Zemlyanchenko Lyudmila Viktorovna PREPARATION OF STUDENTS ...
pedagogical sciences
УДК 37.017.925
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2018
Земляченко Людмила Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (430007, Россия, Саранск, улица Студенческая, дом 11а, e-mail: Milazemlyachenko@yandex.ru)
Аннотация. Цель: раскрыть процессуальные аспекты подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование профиль Начальное образование, к гражданско-правовому воспитанию младших школьников в условиях досуговой деятельности. Методы: теоретический анализ исследований по проблеме, экспериментальные методы. Результаты: процессуальный компонент подготовки будущих педагогов к гражданско-правовому воспитанию в досуговой деятельности включает в себя теоретическую и практическую составляющие. Теоретическая составляющая предполагает освоение ценностных и психолого-педагогических основ гражданско-правового воспитания; овладение знаниями сущности и структуры досуговой деятельности, современных подходов к классификации видов и форм досуга, технологий проектирования и организации досуговой деятельности, современных технологий контроля и оценивания эффективности гражданско-правового воспитания и досуговой деятельности в начальной школе. Практическая составляющая подготовки включает: овладение умениями проектирования, организации, управления и анализа форм и методов досуговой деятельности в области гражданско-правового воспитания, применения диагностического инструментария по изучению ценностных ориентаций, интересов обучающихся; навыками разработки планов, программ и сценария досуговых мероприятий; применения методов стимулирования участия детей в общественно значимой деятельности в рамках досуга, организации взаимодействия участников образовательного процесса в творческих видах деятельности; развитие организаторских, коммуникативных способностей и артистизма, что в целом обусловило выбор форм и методов подготовки студентов. В их числе: 1) технологии, целью которых является совершенствование гражданской позиции и гражданской идентичности, межкультурной сензитивности, этнокультурной толерантности будущих учителей; 2) технологии, направленные на совершенствование уровня гражданско-правовой и историко-политической грамотности студентов; 3) практикоориентированные технологии, нацеленные на достижение таких результатов обучения, которые обеспечивают качественное проектирование и осуществление процесса гражданско-правового образования младших школьников в различных формах досуга. Научная новизна: в статье впервые раскрыты процессуальные аспекты подготовки будущих педагогов к гражданско-правовому воспитанию младших школьников в условиях досуговой деятельности. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях совершенствования высшего педагогического образования.
Ключевые слова: подготовка студентов к гражданско-правовому воспитанию младших школьников, формы, методы и технологии подготовки студентов, досуговая деятельность
PREPARATION OF STUDENTS FOR CIVIL-LEGAL EDUCATION OF YOUNG SCHOOLCHILDREN IN LEISURE ACTIVITIES
© 2018
Zemlyachenko Lyudmila Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the departament of pedagogy of preschool and primary education Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev (430007, Russia, Saransk, Studencheskaya street, 11 a, e-mail: Milazemlyachenko@yandex.ru)
Abstract. Objective: to disclose the procedural aspects of the preparation of students studying in the field of preparation. Pedagogical education profile Primary education, for civil-law education of junior schoolchildren in leisure activities. Methods: theoretical analysis of research on the problem, experimental methods. Results: the procedural component of training future teachers for civil-law education in leisure activities includes theoretical and practical components. Theoretical training assumes the development of the value and psychological and pedagogical foundations of civil-legal education; mastering the knowledge of the essence and structure of leisure activities; modern approaches to the classification of species and forms of leisure, technology design and organization of leisure activities; modern technologies for monitoring and evaluating the effectiveness of civil-law education and leisure activities in primary school. Practical component of training includes: mastering the skills of designing, organizing, managing and analyzing forms and methods of leisure activities in the field of civil-law education, the use of diagnostic tools to study value orientations, the interests of students; skills in developing plans, programs and scenarios for recreational activities; the application of methods to stimulate the participation of children in socially significant activities within leisure, the organization of interaction between participants in the educational process in creative activities; development of organizational, communicative abilities and artistry, which, on the whole, determined the choice of forms and methods of preparing students. Among them: 1) technologies aimed at improving the citizenship and civil identity, intercultural sensitivity, ethno-cultural tolerance of future teachers; 2) technologies aimed at improving the level of civil law and historical and political literacy of students; 3) Practical-oriented technologies aimed at achieving such results, which ensure the qualitative design and implementation of the process of civil-law education of junior schoolchildren in various forms of leisure. Scientific novelty: in the article the procedural aspects of the preparation of future teachers for the civil-law education of junior schoolchildren in the conditions of leisure activities are disclosed for the first time. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activity when considering questions about the essence and tendencies of improving higher pedagogical education.
