-\
40
Теория и методика обучения и воспитания
М.Б. Зацепина, А.Н. Кузьминова
Учителю о социокультурной деятельности младших школьников
В статье рассмотрен ряд теоретических проблем социокультурной деятельности школьников. Проанализирована социальная значимость организации досуговой деятельности учителя начальной школы. Рассмотрен вопрос о подготовке востребованного специалиста - учителя начальных классов, который готов организовать досуговую деятельность детей.
Ключевые слова: социокультурная деятельность, досуг, начальное образование, воспитание, социализация, профессиональная востребованность педагога.
Проводимые демократические реформы в России обнажили противоречия, связанные с потерей стратегических приоритетов культурной политики, неразвитостью у части населения духовно-эстетических интересов; а также появившееся чувство растерянности, вызванное крушением идеалов, которые питали патриотизм нескольких поколений, привели к проявлениям в отдельных кругах элементов национализма, местничества, потребительского отношения к жизни, а главное - потере исторических перспектив развития Отечества. Наиболее остро сегодня встали проблемы культурно-досуговой деятельности, ибо развитие современной цивилизации связано с кардинальным изменением роли досуга в духовной жизни общества.
Согласно данным исследований социокультурных практик, осуществляемых учителями начальной школы, педагогами дополнительного образования, социологами, культурологами и психологами, происходят некоторые метаморфозы в сознании современного человека, такие как развитие социального пессимизма, ухудшение социального самочувствия, утрата внутренних ориентиров поведения и нарастание
агрессивности, напряженности. Другие исследования показывают, что общество оказалось неспособным защитить ребенка от негативного влияния СМИ, безнравственности взрослых и отсутствия положительных ориентиров. Ребенок развивается в условиях социально-культурной депривации, когда не удовлетворяются его самые элементарные потреб-
Попытки обеспокоенного сообщества преодолеть эти негативные тенденции актуализировали в настоящее время проблему развития социокультурных практик, создание условий для развития детского досуга, подготовку специалистов, способных реализовывать программы организации культурного досуга детей и молодежи. Исследователи серьезно ставят вопрос о создании условий для средств самореализации, развития интеллектуального потенциала детей в оставшееся от учебы время. Они убеждены, что это может быть дополнительным условием развития нынешнего молодого поколения в процессе его вхождения в контекст современной культуры и свободного самоопределения, в результате которого происходит саморазвитие, приобретение индивидом новых личностных качеств и компетенций. В этом они видят целенаправленное, латентное, положительное присвоение общечеловеческих и национальных ценностей, социальных норм и традиций, выстраивание своей жизненной траектории, приобретение опыта взаимодействия в реальном мире.
Исследования показывают, что в современной социокультурной ситуации востребован особый тип личности - свободной, автономной, ответственной, с рефлексивным сознанием, способной к самоорганизации и саморазвитию. Соответственно, этот тип личности задает целевой ориентир современному начальному образованию. Общество диктует потребность в формировании социокультурного молодого человека, поэтому следует рассматривать воспитание как специфическую педагогическую деятельность, направленную на создание эффективных условий развития и саморазвития школьника начальных классов, а также возможностей его свободного творческого самовыражения.
Одной из основополагающих характеристик «человека культуры» является его способность к познавательной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе своих культурных потребностей. Современная культурология рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности, причем этот процесс определяется также культурными потребностями личности, ее интересами.
41
о ^
X О
б ^
С IX
го го ^ т
ности при освоении культуры, в досуге, в социально-одобряемых сред- о ствах самореализации. 5
^ го
о н
ж о о
Культурные потребности личности - собственно человеческое начало в человеке, средоточие национальных ценностей (красота, добро, исти-| у на и др.) и средств жизнедеятельности (представления об окружающем к ^ мире и действительности, способы активного воздействия на «вторую
о § природу», проявления эмоционально-оценочного отношения к проис-
ф
к ^ ходящему в «зоне ближайшего развития»). Каждая эпоха, каждый этап развития общества вносит свои акценты, новое содержание в культуру личности. При формировании культуры младшего школьника рождаются и развиваются такие главные образующие личности ребенка, как воображение и основанное на нем художественно-эстетическое творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действовать в мире. С другой стороны, как показала наша работа, преобразовательной деятельности соответствуют познавательные потребности, ценностно-ориентировочной деятельности - ценностно-ориентировочные потребности, коммуникативной деятельности - коммуникативные потребности и т.д., но все они являются составляющими культурных потребностей.
