М.Б.Зацепина
— доктор педагогических наук, профессор, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена обоснованию необходимости организации культурно-досуговой деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении.
The article is devoted to the arguments in support of the organization of culture and leisure activities of children in pre-school educational institution.
Кардинальное реформирование российского общества, процессы интернализации культурного пространства, начавшиеся с середины 80-х гг., не могли не повлиять на развитие российского социума, дошкольного и начального российского образования — самых первых ступеней в развитии детей. Из-за расширения социально-экономических связей между различными государствами и странами современного мира настал действенный период взаимного перераспределения и перетекания (момент десакрализации) общечеловеческих ценностей. В сложившихся условиях будущее Российской Федерации во многом зависит от воспитателя, гувернера, педагога, учителя начальной школы, обеспечивающих процесс развития и воспитания во всех типах и видах детских учебных заведений и учреждений дополнительного образования детей.
Актуальность данной проблемы, во-первых, обусловлена тем, что наблюдается рост агрессивного национализма и межэтнических конфликтов, а сложившаяся социальнокультурная ситуация объективно нуждается в новой парадигме, построенной не на угасании культурной составляющей развития наций и народностей, а на углубленном изучении культурологической составляющей и социальной регуляции использования свободного времени личности.
Во-вторых, в недавнем прошлом нашей страны в отечественной культурологии, особенно в культурологической и социально-педагогической практике, проблема духовной жизни подрастающего поколения была предоставлена в большей степени стихии, а национально-патриотическое и социокультурное воспитание преимущественно сводилось к прославлению отдельных эпизодов истории и некоторых направлений развития культуры. Существовала в реальности тенденция рассматривать воспитание и развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста, как не требующих социально-культурной опеки и регуляции.
В-третьих, актуальность определяется потребностью осмысления сложившейся новой социокультурной среды, образовавшейся в результате изменений, произошедших в общественных отношениях, нуклеаризации семьи, маргинализации личности, усложнения социальных механизмов передачи ценностей духовной культуры в широком понимании данного слова, а также по линии преемственности поколений.
В-четвертых, в сложившихся современных условиях трансформируются в негативную сторону традиции российского семейного уклада, разрушается сложившийся общинный (коллективный) уклад жизни людей, принижается значение культурно-исторического аспекта гражданского общества, ослабевает роль семьи в социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста. Значительное увеличение количества социальных сирот (сейчас их более 750 тысяч), в т.ч. при живых родителях, рост детской беспризорности и безнадзорности, проявление жестокости и насилия в неблагополучных семьях ведет к криминализации детского сознания и порождает резкие формы ассоциативного поведения
ребят, что вполне реально может привести к формированию «потерянного поколения», которое не будет полнокровно трудиться и жить.
У обследованных беспризорников в 23 субъектах страны выявлены следующие способы добывания средств на жизнь: попрошайничество, подработка, воровство, проституция, в том числе и гомосексуальная; помощь сутенерам, торговля наркотиками, съемки в порнофильмах. Проституцией беспризорные начинают заниматься активно с 15 лет, а многие с 12 лет. Не умеют читать и писать 7,9%; 45,2% читают и пишут «ниже среднего». В общении обходятся несколькими десятками слов. Многие из опрошенных подростков (не только беспризорных) хотят стать ворами в законе, заняться криминальным делом, зарабатывать много денег, богато жить, иметь дорогие вещи. Для достижения этих целей у молодежи появляется все больше пособников: американские теле- и кинобоевики, книги про воровскую малину, красивую любовь и жизнь. Красочные пособия по овладению пистолетами, пулеметами, карабинами, холодным оружием обильно представлены на книжных развалах.
Нашествие «массовой культуры» Запада рассчитано на разрушение нравственных устоев русского и других коренных народов России, подрыв духовных основ личности, растление русской души — совестливой, исповедальной, сострадающей, бунтующей от несправедливости, борющейся за общее счастье. За годы реформ была развалена система «октябрята-пионеры-комсомольцы». Фактически полностью распущены детские трудовые и спортивные лагеря, клубы и школы ДОСААФ, разрушены аэроклубы и т.д. Переход образования из сферы государственного управления в частную сферу усугубил это положение. В образовательных учреждениях перестала существовать педагогическая организационно-воспитательная общность детского коллектива. Здесь уместно процитировать В. О.Ключевского: «Не столь страшно материальное разорение, сколь разорение нравственное» [1, с. 49]. В этих условиях молодое поколение страны оказалось в беспрецедентном положении. Молодежь стала менее управляема, «размылись» навыки самоорганизации, коллективных взаимодействий. Она вынуждена приобретать путем проб и ошибок жизненный опыт, которым не обладали взрослые — опыт деятельности в обществе свободного предпринимательства.