Keywords: preparation of students for civil-law education of junior schoolchildren, forms, methods and technologies of students' preparation, leisure activities.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Согласно нормативным документам (ФГОС НОО, Профессиональный стандарт педагога, Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года), одним из важнейших направлений работы учителя начальных классов
является гражданско-правовое воспитание, которое обеспечивают появление в структуре личности усвоенного и принимаемого образа себя как гражданина и субъекта общественных отношений и права, выполняет роль естественного барьера в процессе приобретения правового опыта и опыта гражданского взаимодействия, является
педагогические науки
Земляченко Людмила Викторовна ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ...
залогом успешности вхождения личности в социум.
Младший школьный возраст является весьма значимым в освоении гражданских и правовых ценностей. Именно в этот период активно формируются установки и позиция личности, происходит понимание ребенком российских законов, осваиваются нормативные общественные требования в единстве с нормативно-правовыми основами жизнедеятельности различных социальных и этнических групп, обогащается опыт взаимодействия с различными культурами в полиэтнической среде, возрастает влияние общественных факторов на формирование гражданской идентичности личности в процессе овладения системой социальных и правовых ролей, что приводит к необходимости обновления целей, содержания и технологий воспитания личности гражданина в условиях образовательных организаций и соответственно, совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов в данной сфере.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Теоретические и практические аспекты рассматриваемого вопроса представлены в трудах Д. Н. Дементьева [1], Л. Б. Самойловой [2], Т. М. Толкачевой [3], Т. М. Масловой [4], О. П. Песоцкой [5], Н. М. Шибановой [6]. Ряд работ (А. В. Рыбаков, Г. Я. Гревцева и др.) посвящен выявлению специфики использования различных средств в подготовке будущих педагогов к гражданскому и патриотическому воспитанию [7-14].
Рассмотрена специфика формирования готовности учителей к правовому образованию и воспитанию школьников (Е. В. Ильенко [15], В. П. Федяшин [16] и др.). Несмотря на изученность ряда теоретических и практических аспектов вопроса, недостаточно внимания уделено подготовке будущих учителей к гражданско-правовому воспитанию младших школьников в различных видах деятельности, в частности, досуговой деятельности как взаимодействия педагога и воспитанников, направленных на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира
[17]; как средства реализации внутренних резервов и сил человека и оптимизации социально-культурной среды
[18] через познание, преобразование и оценку материальной культуры, общественных отношений и окружающей действительности, через самореализацию в различных видах деятельности [19]. Сущностная характеристика досуговой деятельности позволяет рассматривать ее как благоприятную среду для становления личности гражданина общества.
Приходится констатировать, что будущие педагоги испытывают трудности при проектировании и организации работы по гражданско-правовому воспитанию младших школьников, которое требует профессиональных умений выбора содержания, форм, методов на основе диагностики ценностей, интересов, потребностей, мотивов и индивидуального опыта участия ребенка в различных видах деятельности; в недостаточной степени используют потенциал вариативных видов и форм досуга по решению задач гражданско-правового воспитания либо не учитывают специфические черты педагогически организованного досуга (самоценность, мотивированность, творческий характер, добровольность участия, взаимодействия и общения, единство рекреации и познания, удовлетворение интересов ребенка в единстве с социальной значимостью) [20; 21].