Важно отметить, что становление социальных потребностей приобретает в полном объеме жизнедеятельный характер, становится императивом развития. Усложнение социальных связей открывает для школьника подлинное содержание феномена свободы как ключевого понятия для характеристики социальной сферы бытия человека. Зависимость от действий взрослых людей и поиск возможностей для личного самоутверждения являются стартовой площадкой для гораздо более сложного процесса - самоопределения в кругу сверстников. Открытие своего «Я» совершается именно в социокультурной сфере, а складывающиеся стереотипы поведения в разных ситуациях начинают формировать «ядро» личности - культурные потребности и культуру ребенка.
Все вышесказанное подтверждается тем, что только один вид культурно-досуговой деятельности - подготовка, организация и проведение праздника - практически влияет сразу на формирование многих видов культурных потребностей детей через синтез искусств. При организации праздника используемые виды искусств воздействуют на развитие младших школьников и их вхождение в культуру сразу целым комплексом своих средств, составляющих и элементов. Так, праздник чаще всего включает: пение (хоровое, сольное и дуэт) - это означает, что на ребенка воздействуют музыка и народное искусство; музыкально-ритмические движения - соответственно, музыка, хореография, театр и народное искусство; художественное слово - литература и фольклор; инсценирование (стихов, сказок и песен) - литература, музыка, театр и народное искусство; постановка пьес (детская опера, балет, музыкаль-
о ^
X О
б ^ с к
но-пластический спектакль и др.) - театр, музыка и литература; шутки, репризы, фокусы, сюрпризы и т.д. - музыка, фольклор и хореография; игры (подвижные, музыкальные и др.) - музыка и народное искусство; игра на музыкальных инструментах - музыка; творческая деятельность - музыка, литература, ИЗО и театр; оформление зала и класса, | изготовление элементов костюмов, декораций и пр. - изобразительная о деятельность, театр и дизайн. Все этапы нашей работы подтвердили, е что за период подготовки, организации и проведения праздника у детей с закреплялись следующие культурные потребности: коммуникативные, физические, игровые, познавательные, нравственные, трудовые, «Я-сам» и др., что подтверждало все более глубокое вхождение ребенка во многие виды культур.
Общеизвестно, что огромной силой влияния на молодых людей (в особенности младших школьников) оказывает сфера досуга, т.к. средствами культурно-досуговой деятельности удовлетворяются потребности в познании окружающего мира, самовыражении и самоутверждении. Неорганизованный, стихийный досуг детей и подростков, а иногда и организованный, но в асоциальных целях, часто становится источником отрицательной реакции на неудовлетворенность культурных потребностей, причиной противозаконной деятельности детской компании, импульсом к развитию вредных привычек, нездорового образа жизни. Организованный же в социально-значимых целях досуг является педагогической и социальной поддержкой растущей личности, формирует у нее активную и созидательную по отношению к окружающему миру позицию, становится средством удовлетворения разносторонних детских потребностей.
В культурологической и психолого-педагогической литературе многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры и досуга характеризуется категорией «культурно-досуговая (социокультурная) деятельность», которая обозначает как различные феномены социальной и культурной жизни, так и специальные технологии (например, синтез художественной и технической продуктивной деятельности рождает технологию дизайна).
Для начала следует развести содержание исходных понятий «культура» и «досуг», рассмотреть их как относительно автономные друг от друга реальности, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным по отношению к младшим школьникам и отражает результативные и процессуальные стороны этих явлений.
В связи с этим будет правильно сделать анализ родового понятия «культурно-досуговая (социокультурная) деятельность». Оно чаще всего рассматривается как деятельность по производству, сохранению,
^ го
о н
ж о о
распространению и использованию культурных ценностей, осуществляемая людьми за пределами рабочего и внерабочего времени. Таким | у образом, культурно-досуговая (социокультурная) деятельность направ-к ^ лена на удовлетворение личностных потребностей и интересов в сфере
о § досуга и по своей сути направлена на всестороннее развитие личности
ф
к ^ ребенка, которое является целью культурно-досуговой деятельности, в процессе которой методика, в конечном счете, преобразует социально-культурную природу своего предмета, мотивирует субъектно-объектив-ные отношения. Поэтому смысл культурной деятельности заключается в совершенствовании всех составляющих человеческого бытия, в способности осуществления процесса целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира.
Сущность культурной деятельности заключается в ее «улучшающем» характере всех составляющих человеческого бытия. В процессе культурной деятельности человек стремится к совершенному качеству всего того, что становится предметом его созерцания, переживания, мышления, общения или поведения. В связи с этим можно говорить о культуре производства, культуре управления, землепользования, культуре межличностных отношений, культуре здоровья ребенка и т.д. Высшей формой культурной деятельности является искусство (в т.ч. и традиционное народное творчество), которое задает образец и «планку» культурной деятельности в целом.