Социальные и нравственные позиции молодого поколения, включающего дошкольников и младших школьников, формируются в условиях глубоких экономических и политический трансформаций. Имущественное расслоение населения с одной стороны, и активизация молодежи во многих сферах общественной жизни — с другой, ведут к проектированию будущего молодого поколения в двух крайних плоскостях: молодежь — поколение без перспективы или молодежь — потенциал всестороннего развития России. Распространение дестабилизирующих общество форм проведения культурного досуга, изложенных выше, приводит к необходимости переосмысления досуга в контексте образования и образованности как компонентов культуры.
Одним из существенных ресурсов оптимизации социально-культурной адаптации дошкольников и младших школьников к новым для них реалиям жизни и культурным ценностям в процессе образования является культурно-досуговая деятельность, обладающая способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности ребенка. Это достигается за счет реализации креативно-образовательного потенциала культурной деятельности, синтеза учебного и внеучебного времени, претворения на практике семейного досуга, когда деятельность образовательно-воспитательной системы, выполняющей преимущественно функции социализации, функционально и содержательно дополняется культурно-досуговой деятельностью, более успешно обеспечивающей самореализацию личности.
Поэтому важной задачей педагогов, воспитателей и учителей является воспитание культурного, духовно-творческого человека, преданного своей Родине и народу России, дея-
тельность, личный пример и поступки которого способствуют сохранению и развитию культуры в доме, населенном пункте, регионе, стране. Острая потребность в формировании организации, нацеленной на культурно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, привела к образованию молодежных организаций, новых по содержанию и формам работы. В настоящее время осуществляют свою деятельность различные экологические и «зеленые» движения, движения геологов, юных туристов, пионеров, юных казачат, кадетов и др. Наибольшую активность при возрождении молодежного движения проявили скауты. В этом отношении они более всего соответствуют сегодняшним потребностям, т.к. имеют серьезную методическую базу. Рост числа общественных организаций молодежи показывает потребность в движении, объединяющем детей и подростков.
Для возрождения национальной гордости и чести, православной русской культуры и культурно-исторического аспекта формирования российского общества необходимо, чтобы в общественном мнении страны восторжествовали следующие ценности: мировоззрение, согласно которому смысл жизни не в погоне за удовольствиями, а в служении Богу, Родине, народу, семье; а самый почтенный и счастливый человек — не тот, кто обладает всеми мыслимыми богатствами, а тот, который живет ради других и готов не просто к разумному самоограничению, но и жертве, если она потребуется. Знание истории подсказывает, что это никакое не новое мировоззрение, оно всегда существовало на Руси в разных вариациях — и когда страна была царской, и когда она стала советской.
Сегодня особую важность приобретает поиск путей преодоления сложившейся ситуации в социально-культурной и эмоциональной сферах детской жизни. Одним из них является возрождение лучших традиций нашего народа, в том числе в организации культурного досуга, в новом подходе к решению данной проблемы в ДОУ и начальной школе, а также в интеграции всех видов детского творчества в самостоятельной деятельности детей.
Организация свободного времени главным образом определяется духовным и экономическим уровнями развития общества и семьи. Чем выше культура человека, чем выше его экономическое благосостояние, тем больше у него возможностей уделять внимание отдыху, самообразованию и творческой деятельности. Организация свободного времени в России — это культурная традиция, элемент культурного наследия, который не просто передается из поколения в поколение, но и сохраняется на протяжении длительного времени, в течение жизни не одного поколения. Многие традиции, привычные для нас, пришли из разных эпох. Например, отмечать весенний праздник Масленицы знаком еще со времени древних славян. Однако в последнее время значительное число общечеловеческих традиций практически забыто или потеряло свой смысл при организации досуга детей в семье. Поэтому перед современным обществом стоит большая и сложная задача — возрождение традиций прошедших столетий в использовании свободного времени дошкольников и младших школьников.
В основу нашей работы положен постулат о том, что досуг — это потенциально свободное время, являющееся величайшим достижением, завоеванием цивилизации, а дети — это наше будущее, и именно в точках сопряжения этих явлений кроются многочисленные и многогранные резервы, которые еще недостаточно используются в широкой практике.
Что же такое досуг? В научной и методической литературе это понятие имеет следующее определение: «Это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Она продиктована личными потребностями и интересами человека, а не вызвана внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью» [2, с. 3].