Формирование целей статьи. Вышесказанное приводит к необходимости поиска эффективных путей совершенствования подготовки студентов к гражданско-правовому воспитанию младших школьников в досуговой деятельности. Подготовка будущих педагогов в данной сфере понимается как целенаправленный процесс, представляющий собой единство ценностно-мотивационно-го, содержательного и процессуального компонентов,
обеспечивающих готовность студентов к гражданско-правовому воспитанию обучающихся в досуговой деятельности. В рамках данной статьи рассмотрим процессуальный компонент данной подготовки, включающий в себя теоретическую и практическую составляющие [22].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Теоретическая составляющая предполагает освоение ценностных и психолого-педагогических основ в сфере гражданско-правового воспитания; овладение знаниями сущности и структуры досуговой деятельности, современных подходов к классификации видов и форм досуга, технологий проектирования и организации досуговой деятельности, современных технологий контроля и оценивания эффективности гражданско-правового воспитания и досуговой деятельности в начальной школе. Указанная составляющая процессуального компонента подготовки реализуется в ходе изучения дисциплин учебного плана: «История», «Правоведение», «Педагогика», «Методика обучения и воспитания младших школьников», «Поликультурное образование младших школьников», «Технологии досуговой деятельности», позволяющих сформировать отдельные компоненты готовности будущего педагога к гражданско-правовому воспитанию младших школьников. Системообразующими являются дисциплины вариативной части учебного плана «Гражданско-правовое воспитание младших школьников» и «Формирование основ гражданской идентичности младших школьников», обеспечивающие интеграцию всех необходимых элементов содержания подготовки будущих учителей к гражданско-правовому воспитанию обучающихся, в том числе, в условиях досуговой деятельности.
Практическая составляющая подготовки включает: овладение умениями проектирования, организации, управления и анализа форм и методов досуговой деятельности в области гражданско-правового воспитания; применения диагностического инструментария по изучению ценностных ориентаций, интересов обучающихся; навыками разработки планов, программ и сценария мероприятия досуговой деятельности; применения методов стимулирования участия детей в общественно значимой деятельности в рамках досуга, организации взаимодействия участников образовательного процесса в творческих видах деятельности; развитие организаторских, коммуникативных способностей и артистизма, что в целом обусловило выбор форм и методов подготовки студентов.
Системно-деятельностный подход нацелил на использование методов и форм, технологий, предполагающих включение студентов в учебную, проектно-ис-следовательскую, воспитательную, волонтерскую, во-жатскую деятельность, ориентированную на достижение общей цели - формирование готовности педагога к гражданско-правовому воспитанию младших школьников. Требования компетентностного и личностно-ориентированного подходов обусловили расширение практики использования личностно-ориентированных и практикоориентированных технологий, учитывающих индивидуально-психологические особенности, профессионально-личностные ценности, уровень компетентности студентов и нацеленных на актуализацию профессионально-личностного потенциала будущего педагога, активизацию субъектной позиции и овладение компетенциями в области гражданско-правового воспитания подрастающего поколения и организации досуговой деятельности в начальной школе.
Особое внимание уделяется реализации аксиологического подхода через стимулирование патриотических чувств, эмоционально-положительного отношения к истории России, гражданским и правовым ценностям, создание условий для формирования эмоциональной восприимчивости информации, связанной с событиями в стране, проявлений этнокультурной толерантности,
Zemlyanchenko Lyudmila Viktorovna PREPARATION OF STUDENTS ...
pedagogical sciences
обеспечение социокультурной адаптации студентов и межкультурной сензитивности.
При выборе форм и методов работы во внимание принималась также структура формируемой гражданско-правовой культуры личности младшего школьника: когнитивный компонент (знания о своей гражданской принадлежности, стране, истории, государственно-политическом и правовом устройстве, правах и обязанностях гражданина, ученика, семьянина); эмоционально-ценностный компонент (наличие патриотических чувств, интерес и ценностное отношение к истории и культуре страны, уважительное отношение к человеку, его правам и свободам, законам) и деятельностный компонент (сформированность основ гражданской позиции и идентичности, правопослушного поведения, желание и готовность участвовать в общественной жизни образовательной организации, города, страны, самостоятельность в выборе решений, ответственность за принятые решения, действия и их последствия).
Важным фактором выступили полифункциональность и вариативность форм досуговой деятельности в начальной школе.
Таким образом, в практике подготовки будущих учителей начальных классов используется комплекс технологий и форм работы, в числе которых:
- технологии, целью которых является совершенствование гражданской позиции и гражданской идентичности, межкультурной сензитивности, этнокультурной толерантности будущих учителей;
- технологии, направленные на совершенствование уровня гражданско-правовой и историко-политической грамотности студентов;
- практикоориентированные технологии, нацеленные на достижение таких результатов, которые обеспечивают качественное проектирование и осуществление процесса гражданско-правового образования младших школьников в условиях различных форм досуга.
Наибольшую эффективность показало применение технологий исследовательской и экспериментальной деятельности, максимально погружающих студентов в ситуации профессиональной деятельности.