Здесь необходимо особо подчеркнуть, что не только на бытовом уровне, но и в учебной литературе и даже в отдельных научных трудах идет разноплановое понимание и трактовка понятий «свободное время», «отдых», «культурно-досуговая деятельность» и «досуг». Самый элементарный анализ предопределяет необходимость учитывать, что это не только разные понятия, но и термины, относящиеся к разным областям научного знания. Свободное время - социально-экономическая категория, отдых - психофизиологическая категория, культурно-досуговая (социокультурная) деятельность - философско-культуроло-гическая категория, досуг - категория социально-педагогическая.
В нашей статье досуг употребляется в значении «все свободное время личности ребенка, которое непосредственно идет на потребление культуры и развлечений, отдых и рекреацию сущностных сил». Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то, что свободное время представляет ведущую сферу жизнедеятельности человека, где происходят его физическое и духовное формирование и становление, в педагогике ему уделено недостаточно внимания. В то же время организованный в социально-значимых целях досуг является педагогической и социальной поддержкой растущих личностей, способствующий формированию
о
о
и ™ с к
у младших школьников активной, сознательной и созидательной по отношению к окружающему миру позиции, средством удовлетворения дет- 5 ских и частично взрослых (у взрослеющих подростков) потребностей. х
Досуг, как и любая деятельность, включает в себя следующие компоненты: мотив (потребность в этой деятельности), задачу (средства | решения задачи) и действа (операции). Задачи объединяют единство о цели и условия ее достижения, а действие соответствует целям опера- чv ций - условиям. Необходимо учитывать, что каждый вид культурно- с досуговой деятельности имеет свое содержание. И как результат у ребенка возникает направленность потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций. Именно поэтому сфера досуга молодого поколения требует особого внимания со стороны школьных образовательных учреждений. Она должна быть не просто сферой свободного времени детей, но в определенном смысле сферой именно культурного времяпрепровождения, содержащей культурно-созидающий потенциал, преобразующий нравственные знания в нравственные убеждения и новые нравственные потребности, культурные нормы и принципы -в нормы и принципы сознательного социально-значимого поведения младших школьников.
Рассматривая проблему структуры досуга детей, мы пришли к выводу, что социокультурно-досуговую деятельность наиболее целесообразно разделить на следующие шесть видов.
1. Отдых - состояние покоя либо такого рода продуктивная деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные (духовные) силы ребенка; включает в себя здоровьеразвивающие и здоровьесохраняющие технологии.
2. Созерцание - свободное безотносительно к практическим целям наблюдение за объектом, предметом, явлением. В процессе созерцания возникает чувство восхищения, любование тем, на что обращен взгляд. Созерцание способствует развитию восприятия, формированию вкуса у ребенка, возникновению интереса и любознательности, наблюдательности к окружающему миру. В это время происходит духовное постижение природного и вещего миров.
3. Развлечения - один из видов культурно-досуговой деятельности, которые имеют компенсационный характер, сменяя однообразную жизнь детей в быту и учебе, обобщая опыт, полученный на занятиях. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать ни в труде, ни в учебе, ни в отдыхе.
4. Праздник (слово заимствовано из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы») - один
^ го
о н
ср сс ° ?
^ ф
=т
Ж О
о
из видов деятельности, которая является важным социально-культурным актом, соединяющим прошлое и настоящее. В праздник младший школьник в какой-то мере освобождается от повседневных забот, ощущает эмоциональный подъем, в праздник также создаются условия для радостного настроения ребенка, предоставляется возможность открытого выражения своих чувств.
5. Самообразование - вид культурно-досуговой деятельности, направленный на развитие разума, приобщение детей к ценностям культуры и, как правило, не связанный с проведением занятий или другой деятельностью, проводимой по инициативе воспитателя, учителя младших классов, педагога или родителей.
6. Творчество - наиболее высокий уровень культурно-досуговой (социокультурной) деятельности, которая поднимает ребенка на новую ступень: от потребителя духовных ценностей до уровня их создателя.
Именно выразительные средства культурно-досуговой деятельности являются носителями информации, инструментом распространения идей, учений, научных взглядов, идейных, нравственных и эстетических понятий. Все выразительные средства интеллектуально-эмоционального воздействия в методике культурно-досуговой деятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Творческий подход позволяет использовать их в определенной системе, преимуществами одних компенсировать недостатки других. Отсюда каждое выразительное средство можно рассматривать как системообразующий элемент методики культурно-досуговой деятельности, способный решать задачи развития личности ребенка.
