М.П. Могедонович, И.Б. Темкин. - Ижевск, 1975. - 115 с.
6. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1982 - 125 с.
7. Судаков К.В. Эмоциональный стресс: теоретические и клинические аспекты. - Волгоград, 1997. - 168 с.
8. Судаков К.В., Юматов Е.А. Системные механизмы эмоционального стресса // Механизм развития стресса. - Кишинев, 1987. - С. 52-79.
9. Фомин Н.А. Психофизиология самопознания. - М.: издательство «Теория и практика ФК», 2001. - 388 с.
10. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье. - М.: «Вопросы психологии», 1999, №2 - С. 61-74.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
К.Г. Кречетников, профессор, д.п.н., профессор Дальневосточная пожарно-спасательная академия, г. Владивосток
Информатизация образования - объективный и поэтому неизбежный процесс. Как и любая инновация, применение информационных технологий (ИТ) в учебном процессе, в частности при подготовке специалистов для ГПС МЧС России, имеет не только достоинства, но и неизбежные недостатки.
Существует целый ряд проблем, обусловленных применением ИТ в учебном процессе [1]:
- деятельность обучающихся приобретает монотонность;
- сложность представления объёмной, целостной взаимосвязанной информации на маленьком экране; возникают трудности в освоении и оперировании понятиями высокого уровня абстракции;
- диалог «человек - машина» остается относительно скудным, примитивным;
- сужается поле творческой деятельности и активности обучающихся;
- лавинообразный поток информации при использовании ИТ обескураживает человека;
- происходит излишняя алгоритмизация мыслительной деятельности; усиление логического мышления приводит к подавлению интуитивного начала;
- изоляция обучающихся друг от друга, отсутствие межличностного общения; опасность снижения социализации человека;
- компьютер на занятии не дает возможности развить графическую, письменную культуру обучающихся, навыки работы с терминами, навыки устной речи;
- мотивация обучающихся к процессу работы на компьютере может быть чрезмерной и отвлекать от решения основной задачи;
- длительная работа на ЭВМ приводит к негативным
психофизиологическим последствиям.
Информатизация образования должна быть оптимальной (а не максимальной или минимальной) и применяться там, где без неё трудно обойтись.
Использование ИТ наиболее целесообразно, когда:
- требуется индивидуализировать образование (особенно в связи с разным уровнем подготовки обучающихся);
- ИТ включает материал, который нельзя принципиально показать ни на доске, ни на слайдах, ни на плакатах: модели, анимации, видеофрагменты, отражающие динамику описываемых процессов;
- необходимо выполнять многочисленные и однообразные упражнения и осуществлять оперативный контроль правильности их выполнения;
- осуществляется проверка уровня подготовленности по значительному объему учебного материала с помощью заданий, отличных по содержанию и порядку следования;
- необходимо обеспечить формирование навыков распределения внимания для многостороннего анализа разнородной информации, особенно при дефиците времени;
- нужен быстрый поиск информации в большом её массиве;
- реализовываются нетрадиционные методы обучения;
- обеспечивается повторение и обобщение полученных знаний;
- организовывается управляемая и контролируемая самостоятельная учебная деятельность;
- производится решение задач, требующих значительного объёма вычислений; требуется визуализация результатов вычислений, а также их статистическая обработка;
- содержание образования, научно устоявшееся, хорошо формализуемое, обильное фактами и рисунками, трудно осваиваемое и «нелюбимое» либо наоборот - лёгкое, предполагающее небольшие познавательные усилия;
- производится закрепление освоенных понятий путем «виртуального погружения» обучающегося в среду его профессиональной деятельности;
- применяются игровые методы обучения;
- производится сбор и обработка статистической информации о ходе и результатах образовательного процесса.
Применение ИТ в первую очередь необходимо там, где оно дает возможность повысить информативность, наглядность, привлекательность учебного материала, обеспечивает формирование системного образа осваиваемого понятия, целостного, законченного представления о нём.
Наибольшая степень наглядности обеспечивается применением компьютерного (динамического и имитационного) моделирования процессов и явлений. Модель, в отличие от реального процесса или его видеокопии, позволяет обучающемуся сконцентрировать внимание на главных
характеристиках процесса, поместить себя как бы «внутрь» системы.