На основе изучения нормативных документов, регламентирующих соблюдение прав и обязанностей участников образовательного процесса в условиях образовательной организации, организацию досуговой и внеурочной деятельности, работу системы дополнительного образования, предложено создание локальных нормативных актов (Кодекс класса, Положение о детском самоуправлении, Положение о клубе юных правоведов, Регламент работы кружка, Положение о детской службе примирения, Положение о школьном лагере дневного пребывания и пр.). В целях формирования умений учебно-методического и организационно-методического оснащения досуговой деятельности по гражданско-правовому воспитанию студентами осуществлялась разработка планов воспитательной работы для начальной школы (класса), авторских программ внеурочной деятельности, сценариев различных форм досуговой деятельности и event-карт массовых мероприятий гражданско-правовой направленности и пр.
Параллельно велась работа по проектированию и апробации технологий гражданско-правового воспитания младших школьников, которая предполагала разработку и реализацию в ходе практических занятий и педагогической практики алгоритмов подготовки и проведения различных форм досуговой деятельности гражданско-правовой направленности (виртуальная и очная экскурсия, квест-поиск, внеурочное занятие, викторина, праздник, военно-патриотическая игра, заседание клуба и др.). Отрабатывались умения планирования и проведения мониторинга эффективности гражданско-правового воспитания через разработку критериальной базы, диагностических программ и диагностического инструментария для изучения уровня гражданско-правовой
культуры обучающихся, анализа эффективности работы педагога по направлению.
Особое место в практике работы занимали технологии моделирования и проектирования элементов образовательной среды начальной школы, итогом применения которых стали разработки проектов школьного и классного музея, уголка «Права и обязанности школьника», тематической выставки и пр.; модели социального партнерства и взаимодействия с участниками образовательного процесса по гражданско-правовому воспитанию младших школьников.
Совершенствованию готовности будущих педагогов к гражданско-правовому воспитанию младших школьников в условиях досуга способствовала исследовательская деятельность, предусматривающая использование технологии «погружения в историческую эпоху» [23], в этническую культуру конкретной страны, региона, детальное изучение специфики государственного устройства, общественного и культурного развития России в конкретный период. Результатами деятельности стали подготовка мультимедийных и видеоальбомов «История создания государственной символики в России», «Развитие кораблестроения в России», «Военная архитектура периода правления Петра I», «Реформы образования и культуры периода Екатерины II», «Жанры театрального искусства в период правления Александра II» и др.; презентация страны проживания студентами-мигрантами «Мой Туркменистан». Практическая значимость подобной работы заключалась также в адаптировании разработанного материала к детской аудитории.
Значительное место в рамках курса по выбору «Формирование основ гражданской идентичности младших школьников» занимала краеведческая деятельность, нацеленная на изучение культуры республики Мордовия, результатами которой стали подготовка и проведение мультимедийных и виртуальных экскурсий «Путешествие по Мордовии», городам и музеям республики.
Эффективность работы педагога во многом зависит от наличия качественных средств обучения и воспитания, в связи с чем студентами велась разработка средств гражданско-правового воспитания младших школьников. В частности, созданы авторские дидактические и настоль-но-печатные игры «Город Рузаевка: история и современность», «Знаменитые люди Мордовии», «Народный костюм», мультимедийные альбомы «Народы Мордовии», «Народы Поволжья», авторские тестовые задания для проверки сформированности планируемых результатов в области гражданско-правового воспитания по темам «Государственная символика», «Законы и правила», «Права сказочных героев»; созданы скрап-наборы педагога-организатора и детского аниматора для проведения игровых программ и конкурсов военно-патриотической тематики, включающие в себя сценарий, описание конкурсов, заданий и игр, подбор музыкальных треков и слайдов мультимедийной презентации, варианты костюмов ведущих и участников, раздаточный материал и пр.
Отработке умений по изучению уровня гражданско-правовой культуры младших школьников содействовало проведение пилотных исследований в условиях студенческой группы и в процессе педагогической практики, изучение и анализ передового опыта гражданско-правового воспитания в образовательных организациях Республики Мордовия с презентацией результатов проведенного исследования.
Выполнение предложенных заданий и апробация большинства разработок в условиях учебной группы позволили создать каждому студенту профессионально-методический портфель, необходимый для прохождения педагогической практики и дальнейшей профессиональной деятельности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Внедрение в практику работы практикоориентированных технологий подго-
педагогические науки
Земляченко Людмила Викторовна ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ...
