Научная статья на тему 'South Korea as a forward-looking direction of film tourism'

South Korea as a forward-looking direction of film tourism Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
441
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Ключевые слова
туризм / кинотуризм / Южная Корея / Корейская волна / Халлю. / tourism / film tourism / South Korea / Korean Wave / Korean economy / Hallyu.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хабибулина Лилия Фэатовна, Степанова Лилия Ленаровна

В настоящее время Южная Корея привлекает все большее количество туристов со всего света. В стране, кроме стандартных видов туризма, становятся популярным и новые направления отдыха. Благодаря «Корейской волне» и корейской киноиндустрии в частности, страна превращается в привлекательное направление для кинотуристов. Целью работы стало изучение потенциала Южной Кореи как нового центра кинотуризма. В статье рассмотрены факторы, которые доказывают, что страна становится перспективным направлением кинотуризма в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ЮЖНАЯ КОРЕЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КИНОТУРИЗМА

Currently, South Korea is a popular direction for tourists from around the world. Besides standard types of tourism, new types of tourism are becoming popular in the country. Thanks to the “Korean Wave” and the Korean film industry in particular, the country is becoming an attractive destination for film tourists. The aim of the work was to study the potential of South Korea as a new center of cinema tourism. The article considers factors that prove that the country is becoming a promising area of cinema tourism in the world.

Текст научной работы на тему «South Korea as a forward-looking direction of film tourism»

MODERN ORIENTAL STUDIES

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

VOL.2 №3 2020

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

SOUTH KOREA AS A FORWARD-LOOKING DIRECTION OF FILM TOURISM ЮЖНАЯ КОРЕЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КИНОТУРИЗМА

Хабибулина Лилия Фэатовна, канд. филос. наук, доцент, Степанова Лилия Ленаровна, магистрант, Казанский (Приволжский) федеральный университет [email protected]

АННОТАЦИЯ

В настоящее время Южная Корея привлекает все большее количество туристов со всего света. В стране, кроме стандартных видов туризма, становятся популярным и новые направления отдыха. Благодаря «Корейской волне» и корейской киноиндустрии в частности, страна превращается в привлекательное направление для кинотуристов.

Целью работы стало изучение потенциала Южной Кореи как нового центра кинотуризма. В статье рассмотрены факторы, которые доказывают, что страна становится перспективным направлением кинотуризма в мире.

Ключевые слова и фразы: туризм, кинотуризм, Южная Корея, Корейская волна, Халлю.

Для цитирования: Хабибулина Л.Ф., Степанова Л.Л. Южная Корея как перспективное направление кинотуризма. Современные востоковедческие исследования. 2020; 2(3): 84-90

ABSTRACT

Currently, South Korea is a popular direction for tourists from around the world. Besides standard types of tourism, new types of tourism are becoming popular in the country. Thanks to the "Korean Wave" and the Korean film industry in particular, the country is becoming an attractive destination for film tourists.

The aim of the work was to study the potential of South Korea as a new center of cinema tourism. The article considers factors that prove that the country is becoming a promising area of cinema tourism in the world.

This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2019-OLU-2250001).

Keywords and phrases: tourism, film tourism, South Korea, Korean Wave, Korean economy, Hallyu.

For citation: Habibulina L.F., Stepanova L.L. South Korea as a forward-looking direction of film tourism. Modern oriental studies. 2020; 2(3): 84-90

ЮЖНАЯ КОРЕЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ И01..2 №3 2020

НАПРАВЛЕНИЕ КИНОТУРИЗМА та 2686-9675

философия и КУЛЬТУРА / ХАБИБУЛИНА Л.Ф., СТЕПАНОВА Л. Л. / [email protected] / УДК 748

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В последнее годы специалисты статистических служб фиксируют о ежегодном росте туристических прибытии в Южную Корею. Многие ученые связывают данное явление с таким феноменом как «кореиская волна», которая предполагает активное распространение кореискои культуры во всем мире. Кореиские сериалы или дорамы (как их называют поклонники кореискои киноиндустрии), которые являются одним из главных хэдлаинеров данного явления, также послужили причинои активного посещения туристов в страну. Почитатели данных сериалов готовы преодолеть огромные расстояния и потратить немыслимые деньги для того, чтобы своими глазами увидеть места съемок, своих любимых дорам. Данныи вид туризма возник сравнительно недавно и получил свое название как кинотуризм. Несмотря на это, данное направление считается перспективным и приобретает огромную популярность во всем мире.

Цель работы: изучение Южнои Кореи как перспективного направления кинотуризма.