Не секрет, что по тому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный и духовный уровень, какое место в обществе он занимает, каков его доход. Кроме того, можно сказать и о том, какое у него воспитание, чем он увлекается
и какие у него интересы. Многое зависит от воспитания человека, культурных ценностей семьи, окружающей социокультурной среды, а следовательно, от того, что воспринял ребенок от окружающих его взрослых. Атмосферу отношений родителей и родственников, их уклад семейной жизни он перенесет практически полностью в свою семью, которую создаст, став взрослым. А значит, и проводить досуг, внеся в него новшества, будет так же. Как правило, большинство людей проводят свое свободное время так, как это делали их родители.
Не случайно еще в Древней Греции уделялось такое большое внимание организации праздников, театральных представлений, музыке, литературе, рисованию и т.д. В работах зарубежных педагогов прошлого Я.А.Коменского, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др. даются рекомендации, как нужно организовать деятельность ребенка, чтобы он раскрыл свои природные данные, приобщился к культуре своего народа, используя для этого свободное от занятий и труда время.
Особое значение придается организации свободного времени в научных трудах отечественных педагогов Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Т.И.Осокиной, Н.П.Сакулиной, Н.А.Ветлугиной и др. Их исследования свидетельствуют о том, что продуманная организация свободного времени имеет большое значение для целостного развития ребенка в процессе разнообразных занятий, выбранных самим дошкольником или младшим школьником. У детей закрепляются навыки, умения, полученные на занятиях, формируются интересы, развивается творчество.
Культура охватывает всю творческую созидательную деятельность человека, совокупность знаний, умений, навыков; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении — искусстве, так и включающий все, что создано руками человека. В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение ребенка дошкольного возраста в процесс освоения культуры, обладающей огромным потенциалом в преодолении духовно-нравственных и экологических проблем воспитания. Именно этот возрастной период является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к культуре своего народа, своей страны. Культурно-досуговая деятельность рассматривается нами как приоритетное направление освоения ребенком многонациональной культуры страны, ее содержание наиболее полно раскрывается в процессе развлечений, праздников, отдыха, самостоятельной творческой работы с художественными материалами, что обеспечивает детям возможность развивать культурные потребности и расширять знания о видах искусства. В итоге это приводит к формированию основ начальной художественной компетентности ребенка дошкольного возраста.
В ходе культурно-досуговой деятельности удовлетворяется детская потребность в общении. Через общение ребенок вступает в отношения с окружающим миром, со сверстниками, получает информацию, перерабатывает ее и использует в своей деятельности. В результате этого воспитываются любознательность, человеколюбие, сострадание и другие нравственные волевые качества, а также происходит освоение языка и культуры речи.
Познавательная деятельность у детей направлена на овладение окружающим миром в повседневной жизни и на занятиях. Одним из основных путей совершенствования культуры познавательной деятельности является реализация педагогом личностно ориентированного подхода к процессу обучения и познания ребенком мира культуры через досуговую деятельность. В результате ребенок овладевает совокупностью знаний, умений и навыков в области культуры и различных наук, что подтверждает необходимость постоянного формирования познавательного компонента художественной компетентности.
Нравственность как базовое основание культуры является одним из самых важных и существенных факторов общественной жизни. При этом ее специфика заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями других людей, интересами всего общества в це-
лом. Нравственность — это ценностная основа культуры, направляющая детскую активность на познание рационального общения, норм, поступков и объективное отношение к окружающему миру. Содержательная сторона культурно-досуговой деятельности может выступать средством формирования нравственного компонента художественной компетентности ребенка.
Составляющей формирования духовных и творческих способностей ребенка является художественно-эстетическая деятельность, которая реализуется по выбору ребенка в разных видах культурно-досуговой деятельности. В силу этого у дошкольника происходит формирование художественно-эстетической культуры. Вышеизложенное доказывает необходимость формирования эстетического компонента художественной компетентности.
Культурно-досуговая деятельность имеет в ДОУ следующие виды: отдых — самостоятельные занятия физическими упражнениями, работа на территории детского сада, спортивный отдых, игры со снегом, песком, водой, прогулки детей, непринужденные беседы со взрослым, игровая деятельность, просмотр иллюстраций в книжном уголке, прослушивание по желанию ребенка различных произведения, чтение книг, просмотр фильмов и передач по ТВ; созерцание — природы, атмосферных явлений, звезд, планет Солнечной системы, растительного и животного миров, произведений искусства разных видов; развлечения — концерты, народные игры, познавательные вечера, спортивные, театрализованные представления, забавы; праздники — международные, государственно-гражданские, народные, фольклорные, православные, бытовые, семейные и специально организуемые; самообразование — игры, коллекционирование, хобби, экспериментирование, самостоятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность, познавательные беседы, экскурсии, посещения; творчество — в разных видах культурно-досуговой деятельности в ДОУ, семье, кружках и студиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. М., 1987. Т. 2.
2. Культура досуга / Под ред. В.М.Пича, И.В .Бестужева-Лады. Киев, 1990.