товки студентов позволило существенно углубить их теоретические знания в области гражданско-правового воспитания младших школьников, обеспечило отработку компетенций в области проектирования, организации и оценки эффективности различных технологий досу-говой деятельности гражданско-правовой направленности. Перспективными направлениями в рамках данной темы является разработка сущностной и содержательной характеристики понятия готовность студентов к гражданско-правовому воспитанию младших школьников в досуговой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дементьев Д. Н. Формирование готовности будущих учителей к гражданскому воспитанию школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.08) / Дементьев Дмитрий Николаевич. Калуга, 2004. 20 с.
2. Самойлова Л. Б. Формирование компетентности будущего учителя в воспитании гражданского самосознания младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.01) / Самойлова Лариса Борисовна. Красноярск, 2005. 22 с.
3. Толкачева Т. М. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.08) / Толкачева Тамара Михайловна. Оренбург, 2009. 23 с.
4. Маслова Т. М. О готовности педагогов к патриотическому воспитанию школьников // Вестник ДВГСГА. Серия 1. Гуманитарные науки. 2009. № 1(2). С. 70-74.
5. Песоцкая О. П. Эффективность подготовки будущего учителя к гражданскому воспитанию старшеклассников : автореф. дис. ... канд. пед. наук (19.00.03) / Песоцкая Ольга Петровна. М., 1994. 23 с.
6. Шибанова Н. М. Подготовка будущего учителя к гражданско-правовому воспитанию младших школьников: дис. ... канд. пед. наук (13.00.01) / Шибанова Наталья Михайловна. Чита, 2004. 226 с.
7. Рыбаков А. В. Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведческой работы: дис. ... канд. пед. наук (13.00.08) / Рыбаков Андрей Витальевич. Йошкар-Ола, 2014. 186 с.
8. Гревцева Г. Я. Педагогические средства подготовки студентов к деятельности по гражданскому воспитанию // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2014. - Т. 20. - С. 4111-4115. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/55087. htm. (Дата обращения: 17.06.2018).
9. Павлова О.А. Общекультурная компетентность как основа формирования патриотического сознания студентов-бакалавров // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 22-26.
10. Саратовцева Н.В., Королева А.А. Единство трудового и патриотического воспитания современной молодежи // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 144-147.
11. Гусейнова Э.Р.Г. Активная гражданская позиция старшеклассников: социально-педагогические основы // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 195-197.
12. Александрова Е.А., Суменков И.А. Сопровождение куратором гражданско-патриотического воспитания студентов в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 235-238.
13. Лыкова Т.Р. Программа формирования патриотической позиции у бакалавров туризма в процессе изучения курса «Краеведение» // XXl век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 105-111.
14. Островский С.Н. Конструктивистский подход как методология формирования патриотического сознания и ценностной картины мира у военнослужащих // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 363-366.
15. Ильенко Е. В. Готовность будущего учителя к развитию правовой культуры младшего школьника в
системе профессиональной подготовки специалиста // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 13. С. 257268.
16. Федяшин В. П. Теория и практика формирования правовой культуры педагога. Уфа: БашГУ, 2002. - 185 с.
17. Дашковская О. Д. Организация досуговой деятельности: текст лекций. Яросл. гос. ун-т. Ярославль: ЯрГУ, 2009.
18. Суртаев В. Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга. Ростов н/Д, 1997.
19. Грушецкая И. Н. Социально-педагогическая характеристика досуговой деятельности учащихся [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://superinf.ru/ view_helpstud.php?id=931 (Дата обращения 16.06.2018)
20. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга: учебник. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. 240 с.
21. Шульга И. И. Педагогическая анимация - социально-профессиональный феномен современности // Идеи и идеалы. 2011. № 4(10). Т. 2. С. 109-114.
22. Горшенина С. Н., Маринкина Н. А. Подготовка бакалавров педагогического образования к реализации современных педагогических технологий // Гуманитарные науки и образование. 2017. № (29). С. 95-98.
23. Земляченко Л. В., Милешина Н. А. Специфика организации образовательного отдыха детей в условиях летнего лагеря / // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 4 (32). С. 113-121.
Работа проводилась в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева») по теме «Формирование готовности бакалавров педагогического образования к проектированию и организации досуговой деятельности в образовательных организациях».
Статья поступила в редакцию 11.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018