Объектом данного исследования является кинотуризм. Предмет исследования - оценка совокупности факторов, обуславливающих потенциал Южнои Кореи как перспективного направления кинотуризма.

В качестве рабочеи гипотезы было выдвинуто положение о том, Южная Корея обладает хорошими условиями и ресурсами, а, следовательно, большим потенциалом для того, чтобы в будущем стать одним из центров кинотуризма в мире.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования и гипотезои, были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть кореиские сериалы и фильмы как часть «кореискои волны», а также изучить их влияние на туризм и экономику страны;

2. Проанализировать туристскую инфраструктуру в Южнои Корее, а именно средства размещения туристов, объекты общественного питания, а также виды транспорта;

3. Изучить объекты показа кинотуризма в стране.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье использован теоретическии анализ источников, обзорныи анализ информационных ресурсов, а также анализ статистических данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ

С конца 19 века, когда знаменитые братья Люмьер продемонстрировали широкои публике первыи в истории фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» и до сегодняшних днеи, когда нашумевшие киноленты собирают миллионы и миллиарды долларов, кинематограф стал неотъемлемои частью жизни современного человека. Для многих людеи фильмы трансформировались из обычного времяпровождения в настоящее хобби. В этои связи фанаты того или определенного фильма собираются в группы для совместного обсуждения наиболее значимых частеи сюжета, ожидания следу-ющеи части киноленты, предполагая наперевес разнообразное развитие героев и их истории, а также желающих своими глазами увидеть знаменитые локации съемок фильма и насладиться этои атмосферои в реальности. В этои ситуации начинает зарождаться кинотуризм как новыи вид отдыха среди людеи.

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Спустя век после выхода первой киноленты в свет, в Южной Корее начала зарождаться массовая корейская культура, которая по пришествию несколько лет постепенно проникла сначала в соседние страны азиатского макрорегиона, а после - в остальные страны мира. Существенным катализатором данного явления стало бурное развитие Интернета, которое в 2012 году помогло кореискому певцу Саю (PSY) стать знаменитым во всех странах, превратив «Gangnam Style» на несколько лет в самыи про-сматриваемыи музыкальныи клип в мире.

Кореиские сериалы также, как и музыкальная индустрия Кореи приобрела огромную популярность во всем мире. Произведения, повествующие о таких простых и понятных вещах как любовь, дружба, предательство, приправленные восточнои мудростью, уважению к старшим и простыми семеиными ценностями мгновенно нашли отклик у миллионов людеи по всему миру. Буквально несколько лет назад кореиские сериалы были настоящеи экзотикои для зрителя. Постепенно стала зарождаться целая культура - обычные люди, независимо от рода занятии и профессии, стали изучать языки, чтобы бесплатно переводить долгожданные серии для таких же почитателеи кореиских сериалов как они, которые в свою очередь с нетерпением ждут каждую неделю выхода серии с субтитрами. Как сказал на вручении Золотого глобуса знаменитьш во всем мире южнокореи-скии режиссер Пон Чжун Хо, что как только человек осилит небольшои барьер в виде субтитров, он познакомится с огромным количеством потрясающих фильмов.

Непрекращающиися интерес мира к ко-реискои киноиндустрии хорошо сказывается на экономике и туризме Южнои Кореи. Так, например, общеизвестно, что знаменитыи ко-

реискии сериал «Великая Чан Гым», вышедшии в 2003 году, породил настоящии туристскии бум на острове Чеджу, где происходили основные съемки сериала. Это привело к тому, что количество посетителеи деревни, где располагались кинолокации возросли с 221 000 до 330 000 человек, а число иностранных туристов увеличилось на 49%. Экономическии эффект оценивался специалистами в более 1 млн. вон [1, с. 183].

Спустя 13 лет одна из самых популярных дор «Потомки солнца» также полюбилась многим жителям Китая. К концу показа финальнои шестнадцатои серии в апреле 2016 года количество просмотров среди китаиских зрителеи составило немыслимых 2,3 миллиарда просмотров. Данныи интерес зрителеи привел к тому, что летом 2016 года в городе Тэбэк был создан тематическии парк, куда были привезены декорации со съемок даннои дорамы. Каж-дыи сотрудники облачается в военную форму, на фоне в весь день проигрывается саундтрек из сериала. Ежегодно сотни тысяч китаиских туристов посещают данное место, чтобы заново ощутить те самые эмоции, которые были получены от просмотра сериала. Также данная дора-ма сделала вклад в экономику страны. В однои из серии сериала главныи герои пишет на табличке помадои кореиского бренда «Laneige». Результат оказался ошеломляющим: доход от продажи компании после выхода сериала составил 3,5 млн.долларов, а в Китае она и вовсе была распродана через 4 дня продаж [2].

