря открытои и пустои форме павильо-

ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ В КОРЕЙСКОМ VOL.2 №3 2020

САДОВО-ПАРКОВОМ КОМПЛЕКСЕ ISSN: 2686-9675

философия и КУЛЬТУРА / МУХАМЕТЗЯНОВ P.P., ГАИНУЛЛИНА Л. А., БОЛОТОВА Н.А. / [email protected] / УДК 94

на. А в этом скрывается эстетика даосизма, для которого ценность пустоты как раз в том, что ее можно заполнить. Но пустота - это исходное своИство вещеи, и она заполняется дао. Тем самым создается единая связь всего в этом мире.

Таким образом, игры с пустотои присутствуют и в кореискои культуре. Как мы видим, отпечаток китаискои философии прослеживается и в таком проявлении кореискои культуры, как детали садово-парковых ансамблеи. Однако не стоит говорить о полном заимствовании элементов. Ибо концепция пустоты не получила такого полного развития в Корее, как это мы видим в Китае, ограничившись лишь садовои архитектурои.

Тем не менее, стремление слиться с природным окружением, впустить его во внутреннее пространство архитектуры сада очень четко прослеживается. Именно конструктивная открытость павильона дает возможность человеку не только постичь абсолют, присутствую-щии в природе, но и сделать рукотворное гар-моничнои частью природы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кореиские парки демонстрируют особое отношение к природе, которое было нацелено на гармоничное сосуществование человека с миром и с самим собои. В рамках этои структуры человек был частью природы, а не ее центром. Это в свою очередь создавало условия для того, чтобы человек мог жить естественно.

Отталкиваясь от своеи религиознои традиции, кореицы принимали китаискую культуру лишь в том виде и объеме, которая была необходима для последующего развития. Этот процесс приводил к тому, что с однои стороны шло формирование буддо-конфуцианскои цивилизации, а с другои мы видим уникальное лицо кореискои культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотова Н.А., Мухаметзянов Р.Р. Влияние садово-парковой традиции Китая на Корею / Н.А.Болотова, Р.Р.Мухаметзянов// Вестник КАЗГУКИ. - 2018. - №1. - С. 59-63.

2. Томпсон М. Восточная философия. Пер. с англ. Ю. Бондарева. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.— 384 с.

3. Yim Seock Jae Floral lattices, columns and pavilions: a study of Korean architecture / Yim Seok Jae; translated by Lee Jean Young. - Seoul: Ewha womans univ. press, 2005. - 137 с.

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

1. Bolotova N.A., Muhametzyanov R.R. Vliyanie sadovo-parkovoj tradicii Kitaya na Koreyu / N.A.Bolotova, R.R.Muhametzyanov// Vestnik KAZGUKI. - 2018. - №1. - S. 59-63.

2. Tompson M. Vostochnaya filosofiya. Per. s angl. YU. Bondareva. - M.: FAIR-PRESS, 2000.— 384 s.

3. Yim Seock Jae Floral lattices, columns and pavilions: a study of Korean architecture / Yim Seok Jae; translated by Lee Jean Young. - Seoul: Ewha womans univ. press, 2005. - 137 с.

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Rustem Muhametzyanov, Ph.D of Historical Sciences, assistant professor, Department of Atlantic Studies and Sinology, [email protected]

Liailia Gainullina, master student, Department of Tatarstan history, Archeology and Ethnology,

Kazan (Volga Region) Federal University [email protected]

Natalia Bolotova, independent researcher [email protected]

Принята к публикации: 30.03.2020 Submission Date: 30.03.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.