Научная статья на тему 'Учет мотивационной и когнитивной составляющих в служебно-боевой подготовке будущих офицеров технического профиля'

Учет мотивационной и когнитивной составляющих в служебно-боевой подготовке будущих офицеров технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучеренко Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет мотивационной и когнитивной составляющих в служебно-боевой подготовке будущих офицеров технического профиля»

качество образования.

Список использованной литературы

1. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. Моногр. / К.Г. Кречетников -М.: Изд-во «Госкоорцентр», 2002. - 296 с.

УЧЕТ МОТИВАЦИОННОЙ И КОГНИТИВНОЙ

СОСТАВЛЯЮЩИХ В СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Н.С. Кучеренко, ассистент Украинская инженерно-педагогическая академия, г. Харьков

Современные орудия и средства труда, изменения в технике и технологиях требуют подготовки такого офицера технического профиля, который может включаться в служебно-боевую деятельность без дополнительной профессиональной подготовки, с сокращенным периодом адаптации, способного эффективно выполнять профессиональные функции в течение многих лет

В процессе освоения профессии и особенно выполнении профессиональной деятельности происходят структурные изменения и в структуре самой деятельности и личности специалиста. Разнообразные подходы к психологическому обеспечению профессиональной подготовки будущих офицеров технического профиля обусловлены сложностью психологической структуры их профессиональной деятельности. На основании проведенного анализа рассматриваемой проблемы можно говорить, что психологическая подготовка к деятельности в особенных условиях выражает совокупность интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых сторон психики специалиста в их соотношении с внешними условиями и решаемыми задачами. Следовательно, психологическое обеспечение их служебно-боевой подготовки имеет большое прикладное значение. Широкое осмысление эта проблема получила в работах В.А. Бодрова, Б.Ф. Ломова, А.В. Карпова, О.О. Назарова, И.И. Приходько, Л.А. Перелыгиной, В.П. Садкового, А.В. Тимченко, В.Д. Шадрикова и других.

Одним из важных показателей готовности специалиста к профессиональной деятельности есть уровень развития ее мотивационной сферы. При изучении данного компонента необходимо выходить с того, что мотивация является связующим звеном между учебно-профессиональной и практически профессиональной деятельностью. Она влияет как на выбор профессии, таки успеваемость, определяет особенности взаимодействия

личности в профессиональном коллективе. Влияние характеристик мотивации отражается зачастую не в типичных ситуациях и условиях, когда основным требованием является соблюдение инструкции выполнения привычного алгоритма действий, а в особом или экстремальном режиме, в нештатных ситуациях, под влиянием необходимости достижения наиболее значимых целей и, следовательно, мобилизации для этого физиологических и психических резервов. Характер профессиональной мотивации будущих офицеров технического профиля заключается в особенностях содержания, структуры и проявления мотивационных компонентов (мотивов, целей деятельности, способов и условий их достижения) и обусловлен разнообразием задач и экстремальными условиями их реализации. Взаимосвязь между общетрудовой и профессиональной мотивацией проявляется в их соотношении в процессе становления специалиста.

Мотивы деятельности будущих офицеров технического профиля зависят

от:

- особенностей служебных задач.

- объективных ситуаций деятельности.

- индивидуально-психологических особенностей личности.

- характера отношений, установившихся в подразделении.

- значимости решаемых задач.

Деятельность офицера технического профиля, осуществляется в широком спектре ситуаций и характеризуется таким режимом работы, в котором есть недостаток информации, времени, неопределенность развития ситуации. В качестве характеристики роли мотивации в обеспечении эффективности и надежности деятельности в экстремальных условиях может служить анализ ошибочных действий, допускаемых специалистами по разным мотивационным причинам. Следовательно, исходя из выше сказанного, можно говорить о том, что формирование мотивационной сферы является одним из важнейших направлений процесса профессионального обучения будущих офицеров технического профиля.

Будущий офицер технического профиля должен уметь определить наиболее рациональные способы роботы с техникой, оборудованием, оснасткой, инструментом, т.е. решить соответствующие технические задачи, самостоятельно принять решение о необходимой последовательности изготовления детали. Решение технической задачи связанно с использованием различной документации: чертежей, схем, справочников и т.д., ее основным содержанием является оперирование пространственным образом. Усложнение профессиональной сферы, техники и технологий предъявляет все более высокие требования к умственной деятельности, будущих офицеров технического профиля, поэтому процесс профессиональной подготовки должен включать развитие их интеллектуальных возможностей, формирования технического и технологического мышления. Необходимо научить курсантов применять полученные знания и умения при решении технических и

технологических заданий, которые возникают в реальной профессиональной деятельности, потому что в ходе их решения формируются необходимые качества технического и технологического мышления. В процессе обучения у курсантов должно формироваться мышление, связанное с операциональной стороной деятельности, умениями и навыками в разработке последовательности изготовления деталей, чтении чертежей, схем, рациональном использовании оборудования. Развитие мышления находится в прямой зависимости от организации профессионального обучения, следовательно, необходимо ее осуществлять таким образом, чтобы была возможность целенаправленного формирования необходимого уровня развития интеллекта будущих офицеров технического профиля

Список использованной литературы

1. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы / В.А. Бодров. - М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2006. - 623 с.

2. Бочарова С.П. Профессионализм и лидерство / А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская. - Харьков: Из-во «Титул», 2006. - 578 с.

3. Карпов А.В. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. проф. А.В. Карпова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.

4. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - Воронеж: Издательство Модэк, 1996. - 243 с.

5. Основи психолопчного забезпечення дiяльностi МНС:Шдручник /За заг. ред. проф. О.В. ^мченка. - Харюв: Вид-во УЦЗУ, 2009. - 217 с.

УЧЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПАСАТЕЛЕЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

С.М. Кучеренко, доцент, к.п.н.

Национальный университет гражданской защиты Украины,

г.Харьков

Напряжение, вызванное осуществлением профессиональной деятельности спасателями в особых и экстремальных условиях, может вызвать значительные изменения их эмоционального состояния, что в свою очередь снижает эффективность выполнения служебно-боевой деятельности. Способность быть готовым к быстрым, и самое главное, оптимальным действиям в данных ситуациях является одним из условий адаптации спасателя к сложным условиям труда. Его психологическое состояние будет устойчивым, если

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.