Что касается России, то кореиские сериалы в нашеи стране стали популярны с конца нулевых годов 21 века. Именно в этот период стали активно появляться в социальных сетях сообщества, специализирующиеся на переводе кореиских дорам. Количество почитателеи

ЮЖНАЯ КОРЕЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ И01..2 №3 2020

НАПРАВЛЕНИЕ КИНОТУРИЗМА та 2686-9675

философия и КУЛЬТУРА / ХАБИБУЛИНА Л.Ф., СТЕПАНОВА Л. Л. / [email protected] / УДК 748

стало увеличиваться с того момента, когда известные корейские певцы, которых уже успела полюбить россииская публика, постепенно осваивали себя в качестве актеров. Так такие дорамы как «Для тебя во всем цвету», «Кто ты -школа 2015», «Алое сердце Коре» стали наиболее популярны у зрителеи в том числе и потому, что главные роли сыграли такие популярные исполнители как Чхве Мин Хо, Юк Сон Джэ, Бен Бэк Хен и Аю. Самая известная среди люби-телеи кореиских сериалов сообщество, занимающаяся озвучиванием дорам «SOFTBOX» на момент написания статьи, имеет почти 900 000 подписчиков. Также в социальных сетях насчитывается около двухсот групп, выпускающие субтитры к кореиским сериалам. Несколько лет назад на россииских телеэкранах появился канал «Дорама», транслирующии сериалы не только Кореи, но и Японии, Китая и Таиваня.

Не менее известны и кореиские фильмы, которые в последние годы активно выходят в прокат в России и в мире. Так один из самых популярных кореиских фильмов «Паразиты», был выдвинут на 6 номинации «Оскар», в том числе и на главную - «Лучшии фильм». Результаты премии оказались ошеломляющими: в первыи раз в истории неанглоязычная лента выиграла главныи приз церемонии. Этот факт стал невероятным событием не только для юж-нокореиского, но мирового кинематографа в целом. Данныи событие вызвало огромныи общественныи резонанс и заставило широкую публику обратить внимание на кореискую киноиндустрию.

В своем исследовании Национальная туристическая организация Кореи, опросившая более 3000 туристов из разных стран мира, пришла к выводу, что 56% прибывших посетили Южную Корею после просмотра кореиских сериалов [3].

Стоит заметить, что с точки зрения тури-стическои инфраструктуры Южная Корея предлагает путешественникам отличные условия ля комфортного посещения страны. Так, например, столица страны, город Сеул, может похвастаться огромным выбором средств размещения туристов: от дешевых хостелов от 15 000 вон за ночь до презентабельных отелеи, в которых цена за номер начинается от 25 000 вон. Для фанатов необычных способов проживания в городе присутствуют чимчильбаны - комплекс, состоящии из разного рода саун, бань и джакузи, в котором можно остановиться на всю ночь. Средняя стоимость колеблется в пределах 10 000-15 000 вон за 12-часовое провождение в помещении. Любителям старинных сооружении понравиться остановиться в ханоке -традиционном кореиском доме. Местныи колорит здания и максимальное погружение в культуры никого не оставляют равнодушными. Цена за ночь в таком доме обходится туристам в среднем в 50 000 вон.

Рассматривая общественные пункты питания и кореискую кухню, каждыи турист подмечает о невероятном культе еды среди кореи-цев. Зачастую молодежь Кореи не хватает времени на приготовление блюд. Поэтому множество ресторанов, кафе, уличных палаток предлагающие гостям разнообразные виды супов, лапши и морепродуктов, работающих всю ночь. Кореиская кухня находит отклик у многих путешественников со всего света. Эпицентр пунктов питания находится на знаменитои улице Мендон, которая предлагает посетителям разнообразные блюда и закуски. Среднии чек в кафе выходит в пределах 5 000 вон. Большие порции и множество бесплатных закусок не оставляют туристов голодными. Кореицы большие любители кофе, поэтому на каждом

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

углу можно найти огромное множество кофеен, предлагающие холодные и горячие напитки от 4 000 вон. Для тех, кому кореиская кухня не пришла по вкусу в городе существуют специализированные рестораны, специализирующиеся на западных блюдах. Также во всем городе работают круглосуточные супермаркеты, продающие продукты первои необходимости.