Образовательный потенциал культурно-досуговой (социокультурной) деятельности велик, т.к. при педагогически правильной ее организации обеспечивает ребенку приобщение к культуре, и особенно к художественно-творческой; развитие творческого мышления, совершенствование интеллектуальных, художественных и специальных способностей; расширение общего кругозора; овладение детьми опытом самореализации в совместной творческой деятельности, культуре общения и поведения. При этом данная деятельность рассматривается нами как самостоятельный и специфический компонент или, образно говоря, «модуль» образовательного процесса.
Как показывают многочисленные опросы учителей начальных классов, педагогов, родителей и младших школьников, в контексте нынешней социокультурной ситуации роль учителя и педагога как организатора практической деятельности в сфере культуры, искусства и досуга детей младшего школьного возраста еще не до конца оценена. На вопрос, кто и какие люди и организации занимаются организацией
досуга детей, лишь небольшая часть опрошенных родителей назвала школу и педагога. При этом около 90% опрошенных респондентов считают необходимым, чтобы организацией досуга занимались педагоги. Следовательно, неизмеримо возрастает общественная, гражданская значимость учителя как организатора досуговой деятельности младшего
досуговой деятельности детей в рамках их профессиональной подготовки - принципиальная задача времени. Анализ состояния ситуации в теории и практике подготовки таких специалистов показал, что в современной системе высшего профессионального педагогического образования по обозначенной проблеме существуют серьезные недостатки: от полного отсутствия данного вида подготовки будущих учителей и педагогов до неразработанности методической системы, обеспечивающей качественную готовность специалиста к взаимодействию с детьми в досуговой сфере. Вместе с тем в процессе самой подготовки педагогов по организации детской досуговой деятельности назрели определенные противоречия: между ростом значимости досуговой деятельности в жизни общества и недостатком внимания к процессу профессиональной подготовки учителей и педагогов к организации досуговой деятельности детей в образовательном пространстве; между имеющейся личной и профессиональной мотивацией будущих учителей и педагогов к эффективной организации детской досуговой деятельности и отсутствием соответствующих знаний, умений и навыков в этой области, а также отсутствием возможностей для приобретения собственного опыта практической деятельности в этой области.
Главная цель педагога как организатора досуговой деятельности -способствовать самореализации личности обучающихся в русле удовлетворения ее интересов и потребностей посредством участия в досу-говой деятельности, и это позволит расширить личный опыт социально одобряемого поведения будущих граждан нашего общества. Досуговая деятельность детей может осуществляться в рамках культурологического подхода через организацию педагогически целесообразной среды (общественное мнение, традиции, коллективные дела, события, праздники и т.д.). Такой системный подход позволяет организовать среду в воспитательное пространство для формирования социально-адаптивной личности в обществе.
Таким образом, социокультурная деятельность учителя и педагога направлена на удовлетворение культурных потребностей и интересов, на формирование культуры ребенка. Всестороннее развитие детской личности является целью такой деятельности, в процессе которой
о ^
X О
б ^ с к
го го
¡Е 0
школьника. о й
Го,^
Подготовка будущих учителей начальных классов к организации
о
^ го О t
ср сс ° ?
ZT
ж
VO
о
младший школьник приобретает способность к социализации и адаптации к разным сторонам жизни общества; внешняя форма социокультурной деятельности, как результат саморефлектации и самоиндификации, оборачивается во внутреннюю преобразовательную активность детей, формирует нравственные ценности детей.
Концептуальный анализ социально-педагогической, методической и другой научной литературы, а также анализ проведенного нами исследования по организации работы в начальных школьных учреждениях и изучению работы студий (гостиных) в детских образовательных организациях, учреждениях дополнительного образования позволили сделать вывод о том, что культурно-досуговая (социокультурная) деятельность детей - это основной и специфический компонент воспитательно-образовательной работы; самостоятельная сфера культурной жизни семьи и начальной школы, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития культуры личности ребенка в их взаимодействии, в автономном или коллективном режимах в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов культур.
Библиографический список
1. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников: Учебно-методическое пособие. М., 2004.
2. Кузьминов Н.Н. Некоторые акценты проблемы оценки компетенций будущих социальных педагогов // Вестник МГОУ. Сер. «Психологические науки». 2011. № 4. С. 116-120.
3. Кузьминова А.Н. Профессиональная востребованность педагогов как образовательная проблема подготовки специалистов вуза // Пед. опыт: теория, методика, практика: Материалы VIII Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 13 июня 2016 г.) / Под ред. О.Н. Широкова и др. Чебоксары, 2016. С. 62-64.
4. Леванова, Е. А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. СПб., 2006.
5. Пушкарева Т.В. Профессиональная подготовка социальных педагогов: требования и реалии // Перспективы науки. 2013. № 3 (42). С. 198-201.