Использование ИТ нежелательно, когда:
- необходимо выдавать на экран текстовый фрагмент значительного объема;
- учебный материал плохо структурируется и в нем сложно выделить логические взаимосвязи;
- требуется предоставить объекты, механизмы, схемы, процессы, которые не могут целиком разместиться на экране монитора, а их дробление ведет к ухудшению восприятия осваиваемого раздела;
- требуется значительно изменять общепринятую нотацию отображения учебного материала;
- необходимо высокоэмоциональное восприятие материала, которое обеспечивается только «живым» общением с преподавателем.
Использование ИТ может не дать ощутимых преимуществ и в том случае, если образовательная среда насыщена другими техническими средствами обучения, моделями, тренажерами, наглядными пособиями и т.п.
Использование информационных технологий изменяет характер, место и методы совместной деятельности педагогов и обучающихся, а также соотношение дидактических функций в системе «преподаватель -информационные технологии». Кроме того, возможно усложнение программ и методик преподавания различных дисциплин и видоизменение методов и форм проведения занятий. Таким образом, можно утверждать, что в процессе информатизации складывается новая модель обучения: «преподаватель -посредник (информационные технологии) - обучающийся».
Главная отличительная черта использования ИТ - перераспределение потоков информации на занятии. Диалог преподавателя с обучающимся опосредован ИТ, которые выступают в роли третьего компонента образования, индивидуального для каждого обучающегося. Причем обучающийся превращается тем самым в активного участника образовательного процесса. Активная деятельность обучающегося на занятии приводит к значительному повышению его мотивации, стимулирует его активную поисковую познавательную деятельность.
Анализ практики обучения с использованием ИТ показывает, что преподаватели вынуждены постоянно повышать свое методическое мастерство, свой уровень подготовки.
Таким образом, ИТ - объективный фактор, порождающий потребность в изменении привычных способов деятельности преподавателя и обучающихся, вызывая перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на активную познавательную деятельность обучающихся на основе самодетерминации, саморазвития, стремления к самореализации.
При научно-обоснованном рациональном применении ИТ выступают не в качестве не вспомогательного средства, а становятся важнейшей составляющей образовательного процесса, расширяя возможности преподавателя и повышая
качество образования.
Список использованной литературы
1. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. Моногр. / К.Г. Кречетников -М.: Изд-во «Госкоорцентр», 2002. - 296 с.
УЧЕТ МОТИВАЦИОННОЙ И КОГНИТИВНОЙ
СОСТАВЛЯЮЩИХ В СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Н.С. Кучеренко, ассистент Украинская инженерно-педагогическая академия, г. Харьков
Современные орудия и средства труда, изменения в технике и технологиях требуют подготовки такого офицера технического профиля, который может включаться в служебно-боевую деятельность без дополнительной профессиональной подготовки, с сокращенным периодом адаптации, способного эффективно выполнять профессиональные функции в течение многих лет
В процессе освоения профессии и особенно выполнении профессиональной деятельности происходят структурные изменения и в структуре самой деятельности и личности специалиста. Разнообразные подходы к психологическому обеспечению профессиональной подготовки будущих офицеров технического профиля обусловлены сложностью психологической структуры их профессиональной деятельности. На основании проведенного анализа рассматриваемой проблемы можно говорить, что психологическая подготовка к деятельности в особенных условиях выражает совокупность интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых сторон психики специалиста в их соотношении с внешними условиями и решаемыми задачами. Следовательно, психологическое обеспечение их служебно-боевой подготовки имеет большое прикладное значение. Широкое осмысление эта проблема получила в работах В.А. Бодрова, Б.Ф. Ломова, А.В. Карпова, О.О. Назарова, И.И. Приходько, Л.А. Перелыгиной, В.П. Садкового, А.В. Тимченко, В.Д. Шадрикова и других.
Одним из важных показателей готовности специалиста к профессиональной деятельности есть уровень развития ее мотивационной сферы. При изучении данного компонента необходимо выходить с того, что мотивация является связующим звеном между учебно-профессиональной и практически профессиональной деятельностью. Она влияет как на выбор профессии, таки успеваемость, определяет особенности взаимодействия