Общественныи транспорт представлен наличием автобусов, метро и такси. На данныи момент в Сеуле насчитывается порядка 200 автобусных маршрутов, движущихся по специальным выделенным полосам, поэтому зачастую комфортны в передвижении. Метро состоит из 9 веток, названия станции и схемы движения продублированы на англииском, что спасает многих туристов, не знающих кореискии язык.

Для данных видов транспорта существуют специальные транспортные карты KOREA TOUR CARD разработанные в том числе и для туристов, которые деиствуют не только в столице, но в остальных провинциях страны. Такие карты пользуются огромным спросом у путешественников, так как они не только удобны в использовании, но и предоставляют скидку во время пересадки с одного транспорта на другои. К тому же владельцам данных карт предоставляются скидки и на посещение досто-примечательностеи, парков развлечении и некоторых магазинов и кофеен. Пользоваться еи можно и через мобильное приложение. Цена такои карты составляет 4 000 вон, которая есть в продаже практически везде: на станциях метро, круглосуточных магазинов, банков и т.д. Стоимость проезда для взрослого пассажира в автобусах варьируется от 900 до 2500 вон, в метро - 1250 вон за поездку.

С увеличением числа кореиских водите-леи, владеющих англииским языком, туристы все чаще стали пользоваться услугами городских такси, курсирующих в большом количестве на улицах Сеула. Средняя стоимость поездки варьируется в раионе 2 800 - 3 800 вон в обычном такси и 3 900 - 6 500 вон в такси класса «люкс» и многоместных автомобилеи.

Для кинотуризма в качестве объекта показов являются локации съемок фильмов и сериалов. В южнокореиские режиссеры часто снимают свои картины в местах с известными достопримечательностями. Так общеизвестно, что одна из визитных карточек Сеула Башня Намсан стала местом съемок таких сериалов как «Мальчики краше цветов», «Человек со звезды». «Хваюги», «Легенда о синем море» и др. Недалеко от Сеула, в провинции Кенгидо располагается традиционная кореиская деревня Минсокчхон, знакомая фанатам таких сериалов как «Солнце в объятиях луны», «Скандал в Сонгюнгване», «Человек со звезды», «Семь днеи королевы». Кампуса знаменитых университетов, набережная реки Хан и раион Хондэ излюбленные многим режиссерами места, на кинолентах которых часто прогуливались известные пары из сериалов. Для любителеи исторических дорам (или как их называют - са-гык) был открыт для посетителеи парк Тэчжангым в Енине, в котором находится самая крупная съемочная площадка исторических сериалов. Локации были искусно восстановлены на основе научных исследовании и послужили в дальнеишем локациями таких сериалов как «Императрица Ки», «Хваран», «Ученыи, гу-ляющии по ночам», «Солнце в объятиях Луны» и др. Также тут открыт тематическии парк, по-священнои «кореискои волне». В однои из провинции Южнои Корее открыт туристическии

ЮЖНАЯ КОРЕЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ VOL.2 №3 2020

НАПРАВЛЕНИЕ КИНОТУРИЗМА ISSN: 2686-9675

философия и КУЛЬТУРА / ХАБИБУЛИНА Л.Ф., СТЕПАНОВА Л. Л. / [email protected] / УДК 748

комплекс Ондаль в Танъяне, где путешественник не только может увидеть великолепные достопримечательности, ставшие место съе-мочноИ площадки «Лунные влюбленные» и «Алые сердца Коре», но и примерить на себе образ любимого персонажа, облачаясь в национальную одежду. Также туристам здесь предложены услуги гостиниц, кафе и магазинов.

В перерывах между локациями турист также может посетить и кафе, которые также стали местами съемок для кореиских сериалов. Так в раионе Хондэ, известного своеи яркои ночью жизнью, кинотурис может перекусить в кафе, где снималась дорама «Первое кафе «Принц», а в «Mango Six» - полакомиться напитками, которые отведали персонажи Ли Мин Хо и Ким У Бина в популярнои дораме «Наследники». В ресторане «Нонттурон Патту-рон» всем посетителям предлагают «канчжанкечжан» (маринованныи в соевом соусе краб), которыи полюбился главному герою дорамы «Что случилось с секретарем Ким?».

ВЫВОДЫ

Из всего вышеперечисленного, можно выделить ряд факторов, которые положительно сказываются на развитии кинотуризма в Южнои Корее:

1. Наличие в свободном доступе объектов показа, а именно мест съемок кореиских фильмов и сериалов;

2. Присутсвие в стране большого количества мест размещения для туристов, классифицирующихся разнообразием форм и ценовои политики;

3. Наличие достаточного числа пунктов объектов общественного питания, которые предлагают блюда не только кореи-скои, но и западнои кухни;

4. Присутствие в городе и провинциях разнообразного общественного транспорта с удобнои для туристов проезда и формои оплаты;

5. Существование большого количества лю-бителеи кореиских сериалов во всем мире, а, следовательно, факт наличия целевои аудитории для кинотуров в Южнои Корее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что кореиские сериалы положительно сказываются на имидже страны, которыи в свою очередь влияет на то, что многие почитатели таких до-рам ежегодно посещают Южную Корею. Дан-ныи факт благоприятно влияет не только на туризме, но и на экономику в страны в целом, принося каждыи год значительные поступления в бюджет страны.

Ранее выдвинутая гипотеза о том, что Южная Корея обладает хорошими условиями и ресурсами, а также большим потенциалом для того, чтобы в будущем стать одним из центров кинотуризма в мире была частично доказана с помощью статистических данных. Исследования в даннои области могут быть продолжены.

Полезная значимость даннои работы состоит в том, что данные статистики, конкретные примеры и выводы могут быть использованы для дальнеишего изучения «кореискои волны» и кинотуризма в целом. Данная работа может быть полезна студентам, которые занимаются изучением экономики, международных отношении и туризма Южнои Кореи.

MODERN ORIENTAL STUDIES

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

ЛИТЕРАТУРА

1. Чжихи Х. Место туризма в культуре совре-меннои Южнои Кореи: история и современность. Общество: философия, история, культура. 2017. №6(80). С.180-184.

2. Поцелуи на миллион долларов - доходы от скрытои рекламы в дорамах [Электронныи ресурс] - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/ id/5d41e7de2f4ad700aef510f0/pocelui-na-million-dollarov-dohody-ot-skrytoi-reklamy-v-doramah-5d4fbd6b0ef8e700ad773909 (Дата обращения: 29.01.2020).

3. Большинство туристов едет в Южную Корею под впечатлением от кореиских сериалов и фильмов [Электронныи ресурс] -Режим доступа: https://densegodnya.ru/ turizm/article_post/bolshinstvo-turistov-yedet-v-yuzhnuyu-koreyu-pod-vpechatleniyem-ot-koreyskikh-serialov-i-filmov (Дата обращения: 29.01.2020).

4. Официальньш саит Министерства культуры, спорта и туризма Республики Корея. [Электронныи ресурс] - Режим доступа: http://www.mcst.go.kr/english/index.jsp (Дата обращения: 29.01.2020).

5. Korean Statistical Information Service [Электронныи ресурс] - Режим доступа: http:// kosis.kr/eng/ (Дата обращения: 29.01.2020).

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

VOL.2 №3 2020

ISSN: 2686-9675

2. Pocelui na million dollarov - dohody ot scrytoy reklamy v doramah [Jelektronnyj resurs]. URL: // https://zen.yandex.ru/ media/id/5d41e7de2f4ad700aef510f0/ pocelui-na-million-dollarov-dohody-ot-skrytoi- reklamy-v- doramah-5d4fbd6b0ef8e700ad773909 (Data obrash-ceniya: 29.01.2020).

3. Bolshinstvo tyristov eget v Yuzhnuyu Koreyu pod vpechatleniem ot koreyskih serialov I filmov [Jelektronnyj resurs]. URL: // https://densegodnya.ru/turizm / article_post/bolshinstvo-turistov-yedet-v-yuzhnuyu-koreyu-pod-vpechatleniyem-ot-koreyskikh-serialov-i-filmov (Data obrash-ceniya: 29.01.2020).

4. Oficialny sayt Minisrestva kultury, sporta I turisma Respubliki Koreya. [Jelektronnyj resurs]. URL: // http://www.mcst.go.kr/ english/index.jsp (Data obrashceniya: 29.01.2020).

5. Korean Statistical Information Service [Jelektronnyj resurs]. URL: // http:// kosis.kr/eng/ (Data obrashceniya: 29.01.2020).

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Liliya Khabibulina, Candidate of Philosophy

Sciences, associate professor,

Liliya Stepanova, master student,

Kazan (Volga region) Federal University

1. Chzhihy H. Mesto turisma v culture sov- [email protected] remennoy Yuzhnoy Korei: istoriya i sov-

remennost. Manyscript. 2017. №6 (80). Принята к публикации: 30.03.2020

S.180-184. Submission Date: 30.03.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.